250 Русск. перевод: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека»: 251 В греч. изд. 1861 г. числится за 44 стр. 29—40. 252 Т.е. христианский народ. 253 Т.е. не имеется каких-либо определенных 12 христианских народов. 254 Здесь свободный перевод. 255 В книге опечатка, указана 5-я глава, а следует 15-я. 256 Ссылка на слова Спасителя: «Много званных, мало же избранных " _ 257 Ориг. — «великогласностью». 258 См. об этом подробно в «Беседе на Благовещение» 259 Т.е. «девственник» и «возлюбленный». 260 Т.е. говорится о Св. Иоанне Крестителе. 261 Ориг. — «энергия», что переводится обычно, как «действо» или «действование». 262 Несколько свободный перевод. 263 «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал»: 264 Перевод также может гласить: «от неблагодарных людей». 265 В этой фразе ряд причастий мы заменили другими глагольными формами. 266 Несколько свободный перевод. 267 Ориг. «насытишься амброзией» — бессмертная пища богов, бессмертие. 268 В греч. тексте опечатка. 269 «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»: 270 Т.е. Св. Иоанн Богослов. 271 Свободный перевод. 272 Апост. текст: «Дети мои»: 273 В греч. изд. 45, стр. 40—49. 274 Ориг. «сердца их, дела их». 275 Ориг. «во всей вселенней». 276 Возможен иной перевод: «присоединяющихся к нему, т.е. к Божиему народу». 277 «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет»: 278 «Ибо такова есть водя Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста иевежеству людей»: 279 Несколько свободный перевод. 280 Цитату мы пополнили от себя, потому что в тексте несомненный пропуск. 281 Обычно этот термин обозначает епископов. 282 Русск. пер. «Сребра твоего не отдавай в рост»: 283 Русск. пер. «Кто сребра своего не отдает в рост»: 284 Русск. пер. «Бегая удалился бы и поселился бы в пустыне: ибо я вижу беззаконие и распри в городе: ростовщичество в обман не сходят с его улиц»: 285 Также и — «неблагодарные»: 286 Из многих значений глагола «комисо»: 287 Вероятно, ссылка на заповеди блаженства (Мф.5:3—11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

259. Святой Исаак Сирский. Слово 41. 260. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 13. Добротолюбие. Ч. 4. 261. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 1. Слово 7, гл. 1. 262. Четьи-Минеи, 2 октября. 263. Лествица. Слово 27, гл. 56. 264. Заимствовано из 56 го Слова святого Исаака Сирского. 265. Преподобный Нил Синайский. О молитве. Добротолюбие. Ч. 4. 266. Иов. Гл. 1 и 2. 267.  За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе (1 Сол. 5. 18). 268. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 269. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31. 270.  Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5. 6–9). 271.  И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 272. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 273. Откр. 2. 7; Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 5. 274. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 6. 275. Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четьи-Минеи, 2 октября. 276. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 277. Лк. 18. 278. Лк. 17. 4. 279. Иак. 4. 4–5. 280.  Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1. 8). 281. Откр. 3. 16. 282. Лк. 14. 33. 283. Гал. 5. 24. 284. Пс. 103. 25. 285. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 11, о еже скоро отсекати страсти. 286. Мф. 19. 21; 16. 24; Мк. 10. 21. 287. Преподобный Нил Синайский. О молитве, гл. 17. 288. Преподобный Макарий Египетский Беседа 21, гл. 2–3. 289. Мк. 8. 35. Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Великого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков. 290. Мк. 9. 29. 291. Мф. 6. 17. 292. Благовестник. 293.  Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3. 12–13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

261. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 1. Слово 7, гл. 1. 262. Четьи-Минеи, 2 октября. 263. Лествица. Слово 27, гл. 56. 264. Заимствовано из 56 го Слова святого Исаака Сирского. 265. Преподобный Нил Синайский. О молитве. Добротолюбие. Ч. 4. 266. Иов. Гл. 1 и 2. 267. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе (1 Сол. 5. 18). 268. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 269. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31. 270. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5. 6–9). 271. И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 272. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 273. Откр. 2. 7; Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 5. 274. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 6. 275. Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четьи-Минеи, 2 октября. 276. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 277. Лк. 18. 278. Лк. 17. 4. 279. Иак. 4. 4–5. 280. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1. 8). 281. Откр. 3. 16. 282. Лк. 14. 33. 283. Гал. 5. 24. 284. Пс. 103. 25. 285. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 11, о еже скоро отсекати страсти. 286. Мф. 19. 21; 16. 24; Мк. 10. 21. 287. Преподобный Нил Синайский. О молитве, гл. 17. 288. Преподобный Макарий Египетский Беседа 21, гл. 2–3. 289. Мк. 8. 35. Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Великого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков. 290. Мк. 9. 29. 291. Мф. 6. 17. 292. Благовестник. 293. Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3. 12–13).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

269 Авраам не воспламеняет своей жертвы, ожидая нового откровения воли Божией, хищных же птиц прогоняет, дабы сохранить чистоту и святость своей жертвы. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама; и вот когда он пробудился, напал на него ужас и мрак великий. (Ст. 12). Чем объяснить ужас Авраама? Конечно, он был следствием близкого присутствия Божия, которое ощутил Авраам по своем пробуждении, мрак же великий (т. е.) необыкновенный ночной, а сверхъестественный и глубокий мрак), был символом сего присутствия, как впоследствии при Синайском законодательстве. 270 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. (Ст. 13). Откуда и до чего нужно считать эти четыреста лет переселения и порабощения потомства Авраамова? Так как Евреи в Египте рабствовали и были пресельниками только 215 лет, начиная от переселения туда Иакова и до общего исшествия Евреев; то очевидно, что в разбираемом месте к этим годам причисляется и время странствования в земле Ханаанской патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которое тоже продолжалось 215 лет. Таким образом, считая от первого призвания Авраамова из Ура Халдейского (в 1921 г. до Р.Х.) до исшествия Евреев из Египта (в 1491 г. до Р.Х.), получаем период в 430 лет, который и указывается в книге Исход. 271 Если же стоят не 430, а только 400 лет, то это объясняется тем, что для круглоты числа откинуты года Авраамова странствования со времени переселения его из Харрана (в 1916 г.) до рождения Исаака (в 1891 г.). A ты отойдешь к отцам своим в мир, и будешь погребен в старости доброй. (Ст. 15). Что отрадного было для Авраама в сем обетовании Божием? Сими словами Господь обещает Аврааму, после долговременной жизни земной, вечную блаженную жизнь за гробом с отцами. Вот та весьма великая награда, о которой говорил Бог Аврааму выше. 272 Когда зашло солнце… вот дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. (Ст. 17). Что означает здесь видение дыма и пламени огненного, прошедших между рассеченными животными? Под сими образами – как бы сам Бог проходит между частями жертвы, подобно тому, как сие делали люди при заключении союзов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

270. Обязательна ли для спасения принадлежность к Кафолической Церкви? Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть «глава Церкви, и Он же спаситель тела» ( Еф. 5:23 ) то, чтобы быть спасённым, необходимо быть частью Его тела, то есть членом Кафолической Церкви. Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега . Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, получающие вечное спасение, получают его только в Кафолической Церкви. 271. Почему наша Церковь именуется «восточной»? В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь . 272. Почему наша Церковь именуется «Апостольской»? Церковь называется Апостольской , потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной , или Правоверующей . «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:19–20 ). 273. Символ веры , когда называет Церковь Апостольской, наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Апостол Павел говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

