В таком положении Акакий, прослужив старцу десять лет, скончался. Через пять дней после погребения жестокосердный старец сказал случившемуся тут святому, принимавшему участие в положении Акакия: «Отче, ученик мой Акакий умер!» Но святой муж возразил ему: «Не может быть, чтобы умер послушный и терпеливый Акакий». «Если не веришь, поди посмотри могилу его». Пошли к, могиле. Здесь святой муж возгласил над могилой умершего, как бы живому: «Брат Акакий, умер ли ты?» «Нет, отче, – отвечал умерший, – послушные не умирают!» (Чет. Мин., 29 ноября.) Явное наказание Божие за непочтение к родителям Проживающий в деревне Зеленках прихода Козмодемьянской Петро-Павловской церкви отставной рядовой Иван Абрамов Меньшиков давно лишился своей жены, молодой еще женщины. После ее смерти у него осталось два малолетних сына – Сергей и Дмитрий. Ко всему этому Иван Абрамов ослеп. При самых скудных средствах к жизни слепец-солдат начал воспитывать своих детей. Пропитанием их служил выпрашиваемый слепцом Христа ради кусок хлеба. Долго так продолжалось, и все-таки отец не бросил своих сирот-детей на произвол судьбы, не отдал их в чужие люди на воспитание, вполне уповая на Бога, что настанет то время, когда юнцы его придут в возраст, сами себя будут пропитывать и его, старца-слепца, не оставят. Наступил наконец давно ожидаемый 1891 год; в сентябре Сергею исполнилось восемнадцать лет. Слепец-солдат, женив сына, как бы ожил; в доме появилась хозяюшка; по дому работа пошла исправно, хлеб стал печься не так, как пекли его старец-слепец и его дети-сироты, не привыкшие к тому; в избе появилась чистота и опрятность. Начал слепец-солдат славить, хвалить и прославлять Всевышнего Творца за Его милость, под старость ему ниспосланную. Так счастливо жилось старцу-слепцу около двух лет. Забыл он и прежнее горемычное житье-бытье свое. Но покой слепца-старца снова нарушился, и причина этого явилась в лице снохи его, жены Сергея. Злая по природе, неуживчивая, она тайком начала сговаривать своего мужа Сергея уйти из дома своего слепца-свекра к чужому, совершенно постороннему старику-крестьянину. Сколько ни отговаривался Сергей от такого злого умысла своей жены, но преодолеть ее не мог и, в конце концов, решился бросить на произвол судьбы своего родителя-слепца с его малолетним сыном. Узнав о таком намерении сына, отец стал умолять и слезно просить не бросать его под конец жизни, но сын, наученный женой, остался глух к мольбе отца. Слепец-отец, чтобы остановить безрассудного сына, указывал на пятую заповедь Закона Божия и грозил проклятием. Ничто не повлияло на сына, и он 23 апреля окончательно решил уйти из дома своего родителя к новому своему благодетелю-старику.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Сказав это, преподобная простилась со старцем и удалилась в пустыню. – Прошел год; наступила великая четыредесятница, дни поста и молитвы; старец Зосима помнил просьбу преподобной и, казалось, не мог дождаться страстной недели – так велико было в нем желание увидеть преподобную; наконец наступила неделя страстей Христовых, и в четверг старец, после литургии, взяв дары, вышел из монастыря. Дошедши до реки, он сел на берегу ее и ждал прихода преподобной. Уже старец, томимый душевной тоской, думал, что, по его недостоинству, она не желает придти к нему, или уже она была здесь и, не найдя его, удалилась: одна мысль прискорбнее другой тревожила старца. Вдруг увидел он преподобную, шедшую к нему по водам. Старец, устрашенный этим видением, хотел поклониться ей, но она сказала: «Св. отче, что делаешь? Ты пресвитер с божественными тайнами». Приблизившись к нему, она требовала благословения, и, по просьбе преподобной, он благословил ее и прочел Символ веры  и молитву Господню. По окончании молитв, она приняла тайны тела и крови Христовой и, подняв руки к небу, со слезами радости воскликнула, как некогда Симеон во храме Иерусалимском с Божественным на руках Младенцем: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» ( Лк. 2:29 ). Простившись со старцем, она просила его придти к тому