По указу Синода от 18 марта 1743 г. З. м. был изъят из ведения епархиальных властей и передан в синодальное подчинение, т. е. стал ставропигиальным. В 1764 г. отнесен ко 2-му классу. В 1812 г. серьезно пострадал в результате пожара и от бесчинств солдат армии имп. Наполеона. В 1682 г. к З. м. был приписан Убожедомский мон-рь (см. Московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь ), с 1722 г.- серпуховской Владычный монастырь со всеми вотчинами. В ведении З. м. в XVII - нач. XX в. находилась каменная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери (освящена в 1692, снесена в 20-х гг. XX в.) у Никольских ворот в Москве. Небольшой храм, в пространстве к-рого доминировал восьмерик, являлся классическим образцом нарышкинского стиля. В храме находились чтимые иконы Нерукотворного образа Спасителя (XVIII в.), список чудотворной Владимирской иконы в золотой ризе (дар гр. Н. П. Шереметева). А. В. Маштафаров Архитектура По сведениям документов 20-50-х гг. XVII в., на территории З. м. находились каменный, очевидно Спасский, собор и деревянная церковь. Новый каменный Спасский собор был построен в 1660 г. на средства боярина кн. Ф. Ф. Волконского. Нижний храм был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, верхний - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дата строительства подтверждается надписью на закладном камне, полный текст к-рой можно было прочесть в XVIII в.: «Лета 7168 апреля в 30 день начата быть строитися церковь Всемилостиваго Спаса Нерукотворенного Образа с повеления... царя... Алексия Михайловича... строил по обещанию своему боярин князь Феодор Феодорович Волконской, а совершена 7169 года, ноября в 20 день» (см.: Дамаскин. 1791. С. 200). В 1701 г. храм пострадал от пожара, в том же году к нему была пристроена трапезная (Памятники. 1982. С. 418). К 1702 г. относится 2 подрядных договора (от 30 апр. и 24 сент.) с игум. мон-ря Палладием на разборку и постройку вновь церкви неизвестного посвящения (Словарь архитекторов. 2008. С. 261; РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1031. Л. 677-677 об., 869; Николаева М. В. Иконостасы храмов Москвы и Подмосковья 1-й четв. XVIII в.: История создания - «столярство и резьба»//Христианское зодчество: Новые мат-лы и исслед. М., 2004. С. 406). Неизвестно, о каком храме идет речь в договоре от 17 сент. 1702 г. об изготовлении иконостаса в новопостроенную церковь (Словарь архитекторов. 2008. С. 261), т. к. к тому моменту церковь еще даже не разобрали.

http://pravenc.ru/text/182479.html

В 1802 году был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с двумя теплыми приделами Казанской Божией Матери и ап. Иоанна Богослова. Стены в холодной части храма были расписаны крестьяниным с. Боголюбова по благословению Преосвященного Феофана еп. Владимирского. Слева от царских врат был образ Казанской Божией Матери - дар кн. Ивана Михайловича Воротынского, принесенный им из Казани. По-видимому, это был один из ранних списков с Чудотворного образа, явленного в Казани в 1579 г. Эта икона особо почиталась прихожанами, с ней совершались крестные ходы вокруг села. Из почитаемых икон следует отметить икону с образом Боголюбивой Божией Матери - список с исходного образа. История ее такова: во время холеры, разразившейся в Мошке, жители села послали своих людей в с.Боголюбово, чтобы они сделали список с Чудотворной иконы. После этого губительная болезнь отступила. С тех пор ... июля особо торжественно отмечался в селе крестным ходом с Боголюбивой иконой Божией Матери вокруг села с чтением акафиста. В храме были иконы и св. князей, почитаемых во Владимирской земле греческого письма: Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, Авраамия Болгарского и др. Два напрестольных Евангелия, датируемых 1606 годом. На одном из них надпись " князь Алексей Иванович Воротынский Муромскаго уезду ....Пречистой Богородицы в селе Мошку " . Из богослужебных книг в храме хранили две минеи рукописные за март и июль - вклад князя Ивана Михайловича , написанные, по преданию, его рукой в 16 веке. Минея имела надпись: " книгу минею месячную благоверный князь Иван Михайлович Воротынский в вотчину свою в соборную церковь свою Успению Пречистыя Богородицы в селе Мошку " .  Приход состоял из с. Мошка и деревень: Новой (8 км), Дятлова (3 км), Горячева (7 км), Игнатьева (4 км), Пищальникова (4 км), Пивоварова (4 км), Карева (7 км), Баркина (8 км), Колычева (6 км), Мостищ (6 км), Безова (8 км), Манькова (6 км), Позднякова (6 км), Поросятева (5 км), Лантрева (9 км), Озяблиц (6 км), Кубаева (11 км) и Колодников (3 км). Во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1540 душ муж. и 1837 жен. пола. В середине XIX века в селе было 156 дворов. В 1896 г. в с. Мошке было двукласное министерское училище, в котором числился 71 человек. Также была женская церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=02041

