Из числа часовен в Старой Русе особенно замечательна, так называемая Ильинская часовня, на углу Ильинской и Крестецкой улиц. Она была приписана прежде к Ильинской (сгоревшей в 1820 году), а теперь принадлежит к Мироносицкой церкви. В этой часовне хранится, наиболее чтимая местными жителями святыня, животворящий крест, называемый «чудным», подобно чудному кресту в Новгороде; по сторонам креста предстоящие резные: Божия Матерь и Иоанн Богослов. Крест соснового дерева (в вышину 4 ¼ , в ширину 2 ¼ аршина), в подножии закругленный, по виду темноватый, устроен в воспоминание морового поветрия, бывшего в г. Старой Русе в 1655 году. На кресте очень искусно вырезан распятый Спаситель с херувимом, солнцем и луной под ним. На задней стороне вырезана полууставом надпись: «Лета от сотворения мира 7163 (1655) года, в Старой Русе бысть послание Божие грех ради наших: созданию Божию многим человекам смертоносная язва бысть; тогож году декабря 6 дня поставили сей крест на сем месте, в Ильинской улице сожители, чтоб всемилостивый Господь Бог наш утолил тот свой праведный гнев смертоносия, а положили праздновать в предыдущие лета сему образу честному и животворящему кресту Господню, на нем же распят бысть Господь наш Иисус Христос , сего ж декабря в 22 день на память св. великомученицы Анастасии узорешительницы, а второе празднество в третью неделю св. великого поста отныне в предыдущие лета, в честь и благодарение, и в славу в Троице славимому Богу, и в поклонение, и в велелепие Отцу и Сыну, и Святому Духу. Аминь». По сему завету предков, жители города имеют обыкновение и доселе стекаться в сию часовню в крестопоклонную неделю, в день Воздвижения креста, после литургии, и в воскресные дни после вечерни, где в это время местным причтом отправляется молебствие животворящему кресту. Со времени холеры в 1848 г., чудный крест разрешено носить в трех крестных ходах в Старой Русе: 8 июля, в день Казанской Божией Матери, в следующее после сего числа Воскресение и 1-го августа. Другая часовня при минеральных водах, приписанная к церкви св. Мины, устроена в 1760 году в честь святых мучеников Кирика и Иулитты, потому что здесь среди других икон, находится медный вызолоченный небольшой образок сих мучеников, с ушком, величиной в 1 ½ вершка; он найден в 1846 году, при расчистке источника, на глубине 8-й сажени вместе с битым кирпичом, чугунным ядром, двумя картечами и человеческими костями, и в народе почитается чудотворным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Старый Чарторыйск. Крестовоздвиженский мужской монастырь. Храмы монастыря: 1. Собор Воздвижения Креста Господня 2. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 3. Часовня Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое письменное упоминание о Чарторийске находится в " Русской Летописи” за 1100 год, где на съезде братьев-князей в Увитичах князю Давиду Игоревичу Святополк отдает город Дубно и Чарторийск. В XIII веке Чарторийск был значительным населением пунктом. Он окружал себя могучей оборонной системой, в которую входили княжеский замок с высокими оборонными землянными валами, деревянными, а позже каменными стенами с большими бойницами. Окруженный водами реки Стира, Чарторийск был неприступным и служил " входной дверью на Волынь”. Поэтому город стал предметом княжеских междоусобиц и переходил из рук в руки. Несмотря ни на что, русские князья были глубоко религиозными и строили православные храмы. Более благоприятный расцвет города достиг при князьях Чарторийских, род которых ведет еще со времен святого равноапостольного князя Владимира Святославича через Туровско-Пинских князей. Чарторийск становится духовным центром Волынского Полесья. На правом берегу реки Стира возле села Малая Осница был онован Свято-Троицкий мужской монастырь. Исторические источники свидетельствуют, что " князь Михаил Александрович Чарторийский в 1582 году завещал положить свое тело в монастыре Святой Троицы под Чарторийском " . К сожалению на сей день не возможно найти никаких данных, когда и при каких обстоятельствах пропала эта святыня. Чарторийские князья были строителями многих храмов Волыни и твердыми поборниками Православной Церкви. Главной православной святыней местечка Чарторийск с княжеских времен до настоящих дней был храм Успения Пресвятой Богородицы. Церковные ведомости Луцкого уезда за 1779 год сохранили данные о наличии в конце XVIII века четыре деревянных православных храмов и католического костела Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, который находится на месте древнего православного храма. В XIX веке костел становится главной православной святыней. В восточной части села на древнем месте городища находилась Свято-Преображенская церковь, которая сгорела во время Первой Мировой войны. В конце XVIII века в Чарторийске находились еще два православных храма: Свято-Ильинский и святой мученицы Параскевы. Старожилы села указывали места еще двух православных храмов, но неизвестно, в честь кого они были построены.

