164 Помещаем здесь эту статью с той целью, чтобы предохранить некоторых сопастырей от опасной ошибки принять явления истерии за явления беснования. Мы знаем, что некоторые пастыри при виде явлений истерии, крайне загадочных и ужасных, дозволяют себе читать над такими больными заклинательные против злых демонов молитвы. Этим можно только унизить пастырское служение при одре больных. Но, конечно, мы не отрицаем и действительных случаев беснования, как уже говорили выше. Прот. Г. Д-ко. 171 «Чет.-Мин.», марта 23. Подробное учение о мытарствах изложено в нашей книге «Из области таинственного», ч. III, гл. IV, куда и просим обратиться желающих подробнее ознакомиться с этим вопросом. 172 Большинство помещаемых здесь рассказов о явлениях, происходящих в так называемых «непокойных домах», судя, во-первых, по их характеру, направленному к тому, чтобы беспокоить и причинять вред обитателям, во-вторых, по тому, что от церковных заклинательных молитв, положенных Св. Церковью на таковые случаи, подобные явления, в большинстве, прекращались, – мы относим к действию темных сил, хотя другие авторы, например, Аксаков и др., считают их за явления медиумические, то есть происходящие от влияния душ или живых людей, или уже умерших; иные же эти странные явления относят к чересчур развитой электрической способности какого-нибудь из обитателей беспокойного жилища. Чтобы быть беспристрастными, мы в приложении помещаем несколько гипотез о причине и происхождении подобных явлений. 175 Настоящий рассказ сообщил М. М. Петрово-Соловово, давно знакомым с протоиереем К., который на неоднократные его вопросы, видел ли он сам движение предметов и перемещение палки в воздухе, всегда отвечал утвердительно. 176 Потом, через год, когда эти явления повторялись, капитан Жандак, донося о происшествии, упоминал, что однородные с сими явлениями обнаружились было в его квартире ранее, еще в январе 1852 г., но так как об этом заявлено было вскользь, то заявление это и не было предметом исследования в 1853 году. (См. «Дело» док. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

196. Нет греха, побеждающего милосердие Божие (Из жизни св. мученика Кодрата Никомидийского. Чет. Мин. марта 10) Некоторые из христиан, знающие за собой множество грехов, думают, что Бог их не простит. Справедливо ли же они так думают? Знайте, братие, что совершенно несправедливо, потому что греха, побеждающего милосердие Божие, – нет, и что всякого, как бы он ни был грешен, но если только прибегнет к Богу с полным раскаянием, с сокрушением сердца и плачем о грехах и возымеет твердое намерение исправить свою жизнь, Бог непременно простит и милость Свою ему окажет. Эту истину мы докажем ложно понимающим о милосердии Божием грешникам самым делом. Во время жизни св. мученика Кодрата Никомидийского многие из христиан в городе Никее отверглись от Христа и поклонились идолам. Однажды Кодрат увидал их и сказал: «Зачем вы отверглись от Христа и отдали себя во власть дьяволу ? Ужели вы не веруете, что будет воскресение мертвых и Суд Божий? Какой ответ на оном дадите вы Богу? Откройте очи ума вашего и подумайте, от Кого и от чего вы отпали? Вы оставили Царство Небесное ради этой временной и суетной жизни; вы оставили Преблагого Владыку Христа; вы поработили себя непотребному рабу – дьяволу, который тех, которые подпадают под его власть, бьет и убивает!» Слыша эти слова, отвергнувшиеся Христа громким голосом со слезами воскликнули: «Прости нас, раб Божий! Поступили мы как бессловесные скоты, как заблудшие овцы, сделались пищею волкам; постигли нас грехи наши, и мы умерли для жизни вечной. Что теперь нам, окаянным, делать, не знаем!» Слыша это, Кодрат возрадовался и сказал: «Дерзайте, братие, и не отчаивайтесь, ибо Милостив Христос Бог наш! Припадите к Нему со слезами и покаянием и затем будьте мужественны». И сотворили, после этих слов, бывшие отверженники великий плач и, упав на землю, посыпали пеплом свои главы. И вопль их так громок был, что жители всего города сбежались на место, где плакали каявшиеся. И нашло на последних светлое облако и осенило их. И поняли они, что Господь принял их покаяние и простил их. Все они после сего вскоре сподобились и венца мученического.