По посвящению второго храма в честь Апостола Иакова, к тому времени именовались и два поселения, располагавшиеся близ погоста (кладбища): Яковлевские слобода и слободка с более чем полусотней «непашенных торговых и мастеровых и бобыльских дворов». Среди жителей было распространено кожевенное ремесло. Позднее поселение становится крепостным селом, но продолжает именоваться Яковлевской слободой в память о прежних свободных временах. Жители слобод не были крепостными. В самой сущности слободы можно увидеть еще одно свидетельство о монастыре. Монастырь упоминается и известным краеведом XIX века В. Лествицыным в статье «Часовня близ Яковлевской слободы под Ярославлем». Описанное придание гласит о том, как в середине XIV века, некий костромской помещик, страдавший от тяжкой болезни, проезжал из Костромы в Ярославль. Остановившись на ночлег у Яковлевского монастыря, во сне он увидел исходящим из земли исцеляющий его Святой Крест. Проснувшись, помещик указывает открытое во сне место слугам, сопровождавшим его, и повелевает копать. Крест обретен! Приложившись к нему, болящий получает исцеление от Господа. «Помещик объявил, кому следует о случившемся чудесном излечении, и пожертвовал крест в Яковлевский монастырь, предшествовавший нынешней церкви Яковлевской слободы». В память об этом событии был утвержден Крестный ход в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – 27 сентября по новому стилю. Была сооружена часовня, сначала деревянная, а в начале ХХ века, на средства А. Нефедова, – каменная, освященная 18 октября 1904 года. Внутри часовни, на месте обретения креста, находился колодец. По традиции местные жители, «отправляясь в город на рынок, считали нужным бросить монету в кружку у дверей часовни, а возвращаясь домой, так же отблагодарить Господа за удачную торговлю». После революции здесь был устроен пункт сбора молока. Часовня была снесена в 1930-х годах. Сейчас на ее месте находится продуктовый магазин. Обретенный Чудотворный Образ Честнаго и Животворящего Креста Господня и сейчас – главная святыня Яковлевско-Благовещенского храма. Традиция совершения Крестного хода в день Воздвижения Честного животворящего Креста Господня возобновлена в 2008 году при нынешнем настоятеле протоиерее Георгие Лапшине.

http://sobory.ru/article/?object=11826

Моленная («певческая») имела окна в два уровня. Ее кровлю венчала главка с крестом, которая покоилась на небольшой «бочке» – традиционном элементе выговских храмов. Трапезная отделялась от часовни капитальной стеной. В стене была дверь и два проема, закрывавшихся ставнями. Высота моленной от пола до потолка составляла 4 сажени (8,5 м), ширина – почти 6 саженей (12,8 м). «Представители епархии в середине XIX в. свидетельствовали, что часовня имела древнюю форму и по величине была больше православной церкви. Ее утварь в 1739 г. состояла из четырехрядного тяблового иконостаса, 49 мелких образов, 2 паникадил, 11 медных лампад и 27 книг» 3 . Рядом с часовней стояла большая колокольня, сруб которой – восьмерик на четверике – завершался ярусом звона под высоким шатром. По периметру располагались больница, жилые кельи, хозяйственные службы. Все это было окружено высокой стеной, за которой располагалась гостиница для паломников. Через реку Выг был построен мост. В женском Лексинском монастыре главная часовня во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста по своим размерам и оформлению значительно превосходила все прочие часовни первой половины XVIII в., в том числе и Богоявленскую на Выге. В 1728 г. здесь была построена новая часовня вместо сгоревшей старой. К часовне прирубили «велию трапезу», а к трапезной с двух сторон «приделы», «в одной стороне для говори псалтырей по усопшим», а в другой стороне для пускания приезжих гостей. Приделы отделялись от трапезной плотной стеной «выше человека», которая завершалась под потолком решеткой, «дабы стоящим в пределах слышати с часовни пение». Оба придела соединялись с трапезной дверями. К трапезной примыкала «немалая» паперть. Часовня соединялась со столовой переходами с перилами. Параллельно со строительством часовни иконописцы из Выговского монастыря и Березовского скита писали для нее иконы. В Крестовоздвиженской часовне был пятиярусный иконостас. В местном ряду иконостаса стояло 10 больших икон (Богородицы Тихвинской в окладе, Распятие Господне с венцом, святого пророка Иоанна Предотечи с венцом, Пресвятой Троицы, святителя Николы Чудотворца, апостолов Петра и Павла, евангелиста Иоанна Богослова с венцом, Софии Премудрости Божией, преподобных Зосимы и Саватия Соловецких, святого пророка Илии).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

