Впрочем, и все шесть дней постных (дни Страстной седмицы) не все равно и единообразно провождают: но одни проводят все эти дни без пищи, другие же два дня, иные — три, иные — четыре, а иные и ни одного».«Шесть дней Пасхи (Страстную неделю), — говорит св. Епифаний кипрский, — весь народ проводит в сухоядении, употребляя только хлеб с солью и водой, и то — вечером; а ревностные к благочестию содержат пост по два, по три и четыре дня, а некоторые и всю седмицу, до пения петухов в ночь на день воскресения. В эту седмицу бывает шесть всенощных бдений и шесть Литургий (αυναξεις), которые в Четыредесятницу продолжаются до вечера».    Сообразно с постановлениями Апостольскими и отеческими, Православная Церковь в Страстную седмицу предписывает пост второй степени — сухоядение, а в пятницу и субботу совершенное голодание для могущих. Пост Апостольский    глава отсутствует Богородичный пост    глава отсутствует Пост перед праздником Рождества Христова    глава отсутствует Посты однодневные    глава отсутствует Посты однодневные ежегодные    глава отсутствует Посты однодневные седмичные    глава отсутствует    Ответы на некоторые вопросы.    См. в месяцеслове 1849 и 1852 г. изд. от Академии наук Еврейский календарь.    69 прав. Св. Апостолов Constit. Apostol. Lib. 5, cap. 12, 14. Lib. 7, cap. 24.    19 прав. Гангрск. Собора.    Церковный Устав, гл. 32, 33, 35—36.    Церковная служба в вечер среды перв. седмицы св. Четыредесятницы.    В утро понедельника перв. седмицы св. Четыредесятницы.    Указанные места Писания см. выше.    Василий Великий. Слово об устроении человека.    Св. Григорий Нисский. Слово при вступлении в св. Четыредесятницу.    Sermo 25.    Прав, испов. перв. ч. вопр. и отв. 93.    В книге о посте.    Кн. 2, гл. 17.    В изложении веры Кафолической и Апостольской Церкви (λγος περ πςεως χαθολιχς χα αποςολιχς χχλεςας), 22. Беллярмин замечает, что этот обычай на Западе продолжался до 12 века, de bon. oper., кн. 2, гл. 2.    Трипеснец понедельн. сырн. недели.    Lib. 5, cap. 1.    В изложении Кафолической веры, 22.    Освященный.    Ответы на некоторые вопросы.    Constit. Apostol. lib. 5 cap. 22.    В Посл, к Филиппийцам.    1 прав, в книге Прав.    В слове перед Четыредесятницей.    40 слово на св. Крещение.    Serm. de Quadragesima.    См., напр., в Чет. Мин. 1 апреля и 3 мая и др.    Прибавл. к твор. св. отц., 1850 г., кн. 4, стр. 599.    Epist. Ad Marcellam adversus Montanum.    В 7 беседе пасхальной.    В Послан, к Филиппинцам.    Eutychii Alexandrin. Chron. torn. 1, p. 362.    В кн. правил, 1 прав. Ориг. 3. Беседа 10 на кн. Левит.    В 1 огласительном слове,? 5.    Стихотворение на безмолвие во время поста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

   Преподобный Макарий, задав вопрос сухому черепу, узнал важные истины касательно состояния умерших. Он, между прочим, спросил: «Ужели вы никогда не чувствуете никакого утешения?» (Преподобный обыкновенно совершал молитвы за усопших и желал знать, служат ли они в пользу). Милосердующий о душах Господь восхотел открыть об этом своему угоднику и, чтобы уверить раба своего, вдохнул иссохшему черепу слова истины: «Когда, — ответствовал череп, — ты приносишь молитвы за мертвых, то мы чувствуем некое утешение» (Слово об усопших в вере).    Св. игуменья Афанасия завещала сестрам своего монастыря, незадолго до своей кончины, творить нищим трапезу в течение сорока дней после её смерти, в память ее. Но сестры исполняли это завещание только в течение десяти дней, и такое забвение её воли вызвало святую из другого мира. Явившись в сопровождении двух ангелов некоторым из сестер, она сказала: «Для чего преступили вы заповедь мою? Да будет вам известно, что творимая до сорока дней за душу милостыня, питание алчущих и молитвы священников ум ил оставляют Бога: если души усопших грешны, то чрез это они получают от Господа отпущение грехов, а если безгрешны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям» («Чет. — Мин.» и Пролог 12 апреля).    