— Говорят, что береженого Бог бережет, но не место освящает человека, а человек место. Перед вами стою я, который провел в огне (показывает опаленные руку — ред.) более двух часов в 1986 году, когда мы тушили пожар в Московской духовной академии и семинарии. Я один остался жив. Мои товарищи погибли … Дорогие чернобыльцы, я знаю Ваши труды, пусть вам Господь воздаст за них! От Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира примите благословение и послание …   Пока живем, постараемся приезжать сюда хотя бы раз в год, на престольный праздник, 2 августа, на пророка Илию. Нет в Украине после Великой Отечественной войны другого такого мемориала, такого святого места, потому что люди, которые погибли здесь, в Чернобыле, в первые дни, ликвидаторы и мирные жители — это святые люди. Ликвидаторы не учитывали опасность для своей жизни, многие умерли сразу. Мы молились общей молитвой за этих людей. Они спасали нас с вами. «Нет больше любви, если кто душу свою положит за други своя … (Ин. 15,13). Будем помнить свои корни, беречь духовный корень — тогда все дерево, весь народ выживет. И ничего не бойтесь, благодать Божия будет вас хранить. Ведь «аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк.16, 18). Апокалиптические пророчества и иконы последнего времени — «Чернобыльский Спас» и Божьей Матери «Чернобыльской» Вместе с сотнями паломников мы приняли участие в традиционном крестном ходе вокруг Ильинского храма. Звучал знаменитый чернобыльский Колокол Скорби — в память о тысячах погибших. А с чудотворной иконы «Чернобыльский Спас» смотрели на верующих образы ликвидаторов.   … Рядом с Иисусом Христом и Божьей Матерью здесь изображены простые люди — энергетики, врачи, ученые, пожарные. Этот образ явился во сне известному энергетику Украины, ликвидатору аварии на ЧАЭС, а сейчас — президенту Всеукраинской общественной организации «Союз Чернобыль Украины» Юрию Андрееву. Долго он мучился со сновидением, пока не сказал о нем Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру. Предстоятель благословил написать образ «Чернобыльский Спас», и в 2003-м на праздник Успения Божией Матери у стен Успенского Собора в Киево-Печерской Лавре он был освящен. Верующие видели, как над иконой пролетел голубь, а затем в небе появились радуга и крест, в центре которого сияло солнце. Эту икону пронесли многими епархиями в Украине, ее копию подарили Храму Христа Спасителя в Москве. А «чернобыльское движение» приобрело международное значение, ведь ликвидаторы аварии на ЧАЭС происходили из разных стран СНГ.

http://pravmir.ru/chernobyl-voskresnet-i...

— Готовит ли Украинская Православная Церковь проведение каких-либо мероприятий, посвященных трагическому юбилею? — Традицией нашей Церкви стало проведение поминальных церковных мероприятий, посвященных страшной трагедии в Чернобыле. В этом году, по решению Синода УПЦ, в день 20-летия трагедии на ЧАЭС во всех православных храмах Украины будут совершены поминальные службы. Кроме того, Церковь примет участие в общественных панихидах, планируется проведение митингов-реквиемов, центром которых станут чернобыльские храмы Киева. — Недавно прошел крестный ход с иконой «Чернобыльский Спас». Как бы Вы прокомментировали это событие? — Крестный ход, объявший собой всю страну, несомненно, способствовал духовному укреплению православных граждан Украины. То, что эту икону во всех уголках нашей родины встречало множество людей, говорит об объединяющем характере таких церковных событий. Каждый верующий смог приложиться к святыне, напоминающей всем нам о страшных последствиях человеческих попыток построить на земле рай без Бога. — Одной из опасных болезней нашего общества является забвение ошибок прошлого. Как Вы считаете, сможет ли Чернобыльская трагедия стать тем страшным уроком, который послужит вразумлением для нынешних и будущих поколений? — Мы на это надеемся и молимся Господу, чтобы он просветил светом истины всех своих недостойных чад, каковыми мы являемся. К сожалению, после этой катастрофы в нашем обществе не были сделаны соответствующие выводы, люди по-прежнему потребительски относятся к земле, на которой живут, забывая о колоссальной ответственности человека за врученный Богом дар жизни. Православная Церковь, осознавая свою ответственность за судьбы мира, глубоко обеспокоена проблемами, порожденными современной цивилизацией. Окружающая природа полностью вовлечена в жизнеобеспечение человека, и нарастающий экологический кризис вынуждает пересмотреть наши отношения с окружающим миром. До тех пор, пока человечество не научится мудро использовать данные Богом ресурсы природы и достижения цивилизации, оно не будет застраховано от подобных трагедий.

http://patriarchia.ru/db/text/107933.htm...