На погосте две каменные церкви, древнейшая из них - в честь собора Архангела Михаила; когда построена Архангельская церковь - сведений о том не сохранилось. В 1851 г. к ней пристроен с южной стороны придел в честь св. ап. Петра и Павла. Церковь эта об одной главе, алтарь троечастный, отделен от храма капитальною стеною с арками для царских и северных врат; от трапезы храм отделен также стеною с аркою. Что касается внутренних украшений храма, иконостаса и св. икон, то это все принадлежит новому времени. Из св. икон сравнительно древняя Смоленская икона Божией Матери, но и она написана в XVIII ст. При этой церкви невысокая каменная колокольня; построена в конце прошлого столетия. Вместо другой деревянной церкви в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в 1822-33 гг. устроен в погосте каменный храм того же имени. Средства для построения и украшения этого храма даны были главным образом муромскими купцами Первовыми. Храм этот пятиглавый, довольно величественной архитектуры. Внутренние украшения храма довольно богаты. Их св. икон сравнительно древни икона Спасителя и Архангела Михаила; они прежде были в старом иконостасе Архангельской церкви. Недалеко от погоста находятся две часовни. Первая часовня, по преданию, устроена на том месте, где было чудесное видение Марфе и Марии. Построение второй часовни предание объясняет так: когда-то чудотворный крест был похищен злоумышленниками, но похитители, когда дошли до этого места, где ныне часовня, ослепли и прозрели только тогда, когда раскаялись в своем преступлении. В память этого чуда и была построена часовня. В эти часовни с давних пор совершаются крестные ходы. Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви усадебной, пахотной и сенокосной 56 дес. 22221 саж., в 1851 г. плановая земля обменена с крестьянами и имеется в одном месте. Приход состоит из села Архангела и деревень: Злобина, Яслева, Прудни, Копнина, Муралева и Верхнеунженского железоделательного Баташовского завода, в коих по клировым ведомостям числится 1791 душа муж. пола и 1891 жен. пола.

http://sobory.ru/article/?object=02043

В феврале 1238 г. Юрьев был взят полчищами Батыя, и во время общего разгрома города собор был разграблен татарами и опустошен. В начале XVII ст. Георгиевский собор вместе с другими церквами подвергся новому разорению от поляков, кои так опустошили собор, что в течение более столетия он находился в самом печальном состоянии. Суздальский и Юрьевский епископ Афанасий (1735-37 гг.), заботясь об улучшении материального быта собора и его причта, в 1736 г. повелел приписать к собору два городских прихода: Успенский и Благовещенский. Усердием прихожан собор был обновлен и снабжен в достаточном количестве всеми богослужебными принадлежностями. В конце XVIII ст. прихожане своими средствами соорудили 4-ярусную каменную колокольню. В 1817 г. теплая Троицкая церковь была расширена и в ней устроен другой престол – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В соборе три престола: в холодном – во имя св. вмч. Георгия, в теплом – в честь Св. Живоначальной Троицы и в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Собору принадлежат здания: каменная часовня, построенная в память избавления императора Александра II от угрожавшей ему опасности во время покушения на его жизнь 25 мая 1867 г., и каменная сторожка, находящаяся внутри соборной ограды. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1801 г., исповедные росписи с 1830 г.; опись церковного имущества имеется и хранится в ризнице. Земли при соборе: огородной, сенокосной и пахотной имеется 45 дес. Причт собора: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. На содержание причта получается: процентов с церковного капитала 552 руб. 17 коп.; от земли 900 руб., за требоисправления и другие церковные службы 2753 руб., а всего до 3652 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. В приходе собора числится 149 дворов, душ муж. пола 725 и жен. 843. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.

