Монастырь, по своей древности и огромности зданий, принадлежит к первейшим в России, – прежде, обогащаемый князьями и посадниками Новгородскими, считался самым богатейшим в числе северных обителей. Теперь в этом монастыре 8 церквей: 1) Соборная, во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия, построена в 1119 г., а освящена в 1140 г., потом в 1807 г. возобновлена, не теряя своего древнего наружного и внутреннего устройства. В ней два придела: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости. 2) Соборная в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворного Его образа, на месте прежней во имя Святых бла­го­верных князей Феодора и Александра, освящена 9 декабря 1824 г. 3) Похвалы Пресвятой Богородицы; составляет нижний этаж Спасского собора, освящена в 1834 году. В ней ежедневно совершается ранняя литургия за покоящихся в пещере благотворителей и возобновителей Юрьева монастыря, архимандрита Фотия и графиню Орлову-Чесменскую, и пред пещерою отправляется ежедневно же лития, а по субботам – соборная панихида. Здесь же неумолкно читают акафисты Спасителю и Божией Матери попеременно. 4) Всех Святых, освящ. в 1841 году, 15 мая. 5) Св. Алексия, митрополита Московского, освящена 9 мая 1850 г. 6) Воздвижения честного и животворящего Креста Господня, освящ. 18 октября 1826 г. 7)  Божией Матери Неопалимой Купины, освящ. 20 августа 1831 г. и 8) Во имя Архистратига Михаила, в башне. Башня построена в 1760 г., а церковь освящ. в 1831 г. В новейшие времена, при настоятеле этого монастыря, архимандрите Фотии, все монастырские здания великолепно устроены усердием графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. В соборной церкви почивают св. мощи Феоктиста, архиепископа Новгородского, преставившегося в 1310 г. декабря 23-го дня, перенесенные сюда из Благовещенского монастыря в 1786 г. января 23-го. На правой стороне церкви, в стенной арке, гроб Вел. кн. Феодосии Мстиславовны, в инокинях Евфросинии, матери Св. Вел. князей Александра Невского и Феодора, преставившейся в 1244 г. мая 4-го дня. Украшения в соборе:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дополнительный Требник содержит в себе чины молитвенные – освящения храма и вещей, принадлежащих, главным образом, храму, которые освящаются иногда и не вместе с храмом, а особо. Чины и молитвы, находящиеся в Дополнительном Требнике, или совсем не содержатся в Требниках Большом и Малом, или находятся в них в сокращенном виде, и таким образом собою дополняют эти Требники. Содержание Дополнительного Требника (изданного в Киево-Печерской Лавре 1863 г.) следующее: 1) Чин, бываемый при основании церкви и водружении креста 253 ;2) Чин молитвенный на поставление креста на верх крова новосозданной церкви; 3) Чин освящения храма, от архиерея творимого 254 ; 4) Чин благословения и освящение сосудов служебных, т. е. дискоса, Чаши, звездицы и лжицы с тремя их покровцами, предложенных вместе. При освящении же которого-либо одного из сих сосудов, хотя положено совершать этот же чин благословения, но при нем читаются особые молитвы, которые за сим и изложены, именно – 5) Молитва над одним дискосом новым; 6) Молитва над одним Потиром (Чашею) новым; 7) Молитва , еже благословити новую дискосную звезду; 8) Молитва, еже благословити новую лжицу к божественным тайнам 255 ; 9) Молитва , еже благословити новыя покровцы, к покровению Св. Тайн служащия; 10) Чин благословения нового кивота или сосуда, в немже хранимы быти имут божественные Христовы тайны; 11) Чин благословения илитона); 12) Чин благословения или освящения новых священнических одежд, т. е. стихаря, епитрахиля, пояса, поручей и фелони; 13) Чин благословения индитий, или одежд и покрывал божественные трапезы и жертвенника; 14) Чин благословения и освящения новосооруженного креста; 15) Чин благословения иконы Пресвятыя Живоначальные Троицы, в образе триех Ангелов, или Крещения, или Преображения, или Сошествия Святого Духа; 16) Чин благословения и освящения иконы Христовы, праздников