Но затем случилась эта страшная беда – взрывы и сотни погибших детей. Почему я говорю о роли Церкви? После трагедии наступает период глубокой депрессии, злобы и отчаяния. Мать, отец, близкие, потерявшие нередко все и вся, самое дорогое – детей. Кто мог их утешить и восполнить их потерю? Ни чиновник со своими заверениями, что сделал все, что мог, ни даже Президент. Здесь должно быть благодатное, растворенное любовью и состраданием слово Церкви не просто через такие же слова утешения, которые все говорят, но растворенные молитвой и, возможно, даже с возложением поста. Мы сразу же по всей епархии объявили непрестанную молитву об убиенных и особенно о родных. Все боялись самой большой трагедии – всплеска ненависти на национальной основе и мести. Но Богу содействующу удалось этого избежать. И тогда я понял: это потому, что мы пошли с духовенством буквально по домам, по храмам служить и утешать, отирать слезы, молиться и вместе плакать. Присутствие Церкви своим благодатным молитвенным стоянием и физическим присутствием вместе с плачущими, умирающими и страждущими – это свидетельство, это тот самарянский долг, когда возложили раненого на осла и раны отерли, и по мере возможности и заплатили. И вспоминается другое – похороны. Поехали мы со всем духовенством (около 20 человек), с хором семинаристов, и то, что я увидел на кладбище, навсегда разделило для меня время на то, что было до и после Беслана. Для человека, не имеющего веры, можно было представить, что хоронят саму жизнь. Сначала я попытался идти к могилам христиан. И вдруг, может, кто-нибудь меня осудит, мне стало совершенно ясно, что горе у всех – и у православного, и у мусульманина, и у далекого от веры человека. И мы начали ходить с хором, не разбирая и не спрашивая, от могилы к могиле. Ходили больше, чем полдня. И после нам рассказывали мусульмане: нас, говорят, ничто не могло утешить, черное отчаяние, безнадежность, но когда подходили священники именно к нашей конкретной могиле, то наступала какая-то маленькая волна утешения и просвет, ибо постоянно звучали слова о том, что они мученики, что их страдальческая кончина уготовала иной путь, и о том, что будет встреча в обязательном порядке с ними в мире ином.

http://pravmir.ru/v-beslane-ochen-mnogo-...

Темя красное, шея и спина беловатые, с более или менее широкими не резко очерченными серовато-бурыми пятнами, суживающимися па нижней части спины и на надхвостье, которое имеет розоватый оттенок. Рулевые маховые, равно как и большие кроющие крыла, темно-бурые с беловатыми каемками. Горло, грудь и зоб белые с розово-красным опенком, нижняя часть груди и брюхо белые. На горле темно-бурое или черное пятно. На лбу красное пятно. Весной, после обнашивания вершин перьев, красный цвет шапочки, зоба и груди делается более ярким, у некоторых густого корично-красного цвета. Самки и молодые имеют только красную шапочку, а на остальных частях тела красный цвет замещен белым. Самых светлых мелких чечеток с маленьким клювом, с белой или розовой поясницей без пестрин, с белым, без пестрин подхвостьем и с нежно-розовой грудью (у самцов) называют тундряными, или пепельными, часто их выделяют в отдельный вид Carduelis hornemanni. Издали в полете они выглядят почти белыми. Я Ябеда (др. рус. судья, должностное лицо) – так называют человека, способного наговорить, оклеветать, очернить, оболгать, насплетничать, наушничать па кого-то. Ябедничество – отрицательная черта личности, основанная па нелюбви к человеку, нежелании мира, эгоизме личных устремлений, зависти. По мелочи ябедничество возникает в детском возрасте и нередко из желания говорить правду, по о других, а не себе. Распространение ябедничества приводит к ссорам, постоянным выяснениям отношений, оно разрушает дружбу и даже любовь. Слово «ябеда» древнего происхождения; до Ярослава Мудрого оно было безобидным и означало «служитель», «должностное лицо», чиновника. 2 Малеонский М. (Бурцев М. Ф., npom.) Большие перемены: Повесть из быта семинаристов и духовенства. Ч. 2. Тула: Типография И. Д. Фортунатова, 1904. 49 То же самое недавно высказал в своей статье о потопе один ученый, имеющий высокую ученую степень, а на указания Библии и не намекнул; оттого у него вышло в объяснении многословие и пустословие, сразу бросающееся в глаза. Не мешало бы ему побольше верить слову Божию, чем умствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Пастырь-молитвенник, трудящийся бесплатно и даже раздающий получаемое, каким является о. Иоанн, не мог не сделаться предметом всеобщего удивления, а за сим - и общего народного почитания. Такими же истинными пастырями являются народу (и не одному простонародью) Оптинские старцы; и надо к этому добавить, что вообще в народе черное духовенство окружено большим ореолом, чем белое, именно потому, что народ видит в иноках молитвенников, а с возможным их сребролюбием встречается на почве лишь " добровольных " приношений. Когда дело пастырства обращается в достояние касты, т.