Орлова за лучшие успехи в сочинении проповедей, в 32 р., – тому же кандидату Владимиру Семидалову, о чём и сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений. VI. О выдаче из процентов с капитала, пожертвованного П. А. Мухановою, пособий членам академической корпорации: Справка: По § 4–5 руководственных правил при распределении пособий из процентов с капитала, пожертвованного П. А. Мухановою: «Проценты с другой части Мухановского капитала в количестве 1187 рублей 50 копеек (ныне, по обмене 5% облигаций Московского Городского Кредитного Общества, в которых заключался означенный капитал, на свидетельства Государственной 4% ренты, – в количестве 1000 рублей), назначенные на дополнительные к жалованию пособия членам академической корпорации, каждогодно распределяются в декабрьском заседании Совета на пять равных частей, из коих ежегодно не менее трех выдается семейным, и не менее одной– бессемейным лицам.– Право на пособие получают те лица академической корпорации, которые прослужили не менее пяти лет а при академии не менее двух лет, причем включается сюда и год профессорского стипендиатства». Определили: 1) Из процентов с капитала П. А. Мухановой, в количестве 1000 рублей, выдать пособия следующим лицам: Инспектору Академии – экстраординарному профессору А. П. Шостьину, ординарному профессору А. П. Голубцову, исправляющим должность доцента И. Μ. Громогласову и Н. Л. Туницкому и помощнику инспектора Н. Г. —383— Высоцкому, по равной сумме – 200 рублей – каждому. – 2) Постановление это представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. VII. Слушали: предложение экстраординарного профессора Академии по кафедре психологии П. П. Соколова о необходимости перенести имеющийся в академии физический кабинет из подвала, в котором он в настоящее время находится, в другое помещение, напр., в одну из академических аудиторий, и привести в порядок и известность имущество этого кабинета. Определили: Соглашаясь с предложением профессора П. П. Соколова, – поместить физический кабинет (за исключением минералогической коллекции, имеющей поступить для хранения в помещение церковно-археологического музея) пока, до приискания другого помещения, в аудитории 2, а для приведения в порядок и известность его имущества избрать комиссию в составе Инспектора Академии – экстраординарного профессора А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В связи с преподаванием истории России А.А. Дмитриевским была подготовлена записка о пользе преподавания гражданской истории 65 . В самом начале записки ее автор говорит о важном научно-воспитательном значении этого предмета в курсе высшей государственной школы, ибо «знать родную отечественную историю первый долг каждого образованного гражданина, истинного сына своего отечества, любящего родину и желающего ей дальнейшего преуспеяния» 66 . Основная задача для него – «ознакомить своих слушателей с особенностями родного края в историческом, этнографическом, экономическом и культурно-бытовом отношениях». Важные пособия в учебном процессе автор записки видит, как в Петровском музее, так и в созданном Секцией по охране памятников старины и искусства в стенах старинной астраханской Входо-Иерусалимской церкви музее древностей и памятников искусства местного края. В связи с этим, по мнению А.А. Дмитриевского , желательно, чтобы оба музея были прикреплены к кафедре истории на факультете общественных наук университета 67 . На самом деле 67 эта идея – музея древностей как вспомогательного средства для преподавания гражданской истории – не нова. Как указано выше, в 1898 г. Алексей Афанасьевич высказывал эту же идею в споре со смотрителем Церковно-археологического музея при киевской духовной академии Н.И. Петровым . Таким образом, высказанная А.А. Дмитриевским спустя 20 лет после того спора идея та же. К записке примыкает один интересный документ также астраханского периода, составленный А.А. Дмитриевским 27 января 1920 г. в связи с желанием его ученика по киевской духовной академии, а в то время – профессора Астраханского университета Н.Н. Пальмова открыть при кафедре истории искусств и археологии небольшой музей-кабинет истории искусств и древностей. Речь идет об «особом мнении» 68 проф. Дмитриевского на «предложение проф. Н.Н. Пальмова организовать оценочную комиссию в кабинете истории искусств и древностей» 69 для оценки вещей, приобретенных в указанный кабинет. Алексей Афанасьевич отмечает, что Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Уникальные экспонаты музея Московской духовной академии смогут увидеть все желающие 10 января 2022 – 10 января 2022 События     Сотрудники музея Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет» готовят к публикации собрание шедевров, которое ранее не было доступно широкой аудитории.  На протяжении всего 2021 года в музее велась масштабная работа по учету экспонатов. После ее завершения к исследованию коллекции приступила научная группа музея, сформированная с привлечением лучших специалистов музеев Московского Кремля, музея имени Андрея Рублева и Третьяковской галереи. Перед искусствоведами стоит задача описать коллекцию и подготовить ее к публикации в открытом доступе в интернете. В 2021 году музей начал работу над просветительским проектом «Сердце русской культуры». В 2022 году его команда выпустит несколько образовательных курсов, которые помогут лучше понять христианское искусство и расскажут о главных шедеврах академической коллекции. Изначально музей Московской духовной академии задумывался как учебная аудитория. Но за 150 лет существования вырос в музей христианского искусства с богатейшей коллекцией, которая заслуживает того, чтобы показывать ее широкой публике.  Стоит отметить, что прежде это собрание было хорошо известно лишь студентам МДА и узким специалистам. Впервые в истории шедевры Московской духовной академии станут доступны всем, кто интересуется христианским искусством. Источник: Богослов.ру/ Mpda.ru Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6171921

В той поездке меня больше всего поразил вот какой случай. Отец-наместник предложил пройти к нему в келью, а Гагарин сделал паузу и говорит: «Валентин, ты в келье был?» Я говорю: «Нет». Он говорит: «Я тоже не был». И со своей обворожительной улыбкой обращается к наместнику: «Батюшка, а давайте сделаем так: сначала к мощам Сергия, а потом куда угодно!» После того как мы приложились к раке с мощами, Юрий Алексеевич меня спросил: «Ты почувствовал что-то?» Я говорю: «Да. Какой-то необыкновенный запах. Такая благодать, Юра». Он говорит: «Вот видишь! Я думал, это мне одному показалось». И тогда же наместник предложил посетить ЦАК. У нас эта аббревиатура ассоциировалось с центральной аэродинамической трубой — ЦАТ. Поэтому Гагарин отказывался, пока я не объяснил, что это Церковно-археологический кабинет, то есть музей. Когда мы вошли туда, по его вопросам и комментариям стало понятно, что он многое знает о вере. Я думаю, это у него от родителей — его мама была верующая, да и отец знал православные традиции и следовал им. С Юрием Гагариным, первым человеком в космосе, героем Советского Союза Когда Гагарин увидел макет Храма Христа Спасителя, он буквально пришел в восторг. Макет собрали в 1913 го­ду в честь 300-летия дома Романовых, и внутри все детали интерьера воспроизведены так, как они были в оригинале. Юрий Алексеевич долго его разглядывал и потом, выдохнув, спросил: «Где ж эта красота?» А отец-наместник ему в ответ: «Юрий Алексеевич, сейчас там бассейн “Москва”...» Это запало ему в душу. В ноябре 1965 года, на пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном патриотическому воспитанию молодежи, будучи членом ЦК ВЛКСМ, депутатом Верховного Совета, первым космонавтом планеты и Героем Советского Союза, Гагарин предложил восстановить Храм Христа Спасителя . При этом он подчеркнул, что храм — памятник воинской славы, о котором мы не должны забывать. И тут же добавил, что вместе с ним нужно восстановить и Триумфальную арку, которую тоже разобрали. После выступления перепуганный президиум сразу доложил наверх, что Гагарин несет на пленуме крамолу. Потом Юрию Алексеевичу рассказал первый секретарь ЦК ВЛКСМ, с которым он дружил, о реакции Брежнева: «Что вы на Гагарина накинулись? Он русский человек, который предложил восстановить памятники своего народа. Комсомолу объясните, что денег у нас на храм нет, а Триумфальную арку поставим. Юрию Алексеевичу привет». Так это и замялось.

http://foma.ru/valentin-petrov-chelovek-...

Согласно новому уставу, академическая программа должна была «способствовать раскрытию собственных сил и деятельности разума в воспитанниках». Это как нельзя лучше соответствовало деятельной натуре Павского, обладавшего живым и острым умом. «Кроме догматического и нравственного богословия, которые преподавались и в семинариях, хотя в меньшем размере, велено было читать в академии еще полемическое богословие, священную и церковную историю и церковное красноречие. Особенно обширно читалась философия с ее историей, высшая математика и физика, для которой был устроен при академии хороший физический кабинет, впоследствии считавшийся одним из лучших в Петербурге. Весьма видное место в курсе занимали также словесные науки с эстетикою, гражданская – общая и русская история и языки: еврейский, греческий, латинский, французский, немецкий и английский» 8 . Сам ректор, архимандрит Евграф, отличался не только глубокими познаниями, но и незаурядным преподавательским талантом. К сожалению, 11 ноября 1809 года архимандрит Евграф умер, и, после недолгого ректорства архимандрита Сергия (Крылова-Платонова), во главе академии в марте 1812 года был поставлен архимандрит Филарет (Дроздов) 9 . Именно под его влиянием Павский стал особенно глубоко интересоваться изучением Священного Писания . Для получения ученой степени магистра или кандидата богословия все студенты должны были по уставу представить сочинение, уровень которого давал право на получение той или иной степени. Павский из брал темой своего курсового сочинения книгу Псалтирь, рассмотрев ее исторически и филологически. Работа его «Обозрение Книги Псалмов. Опыт археологический, филологический и герменевтический» оказалась столь основательна, что ее благословлено было прочитать на публичном экзамене, и по решению академической конференции в 1814 году она была опубликована 10 . Новый устав предусматривал шестилетний срок обучения в академии. Однако, по предложению митрополита Амвросия, комиссией духовных училищ срок был сокращен до пяти с половиной лет 11 , и в июле 1814 года Герасим Павский блестяще оканчивает академию, став первым магистром первого выпуска. Закончив Санкт-Петербургскую духовную академию первым магистром, Г.П. Павский мог рассчитывать на кафедру богословия, но вопреки ожиданию получил назначение на должность бакалавра по классу еврейского языка. Назначение это, впрочем, оказалось поистине промысли- тельным. Впоследствии именно метод сопоставления различных языков, разработанный о. Герасимом при исследовании языка древнееврейского, использует Павский и в своих «Филологических наблюдениях над составом русского языка», принесших ему славу выдающегося лингвиста, демидовскую премию и членство в академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

Э.М.: Когда мы переехали в Москву, Игорю было пять лет. Мы изучали столицу, ходили по музеям, на выставки, а однажды поехали в Загорск, в Троице-Сергиеву Лавру. И как только сын прошёл в ворота, я его не могла оторвать – он на всё смотрел так, как будто насмотреться не мог. Вдруг увидел монаха и пулей побежал за ним, идёт сзади и смотрит, смотрит… Я взяла его за руку, говорю: «Пойдём, я тебе покажу, где учатся семинаристы». Он вцепился в решётку, и еле-еле мы его увели, всё старался разглядеть. Потом случай этот забылся. А когда Игорь уже поступил в духовную семинарию, напомнил мне: «Мама, помнишь, мы ездили в Лавру? Я тогда решил, что буду здесь учиться обязательно. И стану таким, как тот монах». В.С.: Когда я работал директором дома отдыха ЦК ВЛКСМ, у меня была возможность ездить по интересным местам, и я всегда старался брать сына с собой. Однажды мы попали в Загорске в Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии. Игорь с большим интересом рассматривал иконы, кресты, церковную утварь… Но я тогда относил это на счёт его склонности к рисованию. В нашей семье все любили рисовать. Братья мои прекрасно рисовали, один даже закончил художественный факультет. У меня тоже несколько картин есть, они даже на выставке в Якутске были: «Седой Вилюй», «На протоках Лены», «Закат над Леной», «Ленские столбы». И сын с детства очень увлекался рисованием. Но я настоял, чтобы он пошёл в железнодорожный институт, поскольку у Эммы Михайловны отец работал начальником управления железной дороги, дважды был награждён орденом Ленина. Игорь поступил, но, проучившись один семестр, бросил, потому что мечтал о семинарии, а туда с высшим образованием не принимали. Он пошёл в художественное училище и закончил его по специальности художник по дереву, краснодеревщик. — Бывает в семьях ревность между детьми. Вам это не знакомо? Э.М.: Нет, такого у нас никогда не бывало. Мы всегда все заботились друг о друге. И не то, что специально это прививали, а просто так складывалось в жизни. Чего-то необычного вы у нас не найдёте, простая дружная семья…

http://pravmir.ru/pamyati-episkopa-yakut...

Многие наши студенты – выходцы из сёл, и им трудно устоять в таком мегаполисе, как Киев. И можно себе представить, что в первое время по приезде сюда, происходит у них в сознании. Как сопоставить разнообразие лимузинов, красочность витрин, магазинов, где всё ломится от всего, с тем, что проповедуют внутри Церкви? Вспоминаем опять золотые слова апостола Павла. Этому надо учиться с молодости. Потому что если человек не борется со страстями в юности, то к старости у него на борьбу уже нет сил. По лицу старика можно определить, как он жил. Если боролся с грехами, то лицо радостное и возвышенное. Если нет – подавленность и ворчливость, мол, жизнь проходит, ничего не удалось. Это потому, что в молодости всё было пущено на самотёк. В этом и состоит их аскетизм – в столь юном возрасте почувствовать и выбрать то ценное, что будет служить подспорьем в дальнейшей деятельности как священника. Главное — стремление к преображению своей вечной души, именно от этого зависит наше спасение. В компьютерном классе — Сейчас церковное общество сталкивается с проблемой – отсутствие культуры у духовенства. Человек может получить образование в виде набора знаний, но его культурный уровень, увы, не соответствует высокому званию священнослужителя. Делает ли что-то КДС в этом направлении? — Все мы – дети своего времени. К сожалению, современная общеобразовательная школа, да и институты, и университеты, стремятся дать только набор знаний. Воспитание человека не предполагается. Как уже было сказано, мы возродили Церковно-археологический кабинет. Ведь церковное искусство отражает церковное предание, а церковное предание – это всегда внутренняя красота. Хотя и внешняя красота важна… Архитектура православных храмов, например, всегда поражала своей красотой. Но человек красив, когда его душа красива. И никак иначе. К слову о внешней красоте. В семинарии преподаётся этика и эстетика. Обучаем наших студентов правильным манерам и этикету. Когда я стал ректором, принципиально настоял, чтобы на столе были ложка, вилка и нож. Священники всегда были культурной элитой общества. И это нужно воспитывать, к этому нужно стремиться. Не всегда удаётся, к сожалению.

http://pravmir.ru/o-kulture-duhovenstva-...

В 40-50-х гг. XIX в. активно развивалась научная деятельность ун-та. С. П. Шевырёв и Ф. И. Буслаев читали лекции по истории рус. литературы, церковнослав. и рус. языков, О. М. Бодянский преподавал слав. языки, Т. Н. Грановский - древнюю историю, историю средневековья и Нового времени, С. М. Соловьёв - рус. историю, А. И. Чивилёв - политическую экономию и статистику, К. Д. Кавелин и Н. В. Калачов - историю рус. законодательства. В 1843-1845 гг. университетское естественнонаучное собрание пополнили материалы из коллекций Московской медико-хирургической академии, начали формироваться минералогический и зоологический кабинеты, со временем ставшие музеями, был выделен в особый отдел гербарий Московского ун-та. В 1846 г. была открыта Госпитальная клиника и при ней - анатомо-патологический кабинет. Число студентов в сер. 50-х - 60-х гг. XIX в. составляло более 1 тыс. чел. В 1863 г. был введен новый устав, самый либеральный из всех университетских уставов дореволюционной России. По уставу 1863 г. каждый ун-т должен был иметь 4 фак-та - историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В 1,5 раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины, открывались новые кафедры. По уставу вновь ввели выборность профессоров и всех адм. должностей, восстановили права совета профессоров и университетский суд, предоставив ун-там довольно широкую автономию, а также вдвое увеличили денежные оклады профессоров и преподавателей. Кафедра богословия продолжала существовать, но церковную историю преподавали на отдельной кафедре историко-филологического фак-та, церковное право - на соответствующей кафедре юридического фак-та. 15 окт. 1863 г. по инициативе проф. А. П. Богданова под председательством Г. Е. Щуровского создается Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ). В работе антропологического и этнографического отделов активную роль играл Д. Н. Анучин. В 1867 г. по инициативе ОЛЕАЭ в московском Манеже состоялась Всероссийская этнографическая выставка, приуроченная к работе Славянского конгресса. С 1889 г. ОЛЕАЭ стало издавать ж. «Этнографическое обозрение». В 1883 г. при Московском ун-те возник Музей антропологии. В 1872 г. ОЛЕАЭ на основе 2-й Всероссийской политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения имп. Петра I, создало Музей прикладных знаний, до 1877 г. размещавшийся в Зоологическом музее, а затем - в специально построенном здании (ныне Политехнический музей). Археологический и военно-исторический отделы политехнической выставки стали основой для создания Исторического музея, открывшегося в 1883 г. по инициативе профессоров ун-та. В 1872 г. по инициативе проф. В. И. Герье возникли Высшие жен. курсы - частный вуз, существовавший на пожертвования и плату за обучение, управлявшийся педагогическим советом из профессоров ун-та (закрыт в 1888).

http://pravenc.ru/text/2564224.html

После войны он долго ездил на «Победе». Когда уже появилась «Волга», все равно предпочитал «Победу»: в нее можно было войти и только после этого сесть, а в «Волгу» надо было садиться и потом втаскивать ноги, а ему это было тяжело. Еще у него был ЗИС–110, который шел как корабль — плавно, мягко. Ездить на высокой скорости он не любил. Обычно ездили со скоростью 85–95 километров. Бывало, чуть шофер прибавит газ, так что зашкалит за сто, он стучит ему в стекло: «Георгий Харитонович, вам что, так велели?». Шофер извинялся, а Патриарх прибавлял: «Ну, а если бы мы, как до революции архиерею полагалось, ездили на шестерке лошадей, то неужели гоняли бы во весь опор как пожарные?» Зимой, когда надо было идти на улицу, он всегда одевался заранее и, пока все собирались, сидел одетый, говоря, что надо аккумулировать тепло. Однажды, еще в период местоблюстительства он служил на пригородном приходе и ночевать ездил на поезде в Лосинки. Служил же он с одним архимандритом. Уже собирались и Патриарх, подбирая под пальто полы рясы, обратился к нему: «Отец архимандрит, вы меня проводите? Мне надо помочь нести чемодан». Тот, конечно, согласился и Патриарх вынес ему дореволюционный маленький саквояж типа тех, какие назывались «акушерскими»: небольшой и пузатенький. Архимандрит, увидев его удивился, а взяв в руки, удивился еще сильнее: он–то думал, что это действительно чемодан — тяжелый, громоздкий, а оказалось — совсем легкий. Этот саквояж был у нас притчей во языцех. Когда куда–то ехали или собирались со службы, Патриарх всегда говорил: «Ленечка, где мой чемодан?» Носил же он в нем едва ли не один только Чиновник. Леня Остапов и его отец С Леней Остаповым, будущим отцом Алексием, у нас была хорошая юношеская, а потом и взрослая дружба. Он был моложе меня на четыре года. В семинарии его однокурсниками были о. Матфей Стаднюк, Скурат, о. Василий из церкви Ризположения на Донской. Леня вместе с родителями и сестрой — приемной дочерью родителей, еще младенцем, Натальей, — появился в Москве в 1946 г. Ему было 16 лет. Это был очень молчаливый, застенчивый мальчик, переживший нацистскую оккупацию. Я к тому времени был уже старшим иподьяконом, и Патриарх поручил мне опекать его. Чем я мог ему помочь? Учить его Евангелию не было смысла, — его крестным отцом был сам Патриарх. Я взял на себя труд приобщить его к нашей советской действительности, и для начала дал ему прочитать «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка». Эффект был сногсшибательный. Мы подружились, а с увлекшей нас идеи «поиска стульев» начался наш Церковно–Археологический кабинет. Была у нас тетрадь, в которой мы оставляли друг другу послания, поскольку времени для личного общения днем нам обычно не хватало. Так вот, если в этой тетради появлялась запись: «А я нашел еще один стул!» — это означало какую–то новую выдумку.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

– А известно, куда все это было увезено? – Ящики из академии перевезли в здание бывшей ризницы, которую реорганизовали в музей на территории лавры. Но в описях музея сокровища археологического кабинета так и не были зафиксированы. Вероятно, все было украдено. Вторая жизнь Церковно-археологического кабинета начинается после 1947 года, когда академия вновь возвращается в лавру. Тогда это было разрушенное помещение, пустая библиотека. Не было ничего. В «Журнале Московской Патриархии» была помещена небольшая заметка о том, что если у кого-то есть какие-нибудь вещи для пожертвования, особенно книги, то МДА в этом очень нуждается. И эта маленькая заметка оказалась тем кличем, который был услышан всеми православными в те сложные времена, когда и слово было страшно произнести. Люди начали жертвовать в первую очередь книги, и именно в этот период наша библиотека была собрана вновь – ни одной книги со штемпелем МДА до революции 1917 года в ней нет, все было собрано вновь из пожертвований. Точно так же собирался и Церковно-археологический кабинет. У основания его стоял епископ Сергий (Голубцов), а впоследствии протоиерей Алексий Остапов, профессор академии, долгие годы преподававший здесь, и Мария Николаевна Соколова, с которой они вместе работали и собирали этот музей. В тот период часто бывал в академии патриарх Алексий I. Он жертвовал многие вещи из того, что дарили ему, и давал средства на покупку предметов старины в антикварных магазинах и на рынках. Все, что только можно было купить в этот период, покупалось. Надо помнить, что покупались не только произведения церковного искусства. Приобретались и полотна таких известных русских живописцев, как В.В. Верещагин, И.И. Шишкин, есть полотна известного пейзажиста И.И. Левитана. Задача музея – воссоздание для будущего пастыря общей картины культуры, среды, в которой человек должен расти. Поэтому эти произведения до сих пор висят у нас в академии, в аудиториях и актовых залах. Они сопровождают семинаристов с первого дня обучения до последнего. Он живет в среде этих полотен известных живописцев. Такое окружение имеет большое воспитательное значение, потому что благодаря этому формируется цельное восприятие как таковое.

http://pravoslavie.ru/33493.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010