В Санкт-Петербургскую митрополию будут принесены святыни Успенского Вышенского монастыря 24 апреля 2014 г. 19:41 С 26 апреля по 18 мая 2014 года в Санкт-Петербургской митрополии будут пребывать святыни Свято-Успенского Вышенского монастыря (Рязанская область) — ковчег с мощами святителя Феофана, Затворника Вышенского, и Казанская Вышенская икона Божией Матери. Святыни будут доступны для поклонения верующих в Воскресенском Новодевичьем монастыре (26 апреля — 8 мая), затем на подворье монастыря Оптина Пустынь (9-11 мая) и в Покровском соборе г. Гатчины (12-18 мая). Принесение вышенских святынь в Санкт-Петербург проводится в преддверии 200-летия со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, которое будет отмечаться в 2015 году на общецерковном уровне. Имя святителя Феофана неразрывно связано с северной столицей. Он был преподавателем, а в 1857-1859 гг. — ректором Санкт-Петербургской духовной академии, главным редактором академического журнала «Христианское чтение». Будучи в сане епископа неожиданно для всех ушел на покой в Вышенский монастырь и провел 22 года в полном затворе. Находясь в затворе, общался с духовными чадами посредством писем, которые были впоследствии изданы и оказали большое влияние на духовное становление не одного поколения верующих. Известен как автор богословско-публицистических трудов. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей в 1988 году. Важным событием, связанным с принесением в Петербург вышенских святынь, станет возвращение в Новодевичий монастырь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Икона Божией Матери «Отрада и Утешение» или Ватопедская икона — одна из древнейших реликвий Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Список с этой чудотворной иконы в XIX в. передал в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга старец Серафим Святогорец. В честь образа «Отрада и Утешение» в 1854 году в монастыре была освящена небольшая Афонская церковь. После закрытия обители в богоборческое время икона считалась безвозвратно утерянной. В наше время она была чудесным образом обретена в Успенском Вышенском монастыре и по открывшейся на обратной стороне надписи установлена ее принадлежность Новодевичьей обители. В краткие сроки было принято решение о возвращении иконы на ее историческое место.

http://patriarchia.ru/db/text/3637164.ht...

М., 1996—2002. Нужно иметь в виду, что Церковь не запрещает обращение к врачам, а в Писании прямо сказано: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание» (Сир. 38, 1-2). Однако во время служения сщмч. Арсения (†1937, Бутовский полигон) медицина находилась на гораздо менее высоком уровне, чем сейчас. Лечение онкологических заболеваний носило характер «терапии отчаяния» и редко было успешным. Именно поэтому отказ от него являлся проявлением смирения перед волей Божией. Вернуться 121 Свт. Феофан Затворник. Болезнь и смерть. М.: Православное Братство «Споручницы грешных», 1998. Вернуться 128 Святитель Никита Новгородский, затворник Печерский, в начале своих монашеских трудов пожелал удалиться в затвор. Игумен предостерегал его от этого, напоминая о том, что как предшественник прп. Исаакий удалился в затвор и был прельщен бесами, явившимися в виде Христа и ангелов. Никита же уверял, что будет молиться, а Господь научит его различению духов, и поступил по-своему. Только молитвы братии впоследствии смогли вызволить его из плена прельстившего его врага. См. Киево-Печерский патерик. Вернуться 130 Преподобные Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М.: Правило веры, 2005. Вернуться 131 Душеполезные поучения свт. Феофана Затворника. Издание Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2008. Вернуться 134 Свт. Григорий Богослов. Слово 23, о мире, говоренное в Константинополе. Творения, т. 1. М.: Сибирская благозвонница, 2007. Вернуться 135 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуск II. Том I. Письмо 310. М.: Правило веры, 2000. Вернуться 136 Как сохранить благочестие в семейной жизни. По трудам свт. Феофана Затворника. М.: Сатисъ, 2006. Вернуться 139 Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни Вернуться 140 Свт. Василий Великий. На начало книги Притчей. Приложение к гл. 3//Творения, ч. IV. М., 1993. Вернуться 144 Блж. Феофилакт, архиепископ Болгарский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Для многих тружеников духовных школ это столкновение с печальной действительностью становилось разрушительным и разрешалось либо изменой своим принципам, либо деградацией и пассивностью. Для иеромонаха Феофана оно стало испытанием, не коснувшимся главных устоев личности. Твердо принятые положения христианства и дальше руководили его на пути ко спасению. Источники и литература 1 . Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С.149. 2 . Воспоминания Н.А. Ильинского о Вологодской семинарии этого периода: Ильинский Н. А. Из далекого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп.1. Д.1. В настоящее время большая часть воспоминаний представлена в продолжающейся публикации на сайте Богослов.ру. 3 . Гренков А.И. Идеи и факты педагогики с точки зрения богословствующего педагога//Православный собеседник. 1888. Февраль. С.194 (Февраль. С.193–214. Апрель. С.574–595. Август. С.404–435). 4 . Евфимий (Моисеев), игум. К истории контактов святителя Феофана Затворника с насельниками Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне//Православие в Татарстане – информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии. 22.01.2017 [Электронный ресурс]. URL: (21.12.2022). 5 . Иеросхимонах Макарий, питомец карульских исихастов//Русский паломник. 2002. С.21–30. 6 . Ильинский Н.А. Из далекого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп.1. Д.1. 7 . Казанский А.И. К читателям//СЕВ. 1914. С.29–35. 8 . Карульские подвижники//Русский паломник. 2001. С.80–82. 9 . Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. М.: ПСТГУ, 2007. С.380. 10 . Месячные донесения ректора семинарии за 1897 г.//ГАВО. Ф.466. Оп.1. Д.2404. Л.3–3 об., 14. 11 . Миропольский С.И. Дидактические очерки: Ученик и воспитывающее обучение в народной школе. СПб., 1890. С.41–42. 12 . О порядке производства испытаний и выдачи льготных по воинской повинности свидетельств воспитанниками образцовых школ при духовных семинариях//Вологодские епархиальные ведомости. 1887. С.223–225.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Среди западных христиан, по свидетельству польского богослова Яна Прышмонта, постоянно растет интерес к духовным богатствам Православной Цepkbu[xxxi]. Проявляется интерес к святителю Феофану и в среде современной интеллигенции нашей страны. Об этом свидетельствует статья священника Афанасия Гумерова “Епископ Феофан (Гobopob)”[xxxii]. Творения епископа Феофана приобретают особую актуальность в наши дни, когда в тяжелом положении оказалась наша общественная жизнь, и первоначальная причина такого положения — духовное обнищание, поразившее наше общество. “Кризисы современного общества, — говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, — взаимосвязаны с нравственным кризисом, вследствие чего ответственность за нравственное воспитание лежит на всех нас, на всем нашем oбщecmbe”[xxxiii]. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен изложил задачи, стоящие перед христианами нашей Церкви: “В центре обновленной системы ценностей в нашей стране утверждается ныне человек. И именно каждой человеческой личности в отдельности предстоит осуществлять великие преобразования, начать с себя, с нравственного очищения, с обновления своего внутреннего «я» со стяжания мира в себе. Церковь призывает своих чад неленостно следовать христианским идеалам, сохранять и укреплять нетленные духовные cokpobuщa”[xxxiv]. В творениях святителя Феофана современный человек, ищущий духовного возрождения, может найти ответ на многие вопросы своего бытия. Святитель предстает перед нами не только как аскет-подвижник Церкви Христовой, не только как досточтимый иерарх, святитель ее, но и как один из тех, о которых святой апостол Павел говорит, что они являются “яко светила в мире” (Флп 2:15). Рассмотрение богословского наследия епископа Феофана Затворника и его деятельности на всем пути священнослужения дает яркое представление о нем как о угоднике Божием, всю жизнь боровшемся за чистоту Православия. Крутиков И. А. Преосвященный Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни. М., 1895. — C. 23.

http://pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvo...

