Монастырь же сей находится в уездном Новгородской епархии городе Кириллове на северном берегу Сиверского озера и не в дальнем расстоянии еще от двух озер Долгого и Бабьего, в 599 верстах от г. Новгорода. Монастырь Кирилло-Белоезерский первоклассный и состоит из двух – Большого, так называемого, и Ивановского; обширность монастыря, окруженного стенами с башнями, которых не могли одолеть поляки в 1612 и 1613 годах, дали ему название города. Внутри монастыря находится девять (9) церквей. Как при жизни, так и по смерти преп. Кирилла монастырь был посещаем государями, князьями и другими знатными лицами и особами духовными, каков, например, патриарх Никон . Здесь погребено также много особ из духовного и светского звания. В монастыре сохраняются многие из собственных вещей преп. Кирилла, каковы, например, фелонь, подризник, колпак вязанный из серой шерсти, шуба овчинная, татаурец, т. е. пояс с пряжкою деревянною, на котором карманец кожаный и в нем денежка старинная медная, да серебряная иностранная монета и проч. Существует доныне и келья деревянная, сооруженная самим преподобным Кириллом; в 1807 году она ограждена каменною галереею, покрытою железом. Из рукописей преподобного сохраняются следующие: духовное завещание, 13-ть келейных книг, нравоучительные послания его к великому князю Василию, сыну Донского, и к князьям Юрию Галицкому и Андрею Можайскому; эти послания служат доказательством влияния преподобного Кирилла на князей и уважения, которое имели князья к святому угоднику. Имеется в монастыре и сокращение устава преподобного. Память препод. Кирилла совершается 9 июня, в каковой день, равно как 15 августа и 21 ноября бывают при монастыре ярмарки, продолжающиеся по три дня. См. прол и чет. мин. июля 9, истор. опис. мин. 1805 г. и ист. Рос. Еер. IV. 385–391. 14-го числа Св. благоверного князя Новгородского Мстислава Св. благоверный князь Мстислав был сын великого князя Киевского Ростислава Михаила Изяславовича, из рода князей Смоленских. В истории сей князь известен под именем Храброго, как мужественный участник в битвах и защитник прав княжеских во время междоусобий на юге России за обладание престолом Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

В низшей Иерархии первое место занимают Начала , которым вручено управление вселенной и хранение царств: они содействуют избранию добрых властей, и распространяют между людьми славу Божию; потом Архангелы  — благовестники и предвозвестники великих тайн Божиих, дли умножения веры среди людей, и последними — Ангелы - Хранители , как ближайшие существа к людям, и как вестники меньших тайн Божиих. Число Ангелов, по писанию, неисчислимо велико; но нам известно только 7 из них ( Откр.5:4 . Чет. Мин. 8 Ноября): четыре библейских и три, открытых Богомысленными Отцами Церкви. Они суть: Михаил — по служению своему, — победитель. ( Дан.10:13 ; Иуд.1:1 ; Откр.12:7 ). Гавриил — вестник Тайн Божьх ( Дан.8:16 ; Лк.1:26 ). Рафаил — целитель недугов человеческих ( Тов.12:15 ). Уриил — просветитель, — отблеск огня Божественного ( 3Ездр. 4:1 ). Селафиил — молитвенник, предстательствующий у Бога о людях и возбуждающий их к молитве. ( Быт.21:17 ). Иегудиил — славитель Божий, укрепляющий трудящихся к славе Божией и ходатайствующий у Бога о прославлении их, ( Исх.23:20 ). Варахиил — благословитель, раздающий людям благословения Божии, и испрашивающий у Бога благодеяний им ( Быт.18 ). Почитание Ангелов, как в ветхом, так и в новом завете было постоянное, и в первые века христианской эры доходило даже у некоторых до идолопоклонства ( 4Цар.23:5 ; Кол.2:18 ), вследствие чего Отцы 4 века, правилами Лаодикийского Вселенского Собора (35 правило), положили чествовать их только как служителей Божиих. Почему Православная Церковь и определила особенные дни для прославления бесплотных сил. (Четьи Минеи 8 Ноября).  Молитва эта называется Тропарь призывания Св. Духа на всякое доброе дело.  Молитва эта называется « Кондак » призывания Св. Духа на всякое доброе дело.  Молитва эта называется Тропарь благодарения за всякое благодеяние Божие.  Туне — в переводе значит: даром, не оплачено . Туне приясте, туне дадите ( Мф.10:8 ).  Молитва эта носит название Кондака в ряду благодарственных молитв за всякое благодеяние Божие.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