месту, где в первый раз они имели свидание и беседу, «И там, – сказала преподобная, – увидишь меня, если это угодно будет Создателю моему». Прошел еще год, и старец снова отправился на место первого их свидания, но не нашел уже преподобной в живых. Приблизившись к ее телу, он слезами омыл ее ноги, потом стал читать погребальные молитвы, и вдруг мысль, – угодно ли преподобной погребение, – смутила его, и он недоумевал. Вдруг он увидел на земле начертанные слова: «Зосима, на сем месте похорони тело недостойной Марии и, предавши тело погребению, молись о ней, преставившейся в первый день апреля, в ту самую ночь, в которую сподобилась принять от тебя спасительные дары тела и крови Христовой». Не дивны ли, не чудны ли дела Всевышнего, пекущегося о нас, недостойных рабах Его! Всещедрый Господь сподобил преподобную скончаться в тот день, в который она, причастившись тела и крови Христовой, сделалась причастницею жизни вечной... Прославив Бога и Его столь дивные благодеяния, оказываемые исполняющим волю Его, старец Зосима похоронил тело преподобной и, возвратившись в ту обитель, где он имел пребывание, разсказал там о всём, что Господь привел ему увидеть («Чет.-Мин.» апр. 1 д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что за болезнь – пересуды и осуждение! Все знают, что это грех; а между тем ничего нет обычнее в речах наших, как осуждение. Иной скажет: «Не поставь, Господи, в осуждение», – а все-таки осуждение свое доведет до конца. Иной оправдывает себя тем, что разумному человеку надобно же иметь свой взгляд на текущее, и в пересудах пытается быть хладнокровно рассуждающим: но простое ухо не может не различать в речах его высящегося и злорадствующего осуждения. Между тем приговор Господа за этот грех строг и решителен. Кто осуждает других, тому нет оправдания. Как же быть? Как миновать беды? Решительное средство против осуждения состоит вот в чем: считать самого себя осужденным. Кто восчувствует себя таким образом, тому некогда будет судить других. Только и речей у него будет: «Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!» (Еп. Феофан.) Осуждать ближнего – грех Святые, прежде нас жившие в обществе подобных же нам людей, оставили нам поучительные примеры снисхождения к недостаткам ближнего и в предохранение от злословия преподали много поучительных опытов опрометчивости наших суждений о ближнем, строгого суда Божия за осуждение и милости за неосуждение ближнего. Остановимся вниманием на некоторых примерах и опытах. Собралась некогда братия рассуждать о проступке своего брата и пригласила на суд авву Моисея. Моисей насыпал в мешок песку, положил себе на спину и пошел к братьям судить согрешившего. Братия, встретив старца, спрашивали: «Что значит твоя ноша?» – «Это мои грехи, – отвечал авва, – которых я сам не вижу, и между тем иду осудить другого за его грехи, которые мне приметны». Вразумленные этим ответом, братья отменили свой суд над согрешившим (Чет. Мин., 20 апреля). В некотором монастыре жила скромная, трудолюбивая женщина по имени Исидора. Сестры, с ней жившие и пользовавшиеся ее услугами, смотрели на нее, как на скудную умом, и презирали ее. Она слыла под именем убогой. Все неприятности, нарочно ей причиняемые, она переносила, как будто ничего не видела, не слышала, не чувствовала; от всех удалялась, стараясь быть наедине, ни с кем не беседовала, питьем ей служила вода, в которой мылась трапезная посуда, а пищей – остатки от трапезы сестер. Вот признаки, по которым умные сестры сочли Исидору неразумной и убогой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

