Великий постник преподобный Герасим был родом из Ликии 1714 . Еще с молодости он воспитал себя в страхе Божием и, приняв монашеский сан, удалился в пустыню вглубь египетской страны Фиваиды. Проведя там некоторое время в подвигах благочестия, он снова возвратился в свое отечество в Ликию. Затем он пришел в Палестину, в конце царствования Феодосия Младшего 1715 , и поселился в Иорданской пустыне, где, как светлая звезда, блистал своею добродетельною жизнью. Там при реке Иордане он устроил обитель. Во время его пребывания в Палестине, в царствование Маркиана и Пульхерии , был в Халкидоне четвертый вселенский собор святых отцов против нечестивого Диоскора, патриарха Александрийского, и архимандрита Евтихия, учивших, что во Христе только одно естество – Божеское; святые отцы осудили их. После появились некоторые еретики, хулившие собор и утверждавшие, будто на нем отвергнуты догматы истинной веры и восстановлено учение Нестория 1716 . Таков был один инок Феодосий, зараженный нечестием Евтихия. Пришедши в Иерусалим, он смутил всю Палестину, прельстив не только простых людей, но даже многих святых и царицу Евдокию, вдову царя Феодосия Младшего, жившую в то время в Иерусалиме. С помощью последней и многих, им совращенных палестинских иноков, он согнал блаженного Ювеналия , патриарха Иерусалимского, с престола и сам занял его. Оставшиеся верными правоверию много терпели от лжепатриарха Феодосия и уходили в самую глубь пустыни. Первый удалился преподобный Евфимий Великий ; за ним последовали и другие святые отцы. В это время, по попущению Божьему, совращён был и преподобный Герасим, но скоро раскаялся, как пишет Кирилл Иерусалимский 1717 в житии . Был тогда, говорит он, в Иорданской пустыни один отшельник, недавно пришедший из Ликии, по имени Герасим. Он прошел все уставы иноческого жития и доблестно боролся с нечистым духом; но, побеждая и прогоняя невидимых бесов, он был прельщен видимыми бесами – еретиками и впал в ересь Евтихия. В это время слава добродетельной жизни Евфимия распространилась повсюду. К нему и пошел преподобный Герасим в пустыню, называемую Рува, и поселился там надолго. Насытившись сладостью поучений и вразумлений святого, он отвергнул лжеучение еретиков, обратился к правой вере и горько каялся в своем заблуждении. Так рассказывает Кирилл. Наконец, святейший Ювеналий снова занял патриарший престол: благочестивый царь Маркиан послал схватить лжепатриарха Феодосия, чтобы отдать его под суд за его дела. Но Феодосий, узнав об этом, бежал на Синайскую гору и скрылся, неизвестно куда. Таким образом в Иерусалиме и во всей Палестине вновь воссияла правая вера, и многие, совращенные в ересь, снова обратились к благочестию. Также и царица Евдокия, познав свое заблуждение, воссоединилась к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

ДЕЯНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, в четвертый день ноябрьских календ, по повелению священнейшего и благочестивого государя нашего (императора), собрались в святейшей церкви святой мученицы Евфимии знатнейший и славнейший военачальник, бывший консул и патриций Анатолий, и знатнейший и славнейший префект императорских преторий Палладий, и знатнейший и славнейший придворный императорский чиновник Винкомал; собрались также почтеннейшие епископы Пасхазин и Луценций, и почтеннейший пресвитер Бонифаций, занимающие место святейшего и блаженнейшего епископа древнего Рима Льва, и Анатолий, почтеннейший архиепископ великоименитого Константинополя, нового Рима, и Максим, почтеннейший епископ Антиохии сирийской, и Квинтилл, почтеннейший епископ Ираклии македонской, занимающий место святейшего епископа фессалоникского Анастасия, и Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, и Стефан, почтеннейший епископ ефесский, и прочий святой и вселенский собор, созванный, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего, в городе Халкидоне; и когда все сели пред решеткою святого алтаря, почтеннейший Вассиан, прежде бывший епископом ефесской митрополии, вошедши, вместе с почтеннейшим пресвитером Кассианом, сказал: «потерпевши насилие, я ходил к благочестивейшему нашему императору и просил его: и он отправил высочайшую грамоту к святому, великому и вселенскому собору, чтобы он выслушал меня. И так как священная высшая власть повелела, чтобы все, совершающееся на святом соборе, было исследуемо в присутствии вашей знатности: то я прошу вашу власть и святой собор, чтобы прочитана была высочайшая грамота, чтобы выслушали меня и чтобы мне оказана была справедливость». Славнейшие сановники сказали: «пусть будет прочитана высочайшая грамота». Когда она была подана, Вероникиан, благоверный магистриан и секретарь императорской консистории, прочитал: (Высочайшая грамота) «Самодержцы кесари, Валентиниан и Маркиан, победители, триумфаторы, святому собору, созванному по высочайшему повелению нашему в Хадкидоне».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

ДЕЯНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Во имя Господа и Владыки Иисуса Христа, истинного Бога нашего, в царствование благочестивейших и христолюбивых государей наших Константина и боговенчанной его матери Ирины, в восьмой год их консульства, во время октябрьских календ, индиктиона одиннадцатого, собрался Святой и вселенский собор, собранный Божиею милостию и по благочестивому повелению богохранимых государей в Никее, славной митрополии в области вифинской. Собрались: Петр, почтеннейший первопресвитер святейшей церкви святого апостола Петра в Риме, и Петр, почтеннейший пресвитер, инок и игумен досточтимой обители святого Саввы в Риме, представители блаженнейшего и святейшего Адриана, архиепископа древнего Рима, Тарасий, блаженнейший и святейший архиепископ великоименитого Константинополя, нового Рима: и Иоанн и Фома, почтеннейшие пресвитеры, иноки и местоблюстители апостольских престолов восточного диоцеза. Они сели пред священнейшим амвоном храма в святейшей великой церкви, называемой Софийскою, где присутствовали и слушали славнейшие и знатнейшие сановники, а именно: Петрона, славнейший консул, патриций и начальник богохранимой императорской свиты, и Иоанн, императорский остиарий и военный логофет; весь Святой собор расположился по порядку, указанному в первом деянии. Присутствовали также благочестивейшие архимандриты и игумены и все множество иноков. Когда положено было святое и неповрежденное евангелие Божие, святейший патриарх Тарасий сказал: «в предыдущие тщательные деяния (этого собора), гортань наша, под вдохновением Господа Вседержителя, наставлявшего нас, преследовала истину, потому что мы учим согласно с прочитанными посланиями святейших мужей востока и запада. Но так как пророческое слово заповедует нам: «На гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, проповедуй с крепостию, возвыси глас твой, благовествуяй Иерусалиму: проповедуйте, не бойтеся (Исаии 40, 9): то мы, священные мужи, последуя этому пророческому повелению, будем проповедовать, возвысив наши голоса, и провозгласим мир кафолической церкви, которая есть истинный Сион и город небесного Царя, Христа Бога нашего. Но как это сделать? Пусть будут принесены и положены пред нами для слушания книги преславных святых отцов, и черпая из них пусть каждый из нас напаяет свою паству. Таким образом по всей земле разнесется наше вещание и до пределов вселенной сила слов наших; при чем мы не передвигаем пределов, положенных отцами нашими, но, наставленные апостольски, сохраняем то предание, которое получили».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Историческая судьба Александрийской кафедры до Халкидонского Собора представляет особый интерес по двум важным причинам. Во-первых, Александрийская кафедра к середине V века явила христианскому миру исторически первый и характерный вид восточного " папизма " . Это понятие уже давно прилагается к западной части Христианского мира, однако все существенные его признаки историки различают и на Востоке, в церковной политике Константинопольских Предстоятелей после эпохи Вселенских Соборов Но не составляет особенного труда различить признаки папизма и в действиях Александрийской кафедры более раннего времени. Поэтому научный интерес представляет выявление его причин в начальной, " александрийской " стадии, что мы и постараемся сделать. Во-вторых, история Александрийской кафедры в этот период дает ответы на многие вопросы относительно становления Патриархатов, как высшей, третьей ступени церковного управления. Конкуренция Александрии с кафедрой Константинополя, говоря упрощенно, и есть сам процесс становления Патриархатов. Авторитет Константинополя рос, безусловно, за счет выдающегося места Града Царя в общеимперском управлении. Однако важным стимулятором этого роста была Александрия с ее стремлением доминировать в церковных делах Востока Империи. Среди канонов Никейского Собора три, - четвертый, пятый, и шестой особенно важны для изучения истории церковного управления. Именно, этими правилами Никейский Вселенский Собор впервые вводит принцип церковной автокефалии. Для этого он использует элементарные единицы территориального имперского управления, провинции, каковых к началу IV-ro века насчитывалось около девяноста. Каждая провинция (греческий синоним епархия) обладала четкими границами, налаженной системой гражданского управления и собственной столицей, митрополисом. Никейский Собор в четвертом и пятом правилах помещает каждую самодостаточную в своей внутренней жизни поместную Церковь в границы гражданских провинций. В среднем, число епископских кафедр в провинции не превышало десяти; епископ, заседавший в митрополисе, получал титул митрополита. В результате никейского законодательства, новая христианская Империя стала единством множества (порядка девяноста!) поместных автокефальных Церквей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/423/...

