Умолчать о незабвенных заслугах российской иерархии и русского духовенства в эту смутную годину нашего Отечества, значит оказаться неблагодарным перед ними. Наконец, для нас, переживших так еще недавно новое лихолетье в нашем Отечестве, именуемое «освободительным», когда русская иерархия и наше духовенство белое и черное подвергались глумлению и тяжкому обвинению, отголоски коих мы, к сожалению, слышим иногда даже и с высоты кафедр наших государственных законодательных палат, освежить в памяти те разнообразные их подвиги и заслуги перед Церковью и Отечеством, какие явили они в эту тяжелую годину, весьма поучительно и в высшей степени назидательно. В этих воспоминаниях найдут для себя ответ убедительный и определенный все те «совопросники» и мнимые радетели интересов Церкви и родины, которые, не желая считаться с бессмертными и многообразными историческими заслугами нашего духовенства на поприще образования и нравственно–воспитательного служения русскому народу, свои алчные взоры сосредотачивают на разнообразных сокровищах, скопленных долговременным умелым бережением нашего духовенства и изумительной для нашего времени щедростью наших предков, древних русских боголюбцев, в наших знаменитых лаврах и монастырях и в древних чтимых храмах, и задают докучливые вопросы: что сделало русское духовенство для Отечества, и куда шли накопленные церковные и монастырские имущества в годины тяжелых отечественных бедствий? Но, как ни заманчива благодарная задача явиться в настоящее время перед вами в роли беспристрастного повествователя и ценителя бесспорных и величайших перед нашим Отечеством многообразных заслуг нашей иерархии и белого и черного духовенства, к глубокому нашему сожалению, спешим оговориться, сделать это в желательной полноте и обстоятельности мы не можем, и наперед ищем снисхождения у наших достопочтенных слушателей. Причины сего лежат вне нас и даже вне того краткого предала времени, каким мы можем располагать для нашего настоящего слова. Дело в том, изучая многочисленные, дошедшие до нас памятники письменности смутного времени: грамоты, акты, повести и сказания современников и летописцев и другие, мы находим в них весьма обильный материал и обстоятельные сведения для характеристики современных патриарху Гермогену иерархов и отчасти некоторых архимандритов, и игуменов, но мы имеем в них в тоже время весьма скудные и самые общие сведения относительно деятельности белого духовенства в лице его протопопов, попов и диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Наряду с епископиями и организациями белого духовенства определенную роль в древнерусском городе играли объединения черного духовенства, монастырей, обладавшие особым статусом. Черное духовенство в древнерусских городах составляло многочисленную социальную прослойку: по подсчетам Голубинского, в Киеве насчитывалось не менее 17 монастырей, в Новгороде — не менее 18, во Владимире и Суздале — 8, в Смоленске и Галиче — по 5 и т. д. Учитывая важность монастырского компонента в структуре феодальной земельной собственности, в идеологической и политической жизни городов, не приходится удивляться, что в них возник особый институт в форме архимандритии — руководящего монастыря города, осуществлявшего какие-то функции и вовне, по отношению к городу и его властям, к епископу, и вовнутрь, по отношению к другим монастырям. При изучении сущности монастырских организаций в городе встает ряд вопросов. К какому времени относится возникновение объединений монастырей и архимандритий? Какова роль княжеской власти в становлении этого института? Какими политическими и административными функциями обладали носители титула архимандрита? Какова эволюция монастырских объединений в процессе феодального развития русских городов в XIII— XIV вв.? Исследователями проблема монастырских организаций в Древней Руси практически не освещена — работы ограничивались составлением списков монастырей и их настоятелей (Макарий, Е. Е. Голубинский, П. М. Строев), изучением Киево-Печерского монастыря (Евгений, Е. Е. Голубинский, М. Д. Приселков). В советской историографии, посвященной проблемам черного духовенства, на первое место выдвинулось успешное исследование новгородской монастырской организации (В. Л. Янин, А. С. Хорошев). Черному духовенству в городе уделил особое внимание ?. ?. Тихомиров, показав его связь с экономикой и культурой своего времени. Рассмотрим свидетельства летописей о монастырских организациях в городе в порядке их появления: в Киеве, Новгороде, в Северо-Восточной Руси и отдельно в Москве. Киев