   При вторичном восстановлении Фотия на патриаршем престоле    См. день св. начертанных.    См. Последование в неделю Православия, 1840 г.    Беседа в неделю Православия высокопреосв. Филарета М. Москов. прибавл. к твор. св. Отец, 1857 г.    И на русском языке проклясть значит касть откладывать.    Беседа 16 на Послание к Римлянам.    Духовн. регламент, дела Епископов, с. 45—46.    Евангелие второй недели Четыредесятницы.    Притча о блудном сыне изъясняется в каноне второй недели св. Четыредесятницы.    Синаксарь, во вторую неделю Четыредесятницы. De utriusque eccles. consens. cap. 17,? 2, Allatii. Cantacus. Histor. Lib. 2, cap. 40. Иннокентий. Церковная история. Век 14, ереси и расколы.    В тропаре на день Преображения.    Исповедание веры Гр. Паламы.    О свойстве света, виденного апостолами на Фаворе.    Синаксарь во вторую неделю Четыредесятницы. Чет. Мин. 14 ноября.    См. надпись последования во вторую неделю Четыредесятницы.    Песнь 8 канона понедельн. 3 седмиц.    В понедельн. вечера на " Господи воззвах»    Синакс. в третью неделю Четыредедятницы.    Служба в среду третьей недели Четыредесятницы.    68 слово, том 4.    18, 1, том 2, по Монтфокону.    Maxim. Bibliothec. patrum.    О мытаре и фарисее см. выше.    Тропарь св. Иоанна Лествичника.    Кондак 30 марта.    Стихи синаксаря о пр. Иоанне.    Daniel Monachus Raitenus conscripsit historiam vitae Joannis Climaci. Пролог. 30 марта.    Церковная служба в пятую седмицу Четыредесятницы.    Синаксарь в четверток 5 недели Четыредесятницы.    Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы.    Чет. Мин. 1 апреля. Жизнеописание Марии Египетской.    Чет. Мин. 1 апреля.    Никифор. истор. кн. 17, гл. 5.    Theodor. lector, lib. Чет. Мин. 26 июня. Стихиры литии 26 августа в службе Богоматери Владимирской иконы.    Socrat. Lib. 7, cap. 46.    Theodor. lector. Lib. 1. Чет. Мин. 10 сентября. Никифор. Церковная история, кн. 14, гл. 2.    О Влахерне см. день положения ризы Пресвятой Богородицы.    Феодор-чтец, кн. 1,? 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

   Случилось ему в том же году быть в городе Хоищах у одного богатого помещика хойского. После нескольких дней пребывания в Хоищах Музеля тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти, пригласил соседних священников, чтобы они совершили над ним помазание елеем; но вместо елея он положил в сосуд св. миро, принесенное из Киева, и когда было совершено над ним помазание этим миром, к удивлению всех присутствовавших при этом, Музеля встал с одра своего совершенно здоровым.    14. Сам Господь иногда указывал нуждающимся в помощи искать ее у св. мощей угодников Божиих и подавал просимое чтущим оные.    Св. Иоанн Многострадальный молился Господу о избавлении его от восстания телесной похоти. Тогда глас с неба повелел ему молиться находящемуся против него мертвецу: «Сей может помогать боримым этой страстью». Мертвец этот был св. Моисей Угрин. Иоанн помолился пред мощами его — и страсть укротилась.    В другой раз сам св. Иоанн, взяв кость от мощей св. Моисея, приложил ее к телу одного страждущего блудной страстью брата, и угасло разжжение, и омертвела страсть в плоти его. (Чет.-Мин., 18 июля.)    Во время страдания св. Епимаха одна жена, имевшая слепое око, плакала, взирая на страдания его. В это время от строгания св. тела железом излилась кровь, капля которой попала на слепое око, — и оно прозрело. (Чет.-Мин., 31 октября.)    15. Не только сами св. мощи служили источником исцелений, но и другие вещи, соприкасавшиеся с ними и взятые от них, производили благодатные целебные действия на верующих. Один брат, боримый блудной страстью, пришел к прп. Даниилу Скитскому просить у него благодатной помощи в борьбе с ней. Преподобный послал его в монастырь, где лежало тело св. мученицы Фомаиды, пострадавшей за свое целомудрие от свекра, и повелел ему там просить Бога о помощи молитвами мученицы. Брат, исполнив совет преподобного, — помолился у гроба ее, помазался елеем от лампады, которая горела над гробом, положил главу на гроб ее — и совершенно освободился от беспокоившей его страсти. (Чет.-Мин., 13 апреля.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

