. И еще он сказал: Все мы умрем, но в воскресении не все изменимся 265 . И еще он сказал: Надлежит (309) сему смертному облечься в бессмертное, и тленному сему облечься в нетленное. Когда же смертное сие облечется в бессмертное и тленное сие в нетленное, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой 266 . Еще он сказал: Вдруг, во мгновение ока, воскреснут мертвые нетленными, а мы изменимся 267 . И те, кто изменится, облекшись в образ Адама небесного, станут духовными. А те, кто не изменится, останутся душевными в соответствии с тварной природой Адама перстного и в соответствии со своей природой будут внизу на земле. Тогда небесные будут восхищены на небо, и Дух, Которым они облеклись, понесет их 268 . Они получат в наследство Царство, уготованное им от начала. А душевные под тяжестью своих тел останутся на земле, и обратятся они в ад 269 , где будет плач и скрежет зубов 270 . 19 . Все это я написал, возлюбленный мой, чтобы напомнить и тебе, и себе. Итак, возлюби девство [btUlUta] – небесный удел, приобщение к горним ангелам. Ведь ничто не сравнимо с ним. И в [сохраняющих девство] обитает Христос. Лето приблизилось, смоковница распустила почки, и появились листья 271 . Знамения, которые дал (312) наш Спаситель, начинают исполняться. Ибо Он сказал: Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и ужасные явления с неба 272 . И все это в наши дни совершается. 20 . Поэтому читай то, что я написал тебе, ты сам и братья – сыны Завета, которые возлюбили девство [btUlUta] 273 . Остерегайся насмешников, ибо на том, кто смеется и насмехается над своим братом, исполняется слово, написанное в Евангелии, где Господь хотел предостеречь против богатых и фарисеев, как написано: Поскольку были сребролюбивы, они смеялись над Ним 274 . И также ныне все те, кто не исполняет [предписанного выше], подобным образом смеются. Читай, учись, будь прилежен и в чтении, и в исполнении, размышляй постоянно о Законе Божием 275 . И когда ты прочитаешь это письмо, возлюбленный мой, то прошу тебя: встань, помолись и в молитве своей помяни греховность мою. Закончена Тахвита о сынах Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

И он отошел к отцам своим, и его сын Амон сделался царем после него» 265 . Вы слышали, возлюбленный чада., как Манассия нечестиво и пагубно служил идолам и убивал праведных, и как Бог. простил его, когда он обратился;///и, хотя нег более тяжкого греха, как почитание идолов, тем не менее есть место покаянию 266 . (Но если кто-либо намеренно грешит, тот не получит никакого прощения, как написано 267 : «О том, кто утверждает 268 : мне будет хорошо, хотя я поступаю согласно превратному желанию сердца» 269 , говорит Господь следующее: «И простру руку Мою над ним, и он должен стать предметом поругания и притчею» 270 . Ибо и Амон, сын Манассии (был таковым), когда он обдумывал мысль о нарушении закона и сказал 271 : Мой отец от юности своей часто грешил и в старости S 31/L 24//CA II.24///своей явил раскаяние, также и я позволю себе теперь быть водимым всеми похотями души моей и потом обращусь ко Господу 272 . «И он делал//злое пред очами Господа; он царствовал только два года» 273 , ибо Господь Бог внезапно истребил его от его славной страны. ///Итак, вы, неверующие, берегитесь, чтобы кто-нибудь из вас не укрепил мысли Амона в сердце своем и не погиб внезапно и скоро. Поэтому, епископ, насколько возможно, зорко наблюдай, чтобы не согрешившие оставались без греха, а тех, которые обращаются от грехов своих, врачуй и принимай. Если же ты не принимаешь кающегося по жестокосердно своему, то ты грешишь против Господа Бога,/ибо ты не повинуешься нашему Спасителю и Богу и не делаешь так, как Он поступил по отношению к той грешнице, которую старейшины поставили пред Ним и, предоставив Ему суд, удалились. Он же, Который испытует сердца, спросил ее и сказал ей: «Осудили тебя старейшины, дочь Моя?» Она ответила ему: «Нет, Господи». Тогда Он сказал ей: «Иди, и Я не осуждаю тебя» 274 . Итак, здесь наш Спаситель, Царь и Бог, должен быть образцом вам 275 ,епископы; подражайте Ему, будьте «спокойными и кроткими», милосердными и сострадательными, миролюбивыми и не гневливыми, «учительными» и вразумляющими, принимающими и увещающими; не будьте «вспыльчивыми» и жестокими, глумливыми, горделивыми и хвастливыми 276 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. В видении Церкви-жены, рождающей младенца, мы видели, несомненно, совокупность