http://sobory.ru/article/?object=26561

Особое внимание обращала на себя Казанская кладбищенская церковь, каменная, с одним, холодным, приделом в честь Казанской иконы Божьей Матери. Разрешение на ее строительство было дано Епископом Владимирским и Суздальским Ксенофонтом 16 марта 1808 г.: " ...Благословили мы по прошению епархии нашей шуйской округи села Кохмы священно- и церковнослужителей с приходскими людьми при том селе на кладбище построить вновь каменную во имя Казанской Божьей Матери церковь и при ней колокольню по утвержденному нами плану на удобном месте по подобию прочих святых церквей " . В этом же году, как записано в церковно-приходской летописи, были построены церковь, колокольня и часовня, все каменные. При данной церкви имелась теплая деревянная церковь на каменном фундаменте, с одним престолом - в честь Всех Святых. В 1851 г. шуйский краевед В.А. Борисов в книге " Описание г. Шуи и его окрестностей " пишет: " До учреждения в 1764 г. духовных штатов сия церковь была мужским монастырем, под названием Кохомского Казанского " . Кем и когда основан монастырь - неизвестно. Но о его древности говорит запись, сделанная кохомскими краеведами в 1924 г., о кресте запрестольном (как предмете, имеющем исторический интерес): " год приобретения - 1452, кем и где приобретено: написан для мужского Казанского монастыря " . В " Ведомости о церкви Крестовоздвиженской богаделенной " за 1910 г. тоже упоминается как " чтимая святыня " Крест Господень, очень древний. Надпись на оном свидетельствует, что он написан в 1452 году. В 1869 г. купчиха Е.С. Безенова с разрешения и благословления Архиепископа Владимирского Антония обратила в здание для храма, путем возведения пристроек, каменную часовню, построенную в 1808 году. 2 февраля 1874 г. состоялось освящение нового храма - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Одновременно с храмом и по соседству с ним был построен каменный корпус с деревянными надворными строениями, " для призрения в оном бедных и больных " (жили там 5-6 призреваемых женщин, а в верхнем этаже - семья священника). По наличию при храме богадельни стал он именоваться богаделенным. На краю церковного кладбища, ближе к реке Уводь возвели новую часовню (год неизвестен, скорее всего 1874-1875). По воспоминаниям старожилов, внутри ее имелся Источник со святой водой " (колодец).

