В началась эпоха каменного строительства. 12 апреля 1707 г. " за градом Хлыновым, за земляным валом, за Никитскими вороты " в центре Спенчинской слободки купец Григорий Вяземский, будущий владелец Кирсинского железоделательного завода, начал возводить каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Работы продвигались медленно. С одной стороны, большое число мастеров-каменщиков было тогда привлечено к строительству новой столицы - Санкт-Петербурга, на Вятке же их и без того было немного. Но, с другой стороны, смогли же вятчане в более короткие сроки тогда же возвести Воскресенский и Богоявленский соборы (1710), а также другие городские церкви - Покровскую (1709), Пятницкую (1712), Предтеченскую (1717). Строительство же Владимирской церкви продолжалось 17 лет и было завершено только в конце 1724 г. Примечатально, что оно велось даже после 1714 г., когда указом Петра I в России повсеместно (кроме Петербурга) было запрещено " каменное строение " - вятские каменщики при переписях скрывали свою профессию, умалчивали о ней. Еще одна страница в истории Владимирской церкви связана с именем известного вятского купца и мецената Я.А. Прозорова, на средства которого в 1876 г. была начата масштабная перестройка храма - разобраны старая колокольня и трапезная, а на их месте выстроены новые. Яков Алексеевич Прозоров являлся самым крупным торговцем Вятки, купцом I гильдии, хлебную торговлю в Архангельске, торговал льном в Лондоне, ежегодно отчисляя на цели благотворительности 5-10% от полученной прибыли. В течение 14 лет - с 1858 по 1872 г. - возглавлял Комитет по постройке Александро-Невского собора. На собственные средства открыл в Вятке богодельню и дом презрения для детей бедных граждан. За свои труды во славу родного города Я.А. Прозоров был удостоен звания " Потомственного гражданина " . После его смерти, последовавшей в 1881 г., перестройку Владимирской церкви продолжил и завершил его сын Алексей Яковлевич, который, хотя и проживал в Архангельске, но о Вятке не забывал.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена в честь архистратига Михаила. День за днем благоукрашался и каменный Смоленский храм, его композиция всё более усложнялась, так архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел. В 30-е годы XIX века продолжалось благоустроение Смоленского храма - с юга на средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка Ильинского придела, освященного 24 июня 1833 года. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В другой пристройке, возведенной по проекту академика К. Н. Вербицкого, был 1 октября 1892 освящен придел Иоанна Предтечи, который украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками. При храме был устроен звон, " приличный столичному кладбищу " ; положено начало церковной библиотеке. В 1932 году из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона Казанской Божией Матери. В сентябре 1940 года Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор. В период послевоенного потепления отношения Советского государства к Церкви, храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года, тогда же его интерьер приобрел современный вид. В послевоенные годы этот храм был единственным действующим на Васильевском острове и привлекал огромное количество верующих. Недаром его называют одним из самых намоленных в Петербурге. В наши дни храм имеет три престола: главный - освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный - в честь иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " , и южный - в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола. Северный придел исторически был первым приделом храма. Его освящение состоялось 26 сентября 1790 года в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его чтимый образ относится, очевидно, к эпохе Петра I. Старец-евангелист изображен поколенно; в его левой руке раскрытая книга, в правой - перо. Перед его иконой, находящейся слева перед иконостасом, часто молятся о ниспослании помощи в учении, ибо святой апостол и евангелист Иоанн Богослов покровительствует учащим и учащимся. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 году Смоленскому храму был передан список особо чтимой, старинной иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " . Еще в 1887 году иеромонах русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсений пожертвовал этот образ в новостроившийся храм Галерной гавани.

