Перед Пасхою я получил от одного арзамасского родственника письмо с известием, что гонитель мой — бурмистр Тархов — наконец понял, что я бежал, о чем и подано объявление; мой дом со всем находящимся в нем описали. Моему тестю и теще начали делать относительно меня строгие допросы, с разными угрозами, и при доме их поставили караул, чтобы я не увез как-нибудь своей дочери. Это известие сердечно нас опечалило. Наступила Пасха. В Светлое Воскресенье ходили к заутрене в русскую церковь, а к обедне — в митрополию, где Евангелие читали на 12 языках. Скучно и грустно проводили мы этот великий праздник. Молдаване находились более в корчмах, пили вино, плясали, а цыгане играли на каких-то инструментах: музыка выходила странная. При корчмах были качели, где жиды продавали разные фрукты. Но все это не веселило нас. К довершению горя, я получил из Арзамаса известие, что слободское начальство послало троих крестьян нас разыскивать. Тогда мы отправились в город Галац, стоящий на берегу реки Дуная, где находится пристань морских судов, приходящих из Греции и Турции. Здесь мы встретились с шурином Ланиным, который задумал ехать в Константинополь для покупки товаров. Я хотел последовать его примеру, но моя жена боялась морского плавания, а оставить ее было не с кем. Поэтому мне не пришлось ехать. Тогда мы условились с шурином таким образом: я дал ему собственных денег 6000 рублей, под расписку (которую не нашли нужным засвидетельствовать у русского консула), и он купленный в Константинополе товар пришлет в Одессу; а я отправлюсь в Ромны на ярмарку, чтобы получить, по доверенности от шурина, с некоторых купцов деньги около 4000 рублей. При этом я надеялся разведать: действительно ли посланы из Выездной слободы за мной сыщики, и буде посланы, то кто именно? После этого мы возвратились с женой в Яссы. Здесь я оставил жену у одного знакомого скопца — Дубровина; купил 6 фунтов розового масла, по 100 рублей за фунт, надеясь выгодно продать его в России, и отправился через австрийскую границу в город Черновиц . Я думал провезти масло тайно, не платя никаких пошлин; но это мне не удалось, масло мое таможенные чиновники открыли, арестовали и вместе со мною препроводили в Черновиц. Я смекнул, что дело может быть худо, и потому, через переводчика Ламиковского, показал комиссару всю правду. Масло свесили, выдали мне в принятии его расписку и отпустили меня с миром. Так как Ламиковский уверил меня, что масло будет мне возвращено, только не скоро, то я выдал ему доверенность хлопотать по этому делу, а сам поехал через Каменец-Подольск в Ромны. Здесь денег, по доверенности шурина, получить мне не пришлось; но я узнал достоверно, что меня разыскивают. За поимку меня Тархов обещал 1000 рублей. Я стал осторожен; переменил свой костюм, бороду сбрил, волосы остриг по-немецки, выходил только по вечерам. Но все-таки долго оставаться здесь мне не безопасно; поэтому, сделав кое-какие распоряжения, я поспешил в Яссы.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

И ныне: Милосердия двери отверзи нам,/благословенная Богородице,/надеющиися на Тя да не погибнем,/но да избавимся Тобою от бед:/Ты бо еси спасение рода христианскаго. 2014/03/10, 00:11:58 Что хочу сказать...я сам родом с Почаева..живу на западе Украини...очень люблю нашу страну Украину..и с любовью отношусь к Росии..говорят победа над злом в любви жертвенной...победа не в гневе не в ропоти..даже если она на майдане- ведь ето смертний грех для души...к сожалени. етого люди не понимают....Господь будет судить каждого из нас..но не других за нас..плетому скажу Вам любите друг друга....поступайте с (врагом) так как бы Вы хотели чтобы с Вами поступил бы враг...