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь От составителей Методическое введение I. Описание составлено в соответствии с ГОСТом 7.1.84 , за некоторыми исключениями – сняты разделительные тире, остальные особенности указаны ниже. II. Орфография описаний (в том числе – расстановка прописных букв) дается в соответствии с правилами современного русского языка и нормами, складывающимися в православной издательской практике, а не копирует оригинал, в котором зачастую отсутствует единая (хотя бы внутри данного издания осознаваемая редактором) система расстановки прописных букв. III. Недостающие сведения установлены, насколько было возможно, по дополнительным источникам (например, библиографические данные упоминаемых публикаций; сведения, лично известные составителям и редакторам). 1.1. Авторы : приведены по их последнему статусу. Вариант подписи, указанный в публикации, вынесен за косую черту (прямым шрифтом). Нерасшифрованные подписи: а) даны в оригинальном написании; б) сомнительные случаи (при попытках расшифровки) даны со знаком вопроса; в) инициалы и явные псевдонимы вынесены за косую черту. Соавторы (до 3-х включительно) приведены в основном авторском заголовке. 1.2. Светские лица: идентифицированы до фамилии и полных инициалов. В случаях полного совпадения инициалов известные имена раскрыты полностью. Зарубежные авторы приведены в наиболее употребляемой транскрипции. Случаи разночтений указаны. 2. Духовные лица : а) «белое духовенство» (священники, протоиереи, протопресвитеры, протодиаконы и диаконы) идентифицированы до фамилии и инициалов; в заголовке указан последний сан; б) «черное духовенство» (монахи, архиереи) идентифицированы до фамилии; в заголовке указан последний сан; в) канонизированные святые даны по литургической формуле – с указанием «лика» и официального титула. 2.1. Католическое духовенство, в соответствии с западной практикой, указывается в заголовке под фамилией. При невозможности уточнений подпись приводится в оригинале. 2.2. В качестве к оллективного автора употребляются заголовки на: а) Поместные и Архиерейские соборы; б) Священный Синод РПЦ; в) конференции. При этом описания собираются по иерархии заголовков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да. Но социализм хочет сытого человека — у которого труд и сон без сновидений. Христианство прежде всего хочет сновидений; оно хочет плачущего человека, любящего свою печаль. Разница — в корне вещей, и — неизмеримая. Книга эта печаталась в течение более чем трех лет; и уже два года назад, в ответ на запросы читателей, когда же появится обещанное в предисловии к книге «Около церковных стен» — другое и более глубокое исследование христианской религии, — я через письмо в редакцию «Нов. Времени» уведомил, что эта книга выйдет в непродолжительном времени. Однако подбор к ней матерьяла занял много времени: надо было взвешивать и выверять не только слова, то и тон каждой страницы. Кстати: на обертке, где хранился этот матерьял, стояла моя пометка для памяти: «После арифметики». В уме я держал: «Около церковных стен — это арифметика; это — тó простое и ясное в христианстве, тот белый луч прямой благожелательности, какой все видят в нем до встречи с обстоятельствами, играющими в отношении его роль разлагающей призмы». Призма разделяет его на два цвета: белое христианство — символизируемое белыми ризами духовенства (во время церковной службы), белым духовенством — семейным и не отделенным от мира, и множеством других более мелких явлений; и второй цвет, который по цвету монашеских одежд, его символизирующих, — можно назвать темным, черным христианством. «Черное духовенство», «монашество» — к этому привык наш слух. Наконец, и это в особенности важно: среди черного духовенства встречаются лица до того жизнерадостного и веселого, я бы сказал — светлого и легкого (не в дурном смысле) настроения, — что при встрече хочется обняться с ними. Достоевский в старце Зосиме дал великий, идеальный его образец. Он очень многих увлек, и «для пользы дела» можно согласиться с тем, что старец Зосима выражает суть христианства. Но на самом деле, конечно, это не так: он выражает до-христианский, первоначальный натурализм, то «поклонение природе», «поклонение всему» (пантеизм), с проклятия чего начало христианство, чтó «срубить до корня» уже пришел Иоанн Креститель. Нет строя души, более противоположного христианству, чем душевный покой и душевная светлость Зосимы, исключающие нужду во Христе… Зачем Христу приходить, если все радуется на земле, все счастливо, безмятежно, прекрасно «само собой»… Нет, Достоевский тут просто ничего не понял; «бе в языческой тьме». У него только фразеология, только «причитания» христианские… Не Зосимы, вовсе не Зосимы победили древний мир. Победили его другие. Кто? Плакавшие о мире, а не улыбавшиеся в мире. И среди белого духовенства, священников, наконец, даже среди мирян — встречается совершенно другой тон христианства, уже не «отпускающий ближнему так скоро вину его». Совсем другой тон, о, до чего другой…