84. Почему Архангел Михаил изображается в воинственном виде? Празднуя собору св. Архангела Михаила, обратимся благоговейным вниманием к образу св. Архистратига небесных сил и воспользуемся уроком, который св. Церковь хочет преподать чрез него всем верующим. На иконе видим св. Архангела Михаила в воинственном ополчении. Что это значит? Почему житель неба, где обитает мир и любовь, представлен вооруженным? На небе, куда, по слову Писания, не может войти ничтоже скверно ( Апок. 21, 27 ), без сомнения, нет возмутительного движения нечистых страстей, какое бывает на земле, нет нечистых желаний, производящих брани и свары, какия бывают между людьми, а потому, конечно, на небе все мирно и дышит любовию. Но, братия, была некогда брань и там в царстве мира и любви. Кто против кого восставал и ратовал? Один из высших духов, обладавший великими совершенствами – Люцифер, с надмением и гордостью восстал против своего Творца и Владыки всяческих; за ним увлеклось много других духов, и они составили страшное ополчение возмутителей небесного порядка. Тогда-то из среды ангелов является поборник Славы Божией св. Архангел Михаил. Собрав все ангельские чины и воинства, верныя Богу, он велегласно воззвал: «вонмем, станем добре пред сотворшим ны, и не помышляем противная Богу». И, стоя на первом месте в сонме духов безплотных, воспел торжественную песнь: Свят, свят, свят Господь Саваоф!» И вскоре за сим все духи злобы низвержены были с неба (Чет. Мин. 8-го ноября). Вот почему Архангел Михаил, как главный поборник славы Божией, победитель диавола и ангелов его, именуется св. Церковию началовождем ангелов, посреде полков ангельских старейшим, небесных чинов Архистратигом (сл. 8 ноября). Вот почему она изображает его всегда в воинственном виде, с мечем или копием в руке, имеющем под ногами дракона, змия древняго, иже есть диавол и сатана ( Апок. 20 2), дух злобы, им пораженный и низверженный. Победа, совершенная на небе над духом злобы, была только началом брани, совершавшейся и доселе совершающейся на земле. Враг Божий, низверженный с неба, с новою яростию и силою восстал против всего земного царства Божия: из зависти к блаженству, которое Бог даровал человеку, он возмутил райскую жизнь наших праотцев, и посреди рая сладости посеял терния и волчцы. Нам не перечислить всех бедствий, всех скорбей и страданий в роде человеческом, которыя внес в мир враг Бога и человеков, не перечислить всех козней, которыя человекоубийца искони воздвигает против людей для того, чтобы отторгнуть нас от общения с Богом и заградить путь к блаженству. Не до пришествия только Сына Божия во плоти в мир для разрушения дел диавола, он был врагом человеков, обдержа их своею властию и силою, но и теперь, по пришествии на землю Спасителя, когда держава его разрушена, не перестает еще вооружаться против Церкви Божией и против каждого из нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

