У них были города и они даже строили новые. По настоятельным просьбам своих друзей, хазарских хаканов, император Феофил, который до сих пор был только жалким врагом духовенства и вел большей частью неудачную борьбу с арабами, решился на политически важное и полезное мероприятие. „В том же самом (833) году хаканы хазаров и печенегов прислали к императору Феофилу послов с просьбой укрепить городище, называемое Саркел, т. е. Белая Вежа. Он лежит по течению Танаиса (Дона), который в этом месте образует границу между хазарами и печенегами (в самом дальнем углу Азовского моря, приблизительно на месте нынешнего Таганрога). Там стоит на страже 300 хазарских воинов, сменяющихся через определенный промежуток времени. На просьбу я представление хазарского правительства император Феофил отправил спафарокандидата (генерал – маиора) Петрону, по прозвищу Каматира, с эскадрой дромонов императорского флота я с префектом флота Пафлагонии. Как только Петрона высадился в Херсоне, он поставил на якорь большие морские суда и на речных барках перевез весь экипаж и на Дон, именно к тому месту, где должен был быть построен город. Так как в этой местности совершенно не было камня, то делали из речного песка цемент, а глинистую землю превращали, в специально устроенных печах, в кирпичи. Таким образом Петрона выполнил порученное ему дело, хотя и с большим трудом, но все же с блеском, благодаря тому, что в его распоряжении находилось множество рабочей силы“ 32 . И так мы видим, что, как некогда римские техники приводили в порядок резиденцию Аттилы, так и ромейское правительство отдавало инженерное искусство своих чиновников в распоряжение дружественных тюркских племен. К западу хазарское царство некогда простиралось до самых Карпат. Славяне Киева, поляне, северяне, радимичи платили им дань горностаевыми шкурками, и от этой тяжелой подати освободили их только храбрые скандинавы, варяги Рюрика и Олега. Черное море называлось вплоть до X в. „Хазарским морем“. Крым, повидимому, был греческой республикой, в Херсоне распоряжались архонты и старшины (πρωτεοντες); в действительности же эта республикански устроенная северная провинция ромейской империи находилась под властью хазарского хакана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

199, 27 октября и 197, 24 октября 1918 г.). “Хроника. Поповское упорство. Служащие и рабочие на Арском кладбище со своими семьями занимают крайне антисанитарные квартиры с недостаточной кубатурой воздуха. В целях устранения этого зла еще в апреле месяце текущего года причту Арского кладбища было предложено все занимаемые ими квартиры освободить для размещения в них упомянутых рабочих и служащих, оставив лишь одну комнату для дежурного причта на случай отправления религиозных обрядов на кладбище. Но это требованием причтом не было выполнено, и рабочие кладбищенские до настоящего времени остаются в том же положении. Чтобы однако улучшить их положение хотя бы теперь, Муниципальный отдел обратился к Жилищному отделу с просьбой о выселении причта Арского кладбища из насильно занимаемых им там квартир и, кроме того, возбудил пред Губернским Отделом Труда ходатайство оказать содействие к этому выселению причта. 239, 17 декабря 1918 г. — с. 3). Приложения Приложение Количество белого и черного духовенства, церквей, монастырей и часовен в Казанской епархии к началу 1917 года Город (уезд) Духовенство Церквей Монаст. Часовен черное единовер. Казань Казанский уезд Свияжск Свияжский уезд Спасск Спасский уезд Чебоксары Мариинский посад Чебоксарский уезд Цивильск Цивильский уезд Лаишев Лаишевский уезд Тетюши Тетюшский уезд Царевококшайск Царевококш. уезд Ядрин уезд Козьмодемьянск Козьмодем. уезд Троицкий посад Мамадыш Мамадышский уезд Чистополь Чистопольск. уезд В городах В уездах В губернии Сокращения: м.  — мужское,  ж.  — женское;  единовер.  — единоверческое;  к.  — коменные;  д.  — деревянные. Приложение Заявление делегации представителей приходов, родительских комитетов и казанских заводов Комиссару народного просвещения г. Казани а) В педагогической науке установлено положение, что каждый отдельный человек (индивид) в своем развитии должен проходить тот путь, которым шло все человечество. Так как религия, по общему признанию ученых, является могущественным фактором в истории развития человечества, то все современные педагоги (верующие и неверующие) сходятся в утверждении той мысли, что дни человеческой юности должны проходить под лучезарным влиянием христианства. Великие педагоги человечества — Амос Коменский, Песталоцци, Кант, Спенсер, русские педагоги — Ушинский, Пирогов, Рачинский, Стоюнин, Каптерев — в основу полагают религию.

