Но Господь открывает некоторому знаменитому пустыннику, святому Питириму, что есть подвижница, живущая в обществе и между тем достигшая святости высшей, нежели какой достиг он, живя в пустыне. Эта указанная Богом подвижница была Исидора убогая, всеми презренная (Чет. Мин., 10 мая). Во время патриаршества святого Иоанна Милостивого в Александрии жил шестидесятилетний старец Виталий, прослывший по всему городу за человека нецеломудренной жизни. Когда стыдили его в глаза и бранили за неприличное поведение, он обыкновенно говаривал: «Грешен, ибо человек есть, обложенный плотью!» По смерти Виталия многие исцеления от прикосновения к его мощам засвидетельствовали святость его жизни, которую прежде все признавали как порочную. В руках святого Виталия открыли завещание: «Мужи александрийские! Не осуждайте ближнего, как бы он ни казался вам грешен, не осуждайте прежде суда Божия» (Чет. Мин., 22 апреля). Святой Иоанн, сидя в пустынной келии, размышлял о путях ко спасению. В это время приходит к нему из ближней обители старец-посетитель за словом назидания и за благословением. – Каково живут твои собратья? – спросил у посетителя св. Иоанн. – Хорошо, молитвами твоими, – отвечал старец. – А каково живет Н., о котором носилась худая слава? – Он нисколько не переменился! – Горе ему! – воскликнул Иоанн и с этим словом погрузился в необыкновенную дремоту. И видит себя на Голгофе, под крестом Спасителя, распятого между двух разбойников иангелов, стоящих около креста. С чувством благоговения Иоанн стремится пасть перед Спасителем, но слышит голос: «Отриньте его от Меня! Это Мой враг; ибо осудил брата своего прежде Моего суда, осудил брата, за которого Я страдал на кресте!» Изгоняемый Иоанн пробудился и с глубоким вздохом сказал посетителю: – Ужасен для меня сей день! Горе мне, осудившему брата! – и рассказал старцу свое видение (Пролог, 22 октября). Некоторый инок, живя в монастыре, небрежно проводил свою жизнь. Наступило время его смерти, и, умирая, он встречал смерть с улыбкой праведника. Это удивило братию, которая присутствовала при его кончине, и они просили умирающего сказать им для назидания причину беспечалия и сладкой улыбки.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

112 Что св. Варсонофий держался правил св. Василия Великого , это достаточно доказывают два обстоятельства: 1) св. Варсонофий в монашество пострижен в Московском монастыре Андроникове; а Андроник, основатель монастыря сего имени, был ученик преподобного Сергия, игумена Радонежского. Потом он управлял монастырем Песношским, а Песношский монастырь основан св. Мефодием, тоже учеником преподобного Сергия. Преподобный же Сергий держал свой монастырь (см. его житие в Чет. Мин. 25 Сент.) на правилах общежития, каковые правила суть правила св. Василия Великого . Хотя отцом монашеского общежития называется преподобный Феодосий, общих житий начальник; но Феодосий только более осуществил и распространил употребление правил Великого Василия. «Феодосий бе», – говорит его житие, – «жития Василия Великого подражатель, писаний его богомудрых любитель». (См. Чет.Мин. Ианнуар. 11 день). 2) В библиотеке св. Варсонофия, во время его архимандритства в Казанском Спасо-Преображенском монастыре находились из аскетических книг наипаче следующие: Василий Кесарийский , Ефрем Сирин , без сомнения, с присоединением Дорофея, Исаака Сирина и Лествица. Смотр. Писцовые книги по городу Казани в 7074, 7075 и 7076 (то есть 1566, 1567 и 1568) годы. 117 Означенное время поставления св. Варсонофия в Песношского игумена несомненно усматривается из того, что апреля 28-го дня 7055 (1547) года он был Песношским игуменом; ибо в это время Царем Иоанном Васильевичем Грозным пожалована Варсонофию, как Песношскому игумену, с братией грамота на владение несколькими в разных местах селами и деревнями с их угодьями. (См. историч. и типографич. описание Песнош.