Проявляется интерес к святителю Феофану и в среде современной интеллигенции нашей страны. Об этом свидетельствует статья священника Афанасия Гумерова “Епископ Феофан (Говоров)” 32 . Творения епископа Феофана приобретают особую актуальность в наши дни, когда в тяжелом положении оказалась наша общественная жизнь, и первоначальная причина такого положения – духовное обнищание, поразившее наше общество. “Кризисы современного общества, – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, – взаимосвязаны с нравственным кризисом, вследствие чего ответственность за нравственное воспитание лежит на всех нас, на всем нашем обществе” 33 . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен изложил задачи, стоящие перед христианами нашей Церкви: “В центре обновленной системы ценностей в нашей стране утверждается ныне человек. И именно каждой человеческой личности в отдельности предстоит осуществлять великие преобразования, начать с себя, с нравственного очищения, с обновления своего внутреннего «я» со стяжания мира в себе. Церковь призывает своих чад неленостно следовать христианским идеалам, сохранять и укреплять нетленные духовные сокровища” 34 . В творениях святителя Феофана современный человек, ищущий духовного возрождения, может найти ответ на многие вопросы своего бытия. Святитель предстает перед нами не только как аскет-подвижник Церкви Христовой, не только как досточтимый иерарх, святитель ее, но и как один из тех, о которых святой апостол Павел говорит, что они являются “яко светила в мире” ( Флп 2:15 ). Рассмотрение богословского наследия епископа Феофана Затворника и его деятельности на всем пути священнослужения дает яркое представление о нем как о угоднике Божием, всю жизнь боровшемся за чистоту Православия. 5 Кондратов А. По святым обителям и богоспасаемым градам//Душеполезное чтение. 1895. Ч. 3. Декабрь. – С. 571. 9 Архимандрит Клавдиан. Преосвященный Феофан, Вышенский Затворник//Журнал Московской Патриархии. 1959. Январь. – С. 51. 10 Указ Святейшего Правительствующего Синода от 26 июля 1863 года. Об увольнении Иустина, епископа Владимирского от управления епархиею и о перемещении на кафедру Владимирской епархии Феофана, епископа Тамбовского//Тамбовские епархиальные ведомости. 1863. 18. – С. 176.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Многогранность личности архимандрита Георгия позволяла ему находить время и силы для реализации себя в других направлениях церковной жизни. Так, значительное место в его деятельности занимала просветительская работа среди тех, кто только вступил на путь, ведущий к Богу. Это выразилось в активном сотрудничестве со средствами массовой информации, в частности с радиостанцией «Радонеж», где он произносил проповеди на евангельские темы, проводил беседы по биб­лейской истории, нравственному богословию и, конечно, по творениям святителя Феофана Затворника. Высокий, ровный, спокойный голос отца Георгия располагал к нему слушателей с первой же минуты. Возможно, именно по­этому записи его проповедей обрели большую популярность у аудитории радио «Радонеж». Однако аудиозаписи не способны в полной мере передать неповторимый светлый образ духовного наставника и просветителя. О том, какими яркими и выдающимися были проповеди архимандрита Георгия в храме, вспоминала Муза Викторовна Лисовская, духовная дочь отца Матфея (Мормыля; †2009 ): «Отец Георгий был прекрасным проповедником. Это были проповеди человека живой веры и любви к Богу. Он всегда подкреплял их назидательными примерами жизни во Христе». Мит­рополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков; †2020 ) свидетельствовал: «К своим проповедям отец Георгий относился с особенным тщанием. Зная внутреннюю лабораторию проповедей отца Георгия, могу сказать, что он сначала излагал свои мысли на бумаге, а затем смотрел в труды святых отцов по теме». Проповеди и статьи архимандрита Георгия публиковались во многих российских журналах: «Православная беседа», «Альфа и Омега», «Богословские труды», «Москва», «Троицкое слово» (Свято-Троицкая Сергиева лавра) и других. Немало публикаций выходило и в зарубежных журналах: «Stimme der Orthodoxie» (г. Берлин), «EKKLHSIA» (г. Афины), «Православний bichuk» (г. Киев). И конечно же, широкий отклик получали его публикации в «Журнале Московской Патриархии» с 1973 по 1995 год, вошедшие в золотой фонд издания. Этой работе отец Георгий придавал огромное значение. В своих материалах он не только освещал тему духовного наследия святителя Феофана, но и рассказывал о по­движниках благочестия, объяснял молитвы и трудные места Священного Писания, говорил о главных христианских праздниках и их значении, о необходимости подвига в духовной жизни — иными словами, нес слово Божие людям, стремясь привести их в Церковь, сделать доступным для них православное вероучение, православное мировосприятие. Вот некоторые темы его статей в разные годы: «Памяти епископа Феофана. Библиографический очерк», «О воскресении Христовом», «Необходимость подвига в духовной жизни», «Изъяснение 118-го псалма (из экзегетического наследия епископа Феофана Затворника)» и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5998619.ht...

