Начались юбилейные торжества в Московской Духовной академии Сергиев-Посад, 13 октября 2005 г. Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии начались торжества, посвященные 320-летию ее основания. Торжественное Всенощное бдение в Покровском академическом храме совершили архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии и семинарии, епископ Брянский и Севский Феофилакт в сослужении ректора Минских духовных школ архимандрита Леонида (Филь), а также академического духовенства. За богослужением пели три академических хора под управлением игумена Никифора (Кирзина), иеромонаха Лазаря (Гнатив) и диакона Максима Тыртышного. В настоящее время академия — центральное богословское учебное заведение, готовящее преподавательские, научные, исследовательские и административные кадры для духовных учебных заведений, церковно-научных центров, синодальных и иных церковно-административных учреждений Русской Православной Церкви. Академия располагает собственной библиотекой, история которой берет начало со времени основания Школы. В отделе рукописных и старопечатных книг хранится свыше 1000 уникальных томов XVI—XVII веков. Сегодня фонд библиотеки составляет более 200 тысяч книг. При библиотеке действует межбиблиотечный абонемент. В академии функционирует интернет-класс, имеются общежитие и столовая, необходимые хозяйственные службы, обеспечивающие стационарное обучение студентов. В рамках академии осуществляют работу: Педагогический отдел, Отдел тюремного служения, Миссионерский отдел, Греко-латинский кабинет, Церковно-археологический кабинет, Студенческий совет. С 1892 года издается журнал «Богословский вестник», с 1996 года — студенческий журнал «Встреча». В качестве структурного подразделения первого уровня обучения при академии действует семинария. Также при академии существуют Регентская и Иконописная школы, готовящие регентов, певчих церковных хоров, и иконописцев. В 21:30 в Троице-Сергиеву Лавру прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который завтра возглавит Божественную литургию в Покровском храме МДА и прочие юбилейные мероприятия. 13 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14830.html

В Московской Духовной академии проходят юбилейные торжества 14 октября 2005 г. 12:13 13 октября 2005 года, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Московской Духовной академии начались торжества, посвященные 320-летию ее основания. Торжественное всенощное бдение в Покровском академическом храме совершили архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской Духовной академии и семинарии, епископ Брянский и Севский Феофилакт в сослужении ректора Минских Духовных школ архимандрита Леонида (Филь), а также академического духовенства. За богослужением пели три академических хора под управлением игумена Никифора (Кирзина), иеромонаха Лазаря (Гнатив) и диакона Максима Тыртышного. В настоящее время Академия — центральное богословское учебное заведение, готовящее преподавательские, научные, исследовательские и административные кадры для духовных учебных заведений, церковно-научных центров, синодальных и иных церковно-административных учреждений Русской Православной Церкви. Академия располагает собственной библиотекой, история которой берет начало со времени основания Школы. В отделе рукописных и старопечатных книг хранится свыше 1000 уникальных томов XVI—XVII веков. Сегодня фонд библиотеки составляет более 200 тысяч книг. При библиотеке действует межбиблиотечный абонемент. В Академии функционирует интернет-класс, имеются общежитие и столовая, необходимые хозяйственные службы, обеспечивающие стационарное обучение студентов. В рамках академии осуществляют работу: Педагогический отдел, тдел тюремного служения, Миссионерский отдел, Греко-латинский кабинет, Церковно-археологический кабинет, Студенческий совет. С 1892 года издается журнал «Богословский вестник», с 1996 года — студенческий журнал «Встреча». В качестве структурного подразделения первого уровня обучения при академии действует семинария. Также при академии существуют Регентская и Иконописная школы, готовящие регентов, певчих церковных хоров, и иконописцев. Вчера в 21.30 в Троице-Сергиеву лавру прибыл Святейший Патриарх Алексий, который сегодня в праздник Покрова Божией Матери совершил Божественную литургию в Покровском храме МДА. В течение дня Предстоятель Русской Церкви примет участие в юбилейных мероприятиях. Православие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/52920.html

