Средства общества состоят из: а) ежегодных членских взносов, коих за 1880 г. было 753 р.; б) сбора в кружки выставляемые и обносимые в приходских храмах и некоторых местах прихода, коих за тот же год было 534 р. 64 к.; в) % с капитала в количестве 78 р., и г) субсидии человеколюбивого общества – 596 р. и случайных пожертвований. всего около 2 т. р. с. в год. Виды, благотворительной деятельности состоят: а) в выдаче постоянных пенсий бедным и единовременных пособий нуждающимся по случайным обстоятельствам, на что в 1880 г. израсходовано 1,161 р., б) в содержании общей квартиры, с отоплением и водою, для бедных пенсионеров, которая в том же году заключала до 35 человек призреваемых и стоила обществу до 900 р. с. Деятельность общества как нельзя более необходима и полезна в приходе, наполненном бедными людьми. К сожалению, по скудости средств, она недостаточна, так как число неимущих среди прихожан весьма велико, а достаточных благотворителей сравнительно очень мало. Священник Василий Перетерский. 2. Приписная к Троицкому собору Крестовоздвиженская церковь. 1. Местоположение церкви Приписная к Троицкому собору церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, более известная под именем Никольской Труниловской, находится на Петербургской стороне, на углу Большой Посадской и Большой Монетной улиц, расстоянием от духовной консистории в 6-ти верстах. В документах церковь эта писалась Никольскою, «что в Посадских слободах», или «в Посадской улице», или «в Малой Посадской», или «что в Труниловом доме». 2. История церкви и ее приделов До построения нынешней Крестовоздвиженской церкви, в начале прошлого столетия, здесь существовала церковь Рождества Пресвятой Богородицы, имевшая свой приход. Таким образом, эта церковь была первоначальною местною приходскою церковию, предшественницей нынешней церкви. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы образовалась из часовни, существовавшей в Посадской улице с 1710 года. Часовня была деревянная и состояла из тесной «небольшой светлички»; но в ней привлекала богомольцев принесенная из Москвы икона Казанской Божией Матери, находящаяся теперь в Казанском соборе. Икона эта, по некоторым известиям, составляет сделанный еще в 1659 году для Москвы список с подлинной иконы, явившейся в Казани. От помещенного в часовне образа Казанской Божией Матери, и самая часовня слыла в народе под именем Казанской. Мало-по-малу увеличивавшееся около часовни население, а может быть и стечение богомольцев на поклонение образу, было причиною того, что в 1712 г., а по другим известиям в 1716 году, тесная часовня была, «народным тщанием», немного расширена, хотя по тому времени «строением весьма простым и низким»; в ней был устроен престол, поставлен иконостас и часовня сделалась церковию Рождества Пресвятой Богородицы, сохраняя, однако же, в народе название Казанской. В 1716 году она имела уже придел во имя св. прав. Захарии и Елисаветы; в устройстве этого придела вероятно и состояло расширение часовни «народным тщанием».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В XIX - нач. XX в. мон-рю принадлежали 2 часовни в Торжке. Одна из них была выстроена над колодцем в обители (1811-1812) и к 60-м гг. XIX в. была упразднена (Там же. С. 46). Вторая, в центре Торжка, первоначально представляла собой «публичный колодец» ( Баталова, Касапенко. 1981. С. 28). Небольшое круглое периптериальное сооружение, перекрытое двойным куполом ( Будылина, Брайцева, Харламова. 1961. С. 135), было построено, по всей видимости, в 1-й пол. 80-х гг. XVIII в. по проекту архит. Н. А. Львова ( Баталова, Касапенко. 1981. С. 28). Основную часть ротонды окружала легкая колоннада из 12 колонн. Ротонда имела четкое размещение дверных и оконных проемов через один интерколумний от оси входов (Там же. С. 31). Оконные проемы были 3 размеров, не считая полуциркульных проемов барабана, и были перекрыты, как и дверные проемы, прямыми клинчатыми кирпичными перемычками. Стены за колоннами членились соответственно ритму колонн прямоугольными нишами. Стройность силуэта достигалась особенным построением двойного купола, при котором верхний свод с барабаном опирался не на стены ротонды, а непосредственно на нижний свод большого диаметра ( Будылина, Брайцева, Харламова. 