необижайте своих братьев и в Росии и в Украине.....поверьте если би американци познали би сущность любви..они би не поступали так с народами мира...к сожалению...Спасибо Всем молитесь о всех людях...Храни Господь виталий 2014/03/09, 17:58:34 Сложно оценить ситуацию с новым местоблюстителем Киевской кафедры НУ ПРИВЕЗ СМЕТАНЫ И ПРОЧЕЕ НЕ НОСИТ БЕЛУЮ КЛОБУКУ.... У нас в городе строили новый храм в середине 90х построили быстро и с северной стороны над входом оставили неизвестный образ Богородицы- Боянская Я спрашивал что за образ - он не канонический? священник сказал,- что его возили по храмам и после пребывания в нашем старом деревянном я почувствовал потребность строить новый кирпичный...Боянский образ ныне канонический и акафист ему и службу перевел с румынского владыко Онуфрий. Одно есть непонятное: появление владыки Онуфрия на Киевской кафедре совпало с назначение премьер министра Украины прозападного политика , лютого руссофоба Яценюка - оба они земляки с Черновиц- маленькой малонаселенной области много лет находившейся под Румынией. валерий 2014/03/09, 14:16:44 Как хватает наглости писать, что российские войска напали на Украину. Я живу в той самой Украине и совершаю поездки в Крым. До пятницы (07 марта 2014 г) ни одного российского солдата (кроме русских моряков в Севастополе) не было. Прежде чем что-то писать надо хотя побывать там. Вот это и есть результат информационной войны - мол русские враги. Вразуми Господь !!

http://isihazm.ru/?id=384&iid=1763

6 Земля короны (ист.) — территория, которая имеет свои органы управления, но извне управляется непосредственно королевским (в данном случае имперским) центром; хорошую аналогию мы можем найти в устроении ставропигиальных монастырей, управляемых непосредственно Предстоятелем поместной Церкви, который поставляет в них своих наместников. — Ред. 7 M.-S. Chernowitz und die Rumanen/Heppner H. (Hg). Czernowitz. Die Geschichte einer ungewohnlichen Stadt. Koln u. a., 2000. S. 74–76. 8 Turczynski E. Die Bedeutung von Czernowitz fur die orthodoxe Theologie in Sudosteuropa/Geschichte der Ost- und Westkirche in ihren wechselseitigen Beziehungen. Acta Congressus historiae Salisburgensis in memoriam SS. Cyrilli et Methodii anno 1963 celebrati (=Annales Slavici Bd. 1/3). Wiesbaden, 1967. S. 166–195. 16 На 1874 год по спискам “греко-восточной епископии” Черновиц числилось 407949 верующих, 285 храмов и 269 священников белого духовенства, см. Головацкий Я. Ф. Народные песни Галицкой и Угорской Руси. Ч. I: Думы и думки. М., 1878. С. 602. 18 Черновицкая епархия кроме герцогства Буковина охватывала в принципе и королевство Галиция, однако там была лишь одна-единственная православная община во Львове, к которой принадлежало от силы 60 военных: Головацкий Я. Ф. Народные песни… С. 602. 19 Об этих далматских епархиях и их предстоятелях с 1874 по 1920 г. см. Д. Ucmopuja Српске Православне Цркве. II Од почетка XIX века до kpaja Другог светског рата. Мьпснеп, 1966. S. 604—609. 20 Plцchl W. M. Die Wiener Orthodoxen Griechen. Eine Studie zur Rechts- und Kulturgeschichte der Kirchengemeinden zum hl. Georg und zur hl. Dreifaltigkeit des Metropolis von Austria (=Kirche und Recht 16). Wien, 1983. S. 69. В состав венской общины Святой Троицы и вместе с тем в состав Черновицкой Митрополии входила и небольшая тогда группа православных чехов в Праге, хотя в её распоряжении было собственное помещение для богослужений, см. Urban R. Die Tschechoslowakische Hussitische Kirche (Marburger Ostforschungen. Bd. 34). Marburg/Lahn, 1973, 99.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-tserkov-...

