диакон В. Крошечкин От издателя Русская Православная Церковь готовится к празднованию тысячелетия своего исторического бытия. На протяжении тысячелетия она хранит Православие, верность которому свидетельствует всей жизнью. В своей истории Русская Церковь испытывала периоды необычайного духовного подъема и значительных трудностей. К числу последних относится вопрос о так называемой Брестской унии. При объективном взгляде на историю униатства в пределах Западнорусских епархий становится очевидной искусственность этого полу церковного и полу-политического конгломерата. Львовский Церковный Собор 1946 года, обладающий всей канонической полнотой Русской Православной Церкви, окончательно ликвидировал унию в Западной Украине. Публикуемые документы и материалы раскрывают единственно правильный, православный взгляд на события, связанные с историей унии. Книга содержит исторический очерк, документы Львовского Церковного Собора 1946 года и юбилейных празднований этого исторического события. Издание завершает библиография, содержащая свыше двухсот наименований. Публикация, посвященная 35-летию Львовского Собора, подготовлена Издательским отделом Московского Патриархата в сотрудничестве редакций «Журнала Московской Патриархии)» и «Православного bichuka». Уния, исторический очерк. Единство церкви и церковные унии Завершая исполнение Предвечного Совета о спасении человеческого рода, Сын Божий молит Отца Небесного сохранить тех, кого Он дал Ему, от зла в мире и продолжает: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин.17:20–21 ). В Церкви апостольского периода, как свидетельствует святой апостол Лука, благодатное единство действительно существовало: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа... все у них было общее» ( Деян.4:32 ). Храня апостольское учение о Церкви как Христовом Царстве не от мира сего, как о Теле Христовом ( Ин.18:36 ; Деян.20:28 ; 1Пет.5:4 ; Кол.1:18 ; Евр.13:20 ), Второй Вселенский Собор в своем Символе исповедал веру «во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Очерк библейско-экзегетический и церковно-археологический Чтение, предложенное в заседании Церковно-Историческаго и Археологическаго Общества при Императорской Киевской Духовной Академии 27 ноября 1913 года. Ветхозаветное домостроительство спасения рода человеческаго, многократно и многообразно ( Евр. 1, 1 ) подготовлявшее или детоводившее людей ко Христу ( Гал. 3, 24 ), включало в систему этого подготовления, между прочим, многочисленные прообразы, которые, при всей своей исторической реальности, при свете Новаго Завета, оказываются имевшими лишь тень будущих благ, а не самый образ вещей ( Евр. 10, 1 ). Одним из таких прообразов является виденная ветхозаветным законоположником и великим пророком Моисеем купина 1 , горевшая в огне, но не сгоравшая. В ряду других многочисленных ветхозаветных прообразов «Неопалимая Купина» выделяется особенною близостью христианскому сознанию и христианскому сердцу в силу прообразовательнаго отношения этого образа к таинству воплощения Сына Божия и к лицу Богоматери, неусыпной Заступницы рода христианскаго. Мы остановимся сначала на библейско-исторической стороне предмета, а затем перейдем к церковно-символическому пониманию библейскаго события. По книге Исход 3, 2–4, Иегова или Ангел Иеговы явился в пустыне при горе Божией Хориве Моисею при призвании его к избавлению народа еврейскаго от рабства египетскаго и к образованию из евреев общества Иеговы или ветхозаветной церкви Божией: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды терноваго куста ( , LXX: θη δ ατ γγελος Κυρ ου ν πυρ λογς κ το βτου, слав. «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины»). И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает, ( , βτος κα εται πυρ, δ βτος ο κατεκα ετο, «купина горит огнем, купина же не сгараше»). Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста ( , κ το βτου, «из купины»), и сказал: Моисей, Моисей! Он сказал: вот я!» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Единственный канонический ответственный фактор, который должен приступить к исправлению богослужебной и церковной жизни, а именно – календарный вопрос, строгое и точное богослужение, просветительская и благотворительная деятельность, это св. Синод Болгарской Православной Церкви. Но он раздираем внутренними группировками, которые руководствуются менее всего интересами Церкви, парализуют деятельность Синода и вовсе не хотят заниматься исправлением церковной жизни. Существенно и масонское влияние в Синоде. Архиереи-масоны не скрывают свою причастность к масонству. При таком положении вещей рядовым болгарским православным христианам – верным чадам св. Болгарской Православной Церкви, приходиться уповать только на Бога и на Его слова, что «врата адовы не одолеют Церковь » ( Мф. 16:18 ). Правда, есть еще и другое определение Божие, которое прямо адресовано Болгарской Православной Церкви, Сардийской – Сердикийской – Софийской Церкви, а именно Откр. 3:1–5 , как характеристика ее бездуховного состояния и что из этого следует произойти – «И Ангелу Сардийской Церкви напиши: ... знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны перед Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя как тать, и ты не узнаешь в который час найду на тебя.» После падения режима Т. Живкова с власти и с воцарением демократии, Христофор Сыббев два года обливал Патриарха Максима и св. Синод грязью, когда, наконец, он приглянулся масонам как подходящая фигура для проведения их замыслов против Болгарской Православной Церкви. Πο инерции с коммунистических времен Патриарх Максим и св. Синод заняли выжидательную позицию к политическим событиям и старались придерживаться нейтралитета по отношению к политическим силам, что послужило поводом для обвинения их в бездеятельности и пособничестве коммунистам. Основательно запуганные коммунистической Госбезопасностью, Патриарх Максим и св. Синод не взяли инициативу в свои руки, когда сбитый с толку народ обратился к Церкви, ожидая слова напутствия, поддержки и утешения. Церковь не замяла свое надлежащее ей место в общественной жизни страны как руководящая национальная духовная сила. Хотя, с другой стороны, если бы Церковь активно вмешалась в общественную жизнь, это было бы вредным для народа и духовной атмосферы в Болгарии, так как тогда св. Синод находился всецело в руках экуменических деятелей, и они вместо хлеба дали бы народу ядовитую змею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После, когда появились другие праздники, когда появились посты и они стали подобным временем. Оказывая благотворение, Церковь оказывала, однако, с большим разбором. Она выделяла от себя прежде всего тех, которые доведены были до нищеты своею леностию. Уже Апостол Павел называл таких поступающими бесчинно ( 2Сол.3:11 ) и заслуживающими вразумления. «Если кто не хочет трудиться, – говорит он, – тот и не ешь» ( 2Сол.3:10 ). Она выделяла затем всех тех, которые могли быть пропитываемы и поддерживаемы своими родственниками. Уже Фпостол Павел установил такую градацию в отношении к содержанию бедных вдовиц. «Если какой верный или верная, – говорит он, – имеет вдов, то должен их довольствовать и не обременять церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц». ( 1Тим.5:16 ). С такою же разборчивостию относилась она и к тем, которые признавались ею заслуживающими ее помощи. Особенным предпочтительным пред другими вниманиям ее пользовались в этом случае лица, оказывавшие какие-либо особенные ей заслуги. Таковыми были тогда мученики, исповедники, благовестники Слова Божия, исполнявшие всякого рода поручения странники и, наконец местные ее пастыри 8 . За ними следовали бедные, дряхлые старцы и старицы, беспомощные дети и только после всех этих прочие нуждающиеся. Исполнивши свои обязанности в своем ближайшем кругу – общине, церковь простирала свои взоры на другие христианские общины лишь только узнавала о какой-либо особенной нужде, тотчас собирала экстренные приношения и отсылала чрез особых уполномоченных. «Ныне, – говорит Апостол Павел по этому поводу, – ваш избыток в восполнение их недостатка, после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» ( 2Кор.8:14 ). С каким вниманием, с какою осторожностию относились верующие ко всем собранным подобным образом капиталам, видно из того, что даже такая святейшая безупречная личность как Апостол Павел, и та не хотела принять на себя отправку пожертвований без сопровождения лиц, избранных обществом. «Мы стараемся, – говорил он, – о добром не только перед Господом, но и перед людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

