276 Вм. “Акакий” должно быть “Алипий”: на это указывает и время и место и образ подвижничества Алипиева (Чет. Мин. 26 ноября). 277 Трудно решить – какого Брячислава. Вероятно, какого нибудь из князей Полоцких: так как известно, что в княжение Мстислава Владимировича Полоцкие квязья, с женамии и детьми их, были отправлены в Царьград; что император Иоанн Комнин давал им жалованье, и чю они служили в его воиске (Ист. Гос. Рос. т. II. стр. 104 и пр. 252). 280 Св. мученик Иларий из Калипты, что близ Анкиры Галатийской; обезглавлен по повелению игемона Максима, в царствование Траяна (Чет. Мин. 12 июля). 281 Ни в Служебной и Четией Минеях, ни в Прологах и Синаксарях, ни в Святцах и Месяцословах наших св. девицы Софии царевны не находится. 282 Св. Тарасий – Цареградец знатнаго рода, при Константине V и Ирине был ногарием тайных дел царских; после Цареградскаго патриарха Павла IV возведен на патриарший престол 25 декабря 784 года; как ревностный защитник иконопочитания, он убедил императрицу Ирину и сына ея созвать в 787 году седьмой вссленский собор; скончался 25 февраля 806 года, и погребен в монастыре, который он устроил во время своего патриаршества, “в Восфоре Фракийстем, при устии Евксинскаго понта” (Чет. Мин. 25 февраля н 8 марта; сн. Кодина, Дюканжа, Constantinop. chr. lib. IV. р. 189). По Византию, это место известно ныне под именем Карииче 283 Святая Пятница – так называлась местность на левой стороне Золотаго рога, составлявшая часть Переи. У Византиицев эта местность носила и другия названия, таковы: а) Пикридиево – по монастырю, устроенному здесь Пикридием, кувикуларисм (постельничим) при императрице Ирине Афинянке (Кодина, сн. Anon. у Бандури, Imp. Orient. t. I. lib. III. р. 56); б) Ареовиндово по бывшим здесь палатам Ареовинда Дюканжа, Constantinop. chr. lib. IV. р. 83), близ которых брат императора Маврикия Петр построил, в 588 году, храм Богоматери (Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. 1.1. р. 699); в) Гончарово по населению этой местности гончарами (Византия, А Святою Пятницею называлась и ныне называстся эта местность – по храму св. преподобномученицы Параскевы – Пятница), воспоминаемой церковию, 26 июля. Турки называют эту местность Хас-киой (Там же, стр. 11–13. Константия,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

eccl. univ. t. VI. pag. 458). Здесь неизлишне еще заметить, что некоторые писатели употребляли название целого предмета вместо частей его, именуя напр. ризою Богоматери (σϑς) какую-нибудь частицу одежды, или головное покрывало (κεφαλς πικλυμμα=скуфия, Стеф. Нов., повой, Ант.) с наплечьем (μοφριον). 87 Память св. Филиппа из лика 12-ти апостолов – 14 ноября, а Филиппа единого от 7-ми диаконов – 11 октября. Феодорит в своей истории (кн. V. гл. 24) пишет, что в 394 году апостолы Иоанн Богослов и Филипп, который из 12-ти, явились императору Феодосию пред сражением с войсками Евгения и обещали ему победу над врагом (сн. Г. Кедрина, Сокращ. ист. в Согр. Script. hist. Byz. ed. Bonnae. t. 1. 1838. p. 567). Вероятно, здесь говорится о мощах этого апостола. 88 Св. Епимах, родом Египтянин, сперва жил пустынником в горе Пилусийской; потом претерпел муки и обезглавлен в Александрии, около 250 года (Чет. Мин. 31 октября). – Перенесение мощей его 11 марта (Месяц. Вершин. стр. 173). 89 Св.Феодор Тирон пострадал в Понтийском городе Амасии, в 316 году (Чет. Мин. 17 февраля; сн. Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. VI. p. 150). 90 По усекновении главы Иоанна Крестителя, тело его было погребено в Севастии; евангелист Лука отделил от него правую руку и принес в Антиохию; в X веке диакон Иов принес ее в Халкидон, а отсюда патриарх Цареградский перенес ее в Царьград, где она торжественно встречена была императорами Константином и Романом со множеством народа, и положена «в царстей, сущей в палатах, церкви» (Чет. Мин. 7 января. Ассемани, ed. 1. р. 22). Здесь хранилась она до взятия Царьграда Турками. В 1484 году она случайно была найдена в султанской сокровищехранительнице; Баязет II, по дружбе с великим магистром Мальтийского ордена