10 Речь идет о Серафиме Петровне и Ольге Петровне Рязановых, оставшихся сиротами после смерти матери Рязановой Александры Владимировны. Рязанова Александра Владимировна (урожд. Макринова; ум. 1886) – дочь священника Владимира Никитича Макринова (1794–1862) и Любови Васильевны Говоровой (1802–1871), старшей сестры свт. Феофана. Была замужем за Петром Тимофеевичем Рязановым (1834–8 июня 1874), диаконом Елецкого Вознесенского собора, умершим от чахотки (см. ГАЛО. Ф. 157. Оп. 8. Д. 34). Рязанова Ольга Петровна – дочь дьякона Петра Тимофеевича Рязанова и Александры Владимировны Макриновой, племянницы свт. Феофана. Запись о ее рождении не обнаружена. В Памятной книжке Орловской губернии на 1898 г. значится служащей надзирательницей в Елецкой женской гимназии, на 1917 г. – служащей надзирательницей в Елецкой женской гимназии на Манежной улице, проживала по адресу: д. Алексеева, угол Покровской (ГАЛО. Ф. 167. Оп. 1. Д. 16). Рязанова Серафима Петровна (род. 28 июня 1872) – дочь дьякона Петра Тимофеевича Рязанова и Александры Владимировны Макриновой, племянницы свт. Феофана. Жила в Ельце со своей сестрой Ольгой в своем доме, ремонт которого – тема нескольких писем святителя в 1880-е гг. Рано осиротевшая, часто гостила в Казаках, а потом стала жить постоянно, когда стала преподавать в Казацкой школе. Летом 1892 г. готовила к поступлению в Ливенское духовное училище своего двоюродного племянника Владимира Рюрикова. 13 Нецветаев Александр Борисович (1840 – 6 февраля 1890), настоятель Вознесенско-Георгиевского храма в с. Казаки Елецкого уезда Орловской губ 14 Возможно, речь идет об Александре Егоровне Нецветаевой – дочери Егора Борисовича Нецветаева (личного дворянина, учителя приходского училища в с. Казаки), брата о. Александра Нецветаева – мужа Татьяны Владимировны Нецветаевой (урожд. Макриновой). 15 Говорова Антонина Егоровна (урожд. Нецветаева; род. 25 февраля 1871, с. Казаки) – племянница священника Александра Борисовича Нецветаева, настоятеля Вознесенско-Георгиевской церкви с. Казаки, дочь его брата – Егора Борисовича Нецветаева, личного дворянина, учителя приходского училища в с. Казаки (ГАЛО. Ф. 157. Оп. 1. Д. 18 г.]). Антонина Егоровна вышла замуж 11 февраля 1890 г. в 19 лет за 21-го летнего Ивана Дмитриевича Говорова (1869 –1 января 1907), окончившего курс Орловской ДС, брак состоялся в с. Казаки. В 1891 г. Иван Говоров рукоположен во диакона к Покровской церкви в с. Болычево, в 1894 г. перемещен в Георгиевскую церковь в с. Нестерское Мценского уезда, 25 июня 1895 г. – в Вознесенско-Георгиевскую церковь с. Казаки Елецкого уезда, в 1899 г. рукоположен в священника и перемещен в Предтеченскую церковь в с. Предтечево того же уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Таким образом, уже одни заглавия сочинений преосв. Феофана: «Письма о духовной жизни,» «Путь ко спасению», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» и т.п. – показывают, что главной темой его писаний по христианской этике было показать важность, великое достоинство духовной жизни и путь к ней, путь постепенного одухотворения человека. Советы ищущим спасения (Из писем преосвященного Феофана). Письма святителя Феофана – это богатейшая сокровищница, откуда можно без конца черпать мудрые советы во спасение души. Находясь в Затворе, вдали от мира, святитель Феофан не переставал до последней минуты своей жизни быть истинным руководителем всех, кто бы к нему не обращался. И теперь, во дни мучительных переживаний русского народа, – он продолжает быть для многих и многих истинным наставником через свои дивные творения. Пройдут века, и люди забудут своих гениальных изобретателей, способствовавших внешним успехам и удобствам земной жизни. Все эти «славные имена» великих людей станут достоянием истории, но никогда не забыть людям, пока теплится в их душах искра Божия, того, кто мог увлекать и уносить души, умы и сердца в область высших стремлений, к небесному царству, к правде Христовой. Вне Церкви спасения нет! «В одиночку никто не спасается. Господь из всех верующих благоволил сочетать единое тело и Сам стал Главой его. Спасается каждый не иначе, как в Церкви, т.е. в живом союзе со всем сонмом верующих, через Церковь , и с Самым Господом, как Главою ее. Господь назвал Свою Церковь – виноградным деревом, в котором Он Сам лоза, или ствол дерева, а все верующие – ветви на лозе, поэтому Церковь есть единое нераздельное целое, живо соединенное в себе и во всех частях... Так доселе все истинно верующие законам жизни, ведущей ко спасению, полагают союз с Церковью ...» «Испытательным камнем да будет для вас святое учение, издревле проповедуемое в Церкви. Все несогласное с этим учением отвергайте как зло, каким бы титулом благовидным оно ни прикрывалось. Вы только это соблюдите, а все прочее уже само собой приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати.» О смирении

