Двенадцатый день. Поуч. 2-ое. Св. Мелетий архиеп. Антиохийский. (Стойте в вере!) I. В четвертом веке распри и различные ереси возмущали спокойствие Церкви. В особенности распространилась ересь Ария, который отвергал единосущие Сына Божия с Богом Отцем. Отвергнутая и осужденная Никейским вселенским собором, эта ересь нашла однако же много последователей. Император греческий Констанций, один из сыновей Константина Великого , был склонен к арианству и преследовал епископов, несогласных с ним. Везде вражда, мщение и часто кровавыя распри заменили любовь и мир, завещанные Иисусом Христом. Среди этих трудных обстоятельств воспоминаемый ныне св. Мелетий, родом из Армении, бывший епископом севастийским, был единодушно избран архиепископом в Антиохию. На это избрание согласились и ариане, которых в Антиохии было более, нежели православных. Они надеялись в новом архиепископе найти единомышленника себе, но вскоре убедились, что ошиблись в ожиданиях своих. Дней через тридцать после избрания своего Мелетий проповедывал в храме. Все присутствовавшие, православные и ариане, с нетерпением ожидали от него изложение веры его. Мелетий ясно исповедал православную веру, утвержденную Никейским, первым вселенским собором, – что Сын Божий единосущ и равен Богу Отцу, что Он не сотворен, но предвечно рожден от Отца и чрез Него все сотворено. Между слушателями Мелетия произошло сильное волнение. Раздались злобные крики ариан и радостные восклицания православных. Ариане увидали, что надежда их на Мелетия не оправдалась. И очень скоро, по проискам их, св. Мелетий был сослан в заточение. Несколько раз потом св. Мелетий возвращался в Антиохию и снова был удаляем, смотря по тому, кто был императором – защитник ли православия или покровитель ариан. В 378 году, при императоре Валенте, Мелетий возвратился в Антиохию из своей последней сылки. В 381 году св. Мелетий председательствовал на константинопольском, втором вселенском соборе, собранном при императоре Феодосии I против еретиков македониан, ложно учивших, что Дух Святый сотворен Богом Отцем чрез Сына. Собор утвердил православное учение, определив признавать Бога Духа Святого единосущным и равным Богу Отцу и Богу Сыну, со Отцем и Сыном споклоняемым и Славимым. Св. Мелетий скончался еще до окончания заседаний собора. Св. Григорий нисский пред лицем собора почтил его память похвальным словом, а св. Иоанн Златоуст сделал то же после, когда принял сан священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Икона сотворение мира с избранными святыми. ( " И почи Бог в день седьмый " ). Строгановская Школа Конец XVI - начало XVII века. Дерево, темпера. Размер - 35,7 х 30,2 см. Икона врезана в новую доску. На полях живопись XIX века. Файл 20486.jpg:   Размер: 630x759, 0.48 MPix, 120 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (461) , (13) . Описание: Семь Вселенских соборов с Сотворением мира и Собором двенадцати Апостолов. 19 век. Палех. Дерево, левкас, темпера. 52х41,1 см. Композиция из четырех регистров. В центре верхнего изображено Отечество в Силах, по сторонам от которого - шесть дней Творения. Во втором сверху регистре -1, II и III Вселенские соборы, в третьем - IV, V и VI Вселенские соборы. В центре нижнего регистра - VII Вселенский собор, по сторонам от него - по шесть апостолов. Композиции Соборов, кроме последнего, Седьмого, с[...] Файл 20489.jpg:   Размер: 1024x1291, 1.32 MPix, 352 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (396) , (11) . Описание: Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Первая половина XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. 35х29 см. Икона реставрирована. Тонировки. Икона состоит из четырех сложных композиций. «Сотворение мира» («И почи Бог в день седьмый») восходит к Книге Бытия 1,2. Представлены семь сфер — по числу дней творения, внутри каждой помещено изображение Господа Саваофа в виде старца в белых одеждах, созидающего м[...] Файл 20491.jpg:   Размер: 867x1024, 0.89 MPix, 280 Kb. Дата: 2013-01-14, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (459) , (16) . Описание: Шестоднев. Первая четверть XIX века. Палех. Мастерская В. И. Хохлова. Дерево, левкас, темпера. Две доски, две врезные встречные шпонки. 53,2×44,2. КП 4082. Гос. поступление. Реставрация домузейная. Трещины основы и грунта. Механические повреждения поверхности. Тонировки в местах утрат красочного слоя. Потертости живописи и надписей. Средник иконы представляет собой сложную композицию, состоящую из отдельных сюжетов. Вверху в центре шесть сцен Сотворения мира, расположенных в [...]