http://sobory.ru/article/?object=41701

Спустившись по лестнице еще на 12 ступенек, оказываемся в подземелье. Это самая низшая точка храма, где в бывшей цистерне св. Елена нашла три креста. Так как крестная смерть считалась величайшим позором, то кресты, после совершения казни, зарывались в землю. Истинный Крест Господень удалось определить по происшедшему тогда же сразу чуду. Недалеко от раскопок проходила похоронная процессия. И когда кресты стали поочередно возлагать на мертвеца, Святой Крест сотворил чудо – мертвец ожил. Множество собравшегося народу пыталось увидеть святыню. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий стал поднимать (воздвигать) Крест, а люди поклонялись ему, повторяя: «Господи помилуй». В память этого события установлен праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Посередине храма расположен кафедральный храм Иерусалимского Патриарха – Кафоликон, сияющий богатством убранства и византийской иконописью. В него лучше войти через главный проход от часовни Гроба, под так называемую царскую арку. В его алтаре хранятся части Живоносного Креста, вложенного в золотое распятие. В середине Кафоликона стоит каменная чаша, с вложенным в него шаром, которая указывает символический центр христианского мира – «пуп земли», который стал почитаться еще со времен императрицы Елены местом спасения рода человеческого. В воспоминание слов царя Давида ( Пс. 73:12 ): «Боже царь наш от века, устрояющий Спасение посреди земли!». Напротив главного входа в Кафоликон расположена основная святыня храма – часовня Гроба Господня, которую обрамляет Ротонда Воскресения с колоннадой. Настоящая часовня была возведена в 1810 г., из розового мрамора. Перед входом в нее стоят в два ряда огромные подсвечники и множество лампад. Над входом изображение Воскресения Христова и мраморная доска, с греческой надписью: «Что вы ищете живого среди мертвых. Его здесь нет: Он воскрес». Купол над часовней был достроен в 1868 г. на средства России (Александр II) и Франции (Наполеон III), а позолоченный крест на купол был пожертвован московским купцом Каверзиным П.Д.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В 1861 году церковным старостой и прихожанами осуществляется капитальный ремонт Вознесенского храма и ее прилегающей территории. Произведены штукатурка и побелка внутри и снаружи здания, колокольни и каменной ограды; замена крыши и водосточных труб, а также ряд других текущих работ. В 1865 году был утвержден в Духовном Правлении проект расширения Вознесенской (Георгиевской) церкви, где предусматривалось сооружение к северной стене притвора колокольни небольшого двухэтажного помещения. Вместо него в 1874 году появился северный придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный одновременно с южным. Возможно, тогда же была сооружена и крытая паперть в виде четырехколонного портика. В результате реконструкции Вознесенский храм к концу XIX в. принял еще более внушительный вид над всем левобережьем реки Туры. Расположенные на одной оси три купола представляли острую форму и многоярусное завершение в виде восьмигранного фонарика. Первый ярус колокольни соответствовал по высоте второму ярусу трапезной, второй – высоте кровли трапезной, а основной (третий) – был высоким и имел слегка сужающую кверху форму. В 1863 году в приписной деревне Яр строится новая, на месте ветхой, деревянная (пятистенная) часовня во имя апостолов Петра и Павла, простоявшая до 1912 года. Строительство велось за счет местных жителей этого небольшого селения. Богослужения в ней совершались не так часто, преимущественно 29 июня в честь благовестителя князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев; 28 июля – в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой “Одигитрия” (Путеводительница) и 14 сентября – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в остальных случаях по просьбе прихожан. С закрытием церквей города (1930 г.) и использованием их не по назначению, часовня в деревне Яр была определена под сельский клуб и более 70-ти лет это молитвенное здание служило для показа художественных фильмов и танцевальных развлечений. В 1866 году церковным старостой и почетным гражданином Вознесенского прихода Е.А. Котовщиковым было передано церкви на вечные времена 40 банковских билетов Государственного второго внутреннего займа с пятью процентным выигрышем на каждый по 100 рублей в год. Общая сумма приобретенных билетов составила 4000 рублей. Эти деньги направлялись, прежде всего, на постройку левого придела – во имя Рождества Богородицы с ее церковной утварью, а остаточную сумму на строительство при церкви богадельни для бедных сирот города.