Господских, единые или многих; 17) Чин благословения иконы Пресвятыя Богородицы, единые илй многих; 18) Чин благословения иконы Святого, единого или многих; 19) Чин благословения новых сосудов церковных, вкупе многих или единого, яковы суть: кадильница, кация, блюдо анафорное, копие, кукумы, си есть водоносные сосудцы, и иная алтарная принадлежность; 20) Чин благословения нового кивота, или иного коего сосуда, или коего-либо хранилища, крестообразно или инако к хранению мощей святых сооруженнаго; 21) Благословение креста к ношению на персех; 22) Чин благословения и освящения иконостаса 256 ; 23) Чин благословения и освящения разноличных икон, предложенных вкупе; 24) Чин благословения кампана, си есть колокола или звона; 25) Молитвы на благословение артоса во Святую Неделю Пасхи; 26) Молитва на раздробление артоса в субботу Светлой недели; 27) Чин благословения нового кладезя 257 ; 28) Чин благословения пчел; 29) Благословение роев пчельных; 30) Молитва , еще освятити какое-либо благовонное зелие; 31) Молитва на освящение всякия вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После освящения престола освящается храм – каждением, святой водой, помазанием святым миром. Архиерей кадит кругом престол, жертвенник и весь алтарь, а протодиакон предходит со свещею (Чин освящ. храма архиереем) 1318 ; затем кадит всю церковь . Во время же каждения поется псалом 25-й: «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»; и на «Господа уповая, не изнемогу». Псалом поется многажды, доколе не окадит архиерей алтарь и всю церковь , по обычаю. Когда же архиерей кадит, последуют по нем двое архимандритов, или игуменов, или священников: один кропит стены св. водою, а другой, держа сосуд с миром, помазывает стручцем, обмоченным в миро, на стенах храма крестообразно, сперва в алтаре, над им местом, над окном, потом над церковными вратами, которые к западу церкви; далее, на южной стороне и над дверьми, или над окном на стенах 1319 . Если окно высоко, то приставляется лестница (Чин освящ. храма, от архиерея творимаго). Таким образом, при помазании миром всех сторон храма изображают крест. По окончании каждения и пения псалма, идет архиерей в алтарь и говорит: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно и во веки веков, аминь». Протодиакон, приняв кадило у архиерея и покадив ему трижды, произносит малую ектению, стоя пред престолом на левой стороне. Архиерей после ектении не произносит возгласа, а после того, как протодиакон возгласит: «Господу помолимся», сняв митру, стоя пред престолом, читает молитву: «Господи небесе и земли», в которой взывает к Господу: «К Твоему песнопению созданный сей храм божественные Твоея исполни славы: и в нем воздвиженный жертвенник святый святых покажи». Затем архиерей, при главопреклонении всех, читает тайно молитву: «Благодарим Тя, Господи Боже сил», в которой просит Бога: «Исполни славы, и святыни, и благодати жертвенник сей, якоже претворятися, яже на нем приносимым Тебе безкровным жертвам, в пречистое тело и честную кровь Единородного Твоего Сына и Господа и Бога и Спаса нашего Христа, ко спасению всех людей Твоих и нашего же достоинства». После сего приносится архиерею свещник с невозженной новой свечой. Архиерей, возжегши ее своими руками, поставляет на ем месте, возле престола (Чин освящ. храма, от архиер. творимаго). Таким образом при освящении храма, как при крещении, возжигаются свечи в знак духовного просвещения. «До сего освящения времени во алтари свечи никаковыя не возжигати», сказано в Чине освящения храма (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Архиерей, входя в храм для совершения литургии с посохом, остается с ним до времени облачения. Тогда он отдает его чтецу 182 , который и «держит его обема рукама мало подъем» (Чиновн., лит. Злат.). Чтецу повелевается держать посох таким образом потому, что чтец не должен опираться на посох. Во время малого (Чиновн., Лит. Прежд. даров) и Великого Входа пастырский жезл несется (Чиновн.) пред