http://pravicon.com/icon-735-photo

Правило 13 Первого Вселенского Собора, Никейского О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последняго и нужнейшаго напутствия. Если же, быв отчаян в жизни и сподоблен причащения, паки к жизни возвратится: да будет между участвующими в молитве токмо. Вообще всякому отходящему, кто бы ни был, просящему причаститися евхаристии, со испытанием епископа, да преподаются святые дары 445 . ( Ап. 52 ; I Всел. 11 , 12 ; Анкир. 6 , 22 ; Неокес. 2 ; Карф. 7 ; Василия Вел. 73 ; Григория Нисск. 2 , 5 ) . Никейский Собор, издав в 11-м и 12-м правилах предписание о времени покаяния, которому подлежат все, отрекшиеся от веры, в данном правиле имеет в виду тот случай, когда кто-либо из кающихся находился бы при смерти, не исполнив еще времени покаяния, и предписывает в таких случаях дать св. причастие без всяких отговорок. При этом собор ссылается на древний канонический закон ( παλαις κα κανονικς νμος, antiqua et canonica lex), установивший этот обычай, и придает этому закону общеобязательное значение. Этим древним законом является 6-е правило Анкирского Собора и правила некоторых других поместных западных соборов 446 . Ссылаясь в данном случае на древний канонический закон, предписывающий находящегося при смерти кающегося удостоить святого причащения, этого последнего и нужнейшего напутствия ( το τελευταου κα αναγκαιοττου φοδου, ultimo et maxime necessario viatico), Никейский Собор, как справедливо замечает в своем толковании Вальсамон, издает общее правило ( κανν γενικς). Это правило предписывает удостоить доброго напутствия святым причащением каждого, состоящего под епитимией или под воспрещением принятия святых тайн ( τς αγας μεταλψεως), если он находится при последнем издыхании, но, конечно, после испытания со стороны епископа или, за отсутствием последнего, со стороны священника, чтобы не оставить умирающего без напутствия. И правило прибавляет, что если таковой и возвратится к жизни, он может молиться с верными, так как причастился, но ему опять нельзя давать св. причащения, пока не окончится срок его покаяния. По предположению Вальсамона, находящийся под епитимией, после выздоровления, может быть допущен к молитвенному общению с верными, т.е. к четвертой степени покаяния, если он был на ней до болезни; если же он был на другой какой-либо степени, то должен по выздоровлении опять на нее возвратиться 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 19 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Дошло до слуха нашего, что в областях не бывает установленных правилами соборов епископов, и от сего многие церковные дела, требующие исправления, остаются в небрежении. Посему определил святый собор, согласно с правилами святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется. А епископам, которые не приидут на собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии, и свободны от всякого необходимого и неотложного занятия, братолюбно сказати слово прещения . ( Ап. 34 , 37 ; I Всел. 5 ; II Всел. 2 ; Трул. 8 ; VII Всел. 6 ; Антиох. 20 ; Лаод. 40 ; Карф. 18 , 73 ) . В настоящем правиле упоминаются «соборы епископов» ( σνοδοι τν πισκπων), под которыми надлежит разуметь соборы митрополичьей области, на которых присутствуют все епископы этой области, под председательством митрополита. Об этих соборах мы говорили в толкованиях 37 правила Апостольскаго и 5 пр. I вселенского собора 908 . Повод к изданию этого правила отцы собора указывают в первых словах: «Дошло до слуха нашего, что в областях 909 не бывает установленных правилами соборов епископов, и от сего многие церковные дела, требующие исправления, остаются в небрежении». Это особенно чувствовалось во времена халкидонского собора, когда в церковной жизни налицо была масса нестроений, имевших место благо-даря именно отсутствию соборов епископов; по епархиям распространялась масса всевозможных неправославных учений, рост которых, однако, в виду несозыва соборов, не мог быть остановлен. Отдельные епископы ни в том, ни в другом отношении не имели