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Однажды преподобный Исихий, именуемый Постником, выйдя из своей кельи, увидел человека, который шел позади огромного тяжелого воза, везомого волами. И вот внезапно один из волов, споткнувшись, упал; и сколько усилий ни употреблял хозяин воза, все они остались напрасными, и вол лежал неподвижным, как камень. Хозяин воза заплакал. Тогда преподобный, сжалившись над ним, подошел к лежавшему волу, стал гладить его шею и, наконец, сказал: «Ну вставай, ленивый, и отправляйся в путь». Затем оградил его крестным знамением. И вол тотчас после этого встал и повез воз. И удивился сему человек тот, и благодарил преподобного, и с радостью отправился в дальнейший путь. Из этого примера вы должны понять, братие, что для того, чтобы домашние животные впредь хорошо служили вам, для того нужно обращаться с ними не с жестокостью, а с кротостью. А потому на будущее время так и обращайтесь. Не идет лошадь? Значит устала, дайте ей и отдохнуть. Беспокоит она вас? Оградите себя крестным знамением, прочитайте про себя какую знаете молитву и успокоитесь. А в это же время и животное, конечно, отдохнет, соберется с силами и пойдет своим чередом. А то что же хорошего в том, что человек истерзает себя и животное и сам станет зверем? Ведь ничего нет отвратительнее как смотреть на такого человека, ибо в нем видишь не человека уже, а и подлинно зверя. И искаженное злобою лицо, налитые кровью глаза и пена у рта и поистине свидетельствуют о том, что человек потерял образ Божий и уподобился невесть кому. Перемените же жестокое обращение с животными на кротость, и тогда про вас никто не скажет этого, и животные вас слушаться будут, и вам и вообще будет хорошо; ибо слово Божие неложно говорит, что «блажен человек, иже и скоты милует» 2 . Аминь. 6-й день 192. К православным воинам о том, какая ужасная казнь ожидает изменников царю и Отечеству (Из страдания св. мучеников, иже во Аммории. Чет. Мин. марта 6) Хотя, к счастью, весьма редко, но все-таки бывают и между воинами изверги, которые во время войн изменяют царю и Отечеству, продают себя врагам Родины и заставляют вследствие этого рекою иногда течь кровь своих собратий-воинов. Как вы думаете, воины христолюбивые, поплатятся изменники за свое зло? Взыщет с них Господь за их измену? Накажет их? Да, знайте, что они жестоко поплатятся за свое зло; за измену строго взыщет с них Господь, и наказание от Него их ожидает страшное. Вы хотите на сие свидетельство? Вот оно.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Итак, братие, если бы кому-нибудь из вас пришлось встретиться с человеком-грешником, близким к отчаянию, и им таким образом представился бы случай совершить одно из тех дел милости духовной, то мы советуем вам поступить с этим грешником так же, как поступил с Иаковом инок, пригласивший его. Обратитесь к нему не со словом обличения сурового, а прежде всего в духе кротости евангельской, и это будет самое лучшее. Что такое грешники, близкие к отчаянию? Это, несомненно, люди, больные духовно. А при обращении с больными духовно знайте, что наипаче потребны: терпение, кротость, сострадание и милосердие. Как врачи телесные, когда признают необходимым отнять у больного зараженный член, всячески сначала стараются успокоить больного и отвлечь его внимание от