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

При пении 4-го стиха «на стихерах» 9-го часа, протодиакон, приняв благословение от святителя, восходит на амвон и, по окончании стиха, «начинает кликати велегласно» стихиру: Днесь раждается от Девы. – В это время светская знать и духовенство занимают свои места. Боярин, воевода и дьяки становятся «у царского места», за ними – головы, сотники, «дворяне государевы» и т. д. Белое и черное духовенство также располагается на определенных местах. – По окончании стихиры протодиакон «кличет велегласно» многолетие царю: «Многолетна устрой Боже благовернаго и христолюбиваго царя и великаго князя нашего, имя рек, всея Русии самодержца, на многа лета. Многолетна устрой Боже благовернаго и благороднаго и христолюбиваго царя и великого князя, имя рек, на многа лета. Многолетна устрой Боже благовернаго и благороднаго и христолюбиваго государя нашего, Богом избраннаго и Богом почтеннаго и Богом превознесеннаго и Богом соблюдаемаго, царя и великаго князя, имя рек, Владимирьскаго и Московьскаго, Новгородскаго и Казаньскаго и Астороханьского и всея Русии самодержца на многа лета». И поется многолетие «розводное». «Потом святитель – призывает (особым возгласом) боярина и воевод и дияков и властей черных и протопопов и священниц и дворян государевых и гостей и нарочитых града» и, когда те приблизятся к нему, говорит: «Дай Господи, государь наш – царь и великий князь, имя рек, всея Русии самодержец, с своею благоверною и христолюбивою царицею и великою княгинею, имя рек, с нашей государынею и с своими благородными чады – имя рек – здрав был на многа лета». Боярин в свою очередь произносит «о многолетном здравии титлу», и затем все отходят на свои места. – Так многолетствуется царь. Далее следует подобное же многолетствование («пение и чин по преже писанному указу») царицы, царевича, царевны и патриарха. Иногда, впрочем, патриарх многолетствовался сейчас после царя. Вслед за тем в В. Новгороде с особенной торжественностью многолетствовали своего митрополита. «По кликании протодияконове», к митрополиту приближается боярин и, произнеся «титлу», «здравствует святителю с поклонением». После боярина «здравствуют святителю» воевода и дияки, власти и все духовенство, государевы дворяне, «Софейского дому дворецкой и с ним приказные и дети боярские», затем – гости и торговые люди и пятиконецкие старосты, наконец – «певчие дияки и подияки». – С большою торжественностью совершалось также многолетствование новгородского боярина с воеводой и дияками. А в заключение провозглашалось многолетие всем православным христианам, и все приветствовали («здравствуют») друг друга. После этого митрополит давал крест для целования. «И по сем допевают часы по уставу». По отпусте святитель творит «прощение» и затем, преподав благословение; «отходит в келию, славя Бога». 18