возможности все это исправить и упорядочить собственной властью, соборы же между тем, по выражению отцев, не собирались; отсюда являлась надобность – напомнить о существовании определений прежних отцев, надобность в издании настоящего правила. В указанных Правилах (37 Ап. и 5 пр. I Вселенского Собора) не говорится о том, что кто-либо из епископов может и не явиться на собор. Надо полагать, что, в течение этого времени, подлежащие митрополиты созывали соборы, однако епископы не являлись, вследствие чего соборы не могли состояться. Вот почему отцы вводят некий род наказания, называемый в данном правиле выговором, который, хотя и «братолюбно» ( δελφικς πιπλττεσθαι.) делается, все же нужно считать наказанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

П.В. Безобразов Фрейлине Э. Ф. Раден от 19 октября 1858 г. Из глуби афонской пустыни, о которой вы никогда и не помышляли, приветствую вас: здравствуйте, цветите, радуйтесь, будьте младенец на злое, веруйте, любите и надейтесь. С той поры, когда я узнал вас и оценил, вы присущи моей душе и имеете в ней свое место. Для всех, кого я люблю или уважаю, у меня есть приличное слово, в котором отражается вся душа моя; и если оно кому начато, тому будет продолжено. Я начал беседовать с вами и уже не могу молчать и в этот раз продолжаю свое прежнее слово о будущем вселенском соборе, как об единственном органе истины и оживителе божественного чувства в душах. Мое ожидание этого собора усилено на Афоне нечаянным открытием предсказания о нем одного здешнего подвижника, причтенного церковью к лику святых. Имя ему Нил. Он в самой дикой дебри Афона спасался о Господе в 1817 году, и тогда же, беседуя с учеником своим Феофаном о духовных предметах, предсказывал, что после 1992 года будет созван осьмой вселенский собор, который решит все прежние споры и недоумения людей и успокоит их. Можете представить себе, как приятно мне было, при воззрении в сумрачную даль, увидеть позади себя яркую звезду, осветившую в этой дали тот желанный предмет, который усматривало мое третье око. Теперь я ожидаю мирового события, о котором идет речь, ожидаю без раздумья, без колебания и с радостью, веря, что люди, созданные по образу и подобию всеведущего Бога, способны предвидеть будущее, и зная, что многие из них действительно предвидели и предсказывали самые отдаленные события. Но надобно вам знать, а мне помнить, что святой Нил, расчисляя будущее время, выражался прикровенно. Вот его слова: «когда пройдут сперва четыре, потом три двадцатипятилетия, и будет число седьмое и лет пять; тогда люди, проходя половину пути осьмитысящников, увидят между четвертым и пятым числом смуты, хищения, разврат, кровосмешение и такие споры, которые не имеют ни начала, ни конца. Потом будет осьмой собор, который решит эти споры и истину отделит от лжи и зло от добра, подобно тому, как земледелец отделяет пшеницу от соломы и солому от пшеницы. Тогда люди успокоятся; но…» (скрываю от вас дальнейшее предсказание).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Правило 18 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Соумышление, или составление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбраняти в церкви Божией, дабы сего не было. Аще убо некие из клира, или монашествующие окажутся обязующими друг друга клятвою, или составляющими скопище, или строящими ковы епископам, либо своим сопричетникам: совсем да будут низвержены со своего степени . ( Ап. 31 ; II Всел. 6 ; III Всел. 3 ; Трул. 31 , 34 ; Гангр. 6 ; Сердик. 14 ; Антиох. 5 ; Карф. 10 , 11 ; Двукр. 