Сооружение «духовного храма» 9 внутреннего человека есть ничто иное как «устроение… малой духовной церкви по образу Великой Вселенской Церкви» 10 , – говорит святитель. Каждый член Церкви, каждая «малая духовная церковь » есть и призвана быть образом всецелой кафолической Церкви. В этих словах свт. Феофана звучит древний призыв свщмч. Игнатия Антиохийского к христианам – быть «христоносцами и храмоносцами» – нести в себе Христа и Церковь Божию 11 . Призыв свт. Феофана ко всем православным христианам «представить из себя Церковь Святую» 12 относится одновременно и ко всем вместе, и к каждому члену в отдельности; представляясь логическим противоречием он является богословской антиномией, укоренённой в глубинах церковной веры. Но реальность отношения Церкви и каждого её члена, Христа и христианина, имеет и оборотную сторону: не только принадлежащее целому принадлежит части, но также и напротив, принадлежащее части принадлежит целому. «Ни один член тела Церкви, – говорит свт. Феофан, – не может за собою одним удерживать дар (и свои труды), но действенность его предаёт всем братьям о Христе, – всей Церкви» 13 . Этим растёт и созидается Церковь 14 . Члены Церкви, – учит свт. Феофан, – есть « сотрудники » Христовы в деле всеобщего спасения, совершаемого в Церкви 15 . Деланием каждого члена Церковь , по выражению свт. Феофана, «возращается», растёт во Христа 16 . Созидающая Церковь сила любви делает так, что каждый для каждого в этом чудесном единстве «есть то же, что он сам» 17 . Не только плоды трудов, но и скорби каждого члена, вся его жизнь – есть предмет заботы, достояние и принадлежность всецелой Церкви и каждого другого члена в отдельности 18 . Вообще любви как силе, созидающей Церковь , свт. Феофан уделяет особое внимание. Любовь , свт. Феофан называет «самораспятой жизнью» 19 ; «всё… касающееся (членов), (она) почитает касающимся себя» 20 , – говорит он. Именно любовь (дарованная нам Отцом, Сыном и Святым Духом), – говорит он вслед за ап. Павлом, – есть сила, созидающая и содержащяя Церковь . Путь Господа Иисуса Христа – от принятия на Себя греха всего мира до сообщения всему миру благодати спасения, от нисшествия во ад до восшествия превыше небес – в каком-то отношении должен пройти и каждый человек, член Церкви Христовой: путь от боли за ближнего (а богослов уже XX века архим. Софроний (Сахаров) скажет – и даже за весь мир)… до того, чтобы нести в себе всю Церковь , всего Христа. «Путь любви, – говорит свт. Феофан, – есть путь круговращения жизни тела Христова, в коем от Него всё исходит и к Нему всё возвращается» 21 , члены Церкви «всё от Него (Христа) получая, всё к Нему возвращать должны через любовное взаимодействие друг на друга по мере полученных от Христа Господа сил» 22 . Любовь , таким образом, есть сила, созидающая кафолическую полноту Церкви, где чудесным образом пребывает всё во всём. Любовь осуществляет в членах церковного тела их единое действие, гармонизируя целесообразное, согласное воле Божией, взаимодействие их сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Когда это будет, тогда можно сделать приспособление. Вам может показаться диким, что я пишу. Но я уже сказал вам вначале, что ничего разумно или опытно не знаю. Но пишу с ветру, и едва ли что из сего окажется гожим. Говорить так заставляет меня мысль, что если не так устроится скит, то это будет та же пустынь общежительная, только маленькая. И не будет видно, чего ради хлопотать об устроении его. Приношу благодарность за присланное вами: книжки, соты и спутник костыль, а паче за вашу отеческую любовь. Спаси вас Господи! Приложите к сему и молитву о моей многогрешности, ибо она воистину многа. Благослови вас Господи и пустынь вашу и скит. Спасайтесь! Ваш доброхот и молитвенник Е. Феофан. 1 ноября 1893 г. Письмо 247. Убеждение к неленостному проповеданию слова Божия. Письма к М.Д. и ее мужу Память праведника с похвалами ( Прит.10:7 ); он во веки живет ( Прем.5:15 ). Архипастырь наш Тамбовский святитель Александр, при посещении Вышенской Пустыни 6–8 сентября сего года, почтил молитвенным поклонением почившего в Бозе, живаго у Него праведника, святителя и учителя мудрого Феофана: служил на его гробе панихиду с собором многих священно-служителей; приносил и бескровную жертву Господу Богу за упокой души со святыми святителями епископа Феофана. Думаем и уверены, что и все богомольцы пастыри св. церкви Тамбовской, не имея многие возможности и досуга помолиться лично на гробе святителя Феофана, поминают его во святых своих молитвах, особенно при совершены бескровной жертвы, яко наставника, глаголавшаго в слух уха их Слово Божие ( Евр.13:7 ) и как своего бывшего архипастыря. – Да и есть за что поминать сего святителя, спасительно молиться за того, кто во всю свою праведную жизнь сердце свое вдавал утренневати ко Господу, пред Вышним умно молился, отверзая уста свои в молитвах, молениях и воздыханиях неизглаголанных, мирно воздевал преподобныя свои руце, принося Господу ежедневно бескровную жертву о своих грехах и за всех ближних, коим всем желал и искал спасения. Восхваляют и восхвалят разум, вдававшаго душу свою святителя Феофана в разумление о законе Вышняго (Начерт. христиан. нравоучения), изследывавшаго сокровенный смысл Слова Божия (Толк. Пс.33 и 118, апост. посланий, мысли на кажд. день по чтениям Слова Божия), изложившаго премудрыя сказания древних святых мужей (Добротол. 