Если мы убедились теперь, что для этого нужно поступать так, как поступали святые, то и будем поступать подобно им. Аминь. 19-й день 375. К православным воинам о том, что Бог дает победы на врагов лишь воинам богобоязненным (Из жизни св. мученика Андрея Стратилата. Чет. Мин. авг. 19) Псалмопевец говорит: «[Господь] не на силу коня смотрит, не к быстроте ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» ( Пс.146:10–11 ). Как понимать эти слова? Нужно понимать так, что Господь во время браней не тем из воинов подает силу и мощь против врагов, которые надеются на силу коня и на быстроту ног своих, или, проще, на самих себя, а помогает тем, которые имеют в сердце страх Божий и вступают в битву с твердой верой в Бога, с пламенной молитвой к Нему и с несомненным упованием на помощь Божию. Теперь вот вопрос: понимая так слова Псалмопевца, можем ли мы увериться в истине их? Можем ли увериться в том, что во время браней Господь помогает именно лишь только богобоязненным воинам, а не на свою силу надеющимся? Да, знайте, воины христолюбивые, что увериться во всем этом можем мы, и сие последнее мы сейчас и раскроем вам. Святой мученик Андрей, именуемый Стратилатом, служил в римском войске тысяченачальником и стоял со своим отрядом в Сирии. Он имел твердую веру и крепкую любовь ко Христу Богу и служил Ему день и ночь молитвой и постом, бегал всякого греха и усердно исполнял заповеди Божии. За это Бог дал ему великую силу и храбрость в бранях; никто не мог во всех римских полках сравниться с ним мужеством, он одержал много славных побед и ими прославился больше всех полководцев римских. Но вот однажды на Сирию напали Персы. Правитель Сирии Антиох, узнав о несметном числе врагов, призвал к себе Андрея и сказал: «О твоем необычайном мужестве и я знаю, и царь знает. Поэтому я назначаю тебя теперь на время войны над всеми войсками римскими главным начальником и поручаю тебе вести войну с Персами. Займи в войске мое место и постарайся прославиться еще более».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Жил, говорит церковное сказание, в монастыре, именуемом Галат, монах-грешник. Когда он стал умирать, монахи собрались к нему; и вот он трепеща начал кричать: «Увы мне, окаянному, братие! Ныне я предан лютому врагу, ибо жил нечисто! Вот за это я теперь нахожусь во власти у дьявола. Он в образе змия обвился вокруг меня, и со страшным мучением исторгает мою душу». – «И сим убо от него реченным, – прибавляет списатель повествования, – абие умре: и не попусти Бог пребыти ему, дабы покаянием от змия избавитися возмогл, егоже видяше» (Прол. окт. 16). Итак, значит, правда и то, что человеку, который весь стал плотью и кровью, подлинно час смертный страшен и ужасен есть. Но все это говорят лишь примеры, а простое размышление что скажет нам? Конечно то же, что и они. Умирает праведник, что ему представляется? Понятно, то же, что и апостолу Павлу, который говорит: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» ( 2Тим.4:7–8 ). А при этом ясно, что тут нечего бояться, а паче радоваться умирающему должно. А грешнику что при смерти представляется? «То же, – говорит св. Златоуст, – что убийцам и разбойничьим вождям, которые, когда живут в темнице, то живут без страха; а когда должно будет привести их на судилище, тогда они рассуждают все учиненные ими беззакония, и для того плачут и трясутся (Бесед. 24 к евр.). Итак, кажется, и примерами, и рассуждениями слова вышеприведенные священномученика Садока как истину доказали мы вполне. Что же в заключение сказать? Скажем и про праведников, и про грешников уже словом Божиим. «Многие, – говорит пророк Даниил, – из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). Аминь. 21-й день 178. Не смотри на то, что соблазняет (Из жизни преподобного Тимофея, иже в Символех. Чет. Мин. февр. 21) Господь учит нас не смотреть на то, что соблазняет. Он говорит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ( Мф.