митрополита Кирилла 28 сентября 1864 года грамоту, в которой сказано, что если кто будет чинить раздор и возмущение против митрополита и всех епископов и опровергать заключенный церковный мир, да будет анафема проклят. После такого решительного, окончательного определения мы никаких новых определений по этому делу составлять не можем, a приемля означенную грамоту г. митрополита за правильную и душеспасительную, без всяких дальнейших толкований и разъяснений согласны утвердить ее своим подписом». 52 В руках комиссии был и другой, весьма важный обличительный документ против Кирилла. Антоний еще в то время, как писал к обоим Аркадиям жалобные письма на Кирилла, в которых сообщил известия о поставлении нового Московского епископа, такого же содержания письмо послал и к Сергию, который передал его потом «дворнику» (австрийский чиновник, которому поручен главный надзор за Белой Криницей). Этот документ, подписанный собственноручно Антонием и запечатанный его пятиглавою печатью, и был теперь показан Кириллу, как очевидное доказательство, что он действительно рукополагал для Москвы нового епископа. Предполагая, что Антоний прислал это донесение прямо австрийскому правительству, Кирилл с того времени начал звать его предателем. 53 Письмо Сергия из Черновиц от 20 ноября 1864 г. О том же писал в Москву к священнику Петру Федорову от 23 ноября и знаменитый инок Алипий Милорадов. Письмо свое он начинает текстом: вознесися судяй земли, воздаждь воздаяние гордым, и вообще не выражает ни малейшего сожаления об участи своего митрополита, с которым обыкновенно обращается очень неуважительно, за что и приходится ему нередко сидеть на цепи. У Кирилла, как и подобает митрополиту древлеправославных христиан, соблюдается еще старый добрый обычай сажать провинившихся монахов на цепь. В белокриницком саду, в том самом, где некогда скрывался приснопамятный Федор Васильевич Жигарев со своим храбрым товарищем, есть старая крепкая яблонь, к ней прочно прикреплена не слишком длинная железная цепь, к которой приковывают за ногу назначаемого на исправление инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В заключение он посоветовал климоуцким обратиться по своему делу с письменным прошением к епископу Евгению. Я просил, чтобы и он со своей стороны написал обо всем брату своему епископу, а климоуцкие просили кроме того написать еще и о том, чтобы епископ дозволил мне совершить над ними чин присоединения к церкви. Протоиерей ответил, что о моем приезде он уже писал епископу, что спрашивал и о том, соблаговолит он присоединять обращающихся, или нет. После сего я ходил к архимандриту, наместнику епископа Евгения, рассказал ему, что климоуцкие беспоповцы желают присоединится к церкви и просить снисхождения, чтобы дозволено им было совершать богослужение по московским старопечатным книгам. Наместник спросил: «что же, все они хотят присоединиться к церкви?». Я ответил: не все, а часть. Архимандрит сказал на это: «а когда не все, то нечего о том и говорить: то не можно!». Я осмелился заметить ему, что и в прежние времена редко бывало, чтобы все жители какого-нибудь места за раз принимали правую веру; но и о тех, хотя бы даже немногих, которые изъявят желание обратиться от заблуждения, нужно попечение иметь и в презрении их не оставлять. Архимандрит сказал: «вот приедет епископ, пусть его просят, как он хочет!». Возвращаясь из Черновиц въ Климоуцы, я проехал в город Сучаву исполнить свое намерение поклониться мощам святого Иоанна нового. Церковь , где почивают его мощи, посвященная имени святого Иоанна Предтечи, создана воеводой молдавским Стефаном: начато здание в 1513, а окончено в 1522 году. Церковь украшена внутри и снаружи стенным иконописанием, современным зданию: внутри иконописание все цело, а снаружи только частью сохранилось на полуденной стороне; письмо хорошее, имеет сходство с греческой иконописью. Здесь видел я изображения святых с именословным перстосложением благословящей руки, и начертания четырехконечного креста: именно на правой стене, на иконе Богоявления, у Спасителя благословящая рука изображена именословно, точно так же изображены благословящие руки у преподобного Павла и еще какого-то святителя (здесь же у Николы чудотворца рука изображена двуперстно), на левой стороне святитель Мелетий написан благословляющим