Исторические сведения о шестом Вселенском Соборе VI. Святой Собор Вселенский шестой, Константинопольский третий I. Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отшел из сей жизни II. Высочайшая грамота, посланная Георгию, святейшему архиепископу сего славного города Константинополя, нового Рима III. Послание Мансвета, епископа медиоланского, к императору Константину Изложение веры отцов медиоланского собора Деяния святого Шестого Собора, бывшего в Константинополе, против тех, которые нечестиво учили, что Господь наш Иисус Христос, истинный Бог наш, Единый от Святой и Единосущной Троицы, в домостроительстве воплощения имеет одну волю и одно действие Деяние первое Деяние второе Деяние третье Деяние четвертое (Послание папы Агафона) (Послание Агафона и римского собора ста двадцати пяти епископов, которое было как бы инструкциею легатам, посланным на шестой собор) Деяние пятое Деяние шестое Деяние седьмое Деяние восьмое Изложение или исповедание веры ересиарха Макария Деяние девятое Деяние десятое Деяние одиннадцатое Деяние двенадцатое Деяние тринадцатое Копия с удостоверения, совершенного между Киром, бывшим папою Александрии, и последователями секты феодосиан Деяние четырнадцатое Деяние пятнадцатое Деяние шестнадцатое Деяние семнадцатое Деяние восемнадцатое Изложение веры 318-ти святых блаженных отцов, собиравшихся в Никее Изложение веры 150-ти святых и блаженных отцов, собиравшихся в Константинополе Подпись благочестивейшего и христолюбивого императора Константина Приветственное слово от шестого святого вселенского собора к благочестивейшему и христолюбивому императору Константину Копия с послания, отправленного святым и вселенским шестым собором к святейшему и блаженнейшему папе древнего Рима Агафону Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина, выставленный в третьем притворе святейшей великой церкви, близ так называемого дикимвала Список высочайшего повеления Юстиниана августа, посланного к Иоанну, папе города Рима, в подтверждение шестого собора константинопольского К читателям о так называемых правилах шестого собора Приветственное слово отцов, собравшихся в Константинополе в императорском дворце Трулле, к благочестивейшему императору Юстиниану  

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Отделение второе, содержащее в себе деяния халкидонского собора. НАЧАЛО ХАЛДИДОНСКОГО СОБОРА. ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ (Во имя Господа нашего Иисуса Христа) 5 , в консульство государя нашего Маркиана, постоянного Августа, и того, кто будет объявлен 6 , на восьмой день октября (индикта четвертого), в городе Халкидоне, (метрополии области вифинской), составился собор, по определению благочестивейшего и благоверного государя нашего Маркиана, постоянного Августа, (и Валентиниана), при собравшихся в церкви святой мученицы Евфимии славнейших начальниках, а именно: при знатнейшем и славнейшем главном военачальнике, бывшем консуле и патриции, Анатолии, – и при знатнейшем и славнейшем префекте преторий Палладие, – и при знатнейшем и славнейшем префекте города Тациане, – и при знатнейшем и славнейшем придворном чиновнике Винкомале, – (и при знатнейшем и славнейшем бывшем придворном чиновнике Марциале), – и при знатнейшем и славнейшем начальнике императорской гвардии Спорацие, – и при знатнейшем и славнейшем смотрителе за императорскими угодьями и частными доходами Генефлие; – а также – из лиц славнейшего сената – при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте преторий, бывшем консуле и патрицие, Флоренцие, – и при знатнейшем и славнейшем консуле и патрицие Сеннаторе, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем придворном чиновнике, бывшем консуле и патрицие, Монне, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте, бывшем консуле и патрицие, Протогене, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте, Зоиле, – и при знатнейшем и славнейшем префекте города Феодоре, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте города, Аполлоние, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем обер-каммергере, Романе, – (и при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте Иллирика, Феодоре), – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте преторий, Константине, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем обер-каммергере, Артаксерксе, – и при знатнейшем и славнейшем, бывшем префекте Иллирика, Евлогие. Составился же святой и вселенский собор, когда, по высочайшему повелению, собрались в городе Халкидоне:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Святой Вселенский четвертый собор был созван в 451 г. по P. X. в Халкидоне, знаменитом городе Вифинии, при императоре Маркиане и Пульхерии [ 125 ] . На нем присутствовали 630 отцов, среди которых ведущую и наиболее выдающуюся роль играли Анатолий Константинопольский, еп. Пасхазин и Луценций с пресвитерами Бонифацием и Василием, а с ними и еп. Юлиан, замещавшие святейшего Льва Римского, Максим