Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 173-174; Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории Костромской епархии. М., 1902. Вып. 3. С. 75; там же. 1912. С. 90-91; Известия императорской археологической комиссии. СПб., 1909. Вып.31. С. 236; Казаринова В.И. От Плеса до Сараева. М., 1978. С. 129-130; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. М., 2000. С. 32-33. http://svodokn.ru/object/116029144?open=true 15 августа 2020. В храме Владимирской иконы Божией Матери села Оделево крестили Блаженную Петербургскую старицу Матренушку-Босоножку Блаженная Петербургская старица Матренушка-Босоножка " Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих " (1 Кор. 1:21) С духовной историей Скорбященской церкви начала второго десятилетия 20 века неразрывно связана судьба петербургской блаженной старицы Матренушки-Босоножки, могила которой находиться в ограде церкви. В апреле 1911 года к Скорбященской церкви на рабочей окраине Петербурга шел нескончаемой поток народа. Шлиссельбургский тракт в районе поселения Императорского Стеклянного завода был заполнен толпами верующих, желающих проститься со старицей Матренушкой-Босоножкой. Это было свидетельством народного почитания и любви к блаженной старице, свидетельством ее святости. Родилась Матрона в 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых. Крестили девочку в храме Владимирской иконы Божией Матери соседнего села Оделево. О детских годах Матроны известно немного: родители ее происходили из местных крестьян-земледельцев, воспитывали четверых детей. Кроме Матроны, у Петра и Агафьи Щербининых было трое сыновей: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием и были, как и сама Матрона, неграмотны. Замуж Матрона Петровна вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. В Костроме семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, и все свое сестринское жалование (25 рублей) раздавала нуждающимся солдатам.

http://sobory.ru/article/?object=40037

Третий крестный ход в честь Владимирской иконы 21 мая до 1722 г. совершался тоже в Сретенский монастырь, а с этого года совершается в церковь на Никольской улице. Ход установлен по поводу поновления иконы, произведенного в 1514 г., а также в память спасения Москвы в 1521 г. от татар, сделавших набег под предводительством казанского царя Махмет-Гирея. Набег был внезапный, войска в Москве не было; жители стеклись в Кремль в глубоком унынии, предвидя неминуемую гибель, и искали спасения в молитве, посте и покаянии. Настроение наших благочестивых предков соответствовало видению, которое имела тогда монахиня Вознесенского монастыря. Ночью она видела во сне, как бы наяву, что в Спасские ворота выходят митрополиты св. Петр и св. Алексий вместе с другими святителями и уносят с собою Владимирскую икону Божией Матери. Там, где теперь Лобное место, они встречены были преп. Сергием и Варлаамом Хутынским. Преподобные, припав к стопам святителей, спрашивали, зачем они идут из города, и получили ответ, что Господь за грехи людей велел уйти и унести святую икону, предавая город татарам, если в народе не будет покаяния. Преподобные умоляли святителей, чтобы своими молитвами умилостивили Господа Бога и испросили народу прощение. Тогда святители стали служить молебен Пресвятой Богородице, после чего со святою иконою вернулись в Успенский собор. Действительно, татары, приступив было к Москве, испугались, вообразив, что на них идет бесчисленное русское войско, и немедленно вернулись вспять. «Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. 14, 1916 г. Существовавшая ранее часовня Владимирской Божией Матери находилась на Никольской улице, у Владимирских ворот, пристроена с севера к алтарю церкви Владимирской Божией Матери. Часовня существовала здесь до 1692 г., когда была построена заменившая ее церковь. Постоянное посещение богомольцами было причиною, что и при церкви в 1805 г. оказалось нужным построить часовню, с новым списком святой иконы. Этот список украшен богатою ризой в 1862 г.

