Аминь. 14-й день 323. О соблюдении постов (Из жизни преподобного Еллия монаха. Чет. Мин. июля 14) Во время постов большей частью бывает так, что когда мы сидим дома, то соблюдаем пост, а когда выйдем из дома, то то и дело нарушаем его. Например, великим постом мы не едим рыбы, а позовут на поминки или на какой-нибудь общественный обед, мы вкушаем оную, и через это грешим. Что же делать нам на будущее время, для того чтобы и вне домов соблюдать посты и не нарушать оных? Да должно делать то же, что в этом случае делали святые, и все будет хорошо. Что же делали они, скажете. Что делали они в этом случае, то сейчас откроет вам повествование следующее. Однажды во время поста преподобный Еллий, ходя один по пустыне, пожелал вкусить меда и в это время увидел прекрасный медовый сот, который лежал на камне. Еллий уразумел в этом вражье коварство и сказал самому себе: «Отойди от меня, греховное желание, ведь написано: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти " » ( Гал.5:16 ). И с этими словами Еллий тотчас же отошел от меда в глубочайшую пустыню и там, как бы за невоздержание, наложил на себя суровейший пост, покоряя духу плоть свою и алчбою и жаждою. В третью неделю своего поста Еллий опять встретился с искушением. Он увидел в пустыне на земле лежащие красные спелые яблоки и другие самые лучшие садовые плоды. Познав и тут прелесть вражью, преподобный сказал: «Нет, не только не вкушу, но и не дотронусь я до всего того, что вижу, не стану соблазнять души моей! Буду помнить слова Господа моего: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " » ( Мф.4:4 ). И, сказав это, Еллий отошел от плодов, не дотронувшись до них так же, как не дотронулся и до меда. Из этого повествования видно, что святые, когда им постом представлялся соблазн вскусить то, чего по их убеждению не должно было вкушать, тогда они признавали этот соблазн за коварство вражье, это коварство побеждали силой воли и всегда выходили из борьбы и с самими собой, и с диаволом победителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Ангелы обещались подождать, а святые Косма и Дамиан пошли ко всесильному Царю Христу Богу и умолили Его о приложении лет жизни преподобному Феодору, и скоро возвратились, имея посреди себя юношу, подобного ангелам, но гораздо светлейшего их. Этот юноша сказал ангелам: «оставьте Феодора в живых: о нем умолен общий всех Владыка и Царь славы». И тотчас святые ангелы с пресветлым тем юношею отошли на небо, а святые бессребреники Косма и Дамиан сказали Феодору: «встань, брат, и внимай себе и стаду своему, ибо благий и милостивый Владыка наш принял наши молитвы о тебе». Преподобный встал с одра, а святые бессребренники стали невидимы. (Чет. Мин. 22 апр.). Наконец, кто из нас не знает и не чтит св. Николая чудотворца, нашего усердного молитвенника и превеликого в бедах заступника? Сколько раз являлся он к просящим у него помощи то в сонном видении, то наяву. Вот, например, был какой случай. Один греческий воевода, по имени Петр, попал однажды в плен к сарацинам и заключен был в темницу. Здесь он роптал не столько на горькую участь свою, сколько на самого себя. «Был со мною, – говорил он, – подобный случай, и я просил св. Николая избавить меня от врагов, обещаясь принять в Риме иночество. Он исполнил мою просьбу: избавил меня от плена, а я, неблагодарный, забыл свое обещание, – и вот за это страдаю здесь. Но, угодниче Христов! Спаси меня, и я непременно исполню свое обещание». Святитель Николай явился ему во сне и сказал: «я услышал твою молитву, но Бог еще отлагает твое избавление. Впрочем, ты не унывай и не переставай молиться: толцыте, сказано, и отверзется вам». Спустя несколько временя, угодник Божий опять является ему и говорит: «я молил о тебе Бога, но не знаю, как Он благоволит. Впрочем, я укажу тебе достойнейшего молитвенника, это – Симеон Богоприимец. Проси его безпрестанно: он силен пред Богом и вместе с Пресвятою Богородицею и св. Иоанном Крестителем стоит ближе всех к престолу Божию». Наконец, он является ему уже наяву, и не один, а с праведным Симеоном, и оба говорят: «мужайся, Петр, и призывай Господа в скорби».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Антония Великого (Чет.