13 , 14 , 15 ) . В правиле на первом месте значится заговор ( συνωμοσα, conjuratio), затем сговор ( φατρα, sodalitas), как преступления, за которые клирики или монахи, если уличены в них будут, подлежать извержению. «Соумышление, говорит Зонара в толкований этого правила, – когда несколько лиц сговорятся против кого-либо и под присягой обяжутся, что от своего неуместного предприятия не откажутся, пока совсем не осуществят его; об этом повествуется и в Деяниях божественного Луки, где говорится, что сотворше нецый от иудей совет, закляша себе, глаголюще не ясти, ни пити, дóндеже убиют Павла ( Деян. 23, 12 ). А скопище есть злонамеренное совещание и соглашение нескольких лиц на злые дела» 904 . Эти преступления, когда касались государства, строго были наказуемы и по гражданским законам, которые правило именует «внешними», τος ξω νμους, externas leges) 905 . Эти гражданские законы приведены в Номоканоне в XIV титулах 906 и говорят сначала о заговоре против царской особы, а затем против государства и вообще государственных интересов. Если, с гражданской точки зрения, упомянутые преступления считались достойными самого строгого наказания и почитались криминальными, то тем более они должны быть караемы церковным законодательством, вдохновленным от Духа Святаго; и подобно гражданскому законодательству, карающему заговорщиков против государственных интересов, и церковное законодательство карает подведомственных ему лиц, когда они уличены будут в составлении заговора или ухищрений против церковного начальства и вообще лиц, состоящих на церковной службе. О заговорах против царя и государства, участниками которых могли бы оказаться клирики, собор в настоящем правиле не упоминает, однако, эти заговоры осуждаются им implicite, ссылкой на гражданские законы; считая, таким образом, эти законы нормой, обязательной для всех, собор этим правилом имеет в виду специальные случаи, не упомянутые законами гражданскими, так что оно является дополнением последних 907 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 20 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Клирикам, определенным к церкви, не позволительно, как уже мы постановили, определятися к церкви иного града: но должны быти довольными тою, в которой началено удостоены служения, за исключением тех токмо, кои, лишась отечества своего, по нужде пришли в другую церковь . Аще же который епископ, после определения сего, приимет клирика принадлежащего другому епископу: то суждено нами быти вне общения церковного и приятому, и приявшему, доколе перешедший клирик не возвратится во свою церковь . ( Ап. 15 ; I Всел. 15 , 16 ; IV Всел. 5 , 10 , 23 ; Трул. 17 , 18 ; Антиох. 3 ; Сердик. 15 , 16 ; Карф. 54 , 90 ) . Это правило определяет, чтобы клирик не смел оставлять церковь , на службу которой назначен, и переходить к другой, если только внешние обстоятельства к тому его не вынудят, а именно, если область, в которой находится его церковь , не захвачена неприятелем, так что он силою обстоятельств принужден свою церковь оставить и к другой перейти. Клирик, нарушивший настоящее определение, наказывается отлучением от церковного общения, т.е. высшим наказанием, определенным для священнослужителей ( κοινωνα), и не только он, а и епископ, принявший его; причем это наказание, для того и другого, продолжается до тех пор, пока клирик не вернется к месту своего служения, или подлежащий епископ не согласится отпустить «перешедшего» клирика. Подобно 3 и 4 правилам, и это правило издано по предложению императора Маркиана. А с каким благородством сделал он это предложение собору, как высоко он ставил власть собора епископов, наконец, как он считал собор единственно компетентным решать церковные дела, – мы уже видели 911 . О том, что клирики должны оставаться при своих церквах, что не должны переходить на службу к другим церквам, или одновременно числиться в клире двух церквей, собор уже издал два правила: 5 и 10, что и подчеркивает словами: «как уже мы постановили» ( καθς δη ρσαμεν). Уважая предложение императора, отцы теперь упоминают еще раз об изданных предписаниях, узаконяют самое предложение и в тех же самых выражениях, в каких, по распоряжению императора, прочитано было Вероникианом на 6-м заседании 912 . Побуждением к узаконению этого предложения со стороны отцев могли послужить: 1) почтение к внесшему предложение, обнаружившему этим свою любовь к церкви и заботы о ней; и 2) то, что этим несколько дополнялись прежние, содержащиеся в 5 и 10 правилах, определения. Правило 5-е общего характера и воспрещает