Храм в Смольневе так и не был восстановлен до начала XVIII века. В 1715 году владелец села  генерал-адъютант Семён Андреевич Салтыков (1672-1742) построил деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. При жизни графа Семёна Андреевича усадьба перешла к его сыну, графу Владимиру Семёновичу (1705-1751), генерал-майору. Он вместо деревянной церкви начал строить в Смольневе каменный храм Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери. В 1737 году придел был освящён. Потом усадьба принадлежала сыну Владимира Семёновича, графу Сергею Владимировичу (1739-1800), который в 1780-х годах перестроил храм, значительно расширив его. Храм был устроен двухэтажным, в нижнем этаже три престола (главный - Преображения Господня, в трапезной тёплые приделы Живоначальной Троицы, освящён в 1788 году, и Казанской иконы Божией матери, освящён в 1787 году). Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны - подобная ей колокольня, на которой в 1799 году были установлены часы. Вокруг второго этажа храма была открытая галерея, в 1833 году она стала закрытой, с 36 окнами. На втором этаже в 1783 году был освящён придел Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Возведение каменного храма в селе Смольнево близ Киржача Владимирской губернии взамен старой деревянной церкви длилось чуть больше четырёх десятилетий и было завершено примерно к 1780 году. На этом месте начиная с 1715 года стояла деревянная церквушка, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. Её построил владелец села генерал-адьютант Семён Андреевич Салтыков. А каменный храм в 1736 году начал строить сын генерала - граф Владимир Семёнович Салтыков (1705-1751). Завершил же внук - Сергей Владимирович (1739-1800). Годы строительства пришлись на период нескольких русских государей, включая двадцатилетнее правление дочери Петра I - Елизаветы Петровны, воцарившейся на российском престоле в 1741 году. Почему же так затянулось строительство? На этот вопрос нет однозначного ответа. Возможно, размах его был таков, что у Салтыковых не всегда находились деньги для продолжения.

http://sobory.ru/article/?object=06748

Летняя церковь закрыта в 1930 г., зимняя в 1929 г. Здание теплой церкви значительно перестроено и полностью утратило черты церковной архитектуры. До недавнего времени в нём находилось ярославское управление Следственного комитета. Летний храм в 1992 г. передан Русской Православной Свободной церкви. Приходы церкви появились в России в начале 90-х г.г. прошлого столетия на волне неприятия Русской Православной церкви. Как правило, общины этой религиозной организации возглавляли бывшие священники Русской Православной церкви, так или иначе вступившие с конфликт с правящим архиереем. В Ярославле церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке была передана РПАЦ, исходя из законодательства того времени. Все прошлые годы ее настоятелем был священник Николай Кобычев. В 2016 г. он умер. После этого Росимущество обратилось в Ярославский арбитражный суд с иском об изъятии церкви Владимирская на Божедомке у РПАЦ. Судебное заседание длилось в течение нескольких месяцев и 21 ноября 2016 г. закончилось решением о расторжении договора с общиной РПАЦ. Это был последний на территории Российской Федерации исторический храм, находившийся в пользовании этой религиозной организации. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Жельвис В.И. Прогулки по Ярославлю. – Ярославль: Верхняя Волга, 2001; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Церковь Владимирская на Божедомке в Ярославле будет возвращена Русской Православной церкви//ЯрНьюс, 2016, 22 ноября. Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке - один из последних в истории древнерусского зодчества трёхшатровых храмов, единственный шатровый храм Ярославля. Храм хорошо просматривается с одной из главных магистралей современного Ярославля - улицы Свободы, хотя и отгорожен от неё громоздким зданием позднесоветского времени. Первое свидетельство существования деревянного храма на подъезде к Ярославлю по дороге из Углича - хранившийся в нём напрестольный крест с серебряной чеканкой и вкладной надписью: «Лета 1601-го в 1-й день состроил сей животворящий (крест) на престол Владимирской Богородицы в Ярославле поволгском, на убогий дом, мирским подаянием». Церковь называлась «на убогом доме», «на божедомке» или «на семике». Божедомка - это братская могила для захоронения бродяг и утопленников, окружённая забором, с дощатой крышей. Тела умерших не хоронили, а складывали друг на друга до весны, причём отпевали раз в году, на 7-й день после Пасхи, откуда и название - Семик.