П. Добюссоном, послал ее в дар рыцарям этого ордена, которые положили ее в церкви св. Иоанна, на острове Родосе, а по взятии этого острова Солиманом, перенесли с собою на остров Мальту. Когда император Павел Петрович принял на себя звание великого магистра и покровителя Мальтийского ордена, тогда священная десница Крестителя с частию древа животворящего Креста и чудотворною иконою Богоматери, в октябре 1799 года, присланы были в Гатчину, а отсюда потом перенесены в Санктпетербург, в церковь Зимнего Дворца (Византия, . Κωνσταντινοπολις,τμ. α´. σελ. 360, 165; сн. патр. Константия, Κωνσταντινις παλαι τε κα νεωτρα. Βεντ. 1824. σελ. 104. Мурав. Пис. с Вост. ч. I. Сиб. 1851. стр. 40. Дебольс. Дни богослуж. кн. I. Спб. 1846. стр. 221).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Когда же бывшие после Маркиана и Пульхерии императоры возобновляли и украшали эти храмы: то как риза и пояс Богоматери, так и другия святыни были торжественно переносимы из одного храма в другой; а отсюда произошло то, что перенесение и положение разных святынь в том или другом храме Византийские писатели приписывали разным лицам и относили к разным временам.Это заметил еще Ассемани: has enim aedes, говорит он, quum snbsequuti post Marcianum et Pulcheriam imperatores aut instauraverint aut exornaverint, ideo factum est, ut sacrarum Reliquiarum translatio aut depositio modo ad unum, modo ad alium imperatorem a scriptoribus Byzantinis referatur (Kalend. eccl. univ. t. VI. pag. 458). Здесь неизлишне еще заметить, что некоторые писатели употребили название целаго предмета вместо частей его, именуя напр. ризою Богоматери какую нибудь частицу одежды, или головное покрывало ­­скуфия, Стеф. Новг.; повой, Ант.)с наплечьем 68 Память св. Филиппа из лика 12-ти апостолов – 14 ноября, а Филиппа единаго от 7-ми диаконов – 11 октября. Феодорит в своей истории (кн. V. гл. 24) пишет, что в 394 году апостолы Иоанн Богослов и Филипп, который из 12-ти, явились императору Феодосию пред сражением с войсками Евгения и обещали ему победу над врагом (сн. Г. Кедрина, Сокращ. ист. в Corp. script. hist. Byz. ed. Bonnae. 1.1. 1838. p. 567). Вероятно, здесь говорится о мощах этого апостола. 69 Св. Епимах, родомь Египтянин, сперва жил пустынником в горе Пилусийской; потом претерпел муки и обезглавлен в Александрии, около 250 года (Чет. Мин. 31 октября). – Перенесение мощей его 11 марта (Месяц. Вершин. стр. 173). 70 Св. Феодор Тирон пострадал в Понтийском городе Амасии, в 316 году (Чет. Мин. 17февраля; сн. Ассемат, Kalend. eccl. univ. t. VI. р. 150). 71 По усекновении главы Иоанна Крестителя, тело его было погребено в Севастии; евангелист Лука отделил от него правую руку и принес в Антиохию; в X веке диакон Иов принес ее в Халкидон, а отсюда патриарх Цареградский перенес ее в Царьград, где она торжественно встречена была императорами Константином и Романом со множеством народа, и положена “в царстей, сущей в палатах, церкви” (Чет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   п) Святые являлись для исправления погрешностей, допущенных при написании их жития. Составитель жития св. мученика Ореста, св. Димитрий, митрополит Ростовский, составив его житие, приготовил уже к изданию его. В одну ночь св. мученик явился ему и сказал: «Я больше пострадал за Христа, чем сколько ты написал». Сказав это, он открыл свою грудь и, показав в левом боку рану насквозь до внутренностей, сказал: «Это мне железом прожгли»; далее, показав рану на правой и левой руке, сказал: «Это мне перерезали»; потом, наклонившись, открыл обе ноги до колен и, показав на них раны, сказал: «А это косою подсекли. Видишь, — сказал он, наконец, — я больше пострадал, чем сколько ты написал» («Чет. — Мин.» ноября 10 д.).    