всех подвижников добра, борцов против диавола. Теперь, во втором видении 12-й главы, мы видим самого их противника – диавола. Он является здесь в виде красного дракона. «Дракон, будучи морским чудовищем, обратился в символ» губительной мировой силы, символ диавола – князя мира сего, как и подтверждается это ниже в стихе 9-м. «Знамение дракона Иоанн видит на небе, что означает лишь то, что его образ был замечен на небесном своде, где явился и образ рождающей жены» (Орлов) 271 . Большим он называется, как главный из демонов, в смысле наибольшей степени силы и злобы своей. Красный цвет его, конечно, прежде всего есть цвет крови, смертоносной и гибельной деятельности его. Однако не случайным нужно признать и то совпадение историческое, что враги Церкви и проводники губительных потрясений и насильственных переворотов в мире, в злой активности своей хвалящиеся и своим атеизмом, взяли дерзко-вызывающей эмблемой своей именно красный цвет – цвет дракона. В семи головах змия указывается на его мудрость, противоположную мудрости Богооткровенной, мудрость мира сего ( 1Кор.1:20 ; ср.: Иак.3:15 ). Десять рогов указывают на его «могущество и склонность к насилиям, ибо рогами бодают». «Хвост диавола – это обнаружение его существа и греховной воли, пример его греховного поступка» (Орлов) 272 . Третья же часть звезд – это та огромная часть воинства небесного, те отпавшие вместе с ним, по его воздействию и примеру, силы ангельские, которые стали темными и злыми бесами, причем треть их лучше понимать в точном или хотя бы приблизительном смысле. В положении своем по отношению к жене-Церкви дракон изображается в виде, очень напоминающем слова ап. Петра о нем же, каким является он в отношении его к верующим: диавол ходит кругом, как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Петр.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

И Церковь , действительно, называется супругой-девой, когда Павел говорит: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» 265 . По представлению мира, не может называться девой та, кто является супругой. По небесному же таинству Церковь называется супругой, хотя и является девой. Она именуется супругой, потому что через Духа Святого она соединена со Христом; а девой называется потому, что грех не обручился с ней и не запятнал ее. Устроитель брачного пира – это Бог Отец, свидетель – Дух Святой, служители ангелы, а зовущие в гости – апостолы. А если захочешь, то увидишь и духовное веселье этого пира, то есть небесного чертога, о котором написано: «И он выходит, как жених из брачного чертога своего» 266 . На этом брачном пиру на первом месте сидит хор дев, о которых мы читаем: «За нею приведутся к царю девы« 267 . На этом пиру есть и своя кифара, есть и оргáны, есть и кимвал; то есть кифара Закона, оргáны пророков, , о которых написано: «Хвалите Его на струнах и оргáне; хвалите его на кимвалах громогласных » 268 . 3 .   Рассмотрим же теперь эту притчу. На такой брачный пир Своего Сына Отец пригласил сначала народ иудейский. Он послал к ним праведников, послал пророков. " Но они, – сказал Он, – не хотели прийти» 269 . Он еще раз послал других слуг, еще больше, чем прежде, то есть апостолов и евангелистов проповедующих, говоря им: «Скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото; приходите на брачный пир» 270 . Обед изображает таинство Господнего страдания, на котором – истинная пища жизни и еда вечного спасения. Ведь Он – живой Хлеб, сошедший с небес 271 , и дает жизнь этому миру. Правильно то, что упоминается именно обед; не ужин, а обед – ведь обед обычно накрывают в шестом часу, а был шестой час 272 , когда Христос был распят ради спасения человеческого рода, чтобы приготовить нам небесную пищу Своих страстей и яства духовные. Под тельцами, заколотыми ради брачного пира Сына, имеются в виду праведники и пророки, которые были заколоты, потому что проповедовали, что Сын Божий должен прийти и пострадать во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Иер. 10 :3. Ибо законы язычников суетны: дерево, срубленное в лесу, работа плотника, и сплав (металла). Иер. 10 :4. Серебром и золотом украшают, молотом и гвоздями укрепляют 256 , чтобы они не двигались. Иер. 10 :5. (Они) изваянное серебро 257 , они не говорят 258 , их носят, потому что ходить не могут;. не бойтесь их, ибо они не причиняют зла, но и добра нет от них. Иер. 10 :6. Нет 259 подобного Тебе, Господи! Ты велик и велико имя Твое