его раны и потом уже приступают к делу; так и вы, как врачи духовные, если желаете залечить раны грешника, не строгими судьями его поступков будьте, не суровыми обличителями его, а сердобольными братьями, утешителями, спасителями. И тогда, поверьте, и великие грешники в большинстве тронутся вашим состраданием, умилятся им и начнут исправление своей жизни. Не забывайте, что доброму спасительному слову, сказанному с полным желанием добра ближнему, всегда присуща благодать Божия; а благодать Божия есть такая сила, которая все спасительное может сделать и конечно сделает. Аминь. 5-й день 191. К поселянам о кротком обращении с животными (Из жизни преподобного Исихия. Чет. Мин. марта 5-го) Нередко вы, православные, положительно зверски обращаетесь с домашними животными. Не идет, например, лошадь или от голода, или от непосильной клади, возложенной на нее; вот человек и начинает бить ее, и бьет до тех пор, пока сам не придет в изнеможение. Что же, такое обращение помогает делу или нет? В большинстве случаев не только не помогает, но ухудшает его, ибо весьма часто бедное животное от жестоких побоев или падает в изнеможении, или и вовсе издыхает. Значит, нужно вам ваше обращение с домашними животными переменить и, для того чтобы они впредь хорошо служили вам, обращаться с ними по-другому. Как же, скажете. Слушайте, мы на это примером ответим вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Ввиду этого и оставьте, братие, пагубную привычку скрывать свои грехи и кайтесь чистосердечно. Да иначе и нельзя. Кто кающийся? Душевно больной. Кто священник исповедующий? Врач при нем. Подумайте же: может ли врач телесный излечить болезнь, когда больной ее не откроет ему? Конечно нет. Так точно и врач духовный – священник – не может подать и врачевание и прощение тому, кто скрывает от него душевный недуг свой. Поэтому, повторяем, и кайтесь на будущее время чистосердечно; и тогда, по слову Божию, «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Аминь. 29-й день 215. От зла нужно отходить (Из жизни преподобного Марка, епископа Арефусийского. Чет. Мин. марта 29) Псалмопевец говорит: «Уклоняйся от зла» ( Пс.33:15 ). Как понимать эти слова? Можно понимать так: если у тебя есть враги, если они делают тебе зло, ищут сделать тебе зло, гонят тебя, не идут на примирение с тобой; то не раздражай их, не отвечай им злом на зло, не вводи их в дальнейший грех , отойди от них. Правда ли, братие, что мы так должны поступать по отношению к врагам нашим, когда они не идут ни на какое примирение и все ищут сделать нам большее и большее зло? Да, братие, правда, потому что так поступали и святые, у которых мы и поучимся. Когда при Константине Великом христианская вера была объявлена господствующей, тогда Марк, епископ Арефусийский, разорил в Арефусии идольское капище и многих обратил ко Христу. Оставшиеся в Арефусии язычники возненавидели ревностного епископа, но до времени злобу свою на него затаили. Когда же сделался царем Иулиан-отступник, им открылся полный простор гнать Марка, и они подняли мятеж против него. Видя, что ярость народная все возрастает, «святой Марк, – говорит Григорий Назианзин , – решил тотчас же оставить город, решил не потому, что страхом объят был; но потому, что слушался заповеди Господней, которая повелевает нам следовать из города в город и уступать место гонителям. Он понимал, что если христианам и нужно быть мужественными и крепкими, но вместе с тем им нужно помнить и то, что они должны не об одном своем спасении заботиться, но и щадить гонителей, и уменьшать их злобу, и отвращать от них погибель их».