По первому вопросу в академическом журнале за 1854 год был напечатан очерк, под заглавием: „Исторический взгляд на постепенное отделение западной церкви от православной восточной” 1 . Очерк принадлежал молодому магистру академии, впоследствии известнейшему ее ректору, а ныне высокочтимейшему о. протопресвитеру Иоанну Леонтье­вичу Янышеву. Прошло пятьдесят лет со времени напечатания этого первого, в трудах академии, научно-византологического опыта, но он и ныне не потерял своего значения. Очерк написан по плану простому и естественному, с разделением всего исторического процесса на три периода (первый – до халкидонского собора, второй – до появления иконоборства и третий – до 1054 года), на основании лите­ратуры святоотеческой, древне-церковной исторической и византийской, при пособии и позднейших иностранных трудов – Барония, Досифея, Спангейма, Мосгейма, Флери и других, и производит на читателя очень хорошее впечатление определенностью суждений почтенного автора, их основа­тельностью и превосходным популярным языком. Осо­бенно хорошо описана деятельность патриарха Фотия в борьбе с гордыней Рима, причем автор пользовался и письмами этого знаменитого патриарха, – ярко оттенены за­слуги его для восточной церкви и в истинном свете пред­ставлена высоконравственная личность этого величайшего мужа, доблестно оправданная, под пером талантливого ученого, от многочисленных западных нападок и обвинений (например, аббата Яжера). Кратко, но выразительно описан в очерке момент разделения церквей при патриархе Михаиле Керуларии, а в заключение его убедительно дока­зывается, что вина разделения церквей падает исключи­тельно на гордых, честолюбивых и властолюбивых римских пап. Вообще, при небольшом, сравнительно, объеме, рассматриваемый исторический очерк отличается несомнен­ными учеными достоинствами в отношении и методологическом, и формальном и вполне заслуживает того, чтобы именно с этого исследования, первого по времени и важного по значению, начинать византологическую традицию в ученых трудах С.-Петербургской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

XXXIII. Об истории русского проповедничества (Исторический очерк русского проповедничества. Т. 1-й. Спб, 1878 г.) Весьма объемистый том в восемьсот . страниц . содержит в себе лишь очерк древнего, до-петровского периода истории русского проповедничества. Из этого обстоятельства читатель имел бы право заключить, что неизвестный автор лишь из скромности назвал свой труд очерком. В самом деле, в книге такого объема могла бы уместиться самая обстоятельная прагматическая история русской проповеди до-петровского периода, гораздо более обстоятельств чем, например, «История русской литературы» г. Порфирьева. Но издание неизвестного автора, не смотря на свой объем, действительно не более, как очерк древней русской проповеди и притом далеко не столь полный, как можно было бы пожелать, принимая во внимание прекрасную программу, которую предпосылает автор своему труду. Относительная малосодержательность настоящего сочинения при обширном его объеме объясняется двумя причинами. Во первых, кроме сведений собственно о русских поучениях до-петровского периода, автор нашел нужным сообщить в своей книге сведениея о проповедничестве греческом (ст. 1–92), затем изученно самых памятников проповеди русской предпослать очерк «гражданского быта и характера русского народа» (стр. 92–164) и таким образом довольно значительную часть своего труда наполнить материалом, неимеющим непосредственного отношения к его предмету. Во вторых: неполноте изучения предмета, даже в объеме очерка, очень много способствовал в настоящем случае план, которого держится автор в своем труде: он не обозревал: самых памятников проповедничества в хронологическом порядке, каждого в его целом составе, а руппирует сообщаемые им сведения по известным рубрикам. Все древне-русские проповеди автор делит на четыре группы: 1) проповдеь нравственно-аскетическая, 2) церковно-историческая, 3) истолковательная, 4) практическая. Говоря о проповеди нравственно-аскетической, автор излагает учение проповедников а) о посте, б) о молитве, посещении церкви и соблюдении праздников, в) о сокрушении сердца и покаянии, г) о чтении книг, как средстве духовного усовершенствования, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Ирландия. Краткий исторический очерк Исторический очерк. Данные исторической лингвистики, археологических