Глава VIII. Церковно-имущественное право §62. Правоспособность церкви на имущество Как внешнее учреждение, церковь нуждается в материальных средствах для достижения своих целей. Доставление этих средств лежит на обязанности членов церкви; юридическое же право приобретения и владения имуществом и охрану его от посягательств со стороны посторонних лиц церковь получает от государства. Со времени признания христианской церкви господствующею в римской империи, ей была предоставлена полная имущественная правоспособность со стороны государства; лить с XIII в. на церковное имущество начинают смотреть как на имущество, перешедшее в мёртвые руки, и правительства отдельных государств начинают издавать так наз. «амортизационные» законы, ставящие ограничения н препятствия к расширению церковного имущества на будущее время; но в новейшее время законы эти большею частью отменены и церкви открыты все способы приобретения права собственности. Русская церковь до начала XVI в. пользовалась самым неограниченным правом приобретения имуществ всякого рода, так что церковные владения к концу XV в., по свидетельству посещавших тогда Россию иностранцев, составляли треть всей государственной территории. Ограничения имущественной правоспособности русской церкви начались со времени Иоанна Грозного, когда запрещено было архиереям и монастырям увеличивать свои земельные владения. Это постановление подтверждено было при Феодоре Иоанновиче (сыне Иоанна Грозного). В XVII в. правительство наше продолжает действовать в том же направлении, желая не только предупредить расширение церковных владений, но, изъятием их из непосредственного заведывания церковных учреждений, постепенно подготовить переход их из собственности церковной в собственность государственную. Этот переход церковных имуществ в казну состоялся при императрице Екатерине II в 1764 г. («учреждение о духовных имениях»), а при императоре Николае I 140 мера эта была применена к церковному имуществу в губерниях Витебской, Могилевской, Виленской, Гродненской, Минской, Подольской, Волынской и Киевской. Взамен взятых в казну недвижимых имуществ были назначены денежные штатные оклады тем церковным установлениям, у которых взяты имущества. Таким образом образовался ныне действующий общий закон, по которому монастыри, архиерейские дома и церкви не могут иметь в своём владении населённых недвижимых, имений и не могут приобретать их ни посредством покупки, ни посредством дара. Ненаселённые имения могут быть приобретаемы церковными установлениями с особого на каждый случай Высочайшего соизволения. 141 §63. Субъекты и объекты имущественного права церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Отдел IV. Жизнь церкви §143. Общий обзор Жизнь церкви, о которой будет речь в этом отделе церковного права, состоит в осуществлении в юридических отношениях церкви ее устройства, под управлением подлежащей власти. Наука церковного права рассматривает здесь человека христианина со дня, когда он становится юридическим членом церкви, и до того момента, когда он перестает быть таковым. Поэтому, на первом месте исследуются условия, посредством которых человек может получить права, даруемые церковью своим членам, затем – церковно-богослужебные отношения его, далее – отношения церковно-юридические, в которые он может вступить или один, или в сообществе с другими, и, наконец, прекращение этих прав. Глава первая. Вступление в церковь § 144. Крещение Необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться юридическим членом ее, есть крещение 2039 . Если оно совершено по учению церкви, то уже никогда не может быть повторено 2040 , и священник, который совершит его вторично, подлежит извержению 2041 . Совершается оно посредством троекратного погружения крещаемого в воду с произнесением слов: во имя Отца и Сына и Святого Духа 2042 . Употреблять, вместо погружения, обливание строго воспрещается, исключая случая болезни крещаемого или недостатка воды 2043 . Материя таинства крещения есть чистая естественная вода, которая не должна быть ничем заменяема, почему без нее не может быть совершено правильного крещения 2044 . Крещение совершает обыкновенно священник или епископ 2045 . Но в случае необходимости, когда угрожает смерть, его может совершить и всякий другой христианин, если только он имеет намерение сделать это в духе церкви 2046 . Но если лицо, крещенное таким образом, останется в живых, то крещение это пополняется по церковному чину 2047 . Священник, по небрежности допустивший кого-нибудь умереть неокрещенным, подлежит каноническому наказанию 2048 ; а мирянин, бывший этому причиною, отлучается на три года от причащения 2049 . Крещение должно быть совершаемо в церкви и только в исключительных случаях в доме 2050 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Период