Образы отечественных святых составляют отдельную тему в русской иконописи. Их почитание, возникшее в XI веке, утвердилось в XV столетии и получило широкое развитие с XVI - времени известных соборов и официальной канонизации, оформления идей богоизбранности русской церкви и русского государства. Именно с этого времени повсеместно практикуется введение в композицию Деисуса изображений как церковных так и светских деятелей русской истории. Введение в Деисусный чин местночтимых муромских святых - одна из особенностей данного иконостаса. Каменный храм в селе Тучково был устроен в 1874 году на средства купца Платона Герасимова. " Престолов в храме три: главный в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезе во имя Архистратига Михаила и св. муч. Платона " . Трапеза освящена в 1875 году, а главный храм - в 1881. Перед установкой в иконостас иконы были поновлены. На обороте одной из них значится: " Ciu все иконы исправлены в 1877 году Г. Владимира Живописцомъ Н. И. Лапотниковымъ " . Кроме того, на оборотах досок Деисусного чина графитным карандашом выполнены надписи, определяющие их местонахождение в иконостасе, к примеру, " 1 спервава яруса " . Расположим иконы в названном порядке (они пронумерованы в направлении от краев к центру) Правая сторона: 1.Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси ( " 1 спервава яруса " ). 2. Святой благоверный князь Петр, Муромский чудотворец ( " 2 спервава яруса " ). 3. Святитель Николай ( " 3 спервава яруса " ). 4. Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси ( " 4 спервава яруса " ). 5. Апостол Петр (надпись не сохранилась). 6. Архангел Михаил ( " 6 спервава яруса " ). 7. Пресвятая Богородица. Центр: 8. Иисус Христос - Господь Вседержитель. Левая сторона: 9. Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси ( " 9 спервава яруса " ). 10.Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси ( " 10 спервава яруса " ). 11.Апостол Павел ( " 11 спервава яруса " ). 12.Святой благоверный князь Федор, Муромский чудотворец ( " 12 спервава яруса " ).

http://sobory.ru/article/?object=04166

Ближайшие церкви: Вятского уезда Рябовская в 6, Вознесенская в 10, Куменская в 12, Нолинского уезда Верхосунская в 8 вер. Опись церковного имущества с 1857 г. Метрические книги и исповедные росписи с 1790 г. ЦГАКО ф.237 оп.70 д.352 Открытие прихода относится к началу XVIII столетия, приблизительно к 1715 г. Приход образовался из деревень (приходов) сел Куменского и Ребиновского. В феврале месяце 1718 г. по просьбе попа Трофима с причетники да старосты церковного Софрона Носкова архиепископом Дионисием дан указ на освящение вновь построенной над рекой Куменой церкви во имя иконы Владимирской Божией Матери. В 1742 г. Богородицкая деревянная церковь пришла уже в ветхость, почему причт просил о построении вновь деревянной церкви. Указом Вятской духовной консистории от апреля 1742 г. за 1228 разрешено построить новую церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери. Церковь построена в 1745 г. и в том же году освящена. В 1750 г. испрошено разрешение на разобрание старой деревянной церкви. В 1771 г. дана храмозданная грамота от 15 января за 31 на построение, вместо ветхой деревянной Владимирско-Богородицкой церкви, вновь каменной во имя иконы Владимирской же Божией Матери с приделом в честь Св. Иоанна Предтечи. Придельная церковь построена в 1776 г. и освящена 26 августа того же года, а главная Владимирская – в 1782 г. и освящена 25 июня того же года. В настоящее время в церкви те же два престола: в холодной – Владимирско-Богородицкий, в теплой – Предтеченский. Село в XVIII столетии принадлежало к вотчине Вятского Трифонова монастыря (Грамоты и акты Вятского Трифонова монастыря. с. 409). В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 299/1776 (освящение Предтеченского придела), 221/1782 (освящение холодной церкви), 135/1783, 393/1818, 962/1829, 1680/1854. Метрические книги с 1735 г. Примечание. Иерархия протоиерея Никитникова, с. 21. Дела архива Вятской духовной консистории: 1/1742, 2/1750, 6/1771, 173/1773. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 16. Подлинный указ епископа Вятского 1718 г., находящийся в архиве Кафедрального собора г. Вятки. Протокол Вятской духовной консистории за 1745 г. 48. Приложение. Указ Вятской духовной консистории от 1742 г. Храмозданная грамота 1771 г.

