начинал тяготиться до нестерпимости: пошёл бы в церковь , да там бы и сидел“ (стр. 48), а когда от учёных должностей проповедник освободился, то мечтал, если позволительно так выразиться, о заколачивании дверей в своё уединённое жилище. Но во всяком случае совершенно справедливо г. Кузнецов в своём исследовании по преимуществу занимался внутренней стороной проповедничества преосв. Феофана, и ему несомненно удалось хорошо показать как главную идею, проходящую через всё проповедничество Феофана (гл. II), так и глубокое единство его проповедничества, всегдашнюю верность самому себе – свойство не часто наблюдаемое даже и у проповедников наиболее прославленных (гл. III). В то же время автором не обойдено и показание того, каким образом оригинальные теоретико-богословские воззрения Феофана выражались в его проповедях, – для чего, естественно, автор наряду с проповедями, касается содержания сочинений Феофана и не имевших гомилетического назначения. Вообще приём исследования автора вполне правилен и достигает своей цели, вследствие чего читатель, при помощи сочинения г. Кузнецова, ознакомившийся с проповедничеством преосв. Феофана, по моему мнению, не может уже смешивать его с другими подобными: так отчётливо, при достаточном вникании, именно, представляются проповеднические идеи и проповедническая практика покойного затворника. – Сочинение г. Кузнецова поэтому вполне достаточно для получения степени кандидата богословия. Есть, конечно, в сочинении некоторые неудобные выражения, как напр. стр. 84, 90 („мучительная пустота этого центра заставила его обратиться к периферии – внешним делам“. „благодаря греху“ и мн. др.); но и со стороны внешней сочинение безупречно, тем более – не заключает в себя ничего несогласного с учением церкви в отношении к содержанию. Несколько послабее остальных частей глава IV сочинения: „Преосв. Феофан среди современных ему проповедников“. Но автор мог бы даже и обойти этот вопрос, если бы имел наклонность уклоняться от труда, чего он, по-видимому, не имеет“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иерей Иоанн Бакушкин окормляет подопечных психоневрологического интерната «Добрый дом «Коломенский» уже 19 лет. Его педагогическое и психологическое образование, помноженное на пастырский опыт, помогает найти подход к людям с психическими заболеваниями, дать им возможность обрести поддержку и опору в православной вере. Как объяснить особенному ребенку, что такое ад, как говорить с воспитанниками ПНИ о Боге, в какие «ловушки» могут попасть волонтеры и что такое эффективная программа катехизации, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-bepcuя. Вышел в свет «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Каждому дается. Действующий в Церкви Святой Дух преподает ее чадам дары благодати и укрепляет в самоотверженных трудах ради служения ближнему. И каждый находит здесь то, что близко его сердцу, что на пользу, а оттого и споро делается и приносит спасительный урожай. 26 апреля 2024 г. 18:00 Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-bepcuя.     15 апреля 2024 г. 17:00 Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.     11 апреля 2024 г. 16:10 Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024  8 января 2024 года на 86-м году ­жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).   11 апреля 2024 г. 16:00 Архимандрит Илия (Рейзмир) 25.05.1944 –09.01.2024 9 января на 80-м году жизни отошел ко Господу один из старейших насельников Троице-Сергиевой лавры архимандрит Илия (Рейзмир).     11 апреля 2024 г. 15:50 e-mail: @ Редакция     Подписка ГЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОБЩЕСТВО ИСТОРИЯ В МИРЕ КУЛЬТУРА НАУКА ЖМП ХРАМОЗДАТЕЛЬ ПОИСК Новости Аналитика Интервью Документы Репортажи Некрологи Рецензии Видео Экспертиза About us Лица Партнеры Наши баннеры © Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2015