Св. мученица Перпетуя, во время общей молитвы в темнице, нечаянно произнесла имя своего умершего брата Динократа. Вразумленная этой нечаянностью, она стала молиться о нем Богу и в следующую ночь удостоилась видения. Она видела брата выходящим из темного места, в сильном пламени, мучимого жестокой жаждой, нечистого видом и с раной на лице, с которой он умер. Между ним и св. мученицей была глубокая пропасть, так что они не могли приблизиться друг к другу, а подле того места, где стоял Динократ, был полный водоем (колодезь), край которого был гораздо выше его роста, так что брат её никакие мог достать напиться из него. Из этого св. мученица уразумела, что брат её находится в муках, и с сильным плачем и слезами стала ежедневно молиться о спасении его. Вскоре она удостоилась второго видения: темное место, в котором находился её брат, сделалось светлым, и брат ее, чистый лицом и в прекрасной одежде, наслаждался прохладой: от раны остался только след ее, край водоема был теперь по пояс ему, и на краю водоема стояла полная золотая чаша, из которой он пил, и потом стал веселиться. Этим и кончилось видение, из чего св. Перпетуя поняла, что он освобожден от мук («Деяния мучеников Рюикара.» Изд. 1802 г. III. гл. 7 и 8: страдания святой Перпетуи).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Зная пользу молитв заупокойных, люди самые благочестивые, которые, живя на земле, творили одно доброе, и те даже, умирая, заповедали своим ближним молиться за них Богу. Вот один из примеров. Преподобная Афанасия, настоятельница некоторого монастыря, умирая, заповедала сестрам, чтобы до сорока дней поминали ее в своих общественных молитвах и поставляли трапезу для нищих. Сестры исполняли завет ее только до девяти дней. Тогда явилась им святая Афанасия с двумя ангелами и напомнила о нарушении ими завета ее. При сем она сказала: «Ведайте, сестры, что совершаемые сорок дней церковные молитвы и подаваемая милостыня за души умерших умилостивляют Бога и низводят на грешных благодать отпущения грехов; и самим поминающим приносит пользу!» Сказав это, святая Афанасия воткнула в землю свой жезл и стала невидима. Поутру сестры нашли этот самый жезл процветшим и прославили Бога, Который в доказательство, что сказанное святой Афанасией есть истина, сотворил это чудо (Чет. Мин., 12 апреля). Этот пример доказывает и важность неотступного исполнения завещаний родных наших, и важность поминовения усопших, установленного Святой Церковью. Важность поминовения усопших и действенность церковной молитвы за них оправдывается и другими примерами из жизни святых. Святой Григорий Двоеслов представляет примечательный опыт действия молитвы и жертвоприношений за усопшего, случившийся в его монастыре. Один брат за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковного погребения и молитвы в продолжении тридцати дней; а потом из сострадания к его душе тридцать дней приносима была бескровная жертва с молитвой за него. В последний из сих дней усопший явился оставшемуся в живых родному брату своему ночью, только не во сне; этот, увидев его, с любопытством спросил: «Что, брат? Каково тебе?» Он отвечал: «Доселе худо было мне, а теперь хорошо, ибо сегодня я вступил в общение» (см. «Рассуждение о молитве за умерших» протоиерея Никольского, изд. 3, стр. 101–107). Другой пример из бесед того же святого. «Недавно, как вам известно, – говорит святой Григорий своим слушателям, – некто пленен был врагами и уведен в далекую страну в неволю; и так как долгое время не возвращался из плена, то его жена, считая его уже умершим, просила совершать еженедельно Литургию об отпущении грехов его: и его узы через сие всякий раз ослаблялись и спадали с него в пленении. Возвратившись потом после многих лет из плена, он с удивлением рассказывал жене своей, что в известные дни и часы спадали с него узы. Благочестивая жена, сообразивши эти дни и часы, узнала, что это было то самое время, в которое, по ее прошению, приносима была бескровная жертва об отпущении его грехов. Так благотворен святой обычай Церкви приносить бескровную жертву о спасении живых и усопших братии наших» («Воскресн. чтен.», 1842 г., 7).