раскопок, а также анализ лит-ры раннесредневек. периода (с VII в.) позволяют лишь в общих чертах проследить развитие ирл. общества в дописьменную эпоху. Памятники эпохи бронзового века — курганные захоронения, культовые комплексы (Темра, Эмайн-Маха) — не только активно использовались в первые века по Р. Х., но и после христианизации сохраняли значимость как сакральные объекты, преимущественно связанные с идеологией власти в И. Археологические материалы свидетельствуют о преемственности в развитии ирл. общества с древнейших времен, однако данные исторической лингвистики указывают на проникновение в И. носителей кельт. языков примерно в сер. I тысячелетия до Р. Х. В наст. время появление кельтоязычного населения в И. связывается не с вторжениями кельт. народов из Британии или из континентальной Европы (хотя возможность переселения отдельных племен не оспаривается), а с упрочением торговых связей, социально-экономическим развитием ирл. общества во II–I bb. до Р. Х. и с проникновением латенской культуры (ок. 300 г. до Р. Х.). Несмотря на то что античные авторы не отождествляли население И. с кельтами, согласно самым ранним историческим свидетельствам, язык этого населения был кельтским. О верованиях древних кельтов см. ст. Кельтов религия. Античность. У древнегреч. географов, в т. ч. у Пифея, приводятся краткие описания Британских о-вов, однако прямые указания на И. в сохранившихся фрагментах отсутствуют. Первые подробные сведения об И. (лат. Hibernia), оставили в своих сочинениях авторы I в. до Р. Х. — I в. по Р. Х. (Гай Юлий Цезарь, Страбон). В сочинениях Помпония Мелы, Плиния Старшего, Корнелия Тацита (I–II вв. по Р. Х.) И. описывается как плодородная, но дикая страна, обитатели к-рой лишены чувства приличия, пьют кровь врагов и поедают умерших родичей. Тацит сообщает об ирл. «царьке» (unum ex regulis), бежавшем в Британию к рим. полководцу Агриколе. Римляне собирались использовать перебежчика для завоевания страны ( Tacitus.

http://sedmitza.ru/text/2558591.html

На Западе же в музыкальной культуре на первое место ставится музыкальное начало. Там мы наблюдаем преобладание инструментальной музыки над вокальной. Причем там, где музыкальная культура развивалась под влиянием католичества, композиторы еще отдают значительное предпочтение вокальным жанрам. Там же, где музыкальная культура находится под влиянием протестантизма, заметно преобладают инструментальные жанры. И все эти особенности музыкальной культуры, несомненно, возникли под влиянием определенной аскетической практики и догматического вероучения. 15 Научный коммунизм (учебное пособие под ред. Академика П.Н. Федосеева). М., 1981. С. 237. 16 Немецкий ученый В. Зомбарт в своей книге «Евреи и хозяйственная жизнь» (СПб., 1912) пишет: «Внимательное рассмотрение веберовских доводов обнаружило, что все те элементы пуританской догмы, которые имели… в действительности влияние на образование капиталистического духа, были заимствованы из круга идей еврейской религии» (цит. по: Назаров М.В. Тайна России. М.: «Русская идея», 1999. С. 620). 26 Лосский В.Н. Статьи разных лет. К вопросу об исхождении Святого Духа. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 1996. С. 144. 27 Цит. по: Трубецкой Н.Н. Православное церковное пение в его историческом развитии. Вестник РСХД. 126. С. 134. 28 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация. Цит. по: Христианство и наука. Сборник докладов конференции. М., 2005. С. 23–24. 30 Металлов В., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915. С. 81. 33 Металлов В., протоирей. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915. С. 20. 36 Металлов В., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915. С. 30. 43 В гомофонно-гармонической музыке основная мелодия проводится в каком-нибудь одном голосе, другие голоса-партии гармонически поддерживают течение этой мелодии. 44 Реформа была осуществлена в рамках камераты Барди-Корси (небольшой кружок философов, поэтов, певцов, композиторов).