933 Они, как известно, отказывались от пресвитерства, главной обязанностью которого было учительство. 941 Напр. св. Даниил во время беспорядков, поднятых царем Василиском, отвергавшим IV-й вселенский собор; св. Савва Вишерский – раз в неделю для поучений братии и св. Кирилл Туровский , – остальные не сходили со столпов, если не считать их переходов с низших столпов на высшие. 967 Однажды толика бысть снежная буря, яко ученицы св. Даниила столпника ниже очес на столп возвести, ниже помощи что преподобному можаху. По дни же том паки бысть нощь лютейша, и паки день такожде до нощи, и едва в третий день утишися, воздух: тогда ученицы приставиша лествицу, взыдоша на столп ко отцу, и обретоша его всего ледом омерзша от главы до ног, мало дыхание имуща, и едва согреяша его, теплотою и губою отирающе тело его. Пришел же в себе преподобный рече: почто стужаете ми, возбуждаете мя уснуша сладце,моляся бо уснух мало: обаче благо вам буди, чада, яко толикое имеете о отце попечение». Чет.-Мин., 11 дек., л. 148. 969 Св. Симеон (I-й) всем равне показоваше и лице светло и слово любовно якоже вельможи тако и рабу, яко богачу, тако и убогу и последнейшему извергу. (Чет.-Мин., 1 сент.). 991 Св. Симеон I (1 сент.) просил пред сорокадневным постом некоего Вассона запереть себя и оставить хлеб и воду, которые остались нетронутыми в течении 40 дней. 994 Св. Симеон Дивногорец со всей очевидностью и подробностью предсказал нападение на Антиоха варваров, указал – какими воротами они войдут в город, что и как разрушат, кого возьмут в плен и пр. 996 Св. Алипий „толико благоугоден Богу бысть, яко в животе еще своем небесным светом просвещаемый бываше». (Чет.-Мин.,26 ноября), 1001 Стоянием на одной ноге, – как св. Симеон I; лежаньем на одном боку, – как св. Даниил; борьбой с холодом и жаром и пр. 1008 Приходящия жены не дерзаху приближнутся к ограде, но стояху отдалена, и творяху молитвы своя на столпевзирающе, не лишахуся же благодати преп. Симеона, но помощь и различная приемляху с верою приходящий, и возвращахуся с радостию, благодаряще Бога». (Чет.-Мин.,1 сент., л. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Братие христиане! Прошло много лет, как явилась Казанская чудотворная икона Божией Матери. Находится она теперь в С.-Петербурге, в Казанском соборе. Но благодать и милость Божией Матери для всех нас всегда близка и никогда неистощима. В какое бы время и в каком бы месте ни стали мы молиться Ей, в Божием ли храме, в своем ли доме, на пути, во дни и в нощи, в горе и несчастий, всегда, говорю, и везде она к нам близка, всегда и везде нас видит и слышит наши молитвы. Когда она жила еще на земле, то и тогда много помогала бедствующим. А теперь, когда она предстоит пред престолом своего Сына и Бога, еще более помогает им. Теперь она даже сходит с небес на землю и помогает всему миру. О, как отрадно говорится об этом в житиях святых! Св. Андрей, Христа ради юродивый, однажды был восхищен на второе и третье небо, и видел некоего светлого, как облако, мужа, несшего крест и сказавшего ему: „ты хочешь видеть здесь светлейшую Царицу сил небесных, но ее Нет здесь ныне: она отошла в многобедствонный мир помогать человеком и утешать скорбящих“ (Чет.-Мин. 2 октября). И точно, Божия Матерь, усердная заступница, спасала преп. Кирилла Белозерского от пожара и от разбойников (Чет.-Мин. 9 июня). Она исцеляла от тяжких болезней преп. Нифонта и сохраняла его в опасностях (Чет.-Мин. 23 дек.). Чрез свою икону она помогла Российскому князю Андрею Георгиевичу Боголюбскому победить болгар, а Греческому царю Мануилу победить сарацин (Чет.-Мин. 1 авг.). Она спасла Москву и всю Русскую землю от владычества Поляков (22 окт.). Она — Божия Матерь и Матерь рода христианского непрестанно изливала и доселе изливает нам — детям своим великие чудеса и милости. К ней и будем мы прибегать в своих горестях, бедах и напастях. Теперь обратимся, други мои, еще к следующему обстоятельству. После покорения Казани, царь Иоанн Васильевич повелел казанских татар просвещать светом веры православной, а Божия Матерь явлением чудотворной иконы своей укрепила св. веру среди татар. И теперь православные цари наши стараются о том, чтобы во всем царстве их процветала православная вера.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

