То отношение к проповеди, которое зафиксировано в апостольских посланиях и в памятниках мужей апостольских, фактически исключает какую бы то ни было гомилетическую теорию. Потому в I–II вв. мы не встречаем в дошедших до нас памятниках христианской письменности теории «церковного красноречия». Появление такой теории связывают обычно с именем Оригена (185–254). Именно он сделал первый шаг к пересмотру взгляда на проповедь как исключительно на результат действия в проповеднике Святого Духа. Ориген первым высказал взгляд на проповедь не только как на свидетельство наития свыше, но и как на плод личного творчества. Ориген призывал дидаскалов (церковных учителей) к напряжению всех своих умственных сил, применению всех своих знаний, всего образования в деле подготовки гомилий. Хотя Ориген не оставил трудов по теории проповеди, в отдельных его высказываниях можно видеть принципиально новый взгляд на церковную проповедь. «Нет ли между нами пророчества, которое не все имеет от Бога, но нечто творит и из себя самого? Такое пророчество несомненно существует. Это видно из слов апостола: ревнуйте о дарах больших ( 1Кор.12:31 ), особенно же о том, чтобы пророчествовать ( 1Кор.14:1 ). Здесь, очевидно, разумеется не то пророчество, о котором говорит евангелист: закон и пророки до Иоанна ( Лк.16:16 ), а то, о котором сказано: кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание, утешение ( 1Кор.14:3 ). Такого пророчества, без сомнения, надо достигнуть через приготовление и обучение, и если по нему стремятся право, серьезно, истинно веровать, то, конечно, за ним дается нам и тот дар пророчества, который исходит непосредственно от Бога» 7 . Проповедь, по Оригену , – это сочинение, требующее предварительного обдумывания и определенной обработки внешней формы. Ориген неоднократно подчеркивал, что ораторское искусство резко контрастирует с простотой апостольской проповеди, которая была не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы ( 1Кор.2:4 ). В то же время он признавал, что и риторическое искусство может служить Евангельской истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Херувимы были изображены и на крышке ковчега. И вот тут мы сталкиваемся с интересной подробностью. Вы, конечно же, помните, что в Ветхом Завете существовал запрет на изображения. Вторая заповедь гласит: «Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им». И вдруг мы сталкиваемся с вами с изображением, причем изображением во-первых объёмным (это были чеканные изображения херувимов), а во-вторых, изображенем не видимого мира, а духовного. Если мы посмотрим, как это описывается в Библии, мы увидим, что Бог Сам дает распоряжение Моисею сделать изображение херувимов. Исх.25:10-21 «И пусть сделают ковчег из дерева ситтим (акация): два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом…  Сделай также крышку из чистого золота: длина её два локтя с половиною, а ширина её полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях её; и будут херувимы с распростёртыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе». Это повеление делать херувимов указывает прежде всего на возможность изображения тварного невидимого мира силами нашего искусства. Так что если к вам подойдет кто-то из сектантов с вопросом, возможно ли изображать невидимый мир, вы знаете ответ: это повеление дает Сам Господь в Книге Исхода. Но избираются для этого специальные люди: «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни … и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе» (Исх. 31: 1-6). Здесь мы с вами видим прямое указание на то, что искусство, посвященное Богу, церковное искусство, это искусство богодухновенное. Ибо Сам Господь научает, как должно сотворить во Славу Его. В отличие от светского искусства, которое богодухновенным, к сожалению, является не всегда.

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

Христианское учение богодаровано и сохраняется церковным преданием; христианское научение поэтому должно быть авторитетным, т.е. научением от имени Господа Иисуса Христа и церкви чрез уполномоченных на то лиц. Церковь всегда ревниво оберегала свое исключительное право на учительство. Так ап. Павел писал: если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гaл. I, 8 ). Быв сами посланы на проповедь Господом Иисусом Христом, апостолы приготовляли себе преемников в учительстве ( 2Tuм. IV, 1–2 ) и им заповедали в свою очередь утверждать предание христианского учительства: что слышал, пишет ап. Павел своему ученику Тимофею, – что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Tuм. II, 2 ). Впоследствии эта преемственность учительства была отожествлена с преемственностью церковной иерархии и право учительства было усвоено церковью только епископам и пресвитерам. Впрочем и в тех случаях, когда церковь позволяла (ср. Пост, апост. VIII, 32, также пример Оригена ), как и ныне позволяет, учительствовать мирянам, нисколько не ослабляется основной принцип христианского учительства, выраженный в словах апостола: как проповедовать, если не будут посланы? ( Римл. Х, 15 ) 98 . Равным образом, и усвояя право учительства иерархическим лицам, церковь более усиленно выражает тот же самый принцип христианского учительства (ср. выше). Мало того. Церковь не только посылает проповедников, но и возлагает на лица высших иерархических степеней обязанность учительства, чем с полною очевидностью свидетельствует, что проповедь не есть искусство, ибо искусство нельзя вменять в обязанность определенным лицам. См. Mp. XVI, 15; Мф. XXVIII, 19. 20; 1Kop. IX, 16 ; 1Tuм. IV, 1 ; 2Tuм. IV, 1. 2 ; прав. ап. 58: епископ или пресвитер, нерадящий о причте и людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен, аще же останется в своем нерадении и лености, да будет извержен; 36; 80; VI всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