шествием пастыреначальника Иисуса Христа, Которого в то время изображают: Евангелие, дискос и Потир. Подобным образом несется посох пред Плащаницею в Великую субботу (Чин священ. и обрядов в Большом Успенском соборе, лист 13). А при выносе архиереем креста 14 сентября посох несут за архиереем (Там же, лист 1-й). Устав Церкви не воспрещает жезл (Δeκανκιον) иметь при себе и престарелым людям, чтобы, опираясь на них, они могли облегчать трудность стояния, особенно при продолжительном богослужении. Но есть время при богослужении, в которое, по причине особенной важности чтения, пения, священнодействия, устав церковный требует, чтобы все стояли без жезлов, именно, в 26-й главе Типикона сказано, что не должно стоять с жезлами на утрени – при чтении шестопсалмия, при стихословии: «Величит душа моя», и на «Достойно»; на литургии – при чтении Евангелия, при пении Херувимской песни и в явлении Святых Тайн. Орлецы. – Орлецами называются небольшие круглые ковры с изображением единоглавого орла, имеющего сияние вокруг головы, парящего над городом. Стоять на орлеце при богослужении дозволяется только архиереям, и они вводятся на орлец при их посвящении. Тогда посвящаемый читает исповедание веры на особом орлеце большого размера. На него посвящаемый становится сперва на краю изображенного орла (приводят его до хвоста орла), потом на средине орла и, наконец, на главе орла 183 . Вид города на орлеце указывает на епископство в городе, а орел – на высоту и чистоту богословского учения епископа, сияние над главою орла – свет от учения епископа (Новая Скр., ч. III, гл. 6, § 4). Таким образом, орлецы, постилаемые при богослужении под ноги архиерею, означают, что он жизнью и учением должен подобно орлу, возвышаться над всем дольным и стремиться к ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

4) Затем архиерей надевает омофор после молитвы: «Вонми Господи Иисусе Христе», пред тем временем, когда диакон говорит: «вонмем», и бывает в омофоре до отпуста литургии. В то время архиерей возносит святый хлеб, разделяет его на части, причащается и преподает тело и кровь Христову другим; поэтому ему нужно бывает облечься во все священные знаки его достоинства, тем более – в омофор, который у иерарха есть важнейшее одеяние. 5) Если бывает хиротония при архиерейском служении, то для хиротонии архиерей всегда облачается в омофор (Чиновн.). На вечерне в Великую пятницу, которая как бы заменяет литургию, во время чтения Евангелия Архиерей отлагает с себя омофор (Чин священнодействия и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе, лист 11). Ныне при одном и том же богослужении омофор употребляется двоякаго рода, во 1-х, длинный широкий плат, носимый на плечах, который опускается одинаково до низу спереди и сзади, во 2-х, другого вида омофор, также полагаемый на плеча, но который опускается своими обоими концами только с передней стороны и достигает лишь до конца груди. Этот последний, обыкновенно, называется малым омофором, иногда же – полуомофором (ср. Соколова руков. для участ. в служ. с архиереем Владим. 1889 стр. 26) 162 В омофор первого рода архиерей облачается в начале литургии (Чиновн.). Во второго рода омофор облачается обыкновенно, при Херувимской песне. В Чиновнике нет прямого указания на двойного рода омофор. Там обозначаются тот и другой словом омофор. Но в Чиновнике находится такого рода примечание при Херувимской песне: «протодиакон полагает на рамех архиерейских омофорий (кистям быти на левой стороне)». На поле же листа Чиновника напечатано слово «Тресны» 163 Примечание Чиновника: «кистям быти на левой стороне» и слово «Тресны» не дают понятия об особенности малого омофора, особенность его при богослужении известна из употребления его на практике. Нанедренник – енколпион (νκλπιον), или панагия (παναγi’α – от πς весь и γιος святой). Нанедренник. иначе енколпий (Чиновн., Лит. Прежд. даров), т. е. наперстник (от ν – на и kλπος – недро, перси), или панагия, т. е. всесвятая (πν – все и γα – святая), есть небольшая круглая икона лика Спасителя, или Божией Матери, носимая на недрех, персех, груди архиереев и некоторых архимандритов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– Относительно взаимного целования священников друг у друга правой руки пред Символом веры «Цер. Вестник» говорит, что на основании Служебника священники «целуют друг друга только в рамена»; при архиерейском же служении у Архиерея, кроме рама, целуют и руку (Ц.