Убранство второго этажа представлено спаренными колонками, на углах собранными в пучки. Окна снабжены профилированными фронтончиками. С северной стороны колонки заменены пилястрами. По верху здание огибает узорчатый пояс. Пояс венчают острые кокошники. Барабаны установлены на основания, прикрытые кокошниками, и украшены лепниной. На барабанах – граненые главки. Цветные изразцы обрамляют окна апсид и сгруппированы отдельными вставками по углам. Церковь Вознесения отличается от других устюжских храмов сложностью объемно-пространственной композиции, исключительным богатством декора, что роднит ее с московскими храмами середины 17 века. Возможно первую каменную церковь в Устюге возводили приезжие мастера: купец Ревякин, богатейший из устюжан, числился в столичной гостиной сотне и, видимо, пригласил в Великий Устюг московских мастеров. По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976. Церковь во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа является древнейшим из сохранившихся каменных храмов города (находится на Советском проспекте у Земляного моста). Вознесенский собор каменный, двухэтажный, совмещает шесть престолов, часовню и колокольню. Юго-восточную часть здания занимает главный холодный храм Вознесения Господня, с юго-западной стороны находится часовня. На северной стороне холодного храма теплый храм Богоявления Господня, с приделом Воздвижения Честного и Животворящего Креста. В верхнем этаже над теплым храмом теплый же храм Воскресения Христова, под колокольней, придел Святого Дмитрия Царевича Московского. Над часовней холодный храм во имя Всех святых. Над холодной папертью возвышается восьмигранная колокольня. Церковь стоит на месте, где с XIII века находились деревянные храмы, много раз горевшие и восстанавливаемые вновь. Первоначально было две деревянные церкви холодная - Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и теплая - Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.68 Существующий храм построен в 1648 году на средства великоустюжского купца Никифора Ревякина.

http://sobory.ru/article/?object=00248

337. с. Межиречка 284 (при р. Уше) волости Татарновичской. Церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Построена в 1772 году на средства прихожан. Деревянная, крепка, крыта гонтом с такою же колокольнею. Утварью и ризницею достаточна. Крупные землевладельцы – наследники помещика Феликса Трипольского. Дворов – 52¾, прихожан – 471 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Васькович в 3 вёрстах. 338. с. Игнатполь 285 (при рч. Жереве) волости Велико-Фосненской. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Когда и кем построена – неизвестно. Деревянная, крыта железом, крепка. Утварью и ризницею достаточна. При ней дерев. крепкая колокольня, крытая гонтом. Крупный землевладелец – дворянин Димитрий Святослав. Бержинский. Дворов – 39¾, прихожан – 322 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему самостоятельному приходу с. Васькович в 5 вёрстах. 339. с. Выгов 286 (при руч. Могилянке) волости Искоростьской, от Житомира 75 вер., от Овруча 50 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Киева 100 вер., ближ. почт. ст. Искорости 10 вер., от ближ. приход. с. Могильны в 4 вер., Белошиц 7 вер. и Ушомира (Жит. у.) – 7 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Построена в 1744 г. на средства прихожан. Деревянная, крыта железом, требует фундаментальной починки. При ней деревянная, крытая гонтом колокольня – требует тоже починки. Предполагается строить новую дерев. церковь по новому проекту, уже составленному. Есть две Благодатных иконы Богоматери: одна в алтаре на горнем месте, а другая в средней части храма в иконостасе над Царскими вратами. Отпустов нет. Проводы бывают в Фомин понедельник. Имеются две часовни. Одна на кладбище в с. Выгове, построена в 1813 г. помещиком Фомою Жолондковским. Деревянная, крайне ветха. Внутри не имеет никаких украшений, и молитвословий в ней не совершается. Другая часовня находится на кладбище в дер. Купище в 6 вер. от церкви. Построена в 1844 г. на средства прихожан. Деревянная, крыта гонтом, ветха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