221 Свв. мученики Едесские: Гурий и Самон пострадали при Максимиане, а Авив при Ликинии – в первой половине IV столетия. Память их – 15 ноября (См. Чет. Мин. и Месяцесл.). 222 Церковь во имя св. Онисима, котораго ап. Павел называет своим сыном по вере во Христа (см. посл. к Филим.) находилась между храмом св. Мокия (см. выше, примеч. 155) и Ексокионием, на каком-то перекрестке трех пересекающихся дорог (Византия, . 224 Свв. Иулиан, Кирик и Иулитта пострадали в Тарсе Киликийском в царствование Диоклитиана: первый от Маркиана, последние от игемона Александра (Чет. Мин. 21 июня и 15 июля). – Память св. первомученицы Феклы, обращенной в христианство ап. Павлом в отечественном ея городе Иконии, совершается 24 сентября. 225 Церковь св. Агафоника, построена была Константином Великим (Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. 1.1. р. 498); потом была возобновляема Анастасием I и Иустинианом?, наконец императором Тиверием соединена с Большим Дворцем близ котораго стояла (Кодина, . Anon. y Бандури, Imp. Orient. t. I. lib. II. р. 32 et lib. III. p. 47; сн. t. II. p. 684. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 119. Византия, Св. мученик Агафоник, Никомидийский христианин, после разных мук в Византии, был приведен в Силимврию Фракийскую и здесь обезглавлен, в царствование Максимиана (Чет. Мин. 22 августа). 226 Монастыр св. пророка Илии известен изследователям Цареградских древностей потому, что на соборе, бывшем в Царьграде при патриархе Мине (536– 552), присутствовал игумен этого монастыря Сила. Наш паломник указывает и место монастыря св. пророка Илии – “близ Плакоты”. 227 Св. Акакий, родом Каппадокиянин, служил сотником в Мартисийском полку; после истязаний в Фракийском городе Пиринфе, он был обезглавлен близ Византии, в 303 году (Чет. Мин. 7 мая, где сказано, что место усечения и погребения его “нарицашеся Ставрион”). – Церков во имя св. мученика Акакия, в которой покоились и мощи его, была построена первоначально Константином Великим , как свидетелъствуют, согласно с нашим паломником, Кодин р. 73), Anonymus (y Бандури, t. I. lib. II. р. 32; cf. t. II. р. 639 sq.) и другие; потом она была возобновлена Иустинианом (Код. р. 76. 77. Прокопия, и Василием Македонянином (Скилицы, in eodem. imper.). Эта церковь находилась в Х-й части города, неподалеку от пристани, Была и другая церковь св. Акакия в Карии о которой говорит Сократ (Церк. ист. кн. VI. гл. 23); она находилась в ?-й части города (Бандури, 1. 1.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

249 Церковь св. Богородицы- в местности, получившей название от епарха Онората, одного из пособников Константина Великаго в построении Царьграда Anon. y Бандури, Imper. Or. 1.1. lib. I. р. 3, где он назван a y Кодина, Но еще Ламбеций (in notis ad h. 1.) заметил, что здесь д. б. Эта церковь была построена благочестивою дочерью Оливрия и Плакидии, Иулианиею (Дюканжа, Constantinop. chr. lib. IV. р. 184. Византия, 257 Св. Анастасия – богатая вдова, патрикия при дворе Иустиниана; избегая вражды супруги его Феодоры, удалилась из Царьграда; а по смерти императрицы облечена преп. Даниилом в мужскую монашескую одежду и после 28-летних подвигов скончалась в 567 году (Чет. Мин. 10 марта и Месяцосл. Вершин). 