5-ть томов) и т.п. Не изгладится память сего учителя премудрого не из чьей памяти, любящей поучаться в законе Божием, и имя его святое поживет в роды родов. Премудрость его поведят православные христиане и хвалу его исповесть святая церковь ( Сир.39:1–13 ; 2Тим.2:2 ) Всероссийская, за то неоцененное сокровище премудрости небесной, которое святитель Феофан завещал сынам ее благочестивым, а наипаче пастырям ее, в многочисленных богомудрых своих творениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В. Рождественским и П. Лебедевым. С своей стороны скажем о некоторых особенностях толкований святителя Феофана, которыя при чтении их кидаются в глаза. И здесь, точно так же, как в «Пути ко спасению», владыка проводит свои основныя воззрения о спасении, удачно пользуется трех-частным составом человеческого естества для выяснения религиозно-нравственных его состояний, в целях выяснения, иногда обращается к видимой природе и душе человека, дает много нравственных соображений и обобщений, ссылается на отцов-подвижников, а иногда выставляет и свой личный духовный опыт, особенно это заметно, при истолковании псалмов 38 и 118, – вследствие чего толкования его отличаются нравоучительным характером с оттенком аскетически-созерцательного направления. Они не только просвещают ум, но и возбуждают сердце и влекут волю к св. богоугодной жизни, почему являются прекрасным пособием и для школы и для пастырей и всех ревнующих о вере и благочестии. Ими с успехом пользовались и пользуются все ученые составители диссертаций и толкований на послания ап. Павла (толкование протоиер. Хераснова составлено на основании толкования святителя Феофана), особенно в той части, где требуется воспользоваться святоотеческими толкованиями. – Как на характерную особенность толкований святителя Феофана, указываем его взгляд на отношение Ветхого Завета к Новому Завету. Ветхий Завет доказывает богодухновенность Нового: церковь ветхозаветная указывает на явление новозаветной христианской церкви; Адам ясно указывает на явление Иисуса Христа Искупителя. Все это от века было предопределено и ясно виделось в первом обетовании падшему человечеству об искуплении. Эта непрерывность богооткровения или вечность божественной премудрости, которая постигается не столько умом, сколько сердцем и волею, и которая, соответствуя и удовлетворяя высшим стремлениям и чаяниям человеческого духа, лежит в основе экзегетических трудов святителя Феофана, и есть лучшее опровержение всех неправильных толкований слова Божия Западной отрицательной критики, с которыми преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«СИЯ ВЕРА АПОСТОЛЬСКАЯ, СИЯ ВЕРА ОТЕЧЕСКАЯ, СИЯ ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ: СИЯ ВЕРА ВСЕЛЕННУЮ УТВЕРДИ». (К столетию со дня рождения Архиепископа Феофана Полтавского.) ТАКУЮ эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике Высокопреосвященного Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1972 г., но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей Апостольскому и Отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним Отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту св. Православия против ересей, – тем св. Отцам, которых св. Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем несозвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего Отступления, Владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану, Вышенскому Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество, вскоре по окончании им курса С.-Петербургской Духовной Академии, в 1898 году, как раз через 2 года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины, последовавшей 6-го февраля 1940 года во французском городе Mosnes. Главнейшие этапы жизни блаженно-почившего Архиепископа Феофана были таковы: Родился он – в миру Василий Димитриевич Быстров – 1-го января 1872 года в семье сельского священника в селе Подмошье С.-Петербургской губернии. В 1892 году, по окончании курса учения в С.-Петербургской Духовной Семинарии, поступил первым по экзаменационному списку в С.