Господь Иисус Христос здесь намекает на то, что Он есть тот самый Небесный Жених душ и сердец, которого ждет каждый человек. Сыны чертога брачного – это, видимо, друзья жениха, которые не могут во время брачного пира воздерживаться в пище, потому что преисполнены необыкновенной, обильной радости. Подобно этому невозможны были воздержание в пище и прочие телесные подвиги, когда с учениками был Небесный Жених, общаясь с Которым они испытывали необыкновенную радость и утешение. Эти образные слова намекают на сильнейшее чувство любви, которое ученики испытывали к Спасителю даже как к человеку. Это мы видим, между прочим, из церковной истории в описании обычая апостолов: даже после вознесения Спасителя во время совместной трапезы они всегда оставляли часть для Господа, это были чаша с вином и хлеб, и, когда они заканчивали трапезу, поднимали их и говорили: «Иисус, помогай нам», потом разделяли все это и вкушали как святыню. О чем это говорит? О том, что они всегда помнили то необыкновенное время, когда они почти неразлучно были с Господом Иисусом Христом, и желали вновь навсегда соединиться с Ним. Как ученики Спасителя, исполненные в то время такой любви и такой духовной радости, могли думать о чем-то внешнем? Пост – это не только выражение скорби но и, так сказать, искусственное средство для того, чтобы привести себя в состояние скорби. Поскольку мы люди в значительной степени живущие удовольствиями плоти, то, вкушая вкусную пищу, насыщаясь, мы испытываем утешение, радость. Воздерживаясь от вкусной пищи, лишая себя возможности плотно поесть, мы уже не можем испытывать таких чувств. И эта вольная скорбь, как ее называют святые отцы, доставляемая телу, распространяется и на душу: человек испытывает душевную печаль, которая способствует покаянию. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни 91 . То есть когда ученики лишатся этой радости, они естественно будут скорбеть о разлуке со своим возлюбленным Господом Иисусом Христом, и, для того чтобы приблизиться к Нему при помощи покаянной молитвы, они будут налагать на себя подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

" ...дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос» ( Eф. IV, 14, 15 ). 20. Что такое догмат веры? От дней апостольских догматом называется определение истины, вытекающее из Божественного Откровения, провозглашенное Церковью и законообязательное для верующих, которые воспринимают его значение чрез свою веру. Верующие в Бога ищут лицезрение Его силы в глубине своей души. Лицезрение в церковном единстве всех верующих дают догматы , извлеченные всегда из Тайн Откровения. Чтобы по главной Христовой заповеди – любить Бога, на Него надеяться и Ему служить, – надо иметь о Нем общее и единое суждение. Евангелие повествует – как Господь возбудил единое суждение о Нем правильно верующих и благословил начало догматической мысли апостолов. " Он говорить им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах« ( Mф. XVI, 13–17 ). «Православное Догматическое Богословие» различает догматы : а) Основные, излагающие главные истины веры и перечисленные в двенадцати членах Символа: б) частные, выведенные из первых, изложенные в катихизисах. Отвержением частного догмата отвергается тот основной, на котором основан частный или отвергается IX-й член Символа – о Церкви. в) Чистые догматы , т.е. непостижимые умом и г) смешанные, постигаемые силой разсудка. Это разделение указывает: какой догмат возможно разсматривать мышлением и какой – не следует. д) Общие с другими исповеданиями и е) отличительные. Последние надо знать, чтобы пункты нападения на православную веру предвидеть заранее. Свойства догматов: Богооткровенность, Церковность, Общеобязательность, Целесообразность. Помогая познанию истин Откровения, догматы суть вехи религиозного пути и отправныя точки мировоззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Далее приводится родословие Адама (Быт. 5) и дается летосчисление и жизнь родоначальников рода человеческого: Адама, Сифа, Еноса, Каинана, Малелеила, Иареда, Еноха, Мафусала, Ламеха (другого), Ноя. «Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета». Годы жизни их даны разные в еврейской Библии и в Септуагинте. Но не будем этому придавать большого значения — важно, что люди жили долгие годы и что жизнь их была исполнена многих событий, о которых бытописатель не упоминает, но о которых можно догадываться, если мы знаем о том, как жили люди в древности и что с ними происходило. По мнению богословов, все эти патриархи жили независимо друг от друга, т.