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

Вот это сказывается и на трактовке покаянной дисциплины. Обычно развитие покаянных практик Нового времени рассматривается как часть общего процесса упадка религиозного чувства и утраты вероисповедной чистоты. Согласно этому представлению, наши предки всегда были готовы каяться и рассматривали различные природные катастрофы как наказание за их грехи . Общество верующих пронизывал дух покаяния. У этого тезиса нет никакого фактического основания. Но нужно заметить, что мы о такого рода феноменах духовной культуры знаем вообще очень мало. У нас мало данных. Большинство сведений, которыми мы располагаем, извлекаются из литературы монашеского происхождения, так что они не могут быть экстраполированы на все общество. Те данные, которые у нас есть, нуждаются в истолковании, обращающемся к картине средневекового русского благочестия. Я дам очень краткий и поверхностный обзор тех данных, которыми мы располагаем. В Киевской Руси XI-XII века покаянная дисциплина была в своих главных элементах такой же, как и в Византии того же периода. Из Византии большинство этих элементов и было заимствовано. Тайная исповедь была вполне утвердившейся практикой; и черное, и белое духовенство могло исповедовать и давать отпущение грехов. Для этого периода отсутствуют ясные указания на то, что покаяние было одним из главных таинств, наряду с евхаристией и крещением. В отличие от Запада, но в согласии с Византией, сакраментальный статус покаяния не был существенным моментом в богословских или канонических дискуссиях, граница между таинствами и прочими обрядами определялась куда более расплывчато, чем в западном мире. Формула отпущения была оптативной: «Господь да простит тебя…» Современная индикативная формула «Я, недостойный иерей, прощаю и отпускаю…» была заимствована с Запада в XVII веке, она впервые появляется в украинских печатных требниках в первой половине этого столетия, а во второй половине переносится в Москву. Славянские епитимейники – это такие тексты, сборники, где указываются епитимьи, т.е., грехи и соответствующие им наказания – появляются уже в Х веке, ненамного позднее, чем аналогичные тексты в Византии, и в XI-XII веках уже имеют хождение несколько епитимейников. Некоторые из них имели южнославянское происхождение, включая Заповедь святых отец, к которой я еще вернусь. Церковнославянский перевод с латыни был сделан не позднее Х века. Некоторые из епитимейников были составлены на месте, с помощью греческих покаянных текстов, некоторые из этих компиляций были созданы при участии архиереев Киевской Руси, хотя некоторые из них были составлены плохо образованными клириками и содержали апокрифический и сомнительный как с богословской, так и с канонической точки зрения материал, так называемые «худые номоканунцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Zhivov/...

