Итак, братие, не со злорадством, не с осуждением, не с пренебрежением, не с укорением и не с ненавистью мы должны относиться к грешникам погибающим, а с состраданием, любовью и кротостью и должны возливать бальзам милосердия на их раны греховные. Мы привели вам пример из жизни святого Апостола. Вникните же в отношение последнего к погибавшему. Иоанн жертвует собою и входит в вертеп разбойников, чтобы спасти грешника; он обращается к нему, как самая сердобольная любящая мать к своему милому, дорогому дитяти; он плачет с ним. И что же? И видим, что доброе отношение к грешнику приносит и добрые плоды. Грешник побеждён любовью Апостола и снова возвращён в стадо Христово. Ввиду этого, как поступил Иоанн по отношению к погибавшему, так должны поступать и все мы. Должны поступать с одной стороны и по любви христианской, которая должна быть всеобъемлюща, а с другой, пожалуй, для пользы нам же самим. Знайте, братие, что как велико несчастие человека, который грешит; так же и велика добродетель того, кто отвратит его от греха. Слушайте, что говорит Апостол Иаков. «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Аминь. 27-й день 28. На пиршествах не должно забываться (Из жизни преподобного Зосимы Соловецкого, чудотворца. Чет. Мин. сент. 27) Многие из христиан, когда бывают на пирах или на званых обедах и ужинах, тогда совершенно забываются. Разгорячённые вином и заражённые общим весельем, они предаются или безумному смеху, или непристойным разговорам, или греховному ухаживанию за женщинами или заводят, наконец, друг с другом ссоры и распри. Это, братие, недостойно христиан. Хотя бы ты присутствовал на пиру, но никогда не забывайся; напротив же, постоянно помни, что, во-первых, ты христианин; во-вторых, что есть над тобою Бог всевидящий и правосудный, Который спросит у тебя отчёт не только в словах и делах, но и в мыслях твоих; а наконец, в-третьих, на пиру не забывай и того, что и у тебя, как и у каждого другого человека, смерть не за горами, а за плечами.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Итак, братие, несомненно, что молиться всенародно и совершать крестный ход во время бездождия есть обычай древний. Но есть ли нам какая польза из полученных сведений об этом? Да, есть, и очень большая; и о ней то, в заключение слова, мы и скажем вам. Вникните: одни ли только молитвы о помиловании возносили древние христиане Богу во время бездождия? И одни ли только крестные ходы совершали? Нет. «Мы, – как слышали, говорит Тертуллиан , – иссыхаем от постов, измождаем себя всяким воздержанием, удаляемся от всякого увеселения, валяемся во вретище и пепле». А Порфирий что сделал перед крестным ходом? Заповедал, сказано, так же пост. Так вот, может быть, потому-то молитва древних христиан не тща была и обильным дождем сопровождалась, что предварена была сокрушением о грехах и постом. А у нас отчего часто и по всенародной молитве не бывает дождя? Оттого, что мы и к молитве-то почти всегда приступаем без сокрушения и поста, да и по молитве, нередко, прямо с оной отправляемся в дом пьянства, где иные и упиваются даже до бесчувствия. Кто же виноват после этого в том, что молитва наша часто и тща бывает? Очевидно, конечно мы сами. Ввиду же этого и станем на будущее время, для отвращения гнева Божия, не к одной молитве прибегать, но перед оной и после оной – и к сокрушению сердца, и к посту. И если подлинно так будем поступать, тогда, несомненно, и молитва наша плод свой принесет, и от гнева Своего Господь нас избавит. Ибо в этом неложным свидетелем для нас становится Он Сам. «Если, – говорит, – народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» ( Иер.18:8 ). Аминь. 27-й день 184.О любви ко врагам (Из жизни преподобного Тита, пресвитера Печерского. Чет. Мин. февр. 27) Господь говорит: «... если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ). Что значат эти слова? То, что если мы будем прощать обиды и любить врагов, то и нас Бог простит, помилует; а если не будем прощать обиды и любить врагов, то и нас Бог не простит и не помилует. Верно ли это? Верно, и вот на сие указательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Итак, братие, справедливо мы сказали, что люди, делавшие ближнему добро во время болезни, за это добро как избавление от этой болезни получали, так равно и другие великие милости Господни. Константин, как сейчас слышали, за милосердие