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И в книге «Деяний» он говорит про себя: « Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых» ( Деян.20:33–34 ). Во втором послании к Коринфянам Павел и еще пишет: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах» ( 2Кор.11:23 ), «в труде и в изнурении» ( 2Кор.11:27 ). Итак, Апостолы трудились. А отсюда что выходит? То, что не так должно быть на самом деле, как говорят ленивые к делу своего спасения люди, и то, что лгут они, говоря, что при трудах житейских никак спастись нельзя. Вот видите, Апостолы иногда трудились и день и ночь, а между тем Петр находил же время и при трудах следовать за своим учителем и Господом, а Павел вместе с ним тоже нашел время весь мир учением своим просветить и все концы ко Христу привести. Повредили ли же дела рук их делу их спасения? Как видите, нет. А поэтому, братие, и не слушайте людей, которые говорят, что при трудах телесных спастись нельзя, но, заботясь о спасении своих душ, каждый исполняйте дела своего звания, к каким кто призван, и помните, в заключение, что говорит всем святитель Тихон Задонский . «Не должен ты, – поучает он, – в праздности жить, но в трудах благословенных упражняться. Понеже праздность всему злу виновна. И кто в праздности живет, непрестанно грешит» (Том 1, изд. 1860 г., стр. 121). Аминь. 30-й день 309. Неправда, что, живя в мире с женой и детьми, спастись нельзя (Из жизни св. Петра, царевича Ростовского. Чет. Мин. июня 30) В прошлом поучении мы обличили, братие, тех, которые говорят, что при трудах житейских спастись нельзя, а сегодня скажем вам про таких людей, которые рассуждают, что в мире с женой и детьми спастись невозможно и что для того чтобы спастись, нужно уйти в какой-нибудь монастырь или пустыню. Что и эти люди ошибаются, подобно тем, которые говорят, что при трудах житейских спастись нельзя, это видно из следующего. Блаженный Петр, царевич Ордынский, в отрочестве пришел в Ростов, принял там христианскую веру и там же остался жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И ввиду этого, устрояя дочерей в замужество, не отдавайтесь всецело, при этом устройстве, одной только заботе о мирском, но и уделяйте время на горячую и пламенную молитву. Из приведённого примера вы должны убедиться в том, насколько она нужна вашим дочерям, насколько благотворна для них и насколько сильна пред Богом. Да, подлинно, она, как видите, не только со дна моря достаёт, но и из гроба восставляет, и от лютой смерти дочерей спасает. Поэтому и молитесь усердно, при устройстве их, о том, чтобы Господь благословил их семейную жизнь и Сам бы всегда оставался Отцом для них и их заступником и покровителем. При такой же молитве, конечно, и всё будет хорошо. Под вседержавным покровительством общего Отца дочери ваши, несомненно, сохранятся от всякого зла, будут жить в благоденствии и иметь во всём благопоспешение, а этим и вам доставят радость и утешение. Аминь. 16-й день 80. О призвании Матфея (Из жизни святого Апостола и Евангелиста Матфея. Чет. Мин. нояб. 16) Так как сегодня Святая Церковь совершает память святого Евангелиста Матфея, то и мы сегодня, в честь этого славного Апостола и в собственное назидание наше, побеседуем о призвании Матфея Господом, то есть о том, как Господь вывел его из мрака на свет, из темницы на волю, из страны чужой в страну родную. Однажды, во время Своего пребывания в Капернауме, Господь проходил мимо того места, где собиралась пошлина. Здесь у своей мытницы, то есть палатки для принимания податей, стоял сборщик пошлин, или мытарь, по имени Матфей. Господь сказал ему: «Следуй за Мною». И он, оставив всё, последовал за Ним. Так как евреи обыкновенно презирали мытарей за их, в большинстве, греховную жизнь, то Матфей обрадовался, что Господь обратил на него внимание, и в знак благодарности Господу устроил в своём доме вечерю, то есть пир, на который пригласил много гостей. Книжники и фарисеи, увидев, что Господь и ученики Его возлежат на вечери вместе с мытарями, возроптали и сказали ученикам: «Зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками?» Господь ответил им: «Не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И вы также, если хотите быть счастливыми, не малодушествуйте, не беритесь за что-нибудь непозволительное, бегите от дурных товарищей и трудитесь; трудитесь же, поскольку вы, сироты, преимущественно перед другими трудитесь до пота, до изнеможения, до слез; и тогда, хотя корни вашего труда и покажутся вам горькими, зато плоды его будут для вас сладки; и им, при помощи Божией, вы несомненно достигнете если не изобилия, то по крайней мере довольства во всем, и благословение Божие будет почивать над вами. Аминь. 