http://sobory.ru/article/?object=00742

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., Наука, 1998 Казанская церковь расположена в центре села Новосёлки Брянского района на возвышенном берегу реки Судость. Храм в селе Новосёлки упоминается с давних времен. Так, среди храмов Брянского уезда, разоренных в годы Смутного времени (1604-1613 г.г.), указывается и деревянный храм в Новосёлках. К 1760 г. храм пришел в ветхость, что побудило здешнего помещика Василия Александровича Небольсина возвести новый каменный храм, существующий и поныне. Храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, имел три придела: в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя Святителя Николая и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских. В документах XVIII в. храм упоминается как освященный во имя свт. Николая Чудотворца с приделом во имя мчч. Флора и Лавра, но с XIX в. храм неизменно именуется Казанским. В XIX в. к храму была пристроена трехъярусная колокольня. В 1885 г. была открыта церковно-приходская школа. В 1930-е г.г. в храме служил священник Василий Голенков. В 1937 г. он был арестован и вскоре умер в заключении. После его ареста в 1937 г. храм был закрыт. В летней его части устроили склад зерна, а в зимней - конюшню. В 1851 г. рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери на средства помещика Петра Павловича Небольсина был построен каменный храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в цоколе которого была устроена усыпальница Небольсиных. В 1920-е г.г. этот храм был полностью разрушен, на его месте построили клуб. Все надгробия погоста вокруг храма были уничтожены, а в 1990-е г.г., при устройстве дороги, могилы были разрыты экскаваторами. Старанием прихожан останки погребенных были перезахоронены в братской могиле в северо-восточной части двора храма. Церковь во имя Казанской Божией Матери является памятником истории и культуры народов Российской Федерации. Код памятника 3200187000, решение облисполкома 406 от 10 июля 1979 г. В 1998 г. была возрождена приходская община. Первоначально богослужения совершались в здании крещальни. К началу 2010-х г.г. был восстановлен зимний придел храма, освященный во имя свт. Николая Чудотворца, в котором совершаются богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=10825

В начале XVIII ст., кроме Успенской церкви, в селе существовала, как видно из сохранившейся храмозданной грамоты 1767 г., другая деревянная церковь с престолом в честь св. и чудотв. Николая; время первоначального ее построения неизвестно. В 1727 г. 7 февраля по прошению Успенской церкви попа Федора с прихожанами дан был из св. Синода указ о строении в селе новой деревянной церкви в честь Успения Божией Матери, вместо бывшей обветшавшей; церковь эта была построена и освящена в следующем 1728 г. Обе деревянные церкви, Успенская и Николаевская, стояли в селе до 1767 г., а в этом году Николаевская церковь за ветхостью была упразднена и на ее месте, по благословению преосв. Павла, епископа Владимирского и Муромского, усердием прихожан положено было основание каменной церкви в честь Успения Божией Матери с теплым приделом во имя св. и чудотв. Николая. Теплый придел окончен строением и освящен в 1772 г., а холодный Успенский престол освящен в 1777 г. В 1792 г., по благословению преосв. Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, прихожане в теплой церкви построили другой придел с престолом в честь св. прор. Илии. Колокольня при церкви и ограда - каменные. Из священных предметов, имеющихся в холодной церкви, особого внимания заслуживают св. иконы Господа Вседержителя, украшенная серебряною ризою с позолоченным венцом, и икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе с одиннадцатью сребропозлащенными венцами, гроб Божией Матери и покров оного унизаны китайским крупным жемчугом. Церкви принадлежат здания: каменная ризница, устроенная в 1879 г. на юго-западной стороне церкви, каменная сторожка близ церкви, каменная богадельня за церковною оградою, построенная усердием дворянина Петра Гавриловича Пахомова в 1854 г., каменная часовня среди села, издавна построенная прихожанами в честь иконы Божией Матери «Неопалимой Купины» и деревянная часовня близ кладбища, издавна построенная прихожанами в честь св. прор. Илии. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1875 г. и хранится в церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03512

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце XVII в.; в начале XVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко. Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон XVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. XIX в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой. В храме находится (с 1804 по 1854 г.г., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в., окончательно уничтожен в конце 1920-х г.г. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 г.г. В XIX в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых. Храм не закрывался. Престолы: главный - Рождества Христова; приделы - Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной). Святыни: чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), икона XVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей.

