Михаил Викторович Легеев Учение о Церкви святителя Феофана Затворника в контексте святоотеческого предания и экклезиологической проблематики XIX – XXI веков Скачать epub pdf Внимание церковной письменности к вопросам экклезиологии в разные периоды жизни самой Церкви было неравномерно. Весьма интенсивная в первое время церковной жизни (время апостолов, мужей апостольских), впоследствии постепенно экклезиологическая проблематика начинает отходить на второй план перед другими, более остро встающими перед церковной мыслью вопросами. Однако к IX – X и последующим векам тема Церкви, наряду с близкой ей пневматологической, сакраментологической проблематикой, постепенно начинает вновь выходить на передний план церковной мысли и святоотеческого внимания. Русское богословие, в свою очередь переняв эстафету греческой святоотеческой мысли, усваивает и основную богословскую проблематику последних веков византийской эпохи. XX век поставит перед церковным самосознанием новые вопросы, среди которых область экклезиологии займёт выдающееся место, а острота поставленных экклезиологией вопросов, достигнет своего апогея. Однако уже XIX век, в лице своих святых, во многом предвозвещает нам богословскую проблематику века XX. Экклезиология свт. Феофана Затворника , на наш взгляд, является важной вехою в этом соборном процессе, происходящем в русле Священного Предания Церкви. Таким образом, задачей нашего доклада будет попытка показать узловые идеи экклезиологической проблематики, сфокусированные в творчестве свт. Феофана Затворника , – с одной стороны, имеющие свою опору в святоотеческом предании прошлого, а с другой стороны, выводящие нас на сложные и проблемные вопросы нашей современности. Понятие о Церкви как о Теле Христовом, как о живом организме, красной нитью проходит через всю историю жизни самой Церкви, через всё её богословие. И несмотря на это, в каком-то смысле и в каком-то отношении даже и сегодня этот вопрос остаётся для нас не до конца прояснённым. Что такое церковный организм? Свт. Феофан изображает его как некую чудесную целостность, цельность – неизменную и неподвижную, равно как неизменна и неподвижна любовь – сила, соделывающая и скрепляющая Церковь 1 . Всё новые и новые члены прилагаются к Церкви, происходит её рост… а она остаётся «тем же самым» 2 , нисколько не изменяясь в своей сущности, в своей природе. Почти бесконечное многообразие всего, содержимого Церковью , «есть одно, а не многое» 3 , – говорит свт. Феофан.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Речевой портрет его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в свете учения Феофана Затворника о пастырском служении Силичев Владимир, студент 4 курса бакалавриата Екатеринодарской духовной семинарии Исследуя в своей дипломной работе речевой портрет Патриарха Московского и всея Руси Кирилла как образец христианского оратора, хотелось бы представить его с точки зрения требований к пастырскому служению, представленных в работах Феофана Затворника . Мы все видим, что в наше время нынешнее общество все дальше и дальше отдаляется от своих культурных корней и истинных ценностей. Забывая обо всем этом, они впадают в омут страстей и вечных мучений. И для того, чтобы затронуть сердца людей и вывести их на путь спасения, Патриарх Кирилл непрестанно ведет борьбу не только за спасение каждой души, но и за спасение всего мира. Многие наши соотечественники отдалились от своего истинного духовного наследия, которое оставили нам наши великие святители и подвижники благочестия. И для понимания всей сложности проповеднической деятельности Патриарха необходимо рассмотреть обязанности пастырей, о которых говорит Феофан Затворник . Наследие Феофана Затворника имеет огромную ценность, так как именно его труды более других способны передать священнослужителям опыт проповеднической деятельности в светском обществе. Одним из главных трудов о пастырстве святителя Феофана Вышенского является толкование Посланий апостола Павла к Титу и к Тимофею. Святитель Феофан Затворник , говоря о главных обязанностях пастыря, писал: «Всех их дело – созидать дом Божий учением, таинствами, священнодействиями, руководством, или, что то же, пасти церковь . Отсюда всегда в церкви пастыри, или без пастырей нет и церкви, ибо через них царство Божие передается из века в век» 754 . Из сказанного следует, что самой первой и главной обязанностью пастыря является непрестанная забота и попечение о спасении пасомых. В этой обязанности объединены следующие пастырские обязанности. Спасение человека совершается не человеческими силами, но благодатию Божией ( Еф. 2, 5 ). Из этого видно, что первой обязанностью пастыря является низведение на своих пасомых благодати богодарованными средствами, т.е. священнодействием.