е. из дела призвания делается просто вопросом питания, то, конечно, элемент идеальный все более и более уступает чисто бытовым, материальным интересам. Хотя нельзя не признать, что некоторая наследственность в занятиях всякого рода имеет свои достоинства (у нас, напр., нельзя не признать, что суровая жизнь сельского духовенства очень способствует выработке таких характеров, которые нужны для прохождения тяжелого с внешней стороны служения церковного); но если такая наследственность не нежелательна, то во всяком случае она должна быть все-таки подчиняема высшим идеальным требованиям призвания, и, следовательно, все, что может облегчить выход из духовного звания непризванных, и рядом с этим все, что может облегчить доступ к церковному служению людей, призванных к этому, не только желательно, но необходимо. В сущности теперешняя духовная среда останется, при всех возможных условиях, господствующей в деле служения алтарю, но ее служение будет только тогда плодотворно, когда она сама очистится от присутствия в ней тех элементов, которые теперь лишь дискредитируют духовное сословие, на том даже, может быть, только основании, что " дурная слава бежит, а добрая лежит " . К тому же несомненно, что и добрые элементы духовного сословия несколько наклонны к пассивности, в виду сознания, что конкуренции нет. Можно смело надеяться, что, если в среду епархиального духовенства вступит несколько десятков людей из других сословий, искренне преданных своему делу, то они с пользой воздействуют на сотни лиц из того же духовного сословия, которые только потому себя не проявляют с наилучшей стороны, что нуждаются во внешнем стимуле, в поддержке, и пока - не находят оной...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Чтобы привлечь в город население, ему предоставлены различные привилегии, освобождение от повинностей и торговые преимущества. Город Анастасиополь играл важное значение в отношениях с Персией. При Юстиниане он был вновь укреплен и снабжен средствами защиты. Развалины Анастасиополя сохранились и по настоящее время. Новейший путешественник, профессор Сахау, описав эти развалины, замечает: «По нашим понятиям положение города как военной крепости чрезвычайно неблагоприятное, ибо с запада и востока городом командуют вблизи от него расположенные скалистые холмы» 178 . Вступив на престол уже в преклонных летах, Анастасий не был склонен резко изменять церковную политику, которая тогда составляла самое существенное в жизни государства. Примирительная роль Зинона, выразившаяся в издании акта, известного под именем Энотик, далеко не увенчалась успехом, хотя и преемник его Анастасий не мог вступить на другой путь между двумя слишком резко обозначившимися религиозными воззрениями. Он известен был и ранее склонностью к религиозной терпимости, почему константинопольский епископ Евфимий и взял с него письменное обязательство насчет его правоверия. Современное положение церковных партий в империи не могло, однако, быть удовлетворено политикой невмешательства светского правительства, какой, по-видимому, желал бы предпочтительно следовать Анастасий. Уже в его борьбе с повстанцами и в усмирении внутренних смут можно было заметить значительное влияние религиозных настроений. Высшее константинопольское духовенство, и в особенности монашество, относилось к нему подозрительно и нередко ставило его в затруднительное положение. Еще хуже было состояние церковных дел на Востоке – в Сирии и Египте. Анастасию нельзя было остаться нейтральным в этом столь важном вопросе, и конфликт с церковной партией был неизбежен. В Константинополе он обнаружился в первые же годы Анастасия, когда против него поднялись исавры, и когда брат умершего императора Зинона стал оспаривать у него власть. Есть полное основание предполагать, что константинопольский епископ если не явно, то тайно был на стороне врагов Анастасия; известно, что раз император приказал с злой иронией объявить Евфимию: «Твои молитвы не помогли твоим друзьям!» В продолжение своего царствования император сменил не одного своего епископа: в 496 г. на место Евфимия возвел Македония, последнего низложил в 511 г., назначив вместо него Тимофея. Церковная партия в Константинополе вообще никогда не могла примириться с отношениями императора к