Ill, 22 jannuarii. 294 История патриарха Досифея, кн. VI, гл. 5. Житие св. мученика Анастасия Персянина, умершего в 621 году 22 января, в Прологе и Чет.-Мин. Annales Baronii sub anno 614, XXVIII–XXXV. 306 Мишо. История крестовых походов, том 2, кн. V. Статьи оправдательные VII и IX – булла Григория VIII, 1187 г. 321 См. ниже день Филермской иконы Богоматери. Также часть II, день перенесения десной руки Крестителя из Мальты в Гатчину. 328 Созомен, кн. IV, гл. 5. Также упоминает об этом явлении и Сократ, кн. II, гл. 28. Филостргий, кн. II, гл. 26. 333 Слова Карамзина в Истории, том 2, гл. 16. Война с болгарами. Древней российской вивлиофики часть VI, гл. 7. Никон. лет. под 1157 годом. 339 Местные предания о Ризе Господней в Грузии. См. в письмах о Грузии, 1848 г., кн. 1, обитель св. Нины Мцхет, где праздник в честь Ризы Господней установлен 1 октября. 342 Историч. акт. Археограф. экспедиции 1836 г. том III, 168. Также Дворц. разряд. том 2, прибавления. 349 В «Христианском чтении» 1836 г. слово на освящение санкт-петербургского Петропавловского собора. Также описание Санкт-Петербурга Пушкарева. 356 В IV веке Александр, еп. Александрийский (Феодорит. Истор., кн. I, гл. 4); св. Афанасий в III слове против ариан, XIV, и проч. 359 Protoevangelium Iacobi in cod. apocryph. n. t. tom. I, XIX. Св. Игнатий Богоносец , писатель I века, в послании к ефесянам. Ирин. II века. Против ереей кн. III, гл. 22. Св. Амвросий в IV веке, письмо XLII Siricio рарае. 362 Так молились Ей св. мученица Иустина во время своих страданий, скончавшаяся в III веке (XVIII слово св. Григория Богослова и Чет.-Мин. во 2-й день октября) и преподобная Мария Египетская в минуты своего раскаяния во грехах, прося Ее заступления (Чет.-Мин. в 1-й день апреля). 374 Theodor. lector, histor. lib. I, 5. – Влахерны и Халкопратия (медное торжнще) – урочища Константинополя. Одигитрийский (водительный) – названный потому, что слепые, по заступлению Пресв. Девы, возвращали в нем себе зрение и не нмели более нужды в вожде ( δ γω).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

175 Св. Феодор назван Сикеотом по месту его рождения и подвигов в Сикее. Здесь основал он монастырь и был в нем архимандритом; потом хиротонисан в епископа Анастасиопольскаго; но спустя 10 лет оставил епископство, по любви к подвижнической жизни, и скончался в своем монастыре, в 3-й год царствования Ираклиева. Вь Житии его упоминается и о железном посохе: “жезл железен тяжек, имущ на верху крест, ношаше”; и о потире: “бысть же потреба сосуда сребрянаго к служению божественныя литургии: ибо дотоль в каменном мраморном сосуде божественныя в монастыре его совершахуся Тайны” (Чет. Мин. 22 апреля). 176 Св. мученик Полиевкт – воин, за исповедание веры обезглавленный при Декии, в Арменском городе Мелитине (Чет. Мин. 9 января). – Церковь во имя св. Полиевкта в Царьграде была построена Иулианиею, которую одни (Anonymus, y Бандури, Imper. Orient. t. I. р. 37. Кодин, )называют дочерью Валентиниана и свояченицей Феодосия Великаго, а другие (Дюканж, Constantinop. christ. lib.1V. р. 135. Византий, – дочерью магистра Олимврия и Плакидии, внукой Валентиниана III и Евдоксии. Византий по Синаксарям, указывает местоположение церкви св. Полиевкта близ свв. Христофора и Георгия при Кипарисе следовательно – в Псамафии а Бандури (t. ИИ. lib. II. р. 654), основываясь на словах Григория Турскаго (De morac.lib. I. сар. 103), предполагает, что церковь св. Полиевкта стояла близ церкви мученицы Иулиании, находившейся неподалеку от св. Евфимии в Петрии 179 “Сим убо, иже от века Святым всем, Лев приснопамятный и премудрый царь храм превеликий и предобрый созда, близу же есть сей Святых Апостол храма, внутрь Константиня града: прежде убо, якоже глаголют, Феофане жене его (т. е. своей), созидаяй, угодившей Богу в конец,... не обрете ея покоренныя воли своей, ниже восхоте мудрования ею..... Тогда премудрейший царь, соборным хотением всея церкве, великий храм, иже созда, посвяти всем Святым вселенныя, глаголя: аще и Феофана есть свята, да сопричтется со всеми Святыми” (Синакс. в нед. всех Святых, в Цветной Триоди; сн. Пам. бдаж. Феофании, в Чет. Мин. 16 декабря). Землетрясения, бывшия в Царьграде 11 января 1011 и 1 июня 1206 гг., разрушили этот храм (Пахим, кн. IX. гл. 15: который и оставался долго в запустении; наконец, при Иоанне V Палеологе (1341 – 1391) он был срыт до основания и употреблен