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУХОВЕНСТВО Прежде всего к Д. принадлежат священнослужители и церковнослужители (клирики). В синодальную эпоху к Д. причислялись также т. н. причетники (см. ст. Причт ) — лица, исполняющие церковное служение псаломщиков и пономарей без посвящения в чтецы или иподиаконы , иначе называвшиеся дьячками . Кроме того, с уточнением «черное» Д. это понятие распространялось на монахов, не имеющих сана, и монахинь, послушников и послушниц. Понятия «Д.» и «духовное сословие» Слово «Д.» употреблялось в России также в еще более широком значении, тождественном значению термина «духовное сословие». В Византии сословный строй не сложился—профессиональные, социальные, имущественные, статусные различия между подданными принципиально не носили юридически закрепленного наследственного характера, т. о., не существовало и духовного сословия в собственном смысле слова, хотя со времени имп. св. Константина I епископы и клирики христ. Церкви наделялись различными привилегиями. В духовное сословие в России включались также жены и несовершеннолетние дети священнослужителей, учащиеся духовных учебных заведений, а до кон. 60-х гг. XIX в. — совершеннолетние дети клириков и иные потомки и родственники священнослужителей и причетников, не состоящие на действительной церковной службе, но при этом не исключенные из духовного сословия. Д. принято называть также клириков Римско-католической Церкви и др. Церквей, имеющих апостольское преемство , напр. Армянской Апостольской Церкви или Коптской Церкви . Правами духовного сословия пользовались в России и пасторы признанных протестант. церквей, поэтому они также именовались Д., но такого права были лишены старообрядческие наставники у беспоповцев , «беглые» попы беглопоповцев и лица, именовавшиеся священнослужителями у старообрядцев белокриницкого толка (см. Белокриницкая иерархия ), но в наст. время и по отношению к таковым лицам принято употреблять слово «Д.». Служители нехрист. исповеданий ( раввины , муллы, ламы) в России имп. эпохи также не имели прав лиц духовного сословия, но ныне и по отношению к ним в расхожем значении употребляется слово «Д.», напр. «мусульманское духовенство». Священнослужители, церковнослужители и монашествующие

http://pravenc.ru/text/180638.html

Говоря о подсудности духовенства, надо обратить особое внимание на те грамоты, которыми определялось положение Патриаршей области. Михаил Феодорович дал особую несудимую грамоту в 1625 г. Патриарху Филарету. В ней сказано, что по царскому указу до тех пор ведали духовных Патриаршей области судом и управой во всех делах, кроме духовных, в Приказе Б. Дворца. Теперь, вместо того, Патриарху предоставлено право судить духовных своей Патриаршей области во всех делах, кроме смертоубийства, разбоя и воровства, и притом как по жалобам духовных между собой, так и по жалобам на них от мирян; но духовные Патриаршей области должны были искать на посторонних в тех царских приказах, которым подсудны были их ответчики; встречные иски всегда разбирались там, где первоначальный иск. «После смерти Филарета, пишет Неволин в отделе об Управлении Церковном (в 6 т. своих сочинений), до издания Уложения Алексея Михайловича, не давалось Патриаршему престолу новых несудимых грамот, и не подтверждались прежния. Основываясь на смысле Уложения, надо было бы думать, что в этот промежуток духовные Патриаршей области были судимы во всех делах, кроме духовных, в Приказе Б. Дворца. Но из других свидетельств явствует, что и в это время на духовных Патриаршей области суд давался Патриархом и лицами, от него назначенными. Во всяком случае духовные Патриаршей области, не освобожденные от суда Патриарха особыми несудимыми царскими грамотами, в делах между собой подлежали суду Патриарха и лиц, им назначенных. С этого времени Патриаршая область явно начала выделяться из круга прочих епархий: здесь все духовенство, белое и черное, по всем своим делам, духовным и гражданским, оставалось в подчинении Патриарха, тогда как в других епархиях и церковные причты, и особенно монастыри по делам гражданских все больше освобождались через несудимыя грамоты от подсудности своим Архиереям и подчинялись Приказу Б. Дворца (Макарий)». В 1657 году Патриарх Никон исходатайствовал от царя подтверждение грамоты 1625 г., так что подсудность духовенства ею и определялась в Патриаршей области. Это духовенство судил Патриарший разряд – один из Приказов Патриарха. ix) Система приказов в церковном управлении