е. часто это были люди, которые не являлись сыновьями того или иного человека. Когда говорит Иван Грозный «Я сын Рюрика», это не значит, что он был его сыном. Он был его потомком, и их разделяла почти почти тысяча лет. Тем не менее Грозный называл себя сыном Рюрика. Так и здесь. Скажем, Енох жил 60 лет и родил Мафусала — возможно, что это был Мафусал из его более поздних потомков. Эта таблица сделана искусственно, чтобы показать нам единство человеческого рода. Это единство подчеркивается, во-первых, именем «Ева» («мать всех живущих на земле») и, во-вторых, родословием человека, которое показывает, что от одной крови произошли все люди — от Адама. И все пришло к Ною, который явился родоначальником нового человечества. Что послужило трагедией, приведшей к тому, что мы называем всемирным Потопом? «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им... И увидел Господь, что велико развращение человека на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время» (Быт. 6:4-5). Вот как говорит об этом Лопухин: «Предпотопное человечество именуется исполинами, хотя действительно этот термин служит для обозначения великанов или гигантов. Но гораздо правильнее будет видеть в этих первобытных людях, в исполинах, не только людей,отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, сколько лиц, сознательно попиравших всякую правду, и дерзких тиранов. Со времени смешения сифитов (сынов Божиих) с каинитянами эти исполины особенно размножились вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных уставов. Корень глубокого развращения человека допотопного указывает повреждение сердца, так как последнее, по библейскому воззрению, считается центром сознательной деятельности человека. То развращение его равносильно заражению самого источника жизни (помните, как сказано: «Зло в сердце от юности его», т.е. весь источник был поражен злом)». По поводу исполинов и об этом повествовании совершенно по-разному говорится у разных богословов. Во-первых, кто такие сыны Божии и кто такие сыны человеческие, как сочетаются эти понятия?

http://sedmitza.ru/lib/text/432081/

Дан.3:74 . Да благословит земля Господа, да поет и превозносить Его во веки. Под землею здесь разумеется земной шар. Слава Господа проявляется в том, что Творец, по словам псалмопевца, утвердил землю на основаниях ее (т.е. на собственной ее тяжести, как на твердом основании), на котором она не поколеблется ( Пс. 103:5 ), – или, по словам церковной песни: «на ничесомже водрузил землю повелением Своим и повесил ее, неодержимо (без сторонней поддержки) тяготеющую». Слава Божия открывается на земле также в том, что все дела рук Божиих, наполняющие и украшающие землю, свидетельствуют о премудрости и благости Божией. Эти дивные дела перечисляются в дальнейших стихах. Дан.3:75 . Благословите, горы и холми, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Горы возбуждают нас благословлять Господа за дары благости Его, проявляемой чрез них. Горы орошают землю обильною влагою, изливаемою на землю от покрывающих горные вершины снегов, облаков, паров. Горы защищают поля и долины от бурь и от зноя. В недрах гор содержится неистощимый запас минералов и металлов. Горы покрываются могучею древесною растительностью (дубы, кедры). Горный воздух благоприятствует здоровью. Горы служат естественными границами государств и лучше всяких искусственных сооружений оберегают их от неприятельских вторжений. Горы и холмы дают удобное пристанище для уединения, безмолвия и молитвы. Дан.3:76 . Благословите, вся прозябающая на земли, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Прозябения земные располагают благословлять Господа красотою своею и наипаче пользою. Красотою отличаются и восхищают зрителя особенно цветы. «Посмотрите на полевые лилии, – говорит Христос, – как они растут? Не трудятся и не прядут. Но я говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Мф. 6:28–29 ). Польза от растений весьма разнообразна. Они питают людей и бессловесных животных, очищают воздух, втягивая в себя вредные для здоровья части воздуха, дают материал для построек, для отопления. Псалмопевец, прославляя Господа за дары растительного царства, говорит: Ты един, Господи, произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека. Правда, человек употребляет и собственные усилия для разведения и обработки хлебных и виноградных растений, одних для удовлетворения насущных потребностей, других для услаждения вкуса (вино веселит сердце человека); но ни те ни другие без содействия Божия, без дождя и теплоты не могут возрастать и приносить плоды ( Пс. 103:14–15 ). Еще очевиднее обнаруживается это в растениях диких, или в древах Божиих, каковы величественные кедры ливанские, возрастание и плодовитость которых совершенно не зависит от трудов человеческих, а от единого Бога, их насаждающего и насыщающего (16).