Византийские канонические сборники должны были перейти в Россию как потому, что русская церковь заимствовала христианскую веру из Византии, так и потому, что она находилась в юридической зависимости от константинопольского церковного правительства, следовательно, с необходимостью должна была подчиняться тем же нормам и руководствоваться теми же сборниками, каким подчинялась и какими руководствовалась церковь византийская. Но вопрос о том, когда явился на Руси славянский перевод византийского номоканона долгое время не был бесспорным и ясным. Некоторые ученые исследователи 893 полагали, что славянский перевод целого номоканона явился не ранее второй половины XIII в., именно при митрополите Кирилле II, причем ссылались как на то, что лица высшей духовной иерархии на Руси были в большинстве византийцы, для которых славянский перевод номоканона не только не составлял необходимости, а даже представлял неудобство в пользовании, так в особенности на замечательные слова, произнесенные митрополитом Кириллом II на владимирском соборе 1274 г. Киевский митрополит, обращавшийся за несколько лет до владимирского собора к болгарскому деспоту 894 Якову Святиславу с просьбой о присылке на Русь славянского номоканона и получивший просимое, сравнил по этому поводу в своей речи на владимирском соборе состояние русского церковного права до получения славянского номоканона из Болгарии и состояние после получения в следующих выражениях: «аз Кирилл, смеренный митрополит всея Руси, многа убо видением и слышанием неустроение церквах, ово сице дьржаща, ово инако, несогласия многа и грубости или неустроением пастушьскым или обычаем неразумия или неприхожением епископ или от неразумных (т. е. непонятных) правил церковных, помрачени бо беаху преже сего облаком мудрости иелиньского языка; ныне же облистата, рекше истолкованы быта, и благодатью Божиею ясно сияют, неведения тьму отгоняще и все просвещающе светом разумным и от грех избавляюще» 895 . Отсюда как будто следовало, что, до момента получения Кириллом II славянского номоканона из Болгарии, на Руси не было славянского перевода правил, которые «были покрыты облаком мудрости еллинского языка». В настоящее время однако признается за несомненное 896 , что

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Предисловие Пастырями нашей отечественной Церкви уже давно сознается настоятельна нужда в возможно полом и систематическом собрании канонических постановлений Вселенской Церкви и действующих церковно-гражданских постановлений Русский Церкви относительно всех их прав и обязанностей. Желая оказать посильную помощь нашим пастырям – удовлетворить настоятельную их нужду, мы и предприняли настоящий труд под заглавием «Права и обязанности пресвитеров, на основании законов Христианской Церкви и по церковно-гражданским постановлениям Русской церкви». При составлении своей книги мы имели в виду и потребности наших духовно-учебных заведений – семинарий, в которых преподаватели так называемого «Практического руководства для пастырей» и воспитанники изучающие этот предмет бывают поставлены в большое затруднение: за неимением подходящего и боле или менее полного руководства по предмету «Практическое руководство для пастырей». Первые вынуждены бывают непроизводительно тратить силы и время на составление записок, а последние – на переписывание их. Смеем надеяться, что наша книга будет пригодной для тех и других. Во всяком случае, насколько мы успели и сумели выполнить свою задачу, предоставляем судить об этом людям опытным и компетентным в области церковного и церковно-гражданского законодательства относительно жизни и деятельности пастырей, и если первая часть нашей книги окажется небесполезной, то поспешим издать вторую и третью части ее. Составитель. Отдел I. Права и обязанности пресвитеров, по основным законам Христианской Церкви и по церковно-гражданским постановлениям Русской Церкви Христианская церковь есть богоучрежденное общество верующих во Иисуса Христа, соединенных между собой в общий духовный союз единством вселенского исповедания веры, освящаемых благодатью Св. Духа вТаинствах и под невидимой Главой – Христом, преемственной от апостолов властью духовно управляемых ко спасению. Она действует в мире сообразно с назначении своим от Божественного своего Основателя, как то: 1) непрестанно распространяет свои пределы в мире и сохраняет себя в целости и чистоте так, как основана самим Иисусом Христом и устроена апостолами, 2) действует к освящению и спасению верных всеми, предоставленными ей от Иисуса Христа, благодатными средствами; 3) благоустрояет свое видимое управление и зависящими от нее мерами ограждает свое благосостояние. Те правила, по которым она действует в мире, сообразно со своим назначением, которыми она сама управляется, как общество, и управляет духовной жизнью верующих, – и называются церковными законами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Приложения К вопросу о хронологическом и материальном отношении между номоканоном Постника и 102-м правилом Трульсского собора По этому вопросу мы имели уже случай, еще до издания настоящего труда, высказаться согласно с тем, что изложено выше на стран. 