монастыря. Москв. 1837 г. в Универс. типогр. в 8-ю долю, стр. 110–113). Но, чтобы между Песношскими игуменами св. Варсонофием и Трифоном Ступишиным, который в списке Песношских игуменов в означенном описании пропущен, но которому в 1542-м году дана митрополитом Макарием грамота о пошлинах с сельских церквей Песношского монастыря (смотр. Акты Археологич. Коммис. Том I, стр. 176), был кто-нибудь еще иной игумен, из истории не видно. Между тем известно что Трифон Ступишин в 1544-м году переведен архимандритом в Симонов монастырь (см. историч. описание Симонова монастыря изд. 1843 г. стр. 216 и Карамз. Т. IX, примеч. 93), а потом поставлен в епископа Суздальского 10 Марта 1549 года (Карамзин. Т. VIII, примеч. 246). Следовательно, св. Варсонофий именно в этом 1544 году и поставлен Песношским игуменом. В историческом и топографическом описании Николаевского монастыря полагается, что предшественником св. Варсонофия на Песноше был Гурий, бывший потом Смоленским Епископом; но это несправедливо, потому что Песношский игумен Гурий уже в 1542-м году был епископом Смоленским, как то видно из того, что он был в числе лиц, находившихся при поставлении митрополита Макария (см. Карамзин. Российс. Истор. Т. VIII, примеч. 120); а митрополит Макарий был поставлен 7050 (1542) года, Марта 19 дня. (см. Полн. Собран. Летоп. Том III, стр. 150).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

450 В этот день из Кафедральною собора в Лаврентьев монастырь бывает крестный ход с чудотворными и особо чтимыми иконами градских церквей. См. Житие и чудеса праведного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца, с. 8. 451 Описание чудес праведного Лаврентия в обители известно по списку, писанному при игумене Карионе, который был настоятелем-игуменом с 1697 г., архимандритом с 1708 г. и скончался в 1722 г. Это известный Карион Истомин, усердный помощник патриарха Адриана. Вероятно им описаны как чудеса, так и служба праведному Лаврентию. См. «Русские святые» преосвященного Филарета; «Святая Русь», с. 155. 452 Жизнь преподобного Трифона и блаженного Прокопия, вятских чудотворцев, 2 изд., 1893, с. 43 – 49. 453 «Святая Русь», 459, с. 112; «Описание о российских святых» графа Толстого, 452, с. 256; в некоторых житиях указывается 1628 год его смерти. См. «Словарь о российских святых», жизнь преподобного Трифона и блаженного Прокопия и примеч. «Русских святых», преподобного Филарета. 456 По словам Голубинского, блаженный Андрей скончался в 1674 г., см. «Богословский Вестник», 1894, сентябрь, дополнения к истории канонизации святых, с. 9. 457 «Русские святые» преосвященного Филарета и «Жития святых Российской Церкви»; в Прологе и Чет.-Мин. не упоминается. 459 Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви//Богословский вестник, 1894, августа, с. 216 – 217. 462 «Русские святые»; преосвященный Филарет под 23 апреля, говорит об этом святом, равно как и преосвященный Сергий в своем «Месяцеслове Востока» отмечает его под сим же числом. В «Святой Руси» говорится, что память Георгия воспоминается 21 апреля (с. 423, 146). 463 Яхонтов И.А. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический памятник, с. 264. 