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Последовательно проводимое свт. Феофаном сравнение всецелой Церкви с человеком позволяет перейти нашей мысли и в плоскость другой экклезиологической темы, чрезвычайно важной для свт. Феофана. А именно, темы отношения внутреннего и внешнего в Церкви, темы её природного устроения и природной полноты. Природа Церкви есть несомненно природа человека, со всеми присущими ей особенностями, свойствами и качествами. «Жизнь Церкви, – говорит свт. Феофан, – обнимает своею церковностью всего человека и во всю жизнь» 33 , «обнимает всю жизнь человека, с рождения и до смерти, и притом во всех её проявлениях и порядках» 34 и, таким образом, обнимает весь внутренний строй человеческой природы – духовное, душевное и телесное. Это порождает громадное многообразие всего, «содержимого Церковью » 35 , многообразный строй церковности, которым «Святая Церковь всесторонне окружает нас» 36 . Аскетическая идея о том, что вся природа человека принимает участие в его спасении, вся же и воспринимает последующее за тем освящение (проходящая красной нитью через всё аскетическое святоотеческое богословие) в полной мере прилагается свт. Феофаном к области экклезиологии, выражаясь в кратких и ёмких словах: «всё, что есть в Церкви, нужно» 37 для спасения. Всё нужно, всё необходимо, всё назидательно, всё свято! Тематика духовного тела , столь характерная для многих и многих святых, ведущая своё начало от богословия ап. Павла «Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» ( 1Кор. 15:44 ), у свт. Феофана вновь обретает своё звучание и экклезиологическое наполнение. «Всё в Церкви, – говорит свт. Феофан, – не только невидимое, но и видимое, внешнее, не плотяно, а духовно» 38 . По смыслу и духу учения свт. Феофана саму Церковь можно было бы назвать, используя терминологию прп. Симеона Нового Богослова , «вседуховным телом» Христа. Этот эпитет никоим образом не отрицает внешние атрибуты Церкви, но, совершенно напротив, указывает на внутренний, духовный смысл и качество всего, внешне видимого в Церкви – её уставов, порядков и устроений – всего многообразного строя церковности, ведущего человека ко спасению. Расстройство внутренней Церкви по необходимости влечёт за собой, – учит свт. Феофан, – и разрушение внешнее – разрушение и поругание храмов, пленение и неустройства 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Утром приходит к Василию Великому еврей Иосиф и спрашивает у находящихся в доме, давно ли умер пациент? На что ему отвечают: «Он ждет тебя в храме». Иосиф говорит: «Такого быть не может! Чтобы он еще и ходил при такой болезни?» И увидев Василия, врач-иудей исповедал Иисуса и был крещен в православной вере руками Василия Великого. Отслужив литургию, Василий Великий умер. Это удивительный святой, который пусть учит нас мужеству, учит нас мудрости. Учит тому, что христианин должен знать истинную философию Святого Духа, должен знать Писание, знать Слово Божие, учение Церкви, тайны Божии и возрастать премудростью и разумом. Христос послал людям Духа премудрости и разума, совета и крепости, мудрости и благочестия, страха Господня, которым был переполнен святитель Василий и который изливается на всю Церковь Божию. Спустя два года после смерти Василия состоялся II Вселенский Собор, который окончательно победил арианскую ересь и установил Никео-Цареградский Символ Веры, который мы знаем и сейчас. И все это произошло трудами Василия Великого и его друзей: Григория Богослова, Григория Нисского и других святых, которым воздаст Господь в Небесах! Спаси вас Господи! День памяти святителя Феофана Затворника Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С днем памяти святителя Феофана Затворника! Феофан Затворник жил в России в XIX веке и являлся проводником древних православных традиций и учений, которые переводил на русский язык. Он был известен и как великий толкователь Священного Писания, Феофан ушел в затвор, чтобы заниматься учением Божиим, жить в нем и обучаться в нем. Его труды являются бесценным подарком для всех нас. Тем, кто приходит в Церковь, священники обычно советуют читать святителя Феофана и святителя Игнатия Брянчанинова . У святителя Феофана был особый дар, благодаря которому он очень просто и глубоко мог раскрывать тайны веры. В своих сочинениях он отвечает на любые, даже очень сложные вопросы, например, об инопланетянах. Феофан не боялся вопросов и мог давать на них исчерпывающие ответы, опираясь на Священное Писание.