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

И когда за такие дела десятильники начинают отдавать игуменов, попов и дьяконов на поруки, чтобы они стали на суд пред святителя, то они на суд не являются, а десятильников «бьете деи и злословите их не подобною лаею всегда» 221 . Таким образом обязанности десятильников ко времени стоглава явились в следующем виде: они судили все белое и черное духовенство по делам гражданским и уголовным, исключая татьбы с поличным, разбоя и убийства, которые судили всегда, исключительно, царские чиновники; они судили всех мирян по делам, отданным в ведение церкви уставами Владимира и Ярослава; они собирали пошлины как с прихожан, так с самого духовенства в пользу архиерея; наконец, им принадлежало право административного надзора за всею жизнью и деятельностью духовенства. Обязанность десятильников в последнем отношении была очень обширна: прежде всего они должны были наблюдать, исполняет ли духовенство свои пастырские обязанности, и если они видели со стороны его какие либо нарушения этих обязанностей, или к ним поступали относительно этого жалобы на священно-церковнослужителей, то десятильники немедленно отдавали виновных на поруки, чтобы те в известный срок стали на суд пред святителем, сами же по духовным делан они не могли давать суда и расправы, вся роль их в этом случае ограничивалась полицейским надзором, отдачею на и руки и донесением архиерею о всем случившемся. Каждый десятильник обязан был наблюдать, чтобы все священно и церковнослужители его десятины имели у себя ставленые грамоты, в которых поэтому и прописывалось, что посвященный священник и диакон, поступая в известный приход, должен наперед предъявить свою ставленую местному десятильнику 222 . Точно также священник или диакон при переходе от одной церкви к другой, в пределах одной епископии, или при переходе в другую епархию, не мог отправлять своих обязанностей, не предъявивши наперед десятильнику так называемой отпускной грамоты, в которой обыкновенно предписывалось получившему ее, по прибытии в новый приход, немедленно предъявить ее местному десятильнику 223 . Десятильники обязаны были за тем смотреть, чтобы вдовые священники и дьяконы, находившиеся при приходских церквах, имели у себя так называемые епитрахильные, а дьяконы – орарные грамоты 224 . Все же те лица, которые не имели указанных грамот, немедленно отсылались десятильниками, для решения дела, к самому архиерею. Наконец, на обязанности десятильников лежало: выдавать так называемые венечные памяти 225 , т. е. письменное, с приложением печати от десятильника разрешение священнику повенчать известных лиц: каждая, таким образом выданная, память оплачивалась известными пошлинами, которые поступали в архиерейскую казну 226 . Обыкновенно приходское духовенство всеми средствами старалось скрыть от десятильника настоящее число свадеб и само пользовалось теми пошлинами, которые шли от памятей в пользу архиерея и десятильника, на что мы не раз встречаем жалобы в архиерейских грамотах 227 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