466 «Русские святые», 2 октября. По другому известию «святой Киприан Христа ради юродивый, суздальский, бе в лето 7140 (1632) Июля в 25 д.»; вероятно, в этом году и в это число было открытие его мощей, см. «Месяцеслов» преосвященного Сергия, т. 2, с. 263; «Русские святые» преосвящененного Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поучение в день перенесения мощей Святителя Христова и Чудотворца Николая из Мир в Бар-Град, 9-го мая Ныне у нас праздник перенесения мощей Святителя Христова и Чудотворца Николая из Ликийского города Мир, находящегося в Малой Азии, в Апулийский город Бар, область южной Италии. Об этом перенесении, прежде всего, я хочу теперь, братие, повести с вами и мою речь. Святитель Христов Николай скончался в Ликийском городе Мирах 6-го декабря 342 г., и его тело с честью погребено было в соборном Мирликийском храме, в котором он приносил бескровную жертву и свои молитвы о спасении своем и своей паствы. Честные мощи его почивали там в продолжение 744 лет. В 1086 г. турки-магометане, при нападении на Малоазийские области Греции, овладели Ликиею, город Миры разорили, и христиане Мирликийские свое дорогое сокровище – мощи угодника Божия Николая принуждены были сокрыть под землею. Но вот, по воле Господней, Святитель Николай является в ночном видении одному благочестивому священнику, жившему в Апулийском городе Бар, и говорит ему: «ступай, скажи духовенству и народу, чтобы взяли мощи из Мир-Ликий- ских и перенесли в здешний город». Обрадованные граждане и духовенство избрали знатнейших между ними мужей и с несколькими священниками отправили их на кораблях в Миры-Ликийские. Посланные мужи прибыли в Миры, и там, в одной церкви, по сказанию черноризцев, обрели в земле гроб с мощами Святителя, наполненный благоухающим миром; они беспрепятственно взяли его и с благоговением перенесли на свой корабль. С этим драгоценным приобретением отправились они из Мир-Ликийских в обратное плавание в 11-й день апреля, и благополучно возвратились в город Бар 9-го мая 1086 года. Жители города с радостью встретили мощи Святителя Николая и перенесли их в храм св. Иоанна Предтечи. Благодарные Баряне построили во имя Святителя Николая великолепный каменный храм, и в третий год после перенесения мощей из Мира, также 9-го мая, с честью и торжеством, в новом серебрянном, позлащенном гробе, перенесли их из храма Предтечева в новопостроенный храм, и положили в святом алтаре, где и доныне почивают (Чет.-Мин. 9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Приблизился конец жизни моей и умоляю тебя – немедля сподобь меня божественного причащения». Нафанаил исполнил волю угодника Божия: по совершении исповеди причастил его Божественных тайн Христовых. После сего преподобный Савватий мирно почил о Господе, и храмина, в которой он скончался, наполнилась неизреченным благоуханием. («Ч. Мин.» 17 апреля). 4. Св. мученики, заключенные в темницу за исповедание православной веры, – и те всеми силами старались, как бы удостоиться святого причащения, чтобы преискренне в сих божественных таинствах соединиться с Господом и вступить в загробную жизнь с залогом вечных благ ( Ин.6:53–58 ). «Преподобномученик Лукиян пресвитер, после многих различных мук, связанный был брошен в темницу и здесь на острых камнях пролежал 40 дней. Наступил праздник Богоявления Господня; св. Лукиян сильно желал причаститься свят. тайн, как и бывшие с ним в темнице христиане. Он стал пламенно молиться об этом Господу, и Господь услышал молитву его. Некоторые из христиан тайно от стражей принесли в темницу хлеб и вино мученикам. Пресвитер Лукиян сказал заключенным с ним: «станьте около меня и будьте церковью». Когда христиане узники стали вокруг свят. Лукиана, то он сказал им: «совершим литургию и причастимся Божественных тайн». «Где, отче, положим хлеб, спросили ученики его, здесь нет стола (престола)?» Он же, связанный, – лежа вверх лицом на острых камнях, ответил: «на персех моих положите – и будет живой престол живому Богу». Итак, в темнице, на персях мученика, совершена была божественная литургия, со всеми принадлежащими ей молитвами, чинно и благоговейно, и все были причастниками св. тайн» («Чет. Минеи» 15 октября). Так воскликнул Ты, возлюбленный Сын Божий, предузрев Свой близкий исход... И Сам же Ты присовокупил тогда: но сего ради приидох на час сей; Сам Ты решил положить душу Свою за люди Своя, и посему никто уже не мог спасти Тебя! Напрасно один из уверовавших в Тебя князей защищал Тебя пред Верховным Советом. Напрасно ученики Твои советовали Тебе не ходить в иудею к празднику последней Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Варфоломею; и вот, он стал усердно молиться Богу и св. апостолу, дабы подано было ему известие о том. Прошло 40 дней усердной и слезной молитвы преподобного, и вот, в навечерие праздника св. Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре, одеянного в белые ризы; апостол отдернул алтарную завесу и подозвал преподобного Иосифа. Когда тот подошел, св. Варфоломей взял с престола евангелие, положил его на грудь Иосифа и сказал; «да благословит тебя десница всесильного Бога, и да истекут на язык твой воды небесной премудрости, да будет сердце твое седалищем Св. Духа, пения же твоя да усладят вселенную!» Сказавши это, апостол стал невидим; преподобный же Иосиф, исполненный неизреченной радости и ощутивши в себе благодать премудрости, начал составлять церковные песни и каноны. Он не только составил каноны в честь св. апостола Варфоломея, но и в честь Богородицы, св. Николая и других святых, за что и получил название «песнописца» (из Чет. Мин. 11 Июня). А то вот еще пример из жизни преподобного Феодора Сикеота, память коего празднуется 22 апреля. Однажды этому святому пришлось впасть в тяжкую болезнь, так что он отчаялся в жизни: он увидел уже святых ангелов, пришедших за его душою; поэтому он плакал и рыдал, считая себя не приготовленным к смерти. Над головою же преподобного висела инока святых бессребреников Космы и Дамиана. Те явились ему во сне и, осязавши ручные жилы его (по-нашему – пульс), долго разговаривали между собою, как бы не ручаясь за благоприятный исход болезни преподобного. Потом бессребреники спросили больного: «о чем ты, брат, плачешь и скорбишь?» – «А о том, – отвечал преподобный, – что я не покаялся Богу и не устроил вполне стадо свое». Тогда святые врачи спросили его: «хочешь ли, мы умолим за тебя Бога, да продолжит Он тебе время жизни?» Больной отвечал: «если вы это сотворите, то многих благ будете виновники и приобрящете мзду за мое покаяние». Святые бессребреники, обратившись к ангелам, попросили их подождать немного, пока они сходят к Царю и Богу и умолят Его о Феодоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

121 Ср. Слав. Чет. Мин. Апрель, Моск. изд. 1852 г., гл. 31: «единомысленницы царя иконоборца в ереси оной слуги и поспешницы мучительства его, уведавше, яко мнози из царственного града исходят во иные страны, бежаще от иконоборства, устроеваху отай по путем водным, земным разбойнические заседания, да бежащыя емлюще во иконоборныя возвращаютъ руки». 123 Migne, gr. ser. T. C, p. 1252, 1253: θνατον απνστειλεν Κριο π τν βασιλα κα λθεν π τν αρεσιν ατο μα γαρ τθνηκεν συντελευτ ατ κα αρεσι. 124 Все научные данные последнего времени склоняются именно к этой дате. См. подр. у проф. А. А. Васильева . «Византия и Арабы». Зап. Ист.-Фил. Факультета СПБ Унив., 1900 г., 56, III приложение, с. 142. В 842 г. Пасха падала на 9 апреля, первая неделя Великого Поста приходилась 19 февраля. От дня смерти императора Феофила (20 января) до 19 февраля слишком мало времени, чтобы уложить все значительные тогдашние государственные и церковные события до церковного торжества включительно. В 843 г. Пасха была 22 апреля. Первая неделя Великого Поста – 11 марта, когда Церковь совершила в первый раз свое торжество Православия. 