Да, все это поистине ужасно. Но ведь и все это, братие, еще в сей жизни. А что будет за гробом? О, тогда, конечно, святотатцы скажут горам: «Падите на нас» – и холмам: «Покройте нас», – но уже это будет поздно, ибо после смерти покаяния нет. Спаси же всех вас Господи становиться на погибельный святотатственный путь. Как видите, путь сей есть путь ужасный и неминуемо ведет человека и к временной и к вечной погибели. Аминь. 7-й день 316. К молодым инокам о том, что они ничего не должны делать без благословения настоятеля и старцев (Из жизни преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха. Чет. Мин. июля 7) Для чего это, молодые иноки, вашими монастырскими уставами заповедано вам начинать всякое дело не иначе как с благословения настоятеля или старцев? Знайте, что это установлено для того, чтобы не допускать к вам диавола и избавлять вас от злых его козней. «Благословение начальствующего, – учит преподобный Епиктет, – юным есть стена необоримая, и броня крепкая, и оружие непобедимое на диавола». И эти слова преподобного, а равно и то, что мы сказали вам о благословении настоятельском выше – все это оправдывается и самым делом. Упомянутый преподобный Епиктет взял себе в ученика благочестивого юношу Астиона и жил с ним. Раз в некорый день Астион без благословения старца ушел за водой и за это поплатился. Дорóгой враг напал на него скверными помыслами и смутил его благочестивую душу. Воротившись домой и стыдясь открыть свои помыслы Епиктету, Астион три дня боролся с ними, постился, молился со слезами, изнурял трудами плоть свою, но скверные помыслы не оставляли его. Между тем преподобный, видя ученика изменившимся в лице и скорбным, сказал ему: «Что это значит, сын мой, что я вижу тебя смущенным необычайно? Ведь твоя печаль мне кажется подозрительной, и я думаю, что она в тебе от диавола. Будь осторожен». Астион отвечал: «Когда, отче, три дня тому назад, ты беседовал с пришедшими к тебе мужами о небесных таинствах, я, не желая прерывать беседу вашу и стыдясь мужей тех, без благословения твоего ушел за водой и вот дорóгой темный облак скверных помышлений нашел на меня, три дня никак я не могу избавиться от них, а потому ты и видишь меня смущенным».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Деян.18:14 .  Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы при­чину выслушать вас, Деян.18:15 .  но когда идет спор об уче­нии и об именах и о законе вашем, то раз­бирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. Галлион совершенно справедливо отклоняет от себя возбужденное иудеями дело, объявляя его не подлежащим судебному разбирательству, как дело скорее научной, а не судебной компетенции. «Об учении и об именах», – вероятно – именах Мессии, предвозвещенных в Ветхом Завете, которые разбирал Павел, доказывая, что Иисус есть истинный Мессия ( Деян.18:5 ). «О законе вашем» – верный взгляд Галлиона на это дело, как дело, не касающееся законов римских, охранение которых лежало на обязанности проконсула. Деян.18:16 .  И про­гнал их от судилища. Деян.18:17 .  А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед­ судилищем; и Галлион нимало не бес­поко­ил­ся о том. «Прогнал их», очевидно, силою, вызванный к тому, вероятно, обычною назойливостью иудеев, добивавшихся осуждения Павла с нарушением порядка и всякого приличия. Изгнание иудеев из судилища сопровождалось побоями их, в чем приняли участие, кроме слуг проконсула, «все Еллины», т. е. из бывших тут, причем более всех пострадавшим был Сосфен, начальник синагоги (вероятно, преемник Криспа), расправа с которым должна была дать особенную острастку остальным иудеям. Этот Сосфен был потом обращен апостолом ко Христу, был его сотрудником ( 1Кор.1:1 ) и после епископом в Колофоне, в Малой Азии (Чет.-Мин. Янв. 4). «Галлион ни мало не беспокоился о том», что иудеям причинялась уже явная обида ( Деян.18:14 ), подлежавшая судебным полномочиям проконсула. Так исполнилось обещание Господа апостолу, что «никто не сделает ему зла»; напротив пострадали лишь сами пытавшиеся причинить это зло. Вероятно, Галлион отнесся так безучастно к расправе над иудеями, находя, что суд толпы исполняет в данном случае только то, что должен был сделать сам закон в применении к нарушившим всякое к нему уважение назойливо противозаконными домогательствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.18:4 .  Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. «Говорил... убеждал...» в синагоге, что предполагает само собою разговорный способ проповеди, дозволявшийся в синагогах, как видно и из Евангелия ( Ин.4:25–59 ). Из дальнейшего ( Деян.18:6 ) видно, что проповедь апостола не приносила вначале желанных плодов ( «противились и злословили»), так что и для подкрепления апостола потребовалось нарочитое явление ему Господа ( Деян.18:9–10 , ср. 1Кор.14:9, 18 ). Деян.18:5 .  А когда при­шли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел по­нуждаем был духом свиде­тель­ство­вать Иудеям, что Иисус есть Христос. «Пришли из Македонии Сила и Тимофей...» – см. Деян.17:14 . «Понуждаем был духом...» – выражение, указывающее на особое напряженное состояние духа апостола, в противовес особо упорному противлению иудеев. Деян.18:6 .  Но как они про­тивились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам. «Отрясши одежды свои...» – то же, что «оттрясти» прах от ног своих ( Деян.13:51 ) – выражение решительного разрыва и отделения от неверующих. «Кровь ваша на главах ваших...» ( Мф. 23:35, 14:25 ) – т. е. ваша вина, ваша и расплата за нее – кровавыми наказаниями Божиими, возвещенными в Евангелии, и вечною гибелью. «Я чист...» – поскольку исполнил все от меня зависящее, чтобы вы познали истину и, познав, отвратили от себя не только временную, но и вечную гибель, уготованную непокорным ( Рим.1:32, 6:16, 21, 23, 7:5–10, 13 и др.). «Отныне иду к язычникам...» – ср. Деян.13:46 . Деян.18:7 .  И по­шел оттуда, и при­шел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги. Переход апостола к проповеди язычникам и поселение в доме подле синагоги, являя его возбужденное состояние и решительность характера, сообразовалось с его правилом возбуждать ревность сродников своих по плоти ( Рим. 11:14 ). «Поселился в соседнем доме, чтобы это самое соседство возбудило в них ревность, если бы они захотели» (Златоуст). И действительно, столь решительная и величавая мера не замедлила произвести свое спасительное для многих действие. Пример подал сам начальник синагоги (ср. Деян.13:15 ), Крисп, один из немногих крещеных самим апостолом ( 1Кор.1:14 ). Этот Крисп был впоследствии епископом на острове Егине, у берегов Греции, в Саронском заливе (Чет.-Мин., Янв. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.5:32 .  Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал по­вину­ю­щимся Ему. «Свидетели Ему в сем» (точнее слав.: «глагол сих» – τν ρημτων τοτων – всего о Нем сказанного) «мы и Дух Святый». Свидетельство Апостолов и свидетельство Духа Святого о сказанном возвышении – воскресении и вознесении Господнем – по содержанию совершенно одинаково (срв. Иоан. 15, 26–27 ). Сопоставление и раздельное указание их здесь, как и в Евангелии Иоанна, имеет тот смысл, что Апостолы не были бессознательными орудиями действующего чрез них Духа, но, состоя под Его влиянием, оставались вместе и самостоятельными, лично свободными деятелями; в особенности же, как очевидцы Его дел и непосредственные слушатели Его учения с самого начала Его общественной деятельности, они, как бы и независимо от Духа, могли быть достоверными свидетелями о Нем, как Мессии – Сыне Божием. «Повинующимся Ему», т.е. не одним только Апостолам, но и всем верующим. Деян.5:34 .  Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законо­учитель, уважаемый всем народом, при­ка­за­л вывести Апостолов на короткое время, «Гамалиил», упоминаемый здесь, как член Синедриона, фарисей и уважаемый народом законоучитель, есть известный и в Талмуде знаменитейший раввин еврейский, сын равви Симеона и внук другого знаменитейшего равви Гиллела. Он был также учителем Ап. Павла ( Деян.22, 3 ), а впоследствии, подобно ученику своему, тоже сделался христианином и проповедником Евангелия, за что Св. Церковь усвоила ему и имя равноапостольного (Чет. Мин., янв. 4 и авг. 2). Деян.5:35 .  а им сказал: мужи Израиль­ские! подумайте сами с собою о людях сих, чтó вам с ними делать. Деян.5:36 .  Ибо незадолго перед­ сим явил­ся Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему при­стало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рас­сеялись и исчезли. Деян.5:37 .  После него во время пере­писи явил­ся Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он по­гиб, и все, которые слушались его, рас­сыпались.