http://sobory.ru/article/?object=03058

Заложена постройкою 15 сентября 1877 г., а освящена 13 сентября 1881 года. Прежняя – старая церковь – была построена в 1670 году прихожанами, была 3 сажени в вышину, 8 аршин в длину и 5 аршин в ширину, и потому весьма мала и крайне невместительна, находилась среди домов и хоз. построек; на ней был некрасиво выведен узкий и низкий купол в виде фонаря; – вследствие этого она в 1881 г. была закрыта. Новая церковь – деревянная, на кам. фундаменте, с дерев. колокольнею на фронтоне; купола крыты жестью, а остальная часть церкви – гонтом. Утварью и ризницею достаточна; а из богослуж. книг – не все православной печати. Опись церк. имущества составлена в 1868 голу. В 1 версте от церкви, на местном кладбище, отведённом в 1800 году после того, как воспрещено было погребать возле церкви, – существует часовня («каплица») на источнике, вытекающем из меловой возвышенности. Часовня эта построена в 1853 г. на доброхотные пожертвования взамен ветхой, – с давних пор существовавшей здесь. В 1887 г. на пожертвованные 100 руб. устроена каменная подмуровка под часовню, а также со стороны мелового холма, засыпающего ключи, поставлена каменная стена. В часовне этой хранится икона Пр. Богородицы в отроческом Её возрасте, изображённой в молитвенном положении со сложенными на персях руками, и попирающей главу змия-искусителя; икона эта писана на холсте в 1825 году. В праздники Св. Троицы и Воздвижения Честного Креста Господня – ежегодно множество богомольцев из окрестностей стекаются сюда для поклонения Пресвятой Богородице и для черпания воды из источника, что под часовнею. По местному преданию, поводом к устроению здесь часовни и путешествиям богомольцев было следующее обстоятельство. Бывший владелец села Онышковец некий Скарбник был поражён тяжкою болезнью и на излечение её потратил немалую часть своего имения. Опасаясь за свою жизнь и не надеясь более на помощь человеческую, он обратился наконец к помощи Божией, и, в чувстве глубокого смирения, со слезами молился у своего домашнего образа Богоматери, прося Её ходатайства об отпущении ему грехов и об исцелении от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 1931 году церковь постигла печальная участь – она была закрыта, а позже разобрана на стройматериалы. Лишь в 2003 году храм был возрождён, но уже в пяти километрах от прежнего места – в нынешнем селе Екимовичи, его настоятелем был назначен и является по сей день иерей Алексий Шевяков. Отрадно узнавать, что среди наших земляков есть люди, для которых интерес к родным святыням, почитание их выражаются в конкретных созидательных делах. В 2013 году в Старых Екимовичах Ивановского сельского поселения на месте церковного алтаря были установлены и освящены Поклонный Крест и памятный знак, а в 2014 году – икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Каждое из этих событий стало настоящим праздником для православных. Святое место было приведено в надлежащий вид: близлежащая территория ухожена, высажены цветы, сделаны оградка, скамеечка, и такой порядок теперь всегда здесь поддерживается. Всё это стало возможным благодаря инициативе и стараниям жителей деревни Ивановское Татьяны Ивановны и Виталия Афанасьевича Буцукиных, Виталия Ивановича Ермаченкова и их детей – супругов Андрея и Елены Буцукиных, которым во всём помогает их дочка Мария. Вместе с этой дружной семьёй в благом деле приняли посильное участие их односельчане, друзья и единомышленники. Вскоре было решено построить здесь часовню. Спроектировал часовню священник Спасо-Преображенского монастыря, архитектор Рославльской епархии Андрей Пудов. Предприниматель Виктор Фёдорович Тюрин поставил необходимые стройматериалы. Своими силами сделали фундамент. Все основные строительные работы выполнены жителем села Екимовичи Михаилом Ивановичем Поляковым, настоящим мастером своего дела. Игорь Анатольевич Рыленков (внучатый племянник поэта Н.И. Рыленкова) сварил металлические подсвечники, а хороший парень из Десногорска Денис Анохин искусно их покрасил. По различным вопросам, связанным со строительством и обустройством часовни, помогал советами и консультациями настоятель Екимовичской Кресто-Воздвиженской церкви отец Алексий. Все работы выполнялись с радостью, любовно, и часовня получилась красивая, светлая и приветливая.

http://sobory.ru/article/?object=49958

Свято-Николаевский монастырь, как центр православного монашества, пользовался среди народа и духовенства большим авторитетом. В этом монастыре с 1933 по 1937 гг. функционировали пастырские курсы для духовенства. В 1945-1947 гг. в ограде обители была устроена кирпичная часовня. В 1950 г., в день св. Дмитрия Солунского, для монастыря был куплен за 20 тысяч рублей большой 3-х тонный колокол. За указанный период из монастыря вышло около 40 иеромонахов и один епископ Дорофей, которые оказались неутомимыми тружениками на ниве Христовой. В монастыре постоянно проживало от 10 до 30 человек братии. В советский период, в 1954 г., имущество монастыря было конфисковано; в 1960 г. бульдозерами были снесены все здания и на их месте построена туберкулёзная больница. В начале 1990 г. монахи начали возвращаться в родную обитель. Источники: 1) сайт Православие.иа 2) сайт журнала " ФОМА " 3) сайт drevo-info.ru 4) журнал " Мгарский колокол " В 1925 г. в урочище Карпутлаш был построен корпус с домовым храмом Успения Пресвятой Богородицы. В 1927 г. началась постройка 2-го корпуса – с зимним храмом св. прор. Иоанна Предтечи. В 1936 г. состоялось освящение Успенского храма, который перед этим расширили и удлинили. В 1945-1946 гг. в обители воздвигли каменную часовню для богослужений при большом стечении прихожан и паломников. В 1970-х гг. почти все постройки монастыря снесли и на их месте возвели туберкулезный диспансер. От прежней обители сохранились только часовня и старенький дом. 12 июля 1991 г. в часовне была совершена первая Литургия. В 1994-1998 гг. в монастыре сооружен новый храм свт. Николая Мирликийского. К 2004 г. в одном из корпусов устроен домовой храм Воздвижения Честного Креста Господня. В 2005 г. в обители заложен храм прп. Алексия Карпаторусского. Источник: сайт монастыря Православный мужской монастырь по образцу русских решили построить в Изе иеромонахи Алексей, Амфилохий и Матвей. Работы начались в 1920 году, а 5 августа 1921 года была освящена новая монастырская деревянная церковь Св. Николая. Ее построили местные мастера Петр Сабов, Николай Сабов, Гелебан, Мадяр.