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Смотря на меня, они злились, грозили, бросались на меня, скрежеща зубами, и, казалось, готовы были тотчас пожрать меня; между тем готовили книги и развертывали свитки, на которых были написаны все злые мои дела, как бы ожидая судию, долженствующего прийти. Убогая душа моя объята была великим страхом и трепетом. Не только томила меня горесть смертная, но и грозный вид и ярость страшных эфиопов были для меня как бы другою, лютейшею смертью. Я отвращала глаза мои во все стороны, чтобы не видеть страшных лиц и не слышать голоса их, но не могла избавиться от них, – они всюду шатались, а помогающего не было. Когда я окончательно изнемогла, то увидела двух светоносных ангелов Божиих, в образе юношей невыразимой красоты, идущих ко мне. Лица их сияли, взор их исполнен любви: волосы их были, как снег, белые с златовидным отблеском; одежды их сверкали, как молния. Приближаясь к одру моему, они стали на правой стороне его, тихо беседуя друг с другом. Увидев их, я возрадовалась, черные эфиопы содрогнулись и отступили несколько далее. Один из светоносных юношей, обратясь с гневом к темным, сказал: «о, безстыдные, проклятые, мрачные и злобные враги рода человеческого! Зачем вы всегда предваряете приходом к умирающим и молвою вашею устрашаете и смущаете всякую душу, разлучающуюся с телом? Но не очень радуйтесь, потому что здесь не найдете ничего. Есть милосердие Божие к этой душе, и нет вам в ней ни части, ни жребия». Когда ангел перестал говорить, злые духи подняли шум, стали показывать мои худые дела, содеянные от юности, и возопили: «как ничего в ней мы не имеем? А эти грехи чьи? Не она ли соделала то и то?» (Чет. Мин. 26 марта). Вот как смущают враги нашего спасения даже душу умирающего праведника! Что же сказать о нас, грешных, когда мы ежеминутно, на каждом шагу оскорбляем своими грехами нашего Бога и Спасителя? Какой страх и трепет овладевают нашими душами, привыкшими думать и чувствовать только земное и грешное! Страшно и грозно место имам проити, тела разлучився, – так жалуется душа в молитве к Спасителю, – и множество мя мрачное и безчеловечное демонов срящет...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Забывали доселе своих благодетелей, оскорбляли их? Отселе не будем забывать и не будем оскорблять; а будем питать к ним особенную любовь и почтение, так как они к этому обязывают нас своими благодеяниями, своим участием в нашем положении, показывая отеческое о нас попечение. И вот когда так будем относиться к нашим благодетелям, тогда и будет таковое отношение наше к ним благодарностью искренней и нелицемерной и им, благодетелям нашим, приятной. Аминь. 17-й день 203. Супругам, детей не имеющим (Из жизни св. Алексия, человека Божия. Чет. Мин. марта 17) Не всех супругов Господь благословил чадородием. У иных и нет детей. И вот, одни из бездетных супругов предаются унынию и безнадежной скорби; другие лечатся у лекарей; третьи даже ходят по чародеям и ворожеям; четвертые... да и не перечтешь, к кому еще обращаются и куда ходят бездетные супруги для того, чтобы от своего бесчадия избавиться. Что сказать на вразумление таковым? Чем утешить? Какой совет подать им? Подадим совет им вот какой: прежде всего пусть они, при неимении детей, не отчаиваются; а затем пусть в том, как им при своем бесчадстве поступать, возьмут урок у долго бывших бездетными родителей св. Алексия, человека Божия, – Евфимиана и Аглаиды. Эти супруги подлинно могут подать им урок спасительный. Евфимиан был вельможа. Жил он в Риме во времена благочестивых царей Аркадия и Гонория и отличался необыкновенным богатством. В подтверждение этого довольно сказать, что у него одних слуг было три тысячи. Да, все у Евфимиана было, исключая детей, которых иметь горячо желал он. Что же он делал, для того чтобы избавиться от бесчадия? Он был ко всем необыкновенно добр, строго соблюдал заповеди Господни, постился каждый день до третьего часа по полудни; каждый же день поставлял три трапезы для вдов, нищих, странников и больных и, после кормления всех их, сам уже садился обедать вместе с иноками. Когда же в иной день к обеду нищих являлось мало, тогда Евфимиан в скорби падал на землю и говорил: «Недостоин я ходить по земле Бога моего!» Супруга его Аглаида была также женщина благочестивая и боящаяся Бога, и милостивая и щедрая.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