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Можно сказать, что для святителя Феофана это был своего рода уход в затвор, ибо в столице другого государства непроизвольно ограничивались контакты с миром. «О Константинополе и делах, иже в нем, ничего почти не знаю», – напишет он с нового места своего служения архимандриту Антонину (Капустину) в Афины в январе 1857 г. 776 . А должность настоятеля позволяла будущему вышенскому затворнику устанавливать для клира посольского храма распорядок и правила общежития, наиболее удобные для несения духовного подвига. К тому же настоятельство не предполагало такого обилия обязанностей и попечений, как ректорство. И это давало отцу архимандриту время для работы над духовными сочинениями. Будущий святитель искренне радовался такому повороту судьбы, о чем на ходим свидетельство в его письме семье Бурачков от 4 июня 1856 г.: «Как я обрадован, на Троицын день, пред обедней, узнав о бумаге, решающей моё дело! Слава Богу!» – писал он об освобождении от ректорства, и далее в тексте подчёркивал, что теперь он «архимандритишка миссейский завалящий» 777 . В состав клириков и причта посольской церкви помимо архимандрита Феофана были назначены иеродиакон Акакий 778 и причётники Александр Василевский, Яков Славолюбов, Василий Левитский 779 . Из Петербурга они отправились в октябре 780 и два месяца спустя уже были в Константинополе 781 . Они следовали через Одессу, где архимандрит Феофан встретился со святителем Иннокентием (Борисовым) , который интересовался разгоравшейся распрей между греками и болгарами 782 . Стоит отметить, что архимандрит Георгий (Тертышников) уделил основное внимание освещению именно этой стороны константинопольского служения святителя Феофана по его письму к архиепископу Иннокентию. В ходе работ по изданию Полного собрания творений святителя Феофана к изучению данного вопроса были привлечены новые документы 783 . Но первым делом по прибытии к месту служения архимандрит Феофан занялся благоустройством храма при русском посольстве. «Дайте поставить церковь на ноги – и все наладить… Тогда – и о прочем», – писал он накануне нового 1857 г. 26 . А несколько дней спустя спрашивал у архимандрита Антонина (Капустина) об организации церковного пения: «Хор Ваш славится… Расскажите, как Вы его устроили. Греченков ли набрали? Как их выучили? Платите им что, или одеваете и питаете, или ещё что? Скажите, Господа ради. И самому хочется, чтобы пение было позвучнее. Мой клир не худ, но слабогласен» 784 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Сия вера отеческая Архиепископ Феофан (Быстров). Сия вера отеческая/Сост., предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 285 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). В серии «Духовное наследие русского зарубежья» вышла книга архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая». В книгу вошли избранные проповеди и наставления духовным чадам архиепископа Феофана (Быстрова; 1873-1940) - одного из главных идеологов Русской Православной Церкви Заграницей. Приводим предисловие из книги: Предисловие Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Такую эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике высокопреосвященного Феофана, архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1973 году, но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей апостольскому и отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту святого Православия против ересей, — тем святым отцам, которых Святая Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем не созвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего отступления, владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество вскоре по окончании им курса Санкт-Петербургской Духовной академии, в 1898 году, как раз через два года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины.