24–26, в критическом разборе книги проф. Н. С. Суворова , озаглавленной: «Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права» (Ярославль 1888). В ответ на этот разбор (напечатанный в Чтениях Общ. Любит. Духов. Просвещ. за 1892 г. и отдельною брошюрой под заглавием: «Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках юго-славянского и русского церковного права») профессор Николай Семенович издал новую и более обширную книгу, указанную нами выше (стр. 26, прим. 1). Почтенный автор потратил здесь не мало времени, труда и остроумия, чтобы доказать, что установляемое нами хронологическое и материальное отношение между 102-м каноном Трулльского собора и номоканоном Постника (т.-е. старшинство последнего пред первым и согласие между ними в признании основных начал дисциплины церковных покаяний) сделано «произвольно и неправильно» (стр. 111). В доказательство справедливости этого строгого отзыва, проф. Суворов предлагает обширное толкование означенного соборного правила, присоединяя сюда такое же толкование 3-го правила Василия Великого , поцитованного собором в конце своего канона. Высокое значение того и другого правила в истории покаянной дисциплины восточной церкви и научная важность вопроса об отношении их к покаянному номоканону, носящему на себе имя Иоанна Постника , побуждают нас внимательно рассмотреть упомянутые толкования почтенного профессора. Начнем с 3-го правила Василия Великого . Оно состоит из двух частей: в первой говорится о диаконе, впадшем в блуд по принятии сана и, на основании обще-церковного правила, подлежащем за этот грех извержению из сана, без предания публичному покаянию, наравне с мирянами, виновными в том же грехе. Изложив мотивы этого обще-церковного правила, Василий Великий во второй части своего собственного правила высказывает свое личное мнение о том, достаточно ли по отношению к соблудившему диакону ограничиваться только извержением его из сана, как требуют «уставы» (τατα μν ον τν τπων), или нужно еще иметь в виду и ничто другое, именно, требования высшего нравственного закона, в силу которых «истиннейшее уврачевание всякого грешника (и клирика и мирянина) есть удаление от греха, так что (диакон) отвергший благодать (рукоположения) ради удовольствия плоти подаст нам совершенное доказательство своего исцеления, аще с сокрушением сердца и со всяким порабощением плоти воздержанию, отступить от удовольствий, которыми совращен был.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Источники церковного права византии X-XV веков. Постановления Соборов, Патриархов и епископов Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Императорские законы. Канонисты началом нового периода в истории церковного права считают время издания «Номоканона» в редакции Патриарха Фотия - 883 г. В эту эпоху произошло отделение Римской Церкви от Вселенского Православия. Вселенские Соборы уже не созываются. Правовые определения Поместных Соборов, даже если они и получают общецерковное признание, не включаются в основной канонический кодекс Церкви, который рассматривается как уже завершенный, его составляет «Синтагма» Фотиева «Номоканона.» Константинопольская кафедра оставалась первенствующей на православном Востоке, но разгром Византии крестоносцами (1203 г.), территориальное умаление империи, теснимой турками, неоднократные попытки заключить унию с Римом подрывают ее авторитет в глазах православных негреческой национальности. В этот период рождаются Православные Церкви у славянских народов - русских, болгар, сербов, получивших крещение от Византии. Поскольку новые правила, издаваемые Поместными Соборами, уже не вошли в канонический свод, а в связи с постоянно меняющимися обстоятельствами церковно-политической жизни необходимость в церковном правотворчестве не отпала, особо важное значение приобретают толкования канонов. Даже постановления Соборов этой эпохи приобретают характер толкований древних правил. Главным законодательным учреждением Православной Церкви в рассматриваемый период, когда Поместные Соборы созывались нерегулярно и редко, стал Синод эндимуса Константинопольского Патриархата, так называемый домашний собор, участники которого отбирались из архиереев, случайно оказавшихся в столице. Среди важнейших постановлений Константинопольских Синодов - «Томос единения,» изданный в 920 г. при Патриархе Николае Мистике. Этим постановлением признавался действительным четвертый брак императора Льва Философа, и одновременно подтверждался канонический запрет четвертого брака. Название постановления связано с тем, что благодаря ему восстанавливался мир между церковной и государственной властью, нарушенный незаконным браком императора.