В 1813-1814 г.г. архитектор Андрей Меленский пристроил к западному притвору трехъярусную ампирную колокольню. Одновременно на средства купца Федора Рябчикова проведен значительный ремонт. В 1863-1867 г.г. древние фрески были " обновлены " масляными красками, после чего их пришлось расчищать и реставрировать в 1906-1914 и 1935 г.г. Архитектурная реставрация древнерусской части, с которой была снята поздняя штукатурка, проведена в 1909-1913 г.г. под руководством Петра Покрышкина. В следующем году были полностью раскопаны фундаменты разрушенной части древнерусского храма. В результате всех перестроек Спас на Берестовом превратился в настоящую энциклопедию архитектурных и художественных стилей. До 1889 г. Спас использовался как приходская церковь Дворцовой части. Известно, в частности, что здесь в 1825 г. состоялось венчание будущего декабриста князя Сергея Волконского с дочерью генерала Марией Раевской. С 1908 г. храм перешел в ведение Лавры, но службы в нем не проходили. После сооружения церкви Александра Невского его передали религиозной общине единоверцев, а в 1913 г., когда построили единоверческий храм Иисуса Сладчайшего, Спас на Берестовом вернули православным. В советское время храм превратили в музей. В 1932 г. церковь Спаса на Берестовом, отобранную у церковной общины, открыли для посещений экскурсантов как объект " Всеукраинского музейного городка " . Богослужение было возобновлено в 1992 г. Настоятелем храма являлся архимандрит Тихон (Софийчук). С 2002 г. Спасо-Преображенский храм находится на реставрации. В настоящее время службы совершаются на улице, у входа в храм, в связи с закрытием храма " на ремонт " . В июле 2010 г. был поврежден ураганом центральный Крест храма. 18 января 2013 г., по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в сослужении епископа Бородянского Варсонофия освятил отреставрированный крест центрального купола храма Спаса на Берестове. Во время реставрации специалисты сняли старый позолотный слой с поверхности креста, исправили его каркас, изогнутый при падении, изготовили и установили утраченные декоративные элементы и основу для крепления креста на макушке, а также нанесли слой сусального золота.

http://sobory.ru/article/?object=06203

Несколько лет назад в столице был возведен еще один «чернобыльский» храм — во имя святителя Феодосия Черниговского, который по праву считается покровителем людей, пострадавших от взрыва на ЧАЭС. По инициативе нашей Церкви почти во всех крупных городах Украины установлены памятные знаки, напоминающие людям о Чернобыльской трагедии. Это способствует привлечению внимания нашего общества не только к экологическим проблемам и опасности повторения таких катастроф, но и к бедственному положению людей, которые предотвратили более масштабные последствия аварии на ЧАЭС. Взаимодействие Церкви и чернобыльских организаций способствует решению многих вопросов, начиная от текущих проблем чернобыльцев и заканчивая глобальными вопросами экологической безопасности. — Ваше Блаженство, Вы благословили написание иконы «Чернобыльский Спас», которая стала святыней ликвидаторов и потерпевших. Она необычна по сюжету… — Она была написана по инициативе «Союза Чернобыль Украины», крупнейшей общественной организации, объединяющей чернобыльцев. Икона является видимым выражением христианского единства. Через образ осуществляется мистическое единение в Боге всех, с верою и любовью притекающих к нему. Несомненным фактом является то, что икона «Чернобыльский Спас» придала особое духовное осмысление страшной чернобыльской трагедии и христианского подвига людей, не пожалевших своих собственных жизней ради всеобщего блага. Господь наш Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих». Нужно отдать должное мужеству людей, которые исполнили свой общественный, а главное, христианский долг, осуществив в своей жизни самую главную и, наверное, самую тяжелую заповедь Господа — заповедь любви. Икона действительно немного необычна, но она ведь и посвящена особому трагическому событию в истории нашего народа. В ее центре находится обожженная радиацией сосна, по форме напоминающая крест, которая символизирует глубокую скорбь от выпавших на долю нашего народа испытаний. Но сюжет иконы в то же время оптимистичен, он дарит надежду на возрождение, об этом говорят и солнце, восходящее из-за саркофага на горизонте, и зеленеющая трава на переднем плане.

http://patriarchia.ru/db/text/107933.htm...

