Обращаясь к участникам церемонии, Сергей Филимонов отметил, что открытие памятника является частью большой работы по сохранению наследия Феофана Затворника, которая проводится в рамках подготовки к 200-летию со дня рождения Святителя. По словам вице-губернатора, в регионе бережно относятся к сохранению памяти и духовного наследия Святителя. – Его многочисленные труды имеют особое значение и сегодня, когда мы активно стремимся продолжать лучшие традиции нашего Отечества, воспитывать подрастающее поколение на основе уважения к истории и культуре России, – сказал вице-губернатор. Он отметил, что работа по подготовке к 200-летию со дня рождения Феофана Затворника будет активно продолжаться в течение года, в том числе по реставрации объектов монастыря, благоустройству и озеленению прилегающей к нему территории. Митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин выразил благодарность всем, кто восстанавливает обитель и помогает возрождать монастырь. Он вручил ряд медалей Святителя Феофана Затворника наиболее активным участникам этой работы. Настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря игуменья Вера отметила большую работу, которая проводится совместно с правительством Рязанской области по подготовке к 200-летию со дня рождения Феофана Затворника. По её словам, ведётся активная реставрация, благоустраивается территория, проведено её освещение, построены тротуары. В настоящее время правительством Рязанской области в ходе подготовки к 200-летию со дня рождения Феофана Затворника выполнен ремонт автотрассы «Пальное – Конобеево – Завидное – Кермись – Выша – Эммануиловка», построен съезд к Вышенскому монастырю, завершается благоустройство территории, прилегающей к обители, работы по электро- тепло- и водоснабжению, прокладке ливневой канализации. В рамках государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» ведётся реставрация таких объектов монастыря, как гостиница для простолюдинов, гостиница для дворян, кельи, Христорождественский собор и Успенская церковь. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru

http://drevo-info.ru/news/19108.html

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к читателям юбилейного издания «Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского» 2 июня 2016 г. 17:51 Вышел в свет первый том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». К читателям обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Уважаемые читатели, дорогие братья и сестры! В 2015 году Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения выдающегося подвижника, богослова и духовного писателя, подлинного учителя христианской жизни и нравственности — святителя Феофана, Затворника Вышенского. Его обширное творческое наследие представляется и сегодня весьма актуальным для верующего человека. Принципы духовной жизни, сформулированные в трудах святителя «Путь ко спасению», «Начертание христианского нравоучения», «Письма о христианской жизни», служат руководством для тысяч и тысяч содевающих свое спасение. Вышенский затворник, основываясь на учении святых отцов-подвижников, показывает нам путь освобождения от греха, восстановления целостности личности и ее дальнейшего духовного роста и развития вплоть до достижения нерушимого единства со Христом, которое и является настоящей целью человеческого существования. Весом вклад святителя Феофана и в русское догматическое богословие — в той его части, где оно связано с богословием нравственным. Не меньшее значение имеет также его новозаветная и ветхозаветная экзегеза. Труды Вышенского подвижника по истолкованию псалмов Давидовых (прежде всего 118-го псалма), посланий апостола Павла, сводное изложение евангельской истории отличаются самостоятельностью и основательностью, обнаруживая глубокую связь и преемственность со святоотеческой экзегезой. Весьма обширной была и переводческая деятельность святителя Феофана. Так, при работе над переводом «Добротолюбия» он проявил неординарный творческий подход. Замечательно, что к 200-летию со дня рождения сего дивного угодника Божия Издательский Совет Русской Православной Церкви подготовил выпуск полной «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». И сейчас перед вами — плод кропотливого пятилетнего труда церковных и светских ученых, приложивших немало усилий, чтобы осуществить данный масштабный проект.

http://patriarchia.ru/db/text/4485410.ht...