http://sobory.ru/article/?object=34372

Из ансамбля на Жеребцовой горе, включавшего также колокольню середины 19 в., уцелела лишь Владимирская церковь. По материалам книги “Русское деревянное зодчество“, изданной Академией наук СССР в 1942 году. Раздел - кубоватые и ярусные церкви. Церковь иконы Божией Матери Владимирская, урочище Жеребцова Гора Церковь поставленная на горе с расчетом на дальний обзор. Владимирская церковь достойно представляет блестящую серию онежского кубоватого зодчества. Основные мотивы, выработанные онежскими плотниками: крещатый план, трехлопастная бочка апсиды. Это огромное, величавое сооружение. Торжественность его облика еще более усиливается новым оригинальным приемом решения многоглавия: главки, увенчивающие бочки четырех прирубов, здесь подняты на восьмигранные усеченные дощатые пирамидки, так что шейки главок начинаются у повала, а маковки приходятся на уровне куба. Создается своего рода девятиглавие, живописная пирамида из шишек-главок. Здание справедливо считается хрестоматийным. Это один из этапных памятников в развитии северного деревянного зодчества. Закрыта не позже 1930-х гг., в настоящее время заброшена, в тяжелом техническом состоянии. Довольно оригинальный вид храма наблюдается при комбинации крещатого храма с кубоватым покрытием основного объёма. Такие храмы строились только в сёлах и на погостах по реке Онеге — районе распространения кубоватых церквей. К настоящему времени дошли только два храма - это летняя церковь Владимирской иконы Божией Матери, стоящая в Подпорожье на Жеребцовой горе (ныне - д. Медведевская) и, построенная на 30 лет позже, также летняя Преображенская церковь Турчасовского Посада (ныне - д. Посад), находящаяся в 90 км выше по течению Онеги. В 30-ти километрах до своего устья река Онега встречает на своём пути последнюю подводную каменную гряду, образуя на ней пороги. Судоходство на Онеге имеет давние корни. Впервые, новгородцы, сыгравшие ключевую роль в освоении этого края, попали сюда именно по реке. При прохождении порогов приходилось выгружать товары и проводить суда через камни, а груз переносить по суше. Под порогом и выше его селились люди, готовые были помочь купцам в прохождении ими порогов, предоставить им подводы и, при необходимости, приют и амбары - на случай непогоды.

http://sobory.ru/article/?object=15241

Никитский храм – одна из лучших построек в Москве в стиле барокко середины XVIII века. Он поставлен очень красиво на стрелке между Старой Басманной улицей и Гороховским переулком, на пригорке. Главный храм имеет сложную конфигурацию, в центре он восьмигранный, с возвышающимся над ним мощным куполом, и соединен с трапезной узким проходом. Трапезная являлась теплой церковью. Над ней сложная крыша, с переломом и плоской главой. Высокая изящная колокольня видна издали от Земляного вала. Стены выкрашены в светлые тона с позолотой. Великолепен резной иконостас – ровесник церкви. Царские врата с резным изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и балдахином над ними являются шедевром резьбы. В главном храме находились иконы XVIII–XIX веков, в приделах, в основном – XIX века. Храм закрыли в начале 1933 г. В 1960-е гг. он реставрировался, но скоро опять пришел в аварийное состояние. Новая реставрация прошла в 1979–1983 гг. В 1990 гг. храм вернули верующим. Он стал приписан к Богоявленскому собору в Елохове. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Церковь Владимирской Божией Матери, что за Покровскими воротами, в Басманниках, более известна по приделу «Никиты Мученика, что в Старой Басманной». В 1519 г. 15 сентября великий князь Василий III вместе с митрополитом Варлаамом крестным ходом провожал во Владимир иконы, находившиеся со 2 июля 1518 г. в Москве для поновления. В память этого события поставили церковь Владимирской Божией Матери с приделом Никиты Мученика и установили сюда ежегодный крестный ход на 15 сентября, отмененный в 1683 г. В ней был устроен третий престол – Рождества Иоанна Предтечи. В 1745-51 гг. на средства прихожан, между ними г. Бабушкина, выстроен великолепный храм, с колокольнею и оградою. Главная церковь остается в том виде, как построена, очень характерным для Елизаветинского времени, а теплая церковь имеет внутреннее убранство уже XIX ст. Сохранилось сравнительно много древних икон, особенно замечательна икона Василия Блаженного, второй половины XVII ст. с видом Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=01882