р) Святые являлись для обличения и наказания беззаконников и врагов церкви Христовой. Один купец шел поклониться мощам св. Мины, неся с собою в дар в церковь его мешок золота. На пути убил его хозяин дома, в котором он остановился ночевать. Разрубив на части тело, убийца скрыл его на время во внутренней комнате своего дома и соображал, где бы найти сокровенное место, чтобы похоронить убитого. В это время явился в его дом св. Мина и спрашивал хозяина о госте. Тот говорил, что у него никого не было. Тогда св. Мина вошел во внутреннюю комнату и, взяв оттуда корзину с рассеченными частями тела, показал убийце и спросил: «Это что такое?» Убийца затрепетал и пал к ногам святого. Святой Мина, составив рассеченные части, по молитве к Богу, воскресил убитого и повелел ему продолжать путь к нему («Чет. — Мин.» с ноября 11 д.).    с) Святые иногда являлись для того, чтобы предупредить христиан от невольного принятия участия в служении идолам. По вступлении на престол Юлиан богоотступник в числе других враждебных против христиан действий замыслил следующее. Зная, в какой чистоте и воздержании проводят святую четыредесятницу христиане, богоотступник призывает градоправителя константинопольского и велит ему тайно удалить на следующие дни с торжища все обыкновенные снеди, а предложить одно то, что было уже принесено в жертву идолам и потому христианами почиталось за оскверненное. Никто не знал замысла: посему многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушением того, что растворено было (так повелел Юлиан) кровью идоложертвенною. Это составило бы для них предмет сожаления на всю жизнь, а для Юлиана, или, паче сказать, сатаны, им двигавшего, это была бы радость и торжество велие. Тот же отступник, по исполнении замысла, не преминул бы разгласить всему свету, что последователи Иисуса Назарянина (так называл он Господа) во время самого поста их употребляли в пищу идоложертвенное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Блж. Августин хорошо выражает эту мысль, когда говорит: «Ты (Господи) воздаешь людям не потому, что Ты чрез них делаешь, а по тому, чего они домогались» (Исповедь. Кн. 9, гл. 8).    И это, строго говоря, уже не наши намерения, а намерения Промысла. Глава четвертая. Бог в исторических судьбах христианской Цер... А. Божество Иисуса Христа Сверхъестественные свидетельства о Божестве Иисуса Христа    Самый главный и самый видный в житиях святых образ доказательств истинности веры в Иисуса Христа, как истинного Бога, Сына Божия, суть чудеса, совершенные ими силою Христовой. Вера св. угодников проявляется здесь не в слове, но именно в силе и славе Божией. Чудес, совершенных св. угодниками пред язычниками, множество. Страдания св. мучеников обыкновенно сопровождались чудесами, которыми так ясно и торжественно доказывалось всемогущество истинного Бога в обличение ложных богов, исповедуемых язычниками.    1. По молитве к Господу Иисусу Христу яд терял свою смертоносную силу. Одному волхву приказано было языческим мучителем отравой уморить св. Виктора. Чародей сварил мясо со смертоносным ядом и подал святому. Св. Виктор помолился Господу Иисусу Христу и съел мясо без вреда. Волхв приготовил мясо с сильнейшим ядом и, подавая его святому, говорил: «Если съешь это и останешься жив, тогда я оставлю свое волшебство и уверую в Бога твоего». Св. Виктор съел и это безвредно. Тогда волхв открыто перед всеми исповедал веру в Господа Иисуса Христа, пошел в свой дом, сжег все волшебные книги и сделался совершенным христианином (Чет.-Мин., и ноября).    2. И кипящая смола претворялась в холодную воду, и раскаленное железо охлаждалось. Св. мученики Павел и Юлиания, будучи ввержены в кипящую смолу, воззвали к Господу Иисусу Христу об избавлении от болезненной муки — клокочущая смола превратилась в хладную воду. Чудо это, впрочем, не вразумило мучителя. Он повелел положить их на двух железных раскаленных кроватях и поливать тела их маслом. Св. мученики и здесь остались невредимыми. Тогда исполнители мук воскликнули: «Нет иного Бога, кроме небесного Бога, Который помогает Павлу и Юлиании (Чет.-Мин., 4 марта).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