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Успенский Вышенский монастырь Святитель Феофан глазами детей Итоги Всероссийского детского конкурса «Учитель благочестия» Вера (Ровчан), игумения, настоятельница Успенского Вышенского монастыря В 2015 г. исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося богослова и учителя Русской Православной Церкви святителя Феофана, Затворника Вышенского , который является небесным покровителем Успенского Вышенского монастыря. В преддверии этого значимого не только для Вышенского монастыря, но и для всей Православной России юбилея, прошли разнообразные мероприятия, направленные на то, чтобы как можно больше людей узнали о жизни и духовном наследии святителя Феофана. В рамках этих мероприятий 1 октября 2014 г. стартовал Всероссийский детский творческий конкурс «Учитель благочестия». Основными целями конкурса было познакомить юных россиян с жизнью и духовным подвигом святителя Феофана, чтобы молодое поколение знало лучших людей России, училось у них благочестию, правильному пониманию смысла нашей земной жизни, любви к Отечеству, чтобы пример жизни Вышенского подвижника способствовал формированию правильных понятий о человеческих и христианских ценностях. Как было отмечено в Положении о конкурсе, основными его задачами были: прославление подвига святителя Феофана, Затворника Вышенского , ознакомление широких кругов с его духовным наследием; привлечение внимания подрастающего поколения к духовным подвигам отечественных подвижников благочестия и изучение их роли в формировании личности, общества, а также влияния на укрепление и развитие основ российской государственности. Отрадно отметить, что организаторами конкурса вы ступили не только церковные, но и светские структуры – Министерство образования Рязанской области, Рязанская митрополия, Успенский Вышенский монастырь. Председателем оргкомитета стал митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, а сопредседателем – министр образования Рязанской области Елена Ивановна Буняшина. Название конкурса «Учитель благочестия» было выбрано не случайно. Это фраза из тропаря святителя Феофана, так его прославляет Святая Православная Церковь : «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Митрополит Калужский и Боровский Климент ЖМП 10 октябрь 2020 /  9 января 2021 г. 12:40 Митрополит Калужский и Боровский Климент. «Я здесь так покоен духом, что лучшего и желать не следует» НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭПИСТОЛЯРНОГО ТВОРЧЕСТВА СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА Вышел в свет 4-й том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». Презентация книги состоялась в Издательском совете Русской Православной Церкви при участии епископа Балашихинского Николая , главного редактора Издательства Московской Патриархии. Книга освещает основные события жизни святителя с августа 1866 года до января 1878 года. Председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, что нового он открыл для себя о святителе Феофане, работая над этим томом.  PDF-bepcuя. Новый подход и новые источники — Ваше Высокопреосвященство, жизнь и творчество святителя Феофана были известны еще в XIX веке, а в ХХ-м они стали темой научного исследования архимандрита Георгия (Тертышникова). Сейчас в рамках проекта Издательского совета по изданию Полного собрания сочинений и писем вышенского затворника идет публикация летописи его жизни и трудов. Это лишь новый формат биографии святителя или к ее созданию применяется иной подход? — Да, конечно, подход иной. В Издательском совете хранятся рукописные подлинники творений святителя, его письма и черновые наброски за разные годы, а также документы, собранные в архивных фондах ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них не публиковались и не упоминались предыдущими исследователями. Никогда прежде биографы святителя Феофана не располагали таким обилием фактического материала, который позволяет выполнить множество исследовательских задач — выявить новые письма святителя, атрибутировать его корреспондентов или сделать ретроспективную реконструкцию работы над отдельными произведениями. Обработать, изучить и систематизировать такой объем информации по силам только коллективу исследователей с привлечением уникальных специалистов.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_kl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об Апостольском предании 10/23 января - память свт. Феофана Затворника Вышенского, небесного покровителя Русской народной линии 22.01.2022 1477 Время на чтение 3 минуты Ко дню памяти святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894) мы помещаем одно из его писем. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: В 8-ми вып. Вып.  V I . - [Репр. изд.] - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. - С. 17-19) подготовил проф. А. Д. Каплин.   + + +   Милость Божия буди с вами! С.В.! Благослови Господи доброе начало! В тексте из Апокалипсиса... не прилагать и не убавлять... слова: в книзе сей, вы, кажется, разумеете в Новом Завете... а это не так. В книзе сей, т.е. в Апокалипсисе. Вообще прибавлять и убавлять запрещение уместно только к Божественному Откровению, к Слову Божию. Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. (Это к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют.) Но Слово Божие не все содержится в книгах писанных. Это сами же новозаветные книги подтверждают. Следовательно, этого места нельзя относить ко всем книгам новозаветным и вообще, т.е. если обобщить слово: в книзе. Под словом: предание не разумеется неопределенная молва, не знать как начавшаяся и распространившаяся; а разумеется Апостольское учение, устно преподанное; или правила и законоположения, в Церкви введенные делом. Апостолы вполне организовали Церковь Христову, по всем сторонам духовной и церковной спасительной жизни. Но как организовали, этого вполне не изложено в писаниях их, а самым делом сделано и введено в жизнь христианскую лично Апостолами, введено и укоренено, чрез многократные посещения основанных ими христианских обществ, и неоднократные исправления неисправного - все личным своим действованием и словом. И образ христианского ведения, и правила жизни, и взаимные отношения христиан, и освятительные таинственные священнодействия, и правила для церковных собраний... все лично словом установлено и закреплено личным наблюдением...