http://sobory.ru/article/?object=00981

В 1709 году накануне Полтавской битвы Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и им была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение. Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери Казанской, Смоленской, Донской. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление Ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный образ Псково-Печерский " Умиление " , находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и Псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков и обитель нашу от различных врагов, искони желающих завладеть русской землей. Смоленская икона Божией Матери (она же " Одигитрия " или " Путеводительница " ) была привезена в XII веке в город Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, 110 лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла город Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепляли врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери " Державная " . Это произошло в год отречения от престола последнего русского Императора. Явилась икона 2 марта одной крестьянке в селе Коломенском под Москвой. На иконе в руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего. Теперь вместо Царя руководит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее Державный Покров и заботу о русском народе. Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

Из крытой паперти в храм вели 10 ступеней широкой каменной лестницы. К паперти был пристроен застекленный фонарь с образом Нерукотворного Спасителя наверху, в медальоне. Над фонарем, во фронтонах стены храма находилось изображение Св. Троицы, по сторонам - образы Божией Матери и свт. Тихона; на противоположной стороне алтаря в нише вне храма - икона Владимирской Божией Матери. Храм освещали 4 окна, каждое высотой 4,3 м; кроме того, в главном алтаре было 2 окна, а в боковом алтаре и в ризнице - по одному. В зап. части храма на хоры для певчих вела деревянная лестница. Внутри храм был отделан в византийском стиле; на стенах и сводах - роспись с сюжетами из Свящ. истории и Жития свт. Тихона. Внутри паперти на стенах были изображения, иллюстрирующие евангельские сюжеты (с правой стороны - «Спаситель указывает ученикам на вдовицу, опускающую в церковную кружку две лепты», слева - притча о 10 девах (частично сохр.). В главном алтаре, в куполе, были изображены 9 чинов ангельских, осеняемые Св. Духом в виде голубя, по стенам, справа и слева,- причащение Спасителем апостолов. В 1893-1896 гг. в храме была обновлена вся стенная живопись, произведен большой ремонт колокольни и келий, собор покрасили в желтый цвет. На горнем месте в большом резном дубовом киоте находился образ «Господь Славы на престоле», написанный в греч. стиле по золотому фону. Антиминс, освященный митр. Исидором, и большой медный вызолоченный ковчег, точная копия часовни Гроба Господня в Иерусалиме (по модели, хранившейся в Свящ. Синоде) (1870), находились на престоле главного алтаря. Средний алтарь храма полукруглый, разделен капитальными стенами с пролетами. Выше иконостаса, на стене, находилось изображение «Св. Троицы Новозаветной», на зап. стене - Богородицы в облаках, окруженной сонмом святых. С юж. стороны - придел свт. Тихона c изображением Распятия с предстоящими на горнем месте. 4-ярусный резной иконостас из дуба и орехового дерева был богато декорирован резьбой в «московско-ярославском стиле» XVII в. (парные колонки с дыньками, профилированные карнизы, киоты-кокошники верхнего яруса, в т. ч. многочастный возвышающийся центральный киот-кокошник); иконы в стиле «древнего греческого письма» были написаны на вызолоченном чеканном фоне. «Детальный исполнительный чертеж иконостаса в византийском стиле» был составлен в 1867-1868 гг. Редковским «для построенной им церкви» (Отчет Имп. АХ c 10 сент. 1867 г. по 15 сент. 1868 г. СПб., 1870. С. 45). Над царскими вратами была укреплена храмовая Владимирская икона Божией Матери. Местные иконы Спасителя и Божией Матери были украшены сребропозлащенными ризами. В рус. стиле выполнено также большое 2-ярусное паникадило на 30 шандалов.

http://sobory.ru/article/?object=17695

Престолов в соборе три: главный – в честь Шуйской – Смоленской иконы Божией Матери и придельные: в честь Воскресения Господня и в честь Успения Божией Матери. Утварью, ризницею и св. иконами собор снабжен очень богато. Из св. икон особого внимания заслуживает чудотворная икона Шуйской - Смоленской иконы Божией Матери в сребропозлащенном окладе. К этой иконе две ризы: первая жемчужная, украшенная драгоценными камнями, при ней бриллиантовый фермуар и пять таковых же звезд, риза ценится в 40 000 руб. сер., устроена она усердием разных доброхотных дателей; вторая риза повседневная, сребропозлащенная, венцы на Спасителе и Божией Матери украшены крупным жемчугом и драгоценными камнями, цена этой ризы 2 150 руб. сер. Устроена усердием шуйского купца В.М. Киселева; фермуар к жемчужной ризе приложен г-жой Корниловой. Мерою чудотв. икона 1 арш. 9 верш. и 1 с четвертью ширины. Обращают на себя внимание и иконы: Рождества Христова в сребропозлащенной ризе с венцами, украшенными драгоценными камнями, и Федоровской Божией Матери в сребропозлащенных окладе и венцом, убрус и риза вынизаны настоящим жемчугом на фольге. Церкви принадлежат две каменные часовни, устроенные на городской площади, и каменная сторожка. Земли под домами священно-церковно-служителей 1905 кв. саж. Копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1830 г.; опись церковного имущества составлена в 1896 г. и хранится в церкви. Причт: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. На содержание их получается: с процентного капитала 4365 руб. и от поручных доходов до 100 руб., а всего 4465 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. При соборе имеется церковно-приходская школа и помещается в доме, принадлежащем собору, открыта в 1889 г. В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Приходская деревянная церковь Воскресения, стоявшая на месте будущего собора, упоминается в 1629 году.