«Реакция на несознательное богохульство должна содержать понятное разъяснение того, какие слова и действия, и почему, являются богохульством. Этот ответ может быть как публичным, так и личным. Его цель — приведение человека к осознанию недопустимости высказываний, могущих повредить его душе и оскорбить чувства верующих. Вместе с тем, поспешное обвинение в богохульстве может привести к ложным суждениям. Грешит не только тот, кто хулит Бога, но и тот, кто ложно обвиняет кого-то в богохульстве. В случаях оскорбления Бога или святыни в публичном пространстве важно, чтобы уполномоченные Синодальные или епархиальные церковные органы давали квалифицированную оценку данному акту и определяли способы противодействия богохульству в конкретном случае» Ложное обвинение в богохульстве — грех; оценивать, является ли данный акт богохульством, должны «синодальные или епархиальные церковные органы». Обратим внимание — не группа активистов, сама себя назначившая, а «синодальные или епархиальные церковные органы». Тот же документ определяет действия, которые надлежит предпринимать в ответ на богохульство: Обратим внимание, что все эти действия совершаются а) в согласии с Церковью б) строго в рамках закона. Одно из ключевых слов в Церкви — послушание. Как увещевает Апостол, «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17). Нельзя действовать во имя православной веры и делать это в непослушании Церкви. Все, что делается в непослушании Церкви — делается против Церкви. Как говорит св.Игнатий Богоносец, «Ничего не делайте без Епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе». Именно доверие и послушание соборному разуму Церкви и поможет нам избежать различных провокаций. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vyisokoe-iskusstvo-pro...

1.4. Ответ Бога Иову Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета На речь Елиуя ответа нет. Но происходит нечто существенно более важное: из бури раздается голос Божий, который обращается к Иову. В четырех последних главах, с 38 по 42, содержится пространная речь Господа, которая прерывается краткими репликами Иова. Первая часть ее исполнена риторическими вопросами, на которые Бог не требует ответа, отвечая Сам: «где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь?» (Иов. 38:4-5), – знает ли Иов меру всему на этой земле, знает ли он, как здесь все устроено. Он показывает, что величие творения и величие Божие превосходят всякую меру знания и понимания Иова. Но в первой речи обозрение творений Божиих ограничивается двумя уровнями: неживой природой и природой живой на уровне растений и животных. Иов в ответ на эти слова признает неверность своих суждений о действиях Бога. В полемике с друзьями Иов доказывал, что они теоретизируют хорошо, но вот он лично много раз видел как праведники бедствуют, а грешники благоденствуют. Он говорил: спросите у путешественников, и они вам скажут, что они видели множество беззаконных людей, которые пребывают у власти и угнетают праведников, и даже заявил, что Бог не наказывает грешников, и позволяет им и детям их благоденствовать. Кажется, в пылу спора он погорячился. И Иов отрекается от своих слов и говорит: «вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, – теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов. 39:34-35). Затем следует еще одна речь Бога, в которой Он говорит Иову о двух тварях, которые называются бегемотом и левиафаном. Описав их, Господь предлагает Иову сразиться с ними, спрашивая, есть ли у него достаточно силы и искусства для того, чтобы победить. На что Иов говорит вдруг так: «знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:2-6). После чего Господь говорит Иову о том, что он оправдан, и о том, чтобы он принес жертву во искупление греха друзей своих, которые не так верно говорили о Нем. И Иов снова получает благоденствие, он получает вдвое больше скота и всяких богатств по сравнению с тем, сколько он имел прежде всей этой истории, но такое же количество детей, как он имел и раньше. Заметим этот немаловажный момент. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431309/