Таким образом, несмотря на сравнительно малый (в сопоставлении с его остальными богословскими сочинениями) объем полемических трудов свт. Феофана, их значение для современного богословия очень важно. 314 Из одиннадцати кандидатских сочинений в МДА, в которых исследуются различные аспектам богословия свт. Феофана Затворника , сектантская тематика в общих чертах описана в двух работах: в магистерской диссертации архим. Георгия Тертышникова) «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении» (Загорск, 1989) в части первой в главе «Борьба с расколом и сектантством» (С. 22–4–230) и в кандидатском сочинении свящ Л. Бурцева «Эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника » (Сергиев Посад, 2005) в главе «Отношение к сектантству и расколу» (С. 92–96). В СПбДА защищено до 2000 года шесть кандидатских диссертаций по трудам свт. Феофана, и ни одна из них, как можно судить по темам, в полном объеме не посвящена изучению противосектантской тематики в его богословском наследии. 316 «Отзыв почившего святителя затворника Феофана о графе Льве Толстом»// Феофан Затворник , свт. Собрание писем. Вып. II. 228. С. 42–43; «О Толстом»//Там же. Вып. I. 188. С. 222–224; два письма с одинаковым названием «Учение Толстого»//Там же. Вып. II. 282, 284; кроме того, тема толстовства затрагивается в следующих письмах: Вып. II. 217, 224, 285, 367. 325 Там же. Вып. II. 284. Пашков говорил, что «ему являлся Христос, что в нем Христос говорит. И у спиритов духито говорят...» (Там же. Вып. VII. 1140. С. 136). 326 «Сколько ни толкуют молоканам, в каком смысле Православная Церковь держит иконы и чтит их, они на это не обращают внимания, а составили себе ложное понятие о сем предмете, с ним выходят на самозащищение и борьбу с истиною» (Там же. Вып. V. 789. С. 51). 333 Феофан Затворник , свт. Собрание писем. Выи. II. 289. С. 143; «Архиереи и иереи не все слышат, что читается и поется, сидя в алтаре. Потому не знают, какой мрак в книгах, и это не почему другому, как по причине отжившего век перевода»//Там же. Вып. VII. 1158. С. 1584; Там же. Вып. VII. 1186. С. 182.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Что осталось после Феофана Затворника? Стены деревянные, без обоев… Шкаф с угольником из простого дерева, оцененный в один рубль 29 июня, 2015 Стены деревянные, без обоев… Шкаф с угольником из простого дерева, оцененный в один рубль В день, когда Церковь вспоминает перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, диакон Павел Сержантов предлагает поговорить о том, как жил преподобный. Для этого нам нужно совершить виртуальную экскурсию в его келью. Не хочу, чтобы вопрос прозвучал чересчур неопределенно. Уточню, речь пойдет о личных вещах святителя Феофана. По личным вещам можно судить об их обладателе. Диакон Павел Сержантов Но какие же личные вещи у святителя, затворившегося в монастыре? Всё более чем скромно. Он не собирал богатства на земле. Неудивительно, что келейный его быт описывается незатейливо: «Стены деревянные, без обоев… Мебель и вся обстановка до последней крайности простые и ветхие. Шкаф с угольником из простого дерева, оцененный в один рубль» Остальное под стать. От святителя осталось два ящика с инструментами, станки для деревообработки. Это для рукоделия. И древние монахи-пустынники плели корзины, переписывали на заказ книги. И они от рукоделия получали пользу, не только для тела, но и для души. Трудиться потомкам Адама от Бога заповедано. Среди личных вещей Феофана мы увидим еще палитру, фотоаппарат, телескоп, два микроскопа, анатомический атлас и атласы географические. Это характеризует святителя уже в качестве всесторонне образованного человека И, наконец, книги, принадлежащие святителю, дают о нем знать как об ученом монахе. 3400 томов. Не считая журналов и брошюр было в распоряжении преосвященного. Круг чтения большого радиуса Подборка книг в келье велась на разных языках. Помимо родного русского и, конечно, церковно-славянского, святитель читал книги на древнегреческом, латыни, французском, немецком и новогреческом языках. О чем читал? – Много о Священном Писании, более 300 изданий. Святоотеческие толкования, современные святителю библейские комментарии, исторические исследования. Конечно, Библия для православного человека – основа основ. Святитель читал греческую Библию по фототипическому изданию знаменитого древнего Синайского кодекса. Он охотно читал о Библии. Даже составил многотомный свод комментариев на апостольские послания. Хорошо бы на эти Феофановы труды хотя одним глазом посмотреть тем радикальным протестантам, которые любят рассуждать о невнимании православных к Библии.