http://sobory.ru/article/?object=00203

Изображение Животворящего Креста, находящееся в церкви при въезде в г. Калугу с северной стороны. По ведомости 1763 года значится принадлежащей к Лаврентьеву монастырю состоящая на большой Московской дороге каменная часовня, с таковою же келью, в 1 ½ версте от монастыря. Поводом к построению на месте Крестовской часовни, нынешней Крестовоздвиженской церкви, было особое достойное примечания событие 30 . Один отставной Полковник Павел Сергеевич Чебышев, приехав в 1827 г. в Калугу, для лечения тяжкого своего недуга, видел 15 августа во сне, что он совершенно выздоровел после поклонения Честному Животворящему Кресту в какой-то неизвестной ему часовне. Пробудившись от сна и выехав, по совету врача из дома пользоваться свежим воздухом, больной нечаянно приблизился к неизвестной ему до толе часовне, и будучи введен в оную, весьма обрадовался, увидев в ней те самые предметы и всю обстановку их, какие виделись ему во сне. С верою и упованием на всесильную помощь Божию, помолившись Кресту Господню, больной, по принятии святой воды, опущенной с ног (изображённого на Кресте резьбой) Господа нашего Иисуса Христа, вдруг почувствовал в себе силу и крепость, вышел из часовни уже без посторонней помощи и возвратился в квартиру совершенно здоровым. В благодарение Господу за свое чудесное исцеление Полковник Чебышев дал обет устроить на месте часовни храм во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста. Но обету его суждено было исполниться лишь после его смерти, (последовавшей в 1829 году), при посредстве супруги его Натальи Павловны Чебышевой в 1830 году. Тогдашний Калужский Архипастырь Преосвященный Епископ Гавриил, известясь о благочестивом желании г. Чебышевой, испросил на сие святое дело благословение Святейшего Синода, и деятельно помогал осуществлению оного, так что храм сей, благодаря усердию храмоздательницы и других доброхотных дателей, окончен в течении одного года и освящен тем же Епископом Гавриилом, при многочисленном стечении народа. Самое положение новосозданной церкви за городом, но вблизи его, при Ямской Слободе, тотчас указало гражданам Калуги на исключительное назначение сей церкви: принимать под сень своей святыни отходящих от сей жизни, с обязанностью приносить выну бескровную жертву о их вечном упокоении.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Убранство второго этажа представлено спаренными колонками, на углах собранными в пучки. Окна снабжены профилированными фронтончиками. С северной стороны колонки заменены пилястрами. По верху здание огибает узорчатый пояс. Пояс венчают острые кокошники. Барабаны установлены на основания, прикрытые кокошниками, и украшены лепниной. На барабанах – граненые главки. Цветные изразцы обрамляют окна апсид и сгруппированы отдельными вставками по углам. Церковь Вознесения отличается от других устюжских храмов сложностью объемно-пространственной композиции, исключительным богатством декора, что роднит ее с московскими храмами середины 17 века. Возможно первую каменную церковь в Устюге возводили приезжие мастера: купец Ревякин, богатейший из устюжан, числился в столичной гостиной сотне и, видимо, пригласил в Великий Устюг московских мастеров. По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976. Церковь во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа является древнейшим из сохранившихся каменных храмов города (находится на Советском проспекте у Земляного моста). Вознесенский собор каменный, двухэтажный, совмещает шесть престолов, часовню и колокольню. Юго-восточную часть здания занимает главный холодный храм Вознесения Господня, с юго-западной стороны находится часовня. На северной стороне холодного храма теплый храм Богоявления Господня, с приделом Воздвижения Честного и Животворящего Креста. В верхнем этаже над теплым храмом теплый же храм Воскресения Христова, под колокольней, придел Святого Дмитрия Царевича Московского. Над часовней холодный храм во имя Всех святых. Над холодной папертью возвышается восьмигранная колокольня. Церковь стоит на месте, где с XIII века находились деревянные храмы, много раз горевшие и восстанавливаемые вновь. Первоначально было две деревянные церкви холодная - Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и теплая - Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.68 Существующий храм построен в 1648 году на средства великоустюжского купца Никифора Ревякина.

