б) О том, как святые Гурий, Самон и Авив наказали клятвопреступника. Свв. мученики: Гурий, Самон и Авив почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц, вследствие одного из их чудес. Некто из воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жительницы города Эдессы, женился на дочери ее прекрасной Евфимии, между тем как был женат. Когда он отправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе св. мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить и беречь ее. Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат, и что она должна быть у жены его рабою, и угрозою смерти принудил ее к сему. У Евфимии родилось дитя. Жена готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ее ребенок, часть этого яда положила в пшцу своей госпожи, которую она предполагала виновной в смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастию, оправдалось: жена готфа скончалась, Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в склепе вместе с умершею. Тут Евфимии обратилась с молитвою к свв. мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно перенесли ее, во время сна, на родину в церковь к своему гробу. Проснувшись здесь, при совершении утрени, она рассказала всем о чуде своего спасения. Чрез несколько времени готфу пришлось быть в Эдессе, и он смело отправился к теще. София спрашивала о дочери; готф говорил, что она здорова, родила сына и скоро приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь. Каково же было удивление готфа, когда он увидел Евфимию живою? Тогда, по приказанию начальника, казнили его смертию. (Чет.-Мин. ноября 15-го д.). 7. Нарушение обетов а) О необходимости свято исполнят обеты, даваемые Богу или угодникам Его. Известно, что слово или обещание, данное и людям, непременно надобно исполнить, если кто хочет быть человеком честным и заслуживающим доверия. Ложь, обман есть дело самое визное, презрительное. Господь Иисус назвал ложь грехом диавола – отца лжи, а лгущих сынами диавола. Посему не тем-ли более нужно исполнять обещания данныя Самому Господу Богу, или представителям у Него – святым угодникам? Неисполнение данных обетов означает не простую только низость души, но совершенное отсутствие страха Божия, основания всему доброму, Священный обет пред Богом есть уже род клятвы, как слово, данное пред Богом. В слове Божием, действительно, обеты стоят на ряду с клятвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(Чет. Мин дек. 23 д.). IV. Один магометанин, житель Аравии, бывши в церкви христианской, увидел, что священник во время Литургии заколол младенца, кровь его источил в Чашу, а тело раздробил на блюде. Потом христиане, предстоявшие тут, тело младенца ели, а кровь пили. Неверному сарациыу показалось это дело жестоким, так что он сильно стал поносить священника. Но когда священник со смирением объяснил тайну неверу, то магометанин, пораженный величием этой Тайны, сделался последователем Евангелия и мучеником за Христа. (Пролог 26 ноября). Ты, слушатель, быть может, спросишь: почему же Бог скрывает от нас вид Тела и Крови в Таинстве Св. Причащения? Богоносные отцы Церкви отвечают на это так (как это мы уже и знаем из вышеприведенного сказания): «Естество человеческое отвращается от употребления сырого мяса и крови не может без отвращения пить. Посему Бог в тайне Причащения прикрывает Тело видом хлеба, а Кровь – видом вина» (Прол. 25 декабря «Поуч. о преч. тайнах»). Положим, скажешь, это верно; но нельзя ли нам ныне для удостоверения видеть в тайне Причащения вместо хлеба Тело Господне, а вместо вина – Кровь Христову? О, без сомнения, можно! Но мы должны рассудить, чего нам хочется. Такое видение попускает Бог большею частью для неверующих, а нам, верующим в несомненную святость тайны Причащения, желание подобного видения излишне и грешно. Правила Церкви повелевают, что «если бы кому из священников литургисающих хлеб представился в виде тела, а вино в виде крови, то таковый священник не должен приобщаться, но должен повергнуться в смирении духа пред вездесущим Богом, винить себя в маловерии и просить Господа, да явит ему Таинство Причащения в обыкновенном виде, в каком оно преподается истинно верующим христианам». (См. кн. «Уроки и примеры христ. веры» свящ. Гр. Дьяченко, изд. 4, стр. 532–3). Д. Чудеса, бывшие при Таинстве Тела и Крови Христовой 1 . В жизнеописании св. Василия Великого пишется: «Некоторый богоугодный пресвитер, именем Анастасий, когда