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.6:8 .  А Стефан, исполнен­ный веры и силы, совершал великие чудеса и знаме­ния в народе. «Исполненный веры и силы» – веры, как причины или источника чудодейственной силы, – силы, как особого проявления и действия веры. Здесь впервые упоминается о совершении великих знамений и чудес не только Апостолами, но и другими верующими – для более успешного распространения Церкви Христовой. Деян.6:9 .  Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александ­рийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; Деян.6:10 .  но не могли про­тивостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. «Некоторые... вступили в спор», ανστησαν δ τινες... συζητοντες τψ Στεφνω..., точнее слав.: «Возсташа же нецыи... стязающеся со Стефаном». Вступившие в спор со Стефаном были еллинисты, каковым, по-видимому, был и сам Стефан, судя по его имени и речи (гл. VII), в которой ветхозаветные места приводятся у него по LXX. Предание говорит, что он был даже родственником Савла, а этот, как известно, был родом из Тарса Киликийского (Чет.-Мин. Дек. 27). Вступившие в спор со Стефаном были, далее, «из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и» – «из Киликии и Асии». Синагог было в то время в Иерусалиме, по исчислениям раввинов, около 500, в числе коих приводятся и упоминаемые 5. «Либертинцы» – это иудеи, переселенные римлянами (особенно при Помпее лет за 60 до Р. Хр.) в качестве военнопленных в Рим, но потом освобожденные и, как свободные, возвратившиеся в отечество (многие из них, впрочем, предпочли добровольно остаться в Риме). Эти-то вольноотпущенники (libertini) и образовали, по возвращении, свою синагогу «либертинцев». «Киринейцы и Александрийцы» – переселившиеся в Иерусалим или временно пребывавшие в нем иудеи из Кирены и Александрии. В Кирене (город в Ливии, на Западе от Египта), по свидетельству Флавия, четвертая часть жителей состояла из иудеев, а в Александрии (в нижнем Египте) из пяти частей города – две населены были сплошь иудеями (Археол. XIV, 7, 2; XVI, 6, 1; XIV, 10, 1; XIX, 5, 2). В том и другом городе они жили издавна или поселенные в качестве военнопленных или переселившись сюда добровольно. В Александрии был центр еврейско-греческой учености, отпечаток которой, вероятно, носила и синагога Александрийцев в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.9:25 .  Уче­ники же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. «Ученики же...», т.е. христиане дамасские... «спустили его по стене», т.е. города, о чем рассказывает и сам Павел 2Кор.11:32 . Деян.9:26 .  Савл при­был в Иерусалим и старал­ся при­стать к уче­никам; но все боялись его, не веря, что он уче­ник. «Савл прибыл в Иерусалим...» Παραγενμενος δ ο Σαλος... – точнее слав.: «пришед же Савл..». Прибыв же в Иерусалим, Савл старался... По словам самого апостола ( Гал.1:18 ), это было уже три года спустя после его обращения (у дееписателя – «довольно времени» – Деян.9:23 ), включая в это время и пребывание в Аравии. О самом пребывании в Иерусалиме Павел сообщает краткие сведения ( Гал.1:18–24 ). Сюда ходил он затем, чтобы повидать Петра, у коего пробыл около 15 дней. Других апостолов он не видел, только еще Иакова, брата Господня. Из Иерусалима отправился в страны Сирии и Киликии. Дееписатель дополняет рассказ Павла ценными подробностями. Так, у него узнаем, что Павел, по прибытии в Иерусалим, «старался пристать к ученикам», т.е. Христовым, христианам, но эти, из боязни и недоверия к нему, сторонились от него. Им казалось маловероятным, чтобы такой жестокий гонитель Церкви вдруг стал рабом Христовым, и склонны были подозревать здесь простую хитрость или шпионство со стороны Савла. Конец этим подозрениям положил Варнава, пользовавшийся большим уважением первохристианского общества ( Деян.4:36–37 ), который и ввел Савла в общество апостолов и учеников Господних. Церковное предание говорит, что он и прежде был знаком с Савлом, вместе воспитывались они в школе Гамалиила, и даже после того, как Варнава сделался учеником Господа (одним из LXX), видались друг с другом и препирались о Христе, но Савл оставался упорен до события с ним на пути в Дамаске (Чет.-Мин. 11 июня). Деян.9:27 .  