-Мин. 17 Января), преп. Луку Еладского (7 Февр.). Иосиф был усердный и богобоязненный плотник, Антоний и Лука, живя в пустынях своих, копали землю, сеяли семена, и трудами рук своих приобретали себе хлеб. У них учись праведному и честному труду, с крестом и молитвою возделывай свою землю, или же занимайся тем ремеслом, какому Господь тебя вразумил. И нет ни одного доброго дела, пример которого Бог не оставил бы нам в своих святых людях. Вот, братие, посильное мое слово, которое надлежало мне сказать вам для нынешнего дня. Будем стараться при помощи благодати Св. Духа подражать вере и добрым делам святых людей. Будем и молиться им, чтобы они помогли нам делать добрые дела и своими молитвами ходатайствовали пред Богом о нашем спасении, да сподобимся и мы со всеми святыми блаженства вечного и славы неизреченной. Аминь. Поучение в неделю 2ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии было прочитано: Однажды Иисус Христос, проходя близь моря Галилейского, увидел двух братьев — Петра и Андрея, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. Господь сказал им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И братья- рыбари, тотчас оставив сети, пошли за Господом. Проходя далее, Господь увидел других двух братьев — Иакова и Иоанна в лодке с Зеведеем отцом их, дочинивающих сети, и призвал их. И братья тотчас, оставив лодку а отца своего, пошли за Господом ( Мф.4:18-22 ). Добрые мои слушатели! Господь и всем нам говорить: идите за Мною. Но как же нам идти? Ужели нам нужно оставить свой дом, свою семью и хозяйство, чтобы идти за Христом? Нет, не этого требует от нас Господ. Мы, как христиане, прежде всего, должны иметь крепкую веру в Иисуса Христа, не должны прилагать сердца своего ни к чему земному и, как в радостях и счастии, так и в горестях своих, должны надеяться на одного Бога, Его одного иметь в своем уме и сердце, Ему одному молиться и от Него единого ожидать помощи. Кто имеет такую веру, тот идет за Господом. Такую веру имел св. праотец Авраам. Он всегда слушал Бога, на Него надеялся и повиновался Ему ( Евр.11:8, 9, 10 ): и вот он шел по Господнему пути, и от земного странствования дошел до вечного царства па небесах.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

(Бесед. о милост.). О древних христианах также известно, что в дни праздничные они обыкновенно посещали больных и заключенных в темницах, и старались различными средствами облегчить участь их, не смотря на то, что подобные посещения нередко были не безопасны. В дни праздничные христиане прежних времен оказывали милости должникам и рабам, первым прощая долги, последним давая свободу; устраивали в домах своих трапезы для нищих. Так, о преподобном Исаии есть известие, что он во дни субботние и воскресные устроил в своем доме три и даже четыре трапезы для бедных. (Жит. преп. Памвы, «Чет.-Мин.»). Проводя таким образом дни праздничные, мы будем, по заповеди, святить их. Такое празднование будет достойно христианина и не останется без награждения, ибо, по словам Иоанна лествичника , за благочестивое провождение праздничных дней «Бог ущедряет дарами рабов Своих». («Лествица», настав. к пастыр., гл. 3, стр. 378). 4. Святоотеческие свидетельства о достойном препровождении воскресного дня I. «Будем праздновать, учит св. Григорий Богослов , не пышно, но божественно, не наш праздник, но праздник Владыки нашего, не праздник немощетвования, но праздник уврачевания... Не будем составлять лики, пресыщать зрение, оглашать слух свирелами, нежить обоняние, осквернять вкус, тешить осязание... Не будем вдаваться в козлогласование и пьянство, с которыми сопряжены любодеяния и студодеяния (Римл. XIII, 13); ибо от худых учителей и уроки худы, или лучше сказать, от негодных семян и нивы негодны». (См. «Твор. св. отцов» в русск. переводе 1844 г. ч. III, стр. 236). II. «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя (для общественного Богослужения) только один – и ты тратишь его на мирские занятия»! (Св. Златоуст о св. евхар.). III. «Агнец Божий заклан для вас; кровь Господня предлагается на жертвеннике; серафимы преклоняют колена пред алтарем, а вы остаетесь без почтения; вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь в себе благодать вашего Бога»! (Там же). IV. «Пусть никто не уклоняется от празднества святой литургии в день воскресный, и никто не пренебрегает служением Богу дома, в то время, когда другие идут в церковь ». ( Блаженный Августин in. psalm.). 