209. О непобедимой силе Креста Христова на брани (Из жизни святого священномученика Никона. Чет. Мин. марта 23) Первая обязанность ваша, воины христолюбивые, как и сами вы знаете, есть обязанность защищать Отечество от врагов. Обязанность эта, если так можно выразиться, есть обязанность грозная. При исполнении всякого другого долга требуются: труд, терпение, забота, пожалуй, предстоят и огорчения, но и только. При исполнении же вашего долга, кроме трудов, забот и огорчений, вам предстоит еще и страх встретиться лицом к лицу со смертью . Не нынче так завтра враги могут прийти к нам; и тогда уже не будет для вас ни избавляющего, ни спасающего. В самом деле, кто поручится, что Родина наша навсегда останется без врагов? Кто может поручиться за всегдашний в нашем Отечестве мир? Конечно никто; и потому, повторяем, не нынче так завтра враги могут прийти к нам, и вам придется встретиться с ними и, вместе, конечно и со смертью. Как же вам тогда быть? Что делать, когда станете лицом к лицу с врагом? Что делать, когда смерть будет грозить вам со всех сторон? Как избежать ее? Как лучше и надежнее поразить врага? На эти вопросы мы ответим вам примером, который, надеемся, не останется бесполезным для вас. Святой священномученик Никон в юности был воином. Он тогда был еще язычник, но мать имел христианку, а эта мать говорила ему: «Сын мой, если тебе случится впасть в какую-нибудь беду, что на войне бывает часто, то ограждай себя тогда крестным знамением, и ты избавишься от руки врагов и не получишь никакой раны; ни меч, ни стрела, ни копье не коснутся тебя, и ты останешься невредимым». Совет матери Никон принял к сердцу, и он действительно спас его. Раз во время битвы Никон врезался со своим легионом в середину врагов и был окружен ими со всех сторон. Смерть казалась неизбежной, ибо легион Никона почти весь был истреблен. Тогда он вспомнил завет матери, вздохнул из глубины души, возвел очи свои на небо и, оградив себя крестным знамением, воскликнул: «Всесильный Христе Боже, яви во мне силу Креста Твоего в час сей, и я отселе буду рабом Твоим!» С этими словами он мужественно устремился на врагов и одних поразил, других прогнал, и никто не мог одолеть его, потому что в нем действовала сила Креста Христова. И прославил Никон Бога, говоря: «Велик есть Бог христианский, знамением святого Креста Своего врагов побеждающий и прогоняющий!» И удивились все воины необычайному успеху Никона и восклицали: «О, великое чудо! Никогда не видали и не слыхали мы о такой храбрости, какую сегодня в Никоне видели!» Вскоре после этого Никон принял Святое Крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Принесены были весы, и когда эфиопы положили на одну сторону их все листы свои, то эта сторона быстро спустилась, а другая поднялась высоко; два же ангела, присутствовавшие при этом, говорили: «А нам неужели нечего положить на другую сторону весов, чтобы склонить их сюда?.. Так было ли и время сделать ему какое-нибудь доброе дело, когда он недавно оставил свои злодеяния?..» Они, однако ж, приступили к одру его и, найдя платок, которым он отирал слезы, сказали: «Положим его на весы, и если Бог приложит тяжесть милосердия Своего, то желания наши исполнятся». Едва они успели сделать это, как весы склонились на их сторону, а листы, бывшие на другой стороне, исчезли. «Милосердие Божие, — воскликнули ангелы, — препобедило неправды этого грешника». Они тотчас же прияли к себе его душу, а эфиопы со стыдом бежали.    Врач проснулся после этого видения и тотчас отправился в больницу, желая проверить истину своего видения. Больной только что скончался, и платок, промоченный слезами, еще лежал на глазах его.    Присутствовавшие при его кончине свидетельствовали о его покаянии, и врач, взяв платок, пошел с ним прямо к императору, рассказал ему свое видение и то, что узнал от других, потом присовокупил следующее: «Ты знаешь, благочестивейший император, что говорит Евангелие о разбойнике, получившем при смерти своей прощение грехов от Иисуса Христа; вот человек, которому Спаситель дарует ныне ту же благодать под державою твоею». («Воскр. чт.» XVII, 459.)    