На мой взгляд, причина кризиса современной иконописи коренится совсем не в отказе следовать в фарватере (точнее, плестись в хвосте) современного искусства. Совсем наоборот: именно это она слишком часто и делает, вполне органично встраиваясь в постмодернистский контекст и не имея духовной и эстетической воли найти другой путь. Слишком уж многое здесь определяются ключевыми словами из словаря постмодерна: эклектика, гламур, хаос концепций, маргинальность, симулякр… Конечно, как правило, авторы подобных произведений не ставят перед собой задач создавать именно такое искусство – но таким уж у них оно получается. Поиск идет и в расширении границ иконописного стиля, и в создании новых иконографических изводов. Не говорю уже о таких одиозных примерах, как «иконы» Распутина, Сталина и Гитлера, – в церкви их все же не увидишь, хотя на выставках актуального искусства посмотреть можно. Но десятки современных икон, находящихся в храмах (и в особенном множестве представленных в церковных лавках), полностью встраиваются в контекст то наивного искусства (Чернобыльский Спас, Плач Христа об абортах), то сувенирного китча, то безвкусной эзотерики в духе Нью-Эйдж (Русь Воскресающая), то самозванного визионерства , а также соцарта (иконы почитаемого в некоторых кругах как мученика Евгения Родионова – в современной десантной форме и т.д.) и гламурного оформительства. Чего здесь нет – так это прежде всего искусства. Пожалуй, лишь принцип постмодернистской иронии из этого так называемого творчества изъят, но зато оно само слишком уязвимо для как минимум ироничного отношения. Я уже не говорю об огромном количестве цветных фотопанно, воспроизводящих, условно говоря, «десять лучших образов византийского искусства», от Равенны до Троицы Андрея Рублева. В храмовом пространстве они нередко соседствуют с барочными иконостасами или с академической живописью XIX века – или без всяких затей прикрывают собой аскетично-белые оштукатуренные стены какой-нибудь новой церкви, построенной из силикатного кирпича.

http://bogoslov.ru/article/3197959

Так происходит и сегодня – кто-то оглядывается на ранневизантийское, кто-то – на древнерусское искусство, а кто-то – на искусство XIX века или учитывает опыты начала XX века. И сегодня создаются новые иконописные произведения. Вдохновение иконописцы ищут в древних образцах, а создают – что-то свое, новое – и в графике, и в рисунке, и в цветовом строе… Например, это можно сказать об иконах, написанных Александром Солдатовым. Избранные святые Германии. Фреска местного ряда храма Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. 2008. А.Н. Солдатов А можно идти путем реконструкции предыдущих художественных решений. Например, росписи в храме Явления Божией Матери преподобному Сергию при детском доме слепоглухих в Сергиевом Посаде. Росписи храма Явления Божией Матери преподобному Сергию. 2012 В регионах России иконописцы могут учитывать местную практику. Допустим, наш выпускник иконописец Самсон Марзоев. Во-первых, его осетинский темперамент виден в его работах, стоит хотя бы взглянуть на росписи крестильного храма в лавре. Там видно, где рука Солдатова, где рука Марзоева – его живопись пожестче, более кавказская. Когда он работает в Осетии, то создает произведения, учитывая еще и традиции своего края. Росписи храма Явления Божией Матери преподобному Сергию. 2012 Новая иконография – с сомнениями и без – А если говорить именно о новой иконографии, о том, что сделала матушка Иулиания, разработав вместе со святителем Афанасием иконографию иконы «Всех святых, в земле Российской просиявших», сейчас появляется что-то новое, интересное? – Конечно. Во-первых, сейчас создаются образы новых святых. Это, конечно, не сложная композиция, но новая иконография. Нужно создать произведение, в том числе выверяя иконографию. Потому что XVIII век, XIX век с их невниманием к богословию иконы, к смыслам, – часто в отношении одежд и атрибутов, влияет на современное иконописание. Иконы могут быть в этом смысле не продуманные. Но, что касается сложных икон, здесь тоже есть интересные опыты, к примеру, Соборов новомучеников. Категорически неудачной мне кажется, например, икона «Чернобыльский Спас». Мне не нравится ни одна из икон Богородицы «Воскрешающая Русь». Не нравится не только потому, что у нее – сомнительный источник. Само решение иконы вызывает вопросы.

http://pravmir.ru/arhimandrit-luka-golov...

