Между тем в Моисеевом законодательстве это отмечается, и дальше, согласно с законом Гаммураби, говорится, что вместо смерти может быть наложен штраф. Очевидно, в этом пункте Моисеево законодательство полнее и как будто поясняет законодательство Гаммураби: штраф, следовательно, был заменой смертной казни. С другой стороны: в Моисеевом законодательстве не сказано, какой штраф нужно налагать в том случае, если вол забодает свободного человека, – там сказано только, что „если выкуп будет наложен на него, то пусть даст выкуп за душу свою, какой будет положен на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает; по этому закону поступать с ним“. Сказано очень неопределённо. Между тем, в законе Гаммураби определённо говорится, что за убийство волом свободного человека платится пол-мины серебра. Что в этом пункте закон Гаммураби разумеет этот же случай, какой разумеет Моисеево постановление и, следовательно, первый поясняет последнее, – видно уж из того, что оба законодательства сходятся в определении штрафа за убийство быком раба. Закон Гаммураби определяет этот штраф в размере 1 / 3 мины серебра, а Моисеево законодательство в 30 сиклей – это почти одно и тоже: 30 сиклей=почти 1 / 3 мины (мина=100 сиклей). Если последняя параллель заставляет думать, что кодекс Гаммураби и закон Моисея в некоторых пунктах пополняют и поясняют друг друга, то с другой стороны, сопоставление некоторых пунктов этих двух законодательств показывает несомненное различие между ними даже в решении одних и тех же юридических вопросов. Так, напр., по закону Гаммураби, кредитор взамен долга был вправе брать у своего должника свободную жену, его сыновей и дочерей в услужение; однако на чет- —300— вёртый год последние должны были освобождаться (§ 117). В параллельном же месте кн. Исх.21:2 мы читаем: „если купишь раба еврея: шесть лет пусть служит он, а в седьмое пусть выйдет на волю даром“. Или ещё Исх.21:7 ст.: „Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы“. Как можно видеть, срок служения свободного человека в качестве раба и характер этого служения кодексом Гаммураби и законом Моисея определяются неодинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мф.1:24–25 . Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. «Принял жену свою»: только обрученную ему, принял как жену к себе в дом, или оставил ее жить у себя в доме (ср. прим. к Мф.1:20 ); невеста у евреев называлась женою. – «Не знал ее. Как наконец родила»: собственно – доколе не родила: учение о приснодевстве Пресвятой Богородице. Евангелист употребил свое доколе, но ты не подозревай из того, будто Иосиф после познал ее. Евангелист дает сим только знать, что дева прежде рождения была совершенно неприкосновенною; что было после рождения, о том предоставляет судить тебе самому. Что тебе нужно узнать от него, то он и сказал, т.е. что дева была неприкосновенною до рождения, а что само собою видно из сказанного как верное следствие, то предоставляет собственному твоему размышлению, т.е., что такой праведник (как Иосиф) не захотел познать деву после того, как она столь чудно соделалась матерью и удостоилась и родить неслыханным образом и произвести необыкновенный плод» (Злат., ср. Феофил.).– Доколе – не означает предела времени, после которого обозначаемое им состояние переменяется, а означает иногда неопределенное время. Ворон, выпущенный Ноем из ковчега, не прилетал доколе не иссякла вода, но и после не прилетал ( Быт.8:7,14 . ср. Пс.71:7, 88:2 . Мф.28:20 . Так Григ. Б. 3,81. Злат., Феофил.). «Первенца» – первородного: это слово не показывает, что были после него рожденные дети: ибо первенец мог быть и единородным. Так Бог повелевает освятить себе всякого первенца, несмотря на то, будут ли после него дети или нет, и – единородный был первенец. «Называет его первенцем не потому, будто был у нее еще другой какой-либо сын, но просто потому, что он первый родился, и притом единственный: ибо Христос есть и первородный, как родившийся первым, и единородный, как не имеющий брата» (Феофил.). Если же в Евангелиях упоминается о братьях Иисуса Христа ( Мф.12:46,47 . Ин.2:12, 7:3,5 и др.) и они называются даже по именам ( Мф.13:55 ; Мк.6:3 . – Иаков, Иосия, Симон и Иуда): то были они не родные, а названые братья Его – дети Иосифа обрученника от первого его брака (Григ. Б., Епиф., Кирил. Александр., Иларий, Евсевий, Феофил. и др. Ср. Чет Мин декабря 26). Менее вероятно мнение, что помянутые лица были двоюродные братья Иисуса Христа – дети Клеопы брата Иосифова, и Марии сестры Богоматери, хотя и держатся этого мнения бл. Иероним, Феодорит и Августин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.27:54 . Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. «Сотник»: командовавший сотнею римских солдат и распоряжавшийся распятием троих осужденных. – «Устрашились весьма»: в вышерассказанных чудесах они увидели знамение гнева Божия за распятие невинного и боялись, что они, как орудия этой казни, подвергнутся строгому наказанию Божию. – «Сын Божий»: они, вероятно знали, что Иисуса Христа обвиняли в том, что Он называл себя Сыном Божиим, и в чудесах, сопровождавших смерть Его, они видели доказательство истинности того, что Он Сын Божий. Будучи язычником, сотник едва ли имел верное понятие о Сыне Божием и выражал, может быть, языческое понятие о Нем. Предание впрочем (именуя его Лонгином) говорит, что после он сделался христианином и мучеником (Феофил. ср. Чет. Мин. октября 16). Мф.27:55–56 . Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. «Смотрели издали»: без сомнения, потому издали, что приблизиться ко кресту не позволяли им солдаты римские, окружавшие крест. Издали наблюдали они за страждущим Учителем и Господином своим, и сами страдали душою. Хотя издали, но все же смотрели, тогда как ученики разбежались. – «Магдалина»: из местечка Магдалы на юго-западном берегу Геннисаретского озера (см. прим. к Мф.15:39 ). – «Мать Иакова и Иосии»: Златоуст и Феофилакт разумеют Богоматерь. «Кто же они (жены) были? Матерь его, которую называет (евангелист) Иаковлевою» (Злат.). Мариею матерью Иакова и Иосии евангелист называет Богородицу, поскольку Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женою Иосифа, то по праву называлась и матерью, т.е. мачехою детей его» (Феофил., ср. Синаксар в неделю жен мироносиц). Другие полагают, что это была жена Клеопы (Алфея; ср. прим. к Мф.1:24,12:46–47 ), сестра Марии Богоматери. – «Мать сынов Зеведеевых»: Иакова и Иоанна, по имени Саломия ( Мк.15:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Наконец, и еще приведен был к святителю юноша бесноватый. И как только Евтихий помазал и его святым елеем, то бес из юноши вышел. Теперь, боящиеся соборования, смотрите: семь раз святейший патриарх помазывал больных елеем, и во всех семи случаях получалось лишь одно исцеление. А отсюда вы и должны понять, что и соборование, где также больной помазывается св. елеем, не смерть должно принести, а выздоровление. Правда, впрочем, что многие из особорованных и умирают; но что же из этого? Ведь они большей частью умирают от того, что вы зовете соборовать их почти всегда уже в смертный час их. Тут уж соборование не виновато. А позовите вы священника в начале болезни: тогда дело было бы и другое. Итак, оставьте на будущее время заблуждение думать, что соборование смерть приносит, и смотрите на него иначе. Как же? А так, как учит смотреть на оное св. апостол Иаков, который говорит о соборовании следующее: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.» ( Иак.5:14, 15 ). И вот как говорит апостол, так на соборование и смотрите; и как учит он, так и поступайте. И тогда можете надеяться и на то, что молитва веры подлинно спасет болящего и воздвигнет его Господь. Аминь. 7-й день 224. Дорожим ли мы именем христианина (Из жизни св. мученика Каллиопия. Чет. Мин. апр. 7) В житии св. мученика Каллиопия, память которого Св. Церковь совершает 7-го апреля, между прочим пишется о том, что когда мучитель спросил Каллиопия, какого он рода, то мученик отвечал: «Рода я вельможеского и сенаторского; но почетнее всего для меня то, что я ношу имя христианина». И затем, за честь этого имени, Каллиопий принял сначала поругания и раны, а за ними и страшную смерть, быв стремглав распятым на кресте. Из этого повествования ясно открывается для нас, братие, то, что древние святые более всего дорожили именем христианина и готовы были положить за честь этого имени и самую свою душу. Сделаем же теперь, в наше назидание, сравнение в указанном случае древних христиан с нынешними и посмотрим: дорожат ли эти последние своим христианским именем так, как дорожили древние.