http://sobory.ru/article/?object=03247

Нужды Архангельской епархии, поправки развалившихся каменных церквей, достройка начатых, вызвали ходатайство. Преосвященный Варнава просил Сенат о дозволении сделать необходимые в епархии поправки старых каменных церквей и окончить начатые постройки новых в Холмогорах, на Глинском посаде, в Быстрокурской волости и в Красногорском монастыре. Просьба была уважена. На докладе Сената рукою Петра Великого написано: «Достроить с верным свидетельством и подписанием губернаторов или воевод, что подлинно не вновь». В 1723 году 22 августа, по благословению преосвященного Варнавы, протоиерей Холмогорского Спасского собора Иов положил основание каменного храма, который украшает ныне обитель Красногорскую. Постройка производилась сбором пожертвований, заносившихся в книгу, за подписью и скрепою преосвященного Варнавы, в начале которой он обращается к благотворителям, с такими словами: «Вашим милостям и преизящному благодетельству, доброхотным ктиторам и благоподатливым вкладчикам всех благ небесных и земных всеусерднейший желатель и слуга униженный, нижайший богомолец, всесмиреннейший Варнава архиепископ Холмогорский обще с вышеименованною братиею челом бию и нижайше кланяюся». – Но частные пожертвования не покрывали всех расходов, и постройка могла окончиться только при пособии казны. Движимая религиозным чувством и усердием к славе чудотворных икон Владимирской и Грузинской Божией Матери, императрица Анна Ивановна повелела отпустить на достройку каменного храма в Красногорский монастырь, из таможенных архангелогородских сборов, тысячу рублей, о чем, и дан был указ губернатору генерал-майору Шувалову в 1732 году. С тех пор под руководством деятельного строителя Иеромонаха Феодосия работа шла успешно: заготовлялся лес, открыт кирпичный завод выделывавший кирпич от 18–20 фунтов. Придельный храм чудотворной Владимирской иконы Божией Матери освящен в 1726 году, по благословлению преосвященного Варнавы, игуменом Иаковом с десятским священником Юрольского прихода Стефаном и диаконом Волоко-Пинежским Иваном Ботевым. Освящение же главного храма чудотворной Грузинской иконы Божией Матери происходило 22 марта 1735 года.

http://sobory.ru/article/?object=23772

Монастырь имеет два скита: мужской, во имя преп. Серафима Саровского (в Рязанской области) и женский, во имя пророка Илии (в Московской области). Сретенский монастырь, заштатный, в Москве, на Сретенке. Основан в 1395 году в память избавления от нашествия татар заступлением Богоматери (см. 23 июня и 26 августа). Соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери построен в 1679 году. В монастыре хранится часть мощей преподобной Марии Египетской, привезенные из Константинополя в 1706 году, и замечателен крест резной работы вышиной 10 аршин 14 вершков, шириной 6 аршин. Ежегодно 23 июня и 26 августа в монастыре совершается крестный ход из Успенского собора, в память избавления Москвы от нашествия татар. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Существовавшая ранее церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре построена была в 1385 г. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII ст. фабрикантом А. Милютиным; в 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужение в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени царя Александра I. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. Московский Сретенский мужской монастырь расположен на улице Большая Лубянка, вблизи бывших Сретенских ворот Белого города. По названию монастыря получила со временем свое наименование соседняя улица Сретенка. Сретенский монастырь был основан в конце XIV в. на месте встречи («сретения» святыни русского православия - Владимирской иконы Божией Матери - при ее перенесении в Москву из Владимира в 1395 г. Основание монастыря связывается с 1397 г. В 1476 г. по указу великого князя Ивана Васильевича в Сретенском монастыре псковскими мастерами был построен не дошедший до нашего времени каменный собор Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Археологических исследований этого памятника до настоящего времени не проводилось.

http://sobory.ru/article/?object=04528

Иерусалимская церковь в Бронницах, построенная гораздо позже собора Архангела Михаила, представляет собой типичный пример классицизма, успешно адаптированного в XIX в. православной храмовой архитектурой, хотя некоторые исследователи находят в ее облике черты ампира. Церковь шестистолпная, увенчанная одним куполом. Основной престол храма посвящен повсеместно почитаемой жителями Иерусалимской иконы Божьей Матери, чудесным образом спасшей людей во время страшной вспышки чумы. Имеются два придела – Никольский и Иоанна Милостивого . В конце XIX в. в храме появилась роспись, принадлежащая руке известного художника Розанова. Построенная в 60-е гг. XIX в., колокольня соборного комплекса Михаила Архангела относится сейчас к числу памятников федерального значения и является самой высокой в Подмосковье. Внешне напоминает колокольни Новодевичьего и Новопетровского монастырей. http://www.bankgorodov.ru/sight/index.php?sid=753 К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705). Храм представляет собою высокий, квадратный в плане четверик, завершенный величественным пятиглавием. Алтарная апсида собора трехчастная. Такая постройка была традиционной для русской церковной архитектуры того времени. По декоративным своим элементам собор принадлежит эпохе московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными украшениями – картушами (виньетками). Благолепие храма подчеркивается и высоким резным вызолоченным шестиярусным иконостасом, который являлся великолепным украшением собора; богатством же самого иконостаса были иконы, написанные кистью царских иконописцев.