приход. м. Пятки 10 вер. и с. Турчинова – 10 вёрст. Приход 7-го кл. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Построена 1865 г. на казённый счёт. Деревянная на каменном фундаменте, с такою же колокольнею. Земли: усад. 3 дес., пахот. в 1-ю смену 11 дес. 588 саж., во 2-ю см. 13 дес. 1746 саж. и в 3-ю см. 8 дес., сенок. с лесом и зарослями 23 десятины. По качеству грунта земля песчана. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 р. и 1 псаломщ. – 50 руб. Церк. дома и хозпостройки, кроме амбара для священника, весьма ветхи. Есть благодатная икона Божией Матери. Отпуст – 15 августа. В деревне Крутой церк.-приход. школа сущ. с 1884 г. Имение вдовы отставного корнета Варвары Давидовой Буратовой Дворов – 72¾, прихожан – 523 д. об. п.; старообр. 36 д об п., р.-кат. 56 д. об. п. Свящ. – Иоанн Филим. Михалевич (с 1884 г.) и псаломщ. – Александр Иван. Левицкий (с 1861 г.). 98 с. Дидковцы (при р. Тетереве) волости Чудновской, от Житомира 45 вер., от ближ. почт. ст. Чуднова 5 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Ольшанки 8 вер., от ближ. приход. м. Чуднова и с. Сербиновки – 5 вёрст. Приход 4-го кл. Церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Построена в 1775 г. на средства прихожан. Деревянная, на кам. фунд., с такою же колокольнею. Иконостас вновь вызолочен и церковь вся раскрашена в 1879 г. Копии метрич. книг хранятся с 1781 г., а испов. ведом. с 1810 г. Земли: усад. 3 дес., пахот. и сенокосной с неудобною 52 десятины. По качеству земля местами чернозёмна, местами глиниста, песчана и болотиста. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 руб., 1 псаломщ. – 50 руб., пономарь – 38 руб. и просф. – 16 руб. Причт. дома и хозпостройки очень ветхи. На церковной земле принадлежит церкви кладовая, построенная для «канунной» надобности 120 . Есть ещё в приписной деревне Дрыглове каменная часовня, построенная в 1884 г. по случаю ужасного события 1 марта 1881 г. Церк.-приход. школа сущ. с 1872 г. Деревни прихода Серики в 3 вёрстах, Лужаи, Новоселки, Дрыглов в 2 вер., Рудня Дрыгловская, Рудня Барткова, Ставки, Поповичка, Морочкина, Лесная и Шкорки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Первая запись Белевца Посацкого человека Авдея Андреева сына Басова, который в 1701 году, «для поминовения душ родителей своих, поступился сему монастырю своим купленным порозжим лавочным местом, что купил он у Белевца Посацкаго же человека у Семена Семенова сына Селина в Белеве, идучи из колачного ряду в малой соленой ряд побоч лавки посадского человека Давыда Красильникова; а по мере того поступного лавочного места в длину и ширину полчетверти аршина. А поступился он тем местом, вместо вкладу за семь рублей. На этом месте была построена сперва деревянная, а около 1764 года нынешняя каменная Никольская часовня. Вторая поступная запись 1712 года Белевского уезда собора Николая Чудотворца Гоступского Протопопа Иосифа сына Поликарпова, который, как сказано в записи «поступился в Белевский Воздвиженский девичий монастырь, двором своим, со всяким дворовым и хоромным строением, что его есть без остатку и огорожею заборов и с местом в Белеве, близ оного девичьего монастыря у стены, для распространения сего монастыря и от утеснения церковного каменного строения. Место это поступное место в длину 14 и 12 сажень, а поперег в обоих концах по 8 сажень с аршином. Место оценено в записи в 70 рублей. Из слов этой записи, что протопоп Иосиф поступился своим местом «от утеснения оного монастыря церковным каменным строением,» можно с достаточною вероятностию предположить, что в это время в мопастыре строилась или незадолго перед тем была построена, вместо деревянной (упоминаемой в писцовых книгах 1625 года), нынешняя каменная Соборная церковь в тоже наименование. Церковь эта описана впервые подробно в описи 1761 года и значится трехпрестольною в настоящей во имя честного и животворящаго Креста Господня, а в пределах во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы и Св. Великомученика Федора Стратилата. Попечением той же незабвенной Игуменьи Патрикии, храм сей был снабжен, усердием чтителен ее благочестивой и ревностной ко благу обители жизни, богатою утварыо, из коей до селе уцелели две самых замечательных вещи: большое напрестольное Евангелие в дорогом сребропозлащенном окладе и сребропозлащенные сосуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вознесенье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1884. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ленинградская область, Подпорожский район, с. Вознесенье, левый берег Свири Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью Вознесенский приход. РФ: пгт Вознесенье, Подпорожский р., Ленинградская обл. РИ: с. Вознесенье, Лодейнопольский у., Олонецкая губ. Приход. Прихожане проживали в селе Покровско-Вознесенского прихода (так в ведомости), при церкви: домов 137, число душ - мужского пола 310, женского 391. Церкви. Покровская церковь построена в 1884 году тщанием крестьянина Ивана Петровича Сергешина (?) по левую сторону реки Свирь. Престол один - во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Каменная, тёплая, в одной связи с колокольней. Была крыта железом и окрашена медянкой. Церковная ограда: с восточной и южной сторон - железная на каменном фундаменте, а с западной и северной - решётчатая деревянная, на деревянных столбах. Ближайшие церкви: в селе Гежесельге - Свято-Троицкая и в селе Шустручье Казанская в 8 верстах, Пустынская Вознесенская в 1/2 версты. Часовни: - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, вблизи Покровской церкви, в селении Намойные Пески, деревянная, построена в 1777 г. В 1905 г. отремонтирована церковным старостой Петром Афанасьевичем Иткиным на свои средства: покрыта железом, обнесена резной оградой, внутри оклеена и позолочена, окрашена снаружи медянкой. Богослужение совершалось 2 октября и 9 мая, после литургии в храме; - во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, при Онежском канале, в селении Намойные пески, деревянная, в связи с колокольней, построена в 1867 г. усердием отставного рядового Давида Декина, молебны совершались 14 сентября после литургии в храме, в 3-ю неделю Великого поста (Крестопоклонную), 29 июня и 15 августа. - 3-я часовня ? Причт. Указом Св. Синода от 22 декабря 1899 г. закрыты штатные места 3-го священника и 3-го псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=45410

