А. Чекалова Введение Почти сорок лет назад и за десять лет до обнародования Вторым Ватиканским собором «Конституции о священной литургии», этой «Великой Хартии» современного католического богослужения, издательство Колледжвилля «Liturgical Press» опубликовало «Краткую историю богослужения» покойного профессора Боннского университета Теодора Клаузера (1894–1984 гг.). В духе того несколько близорукого времени, предшествовавшего Второму Ватиканскому собору, заглавие этой небольшой работы сыграло свою отрицательную роль. Эссе Т. Клаузера – не о богослужении вообще, а всего лишь о западном богослужении, и даже не о западном богослужении в целом, а лишь о западном католическом богослужении. Надо отдать справедливость Т. Клаузеру: по всей видимости, он не был виноват в выборе заглавия этой работы. Его вышедшая в 1953 г. небольшая книга являлась в действительности кратким переложением его монографии, имеющей более точное научное название «Краткая история западного богослужения», которая впервые вышла в Германии в 1943 г. Огромный успех книги Т. Клаузера – она выдержала по меньшей мере пять немецких и три английских издания – является убедительным доказательством необходимости подобной работы, заполнившей собой весьма значительный и реально существовавший пробел. К сожалению, специалисты по восточному богослужению были до сих пор не в состоянии создать подобный исторический обзор наиболее важной и наиболее изученной восточной литургической традиции – византийской. Несмотря на то что в последнее время появился ряд исключительно ценных исследований по византийскому литургическому богословию (мистагогии), 5 и хотя мы располагаем удивительным богатством исследований по византийской архитектуре и иконографии, включая программы церковного убранства, 6 в нашем распоряжении значительно меньше материала, дающего целостную историческую картину эволюции того, что Александр Шмеман назвал «византийским синтезом». 7 Сам Шмеман попытался дать подобный исторический очерк в своей популярной работе «Введение в литургическое богословие». Ныне мы располагаем и более современными очерками, посвященными этой теме. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ко второму разделу относятся работы о литургических традициях Римско-Католической Церкви, продолжившие труды профессоров А. Л. Катанского и Е. И. Ловягина . Это сочинения: «Сравнительные достоинства православного и католического богослужения (с археологической и литургической точки зрения)» (1886), «Сравнение православной литургии с римско-католической» (1893), «История чина причащения в Восточной и Западной Церкви» (1900), «Богослужение Галликанской Церкви» (1911) 56 . В третий раздел входят работы, написанные в связи с принятием Римско-Католической Церковью на I Ватиканском соборе 1870 г. нового догмата о непогрешимости папы Римского. Авторы этих работ подвергли критическому анализу правомерность принятия названного догмата, ставшего еще одним препятствием на пути к достижению вероисповедного единства Восточной и Западных Церквей. К этой теме относятся сочинения: «Разбор учения Ватиканского собора о непогрешимости папы» (1882), «Критика догматических определений Ватиканского собора 1870 года» (1895), а также «Значение Рима и его преданий в истории развития папской власти» (1893) и «Содействие духовенства развитию папской власти в первом периоде отдельной истории Западной Церкви» (1893). Следует также отметить, что в ноябре 1890 г. доцент по кафедре патристики СПбДА Т. А. Налимов защитил представленное им на соискание степени магистра богословия сочинение «Вопрос о папской власти на Констанцском соборе» 57 . Особое место в научных исследованиях профессоров и студентов СПбДА по римо-католичеству по-прежнему занимали работы о попытках сближения Римско-Католической и Православных Церквей в прошлом. Продолжая труды, начатые профессором А. Л. Катанским , приват-доцент СПбДА А. Садов написал сочинение «Виссарион Никейский. Его деятельность на Ферраро-Флорентийском соборе, богословские сочинения и значение в истории гуманизма» (в 1883 г. вышло отдельным изданием – СПб., 1883) и был удостоен за него ученой степени магистра богословия 58 . На страницах еще одного печатного органа СПбДА – журнала «Странник» – также помещались статьи, относящиеся к данной проблеме. Таково, например, исследование Ф. Д. Делекторского «Флорентийская уния и вопрос о соединении Церквей в древней Руси» 59 . Той же теме были посвящены и некоторые кандидатские сочинения выпускников СПбДА, как, например, «Критический разбор попыток к соединению Церквей на Лионском и Ферраро-Флорентийском соборах» (1881), «Попытки к соединению Восточной и Западной Церквей в XII и XIII вв. Исторический очерк» (1914), «Попытки к соединению Восточной и Западной Церквей в XIV и XV столетиях. Исторический очерк» (1917).