Таким образом, патриарший духовный приказ, открытый в 1668 году, в 1675 году, указом патриарха Иоакима, снова был закрыт, как самостоятельное учреждение и все дела, какие производились в нем, снова перешли в ведение патриаршего разряда, который поэтому разделился на два отделения: одно для гражданских дел, другое дли духовных; в первом заседал патриарший боярин, во втором – приказный старец. Последнее отделение, после закрытия разряда, возведено было на степень самостоятельного приказа 487 , и духовный приказ снова был вызван к существованию. Патриарший духовный приказ, за короткое время своего существования при патриархах, имел своею исключительной обязанностью судить все духовенство, как белое, так и черное, во всех делах. В нем заседал главный судия, избираемый из архимандритов и два его товарища – один келарь, другой протопоп, им придано было два дьяка и несколько подьячих. Духовный приказ, уже по самой краткости своего существования, не мог иметь большого значения; кажется, что особенно важных дел в нем и не производилось, по крайней мере, судия приказа церковных дел, архимандрит Антоний, в 1721 году доносил между прочим Синоду: «в бывшем патриарше духовном приказе важных дел как напредь сего не было, и ныне нет, но и тут, при оных делах был судия да при нем два дьяка» 488 . c) Патриарший казенный приказ В патриаршем казенном приказе сосредоточено было все финансовое управление патриаршей епархией; все сборы и повинности, поступавшие сюда с духовенства, церковных земель и прихожан, были распределены с большою точностью и определённостью; приказ знал, в каком приходе сколько было дворов у причта, сколько церковных земель и угодий, сколько и какие прихожане были при известной церкви и пр. и, сообразно с этим, он делал раскладку податей, до мелких подробностей определяя с чего и сколько брать пошлин. Точно так же с большою определенностью и тщательностью были обозначены все расходы поступавших в приказ денег: оброчные, например, деньги шли на один известный предмет, венечные – на другой, и проч., так что патриарший казенный приказ представлял из себя, по определенности строгой отчетности своих операций, образцовое, по тогдашнему времени, финансовое учреждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Между тем он заслуживал бы серьезного изучения. Оказывается, что Босфор всегда имеет два противоположных течения неимоверной силы и что к ним иногда присоединяется третье – от Золотого Рога, но природа этих явлений не исследована, как бы желалось. Сила этих течений так велика, что пароходы только с великим трудом могут становиться на якорь в гавани. Эти течения, по разъяснениями г-на Д., имеют громадное санитарное значение для Константинополя. Они своей стремительностью увлекают в моря всякие отбросы, попадающие в Босфор и Золотой Рог. Если бы не было этих течений, то Константинополь был бы вечным очагом холеры и всяких тифов. Итак, вот кто служит санитаром Константинополя – это Босфор. Затем г-н Д. сообщил мне, что Черное море очень медленно нагревается весной, так что в марте и апреле, когда воздух бывает уже сильно нагрет солнцем, море остается холодным, как лед. Вследствие этого наше посольство выезжает на дачу не раньше мая, когда вода согревается и перестает развивать холодные испарения. Дачная жизнь в Буюк-Дэрэ продолжается до ноября. Я взглянул на часы и с удивлением увидал, что уже два часа длится моя беседа с любезным хозяином. Эти два часа промелькнули для меня, как миг. Нужно было продолжать свою прогулку в парке и собираться ко дворам. Я встал и начал раскланиваться с г-ном Д. Но он, как оказалось, совсем не желал, по его словам, так скоро расставаться со мной. Он удерживал меня, прося позавтракать со мной, но я наотрез отказался от этого предложения. Тогда он начал настаивать, чтобы я, по крайней мере, принял от него в подарок бутылку самосского; я любезно отклонил предложение. Мы расстались друзьями. Молодой Д. составляет одно из отраднейших воспоминаний моей скитальческой жизни в Константинополе. Обратный путь в город был очень скучен и много повредил приятности впечатлений, вынесенных мной из посещения летней резиденции нашего посла. По какой-то случайности мы попали не на пароход