ДЕЯНИЕ ТРЕТИЕ Во имя Господа и Владыки Иисуса Христа, истинного Бога нашего, в царствование благочестивеших и христолюбивых наших государей Константина и боговенчанной его матери Ирины, в восьмой год их консульства, в четвертый день октябрьских календ индиктиона одиннадцатого, собрался Святой и вселенский собор, созванный по Божией милости и благочестивому повелению тех же богохранимых императоров в славной митрополии никейской, что в вифинской области, а именно: Петр, почтеннейший первопресвитер святейшей церкви святого апостола Петра в Риме, и Петр, почтеннейший пресвитер, инок и игумен досточтимой обители святого Саввы в Риме, представители Адриана, блаженнейшего и святейшего архиепископа апостольского престола древнего Рима, и Тарасий, блаженнейший и святейший архиепископ великоименитого Константинополя, нового Рима, и Иоанн и Фома, почтеннейшие пресвитеры, иноки и местоблюстители апостольского престола восточной области. Когда они сели пред священнейшим амвоном храма в святейшей великой церкви, называемой Софиею, где присутствовали и слушали славнейшие и знатнейшие сановники, а именно: Пегрона, преславный бывший консул, патриций и начальник богохранимой императорской свиты, и Иоанн, императорский остиарий и логофет военного логофетства, – когда весь Святой собор расположился по порядку, указанному в первом деянии, вместе с боголюбезнейшими архимандритами, игуменами и со всем множеством иноков, и когда положено было святое и неповрежденное евангелие Божие; тогда Димитрий, богохранимейший диакон и скевофилакс святейшей великой церкви константинопольской, сказал: «Так как в предыдущее заседание святой великий и вселенский собор, следуя отеческим и церковным определениям, положил принимать обращающихся от ереси, а также и хиротонисанных еретиками, но держащихся православного учения; 10 епископы, уже прочитавшие православные свои исповедания, стоят пред дверьми и просят позволения войти и быть судимыми по вашему усмотрению». Святой собор сказал: «пусть войдут». Святейший патриарх Тарасий сказал: «недавно прибывший боголюбезнейший епископ неокессарийский пусть по тетрадке передаст свое исповедание».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Победа 28-го правила Халкидонского собора в истории А.В.Карташев. Вселенские соборы//IV Вселенский собор 451 г. в Халкидоне.(оглавление) He получая папского утверждения, император Маркиан вынужден был отступиться и 7 февраля 452 г., наконец, утвердить все постановления Халкидонского собора. После этого и папа утвердил их, умолчав ο 28-м правиле, как бы несуществующем. На Востоке правило, конечно, вошло в силу. Считалось, что и папа раньше признавал возвышение Константинопольских епископов. 1) Если собор 381 г. в Риме не признавали вселенским, то почему об этом 70 лет молчали? Позднее все-таки все папы его признавали. 2) Почему в 449 г. легаты папы требовали на Ефесском соборе y Диоскора второго места для Константинополя и обижались за пятое место, на которое Флавиана посадил Диоскор? 3) Почему Анатолий Константинопольский в Халкидоне в 451 г. сидел на втором месте? Следовательно, это право чести легатами было признано. Β дальнейшей истории Западной церкви не только молчаливо, фактически (что, в сущности, достаточно для церковной рецепции), но и формально, соборно сила 28-го Халкидонского правила Римом была признана. Если не упоминать ο 36-м правиле Трулльского собора (лишь временно и с колебаниями признававшегося древними папами), то при папе Николае I (дело Фотия и Игнатия) в 869 г. на Константинопольском соборе (для Рима это «VIII Вселенский собор») 21-м правилом было признано первенство Константинопольского патриарха после римского . Когда при папе Иннокентии III латиняне взяли Константинополь (1204 г.) и посадили на тамошнюю кафедру своего латинского патриарха, Латеранский собор («XII Вселенский») постановил: «Возобновляя старые привилегии патриарших престолов, согласием святого универсального собора определяем, чтобы после Римской церкви имела первое место Константинопольская , второе — Александрийская, третье — Антиохийская и четвертое — Иерусалимская с сохранением каждой из них своего достоинства.» Наконец, Флорентийский собор 1438 г. в декрете об унии постановил: «Патриарх Константинопольский будет вторым после святейшего Римского папы, Александрийский — третьим, затем четвертым — Антиохийский и пятым — Иерусалимский с сохранением всех их привилегий и прав.» И, наконец, в римском «Corpus juris canonici» 28-е правило Халкидонского собора печатается на своем месте.