именословно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вот каково самоволие поповцев! В Пасху Тимофей в разделении от своего митрополита совершал у Акинфа службу; прихожан, говорят, было немного. Апреля 13-го я совсем простился с климоуцкими и отправился в обратный путь. Они весьма сожалели, что остались не присоединенными к церкви. Прошение о присоединении, на имя епископа Евгения, у них было уже приготовлено и подписано; по моем отъезде они послали его в Вену к епископу, но, когда последует их присоединение к святой церкви, остается неизвестным. Из Черновиц мы выехали 14-го апреля. Мне захотелось побывать во Львове, посмотреть там православные церкви. В Черновцах православные церкви зовут волохскими: мы поэтому и во Львове стали спрашивать, где волохская церковь . Но там волохскими зовутся униатские церкви, – нам и указали униатскую, вместо православной (а православные называются там греческими). Вошли мы, и видим алтарь и царские двери, все как в православной церкви. Вышел из алтаря священник в нашем облачении, но бритый, и ставши на правой стороне от алтаря, начал совершать службу: тогда я понял, что это церковь униатская. Я подошел к левому клиросу, и спросил дьячка: не униатская ли это церковь? Он ответил: «Да, униатская». Я спросил еще: «Поминаете ли вы восточных патриархов?». Он ответил: «Не поминаем». «Однако же, говорю я, обрядность у вас восточных патриархов». Он отвечал: «Обрядность мы содержим патриархов восточных, а самих патриархов почему-то зовем схизматиками». Я сказал ему, что в России много униатов присоединилось к православию. Он ответил: «Нам здесь нельзя; у нас и то, чтó осталось православного, хотели отобрать, и мы благодарим Бога, что не отобрали!». – «А что это священник делает?», спросил я. Он ответил: «Литургию шопотишком служит». Я заметил, что у нас литургию шопотишком не совершают, и он согласился, что не следует. Отыскали мы потом и православную церковь , очень небольшую; священник сказал, что и прихожан весьма немного. Церковь существует более для войска, в котором есть довольно православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Через несколько дней во сне мне было внушение, что я должна поехать в Черновцы на Буковину. Все это восприняла не без удивления. Сестра Ксения поехала со мной. По пути заехали в Яссы, поклонились мощам преподобной Параскевы (Пятницы), затем зашли в монастырь, поклонились мощам святого Иоанна Сочавского (пограничный румынский город Сучава — в 80 км от Черновиц). Наконец, добрались до Черновцов. В городе отыскали общежитие, где обретались десять православных монахинь, обслуживающих больницу. Несколько дней жили у них. Я все никак не могла понять, для чего мне надо было сюда ехать. И что же? Как-то говорит мне одна из монахинь, что у них в городе живет русская княгиня, что она очень хочет меня видеть. Я пошла к ней. После разговора поделилась с ней своей скорбью, сказала, что не могу получить визу в Сербию. “Я Вам все устрою, — обещает моя новая знакомая, — приезжайте сюда еще раз после Пасхи” . Мы вернулись в Кишинев, я верила, что это все промыслительно. После Пасхи опять отправились в Черновцы. Княгиня говорит: “Через несколько дней приезжает сюда моя очень близкая знакомая, она придворная дама королевы Марии. Я ее попрошу, и она устроит Вам визу, поезжайте в Бухарест и ждите” . Мы отправились в Бухарест и снова разместились в русской церкви. После праздника Святой Троицы меня вызывают в русское посольство. Русский посланник с удивлением передает письмо из королевского дома от имени королевы Марии, в котором говорится, чтобы мне с сестрой выдали визу в Сербию. Через день мы ее получили. Все вышло по слову старца Филимона, который говорил, что мы под покровительством королевы Марии. Все это было настолько необычно, что невозможно выразить словами, сколь велика была милость Божия. Благодарила Господа несказанно. Сербия В Петров пост мы приехали в Сербию, здесь Господь сподобил, к моему великому благу, встретиться с Высокопреосвященным владыкой Феофаном , который стал моим возлюбленным о Господе старцем. С тех пор (это было в июне 1924 года) жизнь моя протекала под его духовным руководством, В Великий пост 1925 года я получила монастырь святых мучеников Кирика и Иулитты около Цариброда, сюда же удалось переправить и двадцать сестер, которые оставались в Кишиневе.

