3. Но тот, горделивым духом отказавшись от покаяния, лишился не только будущего, но и здешнего спасения и неким женским страхом сложил с себя царство, которое злым образом захватил, так что объявлял себя не императором, а попечителем государства. 20 .1. По смерти же Юстины некий гаруспик 22 Иннокентий по имени, но не по делам 23 , когда его пытал судья по делу о колдовстве, начал признаваться не в том, о чем его допрашивали; ибо он кричал, что большие муки испытывает от ангела, который охраняет Амвросия, потому что во времена Юстины ради возбуждения народной ненависти к епископу он, восходя посреди ночи на вершину церковной кровли, приносил там жертвы. 2. Но чем настойчивее и тщательнее он совершал злые дела, тем больше укреплялась любовь народа к кафолической вере и Господню святителю. 3. Он признавался, что посылал и бесов, чтобы те его умертвили; но бесы отказывались, [говоря], что не только к епископу никак не могут приблизиться, но даже к дверям дома, где тот жил, потому что все то здание ограждал неодолимый огонь, который жег их даже издалека; и что так иссякло его искусство, которым он считал, будто может что-то сделать против святителя Господня. 4. А другой с мечом дошел до самой спальни, чтобы убить святителя; но как только он поднял руку с обнаженным мечом, так и остался с застывшей в воздухе воздетой десницей. Тогда, после того как он признался, что был послан Юстиной, рука, которая застыла, когда он ее неправедно простер, была исцелена признанием. 21 . 1. В это же время, когда светлейший муж Проб направил к епископу своего слугу нотария 24 , которого тяжко удручал нечистый дух, как только тот вышел из Города, дьявол оставил его, боясь быть приведенным к святому мужу. 2. И таким образом, пока слуга был в Медиолане с епископом, в нем не являлось никакого диявольского господства, но когда он вышел из Медиолана и подошел близко к Городу, тот же дух, что владел им раньше, начал удручать его. 3. Когда же его спросили экзорцисты, почему тот не являлся в нем, пока он был в Медиолане, дьявол признался, что боялся Амвросия, и поэтому на время отступил и ожидал в том месте, где вышел из него, пока он вернется, а при его возвращении вновь вошел в покинутый им сосуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

3 . Св. Амвросий Медиоланский : «...вовсе не лишением девства обусловливается супружество, а брачным договором. Вообще, супружество для девицы наступает с момента заключения брачного союза, а не с момента совокупления с мужем» 101 4 . Блаж. Августин: «В нашем (христианском) браке более имеет силы святость таинства, нежели плодородие матери» 102 Таким образом, мы видим, что Церковь хотя дозволила брак, но всячески 103 старается отвлечь внимание супругов от плоти в сторону духа. «Соединен ли ты с женой? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены, – говорит она и прибавляет относительно брачных: – Я вам сказываю ... имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор. 7, 27–29 ). Ибо до пложенья ли детей было первым христианам, когда каждую минуту могли за исповедание Христа бросить ко львам, распять, отсечь голову? Что стало бы тогда с его детьми? Но и в наше время, помня слова мудрого Екклезиаста ( Еккл. 2, 18–19 ) и трудность воспитания детей, кто из благоразумых не примет к сердцу этого поучения Церкви? 104 Итак, уже из всех предыдущих цитат и заключений легко понять, что брак сам по себе не является, по учению церковному, идеалом для человека. «Я не порицаю, конечно, и супружества, – говорит св. Амвросий Медиоланский 105 – но только преимущество отдаю девству. Изнемогали, сказано, зелия да яст ( Рим. 14, 2 ). Одно терплю – exigo, другому удивляюсь». Христос, Которого Царство несть брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе ( Рим. 14, 17 ), не мог, конечно, приходить на землю только для того, чтобы благословить человеку остановиться в своем духовном развитии на этой низшей степени. Когда саддукеи придумали Ему чисто логическую задачу на основе законоположения о так называемом левиратном браке и преподнесли Ему как нечто очень остроумное и неопровержимое, Господь опрокинул все их хитросплетения одним словом: «Заблуждаетесь, не зная [как следует] Писаний, ни силы Божией. Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22, 30 ). Другими словами, и вопроса такого задавать и ставить нельзя, он лишний, так как имеет смысл лишь в земной человеческой жизни, длящейся краткое время. Но ведь наше житие на небесех есть ( Флп. 3, 20 ). И Сам Господь благоволил в показание истинного пути человеческого, высокого и совершенного, остаться безбрачным.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