на сооружение двух башен у Золотых ворот (Anon. у Бандури, Imp. Orient. t. I. р. 21; сн. t. II. р. 593. Кодина, Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 130; сн. р. 162: Theophanonis aedes. Византия,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Святой Амвросий Медиоланский в Месяцеслове. – Св. Амвросий в христианской агиологии известен, главным образом, по его житию, составленному Павлином Нольским. В греческом переводе это житие, вероятно, существовало уже в IX веке, когда Иосиф Песнопевец составил канон св. Амвросию (помещаемый в Служебн. Мин. на 7 дек.). В настоящее время греческий перевод этого жития издан, по рукописи Иерусалимской библ., Пападопуло-Керамевсом в издав. нашим Палестинским Обществом « Αvλεχτα», Petrop., I (1891 г.), 27– 88). На греч. языке, кроме того, было другое житие св. Амвросия, служащее некоторым дополнением первого (оно изд. Минем, в дополнение к Метафрастовским, в PG., 116 р. 852–882; в Синод. Моск. библ., в декабр. Мин., перг. XI в., 369 л. 104 – есть список его, – см. Описан. Владимира, стр. 555). У нас, по-видимому, ни то, ни другое житие, до Димитрия Ростовского , не были известны (в Чет.-Мин. Макария, под 7 дек., кроме проложных, помещено довольно большое повествование о святом Амвросии Медиоланском , но декабрьская книга этих Чт.-Мин. нам была недоступна и потому мы не можем сказать ничего об этом повествовании). У нас жизнь св. Амвросия, память которого в Восточной церкви, во всяком случае, прославляется в IX в. (в Мес. Тип. вел. Кон. ц. уже значится его память – см. у Дмитриев., Опис. лит. рук., стр. 29), была известна по краткому рассказу об нем в Месяц. Василия (Мен. В.) и греч. Синакс., внесенному в Прол. рук. (с XI в.) и потом печат., а также и по песнопениям канона Служебных Миней. В рассказе Мен. В. и Прол. выставляется на вид в характере жизни и деятельности св. Амвросия, кроме его святости и учительности, главным образом – его неподкупная правда в отношениях к людям (еще до посвящения во епископа) и пастырское дерзновение, обнаруженное им в отношениях к императору Феодосию, запятнавшему себя избиением жителей Фессалоник, – дерзновение, заставившее Феодосия признать, что Амвросий «истинно епископ-святитель». В служеб. каноне Иосифа Песнопевца св. Амвросий воспевается как иерарх, которому «Слово Божие премудрости слово дарова» для отражения «безсловеснаго зломыслия еретичествующих» (ариан), – как пастырь «разумения писания» открывавший «неведущим», уясняя в нем «неудобопостижная» (разумеются его беседы и толкование Св. Писания), – как служитель Божий, который с ревностью Илии и Крестителя Иоанна «обличил царя беззаконновавша», «соблюл свою паству от всякаго вреда противных и Ариеву лесть всю омрачил сиянием словес своих» и в тоже время, «соблюдая паству свою» – «себя самого соделал жилищем святаго Духа» (Служ. М., сл. и греч.). – Св. Димитрий Ростовский в Чт.-Мин. изложил жизнь св. Амвросия по Павлину, восполнив его некоторыми местами из древних источников – Феодорита, Созомена , Никифора. – Память святого Амвросия Медиоланского в Православном Месяцеслове 7 декабря, в Римском М. 7 декабря и 4 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

270 Случилось в те дни, говорится в Патерике, князю Киевскому Изяславу возвратиться из земли Ляхской и начал он гневаться на преподобного Антония ради Всеслава князя Полоцкого», который, в отсутствие великого князя, на короткое время овладел его престолом. Также см. Голубинский Е.Е.История русской церкви т. I, вторая половина, с. 544. 271 Голубинский Е.Е. История русской церкви, т. I, вторая половина, с. 548. «Прабошни черевьи протоптанные», в Патерике – «раздранные плесницы» – обувь в роде, нужно полагать, наших нищенских опорок (Там же, примеч. 1). 273 Печерский Патерик. «Русские Святые» Филарета архиепископа Черниговского, 2-е изд.; Срезневский И.