270 Случилось в те дни, говорится в Патерике, князю Киевскому Изяславу возвратиться из земли Ляхской и начал он гневаться на преподобного Антония ради Всеслава князя Полоцкого», который, в отсутствие великого князя, на короткое время овладел его престолом. Также см. Голубинский Е.Е.История русской церкви т. I, вторая половина, с. 544. 271 Голубинский Е.Е. История русской церкви, т. I, вторая половина, с. 548. «Прабошни черевьи протоптанные», в Патерике – «раздранные плесницы» – обувь в роде, нужно полагать, наших нищенских опорок (Там же, примеч. 1). 273 Печерский Патерик. «Русские Святые» Филарета архиепископа Черниговского, 2-е изд.; Срезневский И.И. Сведения и заметки о малоизвестных памятниках, гл. 87, с. 148. Преосвященный Филарет в начале жития преподобного Исаакия говорит: «Предлагаем повествование о нем преподобного Нестора»… в конце жития прибавляет: «Нельзя не заметить, что печатный Патерик по-своему излагал повествование Нестора, по местам то затемняет мысль Нестора, то прибавляет то, чего не было, или о чем не говорит Нестор» (См. примеч. «Русские святые», с. 258); почему, имея под руками Печерский Патерик, мы больше следовали в составлении сего жития преосвященному Филарету. В Чет.-Мин. заимствовано из Печерского Патерика; в Прологе под 27 апреля: «Слово о Исааке монасе, его же прельсти диавол, и паки укрепився и победи диавола и милость Божию получи». 275 «Из западных стран от латинского языка и земли ненецкие» происходил сей блаженный, как говорится о нем в житии и Прологе. «Воспитан был он среди великого богатства, но никому не известны имена его родителей, ни даже какого он был племени, одно лишь известно, что, пришедши в совершенный возраст мужества, наполнил он имуществом свой корабль и, оставив отечество свое, приплыл в Новгород, сопутствуемый своею дружиною, в северные пределы наши: ибо таков был обычай гостей иноземных». Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских. СПб., 1867, 2-е изд., с. 28, также см. Пролог, 8 июля. 277 В житиях святых Русской Церкви, равно как в Прологе, Чет.-Мин., Историческом словаре святых и некоторых других сказано, что Прокопий пользовался наставлениями в православии у преподобного Варлаама Хутынского, в его обители; но как святой Варлаам Хутынский преставившийся в 1192 г., не мог преподавать и наставлений в вере Прокопию, скончавшемуся более чем столетием позже преподобного Варлаама, то здесь, по всей вероятности, нужно разу меть другого подвижника Варлаама (в мире Вячеслава Прокшинича), который жил в Хутыни и умер в 1243 г. (Новгородская летопись под 6751 г.). См.: Толстой М.В. Рассказы из истории русской церкви. М., 1887, с. 105, также «Русские святые» преосвященного Филарета под 6 ноября, Голубинский Е.Е. История канонизации святых Русской Церкви//Богословский Вестник, 1894, июль, с. 84 и 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

191 Черный великий убол – находился на отлогости третьяго холма, в VII-й части Царьграда, по направлению к Софиинской гавани (Константия, 34. Византия, На этом оуболе” было место, называвшееся Домниным – по имени патрикия Домнина, который во времена Константина Великаго переселился из Рима в Царьград и построил здесь дом, как пишут Кодин и Anonymus: Кедр. 1. 1.) и стоял храм Воскресения (Кодина, ed. 1. р. 21. Апопути, lib. I. у Бандури, t. I. р. 5; сп. tII. р. 627 sq. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. II. р. 174). 192 Из этих слов нашего паломникавидно, что и в Цареградском храме Воскресения Господня “на великий день” совершался особенный обряд возжения огня, напомишавший “о свете святем, како сходит к гробу Господню” в Иерусалимском храме Воскресения, о чем говорит другой наш паломник (См. Путеш. игум. Даниила, изд. Археограф. Комм. стр. 138–146). 193 Преп. Авксентий, сын Адды Персиянина, служил в воинском сане при дворе Феодосия младшаго; познакомившись с св. Маркианом, он принял монашество, удалился в Вифинию и поселился в 10 стадиях от Халкидона, на горе Оксии, которая впоследствии названа, по имени его, Авксентиевою; скончался в царствование Льва Великаго , во второй половине V-ro века (Чет. Мин. 14 февраля). 194 Но не одновременно, а только одноместно: потому что Стефан новый потрадал при Константине Копрониме, в 767 году (См. выше, примеч. 149). 195 Вместо “Маркел” должно быть “Маркиан”: потому что у всех историков строитель храма Врскресения Господня называется не Маркеллом, а Маркианом.