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/23/...

Когда был составлен план издания, мы были поражены: этот план на настоящий момент насчитывает порядка 40 томов — их окончательное число еще будет уточняться. По объему своего наследия святитель Феофан занимает второе место в русской литературе после Льва Толстого, а среди русских духовных писателей по масштабам своего духовного и богословского творчества он занимает первое место. Интересно, что непосредственный толчок к началу этого проекта дало издание Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя, которое вышло в 2009 году в Издательстве Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего митрополита Владимира . Когда это издание вышло в свет и было представлено на самом высоком уровне, стало очевидно, что будет выглядеть весьма странно, если Русская Церковь, издав Гоголя, который хотя и был, безусловно, великим, но все-таки светским писателем, не будет издавать «своих» авторов, то есть духовных писателей, творчество которых всецело развивалось в лоне Церкви. Таким образом, была сформулирована идея издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Она была поддержана сначала членами Издательского Совета, а впоследствии одобрена и Святейшим Патриархом. Впоследствии на основе этой идеи был создан Феофановский проект, который помимо собственно издания творений святителя предполагает и популяризацию его наследия, и проведение мероприятий, направленных на распространение почитания святителя, чтения и изучения его трудов. Нашим основным партнером в этом проекте является Рязанская епархия и Свято-Успенский Вышенский монастырь. Для более эффективной реализации этого проекта был создан Научно-редакционный совет. — Что представляет собой Научно-редакционный совет в настоящий момент? — Научно-редакционный совет по изданию полного собрания творений святителя Феофана Затворника возглавляет Председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . В состав совета входят известные церковные и светские ученые, а также представители Рязанской епархии. В рамках совета сформированы рабочие группы: архивная, биографическая, текстологическая, богословская, информационная, а также группа историко-литературного и реального комментария.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1475416...

«СИЯ ВЕРА АПОСТОЛЬСКАЯ, СИЯ ВЕРА ОТЕЧЕСКАЯ, СИЯ ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ: СИЯ ВЕРА ВСЕЛЕННУЮ УТВЕРДИ». (К столетию со дня рождения Архиепископа Феофана Полтавского.) ТАКУЮ эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике Высокопреосвященного Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1972 г., но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей Апостольскому и Отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним Отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту св. Православия против ересей, – тем св. Отцам, которых св. Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем несозвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего Отступления, Владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану, Вышенскому Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество, вскоре по окончании им курса С.-Петербургской Духовной Академии, в 1898 году, как раз через 2 года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины, последовавшей 6-го февраля 1940 года во французском городе Mosnes. Главнейшие этапы жизни блаженно-почившего Архиепископа Феофана были таковы: Родился он – в миру Василий Димитриевич Быстров – 1-го января 1872 года в семье сельского священника в селе Подмошье С.-Петербургской губернии. В 1892 году, по окончании курса учения в С.-Петербургской Духовной Семинарии, поступил первым по экзаменационному списку в С.-Петербургскую Духовную Академию. В Академии, переходя с курса на курс также первым студентом, в 1896 году окончил академическое образование первым магистрантом и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сия вера отеческая Архиепископ Феофан (Быстров). Сия вера отеческая/Сост., предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 285 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). В серии «Духовное наследие русского зарубежья» вышла книга архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая». В книгу вошли избранные проповеди и наставления духовным чадам архиепископа Феофана (Быстрова; 1873-1940) - одного из главных идеологов Русской Православной Церкви Заграницей. Приводим предисловие из книги: Предисловие Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Такую эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике высокопреосвященного Феофана, архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1973 году, но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей апостольскому и отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту святого Православия против ересей, — тем святым отцам, которых Святая Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем не созвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего отступления, владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество вскоре по окончании им курса Санкт-Петербургской Духовной академии, в 1898 году, как раз через два года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины.