к детям и за другие дела милости и от проказы очистился, и Святое Крещение принял. И это пример не единственный. Благочестивый израильтянин Тотив, восьмидесяти восьми лет, потерял зрение и творил милостыни – и через восемь лет прозрел. «И Манассия, – сказано, – творил милостыню и спасён от смертной сети, которую ему расставили» ( Тов.14:2–10 ). А ввиду этого и мы, братие, конечно, и до болезни, а особенно во время неё, для того чтобы получить исцеление, вместе с молитвою приникнем слухом нашим к мольбам нуждающихся, раскроем руки наши для милостыни и отрём слёзы плачущих. Тогда, конечно, и нам Господь явит Своё милосердие и или от болезни избавит, или, если этого не будет, то всё-таки за добро, содеянное нами во время неё, сподобит в будущей жизни и нас услышать оный вожделенный глас: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф.25:34–36 ). «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). Аминь. 3-й день 128. К прихожанам, живущим среди тайных раскольников (Из жизни святого мученика Гордия. Чет. Мин. янв. 3) Вы знаете, православные, что в нашем приходе есть тайные раскольники, которые хотя и ходят в церковь , и слушают наши поучения, и молятся по-нашему, и принимают Святые Тайны, но делают это без всякой веры, только наружно, а что втайне же они волки хищные и самые ярые хулители и издеватели над верой и Церковью ; вы знаете также, что эти двуличные люди постоянно говорят вам: «Что же? Переходи в нашу веру, тебе от этого хуже не будет; наружно делай как они, говори им, что ты такой же никонианец, как они, а втайне живи по-нашему и на наши моления ходи». Остановимся пока на этом последнем и спросим теперь ваших совратителей: что, правда ли, что в деле веры слово не причём? Правда ли, что можно спастись, говоря о вере одно, а делая другое? Что они ответят нам на это? Не знаем, что ответят, но мы со своей стороны на ложные слова их, с которыми они обращаются к вам, нашлись, что ответить им. Пусть же и они, да и вы вместе с ними об этом послушаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Итак, вот перед нами корчемник. Как на корчемников смотрели в древнее время, мы сказали. А теперь как смотрят? Опять так же, т. е. почти все думают, что им не спастись. А между тем что сказало дело? Вот св. Феодот, содержа корчемницу, явил себя и апостолом, и гонимых покровителем, и алчущих питателем, и недугующих врачом, и учителем веры и благочестия, и наставником богоугодного жития. Не должны ли после сего заградиться уста ленивых к делу своего спасения? Конечно, должны. Но этого для ленивых мало: не имея права говорить, что им в мире нельзя спастись, они должны еще помнить и следующее: во-первых, они должны помнить, что счастья нужно искать не в селе, а в самих себе; во-вторых, то, что не место просвещает человека, а человек место; а в-третьих, наконец, должны помнить и слова преподобного Нифонта, который говорит: «Господь равно приемлет праведную душу с престола и от сохи, из алтаря и с поля брани. Итак, живет ли кто в мире? Да не отчаивается. Согрешит ли? Покаянием может опять приблизиться к Богу. А кто говорит, что в мире нельзя спастись с женою и детьми, тот льстит своему самолюбию и порокам». Аминь. 19-й день 267. Мудрость мира сего есть безумие пред Богом ( 1Кор.3:19 ) (Из жизни св. священномученика Патрикия. Чет. Мин. мая 19) Однажды, когда мучитель христиан Юлий сказал священномученику Патрикию, что мудрее языческих философов никого нет; тогда священномученик на это отвечал ему словами апостола Павла. «Мудрость мира сего, – сказал он, – есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» ( 1Кор.3:19 ). Из чего же видно, что мудрость мира сего есть безумие перед Богом? И из чего видно, что Он уловляет мудрых в лукавстве их? Это видно, братие, из примеров следующих. Во-первых, мудрость мира сего оказалась безумием перед Богом тогда, когда люди думали собственными силами отвратить праведные определения Божии. Бог, например через Ноя, возвестил им, что они рассеются по всей земле и забудут свое родство; но племена Хама задумали помешать рассеянию людей. Они сговорились с некоторыми потомками Сима и Иафета и порешили: «Построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя, чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли». И дело их сначала пошло успешно. Но чем кончилось? Бог уловил мудрых в лукавстве их и смешал языки строителей так, что они перестали понимать друг друга и, бросивши постройку, они разошлись по разным странам.