1) Где будет проповедано евангелие сие, в целом Мире, там будет сказано и о жене сей ( Мф. 26:13 , Мк.14:9 ). 2) Нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы едино о Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). 3) Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). 4) Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля ( Лк. 2:32 ). 5) Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). 6) Принимающий вас, принимает Меня, а принимающий Меня, принимает Пославшего Меня ( Мф. 10:40 ). 7) «Ибо Мария была так возлюблена Богом, что Он всегда внимал истинным словам Её». 8) Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убити ( Мф. 10:28 ). 9) «Иисус говорит Марии Магдалине: иди к братии Моей и скажи им – проповедуйте всегда во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Подкреплённая таким образом и ободрённая на предшествующий ей трудный путь, св. Нина, несмотря на все препятствия среди окружающей её дикой и угрюмой природы Кавказа, без страха вступила, наконец, в грузинское царство, неся с собой источник жизни – св. крест и данные ей Господом девять заповедей. Водрузив крест на горах Джавахетских, она проповедует евангелие в городах Ахалкалаки и Урбниси, а затем при основателе династии Сассанидов, царе Мириане († 342 г.), современнике Константина Великого , является на истоках неведомой ей реки Куры, следуя по течению которой, достигает Мцхета в день празднования народом Армазу. На высокой горе стоял исполинский кумир, горевший золотом; по сторонам его два других, поражавших огнём, как говорит предание, всякого дерзавшего подступать к ним без воли жрецов. Гремели трубы, курился фимиам, текла кровь жертв; царь Мириам со всем народом распростирался ниц перед идолами, и только одна чуждая, никому не ведомая дева, не преклонила колена. Внезапно, среди ясного дня, разразилась страшная буря с молниями и громом; капище рушилось, и среди развалин его лежали остатки разбитых, поверженных кумиров. В ужасе бежал народ, и на развалинах осталась одна св. Нина, спокойно смотревшая на возникшую и утихшую около неё бурю стихий. Это было 6 августа (ст. ст.), и день Преображения Господня стал для Иверии днём, сменившим тьму язычества на свет христианской истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    –  213  –   к религиозному сознанию или «богосознанию» еврейского народа, чтобы выяснить, каким образом сложилась в нем, независимо от всякого отвлеченного умозрения, идея Бога Вседержителя и Отца, открывающегося человеку и в человеке, в Своем царстве, силе и славе. Истории философского отвлеченного логоса противополагается история «Слова Божия». Но мы не думаем исчерпать историю этого «слова» или хотя бы представить полный очерк исторического развития богосознания евреев. Для нашей цели достаточно отметить его основные моменты.     –  214  –     Часть вторая. Исторические основы христианского богосознания Пролог четвертого евангелия есть пролог всего последующего церковного богословия. Учение о Логосе, которое формулируется в нем, заключает в себе исходную точку развития всей христианской философии и вместе представляет одну из самых трудных проблем для историка христианской мысли. Каким образом эта мысль, в которой лик Христов запечатлелся столь ярко, отожествила Его с предвечным Логосом – одним из самых отвлеченных умозрений греческой метафизики? Что значит такое отожествление, с какою целью оно сделано, каков его смысл и происхождение? Быть может, впервые в Новом Завете термин «Логос» появляется в апокалипсисе (19, 11–13): «и я увидел небо отверстое, и вот белый конь и Сидящий на нем, называемый верный и истинный, Который по правде судит и воинствует. Очи Его – пламень огненный, и на главе Его множество диадем, а имя имеет написанное, которого никто не знает, кроме Его самого; и Он облечен в одежду, обагренную кровью, имя же ему – Слово Божие ( λγος το ϑεο)». Но если даже термин  логос или Слово, есть здесь лишь апокалиптическое выражение, то все же этот термин имеет свой определенный смысл и свою многовековую предшествовавшую историю. Он несомненно вступает здесь в новый фазис своего существования: предвечный Логос, являвшийся лишь идеей, предметом     –  215  –   мысли или отвлеченного умозрения, признается в Новом Завете предметом опыта: «то, что было от начала, что мы  слышали, что мы  видели своими глазами, что  осязали руки наши, о Слове жизни – ибо жизнь явилась и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам жизнь вечную, которая была у Отца и явилась нам, – что мы  видели и  слышали возвещаем вам, дабы и вы имели общение с нами» (1 Иоан. 1, 1, сл.). «Слово», которое от начала было у Бога и было Богом, Слово, которым создано все, «стало плотью».