1961. С 136). Завершали здание световой барабан и, вероятно, флюгер. Здание обладало определенным пропорциональным строем и тонким соотношением отдельных членений. Основной купольный свод ротонды, перекрывающий зал диаметром 6 м, имел в вершине 2-метровый проем, раскрывающийся в подкупольное пространство барабана диаметром 4 м. Через невидимые из зала проемы барабана свет падал на сферическую поверхность верхнего купола с иллюзорной росписью, изображавшей небо, и отражался в зале ( Баталова, Касапенко. 1981. С. 32). На нижнем куполе по контрасту с «небом» были написаны «материальные» элементы свода - кессоны, розетки, что подчеркивало воздушность живописи вверху. Вероятно, в 1803 г. здание «публичного колодца» было обращено в часовню (Там же. С. 28), освященную в честь Воздвижения Честного Креста Господня. В 1807 г. она была передана Н. Б. м., а в 1814 г. подверглась серьезной перестройке: колоннада, вероятно первоначально деревянная, была перестроена в кирпиче, стены помещения заново оштукатурены и покрыты тонким слоем розового стюка, пол и солея выложены изразцовой плиткой, живопись нижнего купола переписана (Там же. С. 27, 28, 31). В праздник Воздвижения Честного Креста Господня (14 сент.) к часовне совершался крестный ход. В 1888 г. на средства купца Е. В. Вавулина часовня расширена, в 1889 г. заново расписана, увеличен и вновь вызолочен иконостас ( Колосов. 1913. С. 70-71). В 1903-1906 гг. на средства Е. М. Грачёвой-Голузиной часовня была перестроена и обращена в церковь во имя святых Константина и Елены (закрыта в нояб. 1929): с сев. стороны ротонды в приделах галереи были устроены притвор и над ним звонница, с юга сделана пристройка для размещения алтаря, в подземной части ротонды устроен калорифер ( Баталова, Касапенко. 1981. С. 27; Краевед. альманах. 2004. С. 28). Библиотека

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Крестовоздвиженский собор (Петрозаводск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский собор) — православный храм в Петрозаводске. Расположен внутри ограды Зарецкого кладбища. Памятник истории и культуры, находящийся под охраной государства. Заложен 16 июля 1848 года. Построен на средства петрозаводского купца Евдокима Григорьевича Пименова. Освящен 29 декабря 1852 года архиепископом Петрозаводским и Олонецким Аркадием. Содержание История [ править править код ] В XVIII веке на месте собора на Троицком кладбище находилась деревянная часовня, которая была разобрана в 1800 году. В 1801 году была построена церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В 1847 году церковь разобрали по причине ветхости, и в июле 1848 года на том же месте по благословению архиепископа Венедикта был заложен фундамент нового храма. Строительством руководил губернский архитектор В. В. Тухтаров. Храм сооружался на средства горожан, основным жертвователем на строительство собора был купец 1-й гильдии, меценат Марк Пименов. 29 декабря 1852 года храм был освящён архиепископом Олонецким и Петрозаводским Аркадием. В 1858 году купец П. В. Аврамов, бывший церковный староста, на собственные средства устроил второй Святой престол в честь Вознесения господня, в 1868 году на средства П. В. Аврамова по обеим сторонам паперти были пристроены каменные отделения для архива и ризницы. В 1896 году при храме была открыта церковно-приходская школа. С 1924 года до второй половины 1930-х годов в храме служили обновленцы: обновленческий епископ Александр (Надеждин) перенёс в храм свою кафедру, после чего он стал именоваться «собором». В конце 1930-х гг., после ареста духовенства храма (настоятель протоиерей Иоанн Павлов арестован 8 декабря 1937 и расстрелян 27 декабря), богослужения в нём несколько лет совершалось мирским чином. Официально закрыт летом 1941 года. Богослужения в храме возобновились во время оккупации Петрозаводска (1941—1944), после освобождения города в 1944 году храм был закреплён за верующими как «фактически действующий».