Так и в таком виде принесена из Грузии в Красногорский монастырь святыня первых веков христианства. Черной горе явлено новое знамение благоволения Царицы Небесной. В явлениях, знамениях и чудесах от святых икон исходящих, верный залог Её любви и заступления православным. Для полноты славы и святости места Черной горы к чудотворному образу Владимирской Божией Матери, по особому указанию свыше туда принесённому, также изволением Божественным, из дальней страны переносится на север другая чудотворная икона Божией Матери, названная по имени страны, в которой до этого находилась (Грузинскою). И действительно, с тех пор слава о святости места возрастает! Красногорский монастырь прославляется обилием чудотворений, подаваемых от святых икон: Владимирской и Грузинской Божией Матери. Крепка вера православных в заступление Богоматери в посредстве её святых икон, и велики благодеяния, в разное время и различно чрез них изливаемые. Проявляющаяся в исцелении неисчислимых болезней, чудотворная сила Божией Матери произвела своё действие на умы и сердца верующих: слава о них распространилась, стечение богомольцев возрастало, а с тем вместе возвышалось и материальное благосостояние монастыря. Удостоившийся Божественного откровения, по которому св. икона принесена из Грузии на Черную гору, ярославский купец, Егор Третьяков Лыткин был и щедрым благотворителем Красногорского монастыря. Имея особенную веру к образу Богоматери, он воздвигнул новый (лучший первого) храм, украсил и снабдил его приличною утварью. В тот храм перенесены были и чудотворные иконы. Игумен Макарий, в просьбе о дозволении построить новый храм, писал митрополиту Киприяну, что прежний храм близок к разрушению и что в нем нельзя отправлять Божественные службы. Митрополит, разрешив постройку, велел заготовлять лес и всё потребное для храма, а старый храм разобрать, ненужные для постройки бревна и доски отвезти в реку или сжечь, пепел же опустить с камнем в воду, за тем даёт наставление освятить храм соборно, и с того дня в течение шести недель беспрерывно отправлять в нём Божественные службы.

http://sobory.ru/article/?object=23774

Из этого можно предположить, что до окончания работ по устроению основного престола службы совершались в устроенном Ниловском приделе. Нет значимых противоречий несовпадением времени возведения первого деревянного храма, указанных в других источниках. Так, в книге «Генеральные соображения по Тверской губернии» находим, что церковь Оковецкой иконы Божьей Матери построена в 1758 году. Был ли это ремонт капитального деревянного строения или вновь сделанная постройка, сведений нет. Однако, есть документальное свидетельство тому, что со времени освящения престола преподобного Нила Столобенского службы в деревянной церкви имени иконы Ржевской Богоматери ни на один год не прекращались. В переписной книге и записи в ней от 8 июня 1720 года в новой церкви служит священник Ульян Павлов 55 лет. Его дети: дьячок 20 лет, пономарь Григорий - 17 лет. Священноприемственность этой семьи прослеживается ниже: «Ржевския Богородицы дьячок Иван Ульяновсын в место отца своего Ульяна Павлова, для того, что ныне лежит, болен, по его велению руку приложил». В июле 1721 года, уже будучи священником, Иван Ульянов подал записку в Патриарший Казенный Приказ о десятичных доходах с храма, всего 9 алтын, и что с ним живет его брат дьячок Григорий, который впоследствии станет священником. Из сообщения о. Иоанна от 16 сентября 1723 года следует, что его отец Ульян Павлов в 1721 году умер, а в прошлом 1722, его сын был поставлен в священники вышеназванного прихода, которому было прописано 64 двора. В книге Поместного Приказа XVII века, связанного с межеванием земли, есть описание рассматриваемой нами местности: « От овина вверх по Волге доброй земли пять десятин с четвертью, да до места церковной Предтеченской земли, что была на берегу слободка Полетуха - пол десятины и распашной земли 7 десятин. Рядом со стенами церкви Ржевской Богоматери были отеческие гробы на церковном погосте. Расположение храма «в устье Волги» означало, что деревянное сооружение иконы Ржевской Божьей Матери стоит у самого берега реки, рядом (напротив через Волгу) с впадением в нее Тетеринского врашка и малой речушки, протекающей по его руслу». (Сейчас здесь рядом с ул. Марата находится заросший скверик, в котором воины-афганцы установили поклонный крест. На этом месте стояла церковь иконы Владимирской Божьей Матери, после того как церковь была построена выше, стала называться Оковецко-Ржевской по месту Ея явления).