http://pravmir.ru/chto-ostalos-posle-feo...

О, как бы следовало нам проникнуться учением о возрождающей благодати, которое раскрывает в своих творениях еп. Феофан и к которому он влечет наши сердца и словом, и своею праведною жизнью. Для нас сокрыта внутренняя духовная жизнь еп. Феофана в затворе. Известно только, что он очень мало вкушал пищи, ежедневно совершал один литургию и сверх своих сил, почти до полной потери зрения, отдавался богословским трудам. Жизнь в затворе была для него не покоем, а непрерывным мученическим подвигом для блага Православной Церкви, для духовного и богословского просвещения людей. Поистине, он один своими писаниями представлял и доселе представляет дивное училище благодатного просвещения, и с таким спасительным значением он останется навсегда для русского православного народа. К нему во всей полноте нужно отнести слова Христа: «Вы есте свет мира... вы есте соль земли... тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» ( Мф. 5:14, 13:16 ). Его весьма почитал наш знаменитый святитель, митрополит Московский Филарет. Перед ним преклонялся о. Иоанн Кронштадтский . Он искал у еп. Феофана себе духовного руководства и с великим смирением и любовию прислушивался к его голосу при издании своих богословских трудов. Преклонимся с благоговением и мы, мои возлюбленные о Христе чада, перед великим и святым образом еп. Феофана Затворника . Св. Ап. Павел сказал: «Поминайте наставников ваших... и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). Во исполнение этих апостольских слов, будем с вами, возлюбленные, подражать вере еп. Феофана. Поэтому будем читать и изучать его спасительные для нас творения, чтобы знать свою православную веру, быть всегда в свете великой крещенской благодати и через нее навеки соединиться со Христом. Пока еп. Феофана наша Церковь не причислила к лику святых, будем молиться об упокоении его души. Но будем помнить, что к нему во всей полноте относятся слова Иисуса Христа: «Слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный и на суд не приидет, но преидет от смерти в живот» ( Ин. 5:24 ). Душа еп. Феофана тут же после его кончины воспарила к престолу Божиему для вечной радости единения со Христом. И эта радость отобразилась улыбкой на лице почившего святителя, когда его по смерти облачали в архиерейские одежды. Поэтому будем молиться о нем с сознанием, что не столько он нуждается в наших молитвах, сколько мы нуждаемся в его молитвенном предстательстве за нас грешных перед престолом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Полный церковно-славянский словарь. Составил священник магистр Григорий Дьяченко . – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 133 . Невярович В. Терапия души. Святоотеческая психотерапия. – Издание 2-е, дополненное и исправленное. М.: Pycckiй Хронографъ, 2001. 134 . Христианство . Словарь/Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. – М.: Республика, 1994. 135 . Катехизис Католической Церкви. – М.: «Рудомино», 1996. 136 . Митрополит Сурожский Антоний . Труды. – М.: «Практика», 2002. 137 . Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вступит. ст. Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990 (Библиотека зарубежной психологии). 138 . Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Приняты Архиерейским Собором РПЦ в 2008 г. Электронная версия. Официальный сайт Московского Патриархата «Русская Православная Церковь ». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=41597,  свободный. – Загл. с экрана. 139 . Толковый словарь Русского языка. Под редакцией  проф. Д. Н. Ушакова, члена-корреспондента Академии Наук СССР. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. В 4-х тт. Т. 4. М.: 1940. 140 . Георгий (Чертышников), архимандрит. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского . В двух книгах. Книга вторая. – Рязань: издательство «Зерна», 2003. 141 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 1. М., 1994. 142 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 2. М., 1994. 143 . Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 3. М., 1994. 144 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Православное догматическое бorocлobie: в 2-х тт.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Первый зарубежный крестный ход привлёк большое внимание со стороны священноначалия и верующих зарубежных епархий Русской Православной Церкви. И сейчас мы получили приглашение посетить с крестным ходом Францию и Италию. В 1854 г. в Италии, возвращаясь из Иерусалима, побывал и сам святитель Феофан и посетил многие святые места, а также различные музеи. 