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Начатое в пятой главе подробное изложение американского учения о каждом таинстве в отдельности заканчивается в главе шестой. Здесь излагается учение о таинствах; покаяния, священства, брака и елеосвящения, причём речь ведется в том же порядке и по, тем же рубрикам, как и во главе предшествующей. При критическом рассмотрении изложенного учения автор с особенным вниманием останавливается на таинстве священства и на вопросе о действительности англиканской иерархии (Стр. 281–347). Седьмая глава носит заглавие: «практическая сторона в американско-епископальной церкви». Здесь автор сообщает сведения: а) об устройстве и управлении епископальной церкви, а именно: о генеральной конвенции, её составе и функциях, об управлении епархиальном, о епархиальной конвенции, о епископе, о его поставлении, его правах и обязанностях, о приходской общине и церковном совете, о священнике, диаконе и низших клириках б) о церковной дисциплине, о преступлениях и проступках, подлежащих ведению церковного суда и о наказаниях за них, о различных видах церковного суда и о формах судопроизводства на нём; в) о богослужении американской церкви, при чём, после сведений о праздниках, постах и годичном круге чтений Ветхого и Нового Завета, автор с достаточной подробностью излагает содержание всех богослужебных чинопоследований, заключающихся в американской «книге общих молитв», кроме, конечно тех, о которых уже была речь при изложении учения о таинствах. Очерк практической стороны американской церкви автор также сопровождает своими критическими замечаниями, с наибольшим вниманием останавливаясь на обследовании вопросов о единоличном рукоположении в сане епископа и о посвящениях per saltum (Стр. 348–404). Заключение книги проф. Керенского представляет собою исторический очерк сношений англиканской и американской церкви с православной по вопросу об их сближении и возможном соединении. Очерк этот обнимает всю историю сношений, начиная с первой четверти столетия и оканчивая началом ХХ-го, т. е. приездом в Россию епископа Графтона. На последних страницах заключения автор, как мы видели, выясняет задачу своего труда и даёт по вопросу о соединении церквей тот вывод, к которому привело его изучение американской епископальной церкви по сравнению с православной (стр. 405–437).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

—46— Эти страницы: 18–23 – обзор, так называемой, Апостолической литературы. 134–148 – в подавляющей части рассуждается о сущности монтанизма и необходимости напряженной церковно-соборной борьбы с ним. 156–163 – о хронологии раннего монтанизма. 169–188 – о сущности пасхальных споров (вся глава – III, 1). 188–207 – очерк развития пасхальных споров II в. (тоже вся глава III, 2). . 240–245 – о том, почему на Востоке стояли за четыренадесятничество в отношении времени празднования Пасхи. 289–299 – подробные сведения о жизни и деятельности Оригена . 313–320 – об особенностях административного устройства Александрийской церкви. 330–331 – о Берилле бострийском. " 327–340 – о христианизации Аравии. 355–385 – Исторический очерк дела падших (V, 1). 386–406 – Истории, очерк о. существе карфагено-римской схизмы (V, 2). 559–560 – о столкновении Киприана с Стефаном. 567–573 – характеристика крещальных споров Киприановой эпохи (вся глава). 613–630; 631–632 – о христианизации сев. Африки, о церковно-административном устройстве Африканской церкви по соборным спискам (разве кроме некоторых побочных данных). 643–647 – о последствиях 7 карфагенского собора для взаимных отношений Карфагенской и Римской церкви. 656–661 – о политическом положении Антиохии. 661–666 – о личности Павла самосатского и его теологии. 695–719 – о деле Павла самосатского самом в себе и об отголосках его в последующей истории церкви. В общем здесь получается более 200 страниц, которые не отвечают даже вообще исследованию о соборах. Собственно это те страницы, к коим относится замечание автора, что «вопросы о сущности монтанизма, или о пас- —47— хальных, покаянных и крещальных спорах.., с которыми связано большинство наших соборов, крайне важны и интересны и сами по себе, а между тем освещение их в русской литературе нельзя признать исчерпывающим и полным» (стр. ΧVIII–XIX). Если мы соединим теперь в одно целое итоги страниц, предполагаемых в предыдущем случае и означенных теперь, то получаем, на 706 стр. всего исследования, чисто исторических 450–460 (и почти в половине этого числа посторонних не только для специальной задачи автора, но и вообще для предмета его темы), т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Соборы, деньги, ордена Рецензия на: Ле Гофф, Жак. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии. СПб: «Евразия», 2010. – 224 с. ISBN 978-5-91852-029-1 Статья Нетрудно догадаться, что заставило перешагнувшего порог восьмидесятилетия корифея исторической науки обратиться к теме, вынесенной в заголовок его новой книги. Мировой финансовый кризис, растущее недоверие к привычным формам капиталистической экономики, всё более меркнущая связь между реальным производством и финансовыми потоками – десятки, если не сотни книг на данные темы появились в течение последних двух-трёх лет. Но как историк-марксист, какой темы ни коснись, будет видеть во всём экономическую составляющую и классовую борьбу, структуралист – любимые структуры, а конспиролог на ста страницах объяснит вам подоплёку мировой истории последних трёх тысячелетий, так Ле Гофф видит в каждом явлении своё «иное» интеллектуальное составляющее. Данная книга (вернее сказать – развёрнутый двухсотстраничный очерк) не разочаровывает привыкшего к текстам мэтра читателя. Здесь есть всё, что составляет «ноу-хау» автора – общий очерк истории вопроса, центральная точка (здесь это XIII столетие, «прекрасный век денег»), борьба за управление финансами между Церковью, государством и феодалами, динамика цен и зарплат, но самое главное – разыскание мотивации для самого существования вопроса. В самом деле, недостатка в популярных изложениях финансовой истории нет (вспомнить того же Фергюсона или Поланьи), при желании можно обратиться и к томам сухих социологических данных предмета (в чём особенно преуспела именно французская наука). Однако Ле Гофф задаётся совершенно иным вопросом: можно ли найти корни капиталистической экономики уже в средневековье (как считали коллеги автора, выступившие против веберовских схем) или же речь должна идти о совершенно иной форме денежных отношений?

http://bogoslov.ru/article/1108921

Поминки Преосвященного Порфирия (Успенского) и профессора Московской духовной Академии И.Д. Мансветова: (Краткий очерк учено-литературной деятельности их) Источник (Краткий очерк учено-литературной деятельности их) Прошлый 1885 год был тяжелым годом для русской исторической науки. Смерть неумолимо вырывала одного за другим лучших деятелей, плодовитых работников на ниве отечественного исторического знания. Навсегда умолкли честные и горячие голоса известнейших исторических дятелей, как напр., Н. И. Костомарова , Д. К. Кавелина, графа А. С. Уварова († 29 декабря 1884 года), основателя Археологического Института Н. В. Калачева и др. Мир их дорогому праху и царство небесное их душе, волновавшейся горем и радостию своего горячо любимого ими отечества. В частности наша церковно – археологическая наука не досчитывается в своих немногочисленных рядах двух весьма видных деятелей, а именно преосвященного Порфирия, бывшего епископа чигиринскаго, и профессора Московской духовной Академии Ивана Даниловича Мансветова . Оба почившие деятеля отличались выдающимися дарованиями, необыкновенным трудолюбием и замечательной энергией в разработке научных вопросов из области церковной археологии и православного богослужения. Преосвященный Порфирий Успенский весьма много потрудился над историею православного богослужения, собирая для неё богатый и неисчерпаемый материал, хранящийся в известнейших монастырях православного христианского востока: на Афоне, Синае, в патриаршем подворье патриарха иерусалимского в Константинополе, в Сирии, Палестине, Нубии, Абессинии и других местах. Собранные им богатые и ценные в научном отношении материалы отчасти обнародованы самим преосвященным в его известном путешествии по Афону и вообще по востоку, отчасти в статьях, напечатанных на страницах «Трудов Киевской духовной Академии», как напр., «Стихирарные пииты» (1878 г. кн. 4–6), а отчасти на страницах журнала «Чтения в обществе любителей духовного просвещения», в котором по преимуществу печатались все последния произведения преосвященного Порфирия, напр., «Афонские книжники» (1885 г. кн. 2). Кроме этого на страницах «Трудов Киевской духовной Академии» напечатано покойным преосвященным весьма немало ценных материалов для истории церковной живописи, извлеченных им из греческих рукописей. Капитальнейшим из этого рода работ его можно считать перевод с греческого известнейшей «Ерминии или наставления в живописном искусстве, составленной иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфюотом 1701–1733 года. (1868 г. кн. 2, 3, 6, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Для истории литургической стороны таинств в последующее, с V–VI веков, время