Слева от придела Иосифа – отгороженный с 1621 г. каменной стенкой католический придел Вифлеемских Младенцев, перебитых по приказу Ирода. Мы уже видели, что подлинная Пещера Младенцев находится южнее, на территории православного монастыря. Ее подлинность удостоверяется тем, что уже в древнейшие времена именно там устроено было христианское кладбище. В противоположной стороне от престола Младенцев – вход в пещеру Иеронима. Это – наиболее археологически достоверная часть католических пещер. У западной стены – гробница самого блаженного Иеронима . Это кенотаф, мощи святого были перенесены при императоре Феодосии Младшем (середина V в.) в Константинополь, а сейчас находятся в Риме, в церкви Санта Мария Маджоре. Напротив гробницы Иеронима – надгробие его святых учениц Павлы и дочери ее, Евстохии. О погребении Павлы сохранилось свидетельство самого Иеронима: «Ее положили посреди храма Рождества Спасителя. Там она пребывала три дня и была затем погребена в пещере рядом с Пещерой Спасителя». Вход в северной стене ведет в пещерную келью Иеронима. Это жилое помещение, прямоугольная планировка которого (6 х 4 м) не оставляет сомнений в том, что пещера сознательно строилась как «ученый кабинет». Здесь блаженный Иероним работал над латинским переводом Библии, получившим в науке название «Вульгата» (т.к. перевод осуществлялся на народную, «вульгарную» латынь). Если произвести своеобразный «рейтинг» среди языков, на которые было переведено Святое Писание, окажется, что более всего людей, живших и живущих, читали Слово Божие именно в латинском переводе Иеронима. И еще об одной знаменитой вифлеемской пещере. Если встать на площади лицом к храму Рождества Христова, то справа, за армянским монастырем, начинается небольшая улица. Пройдя по ней около трехсот метров на восток, мы увидим справа вход в католический храм. На самом деле, это, если можно так выразиться, «ложный фасад», прикрывающий вход в большую, хотя и неглубокую естественную пещеру. По лестнице в тринадцать ступенек мы спускаемся в пещерную церковь , устроенную здесь францисканцами в 1871 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1949-1950 гг. ректором являлся московский прот. А. Смирнов, преподававший в академии НЗ, с 1 авг. 1951 г.- прот. К. И. Ружицкий, читавший лекции по нравственному богословию. В 1951 г. по инициативе преподавателя церковной археологии иером. Сергия (Голубцова) в МДА был организован Церковно-археологический кабинет (ЦАК) как база для преподавания церковной археологии. При прот. К. Ружицком академию окончили архипастыри и пастыри, профессора и преподаватели на ниве духовного образования, напр.: из 3-го выпуска (1950/51): иером. Сергий (Голубцов), диакон К. В. Нечаев; из 4-го выпуска (1951/52): В. Д. Сарычев, иером. Афанасий (Кудюк) , М. П. Орлов; из 6-го выпуска (1953/54): иером. Тихон (Агриков), А. П. Горбачёв, М. Х. Трофимчук; из 7-го выпуска (1954/55): К. Е. Скурат, А. Д. Остапов, свящ. П. Петров, К. М. Комаров, Н. Н. Ричко. Молодые преподаватели столкнулись с серьезным затруднением - у них отсутствовал опыт преподавания. Эта проблема была замечена Ученым советом академии, и с 1954/55 уч. г. на 4-м курсе МДА были введены практические уроки по педагогике, к-рые проводил инспектор проф. Доктусов. В янв.-марте 1955 г. реставрировался и 21 мая того же года патриархом Алексием I был освящен академический Покровский храм. В середине окт. того же года академии были переданы бакалаврский корпус и часть инспекторского, в 1956 г.- библиотечный корпус. Первая литургия в Покровском храме после его восстановления, возглавляемая Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I. Фотография. 21 мая 1955 г. Первая литургия в Покровском храме после его восстановления, возглавляемая Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I. Фотография. 