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Воскресенский храм, созданный по плану и мысли покойного настоятеля отца Филарета, им самим расписанный, украшенный иконами его кисти, – служит незабвенным памятником великих заслуг для Санаксара этого настоятеля. 6. На северо-западном углу монастыря в башне устроена небольшая часовня с малым иконостасом. 7. На запад от монастыря, в расстоянии около версты, в лесу устроена открытая крестообразная часовня: В ней устроено живописное большое распятие Господне, на деревянном кресте, с предстоящими – Богоматерью и святым Иоанном Богословом. К этой часовне, в день Воздвижения честного креста; ежегодно бывает из монастыря торжественный крестный ход, при большом стечении народа; у креста совершается водоосвящение. Часовня стоит на возвышенном, открытом холме; место это прекрасное, служит во время весны отрадою для иноков, ежедневно ходящих поклонится кресту Господню и подышать приятным сосновым воздухом лесным. Посещающие обитель богомольцы, с великим удовольствием, ходят на поклонение св. кресту. 8. Устроены вновь два св. Креста, в 1887 году, при двух дорожках, ведущих к сказанной пред сим часовне, огражденные периллами, с живописными на сих крестах иконами; из них самый большой крест поставлен с северной стороны дорожки, а малый с восточной стороны дорожки. Большой крест вышиною 5 арш. 12 вер., а малый 4 арш. 8 верш., иконы же, на первом кресте, мерою в вышину 2 арш. 10 1/2 верш., а на втором – 2 арш. 1 1/2 вершка. 14. Святыня монастыря К святыни Санаксарского монастыря относится: 1. Св. крест чеканный, сребро-позлащенный, напрестольный: священные изображения на нем финифтяные, осыпанные стразами. В нем вложены: «часть древа креста Господня, камень гроба Господня; мощи святых: св. праведной Анны Матери Пресв. Богородицы, праведного Лазаря, архидиакона Стефана, пророка Даниила, апостолов: Андрея Первозванного и Филиппа, Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златаустого, Ефрема Сирина , Маркелла, Василия Парийского, Митрополитов: Алексия и Филиппа; Германа Свияжского, – князя Константина Ярославского, и Сергия Чудотворца Радонежского». Устроен сей св. крест в 1794 году при настоятеле Венедикте – в Москве старанием казначея Вениамина, мощи св. кем пожертвованы, неизвестно; имена благотворителей ведает сам Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На погосте две каменные церкви, древнейшая из них - в честь собора Архангела Михаила; когда построена Архангельская церковь - сведений о том не сохранилось. В 1851 г. к ней пристроен с южной стороны придел в честь св. ап. Петра и Павла. Церковь эта об одной главе, алтарь троечастный, отделен от храма капитальною стеною с арками для царских и северных врат; от трапезы храм отделен также стеною с аркою. Что касается внутренних украшений храма, иконостаса и св. икон, то это все принадлежит новому времени. Из св. икон сравнительно древняя Смоленская икона Божией Матери, но и она написана в XVIII ст. При этой церкви невысокая каменная колокольня; построена в конце прошлого столетия. Вместо другой деревянной церкви в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в 1822-33 гг. устроен в погосте каменный храм того же имени. Средства для построения и украшения этого храма даны были главным образом муромскими купцами Первовыми. Храм этот пятиглавый, довольно величественной архитектуры. Внутренние украшения храма довольно богаты. Их св. икон сравнительно древни икона Спасителя и Архангела Михаила; они прежде были в старом иконостасе Архангельской церкви. Недалеко от погоста находятся две часовни. Первая часовня, по преданию, устроена на том месте, где было чудесное видение Марфе и Марии. Построение второй часовни предание объясняет так: когда-то чудотворный крест был похищен злоумышленниками, но похитители, когда дошли до этого места, где ныне часовня, ослепли и прозрели только тогда, когда раскаялись в своем преступлении. В память этого чуда и была построена часовня. В эти часовни с давних пор совершаются крестные ходы. Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви усадебной, пахотной и сенокосной 56 дес. 22221 саж., в 1851 г. плановая земля обменена с крестьянами и имеется в одном месте. Приход состоит из села Архангела и деревень: Злобина, Яслева, Прудни, Копнина, Муралева и Верхнеунженского железоделательного Баташовского завода, в коих по клировым ведомостям числится 1791 душа муж. пола и 1891 жен. пола.