Причины таких ответов тобольской консистории были обусловлены особым отношением в этот период времени светских и духовных властей к деятельности приходских общин. Известно, что XVIII век был отмечен последовательной правительственной политикой по ограничению церковного строительства, особенно в отношении часовен. Этот период ограничительных мер вошел в отечественную историю под названием «часовенного разбора». Именным указом Петра 1 от 25 ноября 1707 года в целях уменьшения финансовых и трудовых затрат населения и сохранения материальных ресурсов возведение часовен было повсеместно запрещено. В марте 1722 года Синодом было принято еще более радикальное решение «о разобрании всех существующих часовен и нестроении впредь новых». Одним из ревностных сторонников этой правительственной политики был тобольский митрополит Антоний Стаховский, который уже в январе 1723 года сообщал в Синод о разборке всех существовавших в Сибири старых часовен. Последующее время вновь было отмечено энергичным стремлением духовных владык полностью исключить из церковной жизни практику часовенного строительства. В июне 1734 года последовало определение Синода: старые часовни оставить в «прежнем состоянии», а новых не строить. Запрет касался также восстановления ветхих или сгоревших часовен. Несмотря на существовавшие запреты в 1772 году Матвей Трофимович Толщин вновь обратился к тобольскому митрополиту Варлааму за разрешением обновить существовавший на сопке крест и обнести его оградой. В своем обращении Толщин писал: «в память всех тех бедственных произшествий по принесении Всевышнему Богу благодарственного молебствия на той горе поставили крест Христа Спасителя, и в каждый год по два раза в самыя дни избавления, то есть после святыя Пасхи в девятую неделю и сентября 14 числа в день воздвижения честного креста господня по церковному чиноположению имели крестное хождение. А ныне тот поставленный на горе крест пришел во обветшание...». И в этот раз тобольский духовный владыка, следуя инструкции Синода о жесткой регламентации крестных ходов, поклонения крестам и местным святыням, ответил отказом. Во время одного из сильнейших наводнений, разрушивших мост через Качу, и затруднивших сообщение посада с холмом Кум-Тигей, памятный крест из часовни был перенесен в кладбищенскую Всехсвятскую церковь, где, по сообщению городских властей сгорел вместе с церковью в 1797 году.