http://sobory.ru/article/?object=03001

В каменный храм на северной стороне, по левую сторону храма Владимирской иконы Божией матери, усердием мещанина города Пинеги, Михаила Егорова Кобылина, поставлен другой придельный храм в память чуда Архистратига Михаила (6 сентября), освящённый 1841 года; им же пожертвован Красногорскому монастырю колокол весом 131 пуд 33 фунта. На деревянной паперти каменного храма в 1763 года надстроена восьмиугольная деревянная колокольня, переделана ограда, построены игуменские кельи, в 1773 году придельный храм св. иконы Владимирской Божией Матери отделён каменною стеною. 1802–1805 года, при входе в каменный храм, на месте бывшей деревянной трапезы, поставлена каменная колокольня, с помещением в среднем ярусе библиотеки и архива монастыря; оставшийся при разборке деревянной колокольни и паперти годный материал обращён в башню, стоящую на юго-западном углу ограды. Когда, кем и по какому случаю устроена в 5 верстах от монастыря, на святом ручье, как называется он издревле, деревянная часовня, – в архиве Красногорского монастыря сведений нет. Прозрачной весьма холодной, вытекающей ручьём из горы воде, народная вера приписывает целебные свойства. Купающиеся больные оставляют в нём полотенца или платки, которыми утирались. Преосвященный Евлампий, епископ Архангельский, 3 июня 1808 года ходил на святой ручей, находившуюся на нём часовню, нашел ветхою и тогда же велел возобновить. Между 1803–1808 годами, по плану указанному преосвященным Евлампием, сложены два одноэтажных каменных дома, один для настоятеля, другой в помещение братии; тогда же к бывшим конному и коровьему дворам поставлена новая высокая изба с амбарами и кладовою. В то же время при монастыре имелась ветряная и на реке Чушелке водяная мукомольные мельницы. 1811 году построены покои для братской хлебни, трапезы и гостиницы, ограда пред настоятельскими кельями обнесена частоколом, к 1858 году деревянная ограда заменена каменною. В следующем 1859 г. каменный храм оштукатурен внутри и окрашен с разделкою и живописью по стенам, исправлен и позолочен иконостас; в 1865 г. железная крыша на церкви и колокольне выкрашена, а кресты покрыты червонным золотом.

http://sobory.ru/article/?object=23772

Интересно отметить, что в приход Владимирской церкви входили служители Архиерейского дома, несмотря на то, что в территорию Архиерейского дома был включен Богоявленский собор и рядом находилась Спасская церковь. При церкви существовала каменная богадельня на двенадцать человек и каменная же лавка для продажи церковных свеч, построенная на средства старосты церкви В.П. Солдатова в 1827 г. Церковь была приведена «в самое лучшее состояние», но 22 июня 1879 г., накануне храмового праздника Владимирской Божией Матери, в 6 часов вечера, до окончания Всенощного бдения, церковь загорелась во время самого сильного иркутского пожара. Поскольку вал огня шел верховой, то в первую очередь сгорел его верхний этаж храма с двумя иконостасами и церковным имуществом. Первый этаж был спасен бывшими у всенощной прихожанами и церковное имущество было сложено на берегу Ангары у Московского перевоза. На следующий день после пожара все имущество было перевезено в нижний придел Прокопьевской (Чудотворской) церкви. Возобновившийся 24 июня пожар дошел и до Чудотворской церкви, которая сгорела вся. «Оставшаяся ничтожная часть имущества была сложена при Кафедральном соборе, где по настоящее время и хранится» – грустно констатировала церковная ведомость за 1879 г. После пожара церковь долго ремонтировалась. В помещении храма, примерно с 1912 г., работала церковно-приходская смешанная школа. На ее содержание Епархиальный училищный совет отпускал 540 руб. в год. В ней обучалось 18 мальчиков и 12 девочек. Первые годы становления Советской власти значительных ущемлений церковной жизни не наблюдалось, все проходило в рамках определенной законности. В 1920 г. была составлена подробная опись самого храма, принадлежащих ему построек, окружающей территории… Все это отвечало канонам церковной документации, но сюда же было добавлено перечисление находящегося в храме ценного движимого имущества (иконы с ризами и в киотах, подсвечники, лампады, кресты, хоругви и т.п.). С апреля 1922 г. стали изымать церковное имущество, итоги этой акции были опубликованы в газете «Власть труда» 25 мая 1922 г.