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Итак, истина непреложная, что были люди, которые за исповедание веры выносили и угрозы, и прельщения, и муки, и смерть, и ничто из этого не могло заставить их отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Теперь не лучше ли спросить: таковы ли мы, как они? О муках мы говорить не будем, но, по крайней мере, исповедуем ли свою веру, хотя защищая ее перед хулением неверующих, невежд, еретиков и кощунников, хулящих ее? Исповедуем ли веру сердцем, устами, примером? Боремся ли из-за нее хотя с различными страстями людей, с предрассудками, легкомыслием, беспечностью, нерадением о их обязанностях? Честь нам, если хотя и то делаем, и не честь и грех , если не делаем и потворствуем тем, которые над нашей святой верой ругаются. Будем особенно заботиться, чтобы никогда не допускать этого последнего в присутствии нашем, и для сего чаще будем приводить на память слова Апостола: «вера без дел мертва» ( Иак.2:20 ). 28-й день 353. Есть ли нам польза от того, что мы просим у святых ходатайства за нас перед Богом и чтим дни памяти их (Из жизни св. мученика Иулиана. Чет. Мин. июля 28) Все мы, братие, молимся святым угодникам Божиим, просим их ходатайства за нас перед Богом, прибегаем вообще к их помощи и заступлению и чтим дни памяти их. Есть ли нам от сего какая-нибудь польза? Есть ли, например, польза от того, что мы просим у святых их ходатайства за нас перед Богом и чтим дни памяти их? Да, есть, братие, непременно есть, и сомневаться в этом никак не должно. Так, во-первых, что есть нам польза от того, что мы просим у святых ходатайства за нас перед Богом, сие видно из того, что ходатайства этого повелел просить у святых Сам Бог и Сам же при этом указал и на благотворность оного. Бог повелел, например, Авимелеху, царю Герарскому, просить молитв у Авраама, как праведника. Господь сказал: «Пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» ( Быт.20:7 ). Тот же Господь повелел также и друзьям Иова просить посредства последнего. «Пойдите к рабу моему Иову, – говорил Бог, – и сотворите за себя жертву, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас» ( Иов.42:8 ). В обоих случаях ясным становится, что Сам Бог указывает нам, чтобы мы искали ходатайства у святых, и Сам же вместе с тем указывает и на то, что ходатайство, в свою очередь, последних за нас благоугодно Ему, а следовательно, и для нас и полезно и спасительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Итак, правду мы сказали, что не кто иной, а именно дьявол влечет ленивых из церкви, и поистине через свою леность они подпадают под его темную власть. А отсюда, конечно, само собою следует то, что они должны оставить свою дурную привычку и выстаивать службы до конца. Скажут: «Трудно очень!» Да понятно, трудно вам, братие, ответим им, когда вы стоите без внимания и мысли ваши Бог знает где носятся. Служение нашей Церкви так свято и Божественно, что его нельзя не полюбить тому, кто молится в ней усердно и поемое и читаемое слушает со вниманием. Значит: сосредоточьтесь вы в церкви, приклоните ухо к молению церковному, оставьте при входе в церковь за порогом ее всякое житейское попечение, и тогда будет другое. Тогда, несомненно, благодать Божия коснется вашего сердца, Господь просветит ваши очи мысленные, Ангел Хранитель приблизится к вам, бесов отгонит от вас; и тогда вы, стоя в храме славы Божией, поистине на небеси стоять возомните, и не только не затруднитесь стоянием в церкви, но и пламенно желать будете, чтобы служение церковное продолжалось долее и, как елень на источники водные, будете спешить в храм Божий. Аминь. 15-й день 201. О заслугах Христовых (Из жизни священномученика Александра иерея, иже в Сиде. Чет. Мин. марта 15) Однажды, когда игемон Антонин спросил священномученика Александра о том, что сделал для людей Христос, то Александр отвечал: «Христос весь род человеческий с Собою оживил и совоскресил». Есть ли правда в этих словах священномученика? Да, братие, есть; и мы это докажем вам. Что сделал для нас Христос? Во-первых, Он примирил нас с Богом – Отцом Своим. Что мы были до Христа? Мы «были, – говорит апостол, – без Христа чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» ( Еф.2:12 ). А Христос примирил нас «с Богом посредством креста, убив вражду на нем»; благовествовал мир нам, и через Него мы теперь имеем доступ и к Богу Отцу и стали «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (ст. 16–19). Еще что сделал для нас Христос? Разрушил царство смерти, которое непосредственно произошло от царства греховного.