http://sobory.ru/article/?object=00952

Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской (Ялта) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Строительство часовни началось в 2006 году и продолжалось в течение трех лет. 26 сентября 2009 года Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь освятил часовню в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских в Ялте. Содержание История [ править править код ] 26 сентября 2009 года Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь освятил часовню в честь Собора новомучеников и исповедников Российских в Ялте. По совершении чина освящения часовни-мемориала памяти новомучеников и исповедников Российских на Набережной Ялты Высокопреосвященнейший владыка Лазарь обратился к собравшимся на богослужение с приветственным словом, в котором сказал: Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры! Милостью Божией, освятили мы ныне святую часовню, которая посвящена светлой памяти новомучеников. Поистине, это мужественные воины Христовы, в тяжкие времена богоборчества жизнь свою положившие ради нашей святой Православной веры! Хочу особо подчеркнуть, что наша святая Крымская земля, как это не раз бывало в истории, оказалась в самом эпицентре трагических событий.В ослеплении духовном новые строители утопического «рая земного» разрушали храмы, закрывали монастыри. Целый сонм новомучеников и исповедников явлен был в нашей благословенной Тавриде в эту поистине страшную годину лихолетья. В этом дивном сонме имена священномучеников Порфирия (Гулевича), Сергия (Зверева), Никодима (Кроткова), Лаврентия (Князева) и многих-многих других. Пример их верности Церкви Православной, великой любви о Господе, мужества и самоотвержения имеет в жизни современного христианина поистине непреходящее значение. Глубоко отрадно и промыслительно, что освящение этой прекрасной часовни приходится на канун великого и спасительного праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Именно этот Крест был центром и высшим смыслом жизни новомучеников и исповедников Христовых, горячо почитаемых нами.

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_Новому...

II) Петровская, Погромец тож, помещичья слобода, лежит на правом берегу реки Оскола в 26 верстах от Валуек. В ней небольшие господские конский и рогатого скота заводы. Ярмарок бывает семь: 1) февраля 2, 2) в Вербное Воскресенье, 3) в день Преполовения Господня, 4) по Пасхе в десятую пятницу, 5) июля 24, 6) сентября 1, 7) ноября 21 чисел; а сверх оных по воскресеньям еженедельно бывают базары. При сей слободе на реке Оскол четыре мельничных анбара, в коих 14 помольных, 3 толчейных и два сукновальных постава. III) Слобода помещичья Николаевка, Мандорова тож, от Валуек в 18 верстах. Ярмарки в ней бывают: 1) в Вербное Воскресенье, 2) июня 24, 3) сентября 1, 4) декабря 6 чисел. IV) Никитовка помещичья слобода, лежит при речке Палатовке от Валуйка в 32 верстах. В ней бывает в году девять ярмарок: 1) января 1, 2) февраля 2, 3) в Крестопоклонную неделю, 4) в Фомино воскресенье, 5) в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста, 6) августа 6, 7) сентября 25, 8) ноября 1 и 9) декабря 9 чисел. V) Слобода помещичья Венделевка на речке Ураевой от города Валуек в 25 верстах. Ярмарки в ней бывают: 1) марта 1, 2) в день Преполовения Господня, 3) октября 1, и 4) ноября 21 чисел. Историческое сведение о Валуйском Успенском монастыре Валуйский Успенский монастырь заштатный находится в Валуйском уезде близ города Валуек в 3 верстах и местоположение имеет между стеченем рек Оскола и Валуя. Основание сего монастыря‚ как значится по монастырским запискам, положил государь Великий Князь Михаил Феодорович в 7121 или в 1613 году, во время выезда своего против крымских татар. Но до того еще времени на месте нынешнего монастыря была часовня с иконой Св. Николая Чудотворца. При сей часовне жил монах Корнилий происхождением из отставных служивых и при нем еще три монаха. Во время похода государева сему монаху от роду было уже боле ста лет. Монастырь сей известен по Украине более иконой Св. Николая Чудотворца, о коей в записках монастырских значится, что она вскоре по заведении монастыря найдена нечаянно одним Валуйским жителем при кошении им травы близ реки Оскола и Валуя у самого стечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В первом докладе министру внутренних дел РФ Виктору Фёдоровичу Ерину указывалось, что у телецентра в Останкино погибли 196 человек (Платонов А.М. Кровавый оскал либералов … С. 10). По данным п олковника МВД в отставке Олега Тарасовича Сазонова, в здании парламента погибли 926 человек, в том числе трое детей (Воспоминания из ада: Белый дом, октябрь 93-го//Друг для друга online [Интернет-ресурс]. 2004. 28 сентября. URL: http://dddkursk.ru/number/521/new/001352/ – дата обращения: 04.01.2023). Общее число погибших в трагических событиях сентября-октября 1993 года составляет не менее 2000 человек. 8. Часовня Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в память о трагедии осени 1993 года (архитектор: Л.Г. Полякова) В 1993 году архимандрит Кирилл (Павлов) говорил своим духовным чадам: «Да, хребет России почти сломали» (Помним: жизнь и наставления архимандрита Кирилла (Павлова)/сост. священник Виктор Кузнецов. М., 2018. С. 311). Но русские люди верят, что подлинное возрождение России впереди. Шевченко Валерий Анатольевич , кандидат исторических наук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. Чёрный Октябрь Чёрный Октябрь 1993 года надо изучать не как сферического коня в вакууме, а как заключительный этап ползучей буржуазно-олигархической неофевралистской контрреволюции 1985-1993гг. И он ещё ждёт своих исследователей, поскольку всю горькую страшную Правду о тех кровавых трагических судьбоносных для нашей Родины событиях мы узнаем лишь тогда, когда прямые непосредственные выгодоприобретатели окончательно будут отодвинуты от власти и от финансовых потоков. Потому что вопреки широко распространëнному заблуждению, " семейные " и олигархи никуда не делись, они лишь вынуждено потеснились с высших эшелонов власти, но в их руках по-прежнему сосредоточены огромные финансовые и кадровые ресурсы, и они, вне всякого сомнения, жаждут реванша. 1. Спасибо Валерию Анатольевичу за материал!