—455— пытаться (без цели) усилить нашей маленькой туманностью и декадентским символизмом – жалкая и вредная задача. Евангелие – высшее откровение Божественной жизни; но оно – чуждо мистицизма, оно всё – простота и реальность («полнота Божества телесно»): и однако ничто не может сравниться с ним в действии на душу. Может быть, для младенцев в вере и нужно поберечь мистический наряд службы; но это – только временно, до поры их зрелости; это не может быть законом для зрелых, стремящихся без конца к дальнейшему развитию. Чем яснее для нас самое существо веры и чем более оно нам открывается, тем более оно владеет нами, тем более оно нам понятно, тем больше пред ним наш благоговейный трепет. И с этим бесконечно растущим реальным благоговением не сравнима благоговейность мистическая, искусственная. Последняя проявляет свою немощную природу в том признании, что для неё святыня сойдет в разряд обычных явлений, если примет ясную, понятную и живую форму. Поэтому она и стоит за древний язык, хотя бы речения его были уже маловразумительными, хотя бы молитвы были полными непонятных омертвелых слов, не волнующих души ясностью и огнем мысли и чувства. А между тем принести Богу непонятное слово, т. е. такое, какое нам ненужно, как бессмысленное и бесцельное для нас, есть кощунство, если допускается сознательно. Невразумительные слова не могут служить «к назиданию Церкви». «Если вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер… Когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода… В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке»… Вот взгляд св. Апостола Павла ( 1Кор.14:9, 12, 14:19 ). Он именно разумеет здесь непонятный мистический язык при Богослужебных собраниях. Итак, нет оснований стоять за древние языки в силу их мистического значения. Религия должна иметь самую ясную, самую простую и самую живую форму, если мы хотим, чтобы она переродила нашу жизнь, если мы хотим быть истинно благоговейными. Форма религии должна быть

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) Различие народов, зависящее от обстоятельств места и времени, определено высочайшей волей Бога: все люди должны придти к познанию Бога: судьбы их - это воспитание, которым Бог ведет их к этой цели. 5) Это познание Бога нетрудно, ибо Бог недалеко от каждого из нас - в самой природе человека есть нечто, связывающее его с Богом. 6) Об этом говорили и языческие поэты: " мы Его и род. " Эти слова приведены Апостолом из астрономического стихотворения поэта Арата Киликийского, жившего в III веке до Р. Хр. Подобное же изречение есть и у поэта Клеанфа, ученика Зенона в его гимне Зевсу ( " мы твой род " ). 7) Только вследствие печального заблуждения ума люди могли уподобить божество произведениям искусства, веществу, обделанному их собственными руками. 8) Заключает Апостол свою речь призывом к покаянию, мотивом которого выставляет имеющий быть суд над вселенной " посредством предопределенного " Богом " Мужа, " т.е. Иисуса Христа, Которого Он воскресил из мертвых. Еще не успел Апостол даже назвать Имя Иисуса Христа, как одни из слушателей, услышав о воскресении мертвых, стали насмехаться над ним, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Насмехались, очевидно, эпикурейцы, философия которых особенно решительно отвергала идею воскресения мертвых. Другие отнеслись более вежливо, но, если бы у них было искреннее желание действительно послушать Апостола " в другое время, " то он остался бы в Афинах, а между тем, как мы видим, он очень скоро оставил Афины. Принужденный прервать неоконченную речь " Павел вышел из среды их, " то есть из Ареопага. Но все же и тут мудрая речь Апостола принесла плоды: уверовали " некоторые, " а между ними Дионисий Ареопагит, т.е. член Ареопага, и Дамарь, по преданию, жена Дионисия. Дионисий, как свидетельствует предание, стал преданнейшим учеником св. Ап. Павла, поставлен был епископом афинским, проповедовал Евангелие в Галлии и мученически скончался в Париже. Память его Церковь празднует 3 (16 н.ст.) октября. Не обильным плодом кончилась мудрая речь Павла в Ареопаге, среди представителей цивилизации образованнейшего города: так мир своею мудростью не узнал Бога в премудрости Божьей (1 Кор. 1:21).