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Древнерусский приход: краткий очерк церковно-приходской жизни в восточной России до XVIII века и в западной России до XVII века Источник В «свободной» общине, в этой основной форме русского народного быта, а равно в тех началах, которые сложены русскими людьми во взаимные их общественные отношения, следует искать источник, откуда были почерпнуты образцы для учреждения всякого рода добровольных общественных союзов, преследовавших различные цели. Корни братских церковных союзов, по-нашему крайнему разумею, лежать в недрах русского общественного быта, преобразовавшегося под влиянием христианства, и достигшего довольно значительного нравственного уровня. Отличительные черты общинного устройства древней Руси Проследить на протяжении многовековой русской жизни за тем могущественным и неотразимым влиянием, которое оказывали самобытные общинные начала на разнообразные проявления народной деятельности, представить наглядно всю уравнительность, которую вносили эти начала во взаимная отношения разных классов населения по общественным их делам, – даже в сельско-хозяйственную жизнь и в отправление военной и сторожевой службы казацких кругов и станов на дальнем Урале или на Дону, – задача весьма трудная, но вместе с тем чрезвычайно важная, так как раскрытие всех этих фактов и правильное их освещение может послужить к выяснению основ нашего народного характера и заветных стремлений русского народа к осуществлению своего исторического призвания, к своей «русской правде». Уже в своих различных рабочих и торгово-промышленных артелях, которые бесспорно могут выставить своим девизом: «верность и честность», и которые повсеместно и с давних пор приобрели доверие общества, народный ум и совесть сумели выразить: какие общественные идеалы им всего ближе к сердцу. В своих артельных учреждениях русские люди достигли возможного уравнения прав трудящегося класса и примирения тех социальных несовершенств и неправильностей, которые замечаются в человеческом обществе повсюду и всегда; в этих учреждениях личное начало и личная инициатива, по добровольному соглашению людей участвующих в союзе, связана только на время, пока пребывание в нем они находят для себя выгодным; да к тому же, находясь в соединении, они не утрачивают всей своей независимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

1 . Религиозные движения среди народов русской равнины в VII-X вв. 2 . Появление и утверждение христианства на Руси. Распространение его в Киевский период. 3 . Церковное управление. 4 . Монашество и паломничество. 5 . Духовное просвещение. 6 . Вера и нравы русских христиан XI-XII стол. 7 . Церковное искусство XI-XII вв. Экстраординарный профессор Александр Покровский по кафедре библейской истории студентам I курса прочитал: Введение к курсу. Пророческое служение, как главная характеристическая черта всей библейской истории ветхозаветного Израиля. Общий очерк ветхозаветно-библейской истории с высоты этого основная standtpunct’a. Религиозно-нравственная и социально-политическая роль пророков. Пророческие школы. Библейский профетизм и языческая мантика. Общие сведения о науке библейской истории. Критический разбор ее определений в католической и протестантской школах. Задача науки, ее метод и план. Обзор важнейших источников и пособий. Краткий очерк других, соприкасающихся с библейской историей, богословских и исторических дисциплин. Библия и ориентология. Исторический обзор важнейших исследований и открытий в области древнего Востока и их значение для научно-апологетического изучения библейской истории. Египтология и библия. Ассиргология и библия. Сириология и библия. Библейская первоистория по данным первых 11-ти глав кн. Бытия и ее сопоставление с древнейшими традициями у других народов. «Халдейский генезис» Г. Смита. Спор о Bibel und Babel. Подробный историко-критический разбор —41— вопросов о творены мipa, грехопадении первых людей, потопе, вавилонском столпотворении и Моисеевом законодательстве. Участие в данном споре императора Вильгельма и А. Гарнака. Значение всего этого движения. И.