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

9 . Когда св. Григорий чудотворец , епископ Неокесарийский, по случаю зашел ночевать в идольский храм, в котором жило множество бесов, – нечистая сила, устрашившись крестного знамения и молитв святого, бежала из капища («Четьи-Минеи» 12 ноября). 10 . В житии св. мучеников Киприана и Иустины пишется, что Иустина крестным знамением прогнала от себя беса-искусителя, и сам Киприан избавился от него тем же орудием («Четьи-Минеи» 2 октября). 11 . В житии преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского пишется, что бесы, посланные волхвом Февдой разжечь юного Иоасафа похотью плотской, остались без успеха, потому что царевич ограждал себя крестным знамением («Четьи-Минеи» 19ноября). 12 . В житии преподобного Иллариона Великого сообщается, что этот святой целые полки бесов низлагал крестным знамением («Четьи-Минеи» 20 октября). Он же, изобразив на берегу моря три креста и помолившись, воспретил морю, устремлявшемуся потопить город Епидавр. 13 . Преподобный Антоний Великий , состязаясь с бесами, сказал им, что крестное знамение и вера в Бога – стена непреоборимая («Четьи-Минеи» 17 января). Он же сказал братии, что все искушения бесовские исчезают при первом знамении креста. 14 . Один христианин, по имени Клеовий троекратным изображением Креста Господня исцелил Епифания Кипрского , еще в детстве разбитого свирепым ослом (Чет. Мин. 12 мая). Св. Епифаний, когда в Египте препирался с неким философом Евдемоном, увидел сына сего философа слепым на одно око. Изобразив на слепом глазе трижды крестное знамение, святой совершенно исцелил отрока. 15 . Преподобная Макрина, сестра св. Василия Великого , имела какую-то язву на грудях и, не желая открыть ее врачам, просила мать свою знаменать ее крестным знамением. По совершении сего, совершенно исцелилась («Четьи-Минеи» 19 июля). 16 . Преподобный Зосима, увидев преподобную Марию Египетскую в пустыне, счел ее за привидение и пришел в ужас; но сотворив на себе знамение креста, успокоился. Преподобная Мария Египетская, чтобы уверить Зосиму, что она человек, а не привидение, осенила крестным знамением чело свое, и очи, и уста, и перси. Она же, осенив крестным знамением Иордан, перешла по воде его, как по сухому пути («Четьи-Минеи» 1 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

176 Nisi forte non est persscutio computanda, quando rex Guthorum is ipsa Gothia persecufas est chrustianos crudelitale mirabili, cum ibi non essent nisi catholici, quorum plurimi martyrio coronati sunt, sicut a quibusdem frotribus, qui tune illic pucri fuerant et se ista vidisee in cunotanter recordabantur, audivimus. De civit. Dei, lib. XVIII, c. 52 177 Massmann. «Uilfilas» s. 590. сн. «Ulfila partium ineditarum in Am. Brosianis polimsest. ab. Angello Majo repertarum specimen». p. 26–27. 