http://sobory.ru/article/?object=00248

Причины таких ответов тобольской консистории были обусловлены особым отношением в этот период времени светских и духовных властей к деятельности приходских общин. Известно, что XVIII век был отмечен последовательной правительственной политикой по ограничению церковного строительства, особенно в отношении часовен. Этот период ограничительных мер вошел в отечественную историю под названием «часовенного разбора». Именным указом Петра 1 от 25 ноября 1707 года в целях уменьшения финансовых и трудовых затрат населения и сохранения материальных ресурсов возведение часовен было повсеместно запрещено. В марте 1722 года Синодом было принято еще более радикальное решение «о разобрании всех существующих часовен и нестроении впредь новых». Одним из ревностных сторонников этой правительственной политики был тобольский митрополит Антоний Стаховский, который уже в январе 1723 года сообщал в Синод о разборке всех существовавших в Сибири старых часовен. Последующее время вновь было отмечено энергичным стремлением духовных владык полностью исключить из церковной жизни практику часовенного строительства. В июне 1734 года последовало определение Синода: старые часовни оставить в «прежнем состоянии», а новых не строить. Запрет касался также восстановления ветхих или сгоревших часовен. Несмотря на существовавшие запреты в 1772 году Матвей Трофимович Толщин вновь обратился к тобольскому митрополиту Варлааму за разрешением обновить существовавший на сопке крест и обнести его оградой. В своем обращении Толщин писал: «в память всех тех бедственных произшествий по принесении Всевышнему Богу благодарственного молебствия на той горе поставили крест Христа Спасителя, и в каждый год по два раза в самыя дни избавления, то есть после святыя Пасхи в девятую неделю и сентября 14 числа в день воздвижения честного креста господня по церковному чиноположению имели крестное хождение. А ныне тот поставленный на горе крест пришел во обветшание...». И в этот раз тобольский духовный владыка, следуя инструкции Синода о жесткой регламентации крестных ходов, поклонения крестам и местным святыням, ответил отказом. Во время одного из сильнейших наводнений, разрушивших мост через Качу, и затруднивших сообщение посада с холмом Кум-Тигей, памятный крест из часовни был перенесен в кладбищенскую Всехсвятскую церковь, где, по сообщению городских властей сгорел вместе с церковью в 1797 году.

http://sobory.ru/article/?object=00952

Через дорогу от монастырских ворот саженей 10, стоят два двухэтажных каменных корпуса с одним двором для приема богомольцев и других посетителей; один из них с мезонином «дворянский», а другой «простонародный». В линию с дворянским корпусом стоит малый каменный флигель для помещения временных монастырских мастеровых. Рядом с простонародным корпусом расположен конный двор, обнесенный каменною стеною. При нем на южной лицевой стороне каменный двухэтажный корпус для помещения смотрителя с помощником и рабочих. Внутри каменные каретник и конюшня с деревянными над ними сеновалами, каменные амбар и бондарка. Против конного двора два больших житных амбара, один каменный, а другой деревянный, для ссыпки и хранения хлеба. Позади этих амбаров дровяной двор, обнесенный каменною стеною с двумя воротами. Там сарай деревянный для склада извести. В линию с конным двором деревянный на каменном фундаменте и с каменными в простенках столбами сарай для склада разных хозяйственных материалов. Тут бывший житный двор с малым каменным флигелем для бани и прачечной и с кельями в нем для жилья стирающих белье. Еще в нем каменная сушильня для белья. Рядом …лесной двор, обнесенный забором, для склада посуды, досок, соломы и прочего, двор служит и для склада поделочного леса. К югу от конного двора, в отдалении от построек, стоит каменная кузница, покрытая тесом. На запад, в 99 саженях от монастыря, имеется кладбище с малою каменною холодною церковью в честь Воскресения Христова, освященная в 1810 году. Ограда вокруг кладбища каменная с двумя кельями каменными. На запад, в саженях 380 от монастыря, в лесу на открытом холме устроена в 1906 г. каменная часовня, именуемая «Крестовая», вместо прежде бывшей и пришедшей в ветхость деревянной, осененная пятью зеркальными крестами, покрытая окрашенным голубою краскою железом. В ней поставлен живописный большой крест с изображением распятия Христова, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом, тоже в большом размере. К этой часовне с давнего времени, в день Воздвижения честного и животворящего креста Господня, ежегодно бывает из монастыря торжественный крестный ход, при большом стечении народа, и в ней перед крестом совершается водоосвящение и поклонение кресту.