В 1843 году на территории бывшего Братского острога на средства прихожан была построена новая деревянная Богоявленская церковь. По просьбе жителей декабрист Петр Александрович Муханов, отбывавший в 1833-1842 гг. ссылку в Братске, выписал чертежи церкви в стиле ампир. Имитация каменных форм при строительстве была столь тщательной, что даже были воспроизведены сложно выполнимые в дереве цилиндрические формы барабанов. Рубленные из бревен стены церкви были обшиты тёсом. До 1917 года село Братско-Острожное относилось к Нижнеудинскому уезду Иркутской губернии. В советский период храм был закрыт, а 1959 году всё село Братско-Острожное попало в зону затопления строящийся Братской ГЭС. Сохранившиеся к тому времени две башни острога были вывезены: юго-западная - в п. Падун (теперь она находится на территории музея " Ангарская деревня " ), а северо-западная по инициативе П. Д. Барановского - в музей «Коломенское» (г. Москва). Богоявленский храм был разобран. В 2017 году в музее " Ангарская деревня " на территории возводимого острога при спонсорской помощи АО «Группа «ИЛИМ» началось строительство храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. Так как до наших дней не сохранилось ни обмеров, ни изображений первого острожского храма, то в основу проекта был положен клетский тип храмов Русского Севера. Деревянная церковь, рубленная " в обло " , поставлена на высокий подклет. С востока основной объём имеет прямоугольный алтарный прируб, крытый бочкой, а с запада - трапезную. Завершает постройку высокое крыльцо, стоящее на срубе, с одним боковым лестничным маршем, направленным в южную сторону. Храм имеет луковичные завершения основного объёма и апсиды, покрытые лемехом. В 2019 году строительство церкви было завершено, в 2020 году было выполнено внутренне убранство церкви и установлен тябловый иконостас. 5 августа 2021 года храм Владимирской иконы Божией Матери был освящен митрополитом Иркутским и Ангарским Максимилианом, временно управляющим Братской епархией. Вместе с возводимым острогом он стал настоящим украшением музея.

http://sobory.ru/article/?object=58721

14 дек. 1894 г. общину возглавила дворянка рясофорная послушница калужского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря София Русанова (1830 - ?). Однако 6 апр. 1895 г. она попросила Тульского еп. Иринея освободить ее от этих обязанностей - «снять с креста... начальства». Впосл. Русанова являлась насельницей московского во имя св. Иоанна Предтечи монастыря. С 23 апр. 1895 г. обителью управляла бывш. насельница каширского во имя вмч. Никиты женского монастыря мон. Михаила (Дегтярёва (Дёгтева?)), с 5 дек. 1899 г.- устроительница общины мон. Елена (Голикова), при к-рой в Л. п. проживали ок. 50 сестер, в т. ч. благочинная (1912-1918) мон. Мелитина (Бараненкова), в 1916-1922 гг.- игум. Ольга. К 1918 г. в обители насчитывалось 75 насельниц Тульской, Орловской, Курской и Калужской губерний, 87% из них составляли крестьянки, средний возраст сестер - 32 года. Инокини ткали ковры, изготавливали обувь, занимались златошвейным ремеслом. В пустыни служили в 1899-1900 гг. свящ. М. И. Гремячевский (1875 - ?), награжденный набедренником, ок. 1912-1916 гг.- свящ. В. С. Спиридонов (1869 - ?), в 1910-1919 гг.- свящ. С. В. Прилуцкий, награжденный камилавкой за усердную пастырскую деятельность, в 1919 г.- прот. Т. Лавров, в 1905 г.- диак. Г. М. Троицкий, в 1907-1910 гг.- диак. А. И. Краснов, в 1914-1916 гг.- диак. И. Н. Сахаров. Духовником обители в 1918-1919 гг. был иером. Исаия. К нач. XX в. насельницы проживали в деревянных 2-этажном на каменном фундаменте корпусе (длина 23 аршина, ширина 10 аршин) и 5 одноэтажных домах. Имелись гостиница для паломников, ограда с кирпичными столбами и сев. воротами, за к-рой стояли каменный дом со скотным двором, деревянные амбар и сарай, крытые соломой, располагались сады, огороды, 2 пруда, пасека. В одном из сестринских корпусов 18 нояб. 1896 г. благочинный прот. И. В. Ивановский освятил домовую теплую ц. в честь Воздвижения Креста Господня. 14 февр. 1900 г. по прошению мон. Елены (Голиковой) Тульский и Белёвский еп. Питирим (Окнов) благословил «соединить аркой» Крестовоздвиженский храм с помещением ризницы, что увеличило объем церкви «более чем на треть» (Соколовский. 1901. С. 23). 14 июня 1896 г. по ходатайству мон. Михаилы была выдана храмозданная грамота на строительство нового каменного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. 23 июня 1896 г. прот. И. Ивановским храм был заложен, а 8 сент. 1900 г. еп. Тульским Питиримом освящен. Собор был рассчитан на 1,4 тыс. чел. В 1910-1911 гг. был построен каменный 3-этажный келейный корпус с колокольней и холодным храмом во имя свт. Иоасафа Белгородского и прп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=10526