[Поместные Православные Церкви/Элладская/Каноническое устройство/Органы церковной власти] В компетенцию Суда для архиереев первой ступени входит разбор канонических нарушений всех архиереев Элладской Православной Церкви. Он имеет право наложения всех предусматриваемых Священными Канонами наказаний (выведение за штат, смещение с архиерейской кафедры, пожизненный или временный запрет на служение и т.д.) – за исключением отлучения от Церкви. Суд для архиереев второй ступени имеет силу продлить, сократить или даже упразднить решение Суда для архиереев первой ступени, однако не может вынести более строгого наказания для обвиняемого архиерея. [Поместные Православные Церкви/Элладская/Каноническое устройство/Органы церковной власти] Синодальный суд второй ступени имеет право наложить любое из предусматриваемых Священными Канонами церковных наказаний, за исключением отлучения от Церкви. [Поместные Православные Церкви/Элладская/Каноническое устройство/Органы церковной власти] В компетенцию Синодального суда первой ступени прежде всего входит разбор дел, присылаемых из Епархиальных судов, а также апелляций, подаваемых против принятых Епархиальным судом решений. Синодальный суд первой ступени имеет право налагать все наказания, предусмотренные для Епархиальных судов, с увеличением их в пятикратном размере, равно как и все наказания, предусмотренные Священными Канонами Православной Церкви, за исключением отлучения от Церкви, которое осуществляется исключительно высшим органом управления Элладской Церкви – ее Священным Синодом Иерархии. [Поместные Православные Церкви/Элладская/Каноническое устройство/Органы церковной власти] Епархиальный суд имеет право налагать ограниченные, как по величине так и по содержанию, наказания на белое духовенство (порицание, выговор, запрет на служение до одного года с лишением заработной платы или без лишения, извержение из сана, денежное взыскание и т. д.) и на черное духовенство (порицание, выговор, запрет на служение до одного года, извержение из сана или с занимаемого клириком должностного поста, заключение в монастыре и т. д.). В случае, если каноническое преступление клирика или монаха предполагает собой более тяжелое церковное наказание, тогда епархиальный суд провозглашает себя некомпетентным и в течение пятнадцати дней передает дело со всей судебной документацией в Синодальный суд первой ступени.

http://pravoslavie.ru/archive/010712

Устанавливаемые в соответствии с Приказом НКВД СССР 00447 лимиты предлагалось использовать исключительно для репрессирования офицерского командного состава и добровольцев белой, петлюровской и гетманской армий; атаманов, главарей, организаторов банд, повстанческих организаций и антисоветских восстаний; реэмигрантов, представителей царской, петлюровской, гетманской и белой администрации; бывших активных участников украинских националистических организаций; лиц, связанных с зарубежными украинскими националистическими организациями и деятелями при отсутствии перспективы их агентурного использования; «черное» и «белое» духовенство, проникшее на промышленные предприятия, транспорт, и духовенство, связанное с заграницей; сектантских руководителей и проповедников; бывший руководящий и кадровый состав антисоветских партий и членов этих партий, боровшихся против Советской власти во время Гражданской войны и позже; бывших контрразведчиков, полицейских, жандармов и карателей; бывших кулаков; бывших фабрикантов и помещиков; бывших членов «Союза русского народа», «Союза Михаила Архангела» и активных черносотенцев; всех подучетных элементов, на которых имеются конкретные компрометирующие материалы, если они не охватываются перечисленными выше категориями. Перечисление более чем исчерпывающее 230 . 27 марта 1938 г. И. В. Сталину и В. М. Молотову Н.И. Ежов направил копию телеграммы народного комиссара внутренних дел УССР, согласно которой НКВД Украины после февральской проверки сразу же учел прежние ошибки и приступил к ликвидации антисоветского шпионского сионистского подполья. Было отмечено, что сионистское подполье в СССР использовалось для шпионской работы немецкой и польской разведками. Со шпионскими целями сионистские организации насадили свою многочисленную агентуру в рядах ВКП(б), органах НКВД и советском аппарате. Всего на Украине на 24 марта арестован 831 участник сионистских шпионских организаций 231 . Позже докладывалось о ходе следствия по делу ликвидируемого левобережного центра германской национал-социалистической партии под названием «Централь-бюро».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010