http://sobory.ru/article/?object=30411

Сход жителей из людей разного сословия (в основном, бобыли-ремесленники, крестьяне «непашенные») принял решение: строить всем миром на месте сгоревшей каменную церковь, не хуже, чем другие в округе, а для этого собирать деньги с дворов, кто сколько может дать. На личные пожертвования прихожан и «доброхотных дателей» здание Пятницкой церкви взялись строить известные в Нижней слободе каменщики Терёшка Семёнов и Логинко Григорьев. В 1687 году они отстроили церковь заново в камне, как и большинство приходских храмов того времени. Она имела конструкцию по типу «корабль» со строго осевым построением архитектурных объёмов: алтаря, моленного зала, трапезной палаты для общественных сходов (8 х 7,4 м) и шатровой колокольни над западным входом. Окна украшали характерные для XVII века килевидные, набранные из «штучных» формованных фигурных кирпичиков наличники. Из-за нехватки средств храм сначала не обладал пышностью декора, не блистал внутренним убранством, но был удобным, удовлетворял сразу многим общественным духовным потребностям людей того времени. В 1688 году новый храм освятили. Было предписано впредь называть церковь Владимирской Пресвятой Богородицы. Главный престол в холодном храме был освящён в честь Владимирской иконы Божией Матери. В тёплой трапезной имелись два придела: правый — пророка Илии и левый — мученицы Параскевы. Церковь была пятиглавой, с зелёной крышей и каменной оградой. На церковной земле было построено 10 келий для нищих и богадельня, в которой тогда жили две вдовы с детьми. При церкви имелось земли селитебной три десятины, предназначенной под застройку и находящейся под застройкой, пахотной — 30 десятин и покосной — три десятины. Земля значилась в общественной плате за приходом собственников общества крестьян села Городца. В архиве сохранился особенный план, снятый по желанию причта в 1869 году частным землемером Терентием Мигуновым. Девять десятин земли из числа всей земли находилось в отдалённости от церкви, эта земля отдавалась удельным крестьянам в аренду, а остальной церковнослужители владели сами.

http://sobory.ru/article/?object=19308

В это время церковь Александра Невского и Владимирский собор использовались под центральную библиотеку и Дом физкультуры, а колокольня, уже без колоколов, пустовала. По плану будущего Переславля, выполненного Картоиздательством НКВД, предполагалось расширение Пушкинского сквера за счет соединения его с площадкой физкультуры, оборудованной в ограде собора. Это было возможно только при условии сломки ограды. Спустя некоторое время на постановление Переславль-Залесского Городского Совета о сломке колокольни и ограды Владимирского собора Главнаука ответила согласием, и в 1933 году эти строения исчезли с лица земли. Позднее планы Городского Совета в отношении Дома физкультуры изменились, и по разрешению экспертного Совета Ярославского Горкомунотдела произвели внутреннюю реконструкцию Владимирского собора под хлебопекарню. К этому времени внутри храмов от прошлых столетий почти ничего не осталось: живопись 19 века в соборе сильно попортилась, не было иконостасов. Вокруг здания лежал строительный мусор. Дальнейшая судьба храмов была неясна. В 1936 году для осмотра состояния и использования " исторического памятника Городских соборов - Александра Невского и Владимирского " прибыла комиссия. Ею было отмечено, что данные памятники расположены рядом с собором и валом 12 века, а также с церковью Петра Митрополита 16 века, что являлось очень интересным архитектурным комплексом с точки зрения развития истории русской архитектуры. В связи с этим Владимирский собор и церковь Александра Невского были сохранены. Начиная с 1990-х г.г., в храмах вновь возобновилось Богослужение, и стараниями местных священнослужителей здесь была открыта первая после Октября 1917 года православная гимназия. О том же, что рядом с Красной площадью в Переславле когда-то располагался монастырь, нам напоминает лишь оставшийся фрагмент монастырской стены со сторожкой. А фундамент церковной колокольни оказался под расширенным полотном Ярославского шоссе. Использованы материалы сайта museum.pereslavl.ru В черте Переславского Кремля, близ Красной площади, невозможно не обратить внимание на два высоких пятиглавых храма, одним из которых является собор Владимирской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00437