258 Имея в виду, что “та церковь прежде и Царяграда поставлена”, надобно полагать, что наш паломник говорит о церкви, находившейся в древнем Аргирополе (нын. Фундукли), по соседству Перы и Галаты, неподалеку от пристани Топ-хаве. По древнему преданию, эта церковь была основана св. апостолом Андреем и св. Стахием, котораго Первозванный поставил епископом Византии, около 36 или 37 г. по Р X. (Чет. Мин. 31 октября и 30 ноября; сн. Византия, О происхождении названия и местоположении Аргирополя см. Сократа, Церк. ист. кн. VII. гл. 25). 259 Св. Урван-из лика 70-ти; был рукоположен тем же апостолом во епископа Македонии. Память его, вместе с св. Стахием,– 31 октября. 261 Св. великомуч. Иаков-Персидский христианин, служил при царе Исдигерде I (399–420), в угоду которому отпал от христианской веры; но во 2-й год царствования Варарана UV (420–440) искупил свое отпадение самыми лютыми муками (Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. V. р. 384–388; сн. Чет. Мин. 27 ноября). Византий говорит, что храм св. Иакова Персянина находился между храмомь св. Мокия и Ексокионием: 263 Эта церковь св. великомученицы Ирины называлась по своему местоположению – приморскою, и просто при море или при переправе (чрез залив Золотаго рога); а для отличия от древней и малой – новою и великою Первым создателем ея был эконом Великой церкви преподобный Маркиан, который, впрочем, не дожил до ея окончания; по смерти же его, заботы о докончании этой церкви приняла на себя благочестивая супруга императора Льва Великаго Вирина, которая “соверши ю, якоже подобаше, и покров (кровлю, украси златом, и внутрь всяким благолепием удобри” (Чет. Мин. 10 января; сн. Византия, – Память св. великомученицы Ирины, во имя которой создана была эта церковь , совершается 5 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Случилось ему в том же году быть в городе Хоищах у одного богатого помещика Хойского. После нескольких дней пребывания в Хоищах, Музеля тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти, пригласил соседних священников, чтобы они совершили над ним помазание елеем; но вместо елея он положил в сосуд св. миро, принесенное из Киева, и когда было совершено над ним помазание этим миром, к удивлению всех присутствовавших при этом, Музеля встал с одра своего совершенно здоровым. 8 . Сам Господь иногда указывал нуждающимся в помощи искать ее у св. мощей угодников Божиих и подавал просимое чтущим оные. Св. Иоанн Многострадальный молился Господу об избавлении его от восстания телесной похоти. Тогда глас с неба повелел ему молиться, находящемуся против него мертвецу: «Сей может помогать боримым этою страстию». Мертвец этот был св. Моисей Угрин. Иоанн помолился пред мощами его – и страсть укротилась («Чет.-Мин.» июля 18 д.). В другой раз сам св. Иоанн, взявши кость от мощей св. Моисея, приложил ее к телу одного страждущего блудною страстию брата, и угасло разжение и омертвела страсть в плоти его («Чет.-Мин.» июля 18 д.). Муж некий, именем Мариан, имея особенную любовь к мученику Никите, по скончании его мученичества, взял страдальческое тело его и благочестно похоронил его в своем доме. И благословил Бог дом Мариана ради страстотерпца Никиты, и изобиловал он богатством вещественным и духовным. («Чет.-Мин.» сент. 15 д.). 9 . Не только самые св. мощи служили источники исцелений; но и другие вещи, соприкосновенные им и взятой от них, производили благодатные целебные действия на верующих. Один брат, боримый блудною страстию, пришел к преп. Даниилу Скитскому просить у него благодатной помощи в борьбе с нею. Преподобный послал его в монастырь, где лежало тело св. мученицы Фомаиды, пострадавшей за свое целомудрие от свекра, и повелел ему там молиться Богу молитвами мученицы. Брат, исполнив совет преподобного, помолился у гроба ее, помазался елеем от лампады, которая горела над гробом, положил главу на гроб ее – и совершенно освободился от беспокоившей его страсти («Чет.-Мин.» апр. 13 д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