Антиохийский, Ювеналий Иерусалимский. Они осудили и предали анафеме злосчастного архим. Евтихия и его покровителя Диоскора, ставшего после Кирилла епископом Александрийским. Евтихий и Диоскор, впав в заблуждение, противоположное заблуждению Нестория, вместе с ним впали в ту же погибель: Несторий разделял Единого Христа на два лица и две ипостаси, а Евтихий с Диоскором две природы Христа, Божество и человечество, из которых Он состоит и в которых мы Его познаём и поклоняемся Ему, дерзко слили в одну природу, не понимая, безумные, что из этого нечестивого мнения следует, что Христос и не одной природы с Отцом, и не одной с людьми, но какой-то иной природы [ 126 ] . Потому этот святой Собор, следуя Символу первого, Никейского, и второго, Константинопольского, Соборов, посланию Кирилла Александрийского , иначе говоря, определению третьего, Эфесского, Собора, а кроме того, посланию святейшего Льва Римского [ 127 ] , оставил неприкосновенным общий Символ первого, Никейского, и второго, Константинопольского, Соборов, предав анафеме тех, кто дерзнет добавить к нему или устранить из него что-либо, и составив свой орос Православной веры, который дословно звучит так (деяние 5): «Итак, последуя божественным отцам, все согласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве. Истинно Бога и истинно человека, того же из души и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха. Прежде веков рожденного от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения – от Марии Девы Богородицы по человечеству. Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, из двух природ неслитно, непреложно, нераздельно, неразлучно познаваемого [ 128 ] , так что через соединение нисколько не разрушается различие природ, но тем более сохраняется свойство каждой природы и соединяется в одном лице и одной ипостаси. He на два лица разделяемого или рассекаемого, но одного и того же Сына и Единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили о Нем пророки и как научил нас Сам Господь Иисус Христос и как нам преподал Символ отцов» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

священномученик Василий Соколов Отдел I. Биография Леонтия Византийского и его литературные труды Глава I. Характеристические черты эпохи Леонтия Виз. Некоторые признаки сочинений Леонтия, говорящие за принадлежность автора их к VI-мy веку. Разделение восточной и западной церкви в конце V-ro и начале VI в. Причины, обусловившие это разделение. Усиление монофиситства после Халкидонского собора в связи с изменчивой политикой императорской власти. Церковные нестроения и волнения на этой почве – в Константинополе, Иерусалиме, Александрии. Заслуги монашества в деле победы православия над еретиками и сектантами. Спор теопасхитский. Личность имп. Иустиниана и черты его религиозно-церковной деятельности. Оригенистическое движение. Спор о трех главах. Соображения в пользу возможности помещения Леонтия Виз. в числе деятелей охарактеризованной эпохи. Эпохою Леонтия Византийского можно и должно считать шестой век нашей эры. Почти с несомненным также правом можно еще ограничить этот период собственно для развертывающейся деятельности Леонтия временем царствования в Византийской империи императора Иустиниана. Воспроизведем здесь в кратких чертах движение идей того времени в связи с главными фактами церковно-исторической жизни. Таким предварительным очерком мы избавим себя от необходимости постоянно отвлекаться в сторону различных пояснений при дальнейшем изложении биографии нашего автора. Постольку, поскольку сочинения Леонтия отразили на себе дух и события своего времени, а они не лишены такого отпечатка, можно заключить, что в то время церковь находилась в острой борьбе с многочисленными ересями, из которых главными были: несторианство и монофиситство с их подразделениями, что в то время общество переживало серьезный момент, характеризующийся необычайным волнением умов, партийными разделениями, тревожным исканием выхода из создавшегося тяжелого положения в церкви и государстве. В такие моменты спасительным якорем от окончательной разрухи обыкновенно является объединение общества во имя одного какого-либо обще-приемлемого принципа, воодушевление каким-нибудь общепризнанным фактом. Таким принципом и фактом в эпоху Леонтия служить Халкидонский вселенский собор и его ρος – догматическое определение о Лице Иисуса Христа. Доказательство непререкаемой истинности этого вероопределения и вселенского значения Халкидонского собора составляет душу всех сочинений Леонтия. А так как о пятом вселенском соборе, признавшем четвертый собор в одинаковом достоинстве с первыми тремя, а на отвергающих его догматическое определение положивший анафему, у Леонтия нет никакого, ни прямого, ни косвенного упоминания, то временем его жизни и литературной деятельности можно указать лишь первую половину шестого века. В каком положении и состоянии представляется нам христианская кафолическая церковь в эту эпоху?