http://sobory.ru/article/?object=19727

Здесь он упоминает о том, что в 1770 году в Новой Хворостани имелась деревянная церковь. В другом, более раннем источнике, а именно в 7-м выпуске издания Воронежского церковно-архитектурного комитета «Старина» за 1908 год, сообщается о том, что 8 октября 1773 года жители села Новая Хворостань Коротоякского уезда Воронежской губернии пишут прошение об освящении у них церкви. Можно предположить, что на тот момент в Давыдовке было две деревянные церкви – в честь Покрова Божией Матери и в честь Ее Казанской иконы. Об этом говорит и сохранившееся предание о том, что еще в начале XVII века в этих местах поселились иноки – выходцы из Давидовой пустини, основавшие здесь пустынножительный монастырь, вокруг которого впоследствии и стали селиться перебравшиеся сюда крестьяне из Московской губернии. Известно, что в храме, посвященном Казанской иконе Пресвятой Богородицы, имелись два придела: в честь святого пророка и царя Давида, а так же в честь Архистратига Михаила. В «Указателе храмовых празднствований Воронежской епархии с 1586-1886 гг.» упоминается о пожаре 1827 года, от которого пострадали оба деревянных храма и о последовавшем после них строительстве нового, каменного храма. Эта церковь была освящена в 1832 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Приблизительно в это же время монахи, жившие в Давыдовской пустыни, были переведены в Лысогорскую пустынь напротив села Аношкино, которая располагалась в меловых горах над Доном. С этого времени храм в Давыдовке стал приходским. Несколько раз он перестраивался и лишь к концу XIX в. приобрёл свой окончательный вид. Украшала церковь трёхъярусная колокольня, на которой находилось 18 колоколов. Самый большой из них весил 8,5 т. Внутри храм так же был богато украшен. В 1900 году в связи с тем, что прежний храм перестал вмещать всех прихожан, жители Давыдовки обратились к правящему архиерею с просьбой построить ещё одну церковь. В 1911 году по благословению архиепископа Анастасия (Добрадина) был освящён камень в основании храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=16373

Вклад на построение церкви сделал в 1678 году царь Федор Алексеевич, а на окончание его в 1685 году 250 рублей дал Петр I. Попечителем строительства стал ярославец Иоанн Аверкиев. Вскоре после завершения строительства в 1688 году была учинена опись монастыря, дающая представление о всем комплексе:  " В монастыре церковь Пресвятой Богородицы Сретения иконы Владимирския и трапеза каменная, в церкви и в трапезе по два столпа, на церкви пять глав деревянных гладких не в отделке, кресты железные опаяны белым железом, ... колокольница деревянная на 4-х столбах решетчатая с шатром, крест железный опаян белым железом корсунской, на колокольнице ... часы мерою в полтора аршина. Круг монастыря ограды половина огорожены бревны в столбы забрано, а святых ворот и водяных не поставлено ... Да в монастыре ж богоделенная келья строенье ярославскаго посадского человека Ивана Кемского... " Около 1700 году к юго-востоку от церкви возведена шатровая колокольня, а 18 лет спустя были построены каменная ограда и игуменские кельи. В 1764 году Сретенский монастырь постигла участь многих других бедных обителей - секуляризация имущества (изъятие в пользу государства). Церковь становится приходской. Постепенно некоторые монастырские постройки утрачиваются, оставшиеся частично перестраиваются. В 1833 году расширяется примыкавшая с запада теплая церковь с приделами Сретения и Михаила Архангела. Невосполнимый урон понесли памятники спустя столетие. В 1930 году начали разбирать ограду, а спустя некоторое время была разрушена колокольня, сломано пятиглавие церкви, уничтожено убранство интерьера. Из книги С.В. Демидова, Е.В. Кудряшов " Нерехта " , Издательство " Отчий дом " , Москва Одной из великих святынь древнего города Нерехта является образ Нерехтской иконы Божией Матери- чудотворный список с Владимирской иконы. Вот его небольшая история: В 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: " Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу по имени Димитрий, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси её в город Нерехту- там многие желают видеть Меня " . Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжёлой болезнью. Убедившись, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке по рекам Волге и Солонице доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса- в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева- сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянную часовню, а затем по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской. В 1678 году Царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и, поклонившись чудотворной иконе, повелел воздвигнуть в обители каменный храм.