388 Здесь сказание Чет.-Мин. следует протоевангелию Иакова, ибо по словам Иеронима, явление Ангела полагается прежде Иоакиму, а потом и Анне. 410 Никифора Каллиста Церковн. истор., кн. II, гл. 3. По сказанию Никифора, Еводий писал разные комментарии и письмо, которое называется φω. Также protoevangel. Iacobi. 412 О лице Захарии и o том, что между Евангелием, по которому он называется священником, и преданием в Чет.-Мин., Прологе и богослужебных песнях, где он именуется первосвященником, несогласия нет, см. ниже, часть вторая, день св. праведных Захарии и Елисаветы. 422 См. об ап. Еводе, Чет.-Мин. 7 сентября. По Иерониму – 14 лет. Но если в сказаниях Церкви говорится, что Она жила во храме около 12 лет, следовательно, было Ей около 15, когда Она вверена была праведному Иосифу. In Protoevangelio сказано, что Ей в это время было около 16 лет. По греческому Орологиону – 14 или 15 лет. 423 По иным преданиям, ему было 84, по другим – 80 лет. См. in protoevangelio, у Епифания haeresis LXXVIII, 8. 434 Во свидетельство постоянного упражнения Пресв. Девы в чтении Писания и богомыслии, на иконах Благовещения изображается пред Нею разгнутая книга. 436 О Елисавете и о родстве ее с Богоматерью см. ниже, часть 2, день св. праведных Захарии и Елисаветы. 455 По подражанию Пресв. Деве Марии возник благочестивый обычай между христианамн – посещать св. места. Чет.-Мин. 15 августа. 462 По воскресении Спасителя апостолы имели обычай оставлять при трапезе своей место праздным и возглавие, на котором полагали хлеб в часть и честь Воскресшего, а после стола возносить этот хлеб, нарицаемый Господней частью, славя великое имя Пресв. Троицы. Когда же во время трапезы, по успении Богоматери в третий день, хотели возносить хлеб, в часть Господню отложенный, внезапно услышали горе хвалебное пепие Ангелов и узрели Пречистую Деву, то вместо «Господи Иисусе Христе», возопили: «Пресв. Богородице. помогай нам», и с сего времени возношение стали совершать в честь Богоматери, которое известно ныне под именем панагии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

160 Св. Анастасий- один из учеников преподобнаго Максима, вместе с учителем своим, претерпел гонение и муки от монофелитов, в царствование Консты (641–668) (Чет. Мин. 21 января). 161 Св. Димитрий – мученик Царьградский, вместе с другими, пострадал и обезглавлен при Льве Армянине (717 – 741) за низвержение спафария, который, по приказанию и императора и лжепатриарха, хотел снять “образ Спасителев медяный”, стоявший над вратами в храме святой Софии. В тоже время и по тому же случаю пострадала, вместе с другими женами, и преподобная девица Феодосия, о которой наш паломник упоминает далее. Когда эта мученица была водима по городу и приведена к так называемому Воловью торгу, где закалали и продавали скот: то сопровождавший ее воин нечаянно наступил на козий рог; в ярости схватив этот рог, он поразил им святую Феодосию в гортань, от чего она и скончалась, «венцем сугубым девства и мученичества венчана» (Чет. Мин. 9 августа и 29 мая). 162 Преп. Дий был родом из Антиохии Сирийской, где начал и свои постнические подвиги; прибыв в Царьград, он поселился в предместии города, «малу себе хлевину сотворив»; император Феодосий мдадший, узнав о благочестивой жизни старца, повелел построить для него, на царское иждивение, церковь и монастырь; а патриарх Аттик почтил его саном священства и игуменства. Преп. Дий скончался около 430 года и погребен в своем монастыре (Чет. Мин. 19 июля; сн. Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. VI. pag. 488. Бандури, Imper. Orienm. t. II. р. 717). 