5. Об освящении и покое воскресного дня I. Воскресный покой с исторической стороны. В след за рассказом о сотворении мира, в Библии говорится: так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (2, 1 – 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В главе тринадцатой. (о любви христианской, как самом высочайшем даре) Св. Апостол сначала сравнивает любовь со всеми благодатными дарами и подвигами благочестия; потом описывает ее собственные свойства и действия и, наконец, говорит о ее непреставаемости. а) Сравнение любви с другими нашими благами и подвигами благочестия. 1Кор. 13:1 . Без любви ничего не значат все те чрезвычайные дары, о которых так ревновали Коринфяне, не исключая и того дивного дара, о котором они ревновали паче всего, т. е. дара языков. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий» и проч. ( 1Кор. 13:2, 3 ). Любовь – внутренняя сила жизни, а говорение на языках совсем внешнее дело. И ослица говорила, когда то нужно было (Еп. Феофан). 1Кор. 13:2 . Без любви ничего не значит все наше знание, возвышающееся даже до пророческого проникновения во все тайны, и вся чудодейственность веры, если бы мы таковую имели. «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто», исчисленные дары внутреннее и указывают на большую близость к Богу. При всем том они не самой глубины естества нашего касаются и не существенное сочетание с Богом означают (Еп. Феофан). По особым целям исчисленные дары Господь может сообщить и недостойным людям. Это Он Сам подтверждает ( Мф. 7:22–23 ). 1Кор. 13:3 . Без любви ничтожны самые добродетели наши, как бы ни были чрезвычайны их проявления: «и если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Возможность таких явлений оправдывается на деле (см. Чет. Мин. 9 февр.). б) Описание любви в ее собственных свойствах и действиях. Эти свойства таковы, что они поистине являются исполнением всего закона ( Рим. 13:10 ). 1Кор. 13:4 . «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится (не поступает с легкомысленной заносчивостью, но степенно и основательно. Св. Златоуст), не гордится (своими доблестями)» и проч. ( 1Кор. 13:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В-пятых, наконец, милостыня иных делает и чудотворцами. Священномученик Зиновий всё раздал нищим; и за это, сказано, «руце его, яже ущедриша нищих, подающе милостыню, ущедри Господь чудотворения силою». Зиновий получил дар, за милостыню, исцелять болезни прикосновением руки, и когда только касался ею святой больного, тот тотчас исцелялся. И сугубую милостыню сей угодник Божий творил: одну – раздавая деньги убогим, а другую – исцеляя больных данною ему от Бога благодатью. Итак, много благ, и благ великих, даёт нам милостыня. Она, как сейчас вы убедиться могли, и обогащает нас, и помилование на суде Божьем даёт, и с избытком возвращает розданное нами, и неверных делает верными, а иных и чудотворцами творит. Чему же мы из этого научиться должны? Во-первых, тому, чтобы, по слову Божию, «благотворения» не забывать, зная теперь, что им «благоугождается Бог» ( Евр.13:16 ); во-вторых, чтобы, по тому же слову, вообще благодетельствовать, дабы собрать «себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» ( 1Тим.6:18–20 ), и в-третьих, наконец, тому, в частности, чтобы мы знали, какой милостыни требует от нас Бог, знали для того, чтобы делаемая нами милостыня была Ему благоугодной. Он же, помните, требует от нас милостыни такой: «Оправдай, – говорит Он, – вдову, дай суд бедному, помоги нищему, защити сироту, одень нагого, о расслабленном и немощном попекись, над хромым не смейся, безрукого защити, и слепого приведи к видению света Моего, старца и юношу в стенах твоих сохрани, мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу, и Я дам тебе первое место в Моем воскресении» ( 3Ездр.2:20–2 3). Аминь. 