4. Преподобный Павел Препростый, смотря однажды на входящих в церковь, как прозорливец, увидел вместе с другими пришедшего человека, имевшего лицо совершенно потемневшее, окруженного демонами, а вдали за ним идущего ангела-хранителя — унылого и сетующего. Что же? Этот самый человек, бывший в плену демонов и уподобившийся им как сынам тьмы по самому виду своему, когда возвращался из церкви, представился преподобному совершенно изменившимся. Вместо черноты видна была светоносная белизна на лице его; ангел-хранитель шел с ним рядом и блистал радостью небесною, а демоны шли уже вдалеке от бывшего раба своего и не смели приблизиться к нему.    Как произошла эта перемена? Грешник, вступив во храм, поражен был гласом Божиим в пророчестве Исайи: «измыйтеся, и чисты будете, отымите лукавство от душ ваших,... престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити», и проч. (Ис. 1:16—17), вдруг почувствовал опасность своего греховного состояния, обратился со слезным раскаянием к милосердному Спасителю и тут же положил решительное намерение исправить жизнь свою. Так рассказывал он сам преподобному Павлу, который открыл и это чудо благодати Божией братьям. «Вот, — говорит св. старец, — какую любовь имеет Бог к грешникам кающимся! Так учит Он нас не предаваться отчаянию, сколько бы ни были мы грешны, а прибегать с покаянием к его человеколюбию и милосердию». (Чет.-Мин., 7 марта.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

Захария, достигнув пятнадцатилетнего возраста, потребовал у Сергия отцовского наследства. Сергий изумился, как бы не зная, чего требует юноша, но, видя неотступность требований, принял вид оскорбленного и с упреком сказал ему: «Отец твой отдал все имениеБогу: у Него и проси, а не у меня. Я не виноват, что отец твой был так неразумен, что, обогащая нищих, сделал нищим единственного своего сына». При столь неожиданном вероломстве юный Захария заплакал и просил Сергия отдать ему, по крайней мере, половину имения, хотя третью часть, даже десятую: но Сергий решительно отказался. Тогда Захария потребовал, чтобы Сергий утвердил клятвою, что не получал денег от отца его. Сергий при сторонних свидетелях идет с Захарией в церковь и, став перед образом Богоматери, клянется небом и землей, что отец Захарии не давал ему ни полушки. В утверждение клятвы он хотел облобызать икону Божией Матери, но невидимая сила приковала его к месту, он не мог подойти к образу и, трепеща всем телом, воскликнул: «Преподобные отцы Антоний и Феодосии, помолитесь Матери Божией, дабы ангел смерти не погубил меня». После столь чудесного обличения в ложной клятве Сергий возвратил имение, принадлежавшее Захарии (Чет. Мин., 24 марта). 2) К святому Милесу, епископу Сузскому, пришли два человека, которые друг друга обвиняли в воровстве и из которых каждый требовал, чтобы другой доказал невинность свою. Когда один из них согласился поклясться, святой Милее предварительно увещевал его не употреблять имя Божие во зло и не обманывать своего брата. Но нечестивый человек, презрев увещание святого Милеса, произнес клятву. Тогда святой Милее сказал ему: «Ежели клятва истинна, ты возвратишься домой здоровым, но ежели ты употребил ее во зло, то, подобно Гиезию, немедленно поражен будешь проказой и со стыдом возвратишься домой». И ложно клявшийся тотчас поражен был проказой («Христианск. чтен.», ч. 26.) 3) И ныне Бог обнаруживает гнев Свой на призывающих имя Его в ложной клятве. В этом может уверить следующее происшествие. В «Петербургской газете» в 1874 году публиковали следующее: некоторый крестьянин купил у другого восемь пудов рыбы за 9 р. 60 к. и, не отдав денег, уехал. Продавший рыбу принес жалобу начальству. Но купивший уверял, что он заплатил деньги и даже побожился перед иконами: «Дай Бог ослепнуть, если я говорю неправду!» После такой клятвы он поехал продавать спорную рыбу и дорогой внезапно ослеп на оба глаза, так что не мог продолжать пути и остановился в поле. Тут нашел его другой крестьянин и привез в волость, где клятвопреступник сознался перед священником и народом, что побожился ложно, что рыба увезена была им без уплаты денег.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