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Скачать epub pdf Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной Память 11 июля Святая великомученица Евфимия родилась, воспитывалась и увенчалась мученичеством в Халкидоне, Вифинском городе, который лежит при заливе Черного моря, против Царьграда, по другую сторону разделяющего их пролива Босфора фракийского: пострадала она в царствование Диоклетиана 4605 , шестнадцатого сентября, когда и празднуется ее память. Сегодня же вспоминается то чудо, которое было от честных ее мощей во время четвертого вселенского собора святых отцов, происходившего в Халкидоне, и которым было явлено и утверждено православное исповедание веры; чудо и это явилось знамением для святых отцов, чтобы не приступать к общению со зловерными и произошло следующим образом. Патриарх александрийский Диоскор и Евтихий, архимандрит цареградский, еще при жизни правоверного царя Феодосия 4606 , воздвигли богохульную ересь на Господа нашего Иисуса Христа, сливая два Его естества, божеское и человеческое, в одно естество 4607 ; они прельстили многих духовных и мирян своим зловерием, совратили в свою ересь многих знатных придворных и широко пользовались их вескою поддержкою. Когда собрался поместный собор в Ефесе 4608 (через несколько лет после бывшего там же вселенского третьего 4609 ), или, лучше сказать, разбойническое сборище, на котором святейший Флавиан патриарх цареградский 4610 , исповедник благочестия, был убит единомышленниками Диоскора и Евтихия, – тогда еще больше укрепилась та ересь и стала приниматься за правоверие, истинная же вера православная стала отвергаться, как какое-нибудь зловерие. Нужно было собрать четвертый вселенский собор святых отцов для истребления этой ереси и для утверждения православной веры. В это время благочестивый царь Феодосий перешел из этой жизни к Господу, а после него принял царство добродетельный и богоугодный Маркиан 4611 со святою Пульхериею. Эти ревнители правоверия и благочестия, видя, как ереси смущают Церковь , и какие царят в ней раздоры, повелели святым отцам со всей вселенной собраться в славный город Халкидон, дабы рассмотреть и обсудить здесь вопросы веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Источники церковного права византии X-XV веков. Постановления Соборов, Патриархов и епископов Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Императорские законы. Канонисты началом нового периода в истории церковного права считают время издания «Номоканона» в редакции Патриарха Фотия - 883 г. В эту эпоху произошло отделение Римской Церкви от Вселенского Православия. Вселенские Соборы уже не созываются. Правовые определения Поместных Соборов, даже если они и получают общецерковное признание, не включаются в основной канонический кодекс Церкви, который рассматривается как уже завершенный, его составляет «Синтагма» Фотиева «Номоканона.» Константинопольская кафедра оставалась первенствующей на православном Востоке, но разгром Византии крестоносцами (1203 г.), территориальное умаление империи, теснимой турками, неоднократные попытки заключить унию с Римом подрывают ее авторитет в глазах православных негреческой национальности. В этот период рождаются Православные Церкви у славянских народов - русских, болгар, сербов, получивших крещение от Византии. Поскольку новые правила, издаваемые Поместными Соборами, уже не вошли в канонический свод, а в связи с постоянно меняющимися обстоятельствами церковно-политической жизни необходимость в церковном правотворчестве не отпала, особо важное значение приобретают толкования канонов. Даже постановления Соборов этой эпохи приобретают характер толкований древних правил. Главным законодательным учреждением Православной Церкви в рассматриваемый период, когда Поместные Соборы созывались нерегулярно и редко, стал Синод эндимуса Константинопольского Патриархата, так называемый домашний собор, участники которого отбирались из архиереев, случайно оказавшихся в столице. Среди важнейших постановлений Константинопольских Синодов - «Томос единения,» изданный в 920 г. при Патриархе Николае Мистике. Этим постановлением признавался действительным четвертый брак императора Льва Философа, и одновременно подтверждался канонический запрет четвертого брака. Название постановления связано с тем, что благодаря ему восстанавливался мир между церковной и государственной властью, нарушенный незаконным браком императора.

http://sedmitza.ru/lib/text/432365/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010