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Кадили и над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой были изображены Херувимы ( Исх. 40, 27 ). Мы чествуем святые иконы возжением перед ними свечей и елея. Возжигались светильники и в ветхозаветной церкви. И поставгы (Моисей) светильник в скинии собрания против стола... И поставил лампады (его) перед Господом, как повелел Господь Моисею ( Исх. 40, 24–25 ). И сказал Господь Моисею: говоря: прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны, его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лев. 24, 1–4 ; свящ. Н. Успенский ). Об употреблении и почитании святых икон в Христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание Первый образ в Христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя. Сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой Лик на плате и послал этот образ к Едесскому царю Авгарю. Потом евангелист Лука написал три иконы Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла (Чет. Мин., 16 августа, 18 октября). О Нерукотворенном Образе Спасителя Священное Предание рассказывает следующее. Когда Божественная сила чудес Господа Иисуса Христа сделалась известной всем, надежда выздоровления стала привлекать ко Христу бесчисленное множество больных, даже из далеких от Иудеи стран. Так и Авгарь, царь Едесский, изнуренный тяжким недугом, узнав о чудесах Иисуса Христа, смиренно просил Его письмом, чтобы Он пришел к нему в Едессу и исцелил от болезни. Но не вполне уверенный, восхочет ли Господь прийти к нему, послал письмо с искусным живописцем Ананией, которому поручил изобразить на доске Лицо Спасителя, чтобы, по крайней мере, от видения Лица Его иметь отраду в болезни. Анания пришел в Иерусалим в то время, когда Иисус Христос, окруженный множеством народа, преподавал божественное Свое учение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы – мудрецы с востока поклониться новорожденному Царю. Это были тогдашние астрономы – звездам служащие, и звездою были научены прийти на поклонение Солнцу правды, Христу Богу. – Древнее предание сохранило имена их: Мелхиор, Гаспар и Валтасар. Нет прямого указания, из какой именно страны пришли они – об этом и в древности были разные мнения; более вероятное и принятое мнение, что они были из Персии или из Вавилона. «Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари» (Конд. 5 акаф. Б. М.). Видно, было им известно предсказание Валаама: «возсияет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля» ( Числ.24:17 ); видно, знали они и о других пророчествах о пришествии Мессии и времени его пришествия и последовали за указанием чудной звезды. По мнению свв. Златоуста и Феофилакта – это была божественная, ангельская сила, вместо звезды явившаяся. Все звезды, по данному им Творцом закону, совершают свое течение от востока к западу, а эта звезда шла с востока на юг, к Иерусалиму. Все звезды постоянно движутся, а сия иногда шла, иногда стояла: шли волхвы, шла и звезда, останавливались они, стояла и она. – О времени явления сей чудной звезды также различны мнения: одни полагают, что она явилась в ту самую ночь, в тот самый час, как родился Спаситель; но тогда будет мало времени, чтобы из восточных стран достигнуть Иерусалима и поклониться Спасителю, бывшему в Вифлееме, хотя бы и после дней очищения. Другие же время явления звезды полагают в тот день и час, в оньже благовещением архангеловым, Духа же Святого нашествием, Слово плоть бысть, заченшися в пренепорочней утробе девичестей: за 9 месяцев пред Рождеством Христовым звезда явилась на востоке. (Четьи Минеи 25 декабря. Мф.2:2 ). Вспомнили, увидев чудную звезду, волхвы древнее Валаамово пророчество и двинулись в путь и, под руководством ее, достигли Иерусалима. Войдя в него, они спрашивают: «где родившийся Царь иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.» (Чет. Минеи 25 дек. Мф.2:3–8 ). Весть эта удивила народ и смутила подозрительного Ирода. Он собирает всех первосвященников и книжников народных и спрашивает у них: где должно родиться Христу, согласно пророчествам и обетованиям? Они сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано чрез пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных: ибо из тебя произойдет Вождь. Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов и стал выведывать у них время появления звезды. Потом послал их в Вифлеем, говоря: пойдите, тщательно разведайте о Младенце; когда найдете Его, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда же несколько удалились от Церкви, то сказали притворившемуся мертвецом: «Ну, теперь вставай!» Ответа не было. Они стали толкать его, ответом было опять молчание. Наконец же, к ужасу своему, они заметили, что мнимый их мертвец стал мертвецом действительным и что жизнь оставила его. «То чудо, – говорит сказание, – уведася от всех и бысть на всех страх и ужас». Итак, братие, подлинно нехорошо поступают те, которые не желают помочь ближнему и которые, чтобы уйти от дела, выдумывают на себя те или другие несчастья; а также, как видите, справедливо и то, что и выдуманные ленивыми несчастья и на самом деле постигают их. А зная сие, что мы должны делать, братие? Во-первых, всегда по любви христианской должны помогать другим – кто чем может, помня, что любовь к ближнему должна выражаться не в словах, а в делах, как и говорит Апостол: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). А во-вторых, не должны забывать и того, что «мерзость, – как говорит Слово Божие, – пред Господом – уста лживые» ( Притч.12:22 ) и что «погубит [Господь] говорящих ложь» ( Пс.5:7 ). Да будет же после сего любовь наша к ближним нелицемерна и, «доколе есть время, будем делать добро всем» ( Гал.6:10 ). Аминь. 22-й день 301. Чего особенно мы не должны опускать из вида в час смертный (Из жизни священномученика Евсевия, епископа Самосатского. Чет. Мин. июня 22) Когда приближается к нам час смертный, то что мы обыкновенно делаем? Молимся, каемся перед Богом в своих грехах и приобщаемся Св. Таин. Но одно ли только это мы должны в час смертный делать? Нет, мы должны еще и проститься со всеми и, главным образом, простить еще всех, не исключая даже и злейших наших врагов. Почему же мы должны особенно сделать и сие последнее? Потому что так поступали Господь и святые Его. «И когда пришли, – говорит про Господа Евангелист Лука, – на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Коринфской церкви Апостол писал: жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит ( Быт.3:16 ). Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо не прилично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ). Такое запрещение Апостола не говорить, или не учить в церкви, очевидно касается не разговоров между собою во время молитвы, так как это запрещение относится в равной мере и к мужчинам, как и к женщинам, а именно к учительству и проповеданию слова Божия в Церкви. Приложения Поучение в день Сретения Господня//Миссионерское обозрение. 1896. 2. С. 31–36 (Как православному христианину поступать в случае возникающих у него сомнений и недоумений в делах веры?) «И се бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нём. И бе ему обещано Духом Святым не видите смерти, прежде даже не увидит Христа Господня. И прииде Духом в церковь » ( Лк.2:25–27 ). Почему же праведному Симеону было предсказано, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня? Если мы скажем, потому, что Дух святой был на нём, и что он чаял утешения Израилева, этим вполне еще не разрешится вопрос: ибо многие пророки, в которых, несомненно, был Дух Божий, и цари желали видеть Спасителя и Его дело, и не видели ( Лк.10:24 ), – и многие из ветхозаветных, свидетельствованные в вере, не получили обещанного ( Евр.11:39 ), не сподобились видеть Искупителя на земле, телесными очами. Умолчанное в Евангелии дополняется преданием, которое, заимствуя из древности, сообщает нам св. Димитрий Ростовский (Чет. Мин, февр. 3). По его сказанию, праведный Симеон принадлежал к числу ученейших людей своего времени. Когда, по повелению египетского царя Птоломея, в Александрии был предпринят перевод книг Священного Писания с еврейского языка на греческий, тогда в число семидесяти двух толковников, избранных на это дело, включен был и Симеон. Трудясь над переводом книги пр. Исаии, он дошел до следующих слов: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына ( Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010