http://sobory.ru/article/?object=26539

1994 г. возобновлены богослужения в Георгиевском храме в Грузинах, 10 мая возвращен исторический храм-часовня арх. Михаила при музее «Кутузовская изба», в июне освящен Троицкий храм на Пятницкой ул., приписанный к Николо-Кузнецкому храму, в авг. освящен возвращенный храм Успения Пресв. Богородицы в Печатниках, в сент.- Никольский храм в Дербенёве, 15 янв. 1995 г. освящен храм во имя новоканонизированного свт. Филарета (Дроздова) в Зеленограде (сгорел в 1999, в 2004 восстановлен), в окт. 1996 г. освящен новопостроенный Димитриевский храм в пос. Восточном (в черте Москвы), в 1997 г. начались богослужения в восстановленном деревянном храме свт. Николая у Соломенной сторожки и в Благовещенском храме в Петровском парке, открылось Сибирское подворье при храме свт. Филиппа Московского, в 1998 г. восстановлены Богоявленский собор бывш. Богоявленского мон-ря, часовня-памятник Героям Плевны в Китай-городе, собор Иверской иконы Божией Матери при Николо-Перервинском мон-ре. В 1999 г. патриарх Алексий II освятил Александро-Невский храм при Академии МВД России и др. Церковь вмч. Георгия Победоносца в Грузинах. 1788–1806 гг., перестроена в 1890 г. Фотография. 2014 г. Менее массовый характер приобрело создание церковно-общественных орг-ций. В этот период были учреждены братства прп. Александра Пересвета, в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, прп. Нила Столобенского, Николо-Перервинское сестричество, правосл. об-во «Милость», Московское отд-ние Международного общественного фонда Единства православных народов, региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» под рук. иером. Дамаскина (Орловского) , правосл. центр реабилитации пострадавших от псевдорелиг. оккультных орг-ций во имя прав. Иоанна Кронштадтского при Крутицком подворье и др. Развивались правосл. образование (в 1998 патриарх открыл гимназию при Николо-Кузнецком приходе в Москве, основанную братством Всемилостивого Спаса; см. подробнее ниже), издательская деятельность (7 дек.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Церковь эта освящена самим патриархом 2-го сентября 1661 года. Вторая каменная церковь, во имя Происхождения Честных древ Креста, устроена над колодцем, ископанном молитвами и трудами самого патариарха Никона. В стене сей церкви на восточной стороне снаружи вложена плита с надписью: " Ставропигий освящен во имя Святого Его Происхождения во освящение и целебного дара присно-текущих вод сих в честней обители Святого и Животворящего Креста Господня во царство Благочестивейшего великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, по благословению Пресвятейшего Великого Господина Никона патриарха, в лето 7168 по воплощении Слова Божия 1660 года августа в 1-й день " . В одной связи с папертью сей церкви находится комната, в которой по преданию жил сам патриарх Никон в бытность свою здесь. Далее была устроена и освящена патриархом Никоном 8 сентября 1661 года кладбищенская деревянная церковь, во имя Всех Святых, которая находилась в роще за монастырем. Таким образом устроенный патриархом Никоном и одаренный вотчинами и угодьями, монастырь Крестный до второй половины 18-го столетия находился в полном благосостоянии. Хотя по низложении патриарха Никона в 1667 году вотчины, по определению Собора, были отобраны от монастыря, но потом, по повелению царя Алексия Михайловича, они были снова возвращены. Монастырь увеличивался, как по количеству братии, так и по постройкам. Архимандритами монастыря в последующее время были устроены: 1, Церковь каменная двухэтажная, освященная 7 октября 1689 года, во имя Рождества Пресвятой Богородицы в верхнем этаже и с братской трапезой в нижнем этаже, которая потом была обращена в церковь во имя Рождества Христова. 2, Часовня деревянная за монастырем, устроенная над Крестом, поставленным патриархом Никоном в бытность его иеромонахом в благодарность за спасение свое от потопления. 3, Колокольня каменная, устроенная, устроенная между церквами Воздвижения Честного Креста и Рождества Богородицы с боевыми часами, в связи с сими церквами и усыпальницей, где погребаются настоятели; устроена в 1689 году.

http://sobory.ru/article/?object=03558

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010