http://sobory.ru/article/?object=04080

Часовен по деревням было 10, все деревянные. Наиболее ранняя из них – во имя Святителя и Чудотворца Николая при д. Осташевской, в 4 верстах от погоста – была построена в 1716 году. Еще одна часовня того же посвящения была построена в 1817 году при д. Часовенской, также в 4 верстах от погоста. Было две часовни в честь Честного и Животворящего Креста Господня – в д. Сорокинская («за рекою Онегою против погоста», 1788 года постройки) и в д. Марковской (точной даты неизвестно). В 1 версте от погоста, при д. Кракинской была часовня в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, построенная в 1798 году. В д. Ескинской в 1810 году была построена часовня в честь Живоносного Источника Божьей Матери. В д. Коротяевской была часовня в честь Успения Божьей Матери, построенная в 1882 году «с разрешения епархиального начальства по плану, утвержденному Строительной комиссией 17 августа 1881 года за , в двух верстах от погоста. В д. Барановской «только во время хождения со святыми иконами в дни светлые седмицы» велось богослужение в часовне во имя преподобных отец Зосимы и Савватия. Также в 4 верстах от погоста «на печище Мухомориха» была часовня во имя Пророка Илии. Еще одна часовня, построенная в 1884 году крестьянами деревни Озерской, уже через пять лет, в 1889 году была переделана в церковь. Была она холодной, престол в ней был один – во имя священномученика Власия и святителя Модеста, патриарха Иерусалимского. Справка составлена на основе выписок из Государственного архива Архангельской области и Народного архива республики Карелия, находящихся в научно-вспомогательном фонде Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея, а также исследований сотрудника Каргопольского музея О.Б. Пригодиной и работ Г.П.Гунна. Научный сотрудник экспозиционного отдела Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея Горшков И.И. Источник: http://arhistratig.kargopol.ru/history Шелоховская — село Каргопольского района Архангельской области - расположено в 54 км от Каргополя по пути в Плесецк в излучине реки Онеги. На левом берегу в 200 метрах от берега Онеги стоят 2 деревянные церкви — Архангела Михаила (1715 г.) и Сретенская, более позднего времени (ок. 1820 г.). Первая уникальна тем, что завершена кубоватой кровлей, известной только в Поонежье и на прионежском берегу Белого моря. На кубе стоит традиционное пятиглавие. Апсида перекрыта бочкой. Сретенская церковь имеет шлемовидную кровлю с завершением главкой. Вероятнее всего Архангельская церковь повторяет формой более древнюю, стоявшую на этом же месте.

http://sobory.ru/article/?object=10104

В этом же году, как записано в церковно-приходской летописи, были построены церковь, колокольня и часовня, все каменные. При данной церкви имелась теплая деревянная церковь на каменном фундаменте, с одним престолом - в честь Всех Святых. В 1851 г. шуйский краевед В.А. Борисов в книге " Описание г. Шуи и его окрестностей " пишет: " До учреждения в 1764 г. духовных штатов сия церковь была мужским монастырем, под названием Кохомского Казанского " . Кем и когда основан монастырь - неизвестно. Но о его древности говорит запись, сделанная кохомскими краеведами в 1924 г., о кресте запрестольном (как предмете, имеющем исторический интерес): " год приобретения - 1452, кем и где приобретено: написан для мужского Казанского монастыря " . В " Ведомости о церкви Крестовоздвиженской богаделенной " за 1910 г. тоже упоминается как " чтимая святыня " Крест Господень, очень древний. Надпись на оном свидетельствует, что он написан в 1452 году. В 1869 г. купчиха Е.С. Безенова с разрешения и благословления Архиепископа Владимирского Антония обратила в здание для храма, путем возведения пристроек, каменную часовню, построенную в 1808 году. 2 февраля 1874 г. состоялось освящение нового храма - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Одновременно с храмом и по соседству с ним был построен каменный корпус с деревянными надворными строениями, " для призрения в оном бедных и больных " (жили там 5-6 призреваемых женщин, а в верхнем этаже - семья священника). По наличию при храме богадельни стал он именоваться богаделенным. На краю церковного кладбища, ближе к реке Уводь возвели новую часовню (год неизвестен, скорее всего 1874-1875). По воспоминаниям старожилов, внутри ее имелся Источник со святой водой " (колодец). В 1950-х гг. стали постепенно ликвидировать культовые сооружения. Первой уничтожена была старейшая Христорождественская церковь, занесенная в свод памятников архитектуры Ивановской области в 1952 г. Снесена она была по указанию вышестоящих органов, так как находилась в самом центре города. В те годы было принято решение установить в центре памятник - обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны.

http://sobory.ru/article/?object=41701

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010