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Не правда ли же, братие, что единственно пламенная любовь к Богу, твёрдая вера и крепкая надежда на Бога одушевляли мучеников в их страданиях, подавали в оных им мужество и терпение, скорбь их прелагали на радость, печаль на веселие и делали то, что святые страстотерпцы радовались и восхваляли Бога даже и в то время, когда тела их обливались кровью, были вешаны и строганы, бросаемы были в печи огненные или отдавались на снедение диким зверям. Да, поистине, вера, надежда и любовь к Богу творили и творят всё доброе для человека и делают его святым, мужественным, терпеливым, способным не унывать в несчастьях, презирать всё суетное и ничтожное и жить лишь для Бога и для вечности. А если всё это так, то какой же из сего урок для нас? Конечно тот, что мы должны подражать мученикам в вере, надежде и любви к Богу и сами восходить в этих добродетелях от силы в силу. И будем восходить. Каким образом? Будем восходить от силы в силу в вере, помня слова Писания, что без веры невозможно угодить Богу, а также и то, что мы только чрез веру получаем истинное познание о Боге и делах Его, что лишь чрез веру познаём Его святую волю, и наконец, что чрез неё лишь усвояем заслуги Христа Спасителя для нашего оправдания пред Богом. Будем восходить от силы в силу и в надежде на Бога, помня для сего, что «верен [Бог] Обещавший» ( Евр.10:23 ); что «надежда не постыжает» ( Рим.5:5 ) и что надежда для души есть, по слову Апостола, «как бы якорь безопасный и крепкий» ( Евр.6:19 ). Будем, наконец, восходить от силы в силу и в любви к Богу, помышляя непрестанно о благодеяниях к нам Божьих, о том, что... [Бог] [ещё] прежде возлюбил нас ( 1Ин.4:19 ), что всё, что мы имеем, всё получили от Бога и что «мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). Восходя же от силы в силу в этих добродетелях христианских, конечно, и мы не будем лишены плодов от них; и милостей Божиих, за стяжание их, сподобимся. Аминь. 11-й день 73. На слова Спасителя: «аще и что смертно испиют, не вредит их» ( Мк.16:18 ) (Из жизни святого мученика Виктора. Чет. Мин. ноября 11)

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Не правда ли после сего, братие, то, что милосердие есть лучшее средство к обращению грешников? Да, едва лишь возлил Аврамий бальзам на душу погибавшей, и она тотчас преобразилась из грешницы в Ангела во плоти, ибо при словах милости сейчас же и потекли обильно из очей её слёзы раскаяния и умиления сердечного, слёзы самые приятные для Господа и самые невыносимые для нашего врага, и Мария вскоре удивила всех своими подвигами. И пример этот не единственный. Посмотрите на Закхея: он был грешник; но Господь, увидев его, не обличает, а кротко говорит: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» ( Лук. 19:5 ) – и входит в дом Закхея. Чем же кончается? Тем, что благое отношение Господа к грешнику приносит благие и плоды. Закхей сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лук.19:8 ). Таким образом, видно, что милосердием Господа сейчас же была смягчена душа грешника и от греха к добру направлена. Поэтому, как поступали Господь и Его святые по отношению к грешникам, так поступайте и вы. Указывайте им на бесконечное милосердие Божие к кающимся, на то, что нет греха, побеждающего это милосердие, раскройте пред ними Евангельские сказания о помиловании жены грешницы, о том, как Иисус был в дому Симона фарисея и как приступила к нему жена, принесшая алавастр мира, притчу о блудном сыне, о помиловании разбойника, и может быть, Бог даст, и вы своею кротостью своих грешников обратите ко Христу. А когда обратите, то знайте, что за таковое обращение и вас самих ждёт великая награда на небесах; ибо так учит святой Апостол Иаков: «Братия! – говорит он. – Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Аминь. 30-й день 61. Какие блага даёт нам милостыня (Из жизни священномученика Зиновия и сестры его Зиновии. Чет. Мин. окт. 30) Господь учит нас подавать милостыню. «Продавайте, – говорит, – имения ваши и давайте милостыню» ( Лук.12:33 ). И мы, по слову Господа, подаём её. Но тут невольно, сам собой является вопрос: ради чего же мы подаём её? Есть ли нам самим от нашей милостыни какая-нибудь польза? Приобретаем ли мы что себе через неё? Даёт ли она и нам самим какие- нибудь блага? Знайте, братие, что и нам самим от милостыни есть великая польза, и себе мы через неё приобретаем многое, и блага большие она даёт нам. Какие же это блага? И что вообще милостыня даёт нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены перед Израилем. И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их. И усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы, и была рука Господня на Филистимлянах. И возвращены были Израилю города, которые взяли у него Филистимляне, и пределы свои освободил Израиль из рук Филистимлян ( 1Цар.7:2–14 ). Итак, это повествование показало нам, братие, что для того чтобы избавиться от врагов, нужно не одно только общее наше ополчение на них, но и раскаяние в наших грехах, заглаждение их добрыми делами, мольба к Богу о помиловании, а наконец, просьба и к святым мужам о том, чтобы и они помолились за нас. Если же все это так должно быть при нашествии врагов, то так поступать при них и будем. Подобно Израильтянам, обратимся всем сердцем к Господу и станем служить Ему Одному, выкинем из сердца скверных богов пороков и беззаконий и чистосердечное покаяние Господу принесем, вопль о помиловании вознесем к Нему и попросим молитв перед Ним и у благочестивых живущих с нами. И когда поступим так, тогда, без сомнения, можем надеяться и на помилование от Господа, и на спасение Им нас от врагов. Почему? Да потому, что тогда Господь будет с нами, а мы с Ним. С Господом же безопасно везде, и никакие враги не могут быть страшны человеку. «Если я пойду и долиною смертной тени, – говорит Пророк, – не убоюсь зла, потому что Ты со мной» ( Пс.22 ). «На аспида и василиска, – говорит еще о человеке, пребывающем с Господом, – наступишь; попирать будешь льва и дракона» ( Пс.90 ). «Близок Господь, – продолжает, – ко всем призывающим Его в истине, желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их; хранит Господь всех любящих Его» ( Пс.144:18–20 ). Будем же помнить все это и при нашествии врагов будем укрепляться, по Апостолу, «Господом и могуществом силы Его» ( Еф.6:10 ). Аминь. 21-й день 377. К молодым инокам о пользе от чтения душеспасительных книг (Из жизни преподобного Авраамия Смоленского. Чет. Мин. авг. 21) Вы знаете, молодые иноки, что монашескими правилами вы обязываетесь для спасения души своей, кроме молитвы, богомыслия и труда телесного, прилежать еще чтению душеполезных указанных известным уставом книг, и чтению таковых по уставу, разумеется, и прилежите. Но как думаете, будет вам какая-нибудь польза от чтения этих книг или нет? Что вы ответите нам на это, мы не знаем, но со своей стороны вполне убеждены в том, что польза от чтения душеспасительных книг может быть не только вам, читающим эти книги, но через вас и другим. На это вы, может быть, возразите: откуда же видно сие? На последнее ваше возражение мы вам дадим ответ в примере.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Но когда не мог Его найти, тогда повелел избить в Вифлееме и во всех пределах его всех младенцев мужеского пола от двух лет и ниже. Для чего дал он такое немилостивое повеление? Для того, чтобы в числе младенцев убить и Младенца Иисуса Христа: ибо он боялся, чтобы Иисус Христос, как новый Царь, не отнял у него царства его. И было избито невинных младенцев четырнадцать тысяч Теперь представьте себе, сколько было плача и рыдания от беззащитных матерей, лишившихся своих детей! В нынешнем Евангелий так об этом говорится: глас в Раме слышан был, плач и рыдание и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их Нет. Рама — это город, стоящий на высокой горе, недалеко от Вифлеема. Рахилью назван Вифлеем, потому что в пределах его погребены кости жены праотца Иакова Рахили. От ее имени и Вифлеем назван Рахилью. В этом-то, говорю, городе Раме был слышан голос Вифлеемских матерей, горько плакавших о избиении невинных своих детей. О горьком плаче и рыдании этих неутешных матерей св. Иоанн Дамаскин так беседует: „матери, претерпевшие болезни в рождении, по убиении младенцев, сидели с раскрытыми головами, на воздух руки простирали, терзали свои волосы, землею посыпали свои головы, представляли свидетелем небо, обливались горькими слезами, и царю Ироду, пред ними не находящемуся, как бы ему самому говорили: „какое это, о царь, новое твое о нас повеление? Не отец ли ты своим детям? Неужели не знаешь, как родители любят своих детей? Звезда ли тебя оскорбила: почему не стреляешь на небо, но иссушаешь наши сосцы, носящие млеко? Волхвы ли сделали тебе зло: почему не воюешь на Персиду, но Вифлеем делаешь бесчадным? Если родился Новый Царь, и ты узнал о Нем из книг, то возьми Гавриила (Архангела), и посади его в темницу“ (Чет.