19-й день 236. О паломничестве (Из жизни преподобного Иоанна Ветхопещерника. Чет. Мин. апр. 19) Многие любят странствовать по разным обителям; а иные даже и всю жизнь проводят в таковых странствованиях. Как же вы думаете, братие, таковое странствование угодно Богу или нет? Да, иногда бывает и угодно: так, про преподобного Иоанна Ветхопещерника сказано, что он между прочим угодил Богу и тем, что «устранився от отечества и, взя крест иноческаго жития, странствование в чуждей стране Господа ради». Но мы сказали, что странствование по обителям только иногда бывает угодным Богу; следовательно, вы можете возразить нам, что если странствование по обителям или вообще по святым местам только иногда бывает угодным Богу; то, значит, иногда оно может быть и неугодным Ему? Да, ответим мы, может быть и неугодным. Когда же, скажете, это бывает? Это бывает, братие, в следующих случаях. Вот перед нами странники молодые, здоровые, способные к труду, ходят из обители в обитель, питаясь лишь мирским подаянием. Хорошо ли же они делают, выпрашивая милостыню и предаваясь праздности? Нет, ибо Господь сказал: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» ( Быт.3:19 ) – и в четвертой заповеди Своей написал: «шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои» ( Исх.20:9 ). Вот апостолы, странствовавшие ради благовестия Христова, поступали не так. «Мы, – например, пишет апостол Павел к фессалоникийским христианам, – ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою день и ночь» ( 2Фес.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И когда они были приведены, царь с рыданием упал к сыну на грудь и затем стал лобызать его. У злого же волхва Феодора Сантаварина за клевету были избодены очи, он был бит и, наконец, сослан в заточение. Смотрите же: Лев и Феофания смирились, молились, постились, вооружились терпением, не думали мстить своему клеветнику, и невинность их обнаружилась, а враг их за клевету получил должное возмездие и был наказан. А отсюда при страданиях от неё научитесь и вы поступать так же, как поступили упомянутые Лев и Феофания; и Господь и вашу невинность откроет, и с ваших клеветников их клевету взыщет. Да, и взыщет непременно; ибо что говорит слово Божие? «Они, [то есть клеветники], – говорит оно, – изострили язык свой, как меч, стрелою мстят язвительными словами, дабы втайне поразить непорочного. Внезапно поражают его и не боятся. Говорят: кто увидит их? Но Бог поразит их; они будут уязвлены стрелою внезапно. Низложат друг друга языком своим» ( Пс.63:4–9 ). Апостол Павел такой изрекает суд: «Клеветники, ложные доносители, выдумщики зла – достойны смерти» ( Рим.1:30–32 ). «[Таковые] Царствия Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). Итак, в скорби и страданиях от клеветы – к Богу поскорее, и они пройдут; а клеветники ваши, повторяем, возмездие за клевету примут. «Призови Меня, – говорит Господь страждущим от клеветы, – в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» ( Пс.49:15 ). А клеветнику говорит: «Сидишь и говоришь на брата твоего ... изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои» ( Пс.49:20–21 ). Помните же это и, при страданиях от клеветы прибегая к Богу, предоставьте и весь суд Ему. Аминь. 