-Петербургскую Духовную Академию. В Академии, переходя с курса на курс также первым студентом, в 1896 году окончил академическое образование первым магистрантом и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Личность епископа Феофана, как и епископа Игнатия (Брянчанинова) , столь резко выделяется на фоне его современников, что он еще при жизни обращал на себя внимание всех церковных людей. Епископ, покинувший кафедру для того, чтобы целиком отдаться подвижническим трудам и литературной деятельности, представляет собой явление, конечно, незаурядное. Русская Церковь знала только трех таких святителей: св. Тихона Задонского , епископа Игнатия (Брянчанинова) и епископа Феофана Затворника . Родился Преосвященный Феофан (в мире Георгий Васильевич Говоров) 10 января 1815 года в семье священника. Унаследовав от своих родителей высокие духовные качества, он сохранил и развил их в период учебы сначала в Ливенском Духовном училище (1823), а затем в Орловской Духовной семинарии (1829). Как лучший ученик, он был направлен в Киевскую Духовную академию, где на последнем курсе в 1841 году принимает монашеский постриг. Под мудрым руководством старца Киево-Печерской лавры иеросхимонаха Парфения и под влиянием лучших профессоров и наставников Академии – архимандрита Иннокентия (Борисова) , архимандрита Димитрия (Муретова) , Амфитеатрова, Скворцова, архимандрита Иеремии – молодой инок получил высокое духовное образование, развитие умственных сил и всех душевных способностей. Дальнейшая судьба святителя после окончания Духовной академии связана, хотя и с некоторым перерывом в связи с пребыванием в наших заграничных миссиях Палестины и Константинополя, со многими местами и различными типами Духовных школ. Он прошел в них административные должности от смотрителя училищ до ректора академии. Уже здесь проявляются способности будущего святителя как пастыря. Основным началом воспитательных мер он считал христианскую любовь, а лучшей средой и средством доброго воспитания – храм Божий. «Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, – говорил он. – Сочувствие ко всему священному, сладость пребывания среди него ради тишины и теплоты не могут лучше напечатлеться в сердце. Церковь , духовное пение, иконы- первые изящнейшие предметы по содержанию и по силе» 484 . Часто он беседовал с юношами о том, как направить душу к общению с Богом и приобрести чистоту совести и сердца, указывал на необходимость чтения духовной литературы, Слова Божия и святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

М. Малышевского. 215 Из письма С. Первухина к епископу Феофану от 12 марта 1880 года, писанного в Лаврской гостинице. 220 Святитель образно говорит о тиранстве лени. Ксантиппа в переносном смысле – сварливая жена. Пигриция (с лат.) – вялость, расслабленность. Окнирия (с греч.) – лень, – Ред. 222 Примечание прот. И. Королькова – к стр. 560). Лебедянский Сезеновский монастырь (Тамбовской епархии) существует с 1837 года; он возник из приходской церкви, которую заложил покойный затворник Иоанн († 14 декабря 1839 г.), ученик и подражатель подвигов преподобного Серафима Саровского . В 1849 году эта церковь была наименована женскою общиною, а в 1853 году с Высочайшего соизволения, переименована в сверхштатный Иоанно-казанский женский монастырь. Церквей в этом монастыре три – в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя Живоначальной Троицы и в честь Рождества Христова. Последняя церковь освящена преосвященным Феофаном в 1860 году, а придел в ней – в честь Сретения Господня освящен, по благословению преосвященного Феофана, благочинным сего монастыря, архимандритом Серафимом, в 1859 году. Сезеновский монастырь отстоит от уездного города Лебедяни в 12 верстах, а от города Тамбова в 180 верстах. 223 Примечание прот. И. Королькова – к стр. 562). Статьи преосвященного Феофана по поводу перевода Св. Писания Ветхого Завета помещены были в следующих изданиях: 1) «Душеполезном чтении», 1875. 11. С. 342–352: «По поводу издания книг Ветхого Завета в русском переводе»; 2) в «Домашней беседе», 1875. Вып. 47. С. 1212–1219: «Право-слово об издании книг Ветхого Завета в русском переводе». Известно, что эта статья епископа Феофана вызвала сильное возражение со стороны профессора еврейского языка Московской духовной академии П. И. Горского-Платонова («Православное обозрение» 1875. 11; 1877. 1, 2, 4), на что епископ Феофан отвечал: 3) в «Душеполезном чтении» в 1876. 5. С. 3–21: «О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников»; 4) Там же, 1876. 9. С. 100–106: «Об употреблении нового перевода Ветхозаветных писаний»; 5) в «Домашней беседе», 1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010