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Данная статья является откликом настоятеля Успенского храма с. Алешково Ступинского района Московской области протоиерея Михаила Редкина на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленный и проработанный комиссиями Межсоборного присутствия.    Актуальность проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению» , подготовленного комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактированного специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ, после чего изученного в комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства и доработанного редакционной комиссией Межсоборного присутствия во главе со Святейшим Патриархом, несомненна. Столь серьезный подход, явленный в таких высоких инстанциях при подготовке этого документа, прежде всего был необходим для понимания некоторыми священниками и мирянами опасности Причащения без исповеди и без поста (в разных вариациях). Об исповеди Если христианин не испытывает потребности в постоянной исповеди (не только перед Причастием, а перед Причастием в особенности), то он находится в опасном духовном состоянии. Это относится и к священникам, и к мирянам. Известно святоотеческое изречение: «Первый признак здравия души человеческой – это видение своих грехов как песка морского». Как увидеть то, что сразу не видно? Постоянным умным трезвением, исповеданием тех грехов, которые видит христианин, и причащением Святых Христовых Таин. Чем тщательнее человек этим занимается, тем больше Божественной благодати в его душе, в свете которой он все больше видит те грехи, которые раньше не замечал. И так по духовной лестнице восходит от силы в силу. Причастие без исповеди – очень опасная тенденция. Во-первых, как уже говорилось, если христианин не испытывает потребности в исповеди каждый день, особенно перед Причастием (ибо добрый хозяин сначала наведет порядок в своем доме, а затем приглашает дорогого Гостя), значит душа его пребывает в духовном сне. Во-вторых, это может привести к ложному пониманию Причастия как автоматического привлечения благодати Божией. Апостол Павел предостерегает: «По сему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30). Поэтому и священник, выходя с Чашей, говорит слова: «Да не в суд или в осуждениебудет мне причащение Святых Твоих Таинств, Господи». Например, апостол Иуда причастился, и тут же вошел в него сатана.

http://pravoslavie.ru/65705.html

Для возрастания в духовной жизни и для все более ясного различения воли Божией, для все более точного ее исполнения пригодны все средства, предлагаемые Церковью : участие в святых Таинствах, чтение Слова Божия и духовных книг, общественные и частные молитвы, очищение своего сердца от недостойных христианина помыслов, ограничение своих естественных потребностей (пост) и стремление к исполнению заповедей, даже в том случае, когда еще не возникло к этому настоящего расположения. Необходимо и личное общение с людьми, живущими церковной жизнью, испрашивание у них духовных советов, особенно у своего духовного отца. Эти советы следует исполнять, как и все, в чем человек прозревает указание свыше. Необходимо еще развивать все свои дарования, следуя своему призванию и обращая его на служение Богу и людям. Какое значение отводится в работе над собой молитве? Среди всех указанных средств исключительное значение имеет молитва. В ней сердцевина духовной жизни, которая просто не существует без молитвы. Молитва бывает частной и общественной, а по своему содержанию – хвалебной, благодарственной и просительной. Прошения возносятся за себя и за других как о даровании внешних, так и духовных благ, в особенности же о прощении грехов, о помощи в борьбе с искушениями и, наконец, об указаниях свыше относительно того, как поступить по воле Божией. Бог отвечает на такую молитву, особенно если она касается других. Молитва за других – путь к любви и плод любви. Еще выше совместная молитва . «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы они ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18, 19–20 ). 