прямого сообщения, а на пароход так называемого кружного рейса. Следовало по очереди причаливать ко всем пристаням европейского и азиатского берегов Босфора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Состязаются и авторы, и культурные аксиомы. Искусство становится проблемой, которая затрагивает прежде всего такие важнейшие понятия, как произведение и автор, как книга и писатель. Книга. В Древней Руси была своя классификация и своя иерархия книг. На первом месте находились «душеполезные» книги — Писание, затем Предание (произведения отцов и учителей Церкви, постановления Семи Вселенских соборов), сочинения русских авторов, причисленных к лику святых, и т. д. Даже если не брать в расчет гибель книг от войн, пожаров и т. п., все–таки книжное наследие Древней Руси поражает своей огромностью. Это действительно колоссальное наследие. Размышляя о нем, мы наталкиваемся на следующий парадокс: книг много, а больших личных библиотек мало. Состоящая из сотен и тысяч томов библиотека — это явление русского барокко. Такие собрания, равные по количеству вековым книгохранилищам крупнейших русских монастырей, были у Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Стефана Яворского и других «новых учителей». Библиофильство — непременная их черта. По европоцентристскому разумению разгадка парадокса напрашивается сама собою: покуда старозаветная Русь «шествовала во тме», там было мало грамотных, мало читателей. Кто и для какой надобности собирал бы большие библиотеки? Они закономерно появились вместе с барочными полигисторами, «новыми учителями» новой России. Но это банальное объяснение не выдерживает критики. У нас есть достоверные и достаточные статистические данные о грамотности мужского населения Москвы в середине XVII в. [см. Соболевский, 5–12; Очерки истории, 555 и след.]. Когда составлялись переписные книги, хозяин каждого двора в них расписывался, за неграмотного «прилагал руку» сосед. Оказывается, белое духовенство было почти поголовно грамотным, черное духовенство — на три четверти. Среди купечества насчитывалось от 75 до 96 грамотных на сто душ мужеского пола. В дворянском сословии картина примерно та же, что и в монашеском. Что касается посадских мужиков, то здесь грамотных было от 23 до 52 процентов. То, что мы знаем о просветительской деятельности Московского печатного двора, поясняет и подтверждает эту картину. Так, во второй половине XVII в. эта единственная на Руси типография издала 300 тысяч букварей и 150 тысяч учительных Псалтырей и Часословов, причем буквари продавались по копейке за штуку. В Петровскую эпоху, когда европеизация достигла апогея, грамотность массы русского населения, напротив, понизилась: силы нации были отвлечены на флот, регулярную армию, постройку новой столицы и т. д. Таким образом, эволюционистское толкование неприемлемо. Отгадку нужно искать в сфере обиходной культуры. Обратимся к Аввакуму, самому яркому защитнику и выразителю идеалов старины.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

   Обыкновенно в православной практике эти два уклона и понимания и чувствования на пограничной полосе, разделяющей небесное и земное, Божье и кесарево, допускаются существовать параллельно, применительно к личным особенностям и темпераментам верующих, дабы «не угашать их духа», давать им необходимую свободу употреблять на дело Христово и спасение души свои естественные таланты и влечения. У нас в православии благословенны и монашество и мирское христианство, и черное и белое духовенство, и созерцательная Мария и хлопотливая филантропическая Марфа. По верному практическому, да и теоретическому, инстинкту у нас нет для этой «пограничной» области схоластически выработанного богословия, которое стесняло бы и одинаково смущало два естественных течения и стиля православного благочестия и практической активности. И это отсутствие четко выработанной схоластической доктрины в православии для жизненного христианского творчества, т. е. для посильной для нас христианизации всех функций царства кесарева, в которое мы погружены, в духе недосягаемого совершенного царства Божия, и составляет один из даров Святого Православия. Мы движемся по двум параллельным путям. Духовное качество этих двух путей