599 В IV и V веках оно встречается у знаменитейших учителей церкви, напр., у Афанасия В. (Жит. преп. Антония, 65–66, в III т. изд. 1903 г.), у Ефрема Сирина (Сл. о почивших во Христе, – III т. 245–247 стр. Сл. об утверждающих, что нет воскресения, – III т. 136 стр., изд. 1897 г.), у Макария Алекс. (Сл. о исходе души), Макария В. (Вес. о двояком состоянии отшедших из этой жизни, – см. Хр. Чт. 1828 г. XXXI т. 113–114 стр.), Василия В. (Бес. побуд. к прин. крещ., – IV т. 222 стр.; Пис. XL1II, к падшей дев, – VI, 119 стр. изд. 1892 г.), Златоуста (О Лазар, II, 2; На Мф. Бес. LIII, 3) Свидетельства из творений отцев церкви IV–V в. о мытарствах приведены в Догм. Богосл. у митр. Макария (§250) и еп. Сильвестра (§§ 161–163). У преосв. Макария приводятся и из богослужебных книг православной церкви некоторые молитвы и песнопения, в которых говорится о мытарствах. 600 Это слово обыкновенно печатается в «Следованной Псалтири». В русс, перев. напечатано в Хр. Чт. 1841 г. I ч. См. об этом слове и изложение большей части его в сочинении проф. Покровского Н. В. «Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства» СПб. 1887 г. 79–81 стр. Сходство талмудических представлений о посмертном состоянии с изображениями в этом «Слове» переходит иногда в тождество картин и образов состояния праведников и грешников, описания ангелов и падших духов, окружающих одр умирающего, странствования души за гробом, рая и ада. См. у проф. Троицкого в указ. труд, 313–314 стр. 601 Это «Повествование» находится и печатается в « Житии Василия Нового » (Чет.-Мин. Под 26 марта), которому служила блаж. Феодора. Она жила в Царьграде во время Симеона Богослова и скончалась 30 дек. 940 г. Содержание повествования составляет рассказ блаж. Феодоры, явивишийся в сонном видении григорию, ученику преп. Василия, о процессе и обстоятельствах своей смерти и о странствовании души ее по воздушному пространству до времени водворения в небесной обители. Этот рассказ сделался между прочим излюбленным предметом т.н. лубочной письменности, вследствие чего «Повествование» оказало огромное влияние на эсхатологию восточных христина. В том же «Житиии Василия Нового» приводится другое видение григория – о страшном суде над всем родом человеческим. О зависимости эсхатологических представлений в этих видениях от талмудических см. у проф. Тролцкого 313–315 стр. Там же и указание литературы о «Повествовании блаженной Феодоры».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

225 Руский – ουσου, ησου, ηγου. А γιον была городская пристань (πνειον τοτο τς πλεως) близ Золотых ворот, которые поэтому называли и Русийскими или Рускими (πρτα το ουσου) (Дюканжа, Constantinop. christ. lib. I. p. 53; сн. lib. II. p. 178. Бандури, Imper. Orient. t. II. p. 856: portam Rhegiam non diversam fuisse a porta Aurea, quae erat prima ad meridiem terrestrium murorum. Византия, . Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 318: πλη το ηγου πρτη τν π τς Пροποντδος πρς τν Κερτων κλπον π τν χερσαων τοιχν… Γρφεται δ σφαλμνως κα το ησου ουσου). Может быть, отсюда же получила свое название и дорога, ведшая от Золотых ворот в средину города, к Медному Тетрапилу, близ которого (πλησον το Χαλκο Τετραπλου) стояла церковь Сорока Мучеников.– Руссийским или Русским (το ουσσου) назывался также восточный поворот колесниц на Ипподроме, где поставлено было на каменном основании медное изваяние какого-то необыкновенного животного, в роде вола, но с коротким хвостом и без копыт, которое держало в зубах другое животное, покрытое чешуею (Виз. Там же, стр. 236). 226 Все эти мученики были Каппадокияне, служили воинами в Агриколаевом полку и, во время Ликиниева гонения на христиан, в 320 г. пострадали в Севастии, что в Малой Армении (Чет. Мин. 9 марта). Об открытии священных останков их Пульхериею подробно говорит Созомен (Церк. ист. кн. IX. гл. 2; см. еще Ассем., Kalend. eccl. univ. t. VI. р. 173).– Церковь Сорока Мучеников находилась в части города (Κωνσταντινις, σελ. 35), близ Меднаго Тетрапила (см. пред. примеч.), на месте бывшего здесь Претория. Император Тиверий II (578–582), выведши отсюда узников и очистив место, начал сооружение церкви в честь Сорока Мучеников, которую окончил уже зять и преемник его Маврикий (Кодина, Περ κτισμ. р. 89). Андроник (1183–1185) возобновил и великолепно украсил эту церковь , избрав ее для своего погребения; но при Иоанне Палеологе она стала угрожать разрушением и разобрана на сооружение башен у Золотых ворот (Византия, . Κωνσταντινοπ. τμ. α´. σελ. 422, 423. Дюканжа, Constautinop. christ. lib. IV. p. 134).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