первый (до 1589 г.). А) Источники церковного права. Употребление правил древней церкви и постановлений Константинопольского патриаршего Синода 38. Употребление правил древней церкви и постановлений Константинопольского патриаршего Синода Русская церковь , до учреждения патриаршества (1589 г.), была подчинена в церковно-административном отношении церкви Константинопольской, составляя часть Константинопольского патриархата. Естественно по этому, что она управлялась теми же церковными правилами, которые действовали и в Константинопольском патриархате. Правилами этими были, как мы видели, правила апостольские, соборные и отеческие, а потом постановления Константинопольского патриаршего Синода. Об употреблении у нас номоканона, содержащего правила древней вселенской церкви, конечно не может быть сомнения. Все древние отечественные памятники канонические и исторические, начиная с летописей, свидетельствуют что греческий номоканон служил руководством не только для пастырей церкви в их церковно-административной и судебной деятельности, но и для русских князей в их постановлениях, касающихся церкви. Пастыри нашей русской церкви постоянно ссылались на церковные правила и приводили их в своих соборных постановлениях, в своих посланиях, канонических ответах и пр. (Памятники древне-рус. кан. права изд. проф. Павловым. Спб. 1880 стр. 10, 13, 29, 48, 65, 66, 85, 86, 97, 103, 127, 157, 176, 177, 286, 340–355. 366–372, 279–382, 386, 389, 452, 769–770). В XVI в. московский митрополит Даниил в своем прении со старцем Вассианом (1531 г.) говорил сему последнему: Ведома тебе великая книга: священные правила апостольские и отеческие и семи вселенских собор и поместных и прочих святых отец, и от градских законов к ним же приложена и сочтена. И той книги не смеет никто же разрешить или чем поколебать от седьмого собора до русского крещения. А в нашей русской земле та книга более пятисот лет соборную церковь содержит и все православное христианство просвещает и спасает от святого и равна апостолам великого князя Владимира и до ныне царя и великого князя Василия неразрушима и не поколебима была ни от кого (Чтен. Общест. Ист. 1847 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

преосвященного Иоанна, епископа Полтавского, от 8 декабря 1905 года Епархиальное совещание по вопросам об изменениях в строе церковного управления и церковной жизни в России I. Состав Собора Относительно состава Собора совещание единогласно высказалось, ввиду церковно-исторической практики, за участие в нём представителей клира, монашества и мирян. Относительно же того, какой голос принадлежит членам Собора последних трёх категорий, мнения разделились. И хотя авторитеты (проф. Заозерский, проф.-прот. Иванцов-Платонов, проф. Бродович и др.) в выражениях, не оставляющих никакого сомнения, говорят только о совещательном голосе означенных лиц, тем не менее в собрании большинство высказалось за желательность права решающего голоса. Основанием для сего выставлялось, во-первых, то обстоятельство, что предположенный Собор – не вселенский, на котором вырабатываются догматические определения, а Поместный, для решения церковно-практических вопросов; во-вторых, практика Соборов русской Церкви допускала участие архимандритов и протопопов именно с правом решающего голоса, как показывают их подписи под определениями Соборов; в-третьих, практические соображения говорят за решающий голос и не епископов: а) белое духовенство несёт на себе все тяготы приходской жизни, оно более знает приходскую жизнь, чем высшая иерархия, б) сектанты постоянно указывают на рознь, существующую в православной Церкви между паствой и пастырями; лишать белое духовенство и мирян права решающего голоса значило бы как бы подтверждать эту рознь. Относительно способов выбора уполномоченных на Собор совещание пришло к следующему решению: приход выбирает священника, псаломщика (или диакона) и 2 мирян на благочиннический съезд; благочиннический съезд выбирает 2 священников, 1 псаломщика (или диакона), 1 мирянина на уездный съезд; последний в том же количестве выбирает представителей на епархиальный съезд, а епархиальный, в том же количестве, на Собор. Признанием за псаломщиками (и диаконами) права на особое (от священников) представительство на Соборе (а также и на съездах) справедливее обеспечивается удовлетворение материальных и духовных нужд этого многочисленного класса церковнослужителей и поднимается самый духовный уровень низших членов клира, что составляет неотложную нужду нашего времени. Монашествующие, собравшись под председательством своих настоятелей, избирают по одному представителю на обще-епархиальный съезд, который, в свою очередь, избирает одного депутата на Собор. II. Разделение России на церковные округа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что