д. доцента Илья Громогласов по кафедре истории и обличения русского раскола студентам III курса прочитал: а) обзор литературы о русском расколе за все время его существования; б) в подробном изложении – отдел о происхождении русского раскола и истории его за первое полу-столетие; в) общий обзор дальнейшей истории раскола, с обращением особенного внимания на выяснение причин постепенного изменения доктрины раскола и деления его на толки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предисловие Гражданский брак означает не беспорядочное незаконное сожитие, которое у нас нередко называется « гражданским браком », а брак секуляризованный, брак законный с точки зрения светского закона, регулируемый светским законодательством, а не церковным, и по соображениям государственного интереса и порядка, а не церковного. Учреждение гражданского брака развилось в Западной Европе в связи с историей церковного заключения браков, и в особенности, что касается формы гражданского брака, можно сказать, что она прямо подготовлена была западным каноническим правом; поэтому настоящий очерк не мог обойтись без сжатого изложения истории церковного заключения браков. Будучи порождением западно-европейской жизни, гражданский брак, сам по себе, успел уже пережить в Западной Европе довольно продолжительную историю, являясь в разное время, в разных государствах под разными видами. Проследить главные фазы в историческом развитии этого учреждения и отметить особенности типические, а по возможности и второстепенные, гражданского брака, существующего время в настоящее в разных государствах – такова главная задача этого очерка. А так как идея гражданского брака отразилась и на русском законодательстве, то в последней главе очерка ведется речь о гражданском браке в России. Очерк в целом представляет собою второе издание, исправленное и значительно дополненное, брошюры: «О гражданском браке», которая издана была тем же автором в 1887 г. Главными литературными пособиями для автора служили: Rossbach , Untersuchungen über die römische Ehe, Stuttgart, 1853. Pothier , Traite du contrat de mariage (Oeuvres, t. VI, Paris, 1846). Friedberg , Das Recht der Eheschliessung, Leipzig, 1865 и его же Geschichte der Civilehe, 1872. Sohm , Das Recht der Eheschlissung, Weimar, 1875. Scheurl , Die Entwickellung des kirchlichen Eheschliessungsrechts, Erlangen, 1877. Dieckhof , Die kirchliche Trauung, ihre Geschichte im Zusammenhange mit der Entwickelung des Eheschliessungsrechts und ihr Verhältniss zur Civilehe, Rostock, 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

—169— озерского о сочинении студента Петрова Василия на тему: «Судьбы православия в Литовском княжестве со времени династического соединения его с Польшей до церковной унии»: «Названное сочинение автор сам характеризует, как церковно-исторический очерк. Характеристика совершенно верная: его сочинение в действительности представляет стройное, последовательное и литературно обработанное изложение постепенного упадка православия в Литовско-русском княжестве под влиянием польско-католической политики Ягеллонов. Автор умело воспользовался существующею небольшою, но серьезною литературою по данному предмету (Коялович, Батюшков, Малышевский, Чистович, Любович, Кондратович и др.). Очерк автора разделяется на 10 глав. Две первых главы имеют характер вводных к остальным: в них дается общая характеристика церковно-государственной политики Ягелло и его преемников (1 гл.) и религиозно-общественного уклада Литовско-русского княжества, сложившегося ко времени этого государя – изменившего православию в пользу католицизма (гл. 2). В последующих главах идет в хронологической последовательности повествование о деятельности Ягелло, Витовта, Свидригайлы, Казимира, Сигизмунда Кейстутьевича, Казимира IV и до Сигизмунда III-ro. Точно определенная, скромная задача, поставленная автором для своего сочинения, выполнена удовлетворительно. Сочинение читается легко и с большим интересом. Признаю автора достойным кандидатской степени». 24) Исправляющего должность доцента Ильи Громогласова о сочинении студента Пономарева Сергея на тему: «Происхождение и развитие противогосударственного элемента в расколе старообрядства во второй половине XVII и первой четверти XVIII в.