178 «Horum nomina Menaca excusa Synaxarium Cloromontanum exhibent, sub aliqua, ut barbaris, natum est fieri, scriptionis diversitate. Presbyteri duo: Bathusis sive Anathuses et Vercas sive Vericas cum duobus fitii ipsorum (in excusis ipsius est) et filiabus, et Arpila solitarlus. Laici vere: Abepas sive Abippas, Constans in excusis praetirmissus, Hagnas sive Hagias, Rhyas sive Vias, Hegathrax sive Egathrax, Hescous sive Iscoes, Sylas sive Silas, Sigitzat sive Seditzat, Suerilas, Suimblas sive Suimplas, Thermas sive Thertas, Phiglas Et mulieres ipsis commortuae sex: Anna, Allas, sive Halas, Paris sive Barca, Moico, Mamyca sive Mamica, Vicro sive Vico et Animais». Acta SS. Editio novissima. Martii tom. III. Dios XXVI, p. 617. В Четьи Минеях Русской Церкви те же мученики названы: «два пресвитера Висузий и Варк с двоими сынами и дщерьми и Арпила монах: мирстии же, Авив, Агн, Реас, Гафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимел, Ферм, Фил; и от жен: Анна, Алла, Ларис, Моико, Мамука, Уирко и Анимаис». Жит. Свят. Март, 26 день. 179 Acta SS. Ibidem. Конечно, не точно Гаато названа здесь царицей – Regina. Чет.-Мин. рус. цар: Haetho – Гаада, Ducilla – Дукаида. Жит. Свят. Марта 26 день. 180 Послание о св. Савве можно читать на языках латинском и греческом в Acta SS. April. 12 d. p. 87–90 edit. noris. 1866. Ibid. Прилож. р. 2–5 на латинском ар. Ruinart. Acta mart. t. III, p. 600. Рус. церковь празднует память сего мученика 17 апреля. 181 Сказание о мучениках св. Никиты. Acta SS. September. tom. V edition novissima. 1866 an. p. 38–40

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 20 об. Изображение Иисуса Христа – письмо Лентула римскому сенату. – В конце записано: «Подлинник писан древним латынским языком, с коего граф Ансернстин перевёл на французский, а с оного на российский язык. С. Саковкин». л. 21 об. Выписки из Луцидариуса, си есть Златого Бисера, и из сказания о Страстях Владычних. л. 23. Выписки из Великого Зерцала. л. 23 об. Месяца апреля в 7 день выписки из пролога. Поучения к царем и князем, к епископам и попам и ко всем христианам, еже не упиватися вином. л. 24 об. Таблица, в которой всем истинным христианам без всякого различия состояний напоминается о должностях их. Нач. 1. Приноси утреннюю и вечернюю жертву твою Богу. л. 27. Выписки из Звезды Пресветлой о чудесах богородичных. Глава 1. чудо 1. Нач. учитель некий подвизаяй всенародное множество на молитву… Всего 58 чудес. л. 63. Житие и страдание святого священномученика Власия епископа севастийского и иже с ним пострадавших. – Из Четьи Минеи, 11 февраля – Нач. Во прежние времена, в няже идольская служба от нечестивых содержашеся… л. 68. Месяца феруария в 8 день. Страдание святого великомученика Феодора Стратилата. Нач. Якоже свет солнечный увеселяет очеса зрящих, тако о мучениках слово. л. 75. Месеца декемврия в 23 день. Житие преподобного отца нашего Нифонта епископа Констанция града кипрского (по Чет. Мин. митроп. Макария). Нач. Нифонт преподобный родом бе от страны пафлагонский. л. 88 об. Месяца декембрия в 26 день. Из Четьи Минеи. О бегстве Пречистой Девы Богородицы с новорождённым божественным младенцем во Египет. Нач. Повествуется же, яко грядущим им к Египту негде в пустых местах нападоша на них разбойницы. л. 89. Месеца октября в 29 день житие и подвизи преподобного и богоносного отца нашего Аврамия, архимандрита богоявленского ростовского чудотворца. Списано бысть учеником его. Нач. Сей проподобный отце наш Аврмаий бяше от предел галических, града нарицаемого Чухлома. л. 98. Месеца февруария во 12 день. Житие преподобныя матери нашея Марии в мужестем образе преименнованная Марином, и отца её Евгения преподобного. Нач. Бе некий муж в Вифании именем Евгений, – той име жену зело честную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