В. 1891, 14). – Если служит несколько диаконов, то каждый из них целует крест на своём ораре и затем целуют друг у друга плечо, произнося при этом то же, что и иереи (см. Служеб.); но при двух диаконах взаимного целования между ними не бывает, так как один из них стоит в это время на амвоне, другой в алтаре (Киев. Е.В. 1891, 10). 96) Завеса остаётся отверстой до возглашения: «Святая святым», и тогда опять затворяется. 97) В Чиновнике сказано, что Символ веры за литургией «глаголют людие благоговейно мерным гласом», под каковым выражением нужно понимать мерное пение, а не чтение (Ц.В. 1892, 22); и в Русской Церкви существует повсеместный обычай петь Символ веры на литургии. – Полтавской Д.Кон. было сделано особое распоряжение, дабы во всех приходских и домовых церквах Полтавской епархии было употребляемо на литургии исключительно пение Символа веры; чтение же может быть допущено только в случае надобности научить прихожан Символу веры, но должно быть совершаемо прилично, умеренным тоном голоса и притом с ведома местного благочинного (Полт. Е.В. 1889, 5). – Символ веры и молитву Господню следует петь как можно отчётливее и раздельнее, чтобы дать молящимся случай в храме не только повторять, но и изучать их (Ряз. Е.В. 1896, 14). 98) При соборном служении все без исключения священники веют воздухом над св. Дарами, читая тайно Символ веры ; после веяния двое старших священников приближают его для целования предстоятелю, который один только целует воздух и затем отдаёт воздух младшему священнику, а последний, сложивши его, полагает на краю левой стороны престола (Ц.В. 1895, 23). – Веяние воздухом прекращается при входе диакона в алтарь; затем, «совершивши символ» (Чиновн.), «священник взем воздух от святых» (Служеб.), «согнув» (Чиновн.), «и целовав и (его), полагает на едино место» (Служеб.) «на св. трапезе, идеже суть и прочие покровцы» (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Типиконе ни в 23 главе, ни в других местах его ничего не сказано о закрытии Царских врат во время литургии по чтении Евангелия. В нынешнем же Служебнике замечено, что диакон, по прочтении Евангелия, отдает святое Евангелие священнику и затворяются паки Святые двери 645 . Заупокойные Апостол и Евангелие назначены особые для каждого дня седмицы – для понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы и субботы, но не указаны для Недели (воскресения). При заупокойной службе не положено чтения Апостола и Евангелия празднуемым святым, а назначено чтение Апостола и Евангелия только дневное, то есть рядовое и заупокой 646 . Этот порядок назначен в Типиконе в субботней службе, аще поется Аллилуиа (Тип., гл. 13). Заупокойные Апостол и Евангелие обозначены в книгах – служебном Апостоле и Евангелии (в Указателе) вместе с Апостолами и Евангелиями общими, то есть с теми, которые общи целым ликам святых. По прочтении Евангелия священник (при архиерейском служении – архиерей) говорит: «Мир ти, благовествующу», подобно тому, как, по прочтении Апостола, было сказано читающему: «Мир ти». Певцы поют: «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе». Диакон, отшед даже до святых дверей, отдает святое Евангелие священнику 647 (Служебн.). Священнослужитель приемлющий Евангелие, целует его. Но прочие сослужащие в то время не целуют Евангелия (Чиновн., лит. св.. Иоан. Златоустого 648 . Евангелие полагается на престоле на горней стране, выше антиминса (Чиновн.). При совершении литургии священником, в это время затворяются Царские двери (Служебн.). Обыкновенно Царские двери