огромное значение имел для меня последний том «Описания рукописей Московской Синодальной библиотеки», данный мне незабвенным А. В. Горским – в корректурных листах (тогда этот том только еще печатался). Этот том содержал поистине богатую сокровищницу драгоценных указаний на то, что в православном восточном обряде явилось с XI–XII веков и чего не было до того времени. Правда, им не восполнялась огромная пустота, недостаток исторических данных для промежуточного периода между V, VI и XI и XII веками. Тут уже приходилось прибегать по большей части к догадкам, вероятным предположениям, пробавляясь теми крупицами фактов, которые можно было находить или в творениях отцов и писателей Церкви, или в трудах римско-католических ученых, вроде Бинтерима, в тех случаях, когда наш православный восточный обряд совпадал со средневековым римским. Из нашей отечественной литературы очень полезными были труды архиепископа Филарета (Гумилевского) по патрологии («Историческое учение об отцах Церкви»), в особенности же – «Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой Церкви» и издание С.-Петербургской академии – «Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения». О характере моих чтений по этому отделу церковной археологии можно судить по напечатанным мной впоследствии статьям: «Очерк истории литургии нашей православной Церкви» («Христ. чтение», 1868), «К истории литургической стороны таинства брака» («Христ. чтение», 1880) и «Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения» («Христ. чтение», 1880). В основе этих статей лежат прежние московские мои лекции, правда со значительной их переработкой и дополнением. Ту же задачу преследовал и того же, в сущности, метода держался в своих чтениях и по другим отделам литургики, то есть стремился представить исторический очерк постепенного развития различных частей и сторон православного восточного богослужебного обряда, как ни трудно было подчас удовлетворить такого рода целям и задачам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Начатое в пятой главе подробное изложение американского учения о каждом таинстве в отдельности заканчивается в главе шестой. Здесь излагается учение о таинствах: покаяния, священства, брака и елеосвящения, при чем речь ведется в том же порядке и по тем же рубрикам, как и в главе предшествующей. При критическом рассмотрении изложенного учения автор с особенным вниманием останавливается на таинстве священства и на вопросе о действительности англиканской иерархии. (Стр. 281–347). Седьмая глава носит заглавие: «практическая сторона в американско-епископальной церкви». Здесь автор сообщает сведения: а) об устройстве и управлении американской —557— епископальной церкви, а именно: о генеральной конвенции, её составе и функциях, об управлении епархиальном, об епархиальной конвенции, об епископе, о его поставлении, его правах и обязанностях, о приходской общине и церковном совете, о священнике, диаконе и низших клириках; б) о церковной дисциплине, о преступлениях и проступках, подлежащих ведению церковного суда и о наказаниях за них, о различных видах церковного суда и о формах судопроизводства на нём; в) о богослужении американской церкви, при чем, после сведений о праздниках, постах и годичном круге чтений Ветхого и Нового Завета, автор с достаточною подробностью излагает содержание всех богослужебных чинопоследований, заключающихся в американской «книге общих молитв», кроме, конечно, тех, о которых уже была речь при изложении учения о таинствах. – Очерк практической стороны американской церкви автор также сопровождает своими критическими замечаниями, с наибольшим вниманием останавливаясь на обследовании вопросов о единоличном рукоположении в сан епископа и о посвящениях per saltum. (Стр. 348–404). Заключение книги проф. Керенского представляет собою исторический очерк сношений англиканской и американской церкви с православною по вопросу об их сближении и возможном соединении. Очерк этот обнимает всю историю сношений, начиная с первой четверти XVIII-ro столетия и оканчивая началом ХХ-го, т. е. приездом в Россию епископа Графтона. На последних страницах заключения автор, как мы видели, выясняет задачу своего труда и дает по вопросу о соединении церквей тот вывод, к которому привело его изучение американской епископальной церкви по сравнению с православною (стр. 405–437).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010