http://sobory.ru/article/?object=00143

В киоте в главном храме находится небольшая древняя икона Владимирской Божией Матери, в басменном окладе с цатою, венец и цата убраны недорогими камешками. На западной стороне главного храма помещена икона Божией Матери, бывшая прежде в одном из верхних иконостасов. Придел во имя преп. Варлаама, хутынского чудотворца, находится на левой стороне трапезы. Налево от царских ворот находится икона Владимирской Божией Матери, в жемчужной ризе, шитой по фольге, направо – Спаситель, воскресший из гроба, с крестом в левой руке, риза серебряная, вызолоченная, устроена в 1821 г. Икона преп. Варлаама в житии, перед ним вверху Преображение Господне, как напоминание о том, что Смоленско-Варлаамская церковь в 1655 г. называлась Преображенскою, внизу у преподобного, в клейме, св. Алексей человек Божий, по краям – житие преп. Варлаама. Риза на иконе серебряная. В иконостасе икона св. Николая, за правым клиросом живописная икона Божией Матери. На колокольне еще в 1774 – 89 гг. было 7 колоколов: большой в 69 пуд., полиелейный – без весу, повседневный – 22 пуд. 1 фунт и 4 малых – без весу. В настоящее время всех так же 7 колоколов. На большом колоколе находится надпись: «1855 года сей колокол в царствование Государя Александра Николаевича, по благословению высокопреосвященнейшего Григория, архиепископа казанского и свияжского, в Смоленско-Варлаамовскую церковь. Весу 127 пуд. 27 ф., лит усердием крестьянина Михаила Платонова и другими лицами при священнике Иоанне Стратилатове». Приход Смоленско-Варлаамский немногочисленный, поэтому церковь считается одноприходною, т. е. священник при ней был 1, диакон 1, дьячок 1, пономарь 1. По новому штату 1876 г. при церкви положено быть одному настоятелю и одному псаломщику. Дворов в приходе православных 41 и раскольников 23, всего 191 душа муж. пола. Для жительства церковного причта при церкви существуют два дома, церковные деревянные. Первый пожертвован был со всей принадлежащею к дому землею вдовою коллежскою асессоршею Анною Петровною Апелляциониною по духовному завещанию, учиненному 29 сентября 1827 г., второй дом состоит из двух флигелей, один флигель сгорел в пожар 1859 г., а другой ветхий. Прихожанами в 1877 г. был приобретен дом, в котором и проживают приходский священник и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=33085

15 февраля на купол был установлен крест. В этот день архиепископ Тверской и Кашинский Виктор возглавил Божественную литургию во Владимирской церкви г.Твери. По окончании богослужения Владыка совершил чин освящения креста, который затем был поднят на купол храма. Статья с сайта " Прогулки по старой Твери " Владимирская церковь была построена по типовому проекту войсковых церквей для 1-го Московского лейб-драгунского полка, расквартированного в Твери с 1865 по 1914 г.г. Закладка храма состоялась 3 июня 1903 г. в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Небесной Покровительницы Московских лейб-драгун. Храм был освящен 8 сентября 1904 г. в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1936 г. храм закрыли. Купол храма и колокольня были разобраны, пристроено двухэтажное здание, стилизованное под архитектуру храма, помещения перепланированы для клуба, получившего название «Заря». В 1995 г. после пожара здание не восстанавливалось и в таком виде в 2002 г. было передано Тверской епархии. Настоятелем храма был назначен протоиерей Анатолий Желябовский, прибывший из Донецкой области. Храм стоял без крыши, стены были разрушены, западная стена вовсе отсутствовала, пол был завален кирпичем, землей и битым стеклом. На стенах и внутри храма росли деревья. Трудами и молитвами отца настоятеля, матушки и первых прихожан началось восстановление храма в 2002 г. Одновременно с восстановительными работами возрождалась духовная жизнь: 12 апреля 2002 г. начались первые богослужения, они проходили в разрушенном неотапливаемом храме. Постепенно были восстановлены стены и крыша, воздвигнут купол и установлен крест, приобретены первые иконы. Сегодня Владимирский храм живет полноценной жизнью. Регулярно совершаются богослужения, в храме много святынь, прихожане с радостью приходят сюда для молитвенного и дружеского общения. 22 июля 2012 года митрополит Тверской и Кашинский Виктор возглавил великое освящение церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Твери и первую Божественную литургию в освященном храме.