http://sedmitza.ru/lib/text/435176/

IX. Халкидонский четвертый вселенский собор – Определение образа воззрений „левых и правых» собора Халкидонского: одни отвращаются собора разбойничьего, другие сочувствуют ему, одни стоят за унию, другие сторонятся ее – одни признают символ константииопольский, другие не принимают его, – одни держатся учения о двух природах во Христе, другие отрицают. – Сближение “правых”, за исключением египтян, с “левыми”. – Дог-матическая деятельность собора: предложение составить „вероопределение” – неодинаковое отношение членов собора к предложению; торжественное признание символа константинопольского равным по важности с никейским; – чтение послания Кирилла, содержащего униальное исповедание Иоанна антиохийского, и других святоотеческих писаний, сходных с ним по содержанию; – споры о догматическом послании Льва к Флавиану, кто и почему спорили. – Составление „вероопределения” хадкидонского, – споры при этом, – подробное исследование о воззрениях лиц споривших, их направлениях, наклонностях и целях, – содержание вероопределения, – сходство его по букве и духу с исповеданием Иоанна автиохийского и лишь по духу с посланием Льва. – Провозглашение вероопределения Приносим величайшую благодарность Спасителю всех Христу за то, что, уничтожив разномыслие многих заблуждающихся касательно веры, все мы единодушно соединились в одно и то же исповедание. Маркиан. Халкидонский вселенский собор начался разделением; в продолжение деятельностн его также не раз возникали важные разногласия, но кончается он согласием и единодушием, которые выразились в непререкаемом принятии догматического определения, составленного на этом соборе. Рассмотрим по порядку деяния халкидонского собора, имеющие догматическое значение. Таких деяний четыре: первое и второе, четвертое и пятое. Изучение первого деяния показывает, что собор открылся явным разделением на две половины. Внешним знаком такого разделения было то, что одна часть отцов заняла левую сторону храма, в котором заседал собор, а другая – правую сторону того же храма. Левую сторону заняли римские легаты, епископы округа константинопольского, антиохийского и всех округов азиатских. Правую же сторону заняли епископы египетские, палестинские, иллирийские. Во главе первых стоял патриарх константинопольски Анатолий, во главе вторых – уже известный нам Диоскор, патриарх александрийский 819 . Партию Анатолия константинопольского составляли епископы всех тех округов церковных, которые в эпоху никейскую и несто- рианскую соединены были единством стремлений: новость для этой партии составлял один Рим, который доселе не сходился с этой партией. Партию Диоскора александрийского составляли епископы тех округов, которые с давних пор и неизменно становились под главенство александрийской церкви. Здесь мы, значит, встречаемся с таким же почти группированием в составе партий, с каким мы встречались уже не раз, а очень часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

К предстоящему Собору Епископов Русской Православной Церкви Заграницей. В воскресение 821 октября нынешнего 1962 года, если Богу будет угодно и если мы доживем до этого дня, в Нью-Йорке должен открыться очередной Собор Епископов Русской Православной Церкви заграницей. Какое значение имеют Соборы Епископов? Собору Епископов каждой данной области или Поместной Церкви принадлежит, по канонам, или церковным правилам, имеющим общеобязательное значение и силу для всех членов Церкви, высшая власть в данной области или данной Поместной Церкви. А высшая власть во  всей  Вселенской Церкви принадлежит Вселенскому Собору, то есть Собору Епископов  всей вселенной. В каждой отдельной Епархии