-Мин. 29 Декабря). Братие мои! Слыша такое трогательное повествование о избиении невинных младенцев, о горьком плаче и рыдании их беззащитных матерей, кто не содрогнется сердцем и не огорчится на Ирода жестокосердого и немилостивого? На таких людей и Бог, и люди негодуют.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Но этого мало; кроме царя вооружились против исповедника и прочие еретики, и одни из них бросали в Андрея камнями, другие сокрушили челюсти, третьи пронзили рёбра. Но и этим страдания исповедника не кончились. Царь снова издал повеление нещадно бить Андрея, и били его так, что тело его распадалось и раздроблялось. А потом связали его за ноги и через весь город повлекли по земле на место, где смертью были казнимы злодеи. Дорогой подбежал к святому один из еретиков и топором отсёк ему ногу. Андрей от этого усечения скончался, а тело его было брошено между трупами злодеев. Итак, видите ли, как святые, жившие среди еретиков, относились к своей вере? Они защищали её всеми силами своей души, отвращали от ереси всех, кого только можно было, и ни мучения, ни смерть не могли заставить их отречься от исповедания веры святой и православной. И вот, как поступали они, так поступайте и вы. Не позволяйте изуверам на сходках, при всех, извергать хулы на Церковь , отвлекайте от раскольников всех соблазнённых ими, уговаривайте и всех вообще православных, чтобы они бегали сношений с раскольниками, закрывали бы уста от хул их и от вожаков их удалялись бы, как от волков хищных. И так вы должны поступать непременно, ибо слушайте, что говорит Господь: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» ( Мф.10:32,33 ). Аминь. 18-й день 49. О почитании святых икон (Житие святого Апостола и Евангелиста Луки. Чет. Мин. окт. 18) Во второй заповеди Своей Господь не просто сказал «не сотвори себе кумира», но и прибавил: «и всякого подобия». Отсюда и является вопрос: можно ли и должно ли после сего почитать святые иконы? Отвечаем на это вам, братие, что святые иконы непременно и можно и должно почитать. И это видно из следующего. Во-первых, Сам Бог, написавший во второй заповеди Своей выше приведённые слова, вместе с тем, однако, повелел Моисею поставить в скинии, над Ковчегом Завета, двух золотых херувимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

– Об этом послушаем тебя в другое время: если бы это было сказано серьезно, с действительным желанием слушать, то апостол, без сомнения, остался бы в Афинах; но он скоро оставил этот город, – верный знак, что этих слов он не принимал в серьезном смысле, а в таком случае они были ничем иным, как светски вежливым приглашением прекратить речь, а может быть тоже насмешкой в смысле – после, после! – И так, и таким образом, т.е. принужденный прервать неоконченную речь, при легкомысленных насмешках с разных сторон, Павел вышел из среды их, т.е. из Ареопага. Впрочем, некоторые мужи (судя по выражению – немногие, ср. Деян.17:4 ), пристав к нему, т.е. пойдя за ним и войдя в более близкое общение с ним ( Деян.5:14 ; Деян.9:26 ), уверовали в Христа. – Дионисий Ареопагит , т.е. член Ареопага, следовательно, человек именитый и образованный, из каковых обыкновенно избирались члены Ареопага. По церковному преданию, он стал преданнейшим учеником апостола Павла, поставлен был от него епископом афинским, потом проповедовал Евангелие в Галлии и скончался мученически в Париже (Чет.-Мин. 3-го октября). – Дамарь: по преданию (там же) – жена Дионисия. Мужчины (не члены Ареопага) и женщины слушали речь Павла в Ареопаге, вероятно, с примыкавшей к нему площади (см. прим. к Деян.17:17 и Деян.17:19 ). – Другие с ними: не обильным плодом, как видно, окончилась мудрая речь Павла в Ареопаге, среди представителей цивилизации образованнейшего города: мир своей мудростью не узнал Бога в премудрости Божьей ( 1Кор.1:21 )! Глава 18 Павел в Коринфе (1–17) 1. После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф. 2. И нашедши некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно из Италии, и Прискиллу, жену его (потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима), пришел к ним; 3. И по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Оставив Афины: и, кажется, вскоре после речи в Ареопаге. Пребывание Павла в Афинах ( Деян.17:16 ) и насмешливое отношение афинян к речи его в Ареопаге произвели столь тяжелое впечатление на пламенный дух Павла, что он, «не ожидая здесь большой пользы» (Злат.), не мог долго оставаться в этом городе и ушел в Коринф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010