совершал Божественную службу, то во время освящения страшных Таин Пресвятой Дух в виде огненном сошел и окружил Анастасия; это видели не один св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Много святитель Иона благодетельствовал при жизни, а еще более после кончины своей. Слепые, бесноватые, одержимые другими неизлечимыми болезнями получали исцеление в ту же минуту, как только припадали к раке мощей святителя или призывали его в молитвах своих. Мощи святителя Ионы почивают под спудом; в соборной церкви св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в арке стены, отделяющей сию церковь от теплого во имя трех святителей придела, что в Отенском монастыре. Отенский же, 3-го класса, мужской монастырь находится в Крестецком уезде Новгород. епархии, на ровном, лесистом месте, в расстоянии от Новгорода в 50-ти, а от уездного города Крестец к северо-западу в 69 верстах. Основание Отенского монастыря со всею вероятностью можно относить к началу 15 века, когда настоятелем в нем был архимандрит Харитон; но полным устроителем и возобновителем его следует считать архиепископа Иону, которым не только устроен, но и обеспечен монастырь покупкою сел и угодий. Отенский монастырь иначе называется Отня, то есть, Отчая пустыня. См. чет.-мин. и прол. под 5 чис. ноября, ист. Росс. Иер. ч. 1, стр. 75 и 303 и жития свят. Р. ц. за месяц ноябрь стр. 4–32. 6-го числа Преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца Преподобный Варлаам, в миру Алексей, (а по иным Вячеслав Прокшенич) родился в 1156 году от благочестивых и богатых родителей Михаила и Анны, живших в Новгороде, на Дослан улице, где теперь, на месте их жительства, находится деревянная часовня, известная под именем Варламиевской, приписанная к Николо-Кочановской церкви. Еще в юных летах Алексей во всех своих поступках являл кротость, смирение, незлобие, строгое воздержание и влечение к иноческой жизни; а потому, когда скончались родители, он тотчас же, раздав все свое имущество, отправился в один из соседних монастырей и там, приняв пострижение с именем Варлаама, проходил первый искус монашеского жития под руководством одного благочестивого старца священно-инока Порфирия. Под упомянутым же соседним монастырем следует разуметь не иной какой либо, а бывший Лисицкий Богородицкий; так как в рукописных сказаниях о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

πληττομναις κα βιαζομναις) τρχειν, τλει το βου χρσατο (Περ κτισμ. p. 90; сн. Бандури, Imp. Or. t.1. lib. VI. p. 131 et t. II. p. 835. Чет. Мин. 31 декабря). 287 Такие «храмины недужным», в память преп. Зотика, устроены были Иустином II и Софиею (565–578), как свидетельствует Кодин: ’Ιουστνος κα Σοφα νγειραν…     κα τν σιον Ζωτικν, κα τπωσαν ναπαεσϑαι τος λωβος κεσε κα συτηρσιον λαμβνειν (Там же; сн. Константия, Κωνσταντινις, σελ. 150). При этом неизлишне заметить, что λωβο или λελωβημνοι означает не только «прокаженных», как понимают некоторые, но и вообще недужных: потому что словом λβη (=λμη) называется не одна проказа, но и всякий телесный недостаток, повреждение, недуг, болезнь; напр. Прокопий «потерю глаза» называет λβην το φϑαλμο; да и сама София у Кодина называется λωβ – не как прокаженная, а как недужная, болезненная. 288 Преп. Лазарь,– мирское имя его было Лев,– славился искусством иконописания ( μοναχς Λζαρος, περιβητος κατ τν ζωγραφικν πρχων τχνην, Кедр.; περινυμος ζωγρφος Λων, μετονομασϑες, δι το μοναχικο σχματος, Λζαρος, Виз.) в царствование иконоборца Феофила (829–842), от которого, после жестоких мучений, ввергнут был в темницу; когда же и здесь стал он писать иконы, то мучитель повелел выжечь ему обе ладони. По освобождении из темницы, Лазарь написал для храма Предтечи (το Προδρμου το φοβερο) образ его; а по возстановлении иконопочитания, написал образ Спасителя во дворце Халки (Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. t. II. р. 113, 114 Византия, . Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 193. Πрол. 17 ноября). 289 Св. апостол Анания – из 70-ти, был епископом Дамаским; побит камнями в Елевферополе (Чет. Мин. 1 октября. Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. V. Р. 266 sq.). 290 Св. Фока – мученик Синопский (Чет. Мин. 22 сентября; сн. Ассем. ed. 1. р. 248).