692 Обретение мощей первомученика Стефана совершилось в Палестине в 415 году, и они были перенесены в Иерусалим, а около 428 г. его десная рука или более полные мощи перенесены в Константинополь. Ныне наиболее значительные части его мощей находятся в Венеции и Риме. См. у Сергия архиеп. Месяцеслов. Заметки под 2 авг. Чет. Мин. 2 авг. 693 Случаи нетления тех людей не святых, действительно, есть. В склепе собора в Ревеле хранится нетленным тело герцога де-Кроа – протестанта, современника Петра В., подозреваемого в измене России. В Прибалтийском крае, в склепах немецких баронов, будто бы есть и другие примеры долгого сохранения тел умерших (и самой одежды) от тления. В Палермо и Сен-Готарде, в сухих и прохладных склепах сохранилось много тел, превратившихся в засохшие мумии, вследствие сухости воздуха и отсутствия влаги в почве склепов. Уверяют, что у буддийских дервишей имеются сохранившиеся в целости тела. В тундрах Сибири и в глубоких торфяных болотах Ирландии находили сравнительно сохранившиеся трупы людей и животных. На берегах р. Лены найдены были два трупа мамонта (один в 1806 г., другой – в 1900 г.), – допотопного гиганта, сохранившиеся вследствие холода на столько, что мясо их могли есть звери. 694 О нем см. прот. Фомина П. Святитель Иоасаф Горленко, еп. белгородский и обоянский, в ж. Вера и Раз. 1898 г. XX кн. и след. 695 Что нетление мощей без чудотворений не признавалось и не признается за доказательство святости усопших, проф. Голубинский (в «Истор. канонизации» и пр. стр. 301) указывает еще на следующие два примера. В 1479 году обретено было нетленным тело митрополита Филиппа 1-го (святитель Филипп, обличитель Грозного, именуется скончавшегося 6 лет и 5 месяцев тому назад; в продолжение 12 дней тело его не было погребено, очевидно, как полагает проф. Голубинский, в ожидании, не последует ли от него чудес, но чудотворений не последовало, и оно, по прошествии 12 дней, предано было погребению. В Киевских городках Готве и Сорочинцах (ныне местечках в Полтавской губ.), при рытии могил для покойников, найдены были два не сгнивших женских тела, которые стояли в церквах одно лет с десять, другое с пятнадцать. Киевский митрополит Варлаам Ванатович, в донесении Святейшему Синоду от 23 ноября 1724 года, писал, что оба тела он сам видел, но «понеже ни единого достоверного свидетельства чудодействия их не обреталось, то он приказал в тех же церквах, где они стояли, вырыть глубокие ямы и закопал честно, с обычною литиею».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Теперь, братие, и самым делом мы объяснили вам смысл вышеприведённых слов Апостола Павла, и уже вы, конечно, убедились в том, что сеять скудостью и скудостью пожинать значит меньше делать добра и меньшее воздаяние за оное от Бога получать; а сеять о благословении и о благословении пожинать значит больше добра делать и большей, следовательно, награды ожидать. А отсюда что же для нас? Само собою открывается, что, как учит тот же Апостол, мы должны богатиться в делах добрых и благоподатливыми быть ( 1Тим.6:18 ). И так, братие, должно быть непременно. Ибо что такое люди, которым мы делаем добро? В общем, они для нас суть поле, в которое мы должны бросать семена, для того чтобы в будущем для себя же самих пожать с него плоды. И поле это плодоносно. «Поле бедных, – говорит блаженный Августин , – плодоносное есть и скоро воздаёт владеющим плод» (в речи о Слове Божьем). Если же это так, то понятно, что для нас же будет лучше, когда мы соберём для себя плодов с этого поля больше. А поэтому и будем сеять о благословении, чтобы о благословении и пожать, и чрез щедрые дела благотворения, чрез широкие милости и милостыни потщимся и для себя самих собрать плод мног во время своё. Аминь. Той же день 76. О кротости (Из жизни святого Иоанна Милостивого. Чет. Мин. ноября 12) Господь говорит: «Блажени кротцыи; яко тии наследят землю» ( Мф.5:5 ). Этими словами Он заповедует, чтобы ищущие блаженства были кротки; иначе: учит, что для достижения блаженства необходима кротость. Что же такое кротость? Кротость есть такое свойство христианина, по которому он, из любви к Богу, не предаётся движениям гнева, досады, мщения и вражды; но благодушно переносит оскорбления и обиды, покрывает своим благодушием недостатки и грехи ближних, любит благотворить оскорбляющим и обижающим его, и одним словом, не побеждённым бывает от зла, но побеждает благим злое ( Рим.12:21 ). Слыша это, может быть, некоторые из вас, братие, и подумают: неужели есть такие люди? На это всего лучше ответить примером. Однажды Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, за какой-то грех наложил отлучение на двоих клириков, то есть низших служителей церковных.