http://sobory.ru/article/?object=02043

438 ...престол патриаршества правящу святейшему Никону... – Вошедший в историю как инициатор реформы, приведшей к расколу Русской православной церкви, Никон (в миру – Никита Минин; 7.05.1605–17.08.1681) находился на патриаршем престоле с 25 июля 1652 по 12 декабря 1666 г. 439 ...во Тфери же Лаврентию архиепископу пасящу Христово стадо... – Лаврентий был архиепископом Тверским и Кашинским с 16 апреля 1654 по 26 июля 1657 г. 448 ...некоему велможе, именем Роману Боборыкину, иже при дворе его царскаго величества отправляше должность столника... – Роман Федорович Боборыкин (ок. 1609/10–1682), стольник, воевода, основатель г. Тамбова, в 1681 г. упоминается как окольничий. 449 ...В лето Господне 1682 возведен бысть на святителский престол в Тфер преосвященный Сергий... – Сергий был хиротонисан 5 февраля 1682 г. Он оставался архиепископом Тверским и Кашинским до 1702 г. 450 ... церковь Воздвижения честнаго креста... – Упоминание в источниках церкви Воздвижения честного креста на княжьем дворе относится к первой трети XIV в. Вероятно, поначалу она была деревянной. Строительство каменной Воздвиженской церкви отмечено в летописи под 1384 г. До наших дней не сохранилась. 452 ...преосвященный епископ Варлаам, бывый в 18 веце... – Имеется в виду Варлаам (Косовский), который был епископом Тверским и Кашинским с 21 января 1714 по З марта 1720 г. 453 ...до времени преосвященнаго Митрофана, иже святительствова в лето 1746 от Христа. – Митрофан (Слотвенский) стал епископом Тверским и Кашинским в начале 1739 г., 27 июля 1744 г. был возведен в сан архиепископа, в коем пребывал до своей кончины 7 декабря 1752 г. 454 Епископ Афанасий – Афанасий (Вольховский) был епископом Тверским и Кашинским с 23 апреля 1758 по 26 мая 1763 г. 455 ...поставиша на брезе Волги-реки против Феодоровского училищнаго монастыря... – Монастырь находился на острове в устье р. Тьмаки (не сохранился, сейчас на его месте стоит часовня Михаила Тверского). По указу Петра I он был передан архиерейскому дому под училище для «церковнических» детей. С 1739 по 1775 г. на его территории располагалась духовная семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никанор написал прошение Тверскому архиепископу Мефодию о передаче Крестовоздвиженской часовни монастырю, а Мефодий, в свою очередь, 18 октября 1806 г. обратился в Новоторжское духовное правление с запросом: когда и кем эта часовня была построена, с чего позволения, на чьё иждивение, каменная или деревянная и по какому праву состоит в ведении градской думы. Из Торжка Мефодию был послан рапорт, что в Духовном правлении сведений о часовне не оказалось. К рапорту был приложен ответ из Новоторжской градской думы, подписанный городским головой Ефремом Морозовым: «По случаю сгорения документов в бывшие в 1742 и 1766 гг. пожаров сведений о часовне не оказалось, а она каменная, содержится и починяется из общих доходов. В ней имеется главное поклонение Честному Животворящему Кресту Господню и другим иконам, и оные все общественные, а не внесённые кем-либо посторонними, и из обители Борисоглебского монастыря ни одной не находится. Состоит с начала её существования по ведомству градского начальства и по открытии думы под ведением её. Доходы, от неё получаемые, как прежде, так и ныне употребляются на предметы, назначенные от приказа общественного призрения, и от оных даются ответы высшему начальству каждогодно. Оная