http://e-vestnik.ru/society/psihonewrolo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об Апостольском предании 10/23 января - память свт. Феофана Затворника Вышенского, небесного покровителя Русской народной линии 22.01.2022 1477 Время на чтение 3 минуты Ко дню памяти святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894) мы помещаем одно из его писем. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: В 8-ми вып. Вып.  V I . - [Репр. изд.] - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. - С. 17-19) подготовил проф. А. Д. Каплин.   + + +   Милость Божия буди с вами! С.В.! Благослови Господи доброе начало! В тексте из Апокалипсиса... не прилагать и не убавлять... слова: в книзе сей, вы, кажется, разумеете в Новом Завете... а это не так. В книзе сей, т.е. в Апокалипсисе. Вообще прибавлять и убавлять запрещение уместно только к Божественному Откровению, к Слову Божию. Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. (Это к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют.) Но Слово Божие не все содержится в книгах писанных. Это сами же новозаветные книги подтверждают. Следовательно, этого места нельзя относить ко всем книгам новозаветным и вообще, т.е. если обобщить слово: в книзе. Под словом: предание не разумеется неопределенная молва, не знать как начавшаяся и распространившаяся; а разумеется Апостольское учение, устно преподанное; или правила и законоположения, в Церкви введенные делом. Апостолы вполне организовали Церковь Христову, по всем сторонам духовной и церковной спасительной жизни. Но как организовали, этого вполне не изложено в писаниях их, а самым делом сделано и введено в жизнь христианскую лично Апостолами, введено и укоренено, чрез многократные посещения основанных ими христианских обществ, и неоднократные исправления неисправного - все личным своим действованием и словом. И образ христианского ведения, и правила жизни, и взаимные отношения христиан, и освятительные таинственные священнодействия, и правила для церковных собраний... все лично словом установлено и закреплено личным наблюдением...

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преемство Апостольского предания и верность ему Православной Церкви Разложение протестантства. 16/29 июня - Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002) 28.06.2018 740 Время на чтение 4 минуты Ниже мы публикуем одно из писем святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: В 8-ми вып. Вып. V . - [Репр. изд.] - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. - С. 94-98) подготовил А. Д. Каплин. + + + Особенное мне удовольствие доставляет ваше откровенное изложение своих недоумений. С удовольствием же берусь и сказать вам слово-другое. Вы пишете: «в письме не ясно мне, кто эти православные, которые собирались между собой и установляли порядок верования? Какой они имели авторитет? Кто они такие были?» Я писал только об Апостолах, как установителях порядков веры, жизни, управления, таинств, и всего, что есть в Церкви. Апостолы вполне организовали Церковь во всех частях церковной спасительной жизни. И все это введено ими в жизнь христиан, и как жизнь и дело передавалось из рода в род. Пастыри и учители после Апостолов суть только блюстители Апостольских преданий и учреждений. У каждого Апостола было по нескольку ближайших учеников, с ними неразлучно бывших и усвоивших во всех частях Апостольскую премудрость. Эти их ближайшие ученики были их преемниками в управлении церквей и в блюдении всего Апостолами преданного. В церквах Палестинских, в Антиохии, в Тарсе, в Ефесе, Смирне, в Колоссах, в Филиппах, в Солуни, в Коринфе, в Афинах, в Александрии, в Риме, и во всех прочих местах, где были Апостолы, после них остались пастырями их ближайшие ученики. - Это мужи Апостольские . Никому в голову не придет подумать, чтобы кто-нибудь из сих учеников позволил себе отступить от Апостольских постановлений. Они и на деле оказывались верны им. Мужи Апостольские, по примеру и заповеди Апостольской, правя церковию, в тоже время воспитывали при себе таких мужей, которые бы после них могли занять место их, и продолжать блюсти Апостольские учения и порядки.

http://ruskline.ru/analitika/2012/07/19/...