в абстракции столь полярно, что живой параллелизм их теоретически должен быть исключен: или прочь «от мира», или дружно всем миром «к миру». Между тем такой парадоксальный параллелизм церковью нам дан и предписан. Это одна из многих так называемых антиномий нашего богословия. И то и другое — «в не сливающемся различии и неразлучном соединении», по вероопределению IV Вселенского Собора. Таким образом, в Православии и богословско-теоретически, несмотря на зияющую антиномию, снят безысходно трагический спор между церковью и государством. Тем более на опыте, в истории, Православие завещало нам счастливую традицию открытого, смелого, богословски искреннего до наивности детскости, союза дружбы и взаимопомощи церкви с государством. Сколько было несовершенств, грехов и падений на этом пути — это уже другой вопрос, вопрос практики, но в учении церкви, в идеале, им предписанном, у Православия нет двусмыслицы, нет колебаний, нет сомнений. А вышеотмеченные оттенки разномыслия и разночувствия двух течений, аскетического и светского, в узаконенных и церковью контролируемых пределах, дают православным счастливую свободу по примеру прошлого и в трудном будущем нащупывать, искать и экспериментировать все возможные приличествующие христианам методы и технику работы на обширных полях государственности, общественности, социальной, экономической и общей интеллектуальной культуры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Синодики – вид трапезитов (2), занимавшихся захватом и конвоированием пленных (то есть «языков»); действовали группами по 5–8 человек. Синод17;ты – так иногда звали халкидонитов. Синона – дословно с греч. «хлебное»; 1) греч. термин соответствовал по смыслу лат. indictio – дополнительной повинности по доставке и продаже зерна по установленной цене; 2) «взыскания» – хлебная торговля по императорскому предписанию, а именно, принудительная скупка казной излишков зерна у частных собственников по средним, твердым, продиктованным властями тарифным ценам; деньги, вырученные за хлеб, в первую очередь должны были покрыть не аннону – натуральную подать, а задолженности в казну собственников зерна (только после этого они получали возможность продавать хлеб в свою пользу); 2) в IX-XI вв. добавочный взнос с крестьян и париков, который взыскивался в ряде фем не только деньгами, но и натурой; размер его зависел от числа используемых при пахоте волов; см.: димосиос канон. Синопа – портовый город в Пафлагонии, на черноморском побережьи центральной части Малой Азии. Римская колония с I в. до н. э. От мыса, лежавшего рядом с С., начинался краткий (прямой) морской путь протяженностью около 300 км через Черное море к южному берегу Таврики, который судно могло преодолеть за два дня. С. был известен в византийское время как важный центр металлургии, добычи железа. Синопсис – дословно с греч. «обозрение, краткий очерк». Синопсис законов – см.: закон. Синоптические Евангелия – тексты Нового Завета от Матфея, Марка и Луки. Синтагма – алфавитный словарь церковных канонов, созданный в 1335 г иеромонахом Матфеем Властарем . Синтаксис – денежные выплаты, которые производила византийская казна. См.: притания. Синтегейя – денежная подать с ранневизантийской деревни за пользование выгоном для скота, общим пастбищем. Синтекнои – «сородители», крестные-анадохи. Синтелейя – денежная государственная подать, вносимая в казнохранилище в ранней Византии. Синтрон – дословно с греч. «сопрестолие»; скамья для духовенства, сослужащих священников, дугой идущая вдоль алтарной апсиды. Может состоять из одной или нескольких ступеней – сидений. В крупных, значительных храмах по центру С. размещался епископский трон («горнее место»). C IX-X вв. число священников, участвующих в службе, уменьшилось. Поэтому С. перестали делать или упростили его до одной скамьи. Епископское кресло также исчезло в связи с тем, что произвольная проповедь в храме уступила место упорядоченным чтениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Anna 15 декабря 2011, 14:53 Да, в Европе социальные условия лучше, но это это 1) совершенно не заслуга геев и прочих извращенцев 2) это может быть единственное что лучше. Вы посмотрите что здесь творится! Например, Католический