http://azbyka.ru/fiction/gody-stranniche...

День склонялся к вечеру. Ехали мы полями, лугами; мелькали села, церковки… Народ, по воскресному дню, высыпал на лужки, девушки в живописных национальных костюмах водили хороводы… Очаровательные идиллические картины! Словно светлое видение дорогой Холмщины… На одной из станций какой–то буковинский православный священник увидал нас в окно и спрашивает: «Вы русские епископы?» Узнав, что мы русские, очень обрадовался и вошел к нам в вагон. «Мы все русское так ценим, так любим, а украинцев мы ругаем…» — сказал он и при этом, действительно, выругался крепким народным словом… Наутро мы прибыли в Яссы. О приезде нашем мы предупредили из Черновиц. Нас встретили и повезли к митрополиту Пимену. Подъезжаем, — и тут не обыкновенный архиерейский дом, а великолепный дворец. Богатство, до роскоши… И вновь мы входим в величественные покои в нашем бедном одеянии. Митрополит Пимен встретил нас любезно. Когда я сказал ему, что его дворец прекрасен, он нам объяснил, что каждая епископская резиденция в Румынии одновременно является и резиденцией королевской семьи, когда она посещает какой–нибудь епархиальный центр. Он показал нам королевские покои в своем дворце, поразившие нас богатством убранства: шелка, бархат, золото, гербы… Эта тесная связь правящей династии с Церковью сказывается и тем, что в румынских храмах среди икон вешают портреты короля в военной форме и королевы в европейском платье. Правда, не у алтаря, а на противоположной, западной стене, смежной с притвором, там, где наши русские иконописцы изображали Страшный суд… Мы приехали утром (нам отвели помещение во дворце), до завтрака оставалось время, и нам предложили осмотреть сад. Он был большой, прекрасно возделанный. Мы полюбовались садом, виноградниками, где виноград уже поспел, и, по предложению митрополита, прошли с ним в собор к мощам мученицы Параскевы (покровительницы Молдавии), которые хранятся в чудесной раке. Завтрак у митрополита отличался изобилием и изысканностью яств. Он потчевал нас молдаванским вином собственных виноградников. После трапезы мы осматривали ясские церкви, отличающиеся пышностью: много позолоты, блеска, живописи — за счет стильности и художественных образцов церковного искусства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Служили Архиепископ Палладий 759 из Львова, Епископ Иов 760 , вновь назначенный в Казань, и заштатный Епископ из Черновиц Феодосий 761 и очень много священников униатов, присоединившихся к Православию. Правда, дождь помешал мне осмотреть все достопримечательности этой Лавры, но и за это, что видел и пережил, благодарю Бога. Из всех этих посещений вынес такое впечатление, что Троицко-Сергиевская Лавра отличается строгостью церк[овных] порядков. Киевская лавра производит впечатление своим торжеств[енным] пением. Почаевская лавра чарует своею красотою храмов и множеством посетителей и величиною. Удовлетворивши свои духовные желания, я отправился в Кишинев, где посетил Собор, правящего Архиепископа Нектария, а затем поехал к храмовому дню в свое село, где с разрешением Архиепископа отслужил вместе с местным священником Молебен с акафистом Б[ожией] М[атери]. Погостив у своих прихожан три дня, стал собираться в обратный путь, так как решил посмотреть и Москву, время отпуска истекало. В Москву, к сожалению, приехал в день Воздвижения Креста и не имел возможность побывать в этот день в каком-нибудь храме. Но все-таки за три следующих дня побывал в Кремле, где осмотрел храмы, в Новодевичьем монастыре, в