о.Павел - прочитайте толкование Святых Отцов на этот Библейский стих и вы поймете что никакого " противостояния " или " расхождения " у первоверховных Апостолов не было. Павел 23 января 2012, 23:34 Бойтесь волков, наряжающихся в овечьи шкуры. Я не хочу обидеть тех, особенно священников, кто действительно предпочитает свт. Игнатия. Однако мне один старик почти так и говорил про Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, в смысле что Брянчанинов несравненно лучше, и даже рекомендовал не читать Феофана Затворника. Самозванец этот старик оказался. Я выгнал его, и все быстро стало на свои места, я вернулся к духовнику, а вот к творениям свт. Феофана по своей лености до сих пор не вернулся. Святителю отче Феофане, моли Бога о нас! читатель 23 января 2012, 23:29 Если епископ Феофан на самом деле говорил, что НЕ знает, спасутся ли латиняне, то это означает, что епископ Феофан НЕ имел полноты христианской веры. С чего он вообще допускал возможность спасения латинян ? Вне Церкви спастись нельзя, а латиняне вне Церкви. Или он не знал, принадлежат ли латиняне Церкви ? Но это православный человек ДОЛЖЕН знать по вере своей, так как ВЕРА В ЦЕРКОВЬ -- это догмат, который находится в Символе Веры. И вера истинная проявляется в УЗНАВАНИИ Бога, в УЗНАВАНИИ Христа, в УЗНАВАНИИ Церкви Христовой. Если человек по вере своей НЕ знает, где Церковь Христова , то он НЕ имеет полноты веры. Только сейчас очень часто отсутствие православной веры толкуют как " высокое богословие " . Протоиерей Петр Никольский 23 января 2012, 19:58 Мне дороги оба святителя и каждый по своему. Когда переводишь их творения на другой язык, особенно сживаешься с авторами, их словом и личностью. Я бы не назвал Игнатиевы творения " суховато-сдержанные трезвенные увещаниями " . В его языке очень сильно влияние романтической литературы, поэзии. Язык св. Феофана напротив бывает иногда схоластичен (Киевская Академия), но климат его сочинений гораздо оптимистичнее и мне лично он ближе. Как богослов св. Феофан был несравнимо более эрудирован чем св. Игнатий, а кроме того много путешествовал и лично познал греческое, арабское, балканское Православие. Бывал и на Западе. Западную духовность св. Игнатий знал весьма отрывочно и хоть справедливо критиковал доступные ему второсортные источники, позволял себе высказывания " за всю Одессу " , которая, как известно, " очень велика " , не подозревая даже о существовании в недрах католичества единомысленных ему авторов, напр. Иоанна Креста. Св. Феофан, как ученый, гораздо добросовестнее. Выдающийся патролог о. Георгий Флоровский назвал именно его продолжателем святоотеческой традиции за умение узнавать Православие вне формальных границ Церкви. Слава Богу, что святые разные и каждый может найти среди них своего учителя.

http://pravoslavie.ru/51123.html

На презентации присутствовали известные священнослужители, видные российские писатели и ученые, общественные деятели, историки, архивисты, филологи. Несколько слов следует сказать о техническом и организационном обеспечении проекта. В 2011 году у Научно-редакционного совета появилось свое помещение. Это большой, объемом более 40 квадратных метров, 301-й кабинет Издательского Совета, капитальный ремонт которого, производившийся специально с целью размещения в нем Научно-редакционного совета, был окончен в феврале 2011 года. Тогда же кабинет был освящен. Членам Совета была предоставлена возможность работы на профессиональных высокопроизводительных компьютерах «Макинтош» с профессиональными мониторами, а также предоставлены профессиональный цифровой фотоаппарат, большой сканер, цветной лазерный принтер и многофункциональное устройство, объединяющее в себе ксерокс, факсимильный аппарат, сканер и принтер. Был приобретен полный комплект офисной мебели и всех дополнительных устройств, необходимых для работы. Хочу принести глубокую и искреннюю благодарность представителям Российского государства, всему Российскому государству, а также всем нашим партнерам за ту всестороннюю помощь и поддержку, которую они оказывали и продолжают оказывать в реализации проекта первого научно-просветительского издания Полного собрания творений святителя Феофана. В заключительной части своего выступления хотел бы рассказать о тех главных задачах, которые стоят перед нами в следующем, 2012 году. Первое. Необходимо закончить работу с текстами святителя Феофана к первым восьми томам издания и начать интенсивную научную подготовку текстов к 9–21 томам, то есть постепенно переходить ко второму разделу первой серии — «Толкования на Священное Писание святителя Феофана Затворника». Темпы текстологической работы хотя и являются достаточно высокими, но все же их надо увеличить, особенно если учитывать ограниченные сроки выпуска издания, приуроченного, как известно, к 200-летнему юбилею святителя, который Русская Церковь будет праздновать в 2015 году.

http://patriarchia.ru/db/text/1841187.ht...