http://sedmitza.ru/lib/text/432365/

Введение Глава I. Общие основы церковного права §1. Религия и религиозное общество Стремление к общению с Высшим Существом присуще человеческому духу на всех ступенях человеческого развития. Этой потребности общения с Богом человек удовлетворяет не только внутренне, в своём уме и сердце, но и внешним образом – в известном культе, в актах внешнего богопочтения. В мире дохристианском мы находим весьма большое разнообразие религий, при чем религия имела характер национальный, рассматривалась, как исключительное достояние отдельного народа 2 : сколько было наций, языков (язык является главным отличительным признаком национальности), столько было и религий, которые поэтому и называются языческими. Начало и конец религии в мире дохристианском совпадали с началом и концом исторической жизни национальности; когда прекращалась политическая самостоятельность народа – прекращалось существование и религии этого народа. Идея всемирного религиозного общества, обнимающего собою все человечество, миру дохристианскому была неизвестна. Совершенно иной характер носит религия христианская. Христианская религия не связана с территорией какого-либо одного государства, она не является достоянием одного народа; христианская религия дана её Основателем для всех народов, для всего мира. «Идите по всему миру, и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марк. ΧVΙ, 15) – заповедал И. Христос ученикам. Исполняя это поручение Господа, Апостолы разошлись по всему миру, ко всем народам, так что, «по всей земле прошёл голос их, и до пределов вселенной слова их» ( Рим. Х, 18 ). Христианство распространилось по всем пяти частям света, сделалось вселенскою религией, которую приняли разные народы, с разнообразными нравами, с разнообразными обычаями. Этим универсальным характером христианская религия резко отличается от религий языческих. §2. Церковь и её право Для осуществления своих религиозных целей люди всегда соединялись в общества. Последователи христианской религии, с первых Бремен распространения её по вселенной, также составили общества (в Малой Азии, в Греции, в Риме), из совокупности которых образовалась соборная или вселенская церковь . Единство церкви сохранилось, к сожалению, недолго; но идея об атом единстве церкви живёт в христианском мире и стремление к восстановлению нарушенного единства по временам сказывается с большею или меньшею ясностью; в последнее время это стремление сделалось особенно заметным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Владимир Русак Скачать epub pdf Раскол Зарубежной Церкви Западно-Европейский Экзархат В конце гражданской войны, в феврале 1920 года, архиепископ Евлогий был в Сибири, откуда по поручению Высшего Церковного Управления на Юге России выехал в Европу. По его же просьбе в октябре 1920 года ВЦУ назначило его временно управляющим заграничными приходами в Западно-Европейской епархии (прежде бывшими в ведении Петроградского викария). Настоятель парижской посольской церкви о. Иоанн Смирнов , желая иметь подтверждение полномочий ВЦУ от центральной московской церковной власти, запросил Москву через Финляндского архиепископа. 2 марта 1921 года патриарший Синод в Москве, под председательством митроп. Евсевия, признал законными действия ВЦУ и факт назначения им архиепископа Евлогия на Западно-Европейскую епархию в таких словах: “В виду состоявшегося постановления Высшего Церковного Управления заграницей, считать церкви в Западной Европе временно под управлением Преосвященного Евлогия”. Закрывая ВЦУ в мае 1922 года, Патриарший Синод и Совет мотивировал свое постановление следующим образом: “Принимая во внимание, что за назначением тем же Управлением Преосвященного митрополита Евлогия заведывающим русскими православными церквами заграницей, собственно, для Высшего Церковного Управления там не остается уже области, в которой оно могло бы проявить свою деятельность, означенное Высшее Церковное Управление упразднить, сохранив временно Управление Русскими заграничными приходами за митрополитом Евлогием и поручить ему представить соображения о порядке управления названными церквами”. Патриаршее управление исходило из соображений, что права митроп. Евлогия, как управляющего Западно-Европейской епархией, покрывают права Управления (даже не расширяясь, а оставаясь в тех же рамках). Возможно, патриаршее управление не знало, что в ведении Заграничного Управления состояли 9 епархий при 12 правящих и викарных архиереях во всех частях мира. Митрополит Евлогий, в нормальном случае, должен был искать “соображения о порядке управления” (в пределах своей епархии) у того, от кого он и получил свои права (тем более, что патриарх в это время уже был арестован).