в.»: «Названное произведение представляет интересную и удачную попытку выяснить генезис противогосударственного элемента в русском старообрядческом расколе, возникшем по поводу церковно-обрядовых преобразований патриарха Никона . Известно, что почти одновременно с осуждением церковных «непокорников» на Большом Москов- —170— ском соборе религиозный протест их осложняется оппозицией гражданскому правительству, выразившейся не только в пассивном уклонении от исполнения его требований, но и в открытых «бунтах» XVII и первой четверти XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Язычество и христианство по их влиянию на питомцев греческих и латинских школ II, III и IV веков (Исторический очерк) Задача и цель этого очерка. Благожелания и напутствия, с какими отправляли язычники и христиане в школы своих детей; разность благожеланий и напутствий языческих и христианских; стремления, с которыми языческие и христианские юноши поступали в школы, и разность этих стремлений. – Характеристика преподавателей языческих школ; непривлекательные стороны учительского персонала этих школ; приятную противоположность представляли христианские наставники в своих школах. – С какими предосторожностями христианские юноши поступали в языческие школы? Какими общими правилами руководствовались, поступая в них? Что в особенности делало эти школы неопасными для их духовно-нравственного преуспевания? – Изучение юношами разного рода наук в языческих школах: словесности или литературы, ораторского искусства, философии, истории, а также астрономии, естественной истории и медицины; важные недостатки в преподавании, особенно словесности и ораторского искусства; христианские юноши, в отличие от языческих, усваивают из всех наук лишь полезное и здравомысленное; каким образом они достигли этого? Общий взгляд на цель, к которой стремились христианские юноши при изучении наук в языческих школах. – Дисциплина языческих школ: распущенность и беспорядки в школах: отчего они зависели и к чему приводили? Христианские юноши сами для себя создают правила дисциплины и верно следуют им; заботы христианских императоров о водворении правил доброго поведения в школах. – Нравственное состояние языческих школ: печальная картина нравов языческих школьников; противоположная картина нравов христианских школьников; пример дружбы христиан и сотоварищей по школе. – Плоды школьного образования христианских юношей: их высокое умственное развитие, твердость в убеждениях, сила воли, строгость жизни. Насколько во всем этом христианские юноши разнились от своих сотоварищей язычников? – Послесловие.     Господь Иисус Христос в одной из Своих кратких, но глубоко внушительных притчей, указывая на имеющее вскоре последовать распространение христианства в мире, говорил: «Царство Небесное подобно закваске, которую берет женщина и кладет в три меры муки, причем закваска заквашивает все смешение (тесто)» ( Мф. 13, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Книга состоит из введения (I–V), четырех глав и заключения. Введение дает беглый обзор источников, пособий и указание предмета, цели и характера работы. Глава I (1–39) говорит о начале и происхождении Сирийского монашества. После разбора сказаний об Авгене-Аоне анализируются известия Афраата о «Сынах Завета». Глава II (40–113) ведет речь о монашестве во второй половине IVb., о монастырях и подвижниках этого периода, об уставе жизни монашеской, о религиозном идеале монашества, о видах подвижничества, об отношении иноков к местному населению, об их миссионерской деятельности, об отношении к клиру и об участии в догматических движениях эпохи. Глава III (114–188) излагает историю монашества в первой половине V в., говорит о происхождении столпничества и о других новых видах подвижничества, о киновии «не усыпающих» на Евфрате, о правилах для монахов Раббулы и постановлениях Халкидонского собора касательно монашества, о любви монахов к ближним, их миссионерской деятельности, об участии их в церковных делах, об отношении к несторианству, о ревности не по разуму некоторых из них и об отношении к клиру. Глава IV–я (188–224) изображает Сирийское монашество до половины VI в. и говорит о следующих разнообразных предметах – о появлении юродства, о сирийских православных монастырях 450–550 г., об отшельниках-монофиситах и монофиситских монастырях конца V и начала VI в., о быте монахов этой эпохи – монофиситских, православных и несторианских, о новеллах Юстиниана касательно монашества и монофиситских канонических правилах для монахов, о миссионерской деятельности, об отношении к клиру, об участии в монофиситских волнениях. Этот последний вопрос трактуется очень подробно на стр. 231–271. В заключении (212–284) дается беглый очерк истории сирийского монашества – православного, монофиситского и несторианского с 550 до 630-х годов. Книга Иер. Анатолия принадлежит к магистерским монашеским диссертациям, столь многочисленным в последнее время. Но она бесспорно выгодно отличается от них во многих отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/r...