   «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4:11—16).    Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый разряд составляют призванные Святым Духом чрез поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Они участвуют и в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей, и как правило, вне храма, и в богослужении — своими молитвами, и в церковном управлении — в избрании священнослужителей, в распоряжении церковным имуществом.    Восточные Патриархи в Окружном послании от 6 мая 1848 г. писали, что «стражем благочестия» является «само Тело Церкви, то есть сам народ». Этим они выразили одну из основных истин православного вероучения, отличающегося от католической доктрины с ее теократическим и клерикальным оттенком, с подчеркнутым разделением единого Тела Церкви на две церкви: учащую и учащуюся — разделением, не принятым в Православии.    Помимо клира и мирян — состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние — монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из трех сословий: клириков, мирян и монахов. Мысль А.С. Павлова о том, что «между этими двумя классами (мирян и клириков) образовалось в Православной и Католической Церкви еще третье состояние: монашество», представляется неточной. Монахи, как известно, могут быть как клириками, так и лицами, не имеющими посвящения, и в этом смысле мирянами. Выделение монашества в составе Церкви основано на ином принципе, чем разделение всех членов Церкви на два основных состояния: мирян и клириков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

В любом случае необходимо быть предельно осторожным и перед посещением «народного целителя» побольше узнать о нем, разобраться в истоках его «лечебного искусства». Даже использование «врачевателем» молитв, креста и наличие в его доме икон не могут служить гарантией того, что перед вами подлинный врач, а не шарлатан, или, что еще хуже, – сатанист. Конечно, всегда лучше посоветоваться со своим духовником о намерении посетишь такого «целителя». Вспомните слова Спасителя: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф.7:22-23 ). Дар исцелений дается очень немногим православным людям за подвижничество, святую жизнь и по особому Божиему определению. На подвиг исцелении, а особенно изгнания злых духов, священник получает обязательно благословение старцев и церковной иерархии, которые подтверждают Божественное происхождение этого дара у человека. Множество суеверий и предрассудков вошло и в нашу церквно-приходскую жизнь. О ней очень точно писал профессор А. Ч. Козаржевский, большой знаток церковной жизни. Прислушайтесь к его словам: «Довоенные прихожане в большинстве своем успели получить минимум духовных знаний еще до 1917 года, хорошо знали церковную службу и были свободны от предрассудков, получивших теперь распространение: свечи передавали не только через правое плечо, не протягивали сложенных ладоней при словах «мир всем», не различали «добрых» и «сердитых» икон Божией Матери, не ставили свечей к иконам только ради достижения каких-то конкретных милостей свыше, не ходили всем скопом с неверующими на кладбище в первый день Пасхи, зная, что для поминовения усопших Церковь установила Радоницу. Верующая интеллигенция не совмещала христианских убеждений с антихристианской мистикой – астрологией, теософией, рерихианством и прочими учениями. В храме стояли спокойно, в голову не приходило расхаживать, расталкивая людей. Не было в обычае посещать разные храмы, особенно по праздникам. Держались своего прихода, хорошо знали друг друга, у каждого было привычное место молитвы. В храме царила атмосфера доброжелательности: никому не делали замечаний, злобно не шипели на женщин с непокрытой головой. Обслуживающий персонал не был на «короткой ноге» со святыней, не вел себя нарочито по-хозяйски, не портил настроения верующим грубыми окриками».

http://azbyka.ru/o-grexovnosti-sueverij

Все, что Бог дал Церкви является проводником Его благодати – Его слово в Священном Писании , молитвы, богослужения, церковное пение, церковное искусство, наставления святых угодников Божиих… Особое место среди этих благодатных проводников занимают т. н. таинства . Они установлены или непосредственно Самим Господом Иисусом Христом, или Его апостолами. Всего их семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение-Евхаристия, брак, священство и елеосвящение. Таинства – это своего рода высоты в длинной цепи холмов других богослужений и молитвословий. Как в человеке духовная сущность скрывается за его физической оболочкой, так и в таинствах за видимым и ощутимым священным действием незримо и таинственно действует благодатная сила Божия. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви благодать Святого Духа. В этой работе мы кратко расскажем о сущности каждого таинства, о том, как оно было установлено, что является главным в нем и как оно совершается. Таинства Крещения и Миропомазания Среди таинств Церкви на первом месте стоит таинство Крещения. Оно как бы служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово – Церковь , чем и дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. Еще до установления Крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его, говоря: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3:5–6 ). Иными словами, в обычном своем состоянии человек не способен к духовной жизни – для этого ему необходимо родиться духовно. В таинстве Крещения , верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омывается от всех своих грехов, благодатно рождается для духовной христианской жизни и становится членом Царства Божия. Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос , Который освятил Его Своим собственным примером, приняв Крещение у Иоанна на реке Иордан. Перед Своим вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