затворяются после ектении и молитвы за государя. После чтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси от всея души». Эта ектения на литургии, при сравнении ее с тою же ектениею на вечерни и утрени, содержит особые два прошения, именно: «Еще молимся о братиях наших, священницех» и: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных» 649 . Иногда на сугубой ектении бывают особые прошения, а после возгласа – молитва, читаемая священником о Государе 650 , иногда и другие молитвы, которые, произносятся на молебных пениях 651 . (См. Далее о молебных пениях). Обыкновенно, после молитвы прилежного моления, положенной при ектении после молитвы об Императоре, прочитанной иереем тайно, развертывается иереем илитон и три стороны антиминса. Затем, если бывает приношение за усопших, диакон говорит ектению об упокоении их: «Помилуй нас, Боже». После нее иерей читает молитву об упокоении усопших и возглас: «Яко Ты еси воскресение, живот и покой». При архиерейском служении возглас говорит архиерей (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После того, как диакон вольет теплоту в Потир и священник раздробит частицу святого агнца со знаком ХС, он, прежде нежели приобщается сам, говорит диакону: «Диаконе, приступи». Диакон приходит благоговейно, творит поклон и говорит: «Се прихожду» (Служебн., о приобщении крови Христовой) и: «Преподаждь мне, Владыко». священник, подавая диакону святый хлеб, говорит: «(имя рек) священнодиакону преподается честное и святое и пречистое тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в оставление грехов и в жизнь вечную». И, целовав диакон подающую ему руку (Служебн.) и рамо (Чиновн.), приемлет святый хлеб (Служебн.) и отходит созади святыя трапезы, преклонив главу, и молится. Затем священник, взяв одну частицу святого хлеба, говорит: «Честное и пресвятое тело Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне недостойному (Чиновн.) (имя рек) священнику в оставление грехов и в жизнь вечную». И. преклонив главу, молится, как и диакон. После молитв «Верую, Господи» он приобщается тела Христова, держимого со страхом и всяцем утверждением (Служебн.) 713 , засим берет губу, отирает ею руку и, целовав губу, положит на место, потом, взяв священный покровец и Потир обеими руками с покровцем, приобщается крови Христовой трижды, говоря: «Честные и святыя крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз раб Божий священник (имя рек) во оставление грехов моих и в жизнь вечную, Аминь». При самом приобщении, трижды 714 , обыкновенно произносит: «во имя Отца, и Сына и Святого Духа, Аминь» 715 . По приобщении, священник, отерши уста и Потир покровцем, говорит: «Се прикоснуся устнам моим, и отимет беззакония моя, и грехи моя очистит»; целуя Потир, говорит трижды: «Слава Тебе, Боже» (Чиновн.). Затем призывает диакона, говоря: «диаконе, приступи». диакон приходит, поклоняется однажды и говорит: «Се прихожду» и: «Верую, Господи, и исповедую». И приобщает его священник, говоря: «Причащается раб Божий диакон» и пр. 716 . Причастившуся диакону глаголет священник: «Се прикоснуся устнам твоим и отъимет беззакония твоя и грехи твоя очистит» 717 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На великой ектении положено Св. Синодом присоединить и следующее прошение: «О еже не помянути грехов и беззаконий наших и утвердити в земли нашей безмятежие, мир и благочестие, Господу помолимся». Священник, прочитав тайно молитву во время ектении мирной, – конец ее: «Яко подобает Тебе», возглашает после ектении (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат. и Служебн., лит. св. Василия Вел.). Диакон, по произнесении ектении, «поклонився, уступает от места своего и, отшед, стоит пред иконою Христовою, держя и орарь тремя персты десные руки» (Служебн.). После великой, иначе, мирной ектении (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.) поются антифоны, песнопения, возвещающие, главным образом, о воплощении Сына Божия, пришедшего на землю даровать