– А владыка рассказывал вам что-нибудь о том, как был создан Церковно-археологический кабинет в Московской духовной академии? Святейший Патриарх Алексий I, которому делался такой подарок, как мне говорили, был весьма удивлен. Я слышал о том, с каким энтузиазмом Константин Нечаев, тогда еще не принявший пострига, собирал эти экспонаты по всей Москве, да и не только по Москве, получал какие-то «ориентировки», «наводки» на ту или иную вещь… Молодой архиерей Елена Николаевна: Я в это время была, конечно, слишком мала. Но то, что владыкой и отцом Алексием Остаповым этот кабинет был организован и с какой большой любовью, – это правда! Патриарх Алексий заменил отца для владыки, так как его родной отец довольно рано умер после ссылки. Конечно, трудов было положено немало. А в детстве, когда мы жили в Лавре, это было для меня каким-то родным местом. Академическая церковь, дверь сзади… я в любой момент знала, что можно туда попасть… шикарная лестница, которая мне несказанно нравилась… Это все – мое детство. – Вы посещали музей? Елена Николаевна: Конечно! И я все время вспоминаю ту красоту, что там собрана. Это всё было родное. – Святейший Алексий I был и воспринимался многими как человек другой эпохи – еще царской России. К нему уважительно относилась даже самая грубая власть советская: чиновники подспудно чувствовали человека совершенно другого уровня. И он, может быть, даже часто не говоря ничего, добивался своего. А Церкви многое было необходимо в те страшные годы… Вы сказали, что вам, детям, не говорили о трудном, плохом, о том, что переживала Церковь в те годы, но ведь вы, вероятно, это чувствовали? Елена Николаевна: Чувствовалась разница: вокруг была другая жизнь, а в храме – моя жизнь, к которой я привыкла. Патриарх Алексий – это эпоха, это «московская школа» духовенства, которая, к сожалению, постепенно уходит. Это интеллигенция духовная, которая воспитывалась и патриархом тоже. При нем ведь все иподиаконы проходили школу не только служения, но и этикета: все знали, как надо вести себя и за столом, и в присутствии каких-то посторонних лиц.

http://pravoslavie.ru/98353.html

Вспоминаю 15 мая 1958 года. В жизни Русской Православной Церкви это скорбный день – день кончины Святейшего Патриарха Сергия. Потому этот день преемник Патриарха Сергия обычно проводил в Москве – молился у могилы своего предшественника, молился и в Патриаршей резиденции. Естественно, что на этот день назначен был приём в Чистом переулке меня и моей будущей жены Марии перед вступлением в брак. Пришли мы заранее. В назначенное время нас пригласили в кабинет Святейшего. Примечательно, что когда мы вошли, Святейший уже стоял за столом и приветливо улыбался. Спросил у Марии, где и кем она работает, а затем выразил нам самые добрые пожелания, взял лежавшую на столе икону Божией Матери Казанской, благословил ею нас, дал приложиться и отдал нам. Мы от души поблагодарили Его Святейшество и с радостным сердцем, доброй надеждой, что всё будет хорошо в нашей семейной жизни, ушли. И слава Богу, в мире и благополучии прожили мы вот уже 44 года. Благословение Первосвятителя – великая духовная сила... Эта Казанская икона находится у нас в красном углу большой комнаты. Перед ней мы ежедневно совершаем утреннее и вечернее молитвенное правило и всегда поминаем почившего дорогого для нас Святейшего Первоиерарха. Из жизни академической сегодня вспоминаю я наши встречи со Святейшим Патриархом Алексием I перед защитой (в I960 г.) магистерской диссертации московским протоиереем Николаем Никольским . Почему перед защитой? Потому, что Святейший, по своему обыкновению, прибыл в Академию минута в минуту, а диссертант опоздал на два или три часа (!) – в пути сломалась машина, на которой он ехал. И Святейший, так любивший точность, без единого слова ропота ожидал отца Николая, которого хорошо знал и любил. За это время Его Святейшеству, кажется, два раза показали наш Церковно-археологический кабинет – сначала поскору провели, а затем – более детально... Опоздание диссертанта дало нам возможность дольше побыть с любимым Святителем, потому и лучше запомнилось. Вместе с тем, этот случай показал нам, вернее научил нас быть терпеливыми и достойными своего звания в самых разных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Остатки Десятинной церкви в Киеве оказались под угрозой полного уничтожения 09.04.2010 Стеклянно-металлическая конструкция, защищавшая места раскопок Десятинной церкви в Киеве , древнейшей каменной на Киевской Руси, обрушилась под тяжестью снега, сообщает украинская газета " Сегодня " . По словам руководителя архитектурно-археологической экспедиции Глеба Ивакина, если в ближайшее время " саркофаг " , защищавший церковь, не восстановят, вода может разрушить фундамент церкви. " Мы стараемся этого избежать - присыпаем раскопки землей. Но ведь в глубокие ямы будет стекать дождевая вода " , - сказал Ивакин. Раскопки на месте Десятинной церкви в Киеве ведутся с 2005 года. Украинское правительство в 2005-2009 годах выделило на них 7 миллионов гривен, однако только 1,5 миллиона пошли на обеспечение работы археологов, остальное потратили на обслуживание, транспорт и строительство накрытия, которое рухнуло. Как сообщает УНИАН, за годы раскопок на месте Десятинной церкви было найдено около 10 тысяч предметов, среди которых - украшения (например, серебряные серьги), керамика, а также костяное острие рога, на котором вырезаны сказочные существа - первая подобная находка на территории Древней Руси. На стенах были найдены древние надписи и остатки фресок, рассказал начальник Владимирского отряда археологической экспедиции Виталий Козюба. Начальник Главного управления охраны культурного наследия администрации Киева Руслан Кухаренко заявил журналистам, что и на завершение раскопок, и на музеификацию Десятинной церкви деньги выделять должен кабинет министров Украины, так как это памятник национального значения. Первая каменная церковь Киевской Руси была возведена русскими и византийскими мастерами в 988-996 годах на деньги князя Владимира, выделившего на ее строительство и содержание десятую часть княжеских доходов - десятину. В 1240 году церковь была разрушена войском Батыя. В 1758 году Десятинную отстроили заново. В 1928 году церковь была уничтожена советской властью. В 2005 году Виктор Ющенко, бывший тогда президентом Украины, распорядился восстановить церковь и выделить на это 90 миллионов гривен. Lenta.Ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 09.04.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/8169.html