часовня в ведомстве Духовного правления никогда не была». Такой ответ градской думы показался тверскому архиепископу Мефодию грубым и оскорбительным, о чём 31 декабря 1807 года из Тверской духовной консистории было сообщено в Тверское губернское правление. И дело приобрело другой оборот. Кто и как воздействовал на городские власти Торжка, мы не знаем. Во всяком случае, 10 октября 1807 года Мефодию из Новоторжской градской думы был послан такой рапорт: «30 сентября сего года градская дума, имея ввиду все общественные имения, с коих получается и составляется градской доход, в числе сих и доход с состоящей на берегу реки Тверцы часовни, приличествующий более быть употребляем на богоугодные заведения, духовному правительству ведомые, а по таковому обстоятельству не желает иметь далее в своем ведомстве в градской думе часовню, и потому определено: часовню ту предоставить в распоряжение и пользу Новоторжского Борисоглебского монастыря, и просит принять оную.

http://sobory.ru/article/?object=01142

Храм Воздвижения Креста Господня (Екимовичи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воздвижения Креста Господня в поселке Екимовичи построен в 2013-2015 годах по просьбе местных жителей на средства концерна «Росэнергоатом» и Смоленской АЭС. Освятил храм 22 ноября 2015 года митрополит Смоленский и Рославльский Исидор. Содержание История [ править править код ] Основание села Екимовичи (в настоящее время это село называется Старые Екимовичи) приписывается местными преданиями монахам-пустынножителям. Рассказывают, что в старину поселились в здешних лесах четыре монаха — Даниил, Яким, Савва и Кузьма. У каждого была своя келья с иконами. Не раз приходили разбойники, сжигали ту или иную келью, в пепле монахи находили икону, сохранившуюся невредимой от огня. На могилах монахов впоследствии строили церкви, вокруг которых образовывались села, носящие имена пустынников: Даниловичи, Якимовичи, Савеево и Кузьминичи. В 2013 году началось строительство нового храма на средства концерна «Росэнергоатом» и Смоленской АЭС, 22 ноября 2015 года митрополит Смоленский и Рославльский Исидор освятил новый храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Красивый и величественный деревянный храм со златоглавыми куполами и звонницей стал подлинным украшением и достопримечательностью всего Рославльского района. Кроме богослужебной жизни, на приходе ведется активная культурно-просветительская деятельность. Духовенство храма сотрудничает с местной школой, поселковой библиотекой. Со школьниками совершаются паломнические поездки к святыням Смоленщины и России. Святыни [ править править код ] Недалеко от поселка находится урочище «Монахов ров». Здесь находится могила схимонаха Никиты, подвижника благочестия XVII века. Над могилой в конце XIX столетия была устроена деревянная пятиглавая часовня, посередине которой, на самой могиле, был установлен каменный саркофаг в форме гроба на ножках. Ежегодно 15 сентября, в день памяти схимонаха Никиты, на могиле собираются верующие, молитвенно поминающие святого. Престольные праздники [ править править код ] Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября Контакты [ править править код ] Адрес: 216533, Смоленская область, Рославльский район, поселок Екимовичи, улица Школьная Как добраться: храм находится справа от дороги Рославль-Юхнов за мемориалом ВОВ Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воздвижен...