В этот период в Твери уже не строились крупные общественные здания, но появился целый ряд монументальных сооружений культовой архитектуры. Наиболее значительной по своим художественным и градостроительным достоинствам была Владимирская церковь, которую построили в 1793-1806 гг. на месте прежней каменной церкви в угловом квартале между Миллионной и Новоторжской улицами (на ее месте стоит гостиница " Селигер " ). Величественное сооружение состояло из пятиглавого храма с полукруглой апсидой, двухпридельной трапезной и четырехъярусной колокольни. Массивный четверик храма украшался тосканскими портиками в антах с треугольным фронтоном. Стены расчленялись высокими арочными нишами, в которые были вписаны окна с треугольными сандриками. Центральную главу несла крупная купольная ротонда, обработанная ионическими полуколоннами, между которыми располагались арочные окна первого света и круглые второго. Меньшие по размерам боковые барабаны с арочными окнами имели восьмигранную форму. Выразительный силуэт церкви определяла также стройная колокольня, увенчанная шпилем. Владимирская церковь была незаурядной постройкой в стиле зрелого классицизма, утвердившегося в тверской культовой архитектуре кон. 18 - нач. 19 вв. Владимирская икона Божией Матери - величайшая святыня Русской земли. По преданию, через десять лет после Вознесения Христа все верующие стремились увидеть Богоматерь, но многим это не удавалось. Тогда апостол Лука изобразил лик Божией Матери на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пресвятой Богородицей и прав. Иосифом. Увидев это изображение, Богоматерь сказала: «Благодать моя и Родившегося от меня с сим изображением да будет». Апостол Лука написал несколько таких икон. К числу их принадлежит Владимирская икона, которая в 1131 г. из Византии перешла к князю Мстиславу (по другим сведениям к Владимиру Мономаху), а затем к Андрею Боголюбскому, который перенес ее из Киева во Владимир. В 1395 г. была перенесена в Москву для спасения ее от нашествия Тамерлана. Три раза в год Церковь чествует Владимирскую икону Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратную ее помощь в избавлении Москвы и Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа по старому стилю.

http://sobory.ru/article/?object=34502

Подворье Тихвинского монастыря, ул. Дегтярная, д. 18 А; Иоанновский монастырь, наб. реки Карповки, д. 45; Подворье Оптиной пустыни, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 27; Церковь Богоявления Господня (на Гутуевском острове), ул. Двинская, д. 2; Церковь Воскресения Христова (у Варшавского вокзала), наб. Обводного канала, д. 116; Церковь иконы Божией Матери всех скорбящих Радость, Шпалерная ул. д. 35 А; Церковь Св. вмч. Георгия Победоносца (при Георгиевской больнице), Севрный пр. д.1; Церковь Св. вмч. Георгия Победоносца, ул. Фучика, д. 15; Церковь Св. вмч. Дмитрия Солунского (в Коломягах), 1 Никитская ул. д. 1; Церковь Св. вмч. Екатерины, В.О. Съездовская линия, д. 27 А; Церковь Св. пр. Илии (на Пороховых), шоссе Революции, д. 75; Церковь Казанской иконы Божией Матери (у Красненького кладбища), пр. Стачек, д. 98/2; Церковь Свв. Новомученников и Исповедников Российских, ул. Миргородская, д. 1-б; Церковь Св. Петра Митрополита Московского, пр. Стачек, д. 208; Церковь Святителя Николая Чудотворца, ул. Академика Лебедева, д. 37 А; Церковь Св. прп. Серафима Саровского (на Серафимовском кладбище), Серебряков пер. д. 1; Церковь Успения Божией Матери, Малоохтинский пр. д. 68 А; Подворье Коневского мужского монастыря, Загородный пр. д. 7; Храм Св. Царя Стратотерпца Николая (во дворе), ул. Ярославская, д. 82; Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла (при СпбАППО), ул. Ломоносова, д. 11; Церковь иконы Божией Матери " Неупиваемая чаша " (при заводе АТИ), Цветочная ул., д. 16; Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, В.О., 8-линия, д. 67. В Костроме и Костромской области : Миссионерский образовательный отдел Костромской епархии; Храм Иоанна Златоуста, ул.Лаврская, д. 5; Костромская обл., с. Петрилово, Храм Казанской иконы Божией Матери. Во Владимирской области: г. Александров, редакция газеты " Православная газета для простых людей " . 23 марта 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16768.html