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Но, вы скажете: «Бывали такие люди: да нам-то что же из этого?» Конечно одно: то, чтобы и вы подражали им. Они кротостью восхитили себе Царствие Божие, и вы должны ею же восхитить оное для себя; ибо все заботы наши в сей жизни должны быть направлены к тому, чтобы путём добродетелей войти в Обители Небесные. Поэтому, повторяем, подражайте святым, между другими добродетелями, и в кротости. А для сего, подобно им, не слушайтесь и не ропщите, когда услышите от ближних оскорбительное слово или встретите обидный поступок от них. Не предавайтесь гневу, досаде, ненависти и вражде, но старайтесь переносить все оскорбления и обиды со спокойным духом и прощайте ради Бога, чтобы и от Него получить прощение своих грехов. И будьте, вообще, терпеливы, любвеобильны и благотворительны ко всем, не исключая даже и врагов ваших. Тогда, поистине, и вы, подобно святым, путём кротости достигните Царства Небесного и к вам отнесутся слова Господа: Блажени кротцыи. Аминь. 13-й день 77. Раскаяние в грехах и обещание исправить жизнь способствуют к исцелению от болезни (Из жизни святителя Златоуста. Чет. Мин. ноября 13) Весьма многие люди, в то время, когда их постигает болезнь, прежде всего начинают думать о врачах и лекарствах. Но мы таковым многим советуем поступать во время болезни не так, как они поступают. Мы советуем им во время болезни прежде всего укрепиться верою в Бога, затем раскаяться в грехах, и наконец, дать обещание на будущее время исправить свою жизнь. Почему же так, скажете. А потому, отвечаем, что примеры показывают, что были случаи, когда вера больных в Бога, их раскаяние и обещание исправить жизнь подавали им исцеление и от болезней совершенно их освобождали. Какие же это примеры, ещё спросите. На это отвечаем вам, что примеры сии суть следующие. Один муж из Антиохии настолько сильно заболел головою, что у него даже правый глаз стал выходить наружу из своего обычного места. Истративши много денег на лекарей и не получив от них никакой пользы, он пошёл наконец в монастырь, в котором жил святой Иоанн Златоуст , пал к ногам его и стал просить Иоанна об исцелении.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И поступили человек с больным оком и больная женщина по слову Златоуста, и сейчас же подлинно здоровы стали. А поэтому, братие, как поступили эти последние при своей болезни, так поступайте и вы. Укрепитесь верою в Бога, сознайте своё недостоинство пред Ним, раскайтесь в своих грехах, дайте искреннее обещание на будущее время исправить вашу жизнь, и всё будет хорошо. Ибо верно то, что Господу всегда приятно, когда мы с верою идём к Нему, от злых дел отвращаемся и на путь добродетельный становимся. Аминь. 14-й день 78. Нераскаянные грешники, по смерти, отдаются во власть бесов и идут в ад (Из жизни святого Апостола Филиппа. Чет. Мин. ноября 14) Однажды святой Апостол Филипп, проповедуя Слово Божие язычникам, для того чтобы самым делом убедить их в том, что Иисус есть воистину Христос, Сын Божий, воскресил пред ними мертвеца при следующих обстоятельствах. Где Апостол беседовал о Господе с язычниками, мимо того места несли покойника. Увидев его, слушавшие Филиппа сказали ему: «Вот если ты этого мертвеца воскресишь, тогда мы уверуем в Бога твоего». Слыша это, Апостол возвёл очи свои на небо и, довольно помолившись, сказал тихим голосом к лежавшему на одре мертвецу: «Феофил!» При этих словах Филиппа мёртвый ожил, приподнявшись, на одре сел и открыл глаза. Филипп ещё сказал ему: «Христос