местный Епархиальный Епископ обладает  всей полнотой  канонической власти, то есть власти, предусматриваемой канонами. Но вопросы, превышающие местное значение и имеющие значение  обще-церковное,  а также вопросы не предусматриваемые ясно канонами и вызывающие споры и прекословия, ни один Епископ, даже стоящий во главе целой области или Поместной Церкви, не в праве решать  самолично,  без совещания и обсуждения с другими Епископами данной области или Поместной Церкви. Для решения таких вопросов, имеющих важное обще-церковное значение, и созываются Соборы Епископов. Согласно канонам, такие Соборы Епископов: 1) благоучреждают дела своей области или поместной Церкви, 2) разсуждают о догматах благочестия, 3) разрешают церковные прекословия и сомнительные случаи, 4) разбирают жалобы на Епископов, 5) решают споры Епископов о приходах, 6) исправляют определения меньших соборов, 7) избирают и поставляют новых Епископов и 8) судят Епископов. В первые века христианства, Соборы Епископов, как этого требует 37-е правило Св. Апостолов, 5-е правило Первого Вселенского Собора и 19-е правило Четвертого Вселенского Собора, созывались дважды в год,  весной и осенью. Но впоследствии, по причинам разных неудобств, было постановлено созывать такие Соборы Епископов  однажды в год,  о чем говорят 8-е правило Шестого Вселенского Собора и 6-е правило Седьмого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Вестно буди, яко в сий 16й день, аще случится неделя, служба поется святых отец в сию неделю; аще же в среду или вторник, поется служба их в мимошедшую неделю; аще же в четверток, поется служба их в приидущую неделю. Память совершаем святых Вселенских шести Соборов; прилучившагося же святаго поем на повечерии. Совершаем память святых отцов шести Вселенских Соборов. Службу же рядового святого поем на повечерии. В субботу на малой вечерни стихиры воскресны и Богородице, по обычаю. В субботу на малой вечерне стихиры воскресные и Богородице по обычаю. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ По обычном псалме поем: Блажен муж: кафизму всю. На Господи, воззвах: стихиры воскресны 4 и отцев 6, глас 6. На Господи воззвах: поем стихиры на 10: воскресные 4 и отцам 6, глас 6. Подобен: Отчаянная: Стихиры св. отцам, глас 6 Из чрева родился еси прежде денницы,/от Отца безматерен прежде век;/аще и Арий тварь Тя, а не Бога славит,/дерзостию смешая Тя, Зиждителя, тварем безумно,/вещество огня вечнаго себе сокровищствуяй./Но Собор, иже в Никеи,/Сына Божия Тя проповеда, Господи,/Отцу и Духу сопрестольна. Из чрева Ты родился прежде утренней звезды:/от Отца без матери прежде всех веков./Хотя Арий и считает Тебя тварью, а не Богом,/дерзая причислять Тебя, Творца к творениям безумно,/и вещество для огня вечного этим собирая себе./Но собор, собравшийся в Никее,/Сыном Божиим Тебя провозгласил, Господи,/Отцу и Духу сопрестольным. Раздранную Христову ризу/и растерзанную песиими челюстьми/мудре сшисте, честнии отцы,/зрети наготу Сего никакоже терпяще,/якоже Сим и Иафеф отеческую древле,/посрамисте несмысленнаго/и того единомысленники,/Ария, гневу тезоименитаго. Ризу Христа, расторгнутую/и разорванную лающими псами/вы мудро сшили, досточтимые отцы,/видеть наготу Его никак не вынося,/как в древности наготу отца своего Сим и Иафет,/и посрамили отцеубийцу/и его единомышленников/– Ария, безумию соименного. Македоняны, и несторианы,/и евтихианы, и диоскоряны,/аполлинарианы же, и савеллианы, и севиряны,/волки тяжкия, пришедшия в кожах овчиих,/далече от стада Спасова/якоже истиннии пастырие отгнасте,/наги от кож овчиих треокаянныя поставльше изрядне./Темже вы ублажаем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatyh-o...