http://sedmitza.ru/lib/text/430556/

5–354). Итак, и в свой период увлечения православием Толстой не признавал догмата Троицы, догмата Воскресения Христова и отвергал таинство евхаристии. О каком православии может идти речь? Скорее, можно упрекать Толстого за то, что он, не веря в евхаристию, дерзнул подойти к Святой Чаше. Искусственность этой попытки Толстого приблизиться к церкви, не разделяя ее верований, очень тонко подметил Святейший Патриарх Сергий (тогда епископ Ямбургский), опубликовавший в 1901 г. в «Церковном Вестнике» статью «Мысли православного епископа по прочтении новой исповеди графа Л. Толстого». Святейший Патриарх (тогда епископ Ямбургский) сравнивает Толстого с умирающим Николаем Левиным, когда «этот давнишний невер, живший вдали от церкви, перед смертью вдруг решает служить молебен, думая, что у него вдруг появится в душе вера, которая исцелит его от чахотки. Он тупо и бессмысленно смотрит на икону, усиленно крестится, старается разгорячить себя, но, конечно, ничего из этого не получается, после молебна он со злостью велит убрать икону, разочаровавшись в ее чудодейственности». (Цитирую по книге архимандрита, ныне архиепископа, Иоанна «Толстой и церковь», Берлин, 1939 г., стр. 145) . Итак, можно говорить лишь о попытке Толстого приблизиться к православию. Следовательно, Толстой не отступник от православной церкви, к которой он никогда не принадлежал, а неверующий человек, ищущий истину и идущий к Христу. В этом и есть коренное недоразумение, порожденное обстановкой официального православия: церковникам казалось, что он уходит от Христа, а он, наоборот, шел к Нему от неверия и остановился на полпути. Каков путь Толстого к Христу? «Между фарисеями был некто именем Никодим, один из — начальников иудейских, он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, как Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». ( Ин. 3:2 ). «Я естественно обратился прежде всего к верующим людям моего круга, к людям ученым, к православным богословам, к монахам-старцам, к православным богословам нового оттенка и даже к так называемым новым христианам, исповедующим спасение верой в искупление.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

5 . Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продолжались дни твои на земле. 6 . Не убивай. 7 . Не прелюбодействуй. 8 . Не кради. 9 . Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10 . Не желай жены ближнего твоего: не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ничего, что у ближнего твоего». 1 .Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози иные разве Мене. Первою заповедью повелевает Бог познавать и почитать Его одного, веровать в Него, надеяться на Него, любить Его, повиноваться Его воле, молиться Ему. Познавать Бога следует из священного писания, которое должно читать с благоговением, как слово Божие, и с молитвою об уразумении его. Грехи против первой заповеди: безбожие (кто не верит, что Бог существует), ересь (кто проповедует или принимает учение, противное учению православной Церкви), раскол (кто не повинуется Церкви и явно отделяется от нее), богоотступление (когда отрекаются от истинной веры для житейских выгод), отчаяние (когда совсем не надеются на Бога), суеверие (кто верит в гаданье, приметы и проч.), человекоугодие (когда угождают людям больше, чем Богу), человеконадеяние (когда надеются на себя или на других людей больше, чем на Бога) и леность (особенно же к службам церковным и к молитвам). Почитание Богоматери, ангелов и святых не противно первой заповеди, ибо мы почитаем их не как богов, но как друзей и служителей Божиих, и они своей молитвой многое могут испросить нам у Бога.   2 . Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, елика на земли низу, елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. Второю заповедью запрещает Бог делать кумиров, или идолов и поклоняться им, как делают это язычники. Но и по отношению к нам эта заповедь имеет глубокое значение, ибо идолослужением по справедливости можно назвать всякое излишнее пристрастие к предметам, вредным для души и тела: гордость, тщеславие, сребролюбие, объядение, пьянство – все это грехи против второй заповеди, ибо гордый выше всего ценит себя, и сам для себя есть как бы идол; тщеславный желает, чтобы другие почитали его больше, чем нужно; сребролюбивый все свои заботы и труды устремляет к наживе, и деньги для него – кумир и проч. Поклонение святым иконам и мощам не противно второй заповеди, ибо 1) в иконах мы поклоняемся не дереву, не краскам и не искусству, но изображенным на иконах ликам, возносясь мысленно к Богу и святым Его; 2) перед святыми мощами мы преклоняемся, вознося молитвы к святым, которых тела сохраняются по воле Божией нетленными, и к Богу, прославившему их.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