повелевает тебе: сойди с одра и беседуй с нами». И тотчас воскрешённый сделал то, что ему было повелено, пал к ногам Апостола и воскликнул: «Благодарю тебя, святой слуга Божий, за то, что ты в этот час от многих зол избавил меня; ибо, по разлучении души моей с телом, два чёрных и злосмрадных беса немилостиво в ад повлекли меня; и если бы ты не явился на помощь и не избавил бы меня от них, то я, несомненно, ввержен бы был в тартар лютый». Из этих слов воскрешённого Феофила, как видите, братие, открывается то, что грешники по смерти отдаются во власть бесов и идут в ад. Правда ли это? Что грешники по смерти отдаются во власть бесов, то правда, ибо сие видно из следующего. В монастыре, именуемом Галат, был монах, которого братия считали святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   II. Ангелы являлась св. мученикам при страданиях их укрепляли их в сем подвиге.    Св. мученикам Евстафию и Анатолию, заключенным в темницу и осужденным на голодную смерть, явился ангел, разрешил их от уз, соделал здравыми и, подав им манну в пищу, сказал: во всех страданиях ваших буду с вами; ибо послан от Христа Господа хранить вас“ (Ч.-М. ноября 20 д.).    Когда Феодор Тирон в темнице, крепко затворенной и запечатанной, молился, то к молитве его присоединились ангелы. Караул сперва услышал громкое пение, а потом ч рез окно увидел множество с Тироном юношей, которые были одеты в белую одежду и вместе с ним пели; сам правитель пришел к темнице и услышал многие поющие голоса, между тем как великомученик был заключен один (Чет.-Мин. 17 февр.).    III. Ангелы принимают особенное участие в спасении души человека. Св. Давид долгое время был разбойником, но после покаялся и, поступивши в монастырь, начал вести строгую подвижническую жизнь. Архангел Гавриил явился ему в келье и сказал: „ Давиде! Господь простил тебе грехи, и отныне ты будешь творить чудеса“ (Ч.-М. сент. 6 д.). – Архангел Михаил, явившись св. Евдокии, говорил: „я князь ангелов Божиих; мне дано служение принимать грешников кающихся и вводить их в блаженную жизнь. Многая бывает радость на небеси небесных ликам, если грешник приносит покаяние; ибо Бог, Отец всех, не хочет погибели души человека, созданной по образу Его. Все ангелы радуются, когда видят душу человеческую, украшенною правдою: они приветствуют ее, как сестру свою“ (Ч.-М. марта 1 д.).    Ангел, явившийся св. Григорию Двоеслову, говорил: „Господь послал меня к тебе, чтобы я был с тобою в продолжение твоей жизни и возносил твои молитвы к Богу, чтобы все, о чем ты просишь с верою, получил» (Ч.-М. марта 12 д.).    IV. Ангелы соблюдают уповающих на Господа невредимыми от зла, когда оно или только ожидает их, или уже постигло их. Как ангелы поступают в первом случае? Псалом отвечает: на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, то есть, как мать, когда дитя учится ходить, наблюдает за каждым его шагом; и если видит, что оно может споткнуться обо что-нибудь, тотчас берег его на руки: подобно сему поступают ангелы с людьми, которые имея детскую преданность воле Божией, вверены их надзору.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

132 У Византия – Матфиа, котораго память совершается 9 августа; а апостола и еванг. Матфея, – 16 ноября. 133 В Житии св. патриарха Цареградскаго Евтихия (умер 582) сказано, что он “погребен бысть славно в церкви Апостольстей под олтарнъм степенем, идеже бяху мощи святых апостол Андреа, Тимофеа и Луки” (Чет. Мин. 6 апреля, 18 и 20 октября).-Мощи св. Тимофея перенесены сюда из Ефеса в 356, а св. Андрея из Патр Ахайских и св. Луки из Фив Виотийских в 357 году. 135 Тоже заметил и Стефан Новгородец, и прибавил, что этот олтарь был “вельми велик” (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 54). 