Университет Левена решили переименовать в просто Университет. Потому что видите ли Ватикан выступил против Нобелевской премии которую дали ученому за новый метод стерелизации и вообще иностранные студенты спрашивают нужно ли быть католиком чтобы здесь учится!!!! А то что этот университет был основан как важный центр образования католического духовенства и то что вообще это история и наследие? Или посмотрите на так называемые рожденственские базары! Что в них от Рождества? Ничего! Палатки торгующие буддами и прочей ересью, мясные пирожки и крепкий алкоголь рекой. Этот запад верно движется в ад! Dmitry 15 декабря 2011, 14:38 " Андрей: Интересно, а если я буду путешествовать по Европе, и в разговоре с представителем иной ориентации пошлю его куда надо - что мне будет? " U nix prava pedikov tsenyatsya vishe prav obichnix lyudei. Poetomu luchshe ne posilat " i bez povoda ne razgovarivat " ... Inache v evropu tebya bolee mogut ne vpustit " ... Руслан 15 декабря 2011, 14:33 Боже, благослови государства-карлики. А то Андорру и Люксембург мы уже потеряли )) Лихтенштейн, Сан-Марино и Монако по -2 балла. Держат оборону последние крошечные форпосты здравомыслия ))) Александр 15 декабря 2011, 12:58 В европе царит безумие и если ты не творишь безумие то тебя будут считать безумным. Нина Д 15 декабря 2011, 12:35 Alex, «Не хлебом единым жив человек…». Ваши знакомые - свободные люди, и сделали свой выбор в пользу «хлеба»: не стали обустраивать свою Родину, а нашли, где в данный момент удобнее и сытнее. Вот и все. Никто в чужие постели не лезет, это всякие извращенцы стремяться на площадях и улицах демонстировать свои иначе ориентированные «постели», канюча права и признание, призывая назвать черное белым … Сергей 15 декабря 2011, 11:00 Наша беда в том, что мы проигрываем информационную войну.

http://pravoslavie.ru/50414.html

Недопустимы и открытые вероучительные заблуждения священнослужителя, вернее даже не заблуждения, а восстание против учения Церкви, впадение в ересь или в какое-либо каноническое неправоучение, скажем, как у обновленцев, которые практиковали женатый епископат, учредили второбрачное священство. Все обновленческие клирики, рукоположенные в своем сообществе, потом, когда возвращались в ограду церковную, принимались в нее как миряне или в том сане, в котором они ранее ушли из Церкви. Священство – это избрание. Второе название каждого священнослужителя – клирик, то есть человек, взятый в удел, но взятый добровольно, сам наложивший на себя ради служения Господу обязательства большие и высшие, чем несет каждый член Церкви. К этим обязательствам относится, прежде всего, сугубая чистота веры и жизни. Что делать, если твое мнение в каком-то конкретном случае не совпадает с мнением Церкви? Я думаю, что сначала нужно четко определить, что мы подразумеваем под «мнением Церкви». Если речь идет об отношении к тем или иным реалиям политической, общественной, культурной жизни, которое выражено какими-то священниками, или церковным священноначалием, или Издательским отделом, или какой-то иной церковной структурой, то здесь за каждым христианином сохраняется внутренняя свобода. И нет никакой необходимости считать, что сказанное тем или иным батюшкой или церковным отделом – истина в последней инстанции. Если ваше мнение по поводу того или иного романа, кинофильма, общественно-политического события, педагогического подхода к конкретному человеку отличается от мнения кого бы то ни было из церковных иерархов или священнослужителей и при этом вы убеждены, что ваша точка зрения продиктована не личным пристрастием, не недостатком информации, а выношена как плод сознательного внутреннего убеждения, нет необходимости духовно себя насиловать и называть белое — черным, а черное — белым. Я знаю, к примеру, что иным из старшего поколения духовенства поначалу нравились некоторые из латиноамериканских телесериалов, где добро торжествовало, невинность выходила замуж, а злодеи бывали наказаны. Но я также знаю, что многих верующих, у которых развито художественное чутье, коробило само опошление высоких идеалов, которое в этих сериалах происходило.

http://azbyka.ru/voprosy-o-cerkvi

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010