Богоявленском Соборе, в церкви на Ордынке. Всюду красота, чистота и порядок и очень большое число верующих всех возрастов. Что особенно в Москве поражает – это много храмов ремонтируются и приводятся в порядок. Но вопрос: будут ли они даны в пользование верующим? Окружив и Кремль, как и все три Лавры, и осмотрев все, что мне было доступно, я после трехдневного пути прибыл в родной Ишим, как Вы, Владыко, выражаетесь, и вступил в свои настоятельские обязанности. И все мне кажется красивым и в порядке. Вот только мой собрат и сослуживец имеет большую слабость к «питию» и во время моего отсутствия сделал несколько неудачных выходок, и теперь мне приходится решить: жалеть ли его или верующих и вообще Церковь ? Я в течение года все скрывал и старался улаживать всякие неприятности его по отношению к церковным обязанностям, так как у нас личные отношения хорошие, но, к сожалению, дальше уже молчать нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Во второй половине 1940 г. Румынская Православная Церковь насчитывала 9067 священнослужителей, 4495 из них имели среднее духовное образование, 4527 — высшее богословское образование и 45 были докторами богословия. В это время в 10 Духовных семинариях (две из которых находились в Бухаресте) училось 2656 человек, в 5 Духовных академиях — 200 студентов и, кроме того, на 3 православных богословских факультетах университетов — 2500 студентов. Эти факультеты до лета 1940 г. существовали в Бухарестском, Кишиневском и Черновицком университетах, но после потери Бессарабии и Северной Буковины богословский факультет из Черновиц был переведен в Сучаву, а из Кишинева — в Яссы. [xix] На дальнейшей деятельности Румынской Православной Церкви сильно отразилось изменение политической ситуации в стране. Король Карол II был вынужден 6 сентября 1940 г. отречься от престола в пользу своего 18-летнего сына Михая I, но власть в стране фактически захватил генерал (позднее маршал) Ион Антонеску, ставший премьер-министром и «кондукэторулом» (вождем) румынского государства. Он создал авторитарный репрессивный режим и сразу же вступил в тесный союз с нацистской Германией. 12 октября в Румынию были введены немецкие войска, а 23 ноября 1940 г. она присоединилась к Тройственному пакту. Из всех союзников Гитлера Румыния выставила против СССР наибольшее количество войск и понесла самые значительные потери. Уже вскоре после прихода к власти, в ноябре 1940 г. правительство Антонеску объявило, что новый порядок будет введен и в Православной Церкви. В ответ Патриарх Никодим предложил Антонеску основные направления изменений: более тесную совместную работу с государством и серьезное ужесточение требований к кандидатам в иереи и епископы. 3 декабря Священный Синод совместно с министром по делам религии (культов и искусств) Браилеану представил правительству меморандум из 30 пунктов, в котором затрагивались организационные вопросы Церкви и проблема крещеных евреев. [xx] Начавший 3 декабря свои заседания после осеннего перерыва Свящ. Синод заявил, что потеря страной в 1940 г. своих земель была актом, противоречащим Божественной справедливости: миллионы румын и многие румынские храмы попали под власть чужеземцев; Церковь направила свои молитвы к Богу, с просьбами о восстановлении справедливости в отношении румынского народа. Наконец, Синод обещал новому государственному руководству свою помощь и призвал всех верующих к сплочению, дисциплине и порядку. [xxi]

http://bogoslov.ru/article/637896

   001    002    003    004   005     006    007    008    009