Поначалу игумения Нонна жила и молилась здесь одна. 18 июля 1990 г. к ней пришла первая сестра, которая вскоре была пострижена в иночество с именем Феофания, в честь свт. Феофана. Рождество 1991 г. сестры встретили уже вшестером. Монахини Феофания и Варвара продали свои квартиры, употребив все деньги на устройство обители. Приведя в порядок помещение, построенное некогда Нарышкиными для питания рабочих, его украсили иконами, и в Лазареву субботу 1991 г. по благословению Владыки Симона (Новикова) здесь был освящен храм во имя свт. Феофана Затворника , в котором матушки встретили Святую Пасху. В течение шести лет эта скромная церковка на холме, возвышающимся над рекой Цной, была единственным храмом монастыря. В 1991 г. поклониться мощам великого подвижника прибыл Святейший Патриарх Алексий II. Отслужив молебен в храме села Эммануиловка, он сказал, что «все, живущие здесь ныне, должны беречь это место, ценить эту землю». Было принято решение ускорить работы по возрождению обители, но этому мешал экономический развал страны. И всё же совершалось главное – восстановление разоренных храмов человеческих сердец. Через три года, к столетию со дня кончины свт. Феофана, на Христорождественском соборе были восстановлены купола и водружены деревянные кресты. Враг нашего спасения жестоко мстил насельницам. В первую ночь Великого поста 1996 г. на Быковой Горе заполыхал пожар. Сгорел монастырский склад: утварь, вещи, продукты. Узнав о беде, люди из разных мест стали привозить помощь, жертвовать на храм. Вскоре в разоренной Успенской церкви обители неожиданно обвалился купол. Тогда монахини обратились в Минздрав с прошением отдать им храм. Власти пошли навстречу, и 29 мая 1997 г. церковь Успения Божией Матери была передана монашеской общине. После ее ремонта и освящения 21 июня 1998 г. в стенах обители на Выше вновь стала совершаться Божественная Литургия. Возрождение монашеской жизни было ознаменовано возвращением монастырских святынь. В мае 1999 г. на Быкову Гору приехали монахини Людмила и Иулиания из г. Моршанска и поведали, что привезли с собой список чудотворной Вышенской иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Третья статья из цикла публикаций о становлении личности святителя Феофана, Затворника Вышенского, освещает период с 1829 по 1837 год, когда будущий подвижник, тогда еще юный Георгий Васильевич Говоров, обучался в Орловской духовной семинарии. В результате, показав выдающиеся умственные и духовные способности, он был направлен в Киевскую духовную академию. Годы обучения в семинарии стали для него периодом духовного возмужания и интенсивного развития его умственных способностей. Вторая статья из цикла публикаций, посвященных жизни святителя Феофана, Затворника Вышенского, повествует об отрочестве будущего епископа. В описываемый период, после домашней подготовки, отрок обучался в духовном училище, которое располагалось в ближайшем уездном городе — Ливны, в 28 верстах от его родного Чернавска. Святитель Феофан — один из ярчайших и известных богословов-аскетов 19 века. Многие вопросы, которые он раскрывает в своих трудах, актуальны и в наши дни. В 2015 г. исполнилось 200 лет со дня его рождения. С 2010 г. Издательский совет Русской Православной Церкви проводит работу по сбору всего духовного наследия святителя, и в мае этого года вышел Первый том «Летописи жизни и трудов святителя Феофана, Затворника Вышенского». В статье доктора исторических наук, митрополита Калужского и Боровского Климента показано влияние традиций семьи Говоровых и окружающей среды на формирование личности этого известного подвижника и русского духовного писателя. В истории России прошедший ХХ век был ознаменован жестокими гонениями советской власти на Православную Церковь. Многие клирики и простые верующие были преследуемы вплоть до смерти со стороны атеистического государства за свои религиозные убеждения. Подвиг новомучеников и исповедников Российских является ярчайшим примером верности Христу и Его Церкви. Несмотря на это их пример по-прежнему требует полноценного осмысления. Вкладом в этот процесс является статья митрополита Калужского и Боровского Климента. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru.