самовольный переход епископа или клирика от одной церкви к другой; правило 10-е говорит только о клириках, переходящих к другой церкви из честолюбия, а это воспрещает всякий переход клирика от одной церкви к другой, исключая только случаи, когда он принужден так поступить вследствие политических, от него независящих, обстоятельств. В виду такого содержания, правило это можно считать дополнением правил 5 и 10 этого собора и повторением 14 и 15 пр. св. Апостолов, 15 и 16 пр. I вселенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 6 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковного чина, не рукополагать иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точного назначения, святый собор определил: поставление их почитать недействительным, и нигде не допускать их до служения, к посрамлению поставившего их . ( Ап. 15 ; I Всел. 15 , 16 ; Неокес. 13 ) . Из правил 15-го Апостольскаго и 15-го I Всел. собора мы видим, что каждый епископ, пресвитер и диакон всегда считались рукоположенными для определенного места, определенной церкви, и, судя по тексту упомянутого правила I Всел. собора, вправе думать, что во времена Никейского собора не разрешалось или, по крайней мере, не в обычае было рукополагать кого-либо во епископа, пресвитера или диакона, без назначения ему определенного места служения. Во времена халкидонского собора мы замечаем другое, а именно, находим много священных лиц, особенно же пресвитеров, диаконов и прочих низших клириков, которые в разных местах являлись с проповедью ложного учения Евтихия, возмущая мирных жителей; однако, неизвестно было, к какой церкви они принадлежат и где служат. В деяниях 4-го заседания этого собора упоминается множество лиц, выдававших себя за духовных, между тем никому они не были известны. Для восстановления нормы, долженствующей оставаться в силе во всей церкви для противодействия современному злу, появлению лже-священников и – что важнее всего – для защиты авторитета церковкой иерархии, отцы халкидонского собора сочли нужным издать это правило. Решительность, с какою правило изложено, показывает, какое значение халкидонские отды придавали тому, чтобы определение это исполнялось в точности. Собор воспрещает самым категорическим образом рукополагать кого бы то ни было без точного обозначения ( δικς) места служения, объявляя недействительным всякое рукоположение, состоявшееся не в духе настоящего определения, к посрамлению поставившего их ( φ βρει το χειροτονσαντος, ad ejus, qui ordinavit, contumeliam 827 , ad ordinantis injuriam 828 , причем воспрещается рукополагать не только во пресвитера или диакона, а и назначать на какую бы то ни было низшую церковную должность. Отвечая тем, которые думали, что правило это касается только пресвитеров, диаконов и иподиаконов, а не чтецов, ибо они не имеют рукоположения ( δι τ μ χειροτονεσθαι κα τοτους) и, следовательно, могут переходить с места на место, – Вальсамон говорит: «и чтецы суть клирики, ибо имеют руковозложение ( χειροθεσαν), т.е. печать через посредство руки архиерея; следовательно, правило непременно должно иметь силу и по отношению к ним» 829 . Касается, таким образом, оно всех как священнослужителей, так и церковнослужителей, и воспрещает поставлять их «отрешенно», απολελυμνως (libere, absolute), без назначения к определенному месту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

«Эктезис» А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Ответом на мнимый бунт патриарха Софрония после «счастливой» для Ираклия поддержки папы Гонория в Константинополе родился замысел издать императорский декрет ο вере (!) под заглавием «Εκθεσις της πστεως» («Изложение веры»). Он был заготовлен патриархом Сергием еще в 634 г., но опубликован только осенью 638 г., из-за задержки императора Ираклия на новом арабском фронте в Сирии. Эктезис изложен в форме символа веры. Β нем: а) запрещаются оба выражения, и «миа энергиа,» и «дио энергие,» под предлогом, что оба таят в себе еретический смысл, б) предлагается формула «эн телима.» Как это толкуется? Какое это