самому тревожному вопросу этого времени, в особенности черное духовенство столицы в лице ревностных акимитов возбуждало народ против его индифферентизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Священные саны    В Православной церкви есть три " больших сана» — епископ, священник и диакон — и два " меньших сана» — иподиакон и чтец (некогда были и другие меньшие саны, но все они, за исключением этих двух, давно вышли из употребления). Рукоположение в больший сан всегда должно совершаться в течение литургии, причем всегда индивидуально (византийский обряд, в отличие от латинского, предписывает рукополагать не более одного диакона, одного священника и одного епископа в течение одной литургии. Только епископ имеет право совершать рукоположение, и посвящение в епископы должно осуществляться тремя или по меньшей мере двумя епископами, но никоим образом не одним: так как епископское служение имеет " коллегиальный " характер, посвящение в епископы тоже должно совершаться " коллегией " епископов. Хотя посвящение в сан осуществляется епископом, оно требует также согласия всего народа Божьего, поэтому в определенный момент службы присутствующие члены общины приветствуют посвящение возгласом: " Axios» — «Достоин!    Православное духовенство разделяется на две большие группы: " белое», или женатое, духовенство и " черное», или монашествующее. Посвящаемые должны принять решение о том, к какой группе они желают принадлежать, до совершения таинства, ибо есть строгое правило, что после посвящения в больший сан жениться нельзя. Поэтому те, кто хочет жениться, должны сделать это до того, как станут диаконами. Кто не хочет жениться, от тех, как правило, ожидается, что они станут монахами прежде рукоположения, но в сегодняшней Православной церкви есть достаточное число неженатых священников, формально не принимавших на себя монашеские обеты. Однако эти хранящие целибат священники не могут впоследствии передумать и жениться. Если жена священника умирает, он не вправе жениться вторично.    В прошлом почти все приходские священники были женатыми, но в настоящее время стало совершенно обычным явлением, когда попечение о приходе принимает на себя монашествующий священник. С VI или VII вв. епископ должен был быть неженатым, а, по крайней мере, с XIV в. он должен был принимать монашеские обеты. Вдовец может стать епископом, если примет монашество. Во многих частях Православной церкви положение монашества ныне таково, что не так легко найти кандидата в сан епископа, и все большее число православных считает, что в современных условиях нежелательно ограничивать круг возможных кандидатов в епископы монашествующим духовенством. Но, может быть, решение должно заключаться не в отмене нынешнего требования, согласно которому епископы должны быть монахами, а в укреплении самой монашеской жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Почему бы не включить в программу занятии съездов духовенства таких вопросов, как, например, вопрос об участии духовенства в народном образовании и о более целесообразном преподавании Закона Божия, вопрос о развитии и лучшей постановке церковной проповеди и пастырских собеседований, вопрос о главных недугах и слабых сторонах религиозно-нравственной жизни и мысли в обществе и народе, вопрос о наилучших способах борьбы с этими недугами, вопрос о приходской благотворительности, об избрании благочинных, членов консистории, настоятелей и настоятельниц монастырей» и т. д. Полезно привлекать на эти съезды светских лиц, преимущественно из начальства и преподавателей духовно-учебных заведений, но не исключительно. В состав церкви входят как черное и белое духовенство, так и миряне всех общественных положений и состояний: игнорировать права мирян – значило бы являться выразителями католических понятий о церкви и католических клерикальных стремлений 41 . Крайне необходимо сделать все, что может улучшить самую духовную среду и содействовать успехам ее плодотворного служения церкви. Для этого, прежде всего, следует обратить самое серьезное внимание на духовно-учебные заведения, подготовляющие пастырей церкви. Их задача – служить церкви, давать ей священников, которые могли бы быть руководителями пасомых и примером собственной жизни, и словом, и братским тесным общением с ними. Так как каждый христианин имеет право искать священства, и так как церкви дороги хорошие пастыри, из какого бы сословия они ни происходили, то в духовно-учебные заведения должен быть открытым доступ «иносословным». Путем внешних мер невозможно создавать искренних и исправных служителей алтаря, поэтому из духовных учебных заведений следует открыть свободный выход в светские учебные заведения. А.Ф. высказывал принципиальное сочувствие и мысли о замене духовных академий богословскими факультетами при университетах, а семинарий – гимназиями с присоединением к ним, для желающих, специальных богословских курсов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