270 Подобный же смысл имеют и другие слова Господа: «всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божьими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божьими» (Лк. 12, 8–9). Исповедание пред ангелами Божьими исключает, конечно, пассивно–безразличное их отношение к миру, напротив, предполагает их глубокое участие в его судьбах. (Характерен в указанном смысле вариант этого текста у Мф. 10, 32: «исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным»), 271 Может быть, в развитие той же общей мысли сказано перед этим, что «святые будут судить мир» (1 Кор. 6,2), причем понятие «мира», как творения вообще, является общим, а далее следует более частное его раскрытие: судить ангелов (и уж, конечно, человеков). 272 Конечно, удивление означает здесь не только изумление пред неизвестным, но и преклонение пред совершающимся судьбами Божьими и новое, глубочайшее их постижение (таков философский смысл θαμαζαν («удивляться»), которое есть начало философствования). 273 Ничто не мешает видеть в т. наз. предваряющей благодати (gratia praeve–niens) действие ангела–хранителя, который является посредником благодатного влияния. Вообще, в богословском учении о благодати должно быть отведено место воздействий ангелов, чего доселе не делается. 274 Этот метафизический момент отъятия и приумножения, предуказанный в своей онтологической необходимости Словом Божьим, не является исчерпывающим всей эсхатологии. Последняя содержит и дальнейшие тайны (хотя бы указанного ап. Павлом «спасения как бы из огня», в котором совершится окончательное раскрытие нетщетности труда ангелов и над грешниками). 275 Св. Василий Вел. замечает по этому поводу: «посему и апостол, зная, что ангелы приставлены к людям как бы детоводителями и воспитателями, призывает их во свидетели» (О Святом Духе, гл. 13). 276 Это не касается вопроса о происхождении человеческой души (гипотезы креационизма или традуционизма). Душа наша во всяком случае имеет в себе божественное начало, которое вселяется в человека (в этом и состоит его рождение).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

271. Был ли Сам Господь изгоняем за истину Его святой проповеди? Даже близкие Ему ученики выказали известное отчуждение своему Учителю, когда Он внушал им важнейшия истины учения: «Многие из учеников Его, слышав это, говорили: какия странныя слова! кто может это слушать?» ( Uoah. VI, 60 ). После исцеления двух жестоко бесновавшихся Гадаринские жители не желали принять Господа: «И вот весь город вышел на встречу Иисусу, и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» ( Mф. VIII, 34 ). А после предивного исцеления при овчей купели человека, лежавшого тридцать восемь лет в разслаблении, Христос подвергся открытой вражде: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такия дела в субботу» ( Uoah. V, 16 ). 272. Можно ли указать душевныя побуждения людей, изгоняющих ревнителей правды? Человек, преуспевший в служении славе Божией, по евангельски угождает ближним. Такое служение часто приводит в раздражение тех, кто не оставили угождения собственным страстям, своему самообольщению. Мало живущих Богоугодно и много угождающих плоти. Врагов евангельской жизни гораздо больше чем преуспевающих в благочестии: «потому что широки врата и пространен путь, ведущие к погибели, и многие идут ими» ( Mф. VII, 13 ). Таким образом, продолжая оставаться во власти похоти и тщеславия, люди впадают в завистливое недоброжелательство к тем, кто твердо стоят в служении славе Божией. Они внутренне насмехаются над учением о тесном пути. Их душевныя побуждения корнями уходят в тщеславное славолюбие и «...уста их исполнены злословия и горечи» ( Puм. III, 14 ). 273. Откуда черпают духовную силу те, кто готовы по слову Господню терпеть отчуждение, изгнание и поношение за правду? Вожделение славы Божией и пути этого стремления основываются на живой вере во всемогущество Божие и Его милость к падшему человеку . Отсюда духовная сила гонимых. Промысел Божий не допускает пребывания в полном благополучии избранных Божиих, ни в земной славе. Господь не благоволит, чтоб избранные были в этом превратном мире почитаемы суетным восхвалением.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

271. ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ “ВОСТОЧНОЙ”? В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь. 272. ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ “АПОСТОЛЬСКОЙ”? Церковь называется Апостольской, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Св. Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной, или Правоверующей. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф 2:19-20). 273. Символ веры, когда называет Церковь Апостольской, наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Ап. Павел говорит: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Сол 2:15). Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайтеся (Тит 3:10). Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти (Тит 1.10-11). Если и церкви не послушает, то будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф 18:17). 274. В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения — это церковная иерархия, или священноначалие. 275. ОТКУДА НАЧАЛО ИЕРАРХИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ? Иерархия Православной Церкви ведёт своё начало от Самого Иисуса Христа и от сшедшего на апостолов Св. Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства. Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Еф 4:11-12).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