V. Константинопольский собор 869–870 года, признанный на Западе VIII-м Вселенским собором Прибытие папских легатов для собора в Константинополь (869 – 870 года). – Замечания об актах этого собора. – Место заседаний собора. – Крайняя малочисленность членов первого его заседания; чтение речи императора; требование, выраженное императорскими сановниками о том, чтобы засвидетельствовали и удостоверили свои полномочия легаты и представители двух патриарших кафедр; как принято было это требование легатами? – Можно ли считать представителей двух восточных патриархов лицами, действительно уполномоченными от этих патриархов? – Притязательная папская формула, подписание которой требовалось для участия в соборе; её содержание. Особое заявление (минных) уполномоченных от двух патриархов. – Внешне-формальный вопрос об осуждении Фотия. – Второе заседание; как произошло воссоединение на нем некоторых епископов Византийского государства с Игнатием, а также некоторых пресвитеров и других клириков? – Епитимия, на них наложенная. – Третье заседание: чтение некоторых документов и неудачная попытка собора привлечь еще нескольких епископов к союзу с Игнатием. – Четвертое заседание: неприятный для собора ответ некоторых епископов, приверженных к Фотию; продолжительные переговоры собора се этими епископами, их пожелание последовать требованиям собора и изгнание их из места соборных заседаний. – Вопрос о том, был ли признаваем Фотий в патриаршем достоинстве римским папою и восточными патриархами? – Пятое заседание: Фотий пред линем собора: недобровольное появление Фотия на соборе, глумление над ним, требования предъявленные Фотию, переговоры с ним важнейших соборных представителей, достойное поведение его на соборе, анафема Фотию. – Дальнейшее (шестое) заседание собора в присутствии императора Василия; приглашение на собор, по воле царя, во вопреки желанию римских легатов, фотианских епископов, их стойкость. – Защитительные речи Фотиан, в особенности Захарии Халкидонского. – Ответ на речь Захарии со стороны Игнатианина Митрофана Смирнского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Святой Ювеналий принял престол иерусалимского патриаршества в царствование благочестивого императора Феодосия Младшего 4333 . Во время его патриаршества в Палестине подвизались великие светильники, святые отцы: Евфимий , Феодосий, Герасим Иорданский, которому служил лев, и многие другие. Впрочем, в то время были смуты в Церкви, производимые еретиками. Тогда возникла несторианская ересь 4334 , изрекавшая хулы на Пречистую Деву Богородицу, и в городе Ефесе 4335 был созван третий вселенский собор святых отцов, на котором Ювеналий с святым Кириллом, патриархом Александрийским 4336 , и с прочими святыми отцами предал проклятию Нестория и его ересь. После же кончины императора Феодосия, когда на престол вступил Маркиан с Пульхериею 4337 , возникла новая ересь – Диоскора и Евтихия 4338 , богохульно лгавшая, будто во Христе было одно естество. Тогда в городе Халкидоне 4339 состоялся четвертый вселенский собор святых отцов 4340 , и святой Ювеналий сиял на сем соборе благочестием, среди отцов, как денница посреди звезд, – разгоняя тьму еретического зловерия. Когда же, по окончании собора, Ювеналий возвращался на свою патриаршую кафедру, в Палестину, в образе инока прибыл некий, придерживавшийся евтихианского нечестия, еретик, по имени Феодосий – человек весьма коварного нрава. Последний порицал святой халкидонский собор за то, что будто бы на нем был отвергнут догмат православной веры и возобновлено учение Нестория, и лгал многое другое на Церковь . Этот еретик, как повествует Евагрий 4341 , будучи изгнан за свое неверие и злые дела из своего монастыря в Александрии 4342 , присоединился к нечестивому Диоскору. Но за свое коварство и злобу Феодосий был наказан жестокими побоями, а потом, как мятежник был посажен на верблюда и с поруганием проведен по городу. Придя после сего в Палестину, он стал возмущать Церковь , рассевая богохульную ересь. Тогда в Палестине находилась императрица Евдокия, – супруга благочестивого императора Феодосия Младшего, отправившаяся после смерти своего мужа на поклонение святым местам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