136 По Стефану Новгородцу: “от великих дверей на правой руце стоят два столпца: един, идеже бе привязан Господь наш Иисус Христос ; а другий, на немже Петр плакася горько; тии бо столпове привезены от Иерусалима святою Еленою царицею. Един столп, иже бе Иисусов, от зелена камени с прочернью; а другий, Петров, тонок, аки бревенце, вельми красен, есть прочернь и пробел, видом яко дятлен” (Там же; сн. Путега. иерод. Зос. стр. 61; дьяка Алекс. стр. 72; диакона Игн. стр. 100 –101). 137 Об этой доске в монастыре Пантократора говорять и другие наши паломники. Стефан Новгородец: “идохом к Спасу великому монастырю, рекше Вседержителю... .ту доска Господня лежит, иже привезена бысть святою Еленою царицею” (Там же, стр. 54). Дьяк Але ксандр: “в Пантократоре монастыре есть доска Спасова, на нейже несли его ко гробу” (стр. 72). Диакон Игнатий: “идохом в великий честный монастырь Пантократов, и целовахом святую доску Господню, на нейже со креста снемше тело Христово положиша, и Претастыя слезы на том вообразишась” (стр. 101). Иеродиакон Зосима: “в том бо монастыре стоит дска, на нейже Христа несли ко гробу; на нейже слезы Богородицы Марии и доныне знати” (стр. 61). 138 Т. е. в церкви святых Апостолов: потому что здесь, по свидетельству паломников, были мощи св. Спиридона, епископа Тримифунтскаго, котораго память совершается церковию 12 декабря. 139 Название монастыря Калуяновым указывает, вероятно, на строителя его – Калоиоанна Комнина (1118 – 1143). По Синаксарю, память св. Власия, епископа Севастийскаго, пострадавшаго при Ликинии, совершалась в Царьграде 11 февраля, в храме, посвященном его имени и находившемся близ св. Филиппа неподалеку от монастыря Спаса Человеколюбца (Дюканжа, Constantinop. christ. Lib. IV. р. 121. Ассемат, Kalend. eccl. univ. t, VI. p. 124).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Всех нас возлюбил Иисус Христос, Который за другов и недругов, за верующих и неверующих пролил на кресте Свою кровь, и для всех нас приготовил славное царство па небесах. Все. мы, поэтому, составляем одну великую семью Отца Небесного, Который о всех нас промышляет, и нет на земле ни одного человека, которого мы не должны бы любит. Если же все люди наши ближние и братья наши, то мы и жить с ними должны по-братски, по-христиански. Чего себе желаем от Бога, того должны желать и ближним своим. Желаем себе добра, должны желать и делать его и ближним. Не желаем себе худа, не должны желать и делать его и ближним своим. И если мы всегда будем так поступать, то мы будем богаты св. верою в Бога и добрыми делами. А с верою в Бога и с добрыми делами для нас и на земле будет рай. За нашу любовь и добрые дела и Господь возлюбит нас. А когда возлюбит нас Господь, то чего более желать нам? За нашу братскую любовь, Он будет благословлять наши труды и занятия, награждать нас добрым здоровьем, благами и радостями земными. Преп. Варлаам, Новгородский Чудотворец, передавая монастырь другому игумену, сказал: „пока будет любовь между братиями, дотоле из земных вещей не будете чувствовать нужды, — все вам Господь будет посылать“ (Чет.-Мин. б Ноября). Но беда наша та, что между нами, за умножением беззаконий, охладевает христианская любовь ( Мф.24:12 ), и вместо любви нередко поселяется злоба. И вот для нас источник всяких бед на земле — человеческая злоба. От злобы происходит воровство, подлоги, обман, ложь и клевета, несогласие и немиролюбие в семьях и обществах человеческих. Злоба самых верных и честных супругов делает неверными и нечестными, самых добрых друзей делает врагами, самые хорошие порядки общественные разрушает. И верно сказал св. Апостол Иоанн: ненавидяй брата своего, во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть, камо идет, яко тьма ослепи очи ему ( 1Ин.2:11 ). И какого зла не делает на земле злоба человеческая? Так, наприм., и старому и малому известно, что убит человека есть тяжкий грех пред Богом и людьми.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010