163 Св. Евдоким, родом Каппадокиянин, в царствование Феофила (829–842) был воеводою Каппадокийского полка и правителем Харсианской области; скончался 33-х лет от роду. По перенесении мощей его Иеромонахом Иосифом в Царьград, родители праведника (Василий и Евдокия) «сребром честную святаго своего сына раку оковаша и положиша его в созданной от них пресвятыя Богородицы церкви» (Чет. Мин. 31 июля; сн. Ассемани, 1. 1. р. 508). 164 Романовы ворота были четвертями от Семибашеннаго замка, по направлению к Золотому рогу. Название Романовых было дано им по находившейся вблизи их церкви св. Романа; а Турецкое название Пушечными (топ) – до тому, что при осадах Царьграда султанами Муратом II, в 1422-м, и Магометом ИИ-м, в 1453-м году, против этих ворот и прилежавшей к ним стены были сосредоточены пушки осаждавших; а при последней осаде, была поставлена чудовищная пушка Урбана. У этих ворот, 29 мая 1453 г. надолго решилась и судьба Царьграда, когда пал здесь последшй защитник столицы Греческих императоров – Константин XI Палеолог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

1769 Чет.-Мин. 3 июля. По словам Базили в Очерках Константинополя, ч. 2, теперь видны только развалины древней греческой обители Неусыпающих. 1771 В житии преп. Саввы Освященного (5 декабря) многие из иноков, не имевших священства, называются монахами и черноризцами. 1779 Епифаний в СХХХ ереси, § 6 говорит, что в Месопотамии монастыри называют мандрами (Мανδρа – пещера и огражденное место). 1792 В 1-м огласительном слове, 5. О затворничестве, или молчальничестве, бывшем в IV веке, упоминает св. Златоуст во 2-м слове к Стагирию, 2. 1805 В слове о усопших в вере. Мощи св. Иоанна Милостивого, по сказанию посланников и путешественников, находятся в Венеции, см. в Прибавлении к Рнмским письмам – Церковь Прав. в Венеции, куда перенесены они в 1249 году. 1807 По словарю церковнославянского и русского языка издан. 1847 г., локоть равняется почти 14 вершкам. 1817 De vita et conversatione s. Symeonis Stylitae Antonius Monachus (160 an.) Symeonis discipulus. Никифор. кн. XIV, гл. 51. 1829 О Павле Фивейском см. выше св. преподобные, в удалении от мира подвизавшиеся, – монашествующие. 1858 Св. Антоний Печерский в Святцах, Уставе н Следованной Псалтири называется только прсподобным, а в Чет.-Мин. и Патерике и богоносным. 1872 «И совокупи братий 100 и нача искати правила чернеческаго, и обрет тогда Михаила, старца монастыря Студийскаго, пришедша из грек с митроп. Георгием, и у него обычный Студийский устав». По Суздал. летописцу. 1879 Ник. лет. 2, под 1107 г. Чет.-Мин. 14 авг. Нестор. Сказание. Лаврент. и Суздальск. список. Патерик Киево-Печерск. 1881 Жнтие св. Сергия Радонежского первоначально составлено Епифанием, учеником Сергия, около 1418 г., потом сокращено Пахомием Логофетом (1458–1471), жявшим в обители преп. Сергия. Чет.-Мин. 25 сент. 1910 Истор. акты, относящиеся к России, извлеченные Тургеневым из иностранных библиотек и архивов, том I, 1841 года. LXXVIII. 1917 О преп. Симеоне Дивногорце см. выше различные наименования св. преподобных монашествующих: по имени местности, в которой родились или подвизались.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ор читал, не учившись читать (Чет.-Мин. авг. 7). Змия возьмут: св. мученица Ирина брошена была в ров, наполненный змиями, но не только ничего не потерпела от них, напротив, они издохли от одного ее присутствия во рве (Чет.-Мин. мая 5). Аще что и смертно испиют, не вредит их: св. мученик Михаил, по приказанию мучителя, выпил яд и остался цел, тогда как тот же яд, выпитый одним преступником, осужденным на смертную казнь, тотчас лишил его жизни (Чет.