VIII. Собор Успенский Накануне своего отъезда Его Высочеству угодно было посетить еще однажды собор Успенский, и потом Патриаршую ризницу и дворец Теремный с его церквами, чтобы насытить душу их священною древностью и с такими впечатлениями оставить родную столицу. Рано утром в Воскресенье, до обедни, Митрополит ожидал в храме Великого Князя; он ввел его на средину, и сперва, в безмолвном созерцании, дал окинуть свободным оком всю Византийскую массу величественного здания, все благолепие украшений церковных, тогда начал говорить: «Прежде всего я скажу Вашему Высочеству, что этот собор, как первопрестольный в России, заключает в себе и полную идею Вселенской Церкви: она является на иконостасе, выражена в куполах и на стенах и в алтаре. Взгляните на верхний ярус иконостаса: Вы увидите мысль первоначальной Церкви до закона Моисеева: но вместе и связь ее с новозаветною: – ряд Праотцев и Патриархов, Адам, Сиф, Энох, Ной и Авраам, Исаак, Иаков и прочие, стоят по обеим сторонам иконы Господа Саваофа, Который из лона Своего рождает Предвечное Слово. – Ярусом ниже изображена Церковь ветхозаветная, от Моисея до Христа, Коего была предзнаменованием, и потому на средине икона Знамения Божией Матери, проявляющей в лоне Своем Предвечного Младенца, ибо тогда еще не рожден был на земле, а только предсказывали о Нем Пророки, написанные здесь по сторонам, с хартиями своих пророчеств в руке; таким образом предвечное и временное рождение Бога Слова изображены глубокой таинственно. Еще ниже двенадцать главных праздников, почерпнутые из жизни Христовой и Богоматери: – это повесть Евангельская в лицах, исполнение ожидания Праотцев и видений пророческих. В четвертом ярусе картина собственно Церкви Христианской, и оттого Спаситель написан посредине сидящим на престоле, в образе вечного Архиерея, Ходатая о грехах наших; по сторонам же стоят пречистая Его Матерь и Предтеча, как два образца совершенства человеческого и ближайшие заступники наши: одна «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим.» другой, по словам самого Господа: «больший из всех рожденных женами.» Их молитвенное положение называется обыкновенно Деисусом, от Греческого слова деисис (молитва), и подле Них расположены все Апостолы, начиная с двух верховных, как проповедники учения Христова и строители Его Церкви. Так все постепенное ее развитие начертано от верху и донизу, на внутренней стене храма, которая заменила таинственную завесу Соломонова, раздранную в час искупления.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы IV Вселенского собора, свтт. - житие Халкидонский собор (или Халкедонский) четвертый вселенский, созван был в Халкедоне в 451 г. при имп. Маркиане, по поводу ереси Евтихия (см. соотв. статью). Согласно эдикту императора, епископы собрались сперва в Никею, но скоро вызваны были в Халкедон, поближе к столице, так как император желал иметь постоянные и точные сведения о ходе соборных заседаний. Заседания Х. собора происходили в храме св. мученицы Евфимии, пострадавшей ок. 304 г. Собор открыт был 8 октября 451 г. и продолжался до 1 ноября. Число всех присутствовавших на соборе отцов, если не выключать и уполномоченных лиц пресвитерского сана, замещавших того или другого епископа, можно полагать между 600—630. Из наиболее замечательных были: Анатолий константинопольский, перед вступлением Маркиана на престол решительно перешедший на сторону православных; Домн антиоехийский, низложенный Диоскором и возвращенный из заточения Маркианом; Максим, поставленный на его место, Ювеналий иерусалимский, Фалассий кесарие-каппадокийский, блаженный Феодорит, Евсевий дорилейский, Диоскор александрийский и друг. Папа Лев, желавший, чтобы собор созван был в Италии, прислал все-таки своих легатов (епископов Пасхазина и Луценция и пресвитера Бонифация) на Х. собор. На соборе встречаем большое стечение высших государственных сановников и сенаторов, принимающих участие в деяниях собора, за исключением тех случаев, когда рассматривались дела чисто церковные, напр. суд над епископом. Председателем собора был Анатолий константинопольский. Прежде всего отцы собора занялись рассмотрением деяний собора разбойничьего (см. Диоскор), и судом над Диоскором. Обвинителем был известный Евсевий дорилейский, который представил записку, в которой изложены были все насилия, произведенные Диоскором на разбойничьем соборе. По прочтении записки, отцы отняли у Диоскора право голоса, после чего он должен был стать в число подсудимых.