21 мая 1955 г. В 1947-1957 гг. академия подготовила большое число священников и преподавателей (четверть наставников МДА были по возрасту не старше 30 лет). Такое укрепление Церкви не осталось без внимания со стороны партийного руководства страны. После секретного постановления ЦК КПСС «О недостатках научно-атеистической пропаганды» от 4 окт. 1958 г. гос. органы стали активно вмешиваться в процесс приема абитуриентов. С юношами, подававшими прошения о поступлении в МДС, встречались комсомольские и партийные деятели, сотрудники органов госбезопасности и всеми способами пытались удержать их от этого шага. В период вступительных экзаменов абитуриентов неожиданно вызывали на военные сборы, а тем, кто поступил, отказывали в прописке. Число студентов духовных школ стало сокращаться. Вскоре было принято постановление не разрешать прием в духовные учебные заведения лиц, имевших специальное среднее и высшее образование. Запрещалось издавать учебные пособия, преподавать общеобразовательные дисциплины. Тем не менее в нач. 60-х гг. почти вся корпорация академии состояла из молодых преподавателей. Из старшего поколения остались лишь ректор прот. К. Ружицкий, прот. И. Козлов, проф. Н. М. Лебедев, доцент М. А. Старокадомский, профессора Шабатин и Георгиевский.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Фото. - С.69. КУЛЬТУРА (раздел). – С.70-97 Дмитрий Володихин . Петр I: плюсы и минусы. [Второй год Россия отмечает исторические юбилеи, связанные с именем и деятельностью царя Петра Алексеевича. Это трехсотлетие победы в Северной войне, введения императорского титула, создания Синода и 350-летие со дня рождения самого монарха. Фигура первого российского императора вновь оказалась в фокусе общественного внимания. И конечно же, возобновились споры, которые давно ведутся в нашем обществе: кто этот человек в первую очередь — реформатор, давший России великое будущее, или тиран, сломавший традиционный уклад жизни? Опять и опять подсчитываются плюсы и минусы его царствования, но ответ не найден, да и, наверное, каждый образованный человек сам для себя формулирует этот ответ...]. Ил.: «Великий рулевой» Петр I на фрегате «Штандарт», 9 сентября 1703 года. Юрий Кушевский. 2018; Сражение у мыса Гангут (1714) в ходе Северной войны со Швецией стало первой морской победой России. Гравюра М. Бакуа, 1724-1727; «Морским судам быть!» Петр Первый строит свой первый флот - «потешную» флотилию на Плещеевом озере. Сергей Кириллов, 1985; «Ингерманланд». Любимый корабль Петра I, построен по его проекту в Санкт-Петербургском адмиралтействе в 1715 году. Один из передовых кораблей своего времени. Назван в честь Ингерманландии — земель в устье Невы, завоеванных в начале Северной войны; «Петр Первый на строительстве Санкт-Петербурга». Георгий Песис. Музей Российской академии художеств, 1953; На карте 1717 года можно увидеть как уже построенные части Санкт-Петербурга, так и еще не реализованные детали Генерального плана новой столицы; Кораблик — флюгер на шпиле Адмиралтейства — один из символов Санкт-Петербурга. Прототипом послужил линейный корабль «Ингерманланд», построенный на верфях Адмиралтейства по проекту самого Петра Первого//Фома. - — июль 2022. - С.70-75. - (раздел « Культура »). Виталий Каплан . « Кого когда-то называли люди ». О чем это стихотворение Ахматовой и почему его долго не печатали целиком ? ; Анна Ахматова. Кого когда-то называли люди. Стихотворение (полный текст). 1945 г. Фонтанный дом. [Это стихотворение, написанное в 1945 году, Анна Ахматова называла своим поэтическим завещанием. Оно могло бы выйти в том же году в уже сданном в типографию сборнике стихов, но не вышло — сборник так и не напечатали. Напечатали гораздо позднее и то в искалеченном виде: из пятнадцати строк остались лишь последние четыре. Почему так произошло?..]. Ил.: Долина слез. Гюстав Доре. 1883; Анна Ахматова. Н. Тырса. 1928; Ecce Homo (Христос перед Пилатом). Михай Мункачи. 1896; Несение Креста. Джованни Баттиста Тьеполо. 1738; Снятие с Креста. Николай Кошелев. 1897; Воскресение Христово. Клавдий Лебедев. 1901. Церковно-археологический кабинет, МДА; Обложка книги А. Ахматовой «Бег времени» (1965). Фото: Николай Гумилев и Анна Ахматова с сыном Львом, 1915; Николай Пунин и Анна Ахматова во дворе Фонтанного дома. 1927//Фома. - — июль 2022. - С.76-84. - (раздел « Культура »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-231-...