648 Иоанн Златоуст. Беседа 9, О покаянии и о тех, кто оставляет собрания (PG 49, 345). Рус. пер. С. 384–385. 651 Исаак Сирин.О божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 12, 1 (CSCO 555, 54). Рус. пер. С. 149. 653 Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. С. 32. 661 «Аллилуия» – евр. halll Yah «Хвалите Бога (Яхве)!». Подробнее см. на с. 397–398. 662 Вставка «молитвами Богородицы» отсутствует в церковном уставе и в греческой практике; она имеется только в русской практике. 666 Греческие слова «Ис полла эти, дэспота» означают «На многая лета, господин». Они поются неоднократно за архиерейским богослужением – как правило, после того как архиерей благословит народ или после совершения архиереем каких-либо священнодействий. 671 Ср. Молитву Манассии: «Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным. Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского». 672 Ср. Иуд. 24–25 : «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему через Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь». 684 В греческой практике священник в таком случае стоит в царских вратах и обращен лицом к народу. В русской практике священники нередко читают Евангелие стоя перед престолом лицом к востоку, по книге, лежащей на престоле. Чтение Евангелия священником лицом к народу более соответствует смыслу Евангелия как слова, обращенного к пастве, а не к Богу. 695 Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 705 В некоторых приходах чтение записок с именами за здравие и за упокой растягивается на 15–20 минут, а то и на полчаса. Эта порочная практика создает искусственную «паузу» в богослужении, заполняемую многократным пением «Господи помилуй». Здравый смысл подсказывает, что число имен, произносимых вслух, не должно превышать нескольких десятков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

6. Какие уроки мы можем извлечь из общения апостола Павла с афинянами ( Деян. 17 гл.)? 7. Какие еще полезные советы вы можете дать миссионеру при его общении с людьми? 8. Что значит «закон больших чисел»? Литература : 1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.: Медиум, 1995. 2. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М.: Наука. 1993. 3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. – М.: ТОО «ЧеРо», 1997. 4. Леви В. Искусство быть собой. – СПб., 2009. 5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб., 1997. 6. Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000. 7. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Под ред. И. Митрофановой. – «Экслибрис», 2004. 8. Хассен Стивен. Секреты манипуляции сознанием. – М.: Изд. Олма-Пресс, 2003. 9. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 1999. Младостарчество как современная церковная проблема Соблазн младостарчества существовал во все времена. Еще апостол Павел, наставляя Тимофея, предупреждал, что кандидат в епископы (в то время епископ возглавлял приход и был, по Существу, пресвитером. Только когда число приходов умножилось, функции епископа стали иными. Поэтому все, что говорит апостол о епископе, без всякой натяжки можно отнести к пресвитеру) не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом ( 1Тим. 3,6 ). Но сам же апостол в прощальной беседе с ефесскими пресвитерами пророчески предвещает: «Я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». ( Деян. 20, 29–30 ). Итак, соблазн лжепастырства действовал даже тогда, когда Церковь жила единым Духом, и у верующих было одно сердце и одна душа ( Деян. 4, 32 ). Эпоха апостольской Церкви – это время особых благодатных даров, явленных и в пастырях, и в пастве. В дальнейшем, с притоком огромного количества новообращенных и естественного понижения духовно-нравственных требований к ним, произошло уже и заметное оскудение этих первоначальных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