6. Жизнь Иисуса Христа как образец нравственного совершенства для Его последователей Жизнь Иисуса Христа как образец: требования к последователю Христову, совершеннейший нравственный характер Иисуса Христа, подражание смирению Христову, связь с Небесным Отцом, преуспеяние в премудрости и в любви у Бога и людей, готовность и решимость исполнять волю Отца, значение молитвы в желании подражать Отцу, вступая в общение с людьми по воле Отца; пастырская любовь Христа, простирающаяся ко всем и к каждому доходчивостью Его слов и переживанием возвещаемого, учение со властью; любовь к природе, благодеяния Христа при исполнении общественного служения, новая заповедь людям, возрождение в нового человека, поступающего по примеру Христа Что требуется от последователя Христова?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Для основательного и правильного решения этих вопросов, теоретического и практического, не малую помощь может оказать историческая справка о Брестской унии. Вот почему, имея намерение обсудить вопросы о том, как мы, православные, должны отнестись к призыву папы присоединиться к его церкви, может ли Православная Церковь соединиться с Латинской церковью, и может ли принести какую-нибудь пользу Православной Церкви соединение её с Латинской церковью, мы и привели эту справку. Справка – не в пользу соединения Православной Церкви с Латинской. Содержание энциклики Мм. Гг.! нашу настоящую речь весьма прилично начать словами церковной песни, которая постоянно возглашается в храмах здешней обители, посвященных имени Святой Живоначальной Троицы: Егда, снисшед, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славит Всесвятаго Духа 7 . В этом церковном песнопении сопоставлены два величайших события всемирной истории, разделенные промежутком времени в 2300 лет, как бы отчасти сходные по цели и вместе с тем совершенно противоположные по своим последствиям. Протекло уже свыше четырех тысяч лет с тех пор, как совершилось первое из этих событий; да и со времени второго события миновало почти девятнадцать веков. Но память о них не изгладилась и никогда не изгладится. Из краткого повествования ветхозаветного Бытописателя о первом событии видно, что через несколько времени после потопа люди размножились и поняли, что жить им в одном месте тесно, и что настало время разойтись им в разные стороны; тогда они, и в особенности сильнейшие из них, каков был Нимрод, сила и звероловное искусство которого вошли в поговорку, сказали друг другу: Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели разсеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык: и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другаго. И разсеял их Господь оттуда по всей земле: и они перестали строить город (и башню) ( Быт. 11:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Для этого нужно, как мы не раз уже повторяли, что и есть в проповедническом искусстве самое главное, — это то, чтобы истина христианская, излагаемая в проповеди, была им пережита, прочувствована и проникала все существо его души.    В силу того же закона популярности проповеднику не следует поднимать на церковной кафедре разные утонченные богословские вопросы. Он должен помнить, что кафедра церковная — это не одно и то же, что кафедра школьная или профессорская. То, что уместно и нужно на кафедре школьной, далеко не всегда пригодно на кафедре церковной. Поэтому неправильно поступают те проповедники, которые в угоду людям образованным, а иногда и для того, чтобы блеснуть своей ученостью, предлагают на церковной кафедре такие мудреные поучения, которые напоминают собой ученые трактаты или школьные лекции. Задача проповедника не в том состоит, чтобы давать пищу для ума и заставлять слушателей ломать свою голову, а в том, чтобы дать пищу для сердца, напитать душу спасительной Христовой истиной. Сам апостол Павел наставляет Тита, а в лице его и всех христианских пастырей, чтобы они уклонялись «от стязаний и словопрений», а к таким именно стязаниям и словопрениям и относятся часто ученые изыскания, вызывающие споры и разногласия между людьми школы. «Суть бо» такие изыскания, вызывающие споры, говорит апостол, «не полезны и суетны» (Тит. 3:9). Сам апостол говорит о том, что и его проповедь «не в премудрости слова», не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 1:17; 2:1—5).    Другое условие, которое должен выполнять проповедник в силу закона популярности, касается способа представления или развития мысли. Слово проповедника не будет популярным, если он будет говорить.    