3 ноября 1864 г. Преосвященный Феофан поставил резолюцию " В консисторию " на рапорте благочинного погоста Омутца Пестьянского, Владимирского уезда священника Василия Постникова следующего содержания: «Резолюцией Вашего Преосвященства октября от 5 дня сего года поручено мне освятить настоящий храм во имя казанской Божией Матери в сем Палашкине. Во исполнение оной Вашему Преосвященству благопочтеннейше доношу, что в сем Палашкине настоящий храм во имя Казанской Божией Матери октября 25 дня сего года по церковному чиноположению мною освящен на выданном от Вашего Преосвященства антиминсе». ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Ед. хр. 1862. Л. 128 31 июля 2022 года в селе Палашкино Камешковского района было совершено освящение Свято-Казанского храма, которое возглавил викарный епископ Ковровский Стефан (Привалов) в сослужении благочинного Камешковского района иерея Георгия Фридмана и секретаря Владимирской епархии иеромонаха Арсения (Смирнова) по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона (Емельянова). На праздничной службе присутствовала глава Камешковского района Надежда Игонина. Также большим подарком для всех прихожан стал выход в свет новой книги Николая и Эллы Фроловых «С молитвой в устах, с работой в руках…» (из истории сел Чистуха и ПалашкиноКамешковского района). Все прихожане и гости храма после службы смогли получить данное издание. В новой книге подробно рассказывается об истории Палашкино и его храма, о людях, связанных с селом. Особый интерес представляет собой самый ранний период палашкинской хроники, насколько ее удалось восстановить по различным письменным источникам. Село Палашкино изначально было деревней, которая входила в приход храма села Чириково. Первое дошедшее до нас известие о Палашкино относятся к царствованию царя Ивана Грозного, когда сельцо Палашкино упоминается в писцовых книгах Владимирского уезда писца Матвея Борисова 1578 года, хотя данное селение, несомненно, существовало и ранее. В 1602 году вотчинник сельца Палашкино сын боярский Замятня Бестужев, очевидно, имевший там свою усадьбу, отдал данное имение Владимирскому Богородице-Рождественскому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=02477

В 2013 г. началось восстановление Карачунской церкви. Местные жители передали в дар церкви десятки домашних икон. Большую часть работ по восстановлению храма планируется завершить к 2015 г., когда село будет отмечать свое 400-летие. Владимирская церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения. http://rustemple.narod.ru/vrn_karachun.html В 1881 году церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери, находившаяся на месте монастыря, была перестроена в каменную. Её новый облик был определен проектом архитектора Д.В. Знобишина. В архитектуре этой церкви соединены типовой проект с элементами классицизма. В 1859г. в селе Карачун в 165 дворах проживало 1599 человек. В конце XIX в церкви во имя иконы Владимирской Божией Матери века священниками служили: Петров Димитрий Яковлевич и Попов Стефан Михайлович, псаломщиком – Тростянский Николай Николаевич. Приход составляло 210 дворов, число душ: 894 мужского пола, 891 женского. В 1900г. население Карачуна составляло 351 двор с 1840 жителями. В нём действовало шесть ветряных мельниц, две рушки, кузница, две мелочные лавки, трактир. В селе было стопятьдесят гончарных горна, оно издавна славилось выделкой глиняной посуды. Храм иконы Владимирской Божьей матери построен из бурого кирпича в типичной для зодчества 70 - 80-х годов 19-го века кораблеобразной форме. Расписан прекрасными фресками, которые частично сохранились до наших дней. В довореволюцинные годы жизнь храма была типичной для всей Российской империи. По заведенному распорядку проводились церковные богослужения. Храм являлся духовным центром села. Тревожные времена начались после великой октябрьской социалистической революции. Новое госудраство опиралось на собственную идеологию и дистанцировалось от православной христианской традиции. Храм был закрыт. Со слов жителей села Карачун, его закрыли в 1932 году. Как только не использовалось с тех пор здание церкви, в том числе и в качестве склада под зернохранилище. Удивительно, но храм выстоял и не превратился в руины, и даже на фресках можно разглядеть былую красоту.

http://sobory.ru/article/?object=09143

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010