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/30/...

Церковь освящена в 1908 г. епископом Гармогеном и при церкви устроена школа для мальчиков-сирот. Спасо-Преображенский монастырь владел некоторыми земельными угодиями, часть из которых сдавалась в аренду, а часть обрабатывалась своими средствами. Так, Высочайшим указом от 18 декабря 1797 г. монастырю были отведены рыбные ловли на левой стороне Волги на протяжении 7 1/2, вёрст. Указом Правительствующего Сената от 11 марта 1803 г. они были закреплены за монастырём навечно. Указом Сената от 1 августа 1801 г. монастырю отмежёвано сенокосное займище при селе Чардым Саратовского уезда с лесом и хворостняком в количестве 337 дес. 1329 саж. 27 июня 1807 г. по указу Сената монастырю отмежёвано 73 дес. пахотной и сенокосной земли при селе Увек Саратовского уезда. На ней построена водяная мельница. При селе Нечаевке по указу Сената от 11 июня 1846 г. монастырю приписана лесная дача площадью 50 дес. 1487 саж. Монастырь имел своё подворье в Саратове на Горянской площади. На средства купца Пулькина деревянная часовня подворья в 1827 г. была переделана в каменную церковь во имя Воздвижения Честного Креста. Возраст монашествующих в 1860 г. составил от 39 до 74 лет. Все 10 грамотные. По национальности 8 русских, один малорос и один перс. Все русские - выходцы из духовного сословия. Послушники от 25 до 85 лет, все грамотные. По социальному положению - 9 из духовного сословия, 3 из мещанского. Характерно, что к концу XIX в. социальный состав насельников изменился коренным образом. Так, в 1898 г. монашествующих было 9, от 30 до 80 лет. Из них только трое духовного звания, один бывший писарь военного попка и 5 крестьян. Резко снизился возраст послушников - от 16 до 29 лет. Из 16 человек - 7 крестьян. В 1905 г. из монашествующих только настоятель, наместник, духовник и казначей монастыря были выходцы из духовенства. Из остальных 16 - 2 мещанского и 14 крестьянского звания. То же и среди послушников. Из 52 человек - 1 дворянского, 1 духовного, 7 мещанского и 43 крестьянского звания. http://elsso.ru/cont/cul/81.html Епископ Петровский Дамиан (Говоров) в 1918 году в книге, посвященной истории монастыря, пишет: " В монастыре шесть храмов: 1) Соборный храм в честь Преображения Господня представляет собою величественный вид Византийского стиля; имеет по углам четыре башни, на двух западных башнях висят колокола, с четырех сторон фронтоны с колоннами на северном и южном.

http://sobory.ru/article/?object=20234

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010