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Апостол Павел, одним из первых христиан принявший венец мученичества, сформулировал великий принцип равенства всех людей в вере независимо от социальной, этнической и половой принадлежности: »Нет уже иудея, ни язычника: нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе« ( Гал. 3: 28 ). Равенство римлянина, грека, иудея либо свободного и раба, мужчины и женщины никогда не входило в систему римских ценностей (ни при республике, ни при империи). Павел развил учение Иисуса Христа о любви к людям, неприемлемости насилия: »Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками« ( Рим. 12: 17 ). Для святого апостола Павла очевидной являлась неопределенность во времени эсхатологической развязки, отсюда и его повышенное внимание к ставшей актуальной проблеме жизни христиан в языческом обществе: »Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем» ( Кол. 4: 5 ). Властям следует повиноваться, «ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» ( Рим. 13: 1 ), предписывается совершать молитвы «за царей и всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» ( 1Тим. 2: 2 ). Такие же установки содержатся и в посланиях святого апостола Петра ( 1Пет. 2: 13, 18 ). Первоверховный апостол Павел стоял у истоков разработки доктрины благодати (χρισμα – харисма), которая представлялась нисходящей от Бога через посредство Иисуса Христа на христиан ( Рим. 1: 4–5, 7; 5: 21 ; 1Кор. 1: 4 ; 2Кор. 8: 9 ). Обладание благодатью (харисмой) присуще только христианам, и этим они отличаются от остальных людей, составляя особую общность, которую уже апостол Павел называет Церковью (εκκλησα) ( Еф. 5: 23–32 ; Рим. 8: 8 ). Только обладающий благодатью может рассчитывать на сверхъестественное спасение. В дальнейшем доктрина харисмы стала основой доктрины таинств, формирование которой неразрывно было связано со становлением Церкви как сообщности христиан, разделенной на клир и мирян. В ней духовенство стало необходимым посредником в передаче благодати, нисходящей свыше, остальным верующим 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодарю Господа нашего, милостиво давшего мне силы, дабы положить их на сей скромный труд о военном духовенстве России. Православие в продолжении тысячелетней истории играло исключительную роль в жизни государства, в становлении духовного нацинально-патриостического самосознания народа. Сознавая высоту ответственности Вооруженных Сил перед государством, Церковь всегда окружала воинов заботой, вниманием и любовью к Отечеству. Это к ним, духовным героям, относятся слова Господа: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике. И светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Ваш его Небесного»» ( Мф.5:1416 ). Митрофорный протоиерей Георгий (Поляков) Источники и литература Архимандрит Киприан (Пыжов). Мои воспоминания... Православная Русь, 1991, 22. Барсов Т. Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879. Барсуков П. Иннокентий митрополит Московский и Коломенский. М., 1883. Бирюков Юрий. Родина, 1995, 9. Богданович Е.В. Морские сражения русского флота. Наваринское морское сражение. М., 1994. Большаков В.И. По закону исторического возмездия. М., 1998. Сергеев В., журн. Родина, 1, 1991. Вестник военного и морского духовенства, 1914, 7, 9, 10, 1314, 20, 22. Всероссийский Церковно-общественный Вестник, 1917, 1112, VII; 3, VIII, 8. Гаршин В. Рассказы. Гумилев П.П. Русь и великая степь. М., 1989. Давыдов А.П., Киличенков А.А. Москва и судьбы Российского флота. М., 1996. Даниловский Благовестник, 1996, 8. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Вопросы истории, М., 1990, 10. Желобовский А.А. Исторический очерк «Столетие Военного Министерства 18021902 г.» Желобовский А.А. Наши герои на Дальнем Востоке. СПб., 1908. Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. Киев, 1882. Золотарев О. Подвиги военных пастырей. Держава, 1995, 2. Иллюстрированная летопись русско-японской войны, вып. IV СПб., 1904, вып. Х, 1905. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900 гг.). Сост. Ф. Ласкеев. Спб., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В послании к христианам Рима, – города разврата и власти, – апостол Павел писал: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:1–2 ). Для многих из тех, кто вышел из православных семей, брак с неверующей или с неверующим был причиной ухода из Церкви и угасания веры. Для других брак с женой – сестрой во Христе способствовал духовному возрастанию. Вопросы семьи и брака волнуют молодежь и родителей взрослеющих детей, с ними постоянно сталкиваются духовники. В этих очерках автор попытался изложить православное понимание брака, идущее от первых веков, и рассмотреть пути построения домашней церкви в разных исторических условиях, основываясь на Писании, на творениях Отцов и учителей Церкви и на постановлениях Церковных Соборов. Эта книга – не монография и не диссертация; она состоит из серии очерков, которые можно читать независимо друг от друга. Такое построение делает возможными и порой даже неизбежными повторения. Каждый очерк написан более или менее в своем особом ключе и рассчитан на свой круг читателей: одни из них – для тех, кто готовится вступить в брак, другие – для воспитывающих детей, а некоторые – для родителей взрослеющих детей и духовников; наконец, «Семья и дом священника» – для лиц духовного звания и их жен. Академические богословы могут изучать и критиковать взгляды на брак бл. Августина, Фомы Аквинского, Лютера, восточных еретиков, могут посвящать им свои диссертации. Для рядового же члена Церкви и для приходского священника такой детальный анализ не представляет ни нравственного, ни практического значения и интереса. Введение в книгу такого материала потребовало бы значительного увеличения ее объема, затруднило бы чтение для большинства тех, кому книга адресована, и осложнило бы публикацию 3 . Если хотя бы для одной зарождающейся семьи – домашней церкви – эти страницы будут небесполезны, можно считать, что время, которое автор провел над рукописью, не пропало даром. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

В ходе моего пребывания в реабилитационном центре, его руководитель Дмитрий был уличен в употреблении препарата «Терпинкод», который содержит наркотические вещества. Со слов ребят, которые там находились мне стало известно, что ко многим из них, когда кто-то отказывался работать, применялась физическая сила и психологическое воздействие, в чем я не сомневаюсь так как руководители организации общаются между собой на лексиконе, используемом в местах лишения свободы. Так как я считаю себя православным христианином, нахождение в этой сектантской организации было для меня не приемлемым и я оттуда ушел”. Что же это за организации, маскирующиеся под добропорядочных христиан и даже пытающихся в своих «трудовых общинах» проводить обряды, имитирующие Таинство Святого Причастия, производящееся в традиционной Русской Православной Церкви? Ответ на этот вопрос дает священник Игорь Ефимов в опубликованной в 1995 году монографии. СОВРЕМЕННОЕ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СЕКТАНТСТВА Священник Игорь Ефимов Кандидат богословских наук священник Игорь Ефимов в главе 17 своей книги «Современное харизматическое движение сектантства (исторический очерк, критический разбор вероучения, положение в настоящее время)» разъяснил суть Та инства Причащения с позиций Русской Православной Церкви и его отличие от практик, рекомендованных к применению неопротестантскими организациями харизматического толка, входящими в перечень тоталитарных деструктивных культов (сект). Пояснения о таинстве Причащения – отличия в понимании его Русской Православной Церковью и представителями тоталитарных деструктивных культов (сект) «Я - хлеб живой, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6,51). «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( I Кор . 11, 29 - 30) . «Причащение есть такое Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина причащается истинного Тела и Крови Спасителя», «для теснейшего соединения с Ним, для оставления грехов и получения вечной жизни». Пятидесятники отвергают возможность претворения хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя. Они совершают хлебопреломление – вечерю Господню – только как воспоминание о страданиях и смерти Господа Иисуса Христа (1 Кор. 11, 26) ...

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/13/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010