http://pravoslavie.ru/6070.html

В жизни христианской Церкви, как в жизни и всякого человеческого общества, в каждый, известный период ее исторического существования выдвигались из окружающей среды личности, которые являлись носителями и выразителями лучших идей и стремлений своего времени, к авторитетному голосу которых все прислушивались и потому они неизбежно становились общественными руководителями духовной жизни. Влияние подобных личностей в большинстве ограничивалось пределами своего отечества и своего времени. Но были периоды, когда значение их переступало эти границы, и тогда они являлись вселенскими учителями. Каждая из древних христианских церквей имела своего духовного главу – Карфагенская Киприана, Лионская – Иринея, Миланская – Амвросия и пр. Но были и такие духовные светила, свет которых ярко сиял на всю тогдашнюю вселенную и своим отблеском озарил всю последующую жизнь Церкви. Таковы имена вселенских святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Наша русская Церковь , принявшая православную веру от вселенской Церкви, также никогда не имела недостатка в истинных духовных руководителях. Преп. Антоний и Феодосий Киевские, св. Сергий Радонежский – эти великие молитвенники и печальники за нашу родину в период ее политического рождения и в критический момент татарского ига; блаженные московские святители – Петр, Алексей, Иона – эти истинные собиратели земли русской и первоначальники ее будущего могущества и славы; свв. Филипп и Ермоген – крепкие духом ратоборцы – защитники попранной людьми правды Божией на земле и мученики за свои идеи; наконец, гигант реформатор – патриарх Никон , по своему горячему протесту против общественной косности и застоя, действительный предшественник гениального преобразователя России Петра – все это такие столпы древней русской жизни, на которых твердо держалась не только Церковь , но нередко и само государство. Теперь уже с несомненностью установлено, что в первой половине последнего 19 столетия приснопамятный Московский святитель Филарет был таким великим нравственным авторитетом, голос которого имел решающее значение не в одних делах Церкви, но к нему внимательно прислушивались и по многим государственным вопросам первостепенной важности. История церковной жизни нашего отечества второй половины истекшего столетия еще не написана, для нее пока только собираются и разрабатываются материалы. Но без всякого сомнения наперед можно сказать, что будущий историк этого периода назовет имя Преосв. Феофана, как самого полного и совершенного носителя, как самого глубокого, с непререкаемым авторитетом учителя духовно-нравственной христианской жизни, в ее первоначальной евангельской чистоте, в понимании и изъяснении обнаружений ее по духу первых веков христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закрыть «Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит…» Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского 30.06.2021 4184 Время на чтение 6 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ 29 июня Русская Православная Церковь празднует день перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, из села Эммануиловки в Успенский Вышенский монастырь. В этом году вспоминается памятная дата – ровно 180 лет назад, в 1841 году, святитель Феофан принял монашеский постриг, посвятив себя всецело службе Церкви Божией. Фото: monasterium.ru Монашеский постриг совершил ректор Киевской духовной академии архимандрит Иеремия (Соловьев) в Свято-Духовской церкви Киево-Братского Богоявленского монастыря. Георгий Васильевич Говоров был пострижен с именем Феофан, что в переводе с греческого означало «Богом явленный», в честь преподобного Феофана Исповедника. Вместе с ним принял постриг Михаил Булгаков с именем Макарий, в будущем известный богослов и историк Церкви. Как впоследствии вспоминал святитель Феофан: «После пострижения мы отправились в лавру к благочестивому старцу иеросхимонаху Парфению духовнику митрополита и лавры, умному молитвеннику. – Вот вы ученые монахи, – говорил старец, – набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться, и молиться непрестанно умом в сердце Богу, вот чего добивайтесь, – и я с молодых дней этого искал и просил, чтобы никто не мешал мне пребывать непрестанно с Богом». На всю жизнь новопостриженный монах запомнил завет Киевского митрополита Филарета, известного подвижника и молитвенника: – Храните больше всего чистоту души и тела: это должно быть вашим главным отличием от прочих людей; если сохраните вашу чистоту, Господь Иисус Христос вселится в вашем сердце, и тогда вам больше ничего не нужно, ничто не повредит вам, ничто не обременит вас. Для сего будьте трезвы, воздерживайтесь не только от хмельных напитков, но и от многоядения, во всем наблюдайте умеренность. Предайте себя в волю Божию, совершенно предайте. Не думайте о возвышениях, не позволяйте мечтам входить в голову; не оскорбляйтесь, если возвышают человека, по вашему мнению, недостойного. Будьте там, где поставят; будьте довольны тем, что дадут. Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит: это невозможно, невозможно! Молитесь как можно чаще, всегда молитесь, если можно, имейте Господа Бога в сердце и на устах – и Он будет с вами всегда».

http://ruskline.ru/opp/2021/06/30/verte_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010