18 См. Биографию и письма архим. Лаврентия, настоят. Иверского Валд. мон. Москва, 1887 г., стр. 43. 19 К освящешю домовой церкви Высокопреосвященный Владыка Исидор прислал в дар и в благословение Короцкой обители св. икону Святителя Тихона Задонского и всея России Чудотворца в сребропозлащенной риз с своею подписью. Кроме иконы, им же были присланы полные два годовых круга богослужебных книг. 22 Св. мученица Оомаида была женой Александрийского рыбаря, умерщвлена за целомудрее своим свекром, изрубившим ее мечом на части. Преподобный Даниил повелел погребсти тело ее в обители, Октодекаде с преподобными отцами. Негодующей на то братии он сказал: «она мать и мпе и вам». Чет. Мин. от патер. скитского (Acta S. S., apr. 11, p. 214) март-апрель. Полные святцы с краткими житиями святых Никольского. Москва. 1884 г. 23 Преподобный Додо был родом грузин и происходил из рода богатых князей Кахетинских, неизвестных по фамилии; был учеником преп. Давида Гореджийского, по благословению которого, устроил в горах, окружающих пустыню св. Давида, особый монастырь, в котором быль настоятелем. Св. Додо сиял смирением и послушанием и другими добродетелями, и после 25-ти леттего управления обителию мирно опочил в небесную славу на 91 г. от рождения в 628 г. по Р. X. Память его совершается в первую среду после праздника Вознесения Господня. Обитель преп. Додо ныне необитаема. Близ пещерного храма, в бывшей келлии св. почивают его святые мощи; но, к сожалению, эта многовековая усыпальница святого занесена уже песком, заносимым туда дождем чрез верхнее отверстие, и самый пещерный храм уже занесен песком почти до половины. Полное жизнеописание свят. Грузинск. Церкви. Жребий Божией Матери Сабинина. С.-Петерб., часть III, 1873 г. 24 При освящении главного Владимирского собора пел хор певчих из сестер обители. Тихое, духовно восторгающее, монашеское пение очень понравилось Высокопреосв. митроп. Исидору, и он тогда же из своих сумм дал на певчих 30 руб. 25 По указу Его Величества, Государя Императора Александра II, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение г. Синодального Обер-Прокурора от 5-го марта 1881 г. за 975, о том, что Государь Император, по всеподданнейшему докладу определения Святейшего Синода, от 3-го –28 декабря 1880 г. в 28-й день февраля сего года Высочайше соизволил на переименование находящейся в Новгородской губ. Валдайского уезда Короцкой женской общины в общежительный женский монастырь во имя Святителя Тихона Задонского . И по справке приказали: Об изъясненном Высочайшем соизволении дать знать преосвященному Митрополиту Новгородскому и С.-Петер, указом для зависящих распоряжений, а для пропечатания в журнале «Церковный Вестник» сообщить редакции оного. (См. Новгородск. Епархиальные Ведом. 10. 1881 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

апр. 22). IX. Преп. Дулу оболгали недобрые люди, будто он похитил из церкви церковные сосуды. Он начал было оправдываться, но когда не хотели его слушать, он сказал: «Простите меня, братия, согрешил я!». И чего-чего после с ним не делали! Сорвав с него монашескую одежду и одев его в мирскую, били его, водили с места на место с тяжелым железом на шее, бросали на горячие уголья; а он все повторял: «простите меня, братия, согрешил я», – и все это продолжалось дотоле, пока истинный вор не сознался в своей вине. (Чет.