17-й день 111. Против гордости (Из жизни святого пророка Даниила. Чет. Мин. дек. 17) Предостерегая нас от гордости, слово Божие говорит, что «всякий возвышающий сам себя унижен будет» ( Лк.14:11 ); что то, «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» ( Лк.16:15 ); что Бог «над кощунниками посмеивается» ( Притч.3:34 ); и что, наконец, очи надменные Он уничижает ( Пс.17:28 ). Во всех этих изречениях слова Божия, как видите, братие, проходит та мысль, что Господь гордости не терпит и строго за неё наказывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И наслаждаться ими, если только сохраните мир и любовь между собою, вы подлинно будете. Ибо что такое мир между вами? Мир между вами есть стена крепкая и неразрушимая, о которую разобьются все неприятности монастырские; мир между вами есть столп, на котором спасение всех монахов, вам вверенных, утвердится. Мир между вами есть ваши ограда и щит против стрел дьявола, которые он особенно часто пускает в монастырях именно на власть имеющих. Мир, наконец, между вами есть иго благое и приятное и для вас самих, и в очах Божиих угодное. Итак, да водворится он и между вами, власть имеющими! И «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). Аминь. 4-й день 221. Будет ли награда в будущей жизни тем, которые здесь на земле прославляют Пресвятую Богородицу и святых (Из жизни преподобного Иосифа Песнописца. Чет. Мин. апр. 4) Многие из христиан и в молитвах домашних, и в церквах – в пениях и песнях духовных прославляют Божию Матерь и святых. Как вы думаете, братие, будет таким людям, за прославление Божией Матери и святых, награда на небесах или нет? Да, знайте, что некоторым из них будет, и это мы докажем примером следующим. В тот час, когда скончался преподобный Иосиф Песнотворец, один из друзей его, муж праведный и благочестивый, услышал голос, говоривший ему: «Выйди из дома и смотри на великие таинства Божии». Он вышел и увидел небо отверстым, и с него сходили сначала апостолы, за ними пророки, за пророками мученики и, наконец, после всех, святители. Друг Иосифа ужасался, дивился и недоумевал тому, что хочет быть. Но вот он услышал снова голос: «Смотри и внимай тому, что увидишь». И тотчас он увидел четырех юношей, сиявших небесною славою, а посреди них шла Пресвятая Богородица. И Пресвятая Богородица сказала святым мужам: «Возьмите от земли святую душу, которая ваши дела и памяти ваших дней в песнопениях прославила и своей жизнью вам подражала».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И не забывайте, что эти слова и на здоровье людей оправдываются. Так, иной кажется силы неимоверной и хвалится ею. А глядишь, как будто ни с того ни с сего приходит к нему болезнь, или слагает его в гроб, или делает на всю жизнь калекой. Другой же, по-видимому, совсем больной, но смиренный – смотришь – живет и живет и исполняет дела своего звания не хуже других. Будьте же, в заключение скажем, смиренны, и Господь и здоровьем наградит вас, и умножит дни жизни вашей. Аминь. 29-й день 308. Неправда, что житейские труды препятствуют делу нашего спасения (Из жизни святых Апостолов Петра и Павла. Чет. Мин. июня 29) Некоторые большей частью ленивые к делу своего спасения люди часто говорят: «Чтобы спастись, нужно удалиться от всех мирских трудов и забот, а то какое спасение? День у нас в работе, ночь в заботе! Тут уж не до спасения!» И выходит, по словам этих людей, что при трудах житейских спастись никак нельзя и что для того чтобы спастись, нужно бросить все мирские труды и занятия и всецело отдаться подвигам духовным. Так ли, братие, это на самом деле? Посмотрим. Вот, сегодня мы совершаем память святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Трудились ли они? Да, трудились. Так, про св. Апостола Петра сказано, что он рыбарем был по ремеслу и приобретал пищу своему семейству от труда рук своих, кормя жену, и детей, и тещу, и старика – отца своего Иону. И когда уверовал во Христа и пламенную любовь возымел к Нему, и тогда не оставлял трудов своих, и от них прокармливал свою семью. Об этом читаем и в Евангелии. Там, например, сказано: «Проходя же близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы» ( Мф.4:18 ). И еще: «Симон сказал Иисусу: Наставник! мы трудились всю ночь» ( Лк.5:5 ). И наконец: «Симон Петр говорит: иду ловить рыбу» ( Ин.21:3 ). А Апостол Павел про себя Фессалоникийским христианам писал так: «[Мы у вас] ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день» ( 2Сол.3:8 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