214. Скрывающим на исповеди свои грехи (Из повести о Таксиоте-воине из мертвых воскресшем. Чет. Мин. марта 28) Прощаются ли братие, человеку те грехи, которые он на исповеди скрывает от священника? Нет, не прощаются. Из чего это видно? Это видно, во-первых, из церковного поучения священника перед исповедью, где сказано, «аще ли что скрыете от Мене, сугуб грех имате», а еще видно и из примера следующего. В Карфагене был воин Таксиот, который долгое время провел во грехах. Затем пришел в чувство, покаялся и жил некоторое время благочестиво. Но вскоре снова впал в смертный грех и вскоре же и умер. Его похоронили в ближайшем монастыре. Вечером, в день его погребения, монахи услышали выходящий из могилы стон: тотчас же разрыли ее и к ужасу и удивлению своему нашли в ней Таксиота живым. Когда его извлекли из могилы, ни на какие вопросы он ничего не отвечал и только плача и рыдая вопиял: «Помилуйте меня, помилуйте меня!» На третий день отвели его к Тарасию епископу, и у него он рассказал о себе следующее: «Когда я умирал, – говорил Таксиот, – явились бесы, а за ними два Ангела, которые и взяли мою душу и вознесли на высоту к воздушным мытарствам. На каждом мытарстве я был истязан о каждом грехе особо, но прошел почти всех их благополучно, ибо перечисляемым бесами моим грехам Ангелы противопоставляли мои добрые дела. Но когда дошли до последнего мытарства, где истязуются плотские грехи, там я был остановлен. Все грехи, которые были мною совершены до последнего смертного греха и в которых я при жизни покаялся, были мне прощены; но за последний, в котором я покаяния не принес, я был бесами остановлен; Ангелы оставили меня, и я брошен был в ад. Находясь в невообразимых муках, я наконец снова увидел двух Ангелов и начал умолять их, чтобы они извлекли меня из адской бездны. Тогда один из Ангелов сказал: «После смерти покаяния нет!» Другой же сказал: «Поручаешься ли за него, что он покается?» Один из Ангелов отвечал: «Поручаюсь». И после того душа моя вошла в тело, и я из могилы уже стал кричать: «Помилуйте меня!» Таксиот за сим прожил еще сорок дней и в это время не переставал восклицать: «Горе согрешающим! Мука вечная ждет их! Горе не кающимся! Горе оскверняющим тело свое!» Итак, видите ли? Все мытарства Таксиот прошел свободно; а когда приблизился к мытарству, где он должен был рассчитаться за последний грех свой, в котором не покаялся, то тотчас остановлен был и ввержен в ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

б) Ангелы являлись св. мученикам при страданиях их и укрепляли их в сем подвиге. Ангелы, явившись св. мученику Акакию, омыли раны его теплою водою и уврачевали оные. Когда св. мученик заключен был в темницу и обложен железными узами, Ангелы снова явились ему и разрешили его от уз («Чет.-Мин.» мая 7). Св. мученикам Евстафию и Анатолию, заключенным в темницу и осужденным на голодную смерть, явился Ангел, разрешил их от уз, соделал здравыми и, подав им манну в пищу, сказал: «Во всех страданиях ваших буду с вами, ибо послан от Христа Господа хранить вас» («Чет.-Мин.» ноября 20). Когда Феодор Тирон в темнице, крепко затворенной и запечатанной, молился, то к молитве его присоединились Ангелы. Караул сперва услышал громкое пение, а потом через окно увидел множество с Тироном юношей, которые были одеты в белую одежду и вместе с ним пели; сам правитель пришел к темнице и услышал многие поющие голоса, между тем как великомученик был заключен один («Чет.