– На левом берегу Золотого рога (κατ τ ενυμον μρος το Στενο, πρα, ν τ καλουμν Στεν, αχνα το Εξενου) император Василий Македонянин соорудил церковь во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Иоанна Златоустог о перенесены из Коман в Царьград и положены в церкви святых Апостолов чрез 35 лет по смерти святителя, в царствование Феодосия младшего, при патриархе Прокле: μετ παραδρομν δ λ τν πανχϑη μγας Χρυσστομος π Κομνων, δικα χρησαμνου σπουδ Пρκλου το τς Κωνσταντινουπλεως πισκπου... ς τ το Χρυσοστμου λεψανον νακομζει τ λ´ τει τς βασιλεας Θεοδοσου, κα ες τν τν γων Αποστλων ποτϑησι ναν (Сокращ. ист. ed. 1. t. 1. p. 585, 599; сн. Чет. Мин. 27 января, где сказано: «положиша же святое его тело во святом олтаре под жертвенником»). 150 Мощи св. Григория Богослова перенесены из Назианза в Царьград и положены в церкви святых Апостолов в царствование Константина Багрянородного (Чет. Мин. 25 января). Диакон Игнатий видел «мощи святаго Ивана Златоустаго и мощи святаго Григория Богослова патриарха в каменных ковчезех запечатаны» (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 101). 151 У Византия (. Κωνσταντινοπολις, τμ. α´ σελ. 394): τ λεψανον το αποστλου Ματϑα – Матфиа, которого память совершается 9 августа; а апостола и еванг. Матфея, Ματϑαου – 16 ноября. 152 В Житии св. патриарха Цареградского Евтихия († 582) сказано, что он «погребен бысть славно в церкви Апостольстей под олтарным степенем, идеже бяху мощи святых апостол Андреа, Тимофеа и Луки» (Чет. Мин. 6 апреля, 18 и 20 октября).– Мощи св. Тимофея перенесены сюда из Ефеса в 356, а св. Андрея из Патр Ахайских и св. Луки из Фив Виотийских в 357 году. 154 Тоже заметил и Стефан Новгородец, и прибавил, что этот олтарь был «вельми велик» (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 54). 155 По Стефану Новгородцу: «от великих дверей на правой руце стоят два столпца: един, идеже бе привязан Господь наш Иисус Христос ; а другий, на немже Петр плакася горько; тии бо столпове привезены от Иерусалима святою Еленою царицею. Един столп, иже бе Иисусов, от зелена камени с прочернью; а другий, Петров, тонок, аки бревенце, вельми красен, есть прочернь и пробел, видом яко дятлен» (Там же; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Братие мои! Иисус Христос, всех нас возлюбивший и давший нам заповедь любить ближних, как самих себя, да сохранит нас от всякой злобы, вражды и ненависти! Будем любить друг друга христианской любовью. Аминь. Поучение в неделю 20ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии было прочитано: однажды Иисус Христос с учениками своими и множеством народа шел в г. Наин. Когда же он приблизился к городским воротам, то из города выносили умершего юношу, который был один сын у матери, а она была вдова. Увидев ее плачущую, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь! Потом подошел к гробу и сказал мертвому: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить ( Лк.7:11-16 ). Из этой Евангельской истории мы научаемся, что не только старики, но и люди молодые умирают, и нередко умирают тогда, когда не думают о своей смерти, — и как Господь своею силою воскресил Наинского юношу, так и все мы, тою же Господнего силою, в свое время, воскреснем и восстанем из гробов своих. А потому, все мы, и старики дряхлые, и мужи крепкие, и юноши цветущие, должны помнить о своем смертном часе и приготовляться к нему. Да, други мои, все мы рождаемся и живем для того, чтобы умереть ( Ефес.9:27). Но когда и как, и где мы умрем, того не знаем. Умираем же для того, чтобы опять ожить и явиться на Божий суд, а потом или жить вечно в Божием царстве, или вечно умирать. Таким образом для нас открывается две жизни и две смерти. Так учит об этом и люди святые. Агрипин спросил св. муч. Платона: „сколько смертей?” — Св. муч. отвечал: „две смерти, — одна временная, а другая вечная; также и жизни две: одна маловременная, и другая бесконечная (Чет.-Мин. 18 Ноября). Боимся мы и временной смерти. Но как люта и страшна вечная смерть! Удаление от Бога и нескончаемые муки в кромешном аде — вот вечная смерть! Но как вечную жизнь, так и вечную смерть мы заслуживаем в земной, маловременной жизни. Хорошо мы делаем в жизни временной, хорошо будет нам и в жизни вечной. И чем больше приготовим мы добрых дел, чем более будем памятовать о своей смерти, чем светлее будет наша вера и чем искреннее будем мы каяться в своих грехах, тем отраднее будет нашей душе в час нашей смерти и в день Божия суда.