29 июня этого года в Успенском Вышенском монастыре будет отмечаться 15-летие со дня перенесения мощей святителя Феофана в Вышенский монастырь. По слову преподобного Ионнна Дамаскина, «Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают мироблаговония». Ровно 15 лет назад святые мощи нашего небесного покров и теля вернулись в обитель. Мы помним, какое это было всенародное торжество, и надеемся и в этом году соборной молитвой с участием многочисленных архиереев, иереев и верующих людей почтить память вышенского угодника. Среди гостей, которые соберутся на праздник, – верующие из России, Украины, Англии, Дании, Сербии, Румынии и других стран. Такая география свидетельствует о той огромной любви и вере к святителю, которые имеют в своих сердцах многие люди. Обращайтесь в своих молитвах к святителю Феофану, и он будет скорым помощником и предстателем во всех ваших делах и начинаниях, как прославляет святителя Православная Церковь и как поётся в тропаре: «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим ». Всем участникам желаю плодотворной работы под молитвенным покровом святителя Феофана и всех святых Тамбовской земли. Владимир Кленин, протоиерей, заведующий кафедрой богословия, преподаватель Тамбовской духовной семинарии.Духовно-нравственные темы в письмах к разным лицам святителя Феофана Затворника Освящённый Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1988 юбилейном году в лике святых прославил святителя Феофана Затворника . Особое место в духовно-литературном наследии святителя Феофана занимают его письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах. Со всех сторон России стекались эти просьбы в Вышенскую пустынь, где святитель Феофан пребывал последние 28 лет своей жизни, причём 22 года из них находился в строгом затворе. Отсюда, с высоты своего затворнического подвига, святитель яснее видел насущные проблемы и недуги настоящего времени и полнее мог оказать необходимую помощь людям. Письма святитель Феофана, по мнению исследователей, – это истинное сокровище, где свежесть и изящество слога, изумительное богатство возможных сравнений, простота и сердечность соседствует друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 1873г. епископа Феофана пригласили переехать на Святую Гору Афон. “Мне приходит в голову – поехать на Афон для перебора отечников. Если бы здесь уснуть, а там проснуться – дело. Сейчас бы махнул. А то... у! у! у! – даль какая! – Я не пячусь. За предложение пантелеимоновцев благодарствую. Но ведь туда надо направляться святым, а грешить-то и на Выше удобно. Так какая нужда переселяться. Самый лучший порядок жизни для меня тот, который теперь держу” 38 . О затворнической жизни епископа Феофана сохранилось очень мало сведений. Сами иноки Вышенской обители мало знали о ней; даже келейник, ближайший к нему человек, и тот не был посвящен в эту жизнь, являясь к Святителю только по зову и на короткое время. Однако об этом периоде жизни епископа Феофана можно составить некоторое представление частью по его письмам и произведениям, частью по свидетельству лиц, изредка видевших его, а также и по тому, чтó открылось в его келлиях после его кончины. Порядок обыденной жизни епископа Феофана был очень прост, но соблюдался строго. Вставал Святитель очень рано. Совершив келейное правило, он шел в свою домовую церковь и там служил утреню и литургию, усердно молясь Богу о всех живых и умерших христианах. В сумочке, висевшей возле жертвенника, найдено было по смерти епископа Феофана много записок о здравии и о упокоении, которые Святитель читал на церковной службе 39 . Совершение литургии составляло важнейшую часть молитвенного подвига Святителя. Его единственный келейник, монах Евлампий, еще с вечера приготовлял ему церковное вино, просфоры и облачение. Епископ Феофан облачался в самые простые и легкие архиерейские одежды. По словам иноков Вышенской пустыни, Святитель совершал служение всегда один; служил обычно молча, а иногда пел и читал. На вопрос одного близкого ему человека, как он служит литургию, Преосвященный Феофан отвечал: “Служу по служебнику молча, а иногда и запою” 40 . Когда же почему-либо Святитель не мог совершать обычное богослужение, он выполнял “положенное в уставе церковном известное число молитв Иисусовых” 41 . Уединенно, в сослужении с Ангелами Божиими, согласно мнению иноков вышенских, епископ Феофан совершал Божественную литургию по чину палестинских и афонских отшельников, знакомому ему опытно со времени его пребывания