в русской церкви должно быть восстановлено патриаршество – это, по-видимому, всеобщее желание. Но что такое патриарх, какие его полномочия и как должна быть организована с его учреждением русская церковь – об этом в нашей литературе высказываются лишь смутные представления. Ввиду этого берем на себя труд представить самую общую конструкцию, как должности патриарха, так и целого устройства Русской Церкви, с одной стороны согласную с началами канонического права, а с другой, удовлетворяющую настоятельно заявляемым потребностям времени. Свой труд мы разделяем на две части. В первой попытаемся установить канонические основания патриаршей должности, в частности рассмотреть: что есть патриарх, как церковная должность? Права и полномочия патриарха; способ применения этих полномочий, избрание и удаление от должности. В 2-й части попытаемся представить план устройства всей русской церкви. Что есть патриарх? В источниках канонического права получаем следующий, довольно пространный ответ на этот вопрос. 1) Патрархъ есть образъ живъ Христовъ и одушевленъ, длесы и словесы въ себ живопису истину. Патриарх есть живой и одушевленный образ Христа, делами и словами в себе самом наглядно выражающий истину. 2) Первое убо патрарху] ихъ же отъ Бога пртъ, во благочести и чистот жите [со]хранити, потомъ же и вс еретики поскольку мощно тому ко православю и соединеню церковному обратити. Еретицы же законы и правилы нарицаютс, же соборнй необщевающес церкви. Еще же и неврны свтлымъ и чуднымъ его днемъ удивл, подражател сотворити в вр, и зрщихъ дла его служител Пресвтй и Единосущнй Троиц елико по немъ содлати. Задачею патриарха должно быть, во-1-х, сохранение в благочестии и святости тех, кого он принял от Бога, а затем – по силе своей – и всех еретиков обращение к православию и единению церковному. Еретиками законы и каноны называют и тех, кто (вообще) не имеет общения со вселенскою церковию. Кроме того, изумляя светлым, блестящим и чудным деланием (патриарх должен стремиться) – сделать и самых неверных подражателями вере, и их, видящих дела его, насколько от него зависит, воспитать служителями Всесвятой и Единосущной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

28 нояб. 1968 г. определен быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии, ректором ЛДА. Хиротонию Г., состоявшуюся 6 дек. 1968 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил митр. Никодим (Ротов). 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Свящ. Синода по вопросам христ. единства, в дек. того же года вошел в комиссию по канонизации свт. Николая (Касаткина) , архиеп. Японского. 25 июня 1970 г. назначен епископом Венским и Австрийским. По инициативе Г. в приходе свт. Николая в Вене была открыта детская школа правосл. воспитания с преподаванием на рус. языке, введена практика ежемесячного совершения Божественной литургии на нем. языке, на австр. радио проводились регулярные выступления и проповеди. 2 сент. 1974 г. переведен на Виленскую и Литовскую кафедру. В окт. 1976 г. возглавил делегацию РПЦ на болг. торжествах по случаю 1100-летия рождения прп. Иоанна Рильского . С 19 апр. 1978 г. епископ Тульский и Белёвский. Во время пребывания на кафедре Г. часто проводил пастырские собрания духовенства и осуществлял меры по упорядочению церковноприходской жизни, что вызывало порицания со стороны уполномоченных Совета по делам религий при Совете министров СССР . В 1980 г. организовал в епархии празднование 600-летия Куликовской битвы. 9 сент. 1983 г. возведен в сан архиепископа. 29 июля 1986 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Ср. Европы. В 1988 г. при поддержке герм. властей и религ. общественности Г. провел в Зап. и Вост. Берлине широкое празднование 1000-летия Крещения Руси . В 1989 г. выступил инициатором международной научной конференции, посвященной 400-летию Патриаршества в Русской Церкви, к-рая состоялась при поддержке христ. ученых ФРГ в евангелической академии округа Байройт. В Зап. Берлине Г. была создана правосл. воскресная школа для детей и взрослых. В 1990 г. для душепопечительской работы с переселенцами из СССР в Карлсхорсте (Вост. Берлин) был учрежден правосл. центр. С упразднением Патриаршего Экзархата в Ср. Европе 31 янв. 1990 г. получил титул «Берлинский и Лейпцигский». На Поместном Соборе РПЦ 1990 г. Г. выступил с требованием возвращения церковной собственности, а также законодательного оформления прав верующих на празднование религ. праздников, признания права юридического лица не только за отдельными приходами, но и за всей иерархической структурой Церкви, предоставления права преподавания основ вероучения как факультативного предмета в общеобразовательных гос. школах, права «печалования Церкви за неправедно наказанных и обездоленных», поднял вопрос о канонизации новомучеников.