Варнава же, взяв его, при­шел к Апостолам и рас­ска­за­л им, как на пути он видел Го­с­по­да, и что говорил ему Го­с­по­дь, и как он в Дамаске смело про­поведовал во имя Иисуса. «Взяв его, привел к Апостолам...» – приняв его, привел к «Апостолам» неопределенное выражение, позволяющее разуметь здесь только двух апостолов, Петра и Иакова, коих упоминает Павел ( Гал.1:19 ). Почему Савл не виделся с другими апостолами? Может быть, потому, что в то время их не оказалось в Иерусалиме, они были на проповеди по разным городам и весям. Из дальнейших повествований дееписателя о Петре ( Деян.9:32 и д., Деян.10 , Деян.12:17 ) видно, что и верховные апостолы не постоянно пребыли в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если мы убедились теперь, что для этого нужно поступать так, как поступали святые, то и будем поступать подобно им. Аминь. 19-й день 375. К православным воинам о том, что Бог дает победы на врагов лишь воинам богобоязненным (Из жизни св. мученика Андрея Стратилата. Чет. Мин. авг. 19) Псалмопевец говорит: «[Господь] не на силу коня смотрит, не к быстроте ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» ( Пс.146:10–11 ). Как понимать эти слова? Нужно понимать так, что Господь во время браней не тем из воинов подает силу и мощь против врагов, которые надеются на силу коня и на быстроту ног своих, или, проще, на самих себя, а помогает тем, которые имеют в сердце страх Божий и вступают в битву с твердой верой в Бога, с пламенной молитвой к Нему и с несомненным упованием на помощь Божию. Теперь вот вопрос: понимая так слова Псалмопевца, можем ли мы увериться в истине их? Можем ли увериться в том, что во время браней Господь помогает именно лишь только богобоязненным воинам, а не на свою силу надеющимся? Да, знайте, воины христолюбивые, что увериться во всем этом можем мы, и сие последнее мы сейчас и раскроем вам. Святой мученик Андрей, именуемый Стратилатом, служил в римском войске тысяченачальником и стоял со своим отрядом в Сирии. Он имел твердую веру и крепкую любовь ко Христу Богу и служил Ему день и ночь молитвой и постом, бегал всякого греха и усердно исполнял заповеди Божии. За это Бог дал ему великую силу и храбрость в бранях; никто не мог во всех римских полках сравниться с ним мужеством, он одержал много славных побед и ими прославился больше всех полководцев римских. Но вот однажды на Сирию напали Персы. Правитель Сирии Антиох, узнав о несметном числе врагов, призвал к себе Андрея и сказал: «О твоем необычайном мужестве и я знаю, и царь знает. Поэтому я назначаю тебя теперь на время войны над всеми войсками римскими главным начальником и поручаю тебе вести войну с Персами. Займи в войске мое место и постарайся прославиться еще более».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Жил, говорит церковное сказание, в монастыре, именуемом Галат, монах-грешник. Когда он стал умирать, монахи собрались к нему; и вот он трепеща начал кричать: «Увы мне, окаянному, братие! Ныне я предан лютому врагу, ибо жил нечисто! Вот за это я теперь нахожусь во власти у дьявола. Он в образе змия обвился вокруг меня, и со страшным мучением исторгает мою душу». – «И сим убо от него реченным, – прибавляет списатель повествования, – абие умре: и не попусти Бог пребыти ему, дабы покаянием от змия избавитися возмогл, егоже видяше» (Прол. окт. 16). Итак, значит, правда и то, что человеку, который весь стал плотью и кровью, подлинно час смертный страшен и ужасен есть. Но все это говорят лишь примеры, а простое размышление что скажет нам? Конечно то же, что и они. Умирает праведник, что ему представляется? Понятно, то же, что и апостолу Павлу, который говорит: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» ( 2Тим.4:7–8 ). А при этом ясно, что тут нечего бояться, а паче радоваться умирающему должно. А грешнику что при смерти представляется? «То же, – говорит св. Златоуст, – что убийцам и разбойничьим вождям, которые, когда живут в темнице, то живут без страха; а когда должно будет привести их на судилище, тогда они рассуждают все учиненные ими беззакония, и для того плачут и трясутся (Бесед. 24 к евр.). Итак, кажется, и примерами, и рассуждениями слова вышеприведенные священномученика Садока как истину доказали мы вполне. Что же в заключение сказать? Скажем и про праведников, и про грешников уже словом Божиим. «Многие, – говорит пророк Даниил, – из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). Аминь. 