диакон В. Крошечкин От издателя Русская Православная Церковь готовится к празднованию тысячелетия своего исторического бытия. На протяжении тысячелетия она хранит Православие, верность которому свидетельствует всей жизнью. В своей истории Русская Церковь испытывала периоды необычайного духовного подъема и значительных трудностей. К числу последних относится вопрос о так называемой Брестской унии. При объективном взгляде на историю униатства в пределах Западнорусских епархий становится очевидной искусственность этого полу церковного и полу-политического конгломерата. Львовский Церковный Собор 1946 года, обладающий всей канонической полнотой Русской Православной Церкви, окончательно ликвидировал унию в Западной Украине. Публикуемые документы и материалы раскрывают единственно правильный, православный взгляд на события, связанные с историей унии. Книга содержит исторический очерк, документы Львовского Церковного Собора 1946 года и юбилейных празднований этого исторического события. Издание завершает библиография, содержащая свыше двухсот наименований. Публикация, посвященная 35-летию Львовского Собора, подготовлена Издательским отделом Московского Патриархата в сотрудничестве редакций «Журнала Московской Патриархии)» и «Православного bichuka». Уния, исторический очерк. Единство церкви и церковные унии Завершая исполнение Предвечного Совета о спасении человеческого рода, Сын Божий молит Отца Небесного сохранить тех, кого Он дал Ему, от зла в мире и продолжает: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин.17:20–21 ). В Церкви апостольского периода, как свидетельствует святой апостол Лука, благодатное единство действительно существовало: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа... все у них было общее» ( Деян.4:32 ). Храня апостольское учение о Церкви как Христовом Царстве не от мира сего, как о Теле Христовом ( Ин.18:36 ; Деян.20:28 ; 1Пет.5:4 ; Кол.1:18 ; Евр.13:20 ), Второй Вселенский Собор в своем Символе исповедал веру «во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. Церкви), доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф. 4:11–14 ). В этих словах Апостола, в особенности важно то, что установленная Христом церковная Иерархия признается не случайным явлением, имеющим значение только для известного времени или народа, а постоянным и необходимым институтом вселенской церкви, ибо, по ясному наставлению Апостола, она должна существовать в Церкви до тех пор, пока все люди не придут в единство веры и познания Сына Божия, пока они не достигнут совершенства в меру полного возраста Христова, т. е., до конца века. К нашему удивлению, в следующей главе своего «Вероисповедания» (О церкви), молокане сами сознаются, что и у них есть «церковная иерархия». «Для наблюдения принятого порядка при богослужении – говорят они, – для чтения Св. Писания, а также и для принесения молитв, каждая из наших местных церквей выбирает себе пресвитера или епископа (надсмотрщика), и к нему двух помощников, которые, в случае его болезни, или отсутствия по другой какой причине могли бы заступить его место. Диаконов, бывших в Апостольских церквах, не имеем: собрания наши и без них не нарушаются никаким бесчинством... Ежели же, при увеличении церкви нашей, встретится надобность в диаконе, то мы изберем себе такового». В чем же после этого дело? Каким образом молокане, признавшие необходимость в пресвитерах и епископах, и имеющие таковых у себя, могут возражать против иерархии православной церкви? Молокан, как и других наших сектантов, по-видимому, смущает то, что пастыри Православной Церкви обычно именуются священниками и архиереями (т. е. священноначальниками). Но они забывают, что, собственно, церковные названия этих лиц в Православной Церкви – апостольские: епископы и пресвитеры. Когда епископ кого-либо рукополагает во священники, он произносит совершительные слова таинства так: «Божественная благодать... пророчествует такого-то диакона во пресвитера». Придворные священники и официально именуются «пресвитерами». Название не изменяет сущности предмета. Молокане в своем «Вероисповедании» называют православных священников не иначе, как «попами». Что же? Это дело их: оно говорит только о их грубости, фанатизме н неблаговоспитанности: но священники от этого не перестают быть священниками. Впрочем, и в Слове Божием есть основания для общепринятого именования пастырей Православной Церкви архиереями и священниками. Ап. Павел пишет ученику своему, епископу Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). Ап. Иоанн пишет в Апокалипсисе (1:6): «Соделавшему нас священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков». И в другом месте (20:6): «они будут священниками Бога и Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010