31-й день 62. Труд и молитва (Из жизни преподобного Спиридона, просфорника Печерского. Чет. Мин. окт. 31) Известно, что почти все святые труд телесный соединяли с молитвой. Так вот и про ныне вспоминаемого Церковью преподобного Спиридона, просфорника Печерского, говорится, что он, служа в просфорне, непрестанно пел псалмы Давидовы и, рубя ли дрова, меся ли тесто, делая ли ещё что другое, всегда вместе с этим воссылал Богу жертву хваления. Так, святые умели трудиться и молиться вместе. Но как вы думаете, братие, была для них от этого какая-нибудь польза или нет? Не знаем, что вы нам скажете на это, но мы со своей стороны думаем, что была, и была польза большая. Какая же? На это сейчас ответим вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В-третьих, наконец, удалился Господь в Египет для того, чтобы как этим удалением, так равно и всей Своей последующей жизнью показать нам, что путь в Царство Небесное есть путь скорбный. Как жил Господь Иисус Христос на земле? Родился Он в убогом вертепе и положен был в скотских яслях. Тотчас после рождения искали убить Его, и Он должен был бежать в чуждую, далёкую страну. Всю жизнь Он не имел где приклонить главы. За неисчислимые благодеяния платили Ему одним злом. Насмехались над Ним, поносили, злословили, били, плевали в лицо и, наконец, распяли между злодеями. А этим и даёт нам Господь урок тот, чтобы мы помнили, что, подобно Господу, «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). Итак, Господь удалился в Египет по трём причинам: чтобы утвердить нас в вере в Него; чтобы научить нас не напрашиваться на гонения, а бегать их; и, наконец, для того, чтобы научить нас помнить и то, что путь в Царствие Небесное есть путь скорбный. К чему знание сего должно вести нас? Без сомнения, прежде всего к тому, чтобы мы знали, что Господь что ни делает, всё делает премудро и всё устраивает к нашему спасению и блаженству; а затем чтобы не забывали и того, что если путь в Царствие Небесное есть путь скорбный, то и должны мы безропотно идти этим путём с терпением и великодушием, всегда представляя себе то, что если со Христом постраждем в настоящей жизни, то с Ним и прославимся в будущей. «Истинно, истинно говорю вам, – говорит Он, – вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин.16:20 ). «Но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). Будем же помнить это и с терпением потецем на предлежащий нам подвиг. Аминь. 27-й день 121. К юношам о подражании святым (Из жизни преподобномученика и исповедника Феодора Начертанного. Чет. Мин. дек. 27) К вам будет, юноши христианские, слово наше; и вот что мы скажем вам. Святитель Тихон Задонский делает вам следующее наставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Вероятно, иудеи, по своему обычаю, не хотели добровольно удалиться от судилища, шумели и добивались того, чтобы дело было рассмотрено и решено в их пользу, надоедали проконсулу и упорствовали в своих требованиях, а потому проконсул приказал или служителям при суде или, может быть, военной страже силой разогнать толпу и прогнать ее с места судебных разбирательств. Исполняя повеление проконсула и, вероятно, раздосадованные назойливостью иудеев, прогонявшие, а с ними и все Еллины, т.е. язычники (не прозелиты и не христиане, чего из повествования не видно), бывшие на месте, схватили Сосфена, начальника синагоги, как представителя назойливых иудеев и может быть предводителя, более других добивавшегося осуждения Павла, и били его тут же пред судилищем, чтобы дать острастку и прочим иудеям. Сосфен был может быть преемником Криспа в должности начальника синагоги, после обращения того в христианство (ст. 8), может быть один из старейшин, составлявших совет при архисинагоге (ср. прим. к Деян.13:15 ), из рассказа не видно. По церковному преданию, этот Сосфен был потом обращен в христианство апостолом Павлом, был его сотрудником, о котором упоминается в первом послании к Коринфянам ( 1Кор.1:1 ) и после был епископом в Колофоне (в Малой Азии. Чет.-Мин. Янв. 4). – Галлион ни мало не беспокоился об этом: хотя это была уже обида (ст. 14), подлежавшая судебному разбирательству проконсула. Дееписатель делает это замечание для того, чтобы указать полное оправдание обетования Господня Павлу, что никто не сделает ему зла: вышло так, что возмущение иудеев против Павла не только не причинило зла ему, но отозвалось не хорошо на предводителе обвинявших, так как судья при сем, видимо, стоял на стороне обвиняемого и молча дозволил наказать обвинявшего, вместо удовлетворения жалобы против обвиняемого. Отплытие Павла через Эфес в Иерусалим (18–23) и начало третьего апостольского путешествия Павла (22–23) 18. Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию (и с ним Акила и Прискилла), остригши голову в Кенхреях, по обету.