http://sobory.ru/article/?object=00156

Крестные ходы из Кремля, в которых участвует чудотворная икона Владимирской Божией Матери, совершаются в Сретенский монастырь 26 августа и 23 июня. Последний крестный ход установлен в 1472 году великим князем Иоанном III в память избавления Москвы от нашествия татарского царя Ахмата и избавления России от татарского ига. Теперь скажем несколько слов о теперешнем состоянии Сретенского монастыря. Сретенский монастырь по своему расположению значительно отличается от прочих московских обителей, так как почти со всех сторон окружен владениями частных лиц. Со стороны Сретенки, как видно на приложенном рисунке, находятся: колокольня со святыми воротами под нею, устроенная вначале прошлого столетия, и рядом с нею, по направлению к востоку, храм во имя святителя Николая Чудотворца. Невысокая каменная ограда ограждает обитель от владений разных лиц. Посреди монастыря находится соборная церковь во имя Владимирской Божией Матери, представляющая прекрасный образец церковного зодчества второй половины XVII столетия. О времени ее построения свидетельствует следующая надпись, находящаяся на паперти в стене: «Божией милостью, повелением государя нашего царя и великого князя Феодора Алексеевича всея России и по благословению святейшего Иоакима, патриарха Московского, построена сия соборная церковь в лето 1679, августа в 24-й день, и освящена в том же году патриархом Московским Иоакимом». Храм этот квадратной формы, длиною и шириною около 12 саженей, увенчан пятью куполами с древними крестами. К восточной части его пристроен алтарь, разделенный на три части. Роскошный вызолоченный иконостас о нескольких ярусах в византийском стиле устроен в 40-х годах нынешнего столетия; святые иконы современны построению собора, а некоторые из них и гораздо древнее. По левую сторону царских врат находится древнейшая икона Владимирской Божией Матери, современная основанию обители. Она украшена дорогой серебряной вызолоченной ризою и драгоценными камнями и перед нею теплятся всегда лампады. Икона эта глубоко чтится окрестными жителями, и перед нею в положенные дни совершаются после литургии молебствия.

http://pravoslavie.ru/32868.html

Все эти сохранявшиеся корпусочки назывались пустыньками. По ним водили приезжавших богомольцев и сами сестры часто их посещали, особенно в праздничные дни. В Прощеное воскресенье, после вечерни, а также на Пасху и на Рождество, в большие праздники обязательно обходили все пустыньки и могилки блаженных (возле собора) и матушки Александры, схимонахини Марфы, Елены Васильевны Мантуровой и служки угодника Божия Мотовилова (возле Казанской церкви). Из сруба Дальней пустыньки сделали алтарь в кладбищенском храме Преображения. Там в особой витрине хранились вещи преподобного. Храмов в монастыре было девять. 1 . Теплый собор во имя Св. Троицы с приделами во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в память преподобного Серафима. На хорах еще два придела во имя иконы Божией Матери «Владимирская» и в память обретения главы Св. Иоанна Крестителя. 2 . Тихвинская деревянная церковь (построена Иваном Тихоновым) с приделами Всех святых и Архангела Михаила. 3 . Под Тихвинской была церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». После разгона монастыря там устроили мельницу, и осенью 1928 года весь храм сгорел. 4 . На кладбище была церковь Преображения. 5 . В богадельне (так называемой старой больнице) был Домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Главный вход в него был со стороны канавки, а с севера и с юга были двери в жилые коридоры. В две келии, примыкавшие к алтарю, выходили даже окна, так что больные старушки могли молиться прямо у себя в келиях. В этом храме и совершалась в 1927 году, на Воздвиженье, последняя всенощная, когда произошло прощание сестер. 6 . В игуменском корпусе был домовый храм равноапостольной Марии Магдалины. В нем Государь Николай Александрович просил отслужить ему обедню. Причем просил дать ему такого священника, который бы совершил службу неспешно и благоговейно, но за один час. Мать-игумения назначила о. Петра Соколова, бывшего в то время младшим священником. У него был хороший голос, отчетливая дикция и живой, быстрый характер. Служба о. Петра очень понравилась Государю. По окончании он призвал этого священника к себе и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями. По рассказам, когда о. Петр вошел к Государю, то было растерялся, упал ему в ноги, но Помазанник Божий поднял его, посадил рядом с собой и, обращаясь к товарищу обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблеру, сказал: «Вот прекрасный, благоговейный служитель Христовой Церкви», – и с этими словами возложил на него крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