мир. Антифоны состоят из трех частей, в честь Святой Троицы. После первого антифона, во время которого священник читает тайно молитву, «Господи Боже наш, Его же держава несказанна», бывает малая ектения. И после нее священник возгласом славит Господа Бога, как Творца и Вседержителя: «Яко Твоя держава и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Св. Духа». После второго антифона и тайной молитвы священника: «Господи Боже наш, спаси люди Твоя» также бывает малая ектения. После нее священник славит Господа, как Искупителя мира. «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Таким образом, возгласы после сих ектений суть окончания молитв, читаемых тайно священником и архиереем 597 , называемых молитвами антифонов (Служебн., лит. св. Иоан. Злат.) или «молитвами согласия» (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат, по «Благословенно царство» 598 . После 3-й части песнопений антифонов бывает Вход 599 . Об антифонах литургии есть отдельная глава (21-я) в Типиконе. Она надписывается так: «О еже когда глаголются Изобразительная и когда антифоны». Из этой главы, также из месяцеслова, находящегося в Типиконе, и из богослужебных книг видим, что на литургии поются троякого рода антифоны: именно: 1) антифоны вседневные, 2) антифоны изобразительные и 3) антифоны праздничные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

692 В Чиновнике сказано, что протодиакон подъемлет мало святый дискос и Святый Потир (Лит.). Обыкновенно, левою рукою берет Потир, а правою над левою берет дискос. В Литургиарионе, изданном в Львове в 1681 г., указано: диакон прелагает руце крестообразно и приемлет десною верху левыя сущею святый дискос, левою же Чашу (л. 188). При архиерейском служении, хотя веет рипидою не тот диакон, который подъемлет дискос и Потир, но и он пред призыванием Святого Духа, отлагает рипиду и поклоняется благоговейно (Чиновн.). 693 Когда диакон при литургии, совершаемой иереем служит в совершенстве (то есть – приобщается); тогда диакон, а не иерей, совершает некоторые священнодействия. При словах иерея: «Победную песнь» диакон снимает с дискоса звездицу, творит ею крест над дискосом, и целует звездицу. Также, при произношении иереем: «Приимите, ядите», «Пиите от нея вси», указывает на святой дискос и на Святой Потир; при словах иерея: «Твоя от Твоих» диакон подъемлет крестообразно дискос и Потир. Эти действия диакона указывают на ближайшее участие его при совершении таинства. Но, затем изношение диаконом Потира с возглашением. «Со страхом Божиим и верою приступите» есть уже действие диакона по совершении таинства, и действие обращено к стоящим в храме мирянам, и потому изношение Потира диаконом, совершается одинаково им, приобщается ли он при литургии или не приобщается. 694 Когда совершает литургию священник без диакона, сам священник произносит: «Аминь», изявляя тем веру в пресуществление Святых Даров (Сн. Прав. Исповед., ч. I, отв. на 107 вопр. Послан. восточн. патр. о прав. вере, гл. 17). В этом случае священник поступает подобно тому, как при крещении он по каждом погружении крещаемого в воду и при миропомазании при каждом помазании произносит «Аминь» (Требн. и Номок. в Требн., прав. 200). 695 При архиерейском служении протодиакон говорит архиерею: «Помяни нас, Владыко святый». Архиерей говорит: «Да помянет вас». Если есть хиротонисуемый иерей, то архиерей призывает его и, взяв Святый Хлеб и отломив часть от Святого Хлеба, юю, «яже есть Христос» дает ему, глаголя: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Он, взяв, целует руку архиерееву и, отойдя, стоит созади святой трапезы, руки положив на святую трапезу, моляся, говорит псалом «Помилуй мя, Боже», весь до конца. Егда же имать рещи: «Святая святым», тогда хиротонисанный отдает святый хлеб, и положит его архиерей на святый дискос. Хиротонисанный же приобщается первым из иереев (Чиновн., лит. Злат.). Архиерей отлагает омофор и приемлет шапку (Чиновн., лит. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010