О месте погребения преп. Маркиана см. выше, в примеч. 165. 199 Память этих ветхозаветных мучеников, пострадавших от Антиоха Епифана, совершается церковию 1 августа. 202 Церковь св. мученика Платона находилась неподалеку от Константиновой площади Прокопия, vol. III. в Corp. script. hist. Byz. ed. Bonnae. 1838. p. 190. lib. I. p. 15; a по Византию, в VI-й части Царьграда (Константия, Она первоначально была построена импер. Анастасием Дикором, который приказал перевезти сюда из Солуня десять резных колонн (Кодина, потом была возобновляема Иустинианом (Прокоп. 1. 1.) и Василием Македонянином (Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 133. Вандури, Imper, Orient. i I. р. 30 sq. t. II. р. 625).-Св. Платон, имени котораго посвящена эта церковь , был родом из Анкиры Галатийской, где, после разных мучений, и обезглавлен, по повелению Агриппина, около 306 г. (Чет. Мин. 18 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Но как почитать страдания св. мучеников? Нужно не только молиться им, но и подражать их мученической жизни и подвигам, и не нужно страшиться нам мученичества: св. мученики укрепят нас и доведут до светлых венцов Христова Царствия, Правда, время мученичества уже прошло. Но мучеником можно быть и без пролития крови и получить от Христа нетленный венец. А как это можно? Св. Иоанн Златоуст так об этом говорит: „Нет времени гонения, но мученичеству есть время; не гонят человеки, но гонят бесы; не озлобляет мучитель, но озлобляет дьявол, лютейший всех мучителей; не видишь углей горящих, но видишь разжегший пламень страстей. Мученики горящее уголье презрели, а ты огонь естества презри; они со зверьми боролись, а ты гнев, яростного и неукротимого зверя сего, обуздай; они стояли против неукротимых болезней, ты скверные и лукавые мысли, которые из сердца исходят, победи. Так будешь мучеником“ (Чет.-Мин. 19 Ноября). Мучеником можно быть и тогда, когда мы, во имя Господне, для царствия Христова, переносим всякие земные скорби и лишения, когда, оказывая помощь страждущим, больным и всяким бедствующим, сострадаем им сердцем в их скорбях и бедствиях. Так св. мученица Наталия была мученицею без пролития своей крови; ибо много сострадала сердцем св. мученикам, служа им в темнице и смотря на их страдания (Чет.-Мин. 26 Августа). Вот, братие, посильное мое вам слово для нынешнего дня! Св. мученики для нас не грозные каратели, а наши усердные молитвенники и покровители пред Богом. Будем же молиться им усердно и с верою. А чтобы молитвы наши были достойны пред Богом и приятны мученикам, будем подражать добродетельной жизни святых мучеников. Аминь. Поучение в день происхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 1го Августа Ныне у нас праздник происхождения честнаго Креста Господня. Празднество это установлено в 1164 году по Рожд. Христове, в царствование Греческого царя Мануила и Российского великого князя Андрея Георгиевича Боголюбского. Им случилось в один день выступить на брань: одному из Царьграда против Сарацин, а другому из Ростова против Болгар; и Господь в один и тот же день, именно 1го Августа, даровал им обоим славную победу: царь Греческий победил Сарацин, а князь Российский победил Болгар и сделал их своими данниками.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Ограждать себя крестным знамением весьма спасительно. Оно прогоняет невидимых врагов – демонов – и избавляет нас от бед и несчастий. Взяв Жития святых, мы встретим в них много этому доказательств. Вот для примера несколько из них. Преподобный пустынник по имени Дорофей, который всю свою жизнь проводил в подвигах поста, молитвы и трудолюбия, послал однажды своего послушника принести из колодца воды. Придя к колодцу, послушник увидел в нем аспида, одну из самых ядовитых змей, и побоялся взять из колодца воды. В испуге он прибежал к преподобному и сказал: «Отче! В колодце ядовитая змея, мы погибли». Преподобный Дорофей усмехнулся, покачал головой и сказал: «Ну а если бы дьявол кинул змей во все колодцы и во все реки, неужели бы