http://sobory.ru/article/?object=04491

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор. Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве. 17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря. В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой). В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. 14 апреля 2008 г.  учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которого совершается 27 июня, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители прп. Александры. В Собор Дивеевских святых входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря. 23 октября 2022 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Дивеевского монастыря. Храмы Свято-Троицкий собор (освящен в 1875 г.). Собор является пятипрестольным: центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения. С 1 января 1991 г. службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.

http://patriarchia.ru/db/text/4710754.ht...

Несколько директоров российских музеев согласились высказать нашему изданию свое мнение относительно перспектив такого нововведения. Алексей Левыкин, директор Государственного Исторического Музея Как директор музея, я считаю, что заявленные поправки не только не нужны, но и чрезвычайно опасны. Инициатива законодательных поправок к закону «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации» была выдвинута без глубокой проработки данного вопроса. Только дилетантам кажется, что это просто — взять и передать музейные ценности в ведение церкви. Инициаторы предложений, вероятно, не задумались о том, как при этом обеспечивать сохранность предметов Музейного фонда: контролировать температурно-влажностный режим, вести мониторинг изменения сохранности предмета, определять условия внешнего воздействия, обеспечивать физическую безопасность. Это необходимо делать для того, чтобы сохранить музейный предмет. Если есть желание активно использовать музейный предмет, то он не просуществует и одного года. И чем уникальнее памятник, тем он более беззащитен перед воздействием окружающей среды или человека. Хотя, судя по представленному тексту поправок, они предполагают, что ответственность за сохранность памятников будут по-прежнему нести музейные сотрудники, не имея при этом возможности влиять ни на условия хранения, ни на условия использования предметов Музейного фонда. Не только принятие, но даже обсуждение вышеупомянутых поправок вызовет волну конфронтации между музейным сообществом и представителями Русской православной церкви в момент, когда мы все должны быть едины в условиях внешних и внутренних враждебных вызовов. С большим трудом завоеванное хрупкое равновесие, соработничество с церковью — результат многолетней совместной работы, диалога и признания высокого авторитета музейного сообщества — будут разрушены. Достигнутый компромисс всегда был центром стабильности и носителем примиряющих, консолидирующих начал в нашем обществе. Существующее законодательство дает музеям право выдачи предметов религиозного назначения за пределы музея. Выдача иконы «Троица» на службу в Троице-Сергиеву лавру — тому подтверждение. (В числе других примеров — передача Торопецкой иконы Божией Матери из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского в поселке Княжье Озеро, Владимирской (Оранской) иконы Божией Матери из Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в Оранский Богородицкий мужской монастырь и Явленной Толгской иконы Божией Матери из Ярославского художественного музея в Свято-Введенский Толгский женский монастырь. — TANR.)

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года. Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением. Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит - основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий. Журнал «Старообрядческая мысль» в 1915 году сообщал: «15 ноября сего года в храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке в Москве, состоялось торжественное богослужение по случаю принесения в храм чудотворного образа Казанской Пресвятой Богородицы (из деревни Губинской). Всенощную и Божественную литургию совершал архиепископ Мелетий... Постоянное пребывание вышеназванной чудотворной иконы в Губинской Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии». В Гуслицах был установлен порядок чествования чудотворной иконы Царицы Небесной: 11 июня торжество встречи и провождение иконы с крестным ходом совершалось в Селиванихе, 12-го - в Степановке, 13-го - в слободе Абрамовке, 15-го - в Шувое, 17-го - в Нарееве. В эти дни все работы прекращались даже на механических ткацких фабриках. Моление в честь прибытия святыни начиналось вечером служением всенощной, а утром проводилась Божественная литургия с произнесением торжественной речи, после которой по колокольному звону все собирались на крестный ход вокруг селения по полям. Тут же служились молебны с водоосвящением. Затем икона следовала в соседний приход.

http://sobory.ru/article/?object=12137

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010