единство? Ответ: ενωσσις κατ σνθεσιν без σγχυσις и διαρεσις. «Бог-Слово — это одна ипостась, одно лицо. Потому и не присоединяется к Св. Троице через Иисуса Христа никакого нового, четвертого лица. He кто-то иной творит чудеса, и не кто-то иной страдает. Хотя некоторые отцы и употребляли выражение «миа энергиа,» но оно оскорбляет слух многих, ибо думают, что этим отрицаются две природы. С другой стороны, некоторых соблазняет и «дио энергие,» ибо его нет ни y одного из святых отцов и оно ведет к мысли ο двух противоположных волях, в чем и состоит нечестие Нестория. He разделяя этого, мы исповедуем, что есть только одна воля Господа Нашего Иисуса Христа, Истинного Бога, ибо ни одно мгновение Его плоть, одушевленная душою разумною , не отдаляется от Бога-Слова, ипостасно соединенного с ней, и что она не действовала по собственному почину (ορμ) и в противность воле Слова, но только тогда и так, как хотел Бог-Слово.» Все это повторение мыслей патриарха Сергия в его письме к папе Гонорию, направленном против синодики патриарха Софрония. Надо было, однако, для принятия этого монофелитского акта заручиться согласием патриархов. Софроний Иерусалимский к 637 г. был отрезан арабской осадой Иерусалима и вскоре умер. Его место занял Сергий Яффский, примкнувший к монофелитам. На Антиохийскую кафедру, отрезанную в 638 г. взятием Антиохии арабами, Сергий в Константинополе поставил Македония, и тот, конечно, принял эктезис. Осенью 638 г. Сергий на своем синоде принял эктезис с прямыми угрозами всем несогласным. Кир в Александрии приемлет эктезис с восторгом и воспевает гимны благодарности Богу за столь мудрого императора. Сергий умирает 9 декабря 638 г. Его преемник Пирр, убежденный монофелит, в январе 639 г. снова собирает собор, принимает эктезис и берет подписи y всех епископов.

http://sedmitza.ru/lib/text/435305/

218. ПАВЕЛ III Римские Папы. Список 218. ПАВЕЛ III 1534—1549. Алессандро Фарнезе. Родился в 1468 г. Посещал лекции гуманиста Помпония Лета. В возрасте 25 лет, не имея духовного сана, был назначен папой Александром VI кардиналом и епископом сразу трех епархий. Своей карьерой он был обязан сестре, Юлии Фарнезе, которая была любовницей папы Борджа. Юлий II наградил Алессандро четвертым, а Климент VII — пятым епископством. Кардинал Фарнезе имел четырех детей: трех сыновей, признанных позднее папской курией законными, и дочь Констанцию, которую выдал замуж за герцога Сфорца из Милана. В 45 лет кардинал Фарнезе принял священнический сан и занялся политическими проблемами. Конклав, который избрал его папой, оценил его дипломатические способности. Кардиналы рассчитывали, что опытный в политических делах Фарнезе сможет умело маневрировать между Францией и Габсбургами. Начало его понтификата не указывало на то, что он намерен провести реформу обычаев папской курии. Непотизм также продолжал расцветать. Павел III назначил трех своих внуков кардиналами (двое из них были несовершеннолетними), а сыну, Пьетро Луиджи, доверил должность гонфалоньера (хорунжего, знаменосца) церкви. Папа приложил также большие старания, чтобы отстроить разрушенную столицу св. Петра. На международной арене предпринятые Павлом III осторожные дипломатические шаги привели к заключению на несколько лет соглашения между Францией и империей, но попытки организовать крестовый поход против турок окончились неудачей. Несомненной заслугой папы было назначение кардиналами (кроме своих непотов) многих выдающихся государственных мужей — решительных сторонников реформы церкви. По требованию папы они создали программу реформ, которая стала основанием для созыва в 1545 г. нового собора в Триденте (XIX Вселенский собор). В 1542 г. Павел III решил использовать опыт испанской инквизиции и создал в Риме Высший апостольский трибунал, названный Священной канцелярией. Он был призван вести процессы против еретиков во всем мире с правом приговаривать их к тюремному заключению, конфискации имущества или к смертной казни.

http://sedmitza.ru/lib/text/442586/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010