И. Сведения и заметки о малоизвестных памятниках, гл. 87, с. 148. Преосвященный Филарет в начале жития преподобного Исаакия говорит: «Предлагаем повествование о нем преподобного Нестора»… в конце жития прибавляет: «Нельзя не заметить, что печатный Патерик по-своему излагал повествование Нестора, по местам то затемняет мысль Нестора, то прибавляет то, чего не было, или о чем не говорит Нестор» (См. примеч. «Русские святые», с. 258); почему, имея под руками Печерский Патерик, мы больше следовали в составлении сего жития преосвященному Филарету. В Чет.-Мин. заимствовано из Печерского Патерика; в Прологе под 27 апреля: «Слово о Исааке монасе, его же прельсти диавол, и паки укрепився и победи диавола и милость Божию получи». 275 «Из западных стран от латинского языка и земли ненецкие» происходил сей блаженный, как говорится о нем в житии и Прологе. «Воспитан был он среди великого богатства, но никому не известны имена его родителей, ни даже какого он был племени, одно лишь известно, что, пришедши в совершенный возраст мужества, наполнил он имуществом свой корабль и, оставив отечество свое, приплыл в Новгород, сопутствуемый своею дружиною, в северные пределы наши: ибо таков был обычай гостей иноземных». Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских. СПб., 1867, 2-е изд., с. 28, также см. Пролог, 8 июля. 277 В житиях святых Русской Церкви, равно как в Прологе, Чет.-Мин., Историческом словаре святых и некоторых других сказано, что Прокопий пользовался наставлениями в православии у преподобного Варлаама Хутынского, в его обители; но как святой Варлаам Хутынский преставившийся в 1192 г., не мог преподавать и наставлений в вере Прокопию, скончавшемуся более чем столетием позже преподобного Варлаама, то здесь, по всей вероятности, нужно разу меть другого подвижника Варлаама (в мире Вячеслава Прокшинича), который жил в Хутыни и умер в 1243 г. (Новгородская летопись под 6751 г.). См.: Толстой М.В. Рассказы из истории русской церкви. М., 1887, с. 105, также «Русские святые» преосвященного Филарета под 6 ноября, Голубинский Е.Е. История канонизации святых Русской Церкви//Богословский Вестник, 1894, июль, с. 84 и 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25). Предания об этом Иоанне Марке расходились: одно предание считает его за одно лицо с евангелистом Марком и Марком, племянником Варнавы ( Кол.4:10 ). Так у Феофилакта. Ср. Синаксарий под 25 апреля. Киев. 1865. Так и в Толков. Евангелии, кн. 2: о Евангелии от Марка, предисловие §1. – Другое предание отличает его от ев. Марка и от племянника Варнавина. Так Чет.-Мин. под 4 января. Третье же, отличая его от ев. Марка, считает племянником Варнавы. Так Чет.-Мин. под 11 июня, в житии ап. Варнавы. – Это обстоятельство, что предания об Иоанне Марке расходились, от чего бы то ни происходило, конечно, нисколько не лишает полной исторической достоверности повествование о нем книги Деяний. Многие собрались и молились: о нем, Петре, о его избавлении от угрожавшей ему опасности, как видно из ст. 5. – Вышла послушать: и спросить, кто стучит, желая войти. Узнав голос Петра: конечно, из ответа его на вопрос служанки, кто стучит и что нужно. – В своем ли ты уме: выражение высшей степени удивления тому, что собравшиеся слышали из уст служанки; они считали это совсем невероятным и несообразным с обстоятельствами. – Это Ангел его: изумленные известием, действительность которого служанка настойчиво утверждала, собравшиеся находят единственный выход из своего недоумения в предположении, что ангел-хранитель Петров, принял на себя его образ и голос, который слышала служанка. Сам Господь Иисус учил, что у младенцев есть ангелы-хранители; рассматриваемое изречение подтверждает, что у непосредственных учеников Господа была вера, основывающаяся, без сомнения, на Его учении или подтвержденная Его учением, что у каждого члена Церкви или даже у каждого человека есть свой ангел-хранитель, заботящийся о его спасении ( Евр.1:14 ). – Когда отворили: вместо одной служанки пошли к воротам, как видно, многие или все собравшиеся. – Изумились: так неожиданно и невероятно показалось им пришествие к ним Петра. 17. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы; и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010