Чудотворные иконы — это те, через которые явным для многих людей образом были даны видимые знаки и знамения Божией благодати, когда опыт молитвы и милость Господа по этой молитве перед какой-то иконой стали духовным достоянием не только одного какого-то человека, а всей церковной общины, епархии, самой Церкви, иной раз даже Вселенской Церкви. И мы все знаем и чтим такие чудотворные образы, с которых делаются списки. Но это вовсе не значит, что молитва перед самой скромной иконой, даже типографским способом напечатанной, даже бесконечно далекой по своим художественным качествам от «Троицы» Рублева, Владимирской Божией Матери или древневизантийских икон, бессмысленна и бесплодна. Да нет же! Церковь знает случаи, когда чудеса творятся от фотографии иконы, напечатанной в газете. Одна из таких икон, недавно множеством чудес прославленная, – Божией Матери Акафистная — хранится в Святой Земле на горе Преображения. Огромное количество людей видело, как мироточат фотографические или иными типографскими способами сделанные изображения икон, например Иверская икона Божией Матери, икона царственных мучеников (когда ее привезли на Афон, она начала светиться изнутри). Есть и всякие другие совершенно особенные явления, связанные с иконами, которые могут каноническим строгим меркам и не соответствовать. Более того, мы знаем, что есть иконы явно чудотворные, давно прославленные, как, скажем, «Спорительница хлебов», которую так чтил преподобный старец Амвросий Оптинский , или «Нечаянная Радость» – одна из святынь нашей первопрестольной столицы, находящаяся в храме пророка Илии Обыденного, или икона «Умиления» Божией Матери, перед которой молился преподобный Серафим Саровский , но все они с точки зрения строгих канонов XVI или XVII веков иконы неправильные, живоподобно написанные, то есть так, как нас сегодня иные призывают икон не писать и в храмах и домах своих подобных не иметь. И это еще и еще раз нам напоминает о том, что нет ничего формального в жизни Церкви. И эту реальную жизнь, которая там жительствует, нельзя втиснуть в какие бы то ни было рамки. Так что перед всяким законно освященным образом православный христианин может спокойно молиться. Что значит освящение иконы?

http://azbyka.ru/voprosy-o-chudesax

В 1672 г. церковь эта передана была в ведение Суздальского архиепископа и в патриарших окладных книгах более уже не писалась. По переписным книгам 1678 г. село Ламна значится за Матвеем Павловичем Нарышкиным, в селе тогда было 5 дворов. В 1823 г. построен в Ламне каменный храм с престолами Владимирской иконы Божьей матери и Святого Николая Чудотворца. К строительству каменного храма, равно как и к истории села Малая Ламна, возникшего из монастырской Сретенской слободки, причастны члены семейства Гончаровых - ближайших родственников жены великого Пушкина. Престолов в этом храме два: главный в честь Владимирской иконы Божией Матери, в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была не богата; чего-либо замечательного по древности или ценности не имелось. В архиве хранились копии с метрических книг с 1795 г. Причта по штату положено - священник и псаломщик. На содержание их получалось: жалованья из государственного казначейства 400 руб., от служб и требоисиравлений до 120 р. и процентов с причтового капитала (7 100 руб.) - 284 руб. Дома для членов причта устроены прихожанами. Земли при церкви: усадебной 2 дес., под церковью и кладбищем 1950 саж. и пахотной 30 дес. 750 саж. Кроме того имелись две сенокосных дачи в пустоши «Липовицы» и при деревне Китайновой. В 1887 г. купцом Шорыгиным приложено в пользу причта 2 дес. усадебной земли. В 1889 г. пожертвовано пахотной и сенокосной земли 16 дес. 789 саж. Приход состоял из села Малой Ламны и деревень: Крапивнова (3/4 вер. от церкви), Родионова (2 ½ вер.), Могучева (2 вер.), Высокова (1 ½ вер.) и Быкова (1 ½ вер.), в коих по клировым ведомостям в конце XIX века числилось 151 душа мужского пола и 172 женского. В селе при храме с 1887 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 14. Храм закрыли еще в 1930-х годах и он медленно разрушается. Сохранилась колокольня храма и главка на самом храме, но кресты не сохранились. Роспись в храме практически утрачена, от постоянной смены температуры и сырости обваливается штукатурка. Комментарии и обсуждение http://yuzhanews.narod.ru/photogalereya/lamna.htm - фото объекта --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07764

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010