ты тогда вовсе не стал пить воды?» Сказав это, он пошел к колодцу, взял из него воды и, изобразив над колодцем крестное знамение, напился ее и при этом сказал: «Где крест, там не может вредить сила бесовская (Чет. Мин., 16 сентября). Преподобный Иоанникий, будучи юношей, пас стада своего отца. Он так любил молиться, что часто оставлял свое стадо, уходил в уединенное место и там молился. Уходя на молитву, стадо он ограждал крестным знамением, и оно не расходилось, звери и воры не трогали его, покуда блаженный отрок, возвратившись с молитвы, не отгонял его домой (Чет. Мин., 4 ноября). Святой апостол Иоанн Богослов знамением креста исцелил больного, лежащего при дороге (Жит. св. И. Богослова, 26 сентября). Святой Иоанн Златоуст говорит о крестном знамении: «Крест – нерушимая стена, непобедимое оружие, опора богатых, богатство бедных. Крест – ограждение обижаемых, оружие подвергающихся нападениям, основание добродетели, знамение чудное и удивительное. Если нищий помолится кресту, дом его обогатится. Буря морская утихает от знамения крестного. Кто лежит на одре (болен) или поражается другим бедствием, того спасает Иисус Христос, как скоро призовется на помощь. Кто ограждает себя крестным знамением, тот освобождается от грехов». «Если ты часто будешь печатлеть чело и сердце твое знамением креста Господня, – говорит преподобный Нил Подвижник, – то демоны убегут от тебя, потому что весьма боятся этой святой печати» (кн. 2, пис. 304).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

  Мф.5:23–24 .  См. чин Литургии Св. Иакова, в кн. Λειτργα τν γιων Πατρων ακωβ τ αποσλ κα δελφοϑ κα τ. α. Parigiis, 1560.  Tertullianus de Oratione.  Cyprianus de Orationo Domini.  Св. Кир. Иерус. Поуч. Тайновод. 5 см. в русс. перев. изд. Свят. Синода.  Слова Бл. Августина, в речи Огласит.  Богоизбранная Отроковица только одна из всех людей называется в слове Божием Благодатной, как одна из рода человеческого, над которой почил Дух благодати , изведший из неё в мир Благодатное Солнце правды ; и потоку одна по преимуществу пред всеми Богоугодившими, может изливать на нас все дары благодати Господней! Потому-то и Св. церковь, поучая верующих прибегать с молитвой к Матери Божией, величает Её в своих песнопениях, неиссякаемым источником всяких даров благодати и щедрот.   Лк.1:28, 42 .  Вообще слово Ангел значит вестник . В Свящ. книгах упоминается о разных классах Ангелов, называемых Иерархией (Чет. Мин. 8 Ноября). Это разделение небесных сил на чиноначалия изображено в книге под названием « Небесная иерархия », которую приписывают Дионисию Ареопагиту , отцу первого века и первому епископу Афинскому, рукоположенному Ап. Павлом в 55 г. по Р. Хр. По словам этой книги, место в высшей Иерархии, ближайшей к Пресвятой Троице, занимают Серафимы ( Ис.6:2 ), имя которых означает пламенные или воспламеняющие , ибо они, пламенея любовью к Богу, воспламеняют к тому же и других духов и земнородных; потом Херувимы , имя которых означает имеющих разумение , или изливающих премудрость , почему и называются ещё многоочитыми, сияющими светом разума Божия и изливающими премудрость и на все другие творения. За ними следуют Престолы , на которых Бог почивает разумно (Чет. Мин. 8 Ноября), почему они и называются Богоносными, но это разумеется не в буквальном смысле, а в нравственном, по образу их служения: ибо Бог чрез них, установляет праведные суды Свои ( Пс.9:5 ), и они, Сияя Его правосудием, изливают силу Его на земных судей. В средней Иерархии поставлены первыми Господства, превышающие достоинствами своими низших Ангелов; они наделяют избранных юдольного мира силой благоразумного самообладания и споспешествуют смирять восстающие вожделения и страсти, порабощать плоть духу и вообще господствовать над собственной волей и искушениями. Далее идут Силы — исполнители воли Божией и податели возможности совершения чудес в укрепление веры и для помощи нуждающимся и обременённым. И наконец, Власти, укрепляющие человека в подвигах благочестия в охраняющие его от искушений диавола.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010