В 1873 году здесь проездом был Александр II, возмутившийся тому, что в Чернобыле вместо храма одно лишь пепелище - храм сгорел незадолго до этого очередной раз - и на строительство нового из казны было выделено 30 тысяч рублей. Строительство велось при прямом содействии царя. 5 лет спустя в Чернобыле был установлен бюст Царю-освободителю, который впоследствии без вести пропал в советские годы. Однако, при реставрации Свято-Ильинской церкви в 2003 году он был неожиданно найден под притвором, вероятно, закопанный там прихожанами. Сейчас бюст хранится в храме и доступен для осмотра. Дважды храм хотели взорвать: первый раз местные активисты-безбожники в 20-ые годы, но им помешали верующие чернобыльцы, которые легли в храме на пол и были готовы разделить приговор вместе со своей святыней, а второй раз – в 1941 году, когда советские войска посчитали храм стратегическим объектом для врага. При отступлении церковь заминировали, но простые верующие, снова ценой собственной жизни, спасли храм, собственноручно вынеся взрывчатку. С 1994 года, по просьбе вахтовиков и работников станции, храм был открыт, и с тех пор он функционирует как приходской. В 2003 году начались работы по возрождению храма. В память о погибших при катастрофе и от радиоактивного заражения, а также во здравие выживших для храма была написана икона " Чернобыльский Спас " . По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира с 2001 года в храме возобновлены богослужения. На 25-летие катастрофы, в 2011 году храм посетили Президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович, где их встретили патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Чернобыль расположен в 18 км юго-восточнее Чернобыльской АЭС. В настоящее время в городе проживают только работники ЧАЭС, работающие на вахтовой основе, и самосёлы. В Ильинском храме, как и в некоторых местах Чернобыля, радиационный фон в пределах нормы. В настоящее время храм функционирует как обычный приход, единственный пока в Чернобыльской зоне. На территории храма находится «колокол скорби»: каждый год в ночь аварии, в 1 час 23 минуты в него звонят, причем количество ударов равняется числу лет, прошедших с момента катастрофы.

http://sobory.ru/article/?object=51718

Издавна в Чернобыльских краях, как отмечал в своих трудах Киевский историк Лаврентий Похилевич, почиталась икона святителя Николая, которую в народе называли «исцеляющая многих». Свидетельством этому является драгоценная риза из золота и серебра, в которую до революции была облачена святыня. В годы большевизма, когда было решено уничтожить храм, икону разрубили на три части, но благочестивыми людьми она была спасена. Икона всегда находилась и находится сегодня в Ильинском храме. После аварии вандалы хотели похитить святыню, но святитель всегда стоял на страже храма и образа, отпугивая непрошеных гостей. Второй, уже современной, святыней Ильинского собора является известная далеко за пределами Украины икона «Чернобыльский Спас». Написана икона по замыслу Ю.Б. Андреева, который в свое время получил на атомной станции большую дозу облучения, но с Божьей помощью выжил. Сейчас Юрий Борисович – президент «Союза Чернобыль» Украины. Много раз во сне он видел этот образ, но боялся кому-то об этом рассказать. И вот однажды, спросив совета у Блаженнейшего Митрополита Владимира, получил благословение на написание этого образа. Художественную работу выполнил иконописец Владислав Горецкий. На праздник Успения Богородицы 2003 года этот образ был освящен Его Блаженством и получил постоянное место пребывания в Ильинской церкви Чернобыля. Иконография иконы отличается необычностью: сверху Спаситель, Пресвятая Богородица и архангел Михаил, в нижней части в центре известная Чернобыльская сосна, которая растет в форме креста и опалена радиационными лучами, с одной стороны от нее живые ликвидаторы, с другой – души усопших. Частицы мощей святителя Феодосия Черниговского, преподобного Серафима Саровского, священномученика Владимира Киевского. http://azbyka.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51718