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть 2. Исторический очерк развития источников церковного права Глава 1. История источников церковного права в первые три века христианства § 56. Содержание этой главы От начала своего существования на земле, христианская церковь руководствовалась в своей жизни различными нормами, почерпавшимися ей из различных источников. Главными источниками служили: закон ветхого завета, учение Иисуса Христа, послания апостолов и предание с обычаем. На основе же норм, заимствованных из этих источников, с течением времени возникли и некоторые другие, в виде соборных постановлений и канонических ответов, и посланий. Кроме того, весьма рано обнаружилась в церкви потребность составления сборников, в которых бы соединены были, с возможными порядком и полнотою, руководящие нормы церковной жизни. Таким образом, в настоящей главе будут рассмотрены источники церковных норм в отдельности и сборники таковых норм, каковой порядок будет принят и в последующих главах. § 57. Закон ветхого завета 587 Христианская церковь тем менее могла считать себя свободной от соблюдения закона Моисеева, что сам Основатель ее, по Его собственным словам 588 , пришел не отменить или уничтожить закон моисеев, а восполнить и объяснить его, и что первоначально евреи рассматривались то как исключительно, то, по крайней мере, как предпочтительно призванные к вступлению в христианскую церковь . Поэтому не только первые христиане в Иерусалиме, вместе с апостолами 589 , но и апостол Павел с его помощниками, действовавшие между язычниками, признавали еврейское священство, являлись в храме для совершения предписанных законом Моисея религиозных обрядов 590 и вообще старались вести себя так, чтобы их никто не мог упрекать в несоблюдении закона предков 591 . Насколько, однако, естественно было христианам из евреев придерживаться предписаний моисеева закона, настолько же затруднительно было распространить эти предписания на христиан из язычников. Поэтому, вскоре после того как проповедь христианства была обращена к язычникам, в жизни церковной должен был возникнуть настоятельный вопрос об обязательной силе моисеева закона для христианской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Часть II. Внутреннее право церкви Отдел первый. Устройство церкви I. Устройство православной церкви § 24. Вступление в церковь Согласно со Св. Писанием, принятие в церковь происходит посредством крещения; для лиц же крещенных в других христианских исповеданиях – или посредством миропомазания 44 , или же просто через одно покаяние, сопровождаемое формальным отречением от прежних заблуждений и исповеданием православного вероучения 45 . Необходимым условием для принятия в церковь является свободная и сознательная воля лица, желающего вступить в церковное общество и знание основных начал христианской веры. Поэтому в древней церкви крещение совершалось обыкновенно над людьми, прошедшими известное состояние испытания и приготовления, называемое оглашением и продолжавшееся до 3-х лет 46 . По действующему русскому законодательству, для лиц, достигших гражданского совершеннолетия (21 г.), положен 40-дневный срок оглашения, а для лиц несовершеннолетних – 6-месячный 47 . Относительно крещения младенцев, совершаемого по вере родителей и восприемников, которые обязуются перед церковью дать им христианское воспитание, надо заметить, что введение в церковное общество детей было вменено в непременную обязанность их родителям еще византийским законодательством. Эту обязанность возлагает на родителей и наше законодательство, предписывающее им, под страхом уголовного наказания 48 , крестить и воспитывать своих детей по чину православной церкви, хотя оно не определяет при этом срока, в течении которого крещение должно быть совершено. Глава I. Личный состав церковного общества В личном составе церковного общества нужно различать: мирян, монашество и клир или иерархию § 25. Состояние мирян; их права и обязанности в церкви Вступивши в церковное общество и сделавшись членом Православной церкви, каждое