262 Serm. de Quadragesima. 263 См., напр., в Чет. Мин. 1 апреля и 3 мая и др. 264 Прибавл. к твор. св. отц., 1850 г., кн. 4, стр. 599. 265 Epist. Ad Marcellam adversus Montanum. 266 В 7 беседе пасхальной. 267 В Послан, к Филиппинцам. 268 Eutychii Alexandrin. Chron. torn. 1, p. 362. 269 В кн. правил, 1 прав. Ориг. 3. Беседа 10 на кн. Левит. 270 В 1 огласительном слове,? 5. 271 Стихотворение на безмолвие во время поста. 272 Sermo 57. 273 Беседа 26,? 20. 274 Sermo 253. 275 Предогласительное слово,? 4. 276 3 беседа против иудеев и 26 беседа,? 20. 277 В слове перед Четыредесятницей. 278 В слове Четыредесятн. в собрании слов 209. 279 69 sermo de tempore. 280 Кассиан collat. 21. cap. 25. 281 В беседе при вступлении в Четыредесятницу. 282 Здесь исключается седмица страстей Христовых, по счислению западных. 283 69 прав. св. Апостолов. 284 Около 800 года начали употреблять на Западе в Великий пост яйца и молочную пищу, а до 1200 г. это незаконное употребление там не было всеобщим. Bergier dictionnair. theolog careme. 285 Шестой Вселенск. Собор, прав. 56. 286 Церк. Устав, гл. 32. Гангр. Собор, прав. 19. 287 69 прав, св. Апостол. 288 О степенях поста см. выше. 289 Церков. Устав, гл. 32. Последован. св. Четыред. в понед. первой недели. 290 50 прав. Лаод. Собора. 291 В слове перед Четыредесятницей. 292 152 et 56 sermon, de tempore. 293 Требн. о приобщении больного. 294 Златоуст. Огласительн. слово в день Пасхи. 295 Беседа 26 по случаю низвержения царских статуй, 18,? 1 и 7. 296 Златоуст. 24 беседа на кн. Бытия, 7. 297 В 5 беседе о покаянии, или о посте, о пр. Иове и трех отроках, 1. Также св. Иоанн говорил о посте в 4 беседе на кн. Бытия, 1. 298 В 2 беседе на кн. Бытия, 1. 299 В 1 беседе об Анне, 1. 300 50 прав. Лаод. Собора. De vita Clericorum et Sacerdotum ad Nepotianum Hieronymus. 301 Similitud. 5. 302 В 11 беседе, по случаю низвержения царских статуй, 3,? 15, и в 22 беседе, по случаю низвержения и царских статуй, 14,? 1. 303 Лавзаик. 19. 304 В 13 беседе, по случаю низвержения царских статуй, 5,? 12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

49 Рай, в котором обитал Адам, находится вне и поверх земли, — в него были перенесены Энох и Илия, которые пребудут в нем до скончания мира, в него был восхищен ал. Павел (2 Кор. 12:4), в нем жилище блаженных. Мысль о том, что земной рай находится на востоке, далеко за океаном, представителем которой в VI в. был Козьма Инднкоплов, сделавший описание его в своей «Христианской топографии», вероятно, перешла от иудеев, или. гораздо прямее — от греков, которые Элизиум и острова блаженных помещали за океаном. — О дне. VI, 561; Гезнод. 50 Точное изложение православной веры, кн. IV. гл. 27. стр. 308. 51 Из новейших богословов так думает, например, епископ Михаил и излагает свои мысли в объяснении притчи «о богатом и Лазаре». См. его Толковое евангелие на Луку. изд. 1871 г. стр. 483. Также в объяснении слов Иисуса Христа из 25 гл. Матф. ст. 41—43 об участии грешников, где говорит: «Огонь изображает высшую степень мучений, так как огнем казнь (сожжение) есть самая жестокая казнь», стр. 496. 52 Догм, богослов. Антония, изд. 1862 г., стр. 271. 53 Коран Магомета в русском перев. Николаева, изд. 1864 г. 54 Василия Великого, беседа на Псал. XXXIII. — Слово о будущем суде, в изд. 1826 г., стр. 214. 55 Ефрема Сирина слово — о страхе Божнем и последнем суде, в. твор. св. отц. XV, 308. 56 Златоуста, слово 1 к Феодору падшему. 57 Лактация, пер. Корнеева, кн. VII, о блаженной жизни, XXI, стр. 16. 58 Притча эта находится в евангелии от Луки, гл. 16, ст. 19—31. 59 Ефрема Сирина, слово на честной крест и на второе прншеств. Господа, в Твор. Св. отец. XIV. стр. 50. 60 Космос. Библия природы. Бенера, кн. IX. гл. 221. стр. 13. 61 Ушинскнй «Человек, как предмет воспитания», том I. гл. XII, X и XI. стр. 104. 84, 85 изд. 1871 г. 62 Житие препод. Марии Египетской в «Чет.Мин.». под 1 числом апреля. 63 Нравственные слова Василия Вел. изд. 1855 г. в слове против пьяниц, стр. 224 и 226 64 Собран, творений Василия Вел. т. II. стр. 241. в толковании на 23 ст. V гл. Исаии. 65 Собрание творений Василия Вел. т. II. стр. 90. в толков, на 31 ст. гл. Исаии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3075...