«И создаша себе», заключает сказание, «оба брата милостынями многими, вечныя обители на небесех». Итак, слова Августина от лица Божия «гостиницу получил, дом отдам», есть, как показала повесть об Апостоле Фоме, несомненная истина. Но вот любопытный вопрос: где же этот дом будет для милостивых? Ведь небо так велико, так обширно, так пространно! Где будет этот дом – то открывает нам тайновидец, святой Иоанн Богослов. «И я, Иоанн, увидел, – говорит он, – святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» ( Откр.21:2 ). «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец» (Ст. 23). «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Ст. 24). Из этих слов видно, что дом для милостивых будет в граде новом, сходящем с неба, как невеста, украшенная для своего мужа. И должно прибавить, что «и смерти там не будет ..., ни плача, ни вопля, ни болезни ... [там] не будет, ибо прежнее прошло» (Ст. 4). А если так, то неужели же и после сего мы не озаботимся о приобретении этого дома? Неужели по-прежнему будем скупы на милостыню? Неужели и после слышанного не отрём слёзы плачущих, не накормим голодных, не оденем нагих, не посетим больных и находящихся в темницах? Спаси Бог , чтобы мы не сделали сего! Нет, пусть и наша милость похвалится на суде, пусть и мы услышим оный вожделенный глас: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). Аминь. 7-й день 38. Ангелы ободряют и укрепляют нас в страданиях (Из жизни святых мучеников Сергия и Вакха. Чет. Мин. окт. 7) Известно, что добрые Ангелы, исполняя волю Божию, оказывают нам, людям, многие благодеяния. Так, они пекутся о нашем спасении, внушают нам благие мысли и желания, отводят нас от худых дел и намерений; ограждают нас от нападений злых духов, возносят наши молитвы к престолу Божию, и наконец, ходатайствуют о нас пред Богом. Но как вы думаете, братие, все ли тут благодеяния добрых Ангелов к людям перечислены нами? Нет, вы должны узнать и ещё об одном и величайшем благодеянии к нам добрых Ангелов. И благодеяние это состоит в том, что Ангелы не оставляют нас и во время страданий, когда таковые приходится терпеть нам, и во время оных утешают, ободряют и укрепляют нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И так, братие, по наставлению Христа Спасителя нашего, будем прежде всего и более всего искать царствия Божия и правды Его, жить и трудиться до закону Христову. А что нужно нам для земной нашей жизни, за наши праведные труды и за добрые деда, приложится нам от Господа. Аминь. Поучение в неделю 4ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии было прочитано: однажды Иисус Христос пришел в город Капернаум; к Нему подошел сотник и просил Его, говоря: Господи! слуга мой лежит дома расслаблен, и жестоко страдает. Иисус Христос говорит ему: Я приду исцелю его. Но сотник, ответствуя Ему, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, а только скажи слово, и слуга мой выздоровеет. Услышав сие, Господь удивился и оказал идущим за Ним: и во Израиле Я не нашел такой веры. И сказал Господь сотнику: иди, и как ты веровал, так и будет тебе. И слуга его выздоровел в тот же час ( Мф.8:5-13 ). Добрые мои слушатели! Нередко и между нами много бывает больных. Мы и сами болеем, болеют и наши домашние. И каких только болезней не испытываем мы? И наши больные также нередко страдают жестоко. А больному иногда и свет Божий не мил и никакие радости не радуют его. Что же делать нам во время болезней? Как поступать нам тогда, чтобы и Бога не прогневить и милость от Него получит? Поступать так, как поступал Капернаумский сотник, когда слуга его был болен. Нужно со смирением обращаться с молитвою ко всемогущему Иисусу Христу, на Него единого возлагать все свое упование, с покорностью воле Его переносить свою болезнь и укрепляться св. верою в Бога. А вера в Бога каких только не делает чудес? Вера в Бога и болезни наши облегчает, и врачует скорее лекарства. Св. мученица Агафия была в темнице, измученная и израненная за веру Христову. К ней явился св. ап. Петр и предложил ей врачебное пособие. Что же св. мученица? Она не приняла никакого лекарства и сказала: „я имею Господа моего Иисуса Христа, Который во мгновение ока исцеляет“, — и тотчас исцелилась (Чет.-Мин. 5 февраля). И верно слово Господне: вся возможно верующему ( Мк.9:23 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010