http://bogoslov.ru/person/372533

Там он ежедневно совершал Литургию один, начиная с первого дня своего затвора и кончая последним днем своей жизни в 1894 году. Святитель Феофан, Затворник Вышенский - автор многочисленных духовных сочинений и большого эпистолярного наследия, появившегося в основном за годы его отшельничества. В письмах святителя можно найти ответ практически на любой вопрос, возникающий на духовном пути христианина. В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года - областная психиатрическая больница. В 1990 году часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители. Насельницы поселились в 5 километрах от Выши, в бывшем имении обер-камергера Е.Д. Нарышкина " Быкова Гора " (конец XIX века). После канонизации святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка, а 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря, в этот же день туда были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. Ведётся восстановление здания, где пребывал в затворе святитель Феофан Затворник Вышенский. http://www.svtheofan.ru/; http://www.ryazeparh.ru/ Свято-Успенский Вышенский монастырь известен с XVII века. Но обрёл широкую славу и пережил подлинный расцвет он в XIX веке - когда в нём подвизался выдающийся православный мыслитель и богослов святитель Феофан Затворник. Вот уже почти 400 лет Успенский Вышенский монастырь стоит на правом берегу реки Выши, неподалёку от впадения её в реку Цну.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Келья с домовым храмом Феофана Затворника Вышенского, канонизированного в 1988 г. Храм был устроен в 1867 году в кельях святителя Феофана Затворника. Как и вся обитель, был закрыт после революции 1917 года. Позже был перестроен под палаты для психически больных людей. Возрожден в 2010 году. Хранит для поклонения сестер обители и всех паломников образа Иисуса Христа, Божией Матери «Казанская» и «Успения», святителя Николая Чудотворца, которые были написаны рукой святителя Феофана Затворника. Святитель Феофан Затворник жил в монастыре в 1866—1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня. В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. В 1867 году для проживания святителя Феофана над каменным просфорным корпусом сделали деревянную надстройку. Вскоре её обложили кирпичом и оштукатурили. В келиях святителя находилась богатая библиотека, но обстановка была совсем скромной: деревянные стены, простая, частью самодельная, мебель, ящики с инструментами, краски и кисти, иконы, многие из которых написал сам святитель Феофан Затворник. Ради полного затвора владыка в 1872 году устроил в своих келиях домовую церковь в честь Богоявления. В ней всё - престол, жертвенник, иконы, иконостас - было сделано и расписано руками самого святителя. В этой церкви Феофан совершал утреню и литургию, обычно молча, но иногда, впрочем, пел и читал. После кончины святителя богослужение в Богоявленской церкви совершалось только в случае посещения Вышенской обители высокопоставленными гостями. В богоборческую эпоху в корпусе, где располагались келии святителя и домовая церковь, сначала разместили отделение для буйных пациентов психиатрической больницы, затем - отделение для туберкулёзных больных. В результате от внутреннего убранства и предметов обстановки ничего не сохранилось. Сейчас трудами сестёр обители Феофановский корпус отреставрирован, воссоздана обстановка келий и домовой Богоявленской церкви. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск 83, ООО " Де Агостини " , 2010 Комментарии и обсуждение Святой Феофан служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет ежедневно, в затворе, начавшемся в 1873 году и продолжавшемся до самой кончины, последовавшей 6 января 1894 года, в день Богоявления Господня. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06944

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010