После революции 1917 г. храм был закрыт. Деревянная церковь была снесена, сломан верх звонницы каменного храма. Каменное здание долгое время использовалось под склад полудрагоценных камней объединения " Роскварцсамоцветы " . Внутреннее убранство храма было утрачено. Здание не ремонтировалось, а прилегающая к нему территория десятилетия находилась в весьма запущенном состоянии. Ровно через 90 лет после основания, в 1992 г. в день празднования иконы " Скоропослушницы " - 22 ноября по новому стилю, церковь вновь была открыта, возобновлены богослужения. В храме проводятся реставрационно-восстановительные работы, приведена в порядок территория, поставлена красивая ограда. По материалам сайта храма иконы Божией Матери " Скоропослушница " на Ходынском поле Раньше на месте постройки храма проходила старая Волоколамская дорога, по обе стороны от которой в старину располагались леса - Ходынская роща села Хорошева и Большая Всехсвятская роща. Постепенно лесные участки сводились, и западная часть огромного Ходынского поля была занята под летние лагеря войск московского гарнизона, что и отразилось позже в названии Военное казармах (на Хорошевском шоссе). А на опушке Всехсвятской рощи разместилось лагерное отделение Московского военного госпиталя для военных училищ.Храм иконы Божией Матери В 1897 г., по инициативе главнокомандующего, великого князя Сергея Александровича, при отделении Московского военного госпиталя для Московского военного и Тверского кавалерийского училищ на Ходынском поле близ села Всехсвятского был построен деревянный храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Здесь же в Николаевских казармах размещалась 1-я артиллерийская бригада графа Брюса. В 1902 г. попечением статского советника И.А.Колесникова к ней с южной стороны был пристроен каменный храм (первоначально задуманный как придел), посвященный иконе Матери Божией " Скоропослушница " . Сооружение храма велось под руководством командования и благочинного 1-й Гренадерской дивизии. В те далекие времена прихожанами храма были в основном юнкера, солдаты, офицеры и их родственники. Освящена 1 августа 1901 г. Архитектура: над четвериком двухъярусный световой барабан с главкой. Над притвором одноярусная звонница. Западный вход обрамлен богато декорированным порталом. Украшением храма был трехъярусный позолоченный иконостас, с иконами по оригиналам Владимирского собора в Киеве, написанными великим русским художником В. Васнецовым.

http://sobory.ru/article/?object=03266

Село Хомяково, имевшее прежде название «Пречистенское» и «Богородское», расположилось возле речки Населенки и до революции относилось к Александровскому уезду Владимирской губернии. В писцовых Переславских книгах за 1629 год содержится упоминание о Пречистенской пустоши, она же и Хомяково, на которой показана церковная земля. Известно, что в Смутное время село и храм были сожжены. В 1710 году здесь поселился стольник Леонтий Ильич Тихменев. При постройке его дома были обнаружены следы старинного кладбища, свидетельствовавшего о существовании здесь церкви. Тогда вотчинник решил построить свою усадьбу поодаль, а на этом месте – новую деревянную церковь. В 1716 году она уже была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1747 году церковь сгорела, и вместо нее сыном храмоздателя в 1759 году построена новая, также деревянная. В 1796 году вместо деревянной церкви по благословению Преосвященного Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, на средства Никиты Артамоновича Тихменева началось строительство каменного храма с колокольней, великое освящение которого состоялось в 1805 году. В то время храм делился на две части и имел два престола: холодная, центральная часть была посвящена Казанской иконы Божией Матери, а теплый придел в трапезной части – святителю Николаю Чудотворцу. В 1848 году рядом с церковью устроили часовню для отпевания усопших. В селе Хомяково также была школа грамоты. После 1917 года семья последнего хомяковского помещика была вынуждена бежать в неизвестном направлении. В 20-е гг. в храме служил священник Александр. Сохранилась фотография певчих храма и посвященное им стихотворение батюшки. Под давлением властей о. Александр в итоге был вынужден уехать из села. Некоторое время в конце 20-х гг. в храме служил пожилой отец Николай Бронзов, скончавшийся в 1930 году и погребенный у алтаря. Спасаясь от обновленцев, он приехал сюда на незанятое место из Архангельска по совету сына, также священника Михаила Бронзова, настоятеля церкви Казанской иконы Божией Матери села Малыгино Сергиево-Посадского р-на. Это село, также как и прекрасный храм были уничтожены, а настоятель расстрелян. Последний настоятель хомяковской церкви – священник Иоанн Садиков – был арестован 19 ноября 1937 г. и расстрелян 27 ноября на полигоне в Бутово под Москвой. В том же году храм был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=00068

Церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери на воротах (Владимирская надвратная церковь) В апреле 1682 года преосвященный Геласий, первый архиепископ Великоустюжский и Тотемский, дал благословящую грамоту на постройку в Михайло–Архангельском монастыре холодной каменной церкви во имя иконы Божией Матери Владимирской (при архимандрите Иоасофе). В том же 1682 году на средства дьячка Мироносицкой церкви Ивана Онисифоровича Мальцева началось строительство церкви. Храм строился специально для иконы «Владимирской Богоматери» , написанной по заказу И.О. Мальцева устюжским живописцем Афанасием Петровичем Соколовым с прославленной московской святыни. Церковь построена и освящена в 1688 году при архиепископе Великоустюжском Александре: « 1688 г. Въ Устюжскомъ Архангельскомъ монастыре надъ святыми воротами построена каменная церковь во имя Владимирския Владимирская надвратная церковь одноглавая со Святыми воротами, первоначально здесь был вход в монастырь. На южном и западном углах Владимирской надвратной церкви можно увидеть следы примыкавшей к ней старой каменной монастырской стены, уничтоженной в XIX веке. С западной стороны храма на столбах устроена небольшая паперть. С южной стороны устроена маленькая палатка. Вход в церковь с северной стороны, где на паперть ведет лестница. В описании внутреннего убранства храма использована статья А. Голосова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1900 Иконостас в три яруса без резьбы, образа разделяются колоннами. Царские врата произведение резного искусства XVII века. По бокам врат резные столбики с фигурами Архангелов наверху. Сами врата украшены ажурным оловянным с позолотой кружевом и 15 клеймами с различными изображениями. Вся резьба подсвечена разноцветной слюдой. Небольшое навершие врат украшено десятью прорезными позолоченными фигурками Архангелов, обращенных к «Престолу уготованному», или «Этимасии», в центре. Врата имеют традиционные изображения Евангелистов и «Благовещения». В иконостасе, слева от царских врат, находился образ Божией Матери Владимирской.

http://sobory.ru/article/?object=06297

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете, где купцы хранили свой товар, поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников. С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой. В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной — демонстративно вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром. Стены храма богато украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Активно применяются изразцы. Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели. В церкви сохранилась многофигурная, динамичная роспись, созданная по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта. Выполнена в 1652—53 году, вероятно, лучшими мастерами Оружейной палаты — Иосифом Владимировым (икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» является одной из немногих точно атрибутированных ему икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела. Для этой церкви Ушаковым была написана икона «Древо государей Российских» (ныне в ГТГ). В 1999 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В 2008 году приходу было передано бывшее здание храма. Престолы храма: Святыни [ править править код ] А так же некоторые почитаемые иконы, написанные Симоном Ушаковым: Троица, «Владимирская. Насаждение государства Древа Российского». На всю Москву сохранилось лишь три образа Грузинской иконы Божией Матери. Первый пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитинках, что по Никитинскому переулку, д. 3 (М. Китай-город) и теперь, со дня основания храма в 1628-1634 гг. пребывает Грузинская икона Божией Матери (1654 г. образ прославился как чудотворный во время эпидемии моровой язвы). Для чудотворного образа в 1904 году в подклете был освящен храм во имя Грузинской иконы Божией Матери, по которому храм получил второе название. До 1999 г. храм не был возвращен Русской Православной Церкви и не имел настоятеля. (На фото: Грузинская икона Божией Матери. 1654 г. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010