http://pravenc.ru/text/164775.html

7. Церковное имущество и содержание духовенства 54. Имущественные права церкви 54.1.Учения о субъекте собственности церковного имущества Церковь – богоучрежденный институт, происхождение ее неотмирно; но по своей человеческой природе она пребывает и на земле, и в этом отношении Церковь поставлена в обыкновенные условия жизни, имея нужду в земных вещественных средствах. Для общественного богослужения необходимы особые здания – храмы, а также богослужебная утварь, священническое облачение. Кроме того, в состав Церкви входит клир, для которого храмовая служба и управление церковными делами составляют повседневное профессиональное занятие. В силу этого духовные лица практически не имеют возможности добывать себе пропитание и вообще средства к существованию помимо своего служения в Церкви либо затруднены в этом, и потому Церковь должна располагать средствами, чтобы содержать духовенство. В канонах нет ответа на вопрос о том, кому в Церкви принадлежит право собственности на имущество, используемое в религиозных целях. Поскольку в Византии, на Руси и на Западе вплоть до позднего средневековья церковное имущество в принципе было неотчуждаемо, вопрос этот не имел практической важности. Однако в эпоху Реформации, когда Католическая церковь лишилась не только своих пасомых, отпадших в Протестантские Церкви, но и богатств, в том числе земельных владений, вопрос о церковном праве собственности приобрел не только богословский и теоретический, но и практический смысл. С первых веков церковной истории выдвигались разные учения о субъекте собственности церковных имуществ. Еще на почве римского права сложилось учение, согласно которому церковное имущество, предназначенное исключительно для церковных нужд, принадлежит Богу. Но противники этой теории использовали такой аргумент: к Богу неприменимы юридические понятия гражданского права об обязательствах, взысканиях за долги, подчинении регулятивной власти государства. Поэтому некоторые немецкие ученые называли данную теорию «наивным богохульством».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Архив Пн В столице Англии состоялись торжества, посвященные 50-летию освящения Успенского кафедрального собора Сурожской епархии 16 октября 2006 г. 12:27 14 октября 2006 года лондонский кафедральный собор Русской Православной Церкви отметил свое 50-летие. В 1956 году он был освящен и стал выдающимся центром православной жизни в Великобритании, любимым домом молитвы русского прихода в английской столице, история которого насчитывает без малого 300 лет. На юбилейные торжества собралось множество верующих. В день Покрова Божией Матери Божественную литургию в соборе Успения Божией Матери и Всех святых по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей . Ему сослужили временно управляющий Сурожской епархией архиепископ Корсунский Иннокентий , архиепископ Керченский Анатолий , архиепископ Берлинский и Германский Феофан , епископ Венский и Австрийский Иларион , клирики Сурожской епархии и гости, прибывшие на праздник из других епархий. Священнослужители Сурожской епархии, потрудившиеся на ниве церковной, были отмечены Патриаршими наградами. Архиепископ Керченский Анатолий был награжден орденом прп. Серафима Саровского (II степени). Один из старейших клириков епархии протоиерей Бенедикт Рамсден был удостоен права ношения митры, протоиереи Даниил Джозеф, Максим Никольский и Михаил Гоголев — права ношения креста с украшениями. Священник Михаил Дудко был возведен в сан протоиерея, права ношения золотого наперсного креста удостоены священники Стефан Платт, Филипп Стир, Рафаил Армур, Иоанн Палмер, Григорий Батлер и Андрей Лаут. В сан протодиакона возведен диакон Джозеф Скиннер. Диаконы Вадим Санцевич, Петр Виллис, Николай Смолл и Павел Вуд награждены Патриаршими грамотами. За богослужением молитвенно пели хор Успенского собора и хор московского Данилова монастыря. В слове по окончании богослужения митрополит Смоленский Кирилл передал молящимся поздравления Предстоятеля Русской Православной Церкви с юбилеем Патриаршего Успенского кафедрального собора и подчеркнул, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы, почитаемый преимущественно Русской Церковью, стал для нашего много страдавшего народа символом надежды, возлагаемой на Господа и Его Пречистую Матерь.

http://patriarchia.ru/db/text/152007.htm...