в составе Миссии на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Лекции иеромонаха Феофана производили на слушателей сильное впечатление своей жизненностью. К составлению их он относился очень серьезно. Смиренно не полагаясь на свои силы, молодой богослов показывал конспекты лекций настоятелю Троице-Сергиевой пустыни Архимандриту Игнатию (Брянчанинову) , будущему епископу Ставропольскому, учителю современного монашества. Его духовный опыт и знание творений Святых Отцов вызывали у о. Феофана глубокое и искреннее уважение. Архимандрит Игнатий вполне одобрял тексты, которые в дальнейшем легли в основу написания одной из наиболее известных книг свт. Феофана «Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики»). В эти годы им были также написаны сочинения «Краткое учение о Богопочитании», «Что потребно покаявшемуся?« и «Поучения к говеющим во святой Великий пост ». Всё более ответственными становились послушания иеромонаха Феофана. Он был во второй раз удостоен благословения Св. Синода, а 25 мая 1846 г. – звания соборного иеромонаха Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Внутренне же его всё более влекла к себе уединенная монашеская жизнь. Он писал епископу Иеремии: «Ученой должностью начинаю тяготиться. Пошёл бы в церковь , да там бы и сидел». Русская Духовная Миссия В начале 1840-х годов Палестина наводнилась проповедниками с Запада. Вкрадчивые и богатые, они предлагали арабам-христианам, которым тяжело жилось в Турецкой империи, принимая «помощь», отрекаться от Православия. Эта назойливая пропаганда еретиков опиралась на промышленную мощь западных держав, имевших экономическое влияние на Турцию. С целью захвата святых мест папа римский прислал в Иерусалим католического «патриарха», а английская королева – протестантского епископа. Выдающихся исследователь христианских древностей Востока архимандрит Порфирий (Успенский ; впоследствии – епископ Чигиринский), информируя правительство Российской империи об этих тревожных событиях, предложил учредить в Палестине Русскую Духовную Миссию. Российское правительство неизменно защищало Православие на Святой Земле. Поэтому в феврале 1847 г. Государь Император Николай I одобрил проект создания Духовной Миссии. И в августе того же года Священный Синод постановил отправить под началом о. Порфирия в Палестину иеромонаха Феофана (Говорова) «как мужа благочестивого, инока набожного, трезвенного и целомудренного», и двух выпускников Санкт-Петербургской Духовной семинарии – Николая Крылова и Петра Соловьева, отлично знавших греческий и латинский языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

23 января — память святителя Феофана, затворника Вышенского 22 января 2007 г. 16:13 «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас» — так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых — святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского. В приведенном выше кондаке святителю обращается внимание на то, что его имя — Феофан — происходит от греческого слова «теофания», то есть «Богоявление» — «Богоявлению тезоименитый». Интересно, что храм в келье святого был устроен в честь Богоявления, скончался он в день праздника Богоявления, да и образ Богоявления писал чаще, чем остальные иконы. Родился Феофан, в миру — Георгий Васильевич Говоров, 10/23 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, затем — в Орловской семинарии, и, наконец, в Киевской духовной академии. В 1841 г. в Киеве принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем были служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии, поездка в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в качестве настоятеля посольской церкви. Именно во время этих поездок по Востоку иеромонах Феофан основательно изучил аскетические творения Отцов Церкви, что очень пригодится ему впоследствии, как для собственного монашеского делания, так и для того, чтобы наставлять всех стремящихся к духовной жизни. 1-го июня 1859 г. состоялась хиротония и наречение Феофана епископом Тамбовской епархии. Его служение на нашей земле продолжалось недолго, всего три года, но и за краткое это время святитель успел приобрести всеобщую глубокую любовь своей паствы. Кроме выдающихся человеческих качеств — таких, как необыкновенная кротость, редкая деликатность, заботливое внимание к нуждам и потребностям каждого человека, архипастыря отличал большой организаторский талант во всех сферах церковной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/186904.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010