словом сухого, холодного рассудка и если оно будет носить слишком отвлеченный характер. Чисто логическое рассуждение, хотя бы и очень умное, не производит никогда достаточно сильного впечатления, не дает пищи для сердца, не назидает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Для ясного решения этого вопроса, необходимо внимательно прочесть все эти слова св. Апостола от начала до конца полностью, вдуматься в их глубокий смысл, вопросив свою совесть насколько сказанное св. Апостолом может идти к советской власти, а затем обратиться к нашим древним церковным авторитетам, дабы узнать, как они понимали и толковали эти слова, ведь и римо-католики и все безчисленные сектанты для оправдания своих заблуждений прибегают к текстам из Священного Писания, вырывая из контекста отдельные фразы и толкуя их там, где это им выгодно, слишком буквалистически, без сличения и согласования с остальным текстом. Итак, что же говорит св. Апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующия же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию  установлению.  А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны  не для добрых дел, но для злых.  Хочешь ли не бояться власти?  Делай добро, и получишь похвалу от нея; ибо начальник есть Божий слуга,  тебе  на добро.  Если же делаешь зло, бойся, ибо  он не напрасно носит меч: он Божий слуга,  отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» Вот теперь, процитировав эти слова и внимательно вдумавшись в них, вопросим самую элементарную, не искривленную человеческую совесть – совесть человека хотя бы немного знакомого с богоборческой сущностью коммунистической советской власти, не только отрицающей самое существование Бога, но и сознательно и ожесточенно борющейся с верой в Бога, со всякой религией, – могут ли эти слова быть отнесены к советской власти? Конечно, нет! Как может быть «властью от Бога» та власть, которая с Богом борется, поставляя при том свою борьбу с Богом за искоренение всякой религии одной из главных целей своей деятельности? Разве мы не знаем, сколько зла причинила богоборческая советская власть Русской Земле, сколько невинной крови она пролила, скольких русских людей сделала несчастнейшими из смертных, сколько великих исторических святынь русского народа разрушила и осквернила, как надругалась она над душой православного русского человека, сколько всякой мерзости, низости, гнусности и самого разнузданного хамства внесла в русскую народную жизнь, искусственно вызывая и взвинчивая в душах всевозможные порочные и преступные инстинкты, возбуждая зверя в человеке, в том самом русском человеке, который так славился прежде своим смирением, кротостью, милосердием и самыми добрыми истинно-христианскими качествами души?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

До сего дня твоим послушанием было настоятельство в больничном храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона, и уже одно это говорит нам о том, что тебе как пастырю приходилось ежедневно и помногу соприкасаться с болью, страданиями и недугами людей, с их горестями, отчаянием и надеждами. Не давай же умолкать голосу человеколюбия и милосердия в твоей душе. Ибо ныне тебе предлежит гораздо более широкий, ответственный и многотрудный путь духовного врачевства. И потому деятельно возгревай в себе готовность укрепить сомневающегося, утешить страждущего, поддержать обездоленного, ободрить унывающего. «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал» (1 Тим. 4:6). В мирской твоей жизни ты был архитектором. А это означает, что тебе не просто внятна неизреченная красота Божиего мира, но также ведомы открытые нам свыше законы искусства, законы гармонии, по которым творится красота рукотворная. Употреби же эти дарования и познания для активного созидания и благоукрашения храмов в твоей новой епархии. Но при всех заботах и попечениях всечасно уповай на всесильную помощь Божию, ибо Сам Спаситель сказал ученикам: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) так толкует это речение Господа: «Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить. Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих» . По воле Вседержителя на твою долю выпала честь стать первым епископом только что созданной Арсеньевской и Дальнегорской епархии. Таким образом, твое имя будет первым вписано в ее историю. И потому можно сказать, что Богом и Священноначалием ныне тебе благословляется великое дерзновение явить себя вдумчивым, предусмотрительным, талантливым архитектором и строителем церковного бытия вверяемого тебе удела.

http://patriarchia.ru/db/text/1666902.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010