Обращаясь к собравшимся со ступеней храма, Святейший Патриарх Кирилл выразил уверенность, что чернобыльская трагедия должна побудить народы России, Украины и Белоруссии к единению: «Это удивительный пример солидарности людей перед лицом общего врага. Пусть он никогда не изгладится из нашей памяти. Пусть он вдохновляет нас на сохранение братских отношений друг с другом. Пусть границы, которые существуют между государствами, никогда не разделят наш народ, духовно единый и в большинстве своем православный. Пусть границы никогда не разделят братские народы Украины, Белоруссии и России. Верим, что Господь приклонит милость к нам и сегодня, поможет нам устроять мирную и процветающую жизнь. Пусть Господь хранит Украину, Российскую Федерацию, Беларусь и их народы, ограждая нас от всяких скорбей и бед, которые требовали бы человеческих жертв. А мы будем верно хранить память о тех, кто жизнью своею защитил землю сию от страшной смертельной опасности». Блаженнейший митрополит Владимир вручил Его Святейшеству орден святителя Феодосия Черниговского Украинской Православной Церкви. Затем участники мероприятия прибыли к мемориалу в память о первых жертвах чернобыльской катастрофы, расположенному непосредственно на площадке перед зданием АЭС. После заупокойной ектеньи и пения «Вечной памяти» всем погибшим в результате аварии главы России и Украины, Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший митрополит Владимир возложили к памятнику цветы. Собравшимися был пропет Пасхальный тропарь «Христос Воскресе». Впервые Свято-Ильинский храм упоминается в летописях XVI века. С тех пор церковь неоднократно разрушалась и вновь восстанавливалась. В последний раз храм закрыли в апреле 1986 года, после аварии на ЧАЭС, однако в 1994 году он был снова открыт по просьбе работников станции. В 2003 году начались работы по возрождению храма. В память о жертвах катастрофы и во здравие выживших специально для храма была написана икона «Чернобыльский Спас» . Вчера вечером Патриарх Кирилл также принял участие в международной конференции «После Чернобыля: общая боль, общая забота, общая надежда. Осмысление итогов и уроков катастрофы», проходящей в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/27/et...

Охранники говорят, что в Чернобыль лишь дважды в год — «на гробки» и «на Илью» пропускают почти все авто. Найти Ильинскую церковь можно только через GPS или ОБС (одна бабушка сказала): церковь — древняя, построенная еще при царе Александре II, поэтому ее адрес знают все. На престольный праздник возле храма — множество автомобилей и автобусов. Людей — несколько сотен: уважаемое духовенство и много паломников из разных концов Украины. Мы приехали как раз незадолго до крестного хода. В притворе, по народному — в «бабинке» встретились с коренными чернобыльцами. Анна, Роза, Мария и группа верующих бабушек, жительницы Чернобыля: — Знамение было над церковью три года назад, у облаков. И сейчас собирается, смотрите. Это не каждый год бывает — как сияние в виде круга над куполами. Наш храм — древний, его построили еще при царе Александре II Романове, деде царя Николая II — сейчас Царственного мученика. В 2003-м, когда храм ремонтировали, именно «в бабинке» под полом и нашли бюст царя Александра, теперь он в храме. У нас также есть чудотворные иконы: древняя святого Николая Чудотворца, поруганная коммунистами, и новые — это «Чернобыльский Спас» и икона Божьей Матери «Чернобыльская». Многие исцеляются здесь, у нас. Сразу была, конечно, радиация, может, и сейчас есть. Пусть Бог дает всем, кто приезжает к нам, здоровья, чтобы дожили до наших лет. Мы едим все свое: овощи, фрукты, ловим рыбу, собираем грибы, коров держим, молочком внуков поим — все, как всегда. И, видите, ничего, живем, хотя сразу после аварии нам говорил один американский ученый, мы проживем максимум 7 лет — у всех будет рак. Никакого рака у нас нет, Слава Господу. Хотя Ильинский храм и территория, где мы стоим — это вторая зона … Живая проповедь покаяния и сила пророка Илии — в Чернобыле 30-километровая зона вокруг ЧАЭС заражена, как утверждают ученые, до сих пор. Но на территории храма во имя святого пророка Илии дозиметр показывает 5-8 микрорентген в час, тогда как в Киеве, например, этот показатель — 18 мкрн. Чернобыльцы говорят, что их вера прошла испытание огнем, их охраняет Господь, небесные молитвы ревнителя веры пророка Илии. По Святому Писанию пророк Илия был взят Господом живым на небо в вихре на огненной колеснице (4 Цар. 2,11). Пророчество утверждает, что именно пророк Илия появится снова живым перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/chernobyl-voskresnet-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010