-Мин.» 17 февр.). в) Ангелы принимают особенное участие в спасении души человека. Св. Давид долгое время был разбойником, но после покаялся и, поступивши в монастырь, начал вести строгую подвижническую жизнь. Архангел Гавриил явился ему в келье и сказал: «Давиде! Господь простил тебе грехи, и отныне ты будешь творить чудеса» («Чет.-Мин.» сент. 6). – Архангел Михаил, явившись св. Евдокии, говорил: «Я князь Ангелов Божиих; мне дано служение принимать грешников кающихся и вводить их в блаженную жизнь. Многая бывает радость на небеси небесным ликам, если грешник приносит покаяние; ибо Бог , Отец всех, не хочет погибели души человека, созданной по образу Его. Все Ангелы радуются, когда видят душу человеческую, украшенною правдою; они приветствуют ее, как сестру свою» («Чет.-Мин.» марта 1). Ангел, явившийся св. Григорию Двоеслову , говорил: «Господь послал меня к тебе, чтобы я был с тобою в продолжение твоей жизни и возносил твои молитвы к Богу, чтобы все, о чем ты просишь с верою, получил» («Чет.-Мин.» марта 12). Преп. Нифонт видел однажды при вратах дома одной блудницы в образе юноши и Ангела плачущим и спросил его о причине плача. Ангел отвечал: «В этом доме с блудницею пребывает человек, на хранение которого я дан от Бога. Не могу видеть того беззакония, которое он творит. Как мне не плакать, когда образ Божий пал в такую тьму?» («Чет.-Мин.» дек. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чет. Минея от Великой МИн.сокращенно отчасти. (Act. SS. martii. II. р. 264 и 727). Март. Р. 13 марта. Мес. В. Св. преподобномученицы Параскевы. Пострадала в царствование Антонина. Пролог 26 июля. Память святых Отец ста шестидесяти пяти, в пятый Вселенский собор, сошедшихся в Константине-граде на Оригена , и на глаголавших небыти воскресению мертвых. Созван был Юстинианом, в 553 году. Мес. В. Преп. Макария Желтоводского и Унженского. Постриженник Нижегородского Печерского монастыря, основатель Желтоводской и Унженской обителей. Преставился в 1504 году, быв монахом 83 г. и прожив 95 лет. Чет. Минея. Есть служба. 26 Свв. священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа. Иереи, из клира Никомидийской Церкви, оставшиеся от двух тем, которые Максимианом Геркулием сожжены с храмом (28 Декабря). Св. Ермолай обратил к Иисусу Христу и крестил св. Пантелеймона (27 Июля); замучен со своими сострадальцами за исповедание Христа около 305 года. Чет. Минеи. (Act SS. iulii VI.) Март. Р. 27 июля. Мес. В. Есть служба. Преп. Моисея Угрина. Брат Георгия, пострадавшего с князем Борисом в 1015 году. Скрываясь от Святополка у Предиславы, сестры Ярославовой, попал в плен к Болеславу, королю Польскому. Одна знаменитая Ляхиня, пленясь его красотой, купила его. Преп. Моисей презрел ее ласкания, угрозы, муки. Его изувечили и изгнали. Преставился в Киево-Печерской обители в 1041 году. Чет. Минея от Патерика Печерского. 27 Св. великомуч. Пантолеона, переименованного Пантелеимона, безмездного врача. Ученик и сострадалец священномученика Ермолая пресвитера (20 июля). Обезглавлен в Никомидии при Максимиане, в 305 году. Чет. Минея от Метафраста и от Великой Чет. (Act SS. iulii VI р. 397. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 176) Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Преп. Анфисы игумении и 90 сестер ее. Преподобная Анфиса, дочь некоего стратега, страдала за иконы при Копрониме и скончалась в изгнании (в 8 веке). Пролог. (Assem. Kal. un. eccl. VI. 251.) Мес. В. Март. Р. Блаженного Николая, Христа ради юродивого, прозываемого Кочанова, иже в великом Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010