В феврале 1238 г. Юрьев был взят полчищами Батыя, и во время общего разгрома города собор был разграблен татарами и опустошен. В начале XVII ст. Георгиевский собор вместе с другими церквами подвергся новому разорению от поляков, кои так опустошили собор, что в течение более столетия он находился в самом печальном состоянии. Суздальский и Юрьевский епископ Афанасий (1735-37 гг.), заботясь об улучшении материального быта собора и его причта, в 1736 г. повелел приписать к собору два городских прихода: Успенский и Благовещенский. Усердием прихожан собор был обновлен и снабжен в достаточном количестве всеми богослужебными принадлежностями. В конце XVIII ст. прихожане своими средствами соорудили 4-ярусную каменную колокольню. В 1817 г. теплая Троицкая церковь была расширена и в ней устроен другой престол – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В соборе три престола: в холодном – во имя св. вмч. Георгия, в теплом – в честь Св. Живоначальной Троицы и в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Собору принадлежат здания: каменная часовня, построенная в память избавления императора Александра II от угрожавшей ему опасности во время покушения на его жизнь 25 мая 1867 г., и каменная сторожка, находящаяся внутри соборной ограды. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1801 г., исповедные росписи с 1830 г.; опись церковного имущества имеется и хранится в ризнице. Земли при соборе: огородной, сенокосной и пахотной имеется 45 дес. Причт собора: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. На содержание причта получается: процентов с церковного капитала 552 руб. 17 коп.; от земли 900 руб., за требоисправления и другие церковные службы 2753 руб., а всего до 3652 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. В приходе собора числится 149 дворов, душ муж. пола 725 и жен. 843. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.

http://sobory.ru/article/?object=00203

Рядом с оградой находилась 2-этажная гостиница для богомольцев. Монастырские стены окружал фруктовый сад-парк, по преданию разведенный в нач. XIX в. за один день Калужским еп. Евлампием (Введенским) с семинаристами, окруженный каменной оградой. К мон-рю примыкала слобода Подзавалье, за которой находилась Лаврентьевская (ныне Комсомольская) роща. Дорога от обители к Калуге была вымощена камнем в 1857 г. (ныне Широкая ул. в черте Калуги). Л. К. м. принадлежала Крестовская часовня с кельей на Б. Московской дороге близ Калуги (ныне в черте города), сооруженная, по преданию, после пожара 1622 г. в Калуге для спасенного чтимого креста. Часовня была сначала деревянной, а затем каменной. В 1827 г. от креста получил исцеление полковник П. С. Чебышев. В 1830 г. в ознаменование этого события вместо часовни был сооружен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. Он имел форму равностороннего креста, снаружи его концы были оформлены портиками. Чудотворный деревянный крест с резным изображением Спасителя, украшенным драгоценными камнями, помещался в юж. части церкви под балдахином. В 1855 г. был устроен левый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручица». С западной стороны к церкви была пристроена 2-ярусная столпообразная колокольня. Крестовоздвиженский храм находился в ведении Л. К. м. и получил статус кладбищенского, при нем формировалось кладбище. Калужский еп. свт. Гавриил (Городков) распорядился, чтобы во время крестных ходов в Л. К. м. у церкви делалась остановка для совершения молебна Честному Животворящему Кресту. В сер. XIX в. храм был окружен каменной оградой с угловыми башенками в готическом стиле, открылась богадельня для больных и престарелых священнослужителей Калужской епархии. Сюда на жительство присылались монахи обители. В кон. XIX в. храм был обращен в Крестовский заштатный муж. мон-рь, к-рый, как и Л. К. м., был приписан к Калужскому архиерейскому дому. Оба мон-ря управлялись одним наместником. В 1918 г. Крестовский мон-рь был закрыт. К 2015 г. возрождается в качестве архиерейского подворья. Настоятели и братия

http://pravenc.ru/text/2462415.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010