Наконец, и еще приведен был к святителю юноша бесноватый. И как только Евтихий помазал и его святым елеем, то бес из юноши вышел. Теперь, боящиеся соборования, смотрите: семь раз святейший патриарх помазывал больных елеем, и во всех семи случаях получалось лишь одно исцеление. А отсюда вы и должны понять, что и соборование, где также больной помазывается св. елеем, не смерть должно принести, а выздоровление. Правда, впрочем, что многие из особорованных и умирают; но что же из этого? Ведь они большей частью умирают от того, что вы зовете соборовать их почти всегда уже в смертный час их. Тут уж соборование не виновато. А позовите вы священника в начале болезни: тогда дело было бы и другое. Итак, оставьте на будущее время заблуждение думать, что соборование смерть приносит, и смотрите на него иначе. Как же? А так, как учит смотреть на оное св. апостол Иаков, который говорит о соборовании следующее: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.» ( Иак.5:14, 15 ). И вот как говорит апостол, так на соборование и смотрите; и как учит он, так и поступайте. И тогда можете надеяться и на то, что молитва веры подлинно спасет болящего и воздвигнет его Господь. Аминь. 7-й день 224. Дорожим ли мы именем христианина (Из жизни св. мученика Каллиопия. Чет. Мин. апр. 7) В житии св. мученика Каллиопия, память которого Св. Церковь совершает 7-го апреля, между прочим пишется о том, что когда мучитель спросил Каллиопия, какого он рода, то мученик отвечал: «Рода я вельможеского и сенаторского; но почетнее всего для меня то, что я ношу имя христианина». И затем, за честь этого имени, Каллиопий принял сначала поругания и раны, а за ними и страшную смерть, быв стремглав распятым на кресте. Из этого повествования ясно открывается для нас, братие, то, что древние святые более всего дорожили именем христианина и готовы были положить за честь этого имени и самую свою душу. Сделаем же теперь, в наше назидание, сравнение в указанном случае древних христиан с нынешними и посмотрим: дорожат ли эти последние своим христианским именем так, как дорожили древние.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

233. К сестрам милосердия (Из жизни святых мучениц дев: Ирины, Агапии и Хионии. Чет. Мин. апреля 16) К вам, сестры милосердия, давшие обет посвятить себя на помощь страждущему человечеству, будет слово наше; и вот что мы скажем вам. Если каждому трудящемуся, для того чтобы не изнемочь под бременем труда, нужно ободрение и подкрепление отвне; то вам, не только в ваших трудах, но, можно сказать, и подвигах оные уже и совершенно необходимы. Не говоря о том, что служение страждущим вообще не легко, оно в частности иногда бывает и едва выносимым. Разве сладко, например, смотреть на страдальца, покрытого тлетворными язвами? Разве не мучительно слышать тяжкие стоны и вопли недужных? Или разве не страшно, наконец, видеть последнюю борьбу умирающего со смертью ? А при всем ведь этом вам и присутствовать приходится; и видеть, и слышать все это неизбежно бывает. Тут, понятно, без ободрения и подкрепления легко можно и духом упасть, и в подвигах ослабеть, и унынию безнадежному предаться. Поэтому-то, повторяем, ободрение и подкрепление вам особенно необходимы. Но вы, конечно, скажете на это: где же взять их или у кого искать? Ответ на это простой. Ищите, отвечаем, прежде всего в примерах святых. Лучшего ободрения и подкрепления для себя, а равно, пожалуй, и лучших образцов для подражания в вашем деле едва ли удастся вам в ком-либо другом найти. Вас, может быть, возьмет сомнение – правда ли это? Не сомневайтесь. Что это правда, то сейчас с очевидностью покажет вам и самое дело. Вот перед нами св. мученица Анастасия, именуемая Узорешительницей. Она вела себя так: ходила из города в город и из страны в страну, служа находившимся в узах святым: кормила, поила, одевала и лечила их; старалась чем-либо утешить бывших в великой скорби; изнемогавших плотью от долговременных и тяжких уз освобождала из темниц. Многих от застарелых ран своим уходом исцелила; многих полумертвых своим служением оживила. Научившись врачебному искусству, она сама лечила больных; тех из них, которые не могли ходить, носила на своих руках; сама влагала им пищу в уста и поила их, сама очищала гнойные язвы, сама перевязывала раны. Так как большинство из тех, за которыми ухаживала Анастасия, были из пострадавших за Христа, то она особенно радовалась тому, что, служа им, она как бы служила Самому Христу. Она служила этим страдальцам, забывая немощь своего естества, укрепляла себя великодушием, мужеством и пламенной любовью к Богу; относилась к тем, за которыми ходила, как к друзьям Божиим – и так же с великой любовью. «Наконец, как видно из жития св. дев Ирины, Агапии и Хионии, Анастасия возбуждала своими любви исполненными словами мучеников мужественно стоять за Христа; утешала их надеждою на несомненную помощь Божию, и наконец, и тела мученические, умащая ароматами, честно предавала погребению, моля Господа, да и саму ее сподобит венца мученического» (Чет. Мин. апр. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010