http://pravoslavie.ru/6070.html

Повинуясь внутреннему сердечному своему влечению, а лучше сказать, велению Духа, еп. Феофан удалился с Владимирской кафедры в Вышенскую пустынь Тамбовской губ. на покой, а затем и в затвор, в котором пребывал в течение 25 лет до самой своей смерти. Благодаря этому затворничеству, святитель сделался духовным руководителем всей верующей России. Кто только не обращался к затворнику со своими скорбями и недоумениями?! С каждой почтой еп. Феофану доставлялась груда писем и телеграмм с просьбами о молитве или за разрешением жизненно-практических, духовных или богословских вопросов. Какова была эта переписка святителя и как много людей он духовно окормлял, об этом свидетельствуют десять томов его писем к разным лицам. Какие перлы благодатной духовной мудрости содержат в себе письма еп. Феофана, об этом в особенности свидетельствует его книга: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Она есть ничто иное, как сборник писем еп. Феофана к одной образованной великосветской девице, которая находилась в переписке с затворником и впоследствии приняла монашество. И не только духовное руководство еп. Феофана было плодом его затворничества. Благодаря последнему, он обогатил Православную Церковь своими дивными научно-богословскими сочинениями. Среди них особенно известны: «Путь ко спасению», «Начертание христианского нравоучения» и истолкование почти всех посланий Ап. Павла. Это истолкование представляет собою выдающийся по ученой эрудиции и знанию языков многолетний труд, проникнутый святоотеческим разумом и равного которому нет в русской богословской литературе. Нельзя обойти молчанием и толкования еп. Феофаном 118-го псалма, в котором так дивно раскрыта вся наша благодатная христианская жизнь. Великую спасительную ценность представляет собою ученый богословский труд еп. Феофана по переводу с греческого языка на русский пяти огромных томов Добротолюбия . В нем излагается догматическое и нравственно-аскетическое учение св. отцов-подвижников. В Добротолюбии мы найдем все, что по преимуществу нам нужно знать для нашего спасения, ибо оно обучает нас молитве и всей благодатной духовной жизни. Какое великое значение для нас имеет Добротолюбие, об этом свидетельствует сам еп. Феофан. По его словам, если мы будем читать только три книги: Библию, Добротолюбие и Четьи-Минеи 116 , то этого будет вполне достаточно для обучения нас делу спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В советское время переиздание трудов святителя в Отечестве было запрещено, но они многократно печатались православными людьми за рубежом (наиболее часто – издательством Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле). Изучение жизни и творений свт. Феофана оживилось в 1969 г., когда по благословению Святейшего Патриарха Пимена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре было отмечено семидесятипятилетие преставления Затворника Вышенского, и началась подготовка к его канонизации. Необычна история тайного обретения мощей святого. Началась она с того, что выпускник Московской Духовной Академии Георгий Глазунов 17 был рукоположен о иерея и в марте 1972 г. направлен на службу в родной Шацкий район, настоятелем храма во имя прп. Сергия Радонежской села Эммануиловка. К этому времени эта скромная церковь , расположенная неподалеку от Вышенского монастыря, уже четверть века хранила в своих стенах главную святыню разоренной коммунистами обители: православные в 1918 г. спасли чудотворную Казанскую Вышенскую икону. Ее оберегатель, священник Василий Яковлев, в 1947 г. был назначен служить в открывшийся храм Эммануиловки – единственный действовавший в округе. Однажды во время домашней молитвы священник и его семья увидели, как чудотворный образ Царицы Небесной стал выпадать из иконостаса. Это повторилось несколько раз, после чего батюшка перенес икону в храм. Когда же в Эммануиловку прибыл молодой священник Георгий Глазунов, к нему вскоре приехали «попить чайку» игумен Марк (Лозинский) 18 и два выпускника Академии: иеромонахи Елевферий (Диденко) 19 и Георгий (Тертышников) 20 . По благословению известнейшего духовника нашей Церкви архимандрита Кирилла (Павлова) они должны были обрести мощи свт. Феофана Затворника . «Всё хранилось в строжайшем секрете. Про мощи знали только отец Марк, отец Георгий, отец Елевферий и я, да еще отец Кирилл», – вспоминает о. Георгий Глазунов. Для этого священник познакомился с некоторыми работниками больницы. «У меня была там знакомая кладовщица, – рассказывает он. – Я попросил ее открыть нам Казанский храм, находившийся тогда под складом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010