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Мир Божий да водворится в сердцах ваших ( Кол. 3:15 ). Вот какого блага желает нам св. Апостол Павел! Он желает, чтобы в душе каждого из нас пребывал Божий мир. Какой же это! Божий мир? Это не тот мир, когда человек живет покойно и весело, в достатке земном, радуется с своими друзьями, и земное горе не тревожить его. Нет, это не Божий мир, а земной; а земной мир ненадежный, и не приносит нам истинной радости. Тот неизреченный мир, который подается нам от Бога, состоит в том, когда человек, будучи богат св. верою в Бога и добрыми делами, имеет в душе своей чистую совесть, когда совесть его не укоряет его ни в каком худом деле ни пред Богом, ни пред людьми, и он обращается к Богу, как добрый сын к своему отцу, имеет в душе своей христианскую любовь к друзьям и недругам, желает и делает им одно добро. Об этом мире мы часто слышим и в Божией церкви: „миром Господу помолимся; мир всем“. Этого-то мира и желает нам св. Апостол Павел. Сколько добра и радостей приносит нам этот Божий мир! Где мир и согласие, там любовь братская, а любовь братская есть источник благ земных. Преп. Варлаам, Новгородский чудотворец, передавая монастырь свой другому игумену, сказал: „пока будет любовь между братиями, дотоле ни в чем из земных вещей не будете чувствовать нужды, — все вам Господь будет посылать” (Чет,- Мин. 6 Ноября). Где пребывает Божий мир, там и добрые дела и любовь Божия к людям; там нет ни врагов, ни воров, ни обманщиков, ни завистников, ни клеветников, ни ябедников и никаких обидчиков. Там брат любит брата, отцы и матери пекутся о детях, дети почитают отцов и матерей, муж с женою живут в согласии. Там соседи живут между собою, как добрые братья, и все общество человеческое состоит из одних друзей: там благословение Божие, похвала от добрых людей, там, благополучие, радость и веселие, там земное блаженство. В богодухновенном псалтыре царя Давида написано: се, что добро, или что красно, но еже братии жити вкупе, яко тако заповеда Господь благословение и живот до века ( Пс.132:1-8 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Поучение в неделю 19-ю по Пятидесятнице Возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (Мф. 22:39). Господь наш Иисус Христос повелел нам любить ближних своих так, как любим себя самих. О любви к ближним хочу и я теперь, братие, сказать вам свое посильное слово. Кто ближний наш, которого мы должны любить, как самих себя? И люди верующие и неверующие, и други и недруги, начальники и подчиненные, пастыри и пасомые, мужи и жены, родители и дети, суть наши ближние; продающие и купующие, хозяева и работники, судьи и судимые, богатые и бедные, больные и здоровые, суть наши ближние. Всех нас сотворил один премудрый Творец по Своему образу и подобию, и потому все мы братья между собою. Всех нас возлюбил Иисус Христос, Который за другов и недругов, за верующих и неверующих пролил на кресте Свою кровь, и для всех нас приготовил славное царство на небесах. Все мы, поэтому, составляем одну великую семью Отца Небесного, Который о всех нас промышляет, и нет на земле ни одного человека, которого мы не должны бы любить. Если же все люди наши ближние и братья наши, то мы и жить с ними должны по-братски, по-христиански. Чего себе желаем от Бога, того должны желать и ближним своим. Желаем себе добра, должны желать и делать его и ближним. Не желаем себе худа, не должны желать и делать его и ближним своим. И если мы всегда будем так поступать, то мы будем богаты св. верою в Бога и добрыми делами. А с верою в Бога и с добрыми делами для нас и на земле будет рай. За нашу любовь и добрые дела и Господь возлюбит нас. А когда возлюбит нас Господь, то чего более желать нам? За нашу братскую любовь, Он будет благословлять наши труды и занятия, награждать нас добрым здоровьем, благами и радостями земными. Преп. Варлаам, Новгородский Чудотворец, передавая монастырь другому игумену, сказал: «пока будет любовь между братиями, дотоле из земных вещей не будете чувствовать нужды, – все вам Господь будет посылать (Чет.-Мин. 6 ноября)“. Но все это земное и необходимо для жизни бренного нашего тела. Но то благо, которое нужно для жизни нашей души, несравненно важнее и дороже всего земного. А что нужно и дорого для жизни души нашей? Прежде всего прощение грехов. А прощение грехов подается нам за нашу братскую любовь. Св. Апостол учит: прежде всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов ( 1Петр. 4:8 ). И точно, если мы любим ближних своих, то прощаем им и грехи; а когда прощаем грехи своим ближним, то и Господь прощает нам наши грехи (Мф. 6:14).