Введение 1. Церковь и право 1.1. Богочеловеческая природа Церкви Являя собой Царство Небесное на земле и имея Богочеловеческую природу, Церковь Христова отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных. Церковь – это Божественное учреждение, в котором Святой Дух подаёт людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обожения. Церковь Христова – это Царство не от мира сего ( Ин. 18:36 ), в то же время – это Царство, видимо явленное в сём мире. С человеческой стороны она представляет собой, по авторитетному определению из «Катехизиса» святителя Филарета, «общество человеков, соединённых верою, законом Божиим, Священноначалием и Таинствами» 1 . В самом Священном Писании слово « церковь » употребляется и для указания на её неземную природу: дом Божий, «который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ), Тело Христово, «которое есть Церковь » ( Кол. 1: 24–25 ). И для того, чтобы обозначить её как человеческое общество, говоря о том, что согрешившего брата надо сначала обличить наедине, а если не послушается, то перед свидетелями, Господь добавил: «Если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). Характерно, что сама этимология слова « церковь » на разных языках проливает свет на оба эти – Божественное и человеческое – начала в природе Церкви. Понятие « церковь » ведёт происхождение от двух греческих слов. На славянских и германских языках (цкрва – по-сербски, Kirche – по-немецки, church – по-английски) слово «церковь» восходит к греческому словосочетанию κυριακη οικον (Дом Господень), а по-латыни и в языках романских (ecclesia, léglise, chiesa) происходит от греческого слова εκκλησια, которое обозначает общественное, или народное, собрание. Как Тело Христово, Церковь бесконечно превосходит всё земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: в частности, вступает в те или иные отношения с государствами и другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит её в область права. Однако область права касается не только статуса Церкви в государстве и её отношений с другими общественными образованиями. Она охватывает и внутрицерковную жизнь общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Горстка миллионов РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101267.html 06 мая 2013 Виктор Малухин Горстка миллионов Источник:  http://www.aif.ru/society/article/62880 Аргументы и факты Виктор Малухин, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата На излёте общественной дискуссии по обсуждению проекта закона о защите чувств верующих на сайте еженедельника " Аргументы и факты " появилась пространная статья Юрия Белановского " Закон о защите чувств верующих – клин между церковью и обществом " . Разумеется, особое мнение " руководителя социальных проектов фонда " Разумный Интернет " , и руководителя молодежного добровольческого движения " Даниловцы " , и публициста, и преподавателя " , и прочая, и разная, и всякая, – не могло не привлечь внимания интересующихся этой проблемой. Но то были, говоря словом Цветаевой, заурядные " читатели газет, глотатели пустот " . Наша распространенная ошибка – причем далеко не только в религиозной и мировоззренческой сфере – состоит в том, что мы бросаемся отвечать на вопросы и реагировать на события, возражать и оспаривать, не продумав предмет обсуждения с должной ясностью мысли А вот для людей, находящихся в теме, дополнительным стимулом, носящим уже, правда, чисто академический характер, стало то обстоятельство, что с 2008 года и по сей день Юрием Белановским опубликовано на этом же интернет-ресурсе ни много ни мало более 160 статей по церковно-общественной проблематике. Ибо слишком часто это бывали опусы разной степени профессионального полузнания, богословской мутности и человеческой самоуверенности. Начиная с голословных домыслов о том, что " известные медийные спикеры готовы отречься от братьев и сестёр во Христе из-за отношения к Путину или к выборам " , и кончая дерзостными публичными рекомендациями автора Патриарху по вопросу о границах его Первосвятительского служения. О проекте закона, призванного защитить конституционные права верующих, Юрий Белановский пишет здесь, можно сказать, регулярно. Уже в октябре прошлого года, при первых известиях о возможности внесения в Госдуму этой нормотворческой инициативы, он откликнулся на неё заметкой под вполне красноречивым заголовком " Оскорблённые чувства верующих – это недоразумение " . Юрий Белановский писал тогда: " Как бы парадоксально это ни звучало, но на сегодня ни с точки зрения светского государственного права, ни с точки зрения церковного права невозможно сказать, кто из верующих является членом Русской православной церкви, которая формально, по спискам, состоит из очень ограниченного числа людей – священнослужителей и горстки мирян, входящих в " приходские советы " . Вот вам и вся эта хвалёная, якобы крупнейшая по численности во Вселенском Православии, Русская Церковь. Получите и распишитесь за " ограниченное число людей " . А далее, как частенько у Белановского, следует вытекающая отсюда диковатая мешанина из невежественных суждений и бездоказательных подозрений.

http://religare.ru/2_101267_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010