II. Состав и устройство Церкви 18. Состав Церкви 18. 1. Глава и члены Церкви Церковь , по авторитетному определению «Пространного Катехизиса» митрополита Филарета, является «Богом установленным обществом человеков, соединённых между собой Православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» 183 . Основатель Церкви Иисус Христос всем Апостолам дал одинаковую власть в ней, удержав за Собой верховное главенство, называя Себя «Пастырем добрым» ( Ин. 10, 114 ). Подобно тому, как между Апостолами, по заповеди Христа, не было первенства власти, так и все епископы, какую бы кафедру каждый из них ни занимал, равны в достоинстве и сакраментальной власти, хотя и различаются по объёму административных полномочий. В Церкви поэтому нет места для вселенского главы, замещающего Самого Спасителя. Церковь , являясь Телом Христовым, имея своей Главою Самого Спасителя, состоит из членов – братьев, равных между собой перед лицом правды Божией, имеющих одинаковую надежду на Царство Небесное. Народ Божий, по слову Апостола Петра, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2, 9 ). Члены Церкви связаны между собой не общностью национальности, языка, сословия, а иной общностью, более высокой – единством веры и единством духовной жизни. 18. 2. Клирики и миряне Все члены Церкви равны в своих надеждах на спасение, на вхождение в Царство Небесное. Но, как и во всяком живом организме в церковном Теле каждый член имеет своё назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; служения различны, а Господь один и тот же», – учит Апостол Павел ( 1Кор. 12, 4 – 5 ). В послании к ефесянам сказано: «Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истиною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф. 4, 11 – 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   38    «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Иоан. 5:20). Люди нуждаются в абсолютной опоре для своих воззрений и жизни. И только в христианской вере есть эта надежная непоколебимая опора: это – Бог и вечная жизнь с Богом. А блаженная вечная жизнь с Богом — это самая радостная и счастливая жизнь, пред коей меркнет самая страстная любовь мужчины к женщине и всякое самое утонченное наслаждение от наук и искусств!..»    39    «Не произноси имени Господа Бога Твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исаи.20:7). А что же сказать о хульных словах на... Господа? В настоящее время появилась особая отвратительная и гнусная ругань «в Бога!» В тюрьме мне не раз приходилось слышать эту кощунственную ужасную брань. На меня находило тогда какое-то оцепенение!.. Замечательно, что эти гнилые слова появились у нас именно теперь, в дни открытого безбожия. И за этими наглыми и безумными криками потерявших всякий вид человеческий, бесноватых людей, – слышится взрыв дикой ненависти и неисправимой ожесточенности – самого сатаны: он этим выражает всю свою злобу к Господу Богу, Творцу и Промыслителю мира!.. Однако пусть знают эти кощунники, что хоть они и не ведают, что творят, но без наказания они не останутся... И дай Господи, чтобы это наказание они потерпели еще здесь, на земле, и покаялись в своем безумии, и вошли туда, куда вошел сначала хуливший Бога, но потом раскаявшийся благоразумный разбойник.    40    «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Все, что принадлежит нашему ближнему, всякая собственность – для нас неприкосновенна. Чужой копейки, гвоздика – нельзя нам брать самовольно: это есть беззаконие... А сколько грабительств теперь кругом у нас. Почему?— потому что люди провозгласили, вопреки Богу, что чужого нет, а все чужое можно спокойно брать. Среди простого народа это новое учение проявляется главным образом в воровстве, а среди интеллигенции — в разврате: в том, чтобы посягать спокойно на чужую жену, на честь девушки... Этот разврат, впрочем, перешел уже и в среду простых людей. Береги, возлюбленный, свою душу! Когда видишь чужую вещь – не трогай, она не твоя, а если возьмешь, – ты вор, преступник, враг Божий, как нарушитель Его святого закона... Спеши покаяться и дай себе слово, с Божией помощью, больше не грешить... Также, когда заметишь красивую женщину — не касайся её: она жена или невеста твоего ближняго. Кто живет незаконно – без брака церковного, – тот прелюбодей и грешен пред Господом... Храни чистоту души и тела!.. Слушайся Бога и Его слуг, а убегай злых людей, которые сами на гибельном пути и туда влекут и других!..

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010