http://sobory.ru/article/?object=23692

Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Таким образом, уже в начале XVII ст. в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь… Упомянутая в писцовых книгах Богоявленская церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы оказалась в 1683 г. ветхой, а потому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Иллариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. Церковь была построена и освящена в 1687 г., как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте. Этот храм существует в слободе и в настоящее время. Храм пятиглавый, построен в стиле церквей XVII ст. Престол в храме один - во имя Богоявления Господня. Над престолом устроена сень на четырех золоченных колонах. Иконостас шестиярусный резной; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы. Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня при этих храмах новая, построена в первой половине XIX ст. В Богоявленской и Владимирской церквах сохраняется много древних икон: икона Богоявления, риза на иконе серебряная, вызолоченная;  храмовая икона Владимирской Божией Матери, древней иконописи в серебряной вызолоченной ризе, а оклад и венцы золотые, на венце Богоматери корона из разных камней, на голове ее подниз из крупного жемчуга, цата золотая… икона помещена в серебряном киоте; храмовая икона Владимирской иконы Божией Матери древнего письма в бархатной, низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад «басемной», цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною; Казанская икона Пресвятой Богородицы, строгановского письма, оклад серебряный вызолоченный, «басемный», венец и убрус украшены жемчугом, кругом иконы писаны чудеса от нее; Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус низан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери; Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, древнего письма; икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина; икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряном золоченном окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресвятой Богородицы; две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах.

http://sobory.ru/article/?object=01898

В эти дни совершались крестные ходы. До возникновения Владимирской церкви в Твери на ее месте были два храма - Зачатьевский (во имя Зачатия святыя Анны - матери Пресвятой Богородицы) и во имя мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы. В смутные времена оба храма бьши уничтожены, и на этом пустыре еще в 1626 году жил только один Козьма Евтифеев. Но уже в 1709 г. поселившимися жителями были построены тоже две церкви: деревянная во имя Владимирской иконы Божией Матери с приделом муч. Параскевы Пятницы, другая каменная во имя богоотец Иоакима и Анны. При пожаре 1725 г. деревянная сгорела, а каменная выгорела только внутри. Каменную жители подправили и попросили Преосвященного освятить ее во имя Владимирской иконы Божией Матери. Но церковь все-таки была опасной для нахождения в ней. Было решено строить новую. С разрешения Преосвященного Митрофана жители пошли с кружкой по миру собирать деньги на постройку, но без разрешения Владыки поначалу построили придел во имя богоотец Иоакима и Анны, а затем попросили архимандрита Желтикова монастыря Варлаама освятить его. Разгневанный самоуправством, Владыка разрешил Варлааму освятить придел, а священника Тимофея Иванова распорядился «отослать на тяжелые работы в Старицкий Успенский монастырь на полгода (25 декабря 1744 г.)». По прошествии двух с половиной месяцев Владыка, смилостивившись, разрешил ему возвратиться в приход. Строительство шло медленно - не хватало денег. И снова в январе 1747 г. тот же священник Тимофей Иванов обратился к Преосвященному и получил еще на один год сборную (для подаяний) книгу. В мае 1750 г. Владимирская церковь была освящена, а в 1757 г. обнесена оградой. Из Мироносицкой церкви перешел священник Василий Андреевич Лисицын, отличавшийся своей весьма замечательной проповеднической деятельностью. В мае 12 дня 1763 г. во время пожара сгорела вся Центральная часть Твери. Сильно пострадала и церковь Владимирская - сгорели все иконостасы. До октября службы не было. По просьбе священника из непострадавших церквей были переданы часть икон, книг, утварь и прочее.

http://sobory.ru/article/?object=34502

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010