Желающих было много. Все поднялись в помещение рядом с келией Владыки, где были расставлены столы и стулья. Митрополит объяснил, что именно он хотел бы сделать содержанием этих занятий, удивился, что среди желающих были только женщины, и, подняв указательный палец, сказал: «Только прошу вас – без женских штучек!». Руководил занятиями отец Сергий Данков. Владыка привез сочинения святителя; тома расхватывались мгновенно. Мы, пользуясь систематическими указателями в конце каждого тома, готовили тематические подборки цитат и материалов из сочинений. Например, «О покаянии», «О причастии Святых Христовых Таин», «Об исповеди» и так далее. Эти материалы использовались потом в работе Издательского отдела. Время шло, группа сплачивалась. На этих занятиях прихожане познакомились, узнали друг друга, а, главное, почувствовали, пусть косвенную, но все-таки причастность к издательской деятельности. Кроме того, мы имели редкую по тем временам возможность держать в руках тома сочинений святителя Василия Великого и изучать их. Приблизительно через полгода занятия были перенесены в Издательский отдел. Характер их тоже изменился, они носили уже просветительский характер. Вел занятия В. Чаплин (ныне протоиерей Всеволод) и темы семинаров были самые разные. Как правило, это были тематические лекции, такие, например, как «О вере», «О подвижничестве», «О монашестве», «О пророках... Осии, Ионе, Иове...». В 1991 году на семинарах изучали труд святителя Василия Великого «Толкование на книгу пророка Исаии». По благословению митрополита Питирима В. Чаплиным для прихожан были организованы паломнические поездки в Ново-Иерусалимский монастырь, в Покровский Хотьковский женский монастырь, в Церковно-археологический кабинет Московской Духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. Каждый раз к храму подходил автобус, и мы отправлялись в путь. Поездки, экскурсии для нас были бесплатными. Вот так проявлялась пастырская забота Владыки о прихожанах храма, где он служил. Семинары сплотили нас, стали школой терпения, умения слушать и слышать другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

«Глубокая скорбь и печаль ныне исполнили наши сердца. Но мы знаем, что отец Алексий ушёл к Тому, Кем жил. Слова отца Алексия дышали любовью к нам. Он учил нас жизнью. Знавшие его и приходившие к нему не уходили неутешенными. Ныне он стоит у Престола Божия, ожидая помилования, которое заслужил. О помиловании он молился здесь. И мы молимся о его помиловании Жизнодавцу Христу – Первенцу из мёртвых. Веруем, что Господь верующих в Него воскресит. Как отец Алексий молился и уповал на Бога, так и мы. Верим, что Господь сотворит ему вечную память!» После 4-го Евангелия с речью выступил представитель Ленинградских духовных школ протоиерей Ливерий Воронов : «По нашему человеческому рассуждению незабвенный профессор отошёл рано. Но как небо выше земли, так пути небесные выше земных. И мы должны сказать словами ветхозаветного праведника Иова: «Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» Ленинградские духовные школы хорошо знали отца Алексия как неутомимого труженика, крупного специалиста в области археологии, большого деятеля в миротворческом и экуменическом служении. Нам дорог он как лучший биограф Святейшего Патриарха Алексия I, разделявшего невзгоды ленинградской паствы в годы блокады. Отец Алексий снискал любовь всех, имевших с ним деловые отношения. Вознесём же ещё и ещё молитвы, дабы Милостивый Господь принял его душу в Свои небесные обители!» Памяти отца Алексия Остапова После 5-го Евангелия речь была сказана Инспектором Одесской Духовной Семинарии протоиереем Александром Кравченко: «Родной наш отец Алексий! Я привёз тебе скорбь наших одесситов. По благословению митрополита Сергия мне выпала скорбная миссия представлять Одесскую духовную школу. Мы знаем тебя хорошо. Православная Одесса высоко чтит тебя. Твоя любовь простиралась и к нам – Одесской Духовной Семинарии – твоими заботами пополнялся наш Церковно-археологический кабинет, обновлялись выставки. В Мемориальной комнате Святейшего Патриарха Алексия I хранятся и твои следы. Трудно говорить о тебе как покойном. Всё, что говорили здесь, не преувеличивает твоих заслуг. Наоборот, человеческий язык не может всё выразить. В глазах отца Алексия чувствовалась родственность. Он умел приблизить к себе и обласкать; был образцом человека. Слово у него не расходилось с делом. Работал он много и кропотливо. На моих глазах мужал. Это был милейший человек. Он говорил, что нужно всегда работать над собой. «Ни одного дня без строчки» – вот его девиз. На всю мою жизнь сохранится память о том, что он водил меня вокруг престола при рукоположении во священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Святейший Патриарх Кирилл передал в музей Московской духовной академии антиминсный плат начала XX века 14 сентября 2021 г. 19:14 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в музей Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет» антиминс, относящийся ко времени Патриарха Московского и всея Руси Тихона . Антиминс представляет собой рукописный фигуративный плат начала XX века, расписанный в цвете.  В настоящее время «Церковно-археологический кабинет» Академии обладает большой коллекцией антиминсов, включающей более 700 единиц хранения. В собрании находятся рукописные антиминсы, самый ранний из которых относится ко второй половине XVI века, и печатные.  «Настоящим сообщаю Вам о том, что мною принято решение о передаче в археологический кабинет Московской духовной академии антиминсного плата (не освященного и не подписанного), относящегося ко времени Святейшего Тихона, Патриарха Всероссийского . Полагаю, что данный артефакт, представляющий немалый исторический интерес, достойно пополнит музейную коллекцию Академии», — отметил в своем письме ректору МДА  епископу Звенигородскому Феодориту Святейший Владыка. Дар Его Святейшества имеет большую ценность. Он пополнит коллекцию антиминсов XX столетия музея Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет», которая в современных музеях мало представлена. Сайт МДА /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5842807.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010