http://pravicon.com/info-3113

Луи Дюшен (католик) Глава XIII. Папа Дамас Запад и римская церковь до императора Констанция. – Ссылка епископов. – Незаконное вступление в должность Феликса. – Выборы папы в 306 г.: Дамас и Урсин. – Беспорядки в Риме. – Ожесточение Урсина против Дамаса. – Секты в Риме – Дамас и светская власть. – Соборы против ариан. – Амвросий, епископ миланский. – Новые интриги против Дамаса: Исаак возбуждает против него уголовный процесс. – Римский собор 378 г. – Рескрипт Грациана Аквилину. – Аквилейский собор. – Римский собор 382 г. – Иероним; его первые шаги: пребывание в Сирийской пустыне. – Его отношения к папе Дамасу. – Его успех в Риме: Павла и Марцелла. Дамасианские надписи и культ мучеников. – Сириций наследует Дамасу. – Отъезд Иеронима в Палестину. За исключением Африки, где свирепствовали возмутительные раздоры, в церквах латинского запада царил мир до тех пор, пока император Констанций не перенес сюда восточные распри. До этого же времени там мирно занимались врачеванием ран, нанесенных гонением, отстраивали церковные здания и расширяли их в виду значительного увеличения числа новообращенных, наконец, пополняли недочеты организации. Понемногу, по мере того как разрастались христианские общины, всюду насаждались новые епископские епархии. Несомненно, созывались и соборы, хотя мы имеем сведения лишь о тех, которые были собраны по поводу донатистов и ариан. Арльский собор 314 года имел особое значение. Он представлял нечто вроде вселенского (как вскоре стали выражаться) собора, так как в нем принимали участие епископы из всех частей империи Константина. Папа на нем не присутствовал, а послал вместо себя двух римских пресвитеров. Это нововведение положило начало практике, которой придерживались долгое время. Редко, когда папы отлучались из Рима, особенно по церковным делам: maior a longinquo reverentia (больше почета издалека). Во время Арльского собора папу Мильтиада 667 только что сменил Сильвестр. Последний занимал свою кафедру почти до конца царствования Константина. В легендах он имеет громкое имя, но его история – неизвестна. Мы знаем о нем только то, что он был обвинен «святотатцами» и что император потребовал это дело на свой собственный суд 668 . Юлий, сменивший его после кратковременного епископства Марка, был бы также малоизвестен, если бы ему не пришлось быть замешанным в восточные дела. Внутренняя история римской церкви в эту первую половину четвертого века протекала, по-видимому, без событий. Число христиан возрастало поразительным образом. К старым зданиям, где совершалось богослужение, спешно восстановленным тотчас после гонения, постоянно пристраивались новые церкви 669 . На пригородных кладбищах разыскивали могилы мучеников; их любили украшать и часто воздвигали над ними более или менее величественные часовни. Там отправлялись праздничные богослужения в их годовщины, которые скоро были занесены в календари 670 . Росту числа верующих, естественно соответствовало сильное увеличение должностей и церковного персонала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010