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Поучение в неделю 30-ю по Пятидесятнице Мир Божий да водворится в сердцах ваших ( Колос. 3:15 ). Вот какого блага желает нам св. апостол Павел! Он желает, чтобы в душе каждого из нас пребывал Божий мир. Какой же это Божий мир? Это не тот мир, когда человек живет покойно и весело, в достатке земном, радуется со своими друзьями, и земное горе не тревожит его. Нет, это не Божий мир, а земной; а земной мир ненадежный, и не приносит нам истинной радости. Тот неизреченный мир, который подается нам от Бога, состоит в том, когда человек, будучи богат св. верою в Бога и добрыми делами, имеет в душе своей чистую совесть, когда совесть его не укоряет его ни в каком худом деле ни пред Богом, ни пред людьми, и он обращается к Богу, как добрый сын к своему отцу, имеет в душе своей христианскую любовь к друзьям и недругам, желает и делает им одно добро. Об этом мире мы часто слышим и в Божией церкви: «миром Господу помолимся; мир всем“. Этого-то мира и желает нам св. апостол Павел. Сколько добра и радостей приносит нам этот Божий мир! Где мир и согласие, там любовь братская, а любовь братская есть источник благ земных. Препод. Варлаам, Новгородский чудотворец, передавая монастырь свой другому игумену, сказал: «пока будет любовь между братиями, дотоле ни в чем из земных вещей не будете чувствовать нужды, – все вам Господь будет посылать» (Чет.-Мин. 6 ноября). Где пребывает Божий мир, там и добрые дела и любовь Божия к людям; там нет ни врагов, ни воров, ни обманщиков, ни завистников, ни клеветников, ни ябедников и никаких обидчиков. Там брат любит брата, отцы и матери пекутся о детях, дети почитают отцов и матерей, муж с женою живут в согласии. Там соседи живут между собою, как добрые братья, и все общество человеческое состоит из одних друзей: там благословение Божие, похвала от добрых людей, там, благополучие, радость и веселие, там земное блаженство. В богодухновенном псалтире царя Давида написано: се, что добро, или что красно, но еже братии жити вкупе, яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века ( Псал. 132:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Б. На греческом: I. Жития. II. Службы. III. Известия писателей и др. В. На латинском: I. Легенды или жития. II. Послания и письма. III. Сказания летописей. IV. Сказания писателей и пр. Однако, задуманный план не осуществился. Бодянский издал только жития и похвальное слово, помещенное после житий. Первым было издало «Жити Константина философа, нареченного Курила, прьвааго наставника и оучителя словньскоу зыкоу». Бодянский воспользовался шестнадцатью бывшими у него в распоряжении списками этого жития. 1) По рукоп. библ. Моск. Дух. Акад. 19, XV в. 2) Из сборника 478 Новгор. Соф. библ. XV в. 3) По рукоп. Моск. Дух. Акад. полууставом разных почерков и скорописью XVII в. 4) По списку Макар. Чет. Мин. Моск. Патриаршей (Синодальной) библ, за месяц февраль. 5) По другому списку тех же Миней. 6) По списку Волоколамской библ. Моск. Дух. Акад. 593. 7) По списку XVIII в. собрания В. М. Ундольского 162. 8) По списку Новгор. Соф. библ. Макар. Чет. Мин. за октябрь Петерб. Дух. Акад. 1318, 1541 г. 9) По списку Кирилло-Белозерского мон. Петерб. Дух. Акад. Мин. за октябрь, XVII в., 14. 10) По списку Чет. Мин. за февраль около 1630 г. библ. Троицкой лавры 874 (411). 11) По списку Чет. Мин. за февраль Моск. Чудова мон. 179, около 1553 г. 12) По списку Чет. Мин. за февраль Моск. Чудова мон. 311 (9), 1600 г. 13) Из сборника похвальных слов и житий, писанного грамматиком Владиславом в 1479 г. серб, письма. 14) По списку Чет. Мин. за февраль Солов, мон. Каз. Дух. Акад. 509. 15) Из сборника Е. В. Барсова первой половины XVI в. 16) По рукописи Синод, библ. 1603 (472) список с рукоп. Хиландарского мон. за февраль месяц. О последней рукописи из выписок преосв. Пв его книге «Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты» в 1845 г., часть II, отделение первое, Киев, 1877, можно судить, что русским переписчиком особенности сербского письма были сглажены и сверх того внесены разные перемены. Смотри о том подробно ниже. Бодянский печатал каждый список особо, исправлял встречавшиеся погрешности в примечаниях в конце текста. Таким образом житие Константина философа у него было повторено 16 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010