могуществом. Иер. 10 :7. Кто не убоится Тебя, Царь народов? Тебе (единому) принадлежит честь 260 , между всеми мудрецами народов и во всех царствах их нет 261 подобного Тебе. Иер. 10 :8. Все они безсмысленны и глупы 262 , пустое учение их – это дерево. Иер. 10 :9. Листовое 263 серебро из Θ арсиса, золото из Уфаза приходит, и рука позолотчиков – все есть дело художников; в гиацинт и пурпур 264 одевают их; все это 265 – дела людей искусных 266 . Иер. 10 :10. А Господь есть истинный Бог, Он Бог живой 267 и Царь вечный; от гнева Его поколеблется земля и не стерпят народы негодования Его 268 . Иер. 10 :11. Так скажите им: боги, которые неба и земли не сотворили, да исчезнут с земли и из под небес 269 . Иер. 10 :12. Господь, сотворивший землю силою Своею, устроивший вселенную премудростию Своею, разумом Своим распростер небо. Иер. 10 :13. По гласу Его с неба дается множество вод, и Он возводит облака от краев земли, производит молнии среди дождя, и изводит ветр 270 из хранилищ Своих. Иер. 10 :14. Сделался неразумным всякий человек в знании (своем) 271 , устыдился всякий плавильщик своих идолов, ибо ложь выплавил он, нет в них духа. Иер. 10 :15. Тщетныя дела, достойныя смеха, во время посещения их они погибнут. Иер. 10 :16. Не такова часть Иакова, ибо Создавший все — Он есть (часть его) 272 , а Израиль – жезл достояния Его: Господь сил – имя Ему. Иер. 10 :17. Собрал 273 отвне имение, находящееся у избранных 274 . Иер. 10 :18. Ибо так говорит Господь: вот Я выброшу жителей земли этой в скорби, и стесню их 275 , чтобы открылась язва твоя 276 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иисус предрек ему за тем мученическую кончину его, сказав: «Истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам, и ходил куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет куда не хочешь», – Обремененный узами, Петр приведен был ко кресту, на котором отдал жизнь за возлюбленного Учителя своего. После того, что сказано было Петру, Иисус прибавил: «Иди за Мною». Снова призывая его к Апостольству, которое утратил своим отречением. Петр же, увидев идущего за ними Иоанна, которого Иисус всегда преимущественно любил, сказал Иисусу: «Господи, а он что»? – Иисус же отвечал: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною». Будь Апостолом Моим, это должна быть твоя единственная забота. Слова, сказанные относительно Иоанна, заставили прочих учеников предположить, что Апостол этот не умрет. Но смысл слов этих не таков, и Иисус хотел только просто сказать Петру: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду; что тебе до того»? Святый Иоанн Богослов сам объяснил так, эти слова Господа. 269 Иисус явился еще ученикам Своим в Галилеи на горе, которую указал им. 270 Между бывшими свидетелями этого явления, были еще некоторые, сомневавшиеся в Его воскресении. Те же, которые веровали, поклонились Ему, а Иисус, приблизившись к ним, сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле, и так идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Новое крещение. Крещение во имя Святой Троицы Таким образом, установил Господь новое крещение, которое во Имя Святой Троицы, должно было возродить мир и посвятить в Новый Завет все народы. Апостолы получили полномочия быть представителями Христа в мире; но в то же время Он обещал Сам навсегда пребывать в Церкви Своей и управлять ею. Апостолы, вскоре после этого явления Иисусова, возвратились в Иерусалим и должны были оставаться там до сошествия Святаго Духа. 271 Иисус обещал им Утешителя, который должен был научить их всякой истине, и даровать им разумение всего, чему Он поучал их. В продолжение сорока дней, 272 что оставался Иисус на земле, по воскресении Своем, говорил Он им о Царствии Божием. Между прочим, Он сказал: «Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после этого будете крещены Духом Святыми». Апостолы же, все под влиянием своих иудейских понятий, спросили: «Господи, не в это ли время восстановляешь Ты царство Израилю?» – «Не ваше дело, отвечал Иисус, знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти. Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии, и даже до края земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

«Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, а как мудрые… не будьте нерассудительны, по познавайте, что есть воля Божья» ( Ефес. 5, 15–17 ). В рассудительности открывается иное знание, иная наука, не входящая в обычный кодекс регламентированных наук, наука познавания воли Божьей. Что такое христианская рассудительность? «Рассудительными называют различающих чувственные вещи. Рассудительны те, кто господствует над желаниями своими» 269 . Рассудительность есть в то же время та диакритическая способность (различения), которая усиливается в религиозном опыте. Найти в своих желаниях, стремлениях, побуждениях и помыслах элементы чувственного, страстного, эмотивного и аффективного дано религиозной рассудительности. Различение духов, добрых и злых, подлинной и фальшивой духовности, созерцания и обольщения, фантазии и действительности, – без этого невозможно религиозное делание вообще. «Велико есть дело рассудительности в том, что совершается под руководством Божиим» 270 . Рассудительность без Бога несовершенна. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребное» ( Рим. 1, 28 ), и дальше идет перечисление всех грехов и преступлений человеческих. Рассудительность охватывает все виды религиозного делания: «Пост с рассудительностью – обширная обитель для всякого добра» 271 . Он говорит о рассудительности в молитве, в безмолвии, ночном бдении, утруждении тела, ограничении плоти, то есть тех форм внешней аскезы, которые так пугают некоторых западных теологов и легкомысленных критиков христианской аскезы и мистики. К утешению и тех и других можно сказать, что Исаак, один из величайших христианских аскетов, ставит рассудительность выше всех форм аскезы: «Храпение рассудительности лучше всякого жития (аскетического) , какими бы способами и в какой бы мере проводимо ни было» 272 . То же и в отношении внутренней аскезы умного делания: «Деланием сердца нужно заниматься с рассудительностью» 273 . Рассудительность не должна пугать малодушных, нужно «иметь при рассудительности простоту, при благоразумии – простодушие и простосердечие» 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

«Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями» — Лк. XXII, 52—53. 265 «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших» — Лк. XXIII, 28. 266 «Какое еще нужно нам свидетельство?» — Лк. XXII, 71. 267 Сцена отречения Петра — Лк. XX, 60—62. 268 «Не ведают, что творят» — Лк. XXIII, 34. 269 «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» — Лк. XXII, 43. 270 Он дал Своей матери нового сына — перед казнью Иисус сказал Марии, указывая на любимого ученика: «Жено! се, сын Твой» (Ин. XIX, 26). 271 Мудрость мира его обратилась в безумие — Кор. I, 20. 272 Лифостротон — каменный помост перед домом римского наместника в Иерусалиме (Ин. XIX, 13), место судилища над Христом. 273 «Умыть руки» — в переносном смысле снять с себя ответственность; восходит к библейской легенде: Понтий Пилат предлагал иудеям отпустить Христа, но народ потребовал казни. Умыв руки, Пилат переложил ответственность за смерть Христа на иудеев и выдал Его на распятие (Мф. XVIII, 24). 274 Бог на небе и все хорошо — цитата из поэмы Р. Браунинга «Пиппа проходит». 275 Душа язычества требовала, чтобы один Человек умер за народ. — По обычаю, на праздник Пасхи отпускали одного узника. Пилат предложил отпустить Христа, но народ предпочел разбойника Варавву (Мф. XXVI, 26). 276 Саддукеи — религиозная группировка в Иудее II в. до н. э. — I в. н. э., высшее жречество, «мудрецы». 277 Бог оставил Бога — на кресте Иисус возопил: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. XXVII, 46). 278 Извещая о чьей-либо смерти, римляне говорили: «он отжил». 279 Господь-Садовник гулял по саду — Мария Магдалина, не узнав воскресшего Христа, обратилась к нему как к садовнику (Ин. XX, 15). Ср. также — Бт. III, 8. 280 Симона, первого из апостолов, Христос нарек Петром (по-гречески — «камень»), сказав: «на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. XVI, 18). Святому Петру поручены ключи от врат рая. Говоря, что Петр более похож на трость, чем на камень, Честертон намекает на его отречение. 281 Эбиониты — христианская секта I—II вв., требовавшая перед крещением вступления в «закон Моисеев» через обрезание и соблюдения, наряду с христианскими, и иудаистских обрядов. 282