Глава IV II. Устройство церквей римско – католической, евангелическо-лютеранской, армяно-грегорианской, по их уставам, внесённым в Свод Законов Российской Империи §46. Краткий исторический очерк положения римско- католической церкви в России Хотя к католикам русское общество и правительство относилось строите, чем к другим иноверцам , как вследствие постоянного стремления их к прозелетизму, т. е. к пропаганде римско-католического учения среди русских, так и вследствие бедствий и гонений, которые терпели от католиков православные, подпавшие под власть Польши 63 , однако и католики-иностранцы, пребывавшие в России, не подвергались стеснениям в вере; правительство русское и им дозволяло частное отправление богослужения, но не дозволяло только до конца XVII в. иметь постоянное духовенство и особые церковные здания. Не разрешал в начале своего царствования католикам строить костёлы и иметь постоянных священников и Петр Великий. Вообще, никакой правильной организации римско-католической церкви в России до царствования имп. Екатерины II не было, так как и самое пребывание иноверцев в России было лить временным. Твёрдое основание устройства и управления римско-католической церкви в России положено было только в царствование имп. Екатерины II изданным ею, по просьбе самих католиков, входивших теперь в состав постоянных подданных Российской Империи, регламентом 1769 г. Дозволяя этим регламентом полную свободу католического богослужения, но без прозелетизма, т. е. без права пропаганды католической веры, 64 Екатерина II предоставила высшее заведывание церковными делами римско-католического вероисповедания Юстиц-коллегии лифляндских, эстлянских и финляндских дел, с тем, чтобы коллегия ни под каким видом не вмешивалась в самые догматы римской веры. В дальнейшей истории римско-католической церкви должно отметить учреждение в 1797 г. для духовных дел католиков при Юстиц-коллегии лифляндских, зстляндских и финляндских дел особого департамента, который в следующем 1798 г. отделен был от коллегии и подчинён архиепископу римских церквей, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

С 4 окт. 1879 г. Ж. служил помощником инспектора СПбДС. 20 мая 1884 г. рукоположен во иерея к Александро-Невской ц. Николаевского кадетского корпуса в С.-Петербурге, одновременно назначен законоучителем корпуса. Также служил законоучителем в частной жен. гимназии Е. М. Гедды в С.-Петербурге. 14 мая 1896 г. возведен в сан протоиерея. Был авторитетным пастырем, хорошим проповедником и строгим, требовательным законоучителем. Стремясь поддерживать в воспитанниках религ. настроение, устраивал поездки в различные мон-ри и церкви. Опубликовал исторический очерк об Александро-Невской ц. (Ист. очерк ц. Николаевского кадетского корпуса//ВВД. 1892. 8-9). С 13 сент. 1900 г. Ж. постоянно присутствовал на заседаниях Учебного комитета при Святейшем Синоде. В 1906 г. стал редактором офиц. ж. Синода «Церковные ведомости» , сменив прот. П. А. Смирнова . При Ж. издание стало более актуальным и разнообразным по содержанию. На страницах журнала появлялись статьи по церковно-общественным вопросам, регулярно печатались распоряжения епархиального начальства, постановления съездов духовенства, освещались ход заседаний Предсоборного присутствия 1906 г., деятельность Гос. думы и т. д. Ж. принадлежат многочисленные статьи по рус. церковной истории, написанные в основном по архивным материалам и опубликованные в различных светских и духовных журналах (нек-рые статьи подписаны «В. Ж.» и «Ж-н»). Ж. продолжал начатые в 80-х гг. XIX в. исследования, посвященные XVI в. С кн. «Митрополит Даниил и его сочинения» были идейно и содержательно связаны статьи «Нил Полев» (ЖМНП. 1881. 8. С. 185-199), «Борьба идей в России в первой половине XVI в.» (Там же. 1882. 4. С. 147-161) и др. Ж. написал работу «Русское общество XVI века» (СПб., 1880), опубликовал в «Журнале Министерства народного просвещения» ряд источников, напр. ответ анонимного автора на послание Н. Булева Ростовскому архиеп. Вассиану II (Санину) под названием «Памятник русской противокатолической полемики XVI века» (ЖМНП. 1880. 10. Отд. наук. С. 319-332). Работа «Ересь есаула Котельникова» была посвящена учению секты духоносцев, основанной Е. Котельниковым .

http://pravenc.ru/text/182331.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010