125 Migne, gr. ser. T. CX, p. 1033: κα δ λοιπν ατκα δι βασιλικ κελεσεω νεκλθησν τε κα νθησαν ο ν ξοραι τε κα πικρα υλακα πατρε, μα κα τ πλθη τν μοναζντων κα μντοι κα τν εσεβν κοσμικν οκ λγοι… 126 У Симеона Магистра так дело и представляется: сначала возвращение из ссылки и собрание изгнанников Феофилова царствования, потом утверждение Православия и, наконец, умиротворение Церкви, в первое воскресенье Великого Поста. См. Migne, gr. ser. t. CIX, 709. То же по жит. Михаила Синкелла. См. Шмидт Ф. И. Кахрие-Джами. Прилож. С. 248–249. 127 Очевидно, это был святитель Николай. Возможно, что это событие нашло некоторый отклик в одном из канонов прп. Песнописца в честь св. Николая. A. Rocchi по рукописи Крипто-Ферратского монастыря указывает канон с акростихом: τον θερμν μν προσττην Νικλαον. Весь текст этого канона мы нашли в Софийской Славянской рукописи Декабрьской Минеи за 193. В VII, 2 тропаре читаем: въ нощи и въ дне т призываю оце николае . блгый мой застОупникъ…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

594 Известно между прочим, что война Хмельницкого 1651 года в последствии именно и была поднята за нарушение договоров 1649 г. 595 Иезуиты явились на Волынь из Польши, в которой утвердились около 1566 года. Затем Сигизмундом III в 1569 г. они были введены в Вильну, откуда распространились по всем областям Литвы и Волыни. В 1624 году за 25 лет до кончины преподобного Иова Анна Алоизия из Острожских Ходкевич заложила в Остроге знаменитый иезуитский коллегиум, который вскоре сделался рассадником множества мелких иезуитских коллегиумов и аллюминатов по всей земле Волынской. 596 Замечательно, что в актах почаевского архива, современных преподобному Иову нет ни одного дела, которое бы хоть косвенным образом говорило о покушениях латино-униатов на почаевскую обитель и единственным врагом ее является теперь только один протестант Фирлей. 597 Между прочим известно, что преподобный Феодосий поставил на свое место любимого ученика Доместика Стефана (жит. преп. Феодосия Чет. Мин. месяца мая 3 дня). Это тот самый пр. Стефан, который впоследствии был епископом Владимирским на Волыни и управлял волынскою церковью, тогда подчиненною одному архипастырю, как и в наше время (Память пр. Стефана 27 апреля). 598 Из сохранившихся документов Лавры видно, что игумен почаевский обыкновенно избирался из числа братий самою же братией в трапезе церимониально; – исключение сделанное для Добрянского свидетельствует о глубочайшем уважении иноков почаевских к пр. Иову (сказание о Поч. Лавре, стр. 37). 602 Архива почаевской Лавры: Wupie z xiag Grodskich Krzemieneckich roku 1650 miesiaca Marca dnia 18. Дело 3 / 30 стр. 8. Вот подлинные слова этой выписи в русском переводе. «В рочки судовые гродские кременецкие, случившиеся со дня семнадцатаго месяца и року вышепоказаннаго в акте, и начавшиеся отправляться судебным порядком, пред нами Мартианом – Михаилом Еновецким, войтом и подстаростою, и Станиславом Паниевским, Судиею, – чиновниками судовыми гродскими кременецкими, ставши лично велебный в Богу отец Софроний Онецкий (вероятно тот же самый Стефан Онецкий, который в акте об избрании Добрянского росписался за неграмотных), именем велебного в Богу Отца Иоанна Железа игумена почаевского, и всей братии, в том монастыре обретающейся, для записания до актов гродских, старостинских кременецких подал завещание последней воли покойнаго урожденнаго пана Ивана Жабокрицкого, учиненное касательно распределения его имений, каковаго завещания, писаннаго по-русски, содержит следующее: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!», и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В нынешних темницах иные против своих сотоварищей пользуются же лучшим помещением и более снисходительным обращением с ними стражи темничной: но не тягостно ли для них и одно лишение свободы? Итак, будем избегать не только чрезмерных преступлений, прямо приближающих нас к аду, но и таких грехов, которые считаются нами как бы повседневными, но которыми, однако, оскверняются наша душа и тело, и за которые, наконец, (как, например, за ругательство в злобе к ближнему) евангелие также угрожает геенной.     " Точное изложение православной веры " , кн. IV. гл. 27. стр. 308.    Из новейших богословов так думает, например, епископ Михаил и излагает свои мысли в объяснении притчи «о богатом и Лазаре». См. его Толковое евангелие на Луку. изд. 1871 г. стр. 483. Также в объяснении слов Иисуса Христа из 25 гл. Матф. ст. 41—43 об участии грешников, где говорит: «Огонь изображает высшую степень мучений, так как огнем казнь (сожжение) есть самая жестокая казнь», стр. 496.    Догм, богослов. Антония, изд. 1862 г., стр. 271.    Коран Магомета в русском перев. Николаева, изд. 1864 г.    Василия Великого, беседа на Псал. XXXIII. — Слово о будущем суде, в изд. 1826 г., стр. 214.    Ефрема Сирина слово — о страхе Божнем и последнем суде, в. твор. св. отц. XV, 308.    Златоуста, слово 1 к Феодору падшему.    Лактация, пер. Корнеева, кн. VII, о блаженной жизни, XXI, стр. 16.    Притча эта находится в евангелии от Луки, гл. 16, ст. 19—31.    Ефрема Сирина, слово на честной крест и на второе прншеств. Господа, в Твор. Св. отец. XIV. стр. 50.    Космос. Библия природы. Бенера, кн. IX. гл. 221. стр. 13.    Ушинскнй «Человек, как предмет воспитания», том I. гл. XII, X и XI. стр. 104. 84, 85 изд. 1871 г.    Житие препод. Марии Египетской в «Чет.Мин.». под 1 числом апреля.    Нравственные слова Василия Вел. изд. 1855 г. в слове против пьяниц, стр. 224 и 226    Собран, творений Василия Вел. т. II. стр. 241. в толковании на 23 ст. V гл. Исаии.    Собрание творений Василия Вел. т. II. стр. 90. в толков, на 31 ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Честные мощи его почивали там в продолжение 744 лет. В 1086 г. гурки-магометане, при нападении на Малоазийские области Греции, овладели Ликиею, город Миры разорили, и христиане Мирликийские свое дорогое сокровище — мощи угодника Божия Николая принуждены были сокрыть под землею. Но вот, по воле Господней, Святитель Николай является в ночном видении одному благочестивому священнику, жившему в Апулийском городе Бар, и говорит ему: „ступай, скажи духовенству и пароду, чтобы взяли мощи из Мир-Ликийских и перенесли в здешний город“. Обрадованные граждане и духовенство избрали знатнейших между ними мужей и с несколькими священниками отправили их на кораблях в Миры-Ликийские. Посланные мужи прибыли в Миры, и там, в одной церкви, по сказанию черноризцев, обрели в земле гроб с мощами Святителя, наполненный благоухающим миром; они беспрепятственно взяли его и с благоговением перенесли на свой корабль. С этим драгоценным приобретением отправились они из Мир-Ликийских в обратное плавание в 11й день апреля, и благополучно возвратились в город Бар 9го мая 1086 года. Жители города с радостью встретили мощи Святителя Николая и перенесли их в храм св. Иоанна Предтечи. Благодарные Баряне построили во имя Святителя Николая великолепный каменный храм, и в третий год после перенесения мощей из Мира, также 9го мая, с честно и торжеством, в новом серебряном, позлащенном гробе, перенесли их из храма Предтечева в новопостроенный храм, и положили в святом алтаре, где и до ныне почивают (Чет.-Мин. 9 мая). Добрые мои слушатели! Святитель Христов Николай имел престол свой в Мирах, тело свое переселил в город Бар, а душою пребывает на небесах. Но он всегда был и теперь близок ко всем, с верою призывающим его: пастыри и учители могут обрести в нем доброго наставника, больные — врача, в бедах находящиеся — избавителя, грешные — молитвенника пред Богом, нищие — сокровище, скорбящие — утешение, путешествующие — спутника, на море плавающие — правителя. От того-то везде ныне добрые христиане молятся ему и прославляют его.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010