-Мин. июнь. 9). На недужные руки возложат, и здрави будут: Пафнутий Боровский устроял церковь ; один иконописец, по имени Дионисий, работавший для этой церкви, сильно занемог ногами и должен был оставить работу, но св. Пафнутий только сказал ему: «примись-ка, Дионисий, за дело, Бог тебя благословит, Матерь Божия даст тебе здоровье», и больной Дионисий тотчас же принялся за работу, и его болезни как не бывало (Чет.-Мин. мая 5). 6. Рассказы о любви русских к православной вере Русские издавна отличались глубокой приверженностью к св. вере Христовой и Православной Церкви. В бедственные времена татарского ига открывались для них случаи засвидетельствовать эту приверженность и любовь своей кровью. I. В 1246 году, когда татарский хан Батый позвал к себе черниговского князя Михаила и потребовал от него через своих волхвов, чтобы он пред вступлением в палату ханскую прошел, по обычаю монголов, сквозь огонь и поклонился солнцу и истуканам, благоверный князь отвечал: «я христианин и не могу поклониться твари и идолам». Когда ему предложили на выбор одно из двух или поклониться, или умереть: князь не поколебался избрать последнее, несмотря на все убеждения близких людей; приготовился к христианской кончине и вкусил лютую смерть от варваров. Примеру доблестного князя тогда же последовал и любимый боярин его Феодор. II. В 1270 г. другой князь русский, Роман Олегович рязанский, был оклеветан в Орде, будто он поносил хана и его веру. Хан отдал князя в руки татар, которые начали принуждать его к своей вере. Но он не только не соглашался на это, но открыто исповедовал, что вера христианская воистину есть святая, а татарская поганая.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы получить мир Божий, и с Церковью всегда взывать: Господи, Боже наш, мир даждь нам ( Пс. 26:12 ). О хранении мира душевного Надобно всеми мерами стараться, чтобы охранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески удерживаться от гнева, и посредством внимания оберегать ум и сердце от непристойных колебаний. Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не до нас касались. Такое упражнение может доставить нашему сердцу тишину и соделать его обителью Самого Бога. Образ такого незлобия мы видим в жизни св. Григория Чудотворца , от которого некая жена блудница всенародно требовала мзды, якобы за грех с нею содеянный; а он нимало не разгневавшись на нее, кротко сказал некоему другу своему: даждь скоро ей цену, колико требует. Жена, только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса. Святитель же изгнал из нее и беса молитвою (Чет. мин. Ноября 17). Если же невозможно, чтоб не возмутиться, то по крайней мере надобно удерживать язык по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах (76:5). В сем случае мы можем взять в образец себе Св. Спиридона Тримифунтского и Препод. Ефрема Сирина . Первый (Чет. мин. Дек. 12) так перенес оскорбление: когда, по требованию греческого царя, входил он во дворец, то один из слуг, бывших в палате царской, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал в палату, и даже ударил его в ланиту. Св. Спиридон, будучи незлобив, обратил ему по слову Господню и другую ( Мф. 5:39 ). – Преподобный Ефрем (Чет. мин. янв. 28), постясь в пустыне, раз лишен был пищи таким образом: ученик его, неся пищу, нечаянно разбил по дороге сосуд. Преподобный, увидев ученика печальным, сказал ему: «не скорби, брате; аще бо не восхоте приити к нам пища, то мы пойдем к ней». Итак, преподобный пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее. Так-то он был безгневен. А как побеждать гнев, сему можно поучиться из жития Паисия Великого (Чет. мин. Июня 19), который просил Господа Иисуса Христа, явившегося ему, чтобы Он освободил его от гнева. И Спаситель сказал ему: аще хощеши победити гнев и ярость купно, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010