В соответствии с житийной традицией, сразу после смерти К. начали фиксировать чудеса: к его резиденции пришло черное облако, из к-рого на лежащее на земле тело К. пролился яркий луч света; сброшенное в Зап. Двину тело К. было найдено благодаря исходящему от него свечению. В материалах беатификации фигурируют преимущественно чудеса, связанные с исцелениями от различных недугов. По легенде, обращение папы Урбана VIII к заступничеству К. спасло понтифика от сильной головной боли, что, среди прочего, повлияло на положительное решение понтификом вопроса о беатификации К. Вторую группу составляют чудеса по обращению в унию как православных, так и представителей др. христ. конфессий. По утверждению агиографов, в процессии, осуществлявшей перевоз по Зап. Двине тела К. в Полоцк, шли как участвовавшие в нападении на К. православные, так и представители общины кальвинистов, а также многочисленные иудеи, к-рые оказывали униатам всяческую поддержку. Однако, по мнению ряда исследователей (A. Гиль, Т. А. Кемпа), мученическая смерть К. не повлияла существенным образом на территориальное распространение унии. Одним из главных совершенных К. чудес житийная традиция считает переход в унию Смотрицкого (впервые об этом упоминает Рутский в письме к секретарю Конгрегации пропаганды веры Ф. Инголи, 10 июля 1627; повторяется в булле Пия IX от 6 июля 1867), которого сторонники К. считали главным подстрекателем к физической расправе над униат. архиепископом. Житийная традиция сообщает, что еще при жизни К. предлагал Смотрицкому принять унию, обещая в этом случае добровольно отказаться в его пользу от сана архиепископа и вернуться в монашескую келью. В отдельных Житиях К. 1-й трети - сер. XVIII в. встречается легенда об обращении в унию патриарха Московского Никона : патриарх, посещая в тюрьме плененных поляков, отобрал у одного из них брошюру с изображением К. и, бросив ее в гневе на землю, истоптал ногами, за что был поражен параличом; приказав принести к себе икону К. и моля у него о прощении, Никон якобы обрел не только физическое здоровье, но и оставил патриаршие палаты, переселившись в заложенный им же мон-рь, где жил в суровых условиях, исповедуя единство с Римской Церковью, за что был назван еретиком и проклят на Соборе представителями русского и греческого духовенства.

http://pravenc.ru/text/2462261.html

Эти чудесные постройки, виденные нами в здешнем городе, приводили нас в сильное удивление. Возвращаемся. Большинство вельмож имеют титул „князь“, значение коего: бей, сын бея, от отцов и дедов. Женщины также называются „княгиня“. У вельмож такое установление, что они, даже наиважнейший между ними, не могут иметь под своею властью у себя в доме более трехсот человек. Когда же царь посылает кого-либо из них в поход, то снаряжает с ним тысячи ратников, сколько пожелает, ибо все распоряжение войском в руках царя. По этой причине среди вельмож вовсе не бывает бунтовщиков. Смотри, какое прекрасное распоряжение! Оттого же, когда мы являлись в жилище кого-либо из министров, то находили при дверях лишь немного людей; также, когда они ходили ежедневно к царю, то за ними следовали лишь двое или трое слуг. Они никогда не собираются друг у друга для совещания, но всякий совет происходит у царя, и если бы он прослышал, что некоторые из них собрались (для совещания), то рассеял бы их всех мечом. В эту морозную пору вельможи ездили только на больших санях. Они очень тщеславятся шкурами медведей, белых и черных как ночь, которых в этой стране много и которые чрезвычайно велики; мы дивились на огромную величину шкур, часто большую, чем шкура буйвола. Белый мех очень красив, и только вельможи устилают им сани, причем одна половина меха сзади саней, а другая – под седоком. Жены вельмож зимою тщеславятся санями, на которые поставлены кареты со стеклянными окнами, покрытые до земли алым или розовым сукном; летом же они величаются большими каретами. Всего больше они гордятся белыми лошадьми и множеством слуг и невольников, которые идут впереди и сзади. Когда мы, бывало, приходили с подарками к вдовым княгиням, мы также видали у дверей их множество невольников и слуг, привратников и киайей (управляющих). У богатых вдов в этой стране такой обычай, что когда умирает муж, вдова одевается во все черное, даже