-Мин. июн. 16). (Из книги «Минуты пастырского досуга», т. II, стр. 32–33). X. Преподобный Кир, при всей кротости своей, не нравился чем-то братии. Не только старшие, но и младшие иноки, находившиеся под испытанием, оскорбляли его и нередко выгоняли его из-за стола. Это продолжалось пятнадцать лет. Случилось быть в этой обители Иоанну Лествичнику . Видя, что кроткий Кир, обижаемый безвинно, часто ложился спать голодным, он спросил у него однажды: «Скажи мне, за что тебя безжалостно так обижают?» – «Поверь мне, любезный о Христе брат, – отвечал старец, – они поступают так со мною вовсе не по злобе: они только испытывают меня, достойно ли я ношу на себе монашеский чин. Я слышал, что отшельнику должно быть под испытанием тридцать лет, а я провел только одну половину» (Пролог 12-го марта). XI. В одно время на преп. Моисея Мурина напали ночью в его келье четыре разбойника. Преподобный, так как был сильнее их, одолел их, связал и, возложив на плечи, как бремя, принес в монастырь, сказав братии: «Вот эти люди напали на меня, я их связал, но мне не подобает обижать никого; что повелите с ними делать?» – «Отпусти их, – отвечал игумен, – как не следует убивать никого». Разбойники так были тронуты этой кроткой снисходительностью, что умилились сердцем, раскаялись в своих делах и, оставя разбой, поступили в иноки, сделавшись людьми добродетельными и подвижниками (Дост. сказ. о подв. св. и бл. оо.). XII. Св. девица Фавста, дочь благочестивых родителей, на 13-м году возраста предается на мучение за веру Христову в руки языческому жрецу Евиласию. Но ее невинность, терпение и кротость так подействовали на зверское сердце мучителя, что он и сам, умилившись душою, уверовал во Христа и даровал ей свободу, за что, преданный казни, и восприял венец мученический. Тогда император предал ее в руки другого жесточайшего мучителя, по имени Максима, повелев ему истощить весь ужас мучений над святою. Но и здесь, среди лютых мучений, святая только благодарила Бога и кротко молилась за своего мучителя, взывая непрестанно: «Молю Тебя, Господи, возлюби Максима, просвети его верою и утверди в страхе Твоем». Эта кроткая молитва и благожелание святой своему мучителю так поразили и размягчили каменное сердце его, что он воскликнул: «Помощник и покровитель невинной девицы! Яви Твою благодать и на мне недостойном, приими в раба Твоего, воистинну Ты Един Господь и Бог сил!». Уверовав во Христа, он вместе со св. Фавстою принял венец мученический (По Ч.-М.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так вот, братие, значит подлинно правда то, что от непримиримых врагов нужно отходить, чтобы не ввести их в дальнейший грех и самим успокоиться. Это, впрочем, понятно и без примера. Можно ли маслом угасить огонь? Можно ли злом остановить зло? Конечно нет: ибо зло может быть остановлено и пресечено только добром. Это вот и Давид подтверждает; ибо после слов «уклоняйся от зла» что далее говорит? Говорит в неразрывной связи: «И делай добро; ищи мира и следуй за ним». Что это значит, «и следуй за ним?» Значит – следуй за миром, храни мир, утверждай в себе мир, распространяй мир между другими. И так должно быть непременно, потому что и апостол говорит: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:21 ). Поэтому от непримиримых врагов и отходите: т. е. на их оскорбления не отвечайте оскорблениями, а отвечайте кротостью; на зло не отвечайте злом, а отвечайте добром. Но если враги ваши уже и окончательно непримиримы и злы, то и совсем устранитесь от них, и это будет самое лучшее; ибо тогда и на вас оправдаются слова Премудрого: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» ( Притч.16:32 ). Аминь. 30-й день 216. К молодым инокам о том, чем побеждать страсти (Из жизни преподобного Иоанна Лествичника . Чет. Мин. марта 30) Когда монах бесстрастен, тогда небесные предметы уделяют ему часть своей светлости; и он, от бесстрастия становясь чище, зорче, наконец приобретает способность еще из плоти прозревать в тайны духовного мира. А когда он во власти страстей, когда страсти занимают его представлением мирской суеты, когда гордость внушает ему честолюбивые замыслы, когда корыстолюбие озабочивает его изысканием средств к приобретению; когда плотоугодие требует от него изысканности в яствах и напитках; тогда дольние грубые вещи, приражаясь к разуму монаха, кладут на него темные пятна; и это око души монаха, подобно стеклу запыленному, уже не пропускает сквозь себя лучей духовного света. Для чего мы сказали это? Для того, чтобы вы поняли, иноки, что если и все мы обязаны побеждать в себе страсти, то вы преимущественно; ибо при страстях, как видите, вы уже не монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Что же сказать о других бесчисленных, которые вы всегда можете найти в житиях святых подвижниц? Да, истинно вы там обретете неистощимое богатство сокровищ духовных, а вместе и самые действительные – утешение, ободрение и укрепление для себя на пути в Царствие Божие. Не медлите же идти за уроками к великим учительницам вашим! Они много, много помогут вам в деле спасения вашего! Несомненно от них вы узнаете, как должно вам вести себя в борьбе против соблазнов мира, как поступать при искушениях и малых, и великих и как, наконец, пребыть вам верными Небесному Жениху до смерти, до самого конца. С Богом же «тецыте тако, да постигнете». Аминь. 