4 . Поэтому признай Бога всяческих, признай Бога вселенной, признай в судилище Христа судилище Бога. Возлюби жизнь, возлюби свое спасение, возлюби Того, Кем ты сотворен, убойся Того, чьему суду ты подлежишь. Хочешь не хочешь, сначала ты должен явиться на суд Христов, и, отложив нечестивые хулы и песни неверных слов, если думаешь, что суд Бога иной, нежели суд Христов, прежде придешь на суд Христов и обнаружишь непременно неизъяснимым свидетельством, что суд Бога – тот же самый, что и суд Христов, и что во Христе, Сыне Божием, – и все величие Бога Сына, [Col. 60] и вся власть Бога Отца. 5 . Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. ( Ин.5:22–23 ). Ведь кто отрицает Отца, тот и Сына отрицает: всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца ( 1Ин.2:23 ). Итак, научись, что честь Отца и Сына неразделима, достоинство неразделимо, и нельзя почитать Сына без Отца и Отца без Сына. Почитать же Бога и Сына Божиего не во Христе, Единородном Сыне Божием, ничего не значит, поэтому, несомненно, (271) тот же дух почитания Бога больше нигде не может быть, кроме как в Духе Христовом, как говорит апостол: Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). И снова: Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес ( Рим.8:33–34 ). Теперь видишь (даже если не желаешь), что нет вовсе никакого расстояния как между Духом Божиим и Духом Христовым, так и между судом Божьим и судом Христовым. Ты выбери, что из двух ты предпочитаешь, ведь необходимо, чтобы ты либо познал верой, что Христос есть Бог, либо признал Христа Богом, удостоившись вечного осуждения 36 . Глава 8. В исповедании божества Христа исповедание Креста не должно быть принижено молчанием 1 . Но давайте же увидим все остальное, что следует далее. Тот же, о ком мы говорили выше, учитель всех церквей Павел, когда писал к церкви коринфян, так сказал: Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор.1:22–23 ). [Col. 61] О сильнейший учитель веры! Ему, наставляющему церкви, в этом месте мало показалось сказать, что Христос есть Бог, но, добавив при этом про распятого (272) для яснейшего и крепчайшего наставления в вере, он Того же, Кого назвал распятым, проповедовал и как Премудрость Божию. И поэтому он не воспользовался какой-либо тонкостью или плетением словес и не постыдился в проповедании Евангелия Господня имени Креста Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

„Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое“. „Сын мой! храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего“. В благочестивой семье не опускалось ни одного случая научить членов её, во время вкушения пищи, дома или вне его, утром и вечером, закону Господню 266 . Говорит отец своим детям о любви к Богу, о счастье и благоденствии праведных и постоянных страданиях злых, о правдивости, искренности, гневе, ссорах, мудрости, трудолюбии, смирении, об отношении к злым, добрым, глупым, разумным, о молитве, посте, почтении к родителям, старцам и т. д. 267 . Его наставления обнимали всю жизнь человека от его рождения до самой смерти. Кажется, не оставалось ни одной стороны в жизни человека, которой они не касались бы. Если мы вспомним, что труд у Евреев в праздники считался незаконным, и на праздники, если соединить их все вместе, посвящалось ежегодно два месяца 268 , то для нас будет понятно, что у Зеведея вполне было достаточно времени для домашних наставлений... Семейство, к которому принадлежал Иоанн, вероятно, имело столько познаний, сколько предлагала тогдашняя синагога 269 . Под руководством своего отца, Иоанн получил обычное воспитание, какое получал в то время каждый еврейский мальчик. До пяти лет они изучали молитву (Schemone-Ezre), которую не только каждый израильтянин должен был читать три раза в день, но даже рабы и дети 270 . Это одна из самых замечательных еврейских молитв как по своему содержанию, так и по глубине и силе религиозного чувства, каким она проникнута вся от начала до конца 271 . В пять лет они приступали к изучению Св. Писания 272 . Священные книги, в крайнем случае отрывки из них, можно было найти в каждом еврейском доме. Если полный список Св. писания, написанный на пергамине или папирусе, большей частью имели богатые люди, то закон, пророки и псалтирь были даже в домах незажиточных людей. Отдельные изречения, взятые из Св. Писания, постоянно встречались в каждом доме на дверях; косяках и филактериях 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010