колпак и платки ее черного цвета; мало того, обивка мебели и подушки, карета и ее покрывало – все из черного сукна, даже лошади бывают черные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Сербское население практически полностью безработно. Лишь небольшой процент занят в частном секторе или в UNMIK и KFOR. Условия жизни для большинства косовских сербов отчаянные. Большинство населения зависит от гуманитарной помощи. Но и при распределении международной гуманитарной помощи существует дискриминация сербов, которые в пропорциональном отношении получают намного меньше помощи, чем албанцы. Это является причиной того, что даже те сербы, которые, несмотря на ужасную ситуацию, сумели остаться в своих домах, думают о том, как покинуть Косово и Метохию и искать других условий для жизни вне управления ООН. Иностранные вложения в сербские анклавы настолько недостаточны, что это вызывает дополнительные трудности для уже обнищавшего сербского населения Косово и Метохии. 5. Религиозные права косовских сербов также ущемлены. Они не могут нормально посещать свои святыни, кладбища и совершать церковные обряды. Со своими 112 разрушенными или сильно пострадавшими после войны в присутствии НАТО церквями, Косово и Метохия превратились в территорию, на которой христианство подвергается уничтожению и гонению. Косово - часть Европы, в которой в течение всего этого времени безнаказанно уничтожаются средневековые и новопостроенные христианские святыни, и при этом ни один осквернитель не предстанет перед судом, и ни одно расследование не будет окончательно завершено, вопреки присутствию тысяч международных и местных полицейских. Практически все сербские монастыри находятся в изоляции во враждебном окружении местных мусульман албанцев, которые немилосердно уничтожают оставшиеся христианские памятники. Сербские кладбища во всех районах Косово, с преобладающим албанским населением или осквернены или превращены в места для свалки мусора, что, к сожалению, происходит с ведома UNMIK и KFOR. Самые важные сербские святые места и монастыри - Печьская Патриархия, Високи Дечани, Свети Архангели и Девич, зависят от постоянного присутствия KFOR, так как без него албанские экстремисты могли бы превратить их в руины. Недавние сообщения о сокращении охраны KFOR вызвали большое беспокойство среди сербского православного духовенства и монашества, так как в большинстве случаев за последние три года ситуация с безопасностью не изменилась к лучшему.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Елеосвящение продолжают совершать и над тяжелобольными людьми. Священники, которые совершают это Таинство, хорошо знают, что после него обычно наступает перелом в болезни: человек либо быстро идет на поправку, либо в течение короткого времени умирает. Из-за этого иногда можно услышать мнение, что Соборование – это своего рода «сборы на тот свет», и здоровым людям лучше с этим Таинством повременить. Но это суеверие. Сейчас отношение к Елеосвящению постепенно меняется, и очень многие христиане стараются участвовать в Соборовании каждый Великий пост . Священство В отличие от некоторых других христианских конфессий в Православии все духовенство состоит из мужчин. Однако это ничуть не умаляет достоинство женщин в Православной Церкви, они могут принимать участие в деятельности прихода, неся различные послушания, не относящиеся к священству. Священнослужителей готовят в специальных учебных заведениях – духовных семинариях и академиях, а также в богословских институтах. Обычно на последних курсах или по окончании выпускники рукополагаются, то есть становятся диаконами или священниками. Без богословского образования получить сан очень сложно. Еще во время учебы будущие священнослужители определяются, по какому пути – «белого» или «черного» духовенства – им идти. «Черное» духовенство – это монахи. Монахи могут быть как просто диаконами и священниками, так и епископами, то есть занимать высшие руководящие должности в Церкви. Вся высшая церковная иерархия принадлежит «черному» духовенству. «Белое» духовенство (женатые священнослужители) священники и диаконы. Есть еще один путь священства – целибат. Но эта форма служения широкого распространения в России не получила. В отличие от монахов, которые дают три обета: послушания, нестяжания (бедности) и безбрачия, целибаты не имеют права только жениться. Целибаты могут продвигаться по иерархической церковной лестнице, но, как и «белое» духовенство, до определенного предела; чтобы достичь высших ступеней в церковной иерархии, им необходимо принять монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010