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Кол 4:2–9 Четверг 22 седмицы. Послание к Колоссянам, зачало 260Б Братья, с внешними поступайте мудро, дорожа временем. Слово ваше да будет всегда с приветливостью, приправлено солью, чтобы знать вам, как должно отвечать каждому. О всем том, что касается меня, известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и соработник в Господе, которого я для того именно послал к вам, чтобы вы узнали о наших обстоятельствах, и чтобы он утешил сердца ваши, вместе с Онисимом, верным и возлюбленным братом, который от вас: они вас известят о всех здешних делах. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствие моей, Павла, рукою: помните о моих узах. Благодать с вами. Аминь. Кол 4:5–9, 14, 18 18 октября, св. Апостолу Луке. Послание к Колоссянам, зачало 261 Братья, приветствует вас Аристарх, узник вместе со мной, и Марк, племянник Варнавы, о котором вы получили распоряжение: если он придет к вам, примите его, и Иисус, называемый Иустом, единственные из обрезанных сотрудники для Царства Божия; они стали для меня утешением. Приветствует вас Епафрас ваш, раб Христа Иисуса, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы устояли вы, совершенные и осведомленные о всем, что есть воля Божия. Ибо я свидетельствую о нем, что он несет великий труд за вас и за тех, которые в Лаодикии и в Иераполе. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствуйте Лаодикийских братьев и Нимфу и церковь, собирающуюся в ее доме. И когда это послание прочитано будет у вас, сделайте, чтобы оно было прочитано и в церкви Лаодикийцев, и чтобы то, которое из Лаодикии, прочли и вы. И скажите Архиппу: будь внимателен к тому служению, которое ты принял в Господе, чтобы тебе его исполнить. Приветствие моей, Павла, рукою: помните о моих узах. Благодать с вами. Аминь. Кол 4:10–18 Пятница 22 седмицы. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ Зачало 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 Первое послание к Фессалоникийцам, зачало 262 Павел и Силуан и Тимофей церкви Фессалоникийцев в Боге Отце и Господе Иисусе Христе, – благодать вам и мир. Благодарим Бога всегда о всех вас, вспоминая вас в молитвах наших, непрестанно помня ваше дело веры и труд любви и терпение надежды на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим, зная, братья, возлюбленные Богом, избрание ваше: что Евангелие наше не было у вас только в слове, но было и в силе и в Духе Святом и великой уверенности; вы также знаете, какими мы были между вами для вас.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения 265 . Древняя Церковь всем сердцем приняла этот пример Христа и апостолов и на практике последовала их увещеваниям. Бдение является одним из самых древних обычаев первоначальной Церкви. Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши 266 , и чресла ваши да не будут развязаны 267 , но будьте готовы, ибо не знаете часа, в который приходит Господь ваш 268 . Настоящий христианин подобен солдату. «Молитва – оплот веры», наш щит и меч против подстерегающего повсюду врага». «Итак, да не ходим никогда безоружными». Днем будем помнить о бдении, а ночью о бодрствовании. С оружием веры да сохраним знамя нашего Водителя, да будем в молитвах ожидать трубы ангельской! 269 . Эта «эсхатологическая черта» ожидания второго пришествия Господа среди первых христиан, чья вера нередко проходила через испытания кровавых гонений, перешла к тем «воинам Христовым», коими считали себя древние монахи. Можно видеть,/как они живут/, затерянные в пустыне, ожидающие возвращения Христа как законные сыновья ожидают возвращения отца или как войска ожидают возвращения царя, или как преданные слуги ожидают своего господина и освободителя. Они не заботятся об одежде, не беспокоятся о пище, но проводят время/в пении/гимнов 270 и в ожидании пришествия Христа 271 . Этому ожиданию подчинен у них распорядок каждого дня. Что касается ночного сна, то молись с вечера два часа, считая их от захождения солнца 272 , а кончив славословие/Богу/, спи шесть часов 273 , потом встань на бдение и бодрствуй остальные четыре часа 274 . И в летнее время также; но сократи славословие и читай менее псалмов, ввиду краткости ночей 275 . Для измерения времени вместо точных часов, коих, разумеется, еще не было, служило то число стихов псалмов, которое, как знали по опыту, можно было прочесть за один час 276 . Шесть часов сна, половина ночи 277 , были вполне разумным количеством. Конечно, чтобы вставать ночью, требовалось определенное усилие воли. Нет ничего удивительного в том, что со временем первоначальное рвение ослабевало даже среди духовенства. По этой причине великий аскет Нил Анкирский настоятельно увещевает дьякона Иордана:

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010