21-й день 178. Не смотри на то, что соблазняет (Из жизни преподобного Тимофея, иже в Символех. Чет. Мин. февр. 21) Господь учит нас не смотреть на то, что соблазняет. Он говорит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ( Мф.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И в книге «Деяний» он говорит про себя: « Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых» ( Деян.20:33–34 ). Во втором послании к Коринфянам Павел и еще пишет: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах» ( 2Кор.11:23 ), «в труде и в изнурении» ( 2Кор.11:27 ). Итак, Апостолы трудились. А отсюда что выходит? То, что не так должно быть на самом деле, как говорят ленивые к делу своего спасения люди, и то, что лгут они, говоря, что при трудах житейских никак спастись нельзя. Вот видите, Апостолы иногда трудились и день и ночь, а между тем Петр находил же время и при трудах следовать за своим учителем и Господом, а Павел вместе с ним тоже нашел время весь мир учением своим просветить и все концы ко Христу привести. Повредили ли же дела рук их делу их спасения? Как видите, нет. А поэтому, братие, и не слушайте людей, которые говорят, что при трудах телесных спастись нельзя, но, заботясь о спасении своих душ, каждый исполняйте дела своего звания, к каким кто призван, и помните, в заключение, что говорит всем святитель Тихон Задонский . «Не должен ты, – поучает он, – в праздности жить, но в трудах благословенных упражняться. Понеже праздность всему злу виновна. И кто в праздности живет, непрестанно грешит» (Том 1, изд. 1860 г., стр. 121). Аминь. 30-й день 309. Неправда, что, живя в мире с женой и детьми, спастись нельзя (Из жизни св. Петра, царевича Ростовского. Чет. Мин. июня 30) В прошлом поучении мы обличили, братие, тех, которые говорят, что при трудах житейских спастись нельзя, а сегодня скажем вам про таких людей, которые рассуждают, что в мире с женой и детьми спастись невозможно и что для того чтобы спастись, нужно уйти в какой-нибудь монастырь или пустыню. Что и эти люди ошибаются, подобно тем, которые говорят, что при трудах житейских спастись нельзя, это видно из следующего. Блаженный Петр, царевич Ордынский, в отрочестве пришел в Ростов, принял там христианскую веру и там же остался жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И ввиду этого, устрояя дочерей в замужество, не отдавайтесь всецело, при этом устройстве, одной только заботе о мирском, но и уделяйте время на горячую и пламенную молитву. Из приведённого примера вы должны убедиться в том, насколько она нужна вашим дочерям, насколько благотворна для них и насколько сильна пред Богом. Да, подлинно, она, как видите, не только со дна моря достаёт, но и из гроба восставляет, и от лютой смерти дочерей спасает. Поэтому и молитесь усердно, при устройстве их, о том, чтобы Господь благословил их семейную жизнь и Сам бы всегда оставался Отцом для них и их заступником и покровителем. При такой же молитве, конечно, и всё будет хорошо. Под вседержавным покровительством общего Отца дочери ваши, несомненно, сохранятся от всякого зла, будут жить в благоденствии и иметь во всём благопоспешение, а этим и вам доставят радость и утешение. Аминь. 16-й день 80. О призвании Матфея (Из жизни святого Апостола и Евангелиста Матфея. Чет. Мин. нояб. 16) Так как сегодня Святая Церковь совершает память святого Евангелиста Матфея, то и мы сегодня, в честь этого славного Апостола и в собственное назидание наше, побеседуем о призвании Матфея Господом, то есть о том, как Господь вывел его из мрака на свет, из темницы на волю, из страны чужой в страну родную. Однажды, во время Своего пребывания в Капернауме, Господь проходил мимо того места, где собиралась пошлина. Здесь у своей мытницы, то есть палатки для принимания податей, стоял сборщик пошлин, или мытарь, по имени Матфей. Господь сказал ему: «Следуй за Мною». И он, оставив всё, последовал за Ним. Так как евреи обыкновенно презирали мытарей за их, в большинстве, греховную жизнь, то Матфей обрадовался, что Господь обратил на него внимание, и в знак благодарности Господу устроил в своём доме вечерю, то есть пир, на который пригласил много гостей. Книжники и фарисеи, увидев, что Господь и ученики Его возлежат на вечери вместе с мытарями, возроптали и сказали ученикам: «Зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками?» Господь ответил им: «Не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010