2-й день 188. Скрывающим на исповеди свои грехи (Из жизни преп. Агафона. Чет. Мин. марта 2) Некоторые из простецов, хотя собственно, пожалуй, и благочестно живущих, но мало или ничего в деле спасения не понимающих, когда приходят на исповедь, то на вопросы о грехах иногда отвечают: «Да нет, я не грешен; вот спроси и тех, которые со мной живут, и те скажут, что я хороший человек». Есть, братие, смысл в этих словах простецов или нет? По нашему мнению нет, и что в этом случае мы говорим правду, то простецам мы покажем и самым делом. Когда преподобный Агафон стал умирать, то поднял очи свои на небо и три дня не смыкая очей смотрел туда. Окружавшие умиравшего монахи спросили: «Что так пристально, отче Агафоне, на небо смотришь?» Преподобный отвечал: «Стою перед Судищем Христовым». Иноки сказали: «Неужели и ты боишься Суда?» – «Да, боюсь, – продолжал Агафон, – ибо хотя заповеди Господни по силе и исполнял, но как человек не знаю, угодно ли будет делание мое Богу». Братия сказали: «А на добрые дела свои, которыми ты угождал Богу, разве не надеешься?» Святой отвечал: «Не надеюсь до тех пор, пока не предстану перед Самим Богом: ибо иной есть Суд Божий и иной человеческий». Сказав это, преподобный скончался. Смотрите же, простецы: перед вами человек святой, однако что он говорит? Говорит, во-первых, что он боится Суда; говорит, во-вторых, что не знает, угодны ли будут дела его Богу; говорит, в-третьих, что на добрые дела свои не надеется и говорит, наконец, что иной есть Суд Божий и иной человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В житии св. Софрония, патриарха Иерусалимского, про св. Иоанна Милостивого пишется, что он имел обычай сидеть при дверях церковных; и всякий, кто хотел, невозбранно подходил к нему, и Иоанн выслушивал нужды всех, всем бедным помогал, враждующих примирял и старался между всеми приходившими к нему водворять мир и тишину. Когда же к нему, выходившему, так сказать, навстречу бедным, никто не подходил и никто ничего у него не просил, тогда Иоанн вставал со своего места скорбным и, со слезами уходя в дом свой, говорил: «Ничего ты ныне, смиренный Иоанн, не приобрел для себя и никакой жертвы не принес Богу за грехи свои!» Итак, значит, подлинно, что святые сами выходили к несчастным и ждали их; поэтому и то верно, что в этом-то отношении святых к несчастным открывается в святых и высшая степень милосердия. Вы скажете: удивительно это! Ничего нет удивительного, ответим вам, ибо кому мы должны подражать в милосердии? Кому? Самому Богу. «Итак, будьте милосерды, – сказано, – как и Отец ваш милосерд» ( Лк.6:36 ). А Отец Небесный что для нас сделал? «Зри, – говорит блаженный Августин , – что тебе долженствовало и что тебе даровал. Прощение дано грешнику, дан Дух и надежда оправдания, дана любовь и усыновление, в коем бы ты производил все добрые дела: сверх сего дарует и жизнь будущую, и сожитие с Ангелами, все из милосердия» (Толк. на Пс. 144 ). Если же так беспредельно милосердие Божие к нам, грешным, и если мы должны подражать ему, то по силе и будем подражать. Как? Алчущего напитаем, нагого оденем, находящегося в темнице посетим, поможем больному; странника в дом примем и умерших в убожестве погребем. Вот этого, пожалуй, и будет достаточно для нас; но если иным покажется, что все это еще не есть высшая степень милосердия, то пусть эти иные, зная теперь, в чем заключается эта степень, и ее достигают; и конечно, если ее достигнут, то и высшую степень награды за нее получат. Аминь. 12-й день 198. Милостивые получают награду от Бога не только в будущей, но и в сей жизни (Из жизни св. Григория Двоеслова , папы Римского. Чет. Мин. марта 12)

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010