лицо имеет в отношении к ней известные права и обязанности. В частности, каждый мирянин имеет право: 1) Участвовать в религиозно-богослужебных собраниях и пользоваться всеми благами христианской религии, между прочим, приобщаться таинства Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Источники права Русской Православной Церкви до учреждения Святейшего Синода Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Источники Византийского происхождения. До середины XV века Русская Православная Церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Она руководствовалась теми же «Номоканонами,» что и Константинопольская Церковь. Для нее обязательными были все постановления Соборов, Патриархов и Синодов кириархальной Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям. Некоторые из этих грамот дошли до нас. Среди них: 1) грамота Патриарха Луки Хрисоверга к Суздальскому князю Андрею Боголюбскому с отказом в его просьбе об учреждении во Владимире-на-Клязьме отдельной митрополии, независимой от Киевской кафедры (1160 г.); 2) грамота Патриарха Германа Киевскому митрополиту Кириллу, запрещающая хиротонию холопов, а также настаивающая на невмешательстве князей и бояр в дела церковного суда и на неприкосновенности церковного имущества (XIII в.); 3) соборные ответы Патриарха Иоанна Векка на вопросы Сарайского епископа Досифея (1276 г.); 4) грамота Патриарха Нифонта Тверскому князю Михаилу Ярославичу по поводу его жалобы на святителя Петра (начало XIV в.); 5) грамота Патриарха Нила, посланная в Псков по поводу ереси стригольников; в этой грамоте оправдывается взимание пошлины со ставленников (1382 г.); 6) грамота Патриарха Антония великому князю Московскому Василию Дмитриевичу с укоризной за неуважение к византийскому императору (конец XIV в.). В грамоте предписывается возносить имя императора за богослужением во всех храмах Русской Церкви. Грамота Патриарха Германа и соборные ответы Патриарха Векка входили в состав русских «Кормчих.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432371/

VII. Некоторые аспекты современной жизни католической церкви Протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, церковного права и церковной истории. Высшее управление римско-католической церкви 890 29.1. Папа. Раздел Римско-католического Кодекса канонического права о высшей церковной власти начинается с преамбулы, в которой говорится, что, подобно тому как по установлению Спасителя святой Петр и другие апостолы составляли единую коллегию, так и Римский первосвященник, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов, составляют единое целое. Епископ Римской церкви, на котором лежит ответственность, возложенная Господом на первого среди апостолов – Петра, является главой епископской коллегии, викарием Христа и пастырем всей земной церкви; ему принадлежит в церкви власть ординарная, верховная, полная, непосредственная и универсальная. Эту полную и верховную власть в церкви он получает через законное избрание, принятое им, и через епископское посвящение. Поэтому если верховным первосвященником избирается епископ, то он становится таковым после того, как выразит свое согласие, а если не епископ, то он должен быть тотчас посвящен во епископа. В случае отказа Римского первосвященника принять возлагаемую на него ответственность необходимо, чтобы отказ был сделан им по собственной воле, без принуждения и выражен вполне однозначно. Римский первосвященник имеет власть не только над всей церковью, но и над каждой из Поместных церквей. Исполняя миссию верховного пастыря церкви, Римский первосвященник всегда действует в сотрудничестве с другими епископами и всей церковью, но от него одного зависит, будет ли эта миссия исполняться им единолично или коллегиально (при этом учитываются нужды церкви). Приговоры и декреты Римского первосвященника обжалованию и отмене не подлежат; апелляции на них не подаются. Епископы оказывают помощь Римскому первосвященнику в исполнении его миссии, и организационные формы такой помощи могут быть разными, например, посредством проведения собора епископов. Ему помогают также кардиналы и другие лица и учреждения: все они действуют по его поручению и от его имени. Когда Римская кафедра вдовствует, никаких преобразований в управлении церковном не проводится, действуют лишь законы, специально изданные на этот случай.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010