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Во имя Иисуса Христа: см. прим. к Деян.2:38 . – Просили его и пр.: и он, конечно, удовлетворил их просьбе, пробыл у них несколько дней и – как видно из дальнейшего ( Деян.11:3 ) – вкушал с ними пищу. Конечно, в продолжение этих нескольких дней Петр утвердил их в вере христианской. Более о Корнилии дееписатель ничего не сообщает. По церковному преданию, Корнилий после был епископом в Кесарии, проповедовал Христа в разных странах и скончался мученически (Чет.-Мин. Янв. 4 и сент. 13). Глава 11 Упреки Петру со стороны обрезанных за обращение его с необезанными и успокоение (1–18) 1. Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. 2. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, 3. Говоря: ты ходил к людям необрезанным, и ел с ними. Услышали апостолы и братия в Иудее (т.е. христиане из иудеев, жившие в разных местах Иудеи) и пр.: весть о событии в Кесарии в доме Корнилия быстро разнеслась между христианами в Иудее и достигла слуха апостолов прежде, чем Петр возвратился из Кесарии в Иерусалим. Способ, как повествует о сем дееписатель, показывает, что впечатление этого известия на апостолов и большинство христиан было благоприятное, радостное, так как к славе Божией относилось то, что и язычники, не только природные евреи и прозелиты, начали принимать слово Божие. При этом факт был обобщен: принятие немногими язычниками христианства понято было как принятие христианства вообще язычеством, следовательно, не как исключение, но как правило и притом как новое правило, неожиданное, но приятное. Тем не менее однако же, как событие новое и важное, это событие вступления язычников в церковь Христову не могло пройти без недоразумений, и недоразумения действительно возникли, сначала не очень важные (ст. 3), но со временем все более и более приобретавшие важность (гл. 15). Недоразумения возбудились, как видно, еще до возвращения Петра в Иерусалим, ибо по прибытии Петра эти недоразумения уже резко выразились упреками Петру (упрекали – укоряли, обвиняли).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Вот он, вместе с братией, стоит на пространном поле, которое покрыто колючим тернием. Светлый юноша подходит к каждому из братии и велит усерднее пожинать это колючее терние. Наконец подходит к старцу и говорит: «Что же ты стоишь праздно? Жни терние! Вчера, вместе с братией, ты нанялся в эту работу и получил больше других, именно – золотой, когда другим дано только по сребренику, а теперь стоишь праздно, когда другие усердно работают. Ты больше других принял, больше других должен и работать. Это терние – грехи того, кто вчера подал тебе милостыню. Итак, трудись в поте лица твоего!..» (Чет. Мин., 7 марта). Что ж, возлюбленные сострадальцы! Будем ли и мы праздно принимать благотворения от наших благотворителей? О нет! Наше сердце умеет помнить благодеяния; наши слезы умеют течь ко времени, не напоказ... Для Бога больше ничего и не нужно от нашей благодарной нищеты. Итак, станем теперь же, друзья мои, теперь же, каждый в своем месте, станем намолитву перед Богом и поплачем перед Ним за грехи наших благотворителей; помолимся, да поможет им благодать Божия ходить по стезям святых Его заповедей, да соблюдет их здоровье и предохранит их от всякого зла. Остальное, что относится к земному их счастью, Господь устроит; ибо Он Сам сказал: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (МатФ. 6, 33). Но не теперь только, а и всегда будем вспоминать в молитвах наших к Богу всех добротворящих и благодеющих нам (свящ. Н. Успенский ; 2-е изд.). Утешение бедняку Трудолюбивый бедняк, потом достающий пропитание себе и детям! Переноси благодушно бедность свою, не скорби и не унывай, но всегда и во всем полагайся на Промысел Божий; особенно же берегись воровства и обмана, и без самой крайней нужды не проси милостыню. Помни постоянно, что убожество твое – по воле Господа, Который всегда готов оказать тебе Свою помощь. Как можно чаще вспоминай, что и Сам Спаситель наш в жизни Своей терпел бедность и не имел где главы подклонить. Смотри на пример многострадального Иова. У него отняты были все стада, все рабы, все дети, и он говорил: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь ( Иов. 1, 21 ). Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (2, 10.)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010