Открытие церковно-археологического кабинета при КДАиС. 21 окт. 2009 г. Открытие церковно-археологического кабинета при КДАиС. 21 окт. 2009 г. Активно развиваются международные связи КДА. На учебу в Киев приезжают студенты не только из Украины, но и из России, Грузии, Казахстана, Сербии, Боснии и Герцеговины, Македонии и др. стран. Преподаватели КДА участвуют в научных конференциях за рубежом. В 2011 г. КДА подписала договоры о сотрудничестве с римским ун-том «La Sapienza» и Православным богословским фак-том Бухарестского ун-та, подписан протокол о сотрудничестве с ун-том Фрибура (Швейцария). По состоянию на 1 янв. 2013 г. в КДАиС обучалось 336 студентов в стационаре (204 - в семинарии и 132 - в академии) и 887 - в заочном секторе (534 - в семинарии и 353 - в академии). В состав профессорско-преподавательской корпорации входило 67 чел. Среди них - 10 профессоров и 10 доцентов, д-р богословия, д-р педагогических наук, магистр богословия, 41 кандидат богословия и 10 кандидатов др. наук; 4 члена профессорско-преподавательской корпорации КДАиС являются епископами УПЦ. При КДАиС действуют катехизаторские курсы, воскресная школа и Антисектантский консультационно-просветительский центр «Надежда». В нач. XXI в. существенно улучшены условия жизни и быта студентов. В 2007 г. был проведен ремонт учебного и библиотечного корпусов. К 1 сент. 2008 г. завершена генеральная реконструкция студенческого общежития, а к 1 сент. 2009 г.- жилого корпуса. В КДАиС действуют учебно-методический кабинет, студенческий компьютерный класс, медико-санитарная часть, спортивный зал. В КДАиС ведется активная работа по изучению исторического прошлого киевских духовных школ. Проведено неск. научных конференций, на к-рых обсуждались различные аспекты истории КДА. В 2009-2012 гг. в Трудах КДА опубликовано неск. десятков статей и материалов, посвященных истории академии. Ведется подготовка к празднованию 400-летнего юбилея киевских духовных школ, к-рый намечен на 2015 г. Начата серия юбилейных изданий. В 2012 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира установлено местное празднование в честь Собора святых КДА, которое будет совершаться 9 нояб., в Актовый день КДАиС. Написана и освящена икона Собора святых КДА, на которой изображены 44 святых.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Дубровская (Орловское). Церковь Богоявления Господня. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1756. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Устьянский район, Дубровская (Орловское) Координаты: 61.168515, 43.626315 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1910 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Орловский приход. Современное местоположение: д. Дубровская на левом берегу реки Устья (приток Ваги), Устьянский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния. В приходе к середине XIX века имелось три церкви - Христорождественская, Николаевская, Богоявленская. Орловская Христорождественская церковь, каменная, 1865 г. Престолы в честь Рождества Христова, пророка Илии, Успения Божией Матери. Новоустроенный храм во имя Успения Божией Матери освящён 9 октября 1878 г. Богоявленская церковь, 1756 г., деревянная. Стояла на берегу р. Устьи. В начале XX века предполагалось разобрать церковь, так как в связи с подмытием берега возникли опасения, что церковь может упасть. К тому же здание со временем несколько наклонилось. Иконостас и внутреннее убранство церкви были вынесены во время пожара соседней Николаевской церкви в 1861 г., а трапеза уничтожена, с разрешения епархиальной власти, в 1886 г. Императорская археологическая комиссия направила в с. Орловское своего сотрудника Д.В. Милеева, который сообщил, что " сруб церкви очень прочен и что хотя берег реки близко, но пока он не угрожает целости здания (Дело 1904 г. " В 1907 г. было принято постановление ИАК: " 1) признать церковь весьма интересной по превосходным пропорциям, а наклон ее не имеющим угрожающего значения, 2) просить причт и старосту принять меры против дальнейшей неправильной осадки церкви и отремонтировать ее для богослужения. " В клировой ведомости 1916 г. Богоявленская и Николаевская церкви не упоминались. Приходское попечительство было открыто при Орловской Христорождественской церкви в 1873 г., председателем избран крестьянин Петр Коптяев. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38377

Сегодня мы возлагаем венок из наших слёз. Верим, что Господь его упокоит, ибо этого он глубоко заслужил! Да сохранится о нём добрая память!» После 3-ей песни канона речь сказал сотрудник Церковно-археологического кабинета иеромонах Софроний (Дмитрук): «Ныне, когда скорбят школа, Церковь , семья, скорбим и мы – сотрудники Церковно-археологического кабинета. Не успела пройти ещё скорбь о кончине молодого профессора игумена Марка – Господь снова посетил нас. Мы потеряли родного отца: он скоро слышал всех, старался вложить в нас свой ум, эрудицию, любовь. Отец Алексий был не только образован, но и культурен. Каждая икона, каждая вещь кабинета прошла через его руки, установлена на своём месте. Церковно-археологический кабинет был его домом – здесь более всего он проявлял себя. Отец Алексий был и писателем: его лирические произведения и проза поражают нас. Каждый день он посвящал искусству. Более всего любил икону. Икона постигается по мере внутреннего совершенства, её можно только чувствовать – отец Алексий научал знать её. Он учил любить то, что нас окружает. Любой сотрудник был им утешен. Замечания делал он так, что нельзя было обидеться, ибо делал с любовью». В конце отпевания проститься с отцом Алексием вышли из алтаря митрополит Ювеналий, архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Филарет, архиепископ Сергий, епископ Саратовский и Волгоградский Пимен, епископ Рязанский и Касимовский Симон. Простились также священнослужители, родные почившего, преподаватели, учащиеся, все. Архимандрит Иоанн (Маслов) прочитал разрешительную молитву. Духовенство высоко подняло гроб и с пением «Святый Боже...» под печальный перезвон колоколов обнесло вокруг в храме. При пении ирмосов канона преподобного Андрея Критского тело отца Алексия вынесли из храма к машине. Возле машины гроб был поставлен на приготовленное место и архиепископ Владимир совершил литию... В машине рядом с гробом: Даниил Андреевич Остапов, брат супруги почившего Борис, протоиерей А. Кравченко, профессор Б. А. Неюбов, доцент А.П. Горбачёв, доцент И.В. Воробьёв, священник Вадим Смирнов, пишущий эти строки и другие. На гробе лежит венок из живых цветов с надписью: «Досточтимому профессору отцу Алексию Остапову от архиепископа Рижского и Латвийского Леонида».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вот это как раз душа, которая этим живет. Господь так устроил, что через руки, через жест проявляется сущность души, настроение, и все в хоре понимают, считывают. Так что вы говорите о преемстве, но тут уже, наверное, преподобный Сергий как-то сам выбирает и подбирает людей. Повторить, наверное, это сложно. Это бессмысленное дело – пытаться воспроизвести то, что делал отец Матфей? Это самобытно? Нет, это просто невозможно. Можно пытаться подражать, но все равно у каждого свое. Я не знаю, я про себя рассказал, что некоторыми советами батюшки пользовался. Но как бы о. Матфей сам сделал… Все равно некий ключ был дан, и дан многим. Конечно, как без этого! Я помню его жесты, как он управлял. А как у меня получается, сложно судить самому. Поскольку мы беседуем в малом актовом зале – в зале Церковно-археологического кабинета, – не могу не спросить о Вашем опыте работы здесь. Вы же были помощником заведующего ЦАК? Да, в 1982 году руководство академии, владыка Александр Тимофеев, благословил меня нести послушание здесь в качестве экскурсовода. Это послушание я нес до 1986 года, до момента принятия монашеского пострига. Кстати, отец Матфей мне очень помог в этом, рассказав о некоторых экспонатах. У меня даже сохранился блокнотик, в который я с его слов записывал сведения о какой-нибудь иконе из собрания и прочем. Благодаря этому пополнял свои знания. Конечно, сейчас Церковно-археологический кабинет выглядит уже по-другому. Многое изменилось? Очень многое, можно сказать, все. Древние витрины, которые можно было увидеть на старых фотографиях, – их сейчас нет. Было интересно то, что приходили большие делегации. Помню, с какой робостью начинал работать в ЦАК, а потом Господь дал сил, стало уже проще. Затем меня назначили помощником заведующего. Заведующим тогда был архимандрит Венедикт Князев. И вот как раз та ночь пожара… 1986 год? 1986 год. Мы здесь все эвакуировали. Над нами горела крыша, над этими сводами. Ее начали тушить, заливать водой. Набралось очень много воды, которая потом, впоследствии, впиталась, и пошел грибок.

http://bogoslov.ru/article/6191741

– А почему Галина Сергеевна Клокова решила устроить музей? – Она понимала значение такого учреждения. Ведь мы – не первые. Даже в советское время в немногих наших духовных школах создавали Церковно-археологические кабинеты по образцу дореволюционных. В XIX веке при церковных учреждениях устраивались «древлехранилища» – центры, где собирали и хранили старину. Всем известен замечательный Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии. – Да, конечно. И там много очень ценных икон и разных старинных священных предметов. – Да, потому что ему уделялось большое внимание, и он существует уже весьма долго – с середины прошлого века. И этот опыт показывает, что в образовательном учреждении совершенно естественно иметь музей, в том числе такой, который выполняет роль и хранителя памяти, той, что передается через предметы материального мира. Вот, скажем, история гонений на Церковь… Здесь нам дороги любая вещь, связанная с именами подвижников. Вы, конечно, скажете: вот сравнил! Да, сравнил, потому что мученики вышли из того же народа, из той среды, которая сохранилась в бытовых и художественных предметах их времени и их народа. Без знания истории народа подвиг мучеников теряет связь с нашей историей. Сам по себе тот подвиг одинаков и равен во все эпохи – и в IV веке, и в XIV-м столетии, и в XXI-м. Но условия разные, народы разные, и труднее понять этот подвиг, когда ничего не знаешь о среде, в которой рос и жил святой подвижник. Любой музей – это образовательный центр исторической памяти. Вот Великая Отечественная война. Мы узнаем о ней и чувствуем тот подвиг, которые совершили все, подарившие нам победу, не только через факты и цифры, но и через письма, которые писали с фронта и на фронт, через личные вещи фронтовиков, их награды, даже через остатки снарядов, которые хранятся в музеях… Вообще, мы, конечно, представляем всякий музей как светское учреждение, предназначенное для хранения ценностей исторического значения. Но ведь в христианстве вообще существует – и существует изначально – традиция хранения предметов священных, бытие которых освящено историей и без которых мы не можем представить историю Церкви. И все это знают. Как, например, можно представить нашу Церковь без Владимирской иконы Богородицы? Вот эта важнейшая традиция – беречь сакральное – и не только сакральное